Международный студенческий научный вестник. Применение логопедического массажа Массаж для стимуляции речи у детей

К сожалению, статистика говорит о том, что с каждым годом количество детей с задержкой психического развития растет. Такая задержка, в свою очередь, провоцирует нарушение речи и умственных функций. Справиться с нарушениями речевого развития помогут занятия по специальным методикам: массаж мочек ушей, массаж языка для развития речи ребенка, артикуляционная гимнастика. Все они направлены на одну цель – помочь малышу развить свою речь.

Логопедический массаж – что это?

Массаж логопедический – это популярный метод коррекционно-педагогического воздействия. Основывается он на механическом воздействии на речевой аппарат. При грамотном воздействии происходит нормализация речи.

Эта техника используется давно, но продолжает развиваться ежегодно. Дефектологи, педагоги, логопеды постоянно разрабатывают новые методики и тактики для массажа. Существуют занятия как профессионального уровня, так и домашнего (выполняются родителями или самим ребенком).

Какие цели преследуют специалисты, назначая логопедические упражнения?

  • Привести в тонус мускулатуру лица.
  • Нормализовать работу малоподвижных мышц.
  • Снизить патологические движения в мышцах (судороги, гиперкинезы и прочее).
  • Увеличить амплитуду артикуляционных движений.
  • Сформировать произвольные артикуляционные движения.
  • Скорректировать состояние при парезах и параличах мышц.

Эффективные виды логомассажа

Самыми популярными признаны следующие виды логопедического массажа.

  1. Классический, или ручной массаж. Проводится специалистом с помощью рук и различных приспособлений (зубная щетка, шпатель). Используются похлопывания, поглаживания, растирания, легкая вибрация.
  2. Зондовый массаж по Новиковой. Этот вид воздействия предложила логопед Елена Викторовна Новикова. Проводится с помощью приспособлений (топорики, вилочки и другие).
  3. Точечный массаж , в ходе которого специалист воздействует на точки, связанные с речевым аппаратом. Стимуляция этих точек способствует активации речи.
  4. Массаж вибрационными аппаратами.
  5. Самомассаж , в ходе которого малыш сам себе массажирует мускулатуру лица.

Все виды массажа (кроме последнего) проводятся квалифицированными специалистами. Если нет возможности постоянно проводить занятия у специалиста, делать логомассаж могут родители. Для этого им необходимо пройти курс обучения по необходимой технике массажа.

В зависимости от конечной цели массаж разделяется на 2 вида:

  1. успокаивающий (при гипертонусе, парезах);
  2. активизирующий (при ДЦП).

Показания к проведению

Массаж для развития речи имеет четкие показания к проведению:

  1. все виды заикания;
  2. различные дефекты речи (афазия, дислалия, брадилалия);
  3. потеря голоса (частичная);
  4. незначительные нарушения голоса;
  5. неконтролируемое слюноотделение;
  6. ДЦП (детский церебральный паралич);
  7. патология произношения, вызванная сильным напряжением мышц лица;
  8. гипертонус лицевых мышц;
  9. проблемы с развитием артикуляционных мышц;
  10. дизартрия (ограничение подвижности языка, неба, губ).

Показания для проведения логопедического массажа определяет врач. Родителям малыша выдается направление на посещение массажиста или логопеда в детском медицинском учреждении. Если у родителей нет желания посещать государственного специалиста, они могут обратиться к частному. При этом обязательно стоит проверить его квалификацию (наличие дипломов и сертификатов).

Противопоказания

Логомассаж имеет ряд противопоказаний:

  1. стоматиты, гингивиты и прочие заболевания ротовой полости;
  2. конъюнктивиты, блефариты и другие заболевания глаз;
  3. инфекционные заболевания общего типа (ветрянка, грипп, корь и прочие);
  4. герпетическая инфекция;
  5. пульсация артерий и вен;
  6. увеличение лимфатических узлов;
  7. заболевания кожи (дерматиты, лишаи);
  8. обострение любого соматического заболевания;
  9. нарушение целостности массажируемых кожных покровов (ссадины, порезы);
  10. синяки на лице;
  11. нарушения сосудистой стенки, тромбозы;
  12. онкологические заболевания;
  13. грибковые поражения кожных покровов;
  14. страх ребенка перед специалистом или приспособлениями;
  15. гиперчувствительность кожи малыша.

Участковый невропатолог должен выдать родителям справку об отсутствии противопоказаний для проведения логопедического массажа. Опытный и квалифицированный логопед обязательно потребует у родителей данный документ.

Особенности проведения логомассажа

Проведение упражнений для коррекции речи у детей – это серьезное действие, требующее специальной подготовки специалиста, родителей и детей. Поэтому важно знать определенные правила подготовки.

Подготовка логопеда перед сеансом заключается в составлении индивидуального плана упражнений для каждого ребенка и соблюдении санитарно-гигиенических норм:

  • чистая индивидуальная одежда (халат или костюм), медицинские перчатки, маска;
  • одноразовые или продезинфицированные инструменты;
  • частое мытье рук или использование антисептического раствора;
  • применение антисептического раствора для ротовой полости малыша («Мирамистин», «Гексорал»);
  • использование стерильных салфеток.

Также важна подготовка родителей и малыша.

  • Если сеанс проводится дома, необходимо проветрить помещение.
  • Ребенок не должен быть голодным. Но и кормить его непосредственно перед приходом специалиста не стоит.
  • Если малыш не в настроении, капризничает и плачет, стоит отложить логомассаж.
  • Если кроха неважно себя чувствует (головная боль, тошнота, другие симптомы), стоит отложить сеанс.

Длительность одного массажного сеанса зависит от возраста ребенка. Чем меньше кроха, тем короче работа с логопедом.

  • Возраст от 0 до 3 лет – 5-10 минут.
  • Возраст от 4 до 7 лет – 15-20 минут.
  • Ребенок школьного возраста – больше 20 минут.

Первый сеанс логомассажа не должен длиться больше 5-10 минут. В первый раз происходит знакомство малыша с логопедом, новый опыт механического воздействия. Если ребенок нормально отреагировал на первый раз – смело увеличивайте длительность работы.

Курс массажа состоит из 10-20 процедур. В неделю проводится 2-3 занятия. Иногда, по особой необходимости, занятия могут проходить через день или чередоваться с другими реабилитационными мероприятиями. Если ребенку необходимо несколько курсов, то между ними соблюдается перерыв. Минимальная длительность перерыва – 14 дней. За это время организм малыша успевает перестроиться и подготовиться к новому воздействию.

Различные техники логомассажа

Рассмотрим основные массажные техники в зависимости от задействованных зон.

Логопедический массаж языка

  • Проводится профессиональными приспособлениями (зондами, лопаточками) или подручными материалами (ложками, зубными щетками). Может проводиться руками в стерильных перчатках.
  • Во время проведения под язык подкладываются сухие стерильные салфетки для впитывания излишков слюны.
  • При возникновении жалоб на боль и дискомфорт со стороны ребенка работа прекращается до следующего раза.

Логопедический массаж лица

  • Проводится поэтапно, сверху вниз. Сначала обрабатывается лоб, потом щеки, нос, губы, подбородок и шея.
  • Проводится воздействие на специальные точки.
  • Вместо ручного массажа может проводиться массаж чайными ложками.

Логопедический массаж рук

  • Работа с кистями рук улучшает мелкую моторику.
  • Воздействие на определенные точки улучшает нервную и мозговую активность, дает позитивный настрой.
  • Тепло рук специалиста успокаивает и расслабляет.

Массаж мочки уха

  • Сначала массируют уши по отдельности, а после – вместе.
  • Движение начинают от нижнего края мочки уха, постепенно двигаясь вверх.
  • Все движения плавные, нежные, но ритмичные.

Логопедический детский массаж в домашних условиях

Если нет возможности постоянно заниматься со специалистом, то технику логомассажа можно освоить в домашних условиях. Для этого необходимо пройти специальные курсы или попросить помощи у опытного логопеда. Профессионалы своего дела обучат минимальному комплексу приемов и упражнений для правильного развития речевого аппарата. Такой опыт в будущем поможет родителям не один раз.

Как проводится массаж в домашних условиях?

  1. После постановки диагноза составляется индивидуальный план занятий с крохой. Взрослые выбирают подходящие упражнения. Так, при гипотонусе лицевых мышц будет применяться совсем другая тактика, чем при неконтролируемом слюноотделении.
  2. Подготавливается помещение для процедуры. Его необходимо убрать и проветрить.
  3. Инструменты для процедуры (зубная щетка, шпатель, ложки) тщательно моются и обрабатываются кипятком.
  4. Если процедура выполняется в ротовой полости, необходимо надеть чистые медицинские перчатки.
  5. Родитель моет руки с мылом и обрабатывает их спиртосодержащим антисептиком.
  6. Ребенок находится в полусидячем положении с мягким валиком под шеей.
  7. Лучшие движения: поглаживание, растирание, легкая вибрация. Необходимо следить за настроением малыша. Массаж не проводится, если кроха не в духе. Время проведения логомассажа регулируется, согласно детскому возрасту. Если у малыша нет признаков аллергии, можно использовать ароматические масла (масло лаванды – успокаивает, масло лимона – тонизирует и запускает мозговую активность). Для грудничков целесообразнее использовать не масла, а присыпки.
  8. По окончании сеанса важно похвалить кроху, сказать ему приятные слова. Можно поиграть с ним в любимые игры. Такие действия сформируют в детском сознании доброжелательное отношение к занятиям.

Приведем пример простых массажных упражнений, которые способствуют укреплению артикуляционных мышц. И его легко провести с ребенком дома.

Все движения повторяются восемь-десять раз и проводятся «от центра» к периферии. Включают поглаживания, разминания, растирания и пощипывания.

  1. Легкие поглаживания верхней части плечевого пояса (в направлении снизу вверх).
  2. Поглаживание подбородка и нижней части лица (в направлении от центра в ушам)
  3. Массаж губ: поглаживание поочередно верхней и нижней губы в направлении от середины к уголкам. Поглаживание носогубных складок (в направлении от уголков губ к носу). Затем легкое пощипывание губ в направлении от середины к уголкам.
  4. Массаж лица. Поглаживание от середины к вискам лба, затем от середины к волосам. Поглаживание бровей, щек. Разминание щечной и скуловой мышцы – (круговые движения по спирали от центра к ушам). И завершаем пощипыванием щек.
  5. Массаж языка. Включает мягкие круговые движения по разминанию языка от кончика к середине (спереди и по боковым краям). Затем делаются потягивания языка (держа за кончик) — вверх, вниз, влево, вправо. И «причесываем» язык зубной щеткой движениями из глубины к низу. Заканчиваем массаж разминанием – сжиманием языка с боков в направлении «от боков к середине».

Детский логопедический массаж дома дает хорошие результаты в сочетании с артикуляционной гимнастикой. А если добавить дыхательную гимнастику, физиотерапию, разучивание специализированных игр и скороговорок и материнскую заботу, наблюдается просто поразительный прогресс в развитии речи. Врачи советуют родителям не отчаиваться, а изучать техники логомассажа. Этот бесценный опыт не раз выручит маму или папу даже во время воспитания здорового малыша.

Лечение задержки речевого развития – это проведение комплексной коррекционно-развивающей работы, направленной на нормализацию речевой функции у ребенка. При таком диагнозе важно начать лечение как можно раньше, это повышает шансы на полное устранение проблемы. ЗРР – это сложная патология, при которой процесс формирования речи сильно отстает от возрастных норм. Лучше всего заболевание поддается коррекции с помощью .

Преимущественно такой диагноз «задержка речевого развития» ставится малышам в 3-4 года. При такой патологии наблюдается медленное освоение ребенком норм родного языка по сравнению со своими сверстниками.

При задержке речи страдают все ее компоненты, начиная от звуков и словаря, заканчивая фразами. Чаще такое заболевание выявляется у мальчиков, чем у девочек. Подобное и накладывает определенный отпечаток на психических процессах у детей.

С учетом данной особенности патологии чаще всего такие нарушения, как ЗРР и ЗПР, протекают одновременно, и ставится диагноз «задержка психо-речевого развития». Речевые нарушения в детском возрасте – это медико-педагогическая проблема, решение которой проводится при участии различных специалистов.

Виды лечения и особенности

При диагностировании такого нарушения, как , чем лечить патологию определяет специалист.

Важно: родителям следует помнить о том, что чем раньше выявлено нарушение, тем выше шансы на полное выздоровление. Специалисты утверждают, что начинать работать следует сразу же, как возникли подозрения на болезнь.

В 3-4 года с детьми уже работают специалисты, которые занимаются коррекцией речевых нарушений. Борьба с ЗРР у детей обычно проводится с применением следующих методов:

  1. . После тщательного обследования малыша невролог назначает ему прием определенных лекарственных препаратов, действие которых направленно на активизацию деятельности речевых центров и подпитку нейронов головного мозга. Родителям категорически запрещено самостоятельно давать такие препараты ребенку, поскольку назначать их должен только специалист, с учетом запущенности заболевания и индивидуальных особенностей организма.
  2. Физиотерапевтическое лечение. Физиотерапия при задержке речевого развития у детей включает проведение магнитотерапии и электрорефлексотерапии. Благодаря им удается нормализовать работу отдельных участков мозга, отвечающих за речь. Проводить такие процедуры разрешается с 2 лет, но противопоказаниями служат расстройства психики, судороги и эпилепсия.
  3. Занятия с педагогом-дефектологом. Прием лекарственных препаратов и физиотерапевтическое лечение должны сопровождаться работой со специалистами по коррекции речи. Благодаря ежедневным занятиям удается устранить дефекты развития и не допустить возможного возникновения речевого торможения. Кроме этого, специалисты учат ребенка преодолевать трудности в процессе лечения, а вся работа проводится по индивидуальному плану, .

По назначению невролога может проводиться ЭЭГ при задержке речевого развития, благодаря которому удается оценить биопотенциалы мозга и выявить очаги функциональной и патологической активности.

Эрготерапия для детей с задержкой речевого развития предполагает проведение коррекционной работы в комфортных условиях. Это обозначает, что для достижения положительных результатов необходимо хорошее настроение ребенка и заинтересованность в сочетании с другими лечебно-восстановительными мерами.

Еще одним методом лечения является транскраниальная микрополяризация головного мозга при задержке речевого развития, эффективность которой подтверждена множественными исследованиями. В основе методики лежит воздействие электрического тока на мозг, причем сила его намного меньше той, которая применяется при электрофорезе.

Важно: после проведения курса лечения при ЗРР наблюдается уменьшение импульсивности, восстановление внимания, усидчивости и памяти. Кроме этого, появляются новые слова, фразы и активно развиваются двигательные функции.

Используйте на своих сайтах и блогах или на YouTube кликер для адсенс

Несмотря на множество положительных отзывов специалистов о такой процедуре, как транскраниальная микрополяризация при задержке речевого развития, добиться эффекта не получится в том случае, если нарушение обусловлено психиатрическим заболеванием в тяжелой форме.

Врачи утверждают, что именно комплексное лечение задержки речевого развития у детей считается самым эффективным. Кроме этого, важное место в борьбе с недугом отводится родителям ребенка.


Применение массажа для лечения

Важной частью занятий считается логомассаж, который используется для постановки звуков речи и формирования артикуляционного аппарата. Чаще всего такую процедуру делают детям старшего дошкольного возраста, у которых при поступлении в школу уровень речи отстает от нормы.

Обычно массаж при задержке речевого развития делают специалисты, и важно, чтобы он был выполнен аккуратно, профессионально и безболезненно. После курса лечения у ребенка нормализуется тонус мышечной и мимической мускулатуры, а также восстанавливается функционирование артикуляционного аппарата.

Логомассаж рта проводится с применением специальных приспособлений либо зубных щеток. В домашних условиях логомассаж при задержке речевого развития можно заменить поеданием твердой пищи, что также помогает разрабатывать артикуляционный аппарат.

Для того чтобы лечение речевой патологии было эффективным, родителям необходимо принимать активное участие в этом процессе. В домашних условиях можно выполнять с ребенком некоторые упражнения и задания:

  • Музыкальные игры. Они помогают концентрировать внимание ребенка, учат его быть сосредоточенным и замечать изменения ритма. Следует предложить малышу поиграть на различных музыкальных инструментах либо угадать голоса домашних животных.
  • Пальчиковые игры. Доказано, что развитие моторики рук отражается на работе артикуляционного аппарата. Малышу можно предложить поиграть с конструктором, фасолинами, пуговицами, шнуровкой либо сложить паззлы.
  • Подвижные игры. Словарь стимулируют игры, которые требуют навыка ориентировки в окружающем пространстве и умения изменять скорость движений.
  • Совершенствование зрительного внимания. Особенно эффективны при формировании речи у ребенка игры с различными фигурами, специальными карточками и цветными предметами.

В домашних условиях родителям необходимо как можно чаще общаться со своим ребенком и стимулировать у него желание подражать им. В речи лучше всего использовать простые предложения и обязательно озвучивать все свои действия.

Рекомендуется ограничить просмотр телепередач либо вовсе от него отказаться, а читать доступные возрасту ребенка сказки и рассказы. Для развития дыхательной системы можно учить кроху играть на дудочке, губной гармошке либо надувать мыльные пузыри. Кроме этого, можно массировать руки ребенка и пальчики специальными приспособлениями либо использовать обычные шишки. Ни в коем случае не стоит заострять внимание на дефекте речи и стесняться ее, а обязательно поощрять любые его достижения и успехи.

В заключение

Даже самые борьбы с задержкой речевого развития могут оказаться неэффективными, если малыш растет в неблагоприятной обстановке. Родителям следует запомнить, что чем раньше начата коррекционная работа, тем выше шансы на положительный результат.

Особой эффективностью отличается лечение задержки речевого развития в Израиле, которое осуществляется в нескольких клиниках и практикует комплексный подход.

Многие родители расстраиваются, когда логопед или невропатолог ставит ребенку диагноз ЗРР - задержка речевого развития или ОНР I – общее недоразвитие речи первого уровня. Я столкнулась с этой проблемой. Проявляя волнение, я обращалась ко многим специалистам, педагогам, логопедам, психологам. Их советы мне хочется донести до других родителей. Итак, что же делать, если у ребенка задержка речевого развития.

1. Найдите хорошего невропатолога. Проблемы с речевым развитием у ребенка очень часто связаны с особенностями нервной системы ребенка. Желательно пройти полное обследование у сурдолога, психолога, стоматолога, провести ультразвуковое обследование, электроэнцефалограмму головного мозга, так как причины задержки речевого развития могут быть разными: нарушения слуха, короткая уздечка языка, эпилептиноформные феномены, нарушение кровоснабжения или органическое поражение головного мозга, защемление нерва и так далее. Одними занятиями с логопедом в данной ситуации не обойтись. Главное, своевременно найти причину и приложить все усилия для выправления ситуации.

2. Давайте ребенку витамины и стимулирующие речевое развитие лекарственные препараты, которые назначит ему невропатолог. Очень хороший результат дают ноотропные средства, стимулирующие мозговую активность – глицин, пантогам. Лучше давать эти препараты в утренние часы и после дневного сна, так как они действуют возбуждающе на нервную систему.

3. Хороший результат дает курс фотохромотерапии и медицинского парафина на шейно-воротниковую зону.

4. Чаще разговаривайте с малышом. Работайте над своей речью: она не должна быть монотонной, скучной, не допускайте речитатива. Речь должна быть яркой, в каждое слово вкладывайте душу, каждой словоформе создавайте соответствующую эмоциональную окраску.

5. Читайте малышу книжки. Если малыш перебивает чтение – хорошо, давайте ему возможность высказаться, выразить свои эмоции по поводу прочитанного.


6. Рассматривайте с малышом комиксы. Обсуждайте вместе картинки, кто куда пошел, упал, полетел и так далее.

7. Пойте с ребенком песни. Каждый день, хотя бы пять минут. Пение детских песен отлично тренирует речевой аппарат, силу и мощь голоса ребенка, улучшает память и просто поднимает настроение.

9. Не забудьте про артикуляционную гимнастику.
Упражнение «Бегемотик» - рот широко открыт, язык прижат.
Упражнение «Лягушка» - зубки видны, улыбка широкая.
Упражнение «Слоник» - губки вперед «у-у», можно заменить это упражнение поцелуями -попросите малыша поцеловать маму или бабушку.
Упражнение «Хомячок» - толстые щечки.
Упражнение «Язычок гуляет». Для выполнения этого упражнения можно предложить малышу во время прогулки, например, «подразнить» птичек.

10. Нарисуйте четыре смешные рожицы на бумаге, как показано на картинке. Пусть он копирует их выражение, пропевайте вместе «АОУИ», «АУ», УИ», «ОУИ».


11. Используйте любую минуту с пользой. Хорошо заниматься с малышом во время его купания в ванной. Акустика ванной комнаты, приподнятое настроение (большинство детей так любят купаться), помогут в выполнении упражнений для развития речи.

12. Купите специальный массажер для ручек и пальчиков. Стоит он недорого, около 38 рублей. Каждый вечер во время просмотра малышом мультиков массируйте ему ладошки и пальчики. Массаж акупунктурных точек ладошек и стоп дает хороший результат в развитии головного мозга, и, тем самым, стимулирует развитие речи.



13. На прогулке сходите в хвойный лес. Попросите его найти самую красивую шишку. Сосновые шишки – это отличный массажер для маленьких ручек.


14. Делайте массаж воротниковой зоны. Перед сном сделайте расслабляющий массаж « ». Со временем, когда малыш запомнит текст массажа, пропускайте некоторые слова, приглашая его, произносить их ему за Вас.


15. В развитии мелкой моторики помогут конструкторы, игры-шнуровки, мозаика, пазлы, лепка из пластилина, кубики, рамки и вкладыши, фигурки на магнитах, куклы-перчатки, пальчиковые куклы, доски Сегена.

16. Некоторые дети ленятся говорить. Начать говорить - это для малыша все равно, что сдвинуть камень в гору. Ведь мысль надо не только произнести, проговорить, ее надо сформулировать. Одна моя знакомая воспитательница рассказывала: «У меня в группе была девочка. Она не говорила. Совсем. Все свои желания показывала жестами. На дворе стояла жара. Она ручками показала мне, что хочет пить. Я, чтобы заставить ее говорить, сказала, что не понимаю. Сердце «кровью обливалось». Мне было очень жалко Анютку. Но она, все же, под моим давлением произнесла «дай пить»». Заставляйте ребенка трудиться. Не допускайте сиюминутного удовлетворения капризов ребенка. А то получается, что мама - чуткий, умный «телепат», а ребенок останавливается в своем развитии.

17. Все логопедические занятия обратите в интереснейшую увлекательную игру. Занятия, приносящие ребенку радость, будут приносить максимальную пользу. В разговоре с ребенком избегайте слова «заниматься», а приглашайте «поиграть».

Надеюсь, эти советы принесут Вам пользу и помогут в развитии речи вашего малыша!

Появление в семье маленькой копии мамы или папы вызывает радость и умиление. Сначала вы разглядываете каждую его складочку и черточку, а потом с нетерпением ждете, когда он скажет первое слово. Пока кроха лишь агукает, нет причин для волнения. Взрослея, малыш начинает осваивать речевые навыки, однако развитие ребенка всегда индивидуально. Может сложиться так, что ваше сокровище столкнется с определенными затруднениями, осваивая речь. Явная задержка или различные дефекты требуют своевременной корректировки. Последние десять лет в логопедии прибегают к массажу языка ребенка – этот массаж направлен на устранение у детей различных нарушений артикуляции и дефектов речи.

Логопедический массаж – очень действенная процедура, которая направлена на разработку проблемных зон языка и улучшение артикуляции

В каких случаях применяется?

Массаж – древнейший метод лечения различных недугов. Изучая тело человека, лекари многих стран находили особые точки, при нажатии на которые можно было вылечить многие заболевания. По тому же принципу работает и логопедический вариант массажа для детей. Мануальному воздействию подвергают определенные точки языка, губ, ушных мочек, щек и рук. Назначается такой массаж детям тогда, когда у них диагностированы следующие врожденные или приобретенные отклонения:

  • частичная потеря или незначительное нарушение голоса;
  • разнообразные дефекты речи;
  • гипертонус лицевых мышц (подробнее в статье: );
  • неконтролируемое слюноотделение;
  • дизартрия (ограниченная подвижность губ, языка, неба);
  • проблемы развития артикуляционных мышц;
  • (все виды);
  • сильное напряжение лицевых мышц, вызывающее патологию произношения.


Дефекты речи у ребенка требуют коррекции, иначе в будущем они станут серьезной проблемой, препятствием для многих видов деятельности. Массаж является одним из самых эффективных средств для исправления артикуляции

Какие проблемы исправляет массаж?

Логопедический массаж представлен несколькими видами: зондовый массаж Новиковой, массаж по Дьяковой, Приходько, Краузе. Используя различные методики и приемы, все они выполняют следующие задачи:

  • нормализуют тонус и моторику артикуляционного аппарата;
  • увеличивают длительность и силу выдоха;
  • развивают мелкую моторику и манипуляцию руками;
  • вырабатывают ритмичность движения конечностями и дыхания;
  • вырабатывают зрительные дифференцированные движения;
  • стимулируют кинетические движения;
  • улучшают эмоциональные реакции;
  • способствуют развитию манипуляций рук с предметами;
  • уменьшают тяжесть заикания (подробнее в статье: );
  • снижают проявление .

Безусловно, наибольший эффект достигается тогда, когда логопедический массаж проводит обученный специалист. Если у вас нет возможности обратиться к специалисту, некоторые из приемов логопедического массажа вы можете освоить самостоятельно.

Мы подготовили для вас описание несложных упражнений, которые вы сможете выполнять в домашних условиях.

Приемы массажа для рук

Научные доказательства связи мелкой моторики и навыков речи были получены медиками еще в XIV веке. Предпринятые исследования показали, что мелкая моторика пальцев находится в прямой связи с функциями головного мозга. Ученые выявили и зоны ответственности для каждого пальчика кистей:

  • большой связан с головным мозгом;
  • указательный отвечает за желудок;
  • средний влияет на позвоночник и кишечник;
  • безымянный помогает печени;
  • мизинец работает на сердце.

Мы начнем наше обучение с пальчиковых упражнений, тем более что логопедический массаж пальчиков безопасен и полезен для всех, его можно проводить и новорожденному ребенку (см. также: ). Он параллельно способствует развитию у детей мелкой моторики. Перед тем как приступить к массажу рук малыша, позаботимся о гигиене собственных рук – обязательно продезинфицируйте их спиртом или используйте стерилиум, смажьте ладони детским маслом. Приступаем к массажу кистей:

  1. Прорабатываем мизинец от ногтя до основания, хорошо разминая каждый сустав. Делаем упражнение на обеих ручках.
  2. Нажимаем на подушечки всех пальчиков по 3-10 раз. Сначала делаем легкие нажатия, затем усиливаем нажим и увеличиваем количество надавливаний.
  3. Упражнение, похожее на сороку-белобоку. Массируем ладошку малыша указательным пальцем, совершая круговые движения.
  4. Используем такие же круговые движения, но указательный палец ведем от края к центру ладони ребенка. Повторяем прием несколько раз.
  5. Для этого упражнения надо взять кольцевой массажер. Надеваем его поочередно на каждый пальчик, начиная с мизинца.
  6. Берем резиновый мячик с шипами или специальный деревянный массажер. Ведем по ладошке малыша от запястья к пальцам.

Точечный и круговой массаж языка работает на развитие артикуляционного аппарата. Насколько он необходим вашему ребенку, лучше выяснить у специалиста, консультация важна и для грамотного проведения упражнений. Полезно посмотреть видео в конце статьи.

В домашних условиях упражнения с языком можно проводить зубной электрической щеткой или с набором детских зубных щеток компании Кампол (подробнее в статье: ). Они почти полностью заменят специальные логопедические инструменты.

При массировании языка чередуются круговые и точечные движения, повторяется каждый прием 3-10 раз. Примеры упражнений:

  • Точечно массируем язык, ведя щетку от основания по левому краю, кончику языка и по правому краю. «Пишем» английскую букву U.
  • Повторяем упражнение. Делаем круговые движения.
  • Проводим зубную щетку зигзагом, от основания к кончику, чередуя круги и точки.
  • Массируем край с левой стороны, сначала точечно, затем кругами. Повторяем упражнение по правому краю.
  • Выводим птичку (V), начиная от уздечки и заканчивая на кончике (рекомендуем прочитать: ). «Рисуем» хвостики птички сначала по левой стороне, затем по правой. Приемы массажа чередуем.
  • Ведем две параллельных линии – левый край, потом правый край. Движения чередуем, начиная с точечных.


Родителям желательно освоить технику массажа у логопеда, а уж затем проводить сеансы самостоятельно. Такая перестраховка нужна, чтобы не навредить нежному артикуляционному аппарату

Массаж губ

Дети по-разному относятся к странным манипуляциям на лице – особенно в начале ваших занятий может возникнуть недопонимание. Постарайтесь успокоить ребенка, объясните пользу массажа. Выполняйте такие упражнения:

  1. Положите кончики указательных пальцев на крылья носа. Проделайте поглаживание с нажатием, ведя пальцы по носогубным складкам. Повторите движения 8-10 раз.
  2. Поставьте указательные пальцы на выемку верхней губы и разведите их к уголкам губ. Движение должно быть растирающим.
  3. Такую же манипуляцию проделайте с нижней губой. Повторяйте оба упражнения 8-10 раз.
  4. Пощипывайте поочередно верхнюю и нижнюю губу, используя большой и указательный палец. Ведите пальцы от одного уголка до другого. Число повторений – 8-10 раз.
  5. Постукиваем указательным пальцем над верхней и под нижней губой, совершая круг по часовой стрелке. Упражнения выполняется в активном ритме с нарастанием силы движений.
  6. Расположив указательные пальцы в кончиках губ, соберите в гармошку сначала верхнюю, потом нижнюю губу. Повторяем 8-10 раз.

Завершением логопедического массажа становится работа с ушными мочками. Выполняются 50 круговых движений – сначала в левом направлении, потом в правом. Между большим и указательным пальцами, у их основания, размещается «речевая точка». Массируем ее круговыми движениями так же, как и мочку уха. Завершив логопедический массаж, похвалите ребенка за терпение, поощрите его веселой игрой или интересной сказкой. Важно, чтобы ваши манипуляции доставили малышу удовольствие, а не напугали его.

Клинический и перинатальный психолог, окончила Московский Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы и Волгоградский Государственный Медицинский Университет по специальности клинический психолог

Родители детей с речевыми нарушениями не понаслышке знают, что такое логопедический массаж. С его помощью можно не только активизировать мышцы речевого аппарата, но и научить ребёнка правильно выговаривать звуки. Если органы речи готовы к работе, то и сложные звуки становится легче произносить. Тем более, данные занятия хорошо помогают в случаях, когда детям сложно произносить большое количество звуков.

Перечень речевых нарушений, при которых назначается массаж достаточно обширен. При задержке речевого развития и правильном подходе, удаётся полностью устранить проблему, если нет других отклонений. Если отставание речи ребёнка от нормы значительное, родителям следует быть готовым к тому, что потребуется немало времени для доведения речи до нормального состояния.

Противопоказания к проведению

Логопедический массаж языка помогает справиться со следующими задачами:

  1. Корректирование правильного звукопроизношения.
  2. Нормализация и формирование дыхания (диафрагмального, а не верхнего или ключичного).
  3. Улучшение состояния и качества голоса и голосовых связок.
  4. Укрепление глоточных рефлексов.
  5. Нормализация правильной траектории движения органов артикуляции.

Родители должны знать, что существует ряд противопоказаний. Они носят временный характер и требуют отложить занятие на некоторое время. Например, детский логопедический массаж не рекомендуется делать при следующих обстоятельствах:

  • повышенной температуре;
  • простудном или остром респираторном заболевании;
  • воспалении дёсен;
  • стоматите;
  • конъюнктивите;
  • нарушениях лимфооттока;
  • увеличении лимфатических узлов;
  • при наличии крови в кале;
  • герпетической инфекции.

Есть и другие противопоказания, о которых вас детально проинформирует наш специалист перед началом курса занятий. На видео ниже хорошо показано как делается логопедический массаж зондами:

Особенности проведения

Перед началом процедуры логопед исследует состояние мимических, артикуляторных мышц, общей, ручной моторики. Определяет в каком они состоянии: напряжены или пассивны, имеются ли подёргивания, асимметрия в работе мышц, в зависимости от этого подбирает соответствующий набор упражнений. Во время сеанса массажа специалист подробно рассказывает и показывает тонкости проведения процедуры родителям. Они же, в свою очередь, для закрепления полученного результата, проводят их дома.

Массаж для развития речи рекомендуется делать в несколько циклов, каждый из которых включает в себя 10 сеансов. Сеансы проводятся либо каждый день, либо через день. Промежуток между циклами составляет 1–2 месяца. Если нет возможности частого визита к логопеду, допускается увеличение расстояния между сеансами, при этом необходимо увеличить их количество.

Логопедический массаж практически бессмыслен без одновременно проводимых занятий по коррекции имеющихся речевых нарушений. Поэтому мы проводим его бесплатно в рамках индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения.

Продолжительность первых сеансов должна составлять около 5 минут. Постепенно время и количество упражнений увеличивается. Малышам, у которых были обнаружены серьёзные проблемы с развитием речевого аппарата, длительность первых занятий составляет всего 1–2 минуты, тем самым мы постепенно приучаем их к этому процессу, чтобы не вызвать негативного отношение к массажу и добиться необходимого результата.

В зависимости от нарушения речи у детей, специалист выбирает определённый вид массажа (руками, зондами, ложками и др.) и технику его выполнения. Следует учитывать, что логопедический массаж языка вспомогательными средствами должен проводиться не ежедневно, так как можно вызвать раздражение языковых рецепторов. Оптимальным вариантом считается выполнение через день.

Зондовый массаж - это самый эффективный метод, так как зонды имеют разную форму и функции, что позволяет достичь необходимого эффекта значительно быстрее.

Вы можете ускорить процесс коррекции нарушения, проводя массаж самостоятельно. Для занятий с ребёнком не требуется покупать каких-то специальных зондов, которые можно увидеть у логопеда, когда он выполняет процедуру. В работе с ребёнком дома можно использовать тёплые руки взрослого или обычные ложки, зубную щётку.

Как делать логопедический массаж самостоятельно

Ниже приведём несколько вариантов, которые вы можете делать дома самостоятельно. Единственное, мы настоятельно рекомендуем один раз прийти к нам, чтобы логопед проверил всё ли вы делаете правильно. Заодно специалист даст рекомендации конкретно для вашего случая.

Перед тем как делать логопедический массаж в домашних условиях, нужно хорошо проветрить помещение. Другим важным моментом является отсутствие каких-либо болезненных ощущений - все манипуляции должны быть безболезненными.

Метод логопедического массажа по Э.Я. Сизовой

Все манипуляции выполняется чистыми, тёплыми руками, не менее двух раз в день (утром и вечером). Берём не более 5–7 упражнений. Начинаем и заканчиваем массаж поглаживанием.

Упражнения для губ:

  • Поглаживаем верхнюю губу от середины до уголков рта, обратно не возвращаемся (5–7 раз). Движения выполняются медленно, без нажима.
  • Делаем то же самое с нижней губой;
  • Смыкаем губы и проводим их поглаживание от середины до уголков рта (5–7 раз).
  • Делаем лёгкое постукивание по губам от середины до уголков рта обеими руками (3–4 раза).
  • Выполняем спиралевидные движения по губам от середины до уголков рта (3–4 раза). Их можно делать на каждой губе отдельно или на сомкнутых губах. Носогубный треугольник не трогаем.
  • «Утёнок» - губы сомкнуты и чуть-чуть вытянуты. Выполняется лёгкое пощипывание губ (5–7 раз).
  • «Точечный массаж в уголках губ» - пальцы кладутся на уголки губ и делаются круговые движения на одном месте (5–7 раз).
  • Смыкаем губы и выполняем их поглаживание от середины до уголков рта (5–7 раз).

Для нижней челюсти:

  • Лёгкое постукивание двумя пальцами от середины нижней челюсти к скулам (5–7 раз).
  • Спиралевидные движения двумя пальцами от середины нижней челюсти к скулам (5–7 раз).
  • Лёгкое пощипывание пальцами от середины нижней челюсти к скулам (5–7 раз).
  • Поглаживание двумя пальцами от середины нижней челюсти к скулам (5–7 раз).

Для языка:

  • Похлопывание высунутого языка от середины вниз вторым и третьим пальцами горизонтально (5–7 раз).
  • Постукивание высунутого языка, его боковых краёв от центра до середины (5–7 раз).
  • Спиралевидные движения по высунутому языку от середины к кончику языка (5–7 раз).
  • Пощипывание лёгкими движениями кончика языка (5–7 раз).
  • Поглаживание высунутого языка, его боковых краёв от центра до середины (5–7 раз).

Для нёба:

  • Лёгкое постукивание нёба от зубов в глубину ротовой полости до мягкого нёба (5–7 раз).
  • Зигзагообразные движения (вправо-влево) по центральной линии нёба (5–7 раз).
  • Спиралевидные движения по центральной линии нёба (5–7 раз).
  • Поглаживание нёба от зубов в глубину ротовой полости до мягкого нёба (5–7 раз).

Массаж зубной щёткой

Он требует небольшой подготовки. Прежде всего, необходимо купить саму зубную щётку. Она должна быть чистой и специально предназначенной для занятий, а не для чистки зубов. Ворс у щётки должен быть мягким. Дополнительно потребуется купить бинт. Перед занятием нужно будет сделать несколько тампонов. Их подкладывают под язык для сбора слюны, которая будет активно выделяться во время массажа. Важно вовремя сменять тампоны новыми. Это потребуется делать приблизительно каждые 2 минуты.

Если в качестве массажиста выступает мама маленького ребёнка, чтобы расслабить малыша нужно проводить все упражнения в активном контакте-общении. Можно напевать песню, рассказывать сказку, включить классическую музыку, положить любимые игрушки. Нужно подстраиваться под своего ребёнка.

В основе всех массажных упражнений лежит поглаживание и лёгкая вибрация. С помощью последнего удаётся достичь расслабления мышц, которые находятся в гипертонусе. Поглаживания выполняют спиралевидными или круговыми движениями. Надавливания не должны быть сильными.

В том случае, когда логопедический массаж выполняется ребёнку больным ДЦП, нужно подобрать правильную позу. Она может быть такой:

  1. Лёжа на спине. Обязательно под голову нужно положить валик. Нижние конечности должны быть согнуты в коленях.
  2. Позиция эмбриона.
  3. На животе. В область груди ложится валик.

При выполнении массажа при ДЦП техника массажа направлена на релаксацию мышц языка. Дополнительно производится воздействие на скуловые мышцы, носогубную складку и подчелюстные мышцы.

Массаж с помощью ложек

Важным условием любого массажа является чистота рук и инструментов, которые специалист будет использовать во время выполнения процедуры. Логопедический массаж ложками выполняется при помощи обычных столовых приборов. Единственное условие: отсутствие узоров и прочих выступающих элементов на ложке, которые могут травмировать слизистую.

Для выполнения массажа потребуется взять 2 чайные ложки и несколько про запас на тот случай, если они будут падать на пол.

Родители должны понимать, что при проблемах с речью в массаже в большей степени нуждается язык, но без активизации всего речевого аппарата невозможно добиться должного результата. Все упражнения повторяются по 8 раз. Техника выполнения логопедического массажа ложками следующая:

  1. Поглаживание висков ребёнка выпуклой стороной ложки. Движения должны быть направлены по часовой стрелке.
  2. Лёгкое поглаживание глазных впадин округлой стороной ложки. Ложку ведут изначально вдоль надбровной дуги по направлению к внешнему уголку глаза. Возврат ложки осуществляется под глазом.
  3. Выпуклой стороной столовых приборов производится поглаживание щёк ребёнка.
  4. Спиральные движения выпуклой стороной прибора в области виска. В завершение можно сделать несколько лёгких нажатий (нужно быть очень аккуратным).
  5. Жевательные и подбородочные мышцы разминают круговыми движениями округлой стороной ложки.
  6. Кончиком столового прибора нужно «поскрести» по верхней, а затем по нижней губе. После этого делают частые нажатия.

При выполнении массажа у большей части детей наблюдается обильная саливация, поэтому необходима работа по преодолению слюнотечения:

  1. Научить детей хорошо жевать, глотать вначале на собственном примере. Можно выполнять сначала пассивное движение, брать ребёнка за подбородок и как бы делать жевательные движения вверх-вниз несколько раз в день. Для научения процессу глотания можно использовать соску. Сначала вкладываем её в рот малышу, потом нажимаем на неё, чтобы полилась жидкость, вытаскиваем и проделываем массирующие движения в области шеи пока ребёнок не сглотнёт. Стараться меньше давать малышу протёртую пищу, а чаще варёное мясо, сушки.
  2. Научить подсасывать слюну и почаще проглатывать слюну одним толчком перед выполнением упражнений.
Важно правильно завершить сеанс массажа. Для этого нужно погладить руками лицо и похвалить ребёнка. Хорошим заключением процедуры считается любимая игра или небольшой сюрприз в виде наклейки. Положительный настрой малышу будет гарантирован, и в следующий раз он будет без проблем соглашаться на процедуру, зная, что после неё последует вознаграждение.

При наличии глубоких патологий (ринолалия, ДЦП), касающихся речевого аппарата, самостоятельно предпринимать попытки исправить дефект не рекомендуется. Каждый ребёнок, как и его клиническая картина, индивидуальны и требуют особого подхода для развития речи, коррекции и лечения нарушений.