Третий день масленичной недели лакомка. Традиции празднования Масленицы. Среда: "Лакомка". Среда в масленицу зовётся лакомкой

В среду тёщи приглашали своих зятьёв на блины. Даже есть выражение в русском языке «к тёще на блины». Молодые в этот день одевались так, как это было на свадьбе. В этот же день молодые неженатые парни и незамужние девушки катались с гор.

Интересно, что над парнями, которым в этом году не повезло, и они не успели жениться, вся деревня подшучивала, придумывала разного рода «наказания», от которых молодые парни откупались угощениями — блинами и конфетами. Но самым главным событием этого дня был всё-таки визит зятя — « к тёще на блины».

Среда в масленицу зовётся лакомкой

“Лакомка” открывала угощение во всех домах блинами и другими яствами. В каждой семье накрывали столы с вкусной едой, пекли блины, в деревнях в складчину варили пиво.
Выражение “К тёще на блины” тоже хранит в себе старинную традицию, когда в среду Масленичной недели тёщи звали полакомиться блинами зятьёв с женами, отсюда и название среды – “лакомка”. Тёщины блины – по обычаю целый пир. Напечёт тёща целую гору блинов: молочных, со сметаной, с икрой, с селёдочкой, с грибами, с земляничным или малиновым вареньем, с мёдом – от одного перечисления этих блюд можно захлебнуться слюной.
Стоит отметить, что в старину на Руси насчитывалось более 200 рецептов блинов. И каждый из них был своего рода кулинарным шедевром.

Учитывая то, что в старину в русских семьях в среднем насчитывалось по 5-10 детей, то нетрудно подсчитать, какой колоссальный фронт работ должна была выполнить тёща, чтобы накормить, как минимум пять (а то и более) зятьёв вместе с их родственниками. Безусловно, дочери ей в этом помогали.

Молодые девушки тоже пекли блины и выносили их на улицу, чтобы парни, будущие женихи, могли по достоинству оценить их кулинарные умения.

Тин-танка,
Подай блинка,
Оладышка-прибавышка,
Масляный кусок!
Тёщенька, не скупися,
Масляным блиночком поделися!

Масленица - праздник, сохранившийся на Руси с языческих времён. Обряд празднования Масленицы связан с проводами зимы и встречей весны. После крещения Руси Масленица празднуется в последнюю неделю перед Великим постом, за семь недель до Пасхи.

До Крещения Руси Масленица (Комоедицы) праздновалась 2 недели - в течение 7 дней, предшествующих дню Весеннего равноденствия и 7 дней после него.

Христианская Церковь оставила главное празднование Весны, дабы не вступать в противоречия с традициями русского народа (аналогично было приурочено Рождество ко дню Зимнего Солнцестояния), но сдвинула любимый народом праздник проводов зимы по времени, чтобы он не противоречил Великому Посту, и сократила срок праздника до 7 дней.

Б. Кустодиев. Масленица.


Масленица - это прощание с зимой и встреча весны, несущей оживление в природе и солнечное тепло. Люди всегда воспринимали весну, как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому. В честь Солнца сначала пекли пресные лепёшки, а когда научились готовить заквасное тесто, стали печь блины.

Древние считали блин символом Солнца, поскольку он, как и Солнце, жёлтый, круглый и горячий, и верили, что вместе с блином они съедают частичку его тепла и могущества.

В народе каждый день Масленицы имеет свое название и значение:

Понедельник - Встреча


  • В этот день из соломы делали чучело, надевали на него старую женскую одежду, насаживали это чучело на шест и с пением возили на санях по деревне. Затем Масленицу ставили на снежной горе, где начиналось катание на санях.

  • Богатые люди начинали печь блины с понедельника, бедные - с четверга или пятницы.

  • Опару для блинов хозяюшки готовили с особыми обрядами. Одни опару готовили из снега, на дворе, когда выйдет месяц, приговаривая: "Месяц ты месяц, золотые рожки твои рожки! Взгляни в окошко, подуй на опару". Считалось, что будто бы от этого блины становятся более белыми и рыхлыми. Другие выходили вечером готовить опару на речку, колодец или озеро, когда появятся звезды. Приготовление первой опары держалось в величайшей тайне от всех домашних и посторонних.

  • В понедельник молодая пара (встречающая Масленицу первый раз), из дома, где не было свекра или свекрови, приглашала к себе тещу и тестя: те приходили учить молодую хозяйку печь блины. Званная теща была обязана прислать с вечера весь блинный снаряд: таган, сковороды, половник и кадку, в которой ставят блины. Тесть же присылал мешок муки и кадушку масла.

Б. Кустодиев.

Вторник - Заигрыш


  • С этого дня начинались разные развлечения: катания на санях, народные гулянья, представления. В больших деревянных балаганах давали представления во главе с Петрушкой и "Масленичным Дедом". На улицах попадались большие группы ряженых, в масках, разъезжавших по знакомым домам, где экспромтом устраивались веселые домашние концерты. Большими компаниями катались по городу, на тройках и на простых розвальнях. Катались на санках с обледенелых гор.

  • Вообще, все масленичные забавы и потехи клонились, по сути дела, к сватовству, чтобы после великого поста играть на Красной горке свадьбу.

  • Гостей принимали-встречали у ворот, у крыльца. После угощения отпускали покататься на горы, где братцы высматривали невест, а сестрицы поглядывали украдкой на суженых.

Б. Кустодиев.

Л. Соломаткин

Среда - Лакомка


  • В каждой семье накрывали столы с вкусной едой, пекли блины, в деревнях в складчину варили пиво. Повсюду появлялись торговые палатки. В них продавались горячие сбитни (напиток из воды, меда и пряностей), каленые орехи, медовые пряники. Здесь же, прямо под открытым небом, из кипящего самовара можно было выпить чаю.

  • На Лакомку тещи принимали зятьев к блинам, а для забавы зятьев созывали всех родных. А ведь раньше зятьев было не один-два, как в современных семьях, а по пять-десять! Вот и приходилось теще всех привечать и угощать, да так, чтобы ни один в обиде не остался.

  • По вечерам пели песни про заботливую тещу, угощающую зятя блинами, разыгрывали фарсы с наряженным медведем про то, как теща для зятя блины пекла, как у тещи головушка болит, как зятек-то теще спасибо сказал.

  • Считалось, что в Масленицу, а особенно на Лакомку, нужно есть столько, сколько душе угодно, или, как говорили в народе, "сколько раз собака хвостом махнет".

В. Суриков.

Четверг - Разгул (перелом, широкий четверг)


  • На этот день приходилась середина игр и веселья. Возможно, именно тогда проходили и жаркие масленичные кулачные бои, кулачки, ведущие свое начало из Древней Руси. Были в них и свои строгие правила. Нельзя было, например, бить лежачего (пословица "лежачего не бьют"), вдвоем нападать на одного ("двое дерутся - третий не лезь"), бить ниже пояса ("удар ниже пояса") или бить по затылку. За нарушение этих правил грозило наказание. Биться можно было "стенка на стенку" (опять поговорка) или "один на один". Велись и "охотницкие" бои для знатоков, любителей таких поединков. С удовольствием наблюдал такие бои и сам Иван Грозный. Для такого случая это увеселение готовилось особенно пышно и торжественно.

Б. Кустодиев.

Пятница - Тещины вечера


  • Не успели тещи в среду накормить зятьев блинами, как уж теперь зятья приглашают их к себе в гости! Ведь в пятницу, на тещины вечерки зятья угощали матерей своих жен блинами да сладостями.

  • Зять должен был накануне вечером лично пригласить тещу, а утром прислать за ней специальных, парадных "позываток". Чем больше оказывалось "званных", тем больше оказывалось теще почестей.

  • В некоторых местах "тещины блины" происходили на лакомки, т. е. в среду на масленичной неделе, но могли быть приурочены и к пятнице.

  • Неуважение зятя к этому событию считалось бесчестием и обидой и было поводом к вечной вражде между ним и тещей.

С. Смирнов

Суббота — Золовкины посиделки


  • В субботу, на золовкины посиделки (золовка - сестра мужа) молодая невестка приглашала родных мужа к себе в гости.

  • Если золовки были еще не замужем, тогда она созывала в гости и своих незамужних подруг. Если же сестры мужа уже были замужем, то невестка приглашала родню замужнюю и со всем поездом развозила гостей по золовкам.

Б. Кустодиев.

Воскресенье - Прощенный день


  • В России этот день называли "Прощеным воскресеньем", когда близкие люди просили друг у друга прощения за все причиненные им обиды и неприятности; по вечерам принято было посещать кладбища и “прощаться” с умершими.

  • Вечером между родными и близкими происходило Прощение: дети кланялись в ноги своим родителям и просили прощения, после них приходили все близкие и родные. Таким образом, люди освобождались от старых обид, накопленных за год, и встречали новый год с чистым сердцем и легкой душой.


  • Основным эпизодом последнего дня были "проводы Масленицы". К этому дню делали чучело Масленицы из соломы или тряпок, наряжали его обычно в женскую одежду, несли через всю деревню, иногда посадив чучело на колесо, воткнутое сверху на шест; выйдя за село, чучело либо топили в проруби, либо сжигали или просто разрывали на части, а оставшуюся солому раскидывали по полю: на богатый урожай.

Как на масленой неделе
Из печи блины летели!
С пылу, с жару, из печи,
Все румяны, горячи!
Масленица, угощай!
Всем блиночков подавай.
С пылу, с жару - разбирайте!
Похвалить не забывайте.


Среду называют «Лакомкой ». Главная традиция третьего дня — "тёщины блины". Тёщи должны сытно накормить мужей своих дочерей. Зятёк приходил «к тёще на блины», а чтобы развеселить его во время трапезы, в дом приглашались и других родственников.
Среда открывала угощение блинами во всех домах, независимо от достатка. В каждой семье накрывали столы со всевозможными угощениями. В этот день нужно есть столько, сколько приемлет твоя душа, отсюда и поговорка «Не житье, а масленица». Повсюду проводились ярмарки, шли народные гулянья.

А я сегодня в блинном флешмобе балуюсь оладьями.
Главное отличие оладьев от блинов - они пышные, толстенькие, более масляные и маленького размера - с ладошку.

Итак, снова два рецепта:

Оладьи на кефире.

Практически идеальный рецепт с сайта о русской кухне Оксаны (Ксю) Путан.
500 мл кефира
350 г муки (мне этого оказалось многовато, я положила 300)
1 яйцо
1-2 ст.л. сахара
по 1/2 ч.л. соли и соды
100-150 мл раст. масла для жарки (в тесто не класть)

Смешать, тесто достаточно густое, выдержать 15 минут, тесто выкладывать столовой или чуть больше ложкой, жарить на раскалённой сковороде с достаточно высокими бортиками, блинная скорее всего не подойдет, и масло будет стекать по краям. Жарить на огне чуть выше среднего в большом количестве масла, не быстро, иначе толщина может не прожариться. Первую сторону жарьте, пока цвет у теста не поменяется выше середины высоты и краешки подсохнут, а потом переворачивайте на вторую сторону.

Потрясающие оладьи! Если бы не форма блинчика, то по вкусу как хорошие пончики- пушистые, маслянистые сверху и со слегка хрустящей корочкой. Из половины нормы теста у меня вышло 10 крупных оладьев.


И второй интересный рецепт

Оладьи с яблоками

Мука — 500 г (мне муки снова оказалось очень много, тесто получилось почти как на пирожки, пришлось немного разбавлять водой, так что вы кладите вначале 400 г, добавить всегда можно)
Дрожжи — 7 г сухие
Соль — 0.5 ч.л.
Сахар — 3 ст.л.
Яйцо куриное — 2 шт.
Масло сливочное — 50 г
Молоко — 400 мл
Яблоко — 3 шт. небольшие кожуру снять.
Масло растительное — 50 мл для жарки

Замесить тесто, оно получается достаточно густым. Оставить на полтора часа под крышкой в теплом месте, я поставила вплотную к кастрюле с только что сварившимся супом. Следите, тесто должно подняться. После чего добавить в него порезанные небольшими кубиками свежие яблоки (не переусердствуйте с ними, объём яблок должен быть в три раза меньше объёма поднявшегося теста), перемешать аккуратно, и оставить под крышкой ещё на 20 минут. После этого можно печь, но старайтесь особо не перемешивать уже, чтобы тесто не опало, просто берите ложкой порцию и выкладывайте на сковороду.

Масла в этом случае наливать меньше, чем в первом, но всё равно чтоб было достаточно, с оладьями не пройдёт тот фокус, что с блинами на сухой сковородке!

Из половины нормы у меня получилось вот столько оладьев, ну, парочку ещё слопала, пока выкладывала))) Видите, какие пышные?


Потрясающий рецепт! Кубики яблока придают необычный вкус с кислинкой, сочно и освежающе. Очень понравилось!!!

Праздник Масленица для нас, как карнавал для итальянцев. Тем более что в переводе с итальянского «карнавал» означает «говядина, прощай!». А масленица, предшествующая Великому посту, издавна называлась «Мясопустом», поскольку в эту неделю запрещалось есть мясо.
Для славян Масленица, отмечавшаяся в день весеннего равноденствия, долгое время была и встречей Нового года! Ведь до XIV века год на Руси начинался с марта. Даже блины, непременный атрибут Масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. А по давним поверьям считалось: как встретит человек год, таким он и будет. Потому и не скупились наши с вами предки в этот праздник на щедрое застолье и безудержное веселье. И называли Масленицу в народе «честной», «широкой», «обжорной», а то и «разорительницей».

Кстати, одно время царь Алексей Михайлович самыми строгими мерами старался утихомирить своих разудалых подданных. Воеводы рассылали по горадам и весям царские указы, то запрещая частное винокурение, то требуя, чтобы россияне в азартные игры не играли, кулачных боев не проводили. Но ни грозные царские указы, ни наставления патриарха не в силах были совладать с бьющим через край весельем. А вот в 1724 году в Петербурге Масленица не удалась. Петр, известный любитель всяческих увеселений, намеревался и в новой столице устроить забавное санное шествие, но всю праздничную неделю мела метель и был жестокий мороз. Несколько дней участники процессии в костюмах и масках съезжались к месту сбора, но, окоченев по дороге, отправлялись отогреваться к кому-нибудь в гости. Увы, стихия победила, забава не удалась.

Екатерина II по случаю своей коронации, подражая Петру I, устроила в Москве на масленой неделе грандиозное маскарадное шествие под названием «Торжествующая Минерва». Три дня ездила по городу маскарадная процессия.

Со временем «катальная потеха» в городах совершенствовалась. На льду реки или на площадях стали возводить деревянные горки с нарядными павильонами. Горки украшали разноцветными флагами, еловыми и сосновыми ветками, даже деревянными скульптурами.

В Петербурге в начале XIX века славились горы купца Подозникова. Они строились на Неве против Сената и достигали 26 метров в высоту. Кстати, катание с городских гор в то время было платным и стоило копейку. Возле ледяных гор разворачивалась бойкая торговля горячим сбитнем, чаем из дымящихся самоваров, сладостями, орехами, пирогами и блинами. Публику в больших шатрах-балаганах веселили скоморохи и любимый народный герой Петрушка.

В деревнях, где балаганов отродясь не бывало, жители сами становились действующими лицами необычной баталии – взятия снежного городка. Собравшись, они дружно возводили из снега крепость с затейливыми башнями и воротами. Чаще всего ставили ее на льду реки и посередине прорубали полынью. Затем участники игрища делились на две партии. Конные удальцы осаждали крепость, а ее защитники отбивались снежками, размахивали хворостинами и метлами, пугая лошадей. Победителя, ворвавшегося первым в ворота, ожидало испытание: его заставляли искупаться в ледяной проруби.

Но самым любимым и красивым масленичным обрядом было катание на санях. Выезжали все, у кого был конь, и по улицам наперегонки неслись разномастные упряжки: богачи щеголяли холеными рысаками и расписными санками, крытыми ковром, а вслед скакали крестьянские лошадки, вычищенные до блеска, украшенные цветными ленточками.

А вашего зятя (если он есть) кто сегодня блинами потчует?

Третий день Масленицы назывался Лакомка , а также Полес и Скоромная середа .

К середине недели Масленица набирала обороты, начиналась Широкая Масленица . Праздновать ее начинали массово во всех домах – пекли блины, звали гостей. В деревнях в складчину варили пиво.

В этот день зять приходил к тёще на блины , которые она сама готовила. В этот день тёща демонстрировала расположение мужу своей дочери. Кроме зятя теща приглашала и других гостей.

Интересно и то, что именно на третий день торжеств хозяйка дома старалась выставить на стол максимальное разнообразие блинов , демонстрируя собственные кулинарные способности. Так, например, на столе появлялись пшеничные, овсяные, гречневые и многие другие варианты блинчиков .

В среду на улицах начиналась бойкая торговля. Продавали сладости и напитки: пряники, каленые орехи, горячие сбитни и чай. Этот день был первым днем Широкой Масленицы , когда народ прекращал работать и целиком погружался в веселье. Устраивались всевозможные потехи, кулачные бои, катания на лошадях . Проходили различные конкурсы и соревнования, завершающиеся массовыми пирушками.

Гулянья и игры, в которых участвовало большое количество народу, помогали выбросить негативную энергию, накопившуюся за зиму, и разрешить различные конфликты между людьми. Это один из важных моментов в праздновании Масленицы – к Великому посту нужно было подойти «очистившимся».

Про традиции массового поедания блинов на Масленицу народ говаривал: «Блин не клин, брюха не распорет ».

История Масленицы

Праздник Масленица пришел из древней языческой культуры. Это веселые проводы зимы, когда народ наряжал чучела и сжигал их, провожая зиму. В древности этот праздник приходился на день весеннего солнцестояния, и только с приходом православия его дата стала зависеть от срока Великого поста. Этнографы считают, что она приходилась на время празднования в честь древнего бога Велеса, покровителя скотоводства и земледелия. Некоторые историки считают, что в древности Масленица была связана с днем весеннего солнцеворота.

Для славян Масленица долгое время была и встречей нового года, ведь до XIV века год на Руси начинался с марта. До Крещения Руси (введения христианства) Масленица (Комоедица) отмечалась в течение 7 дней, предшествующих дню весеннего равноденствия, и 7 дней после этого дня. Масленица - это время, когда пробуждается Природа, и Солнце-дитя Коляда становится юношей Ярилой. Христианская Церковь оставила главное празднование Весны, дабы не вступать в противоречия с традициями, но сдвинула любимый народом праздник проводов зимы по времени, чтобы он не противоречил Великому посту, и сократила срок праздника до 7 дней.

Древние считали блин символом солнца, поскольку он, как и солнце, жёлтый, круглый и горячий, и верили, что вместе с блином они съедают частичку его тепла и могущества.

С введением христианства изменился и обряд празднования. Масленица получила свое название от церковного календаря, потому что в этот период времени - последнюю неделю перед Великим постом, разрешается вкушение сливочного масла, молочных продуктов и рыбы, по-другому эта неделя в Православной Церкви именуется сырной.

Традиции празднования

Масленица, сырная неделя - праздничный цикл, сохранившийся с языческих (дохристианских) времён. Главными атрибутами Масленицы являются блины и народные гулянья.
Согласно христианским канонам, это последняя неделя перед постом, когда еще можно есть молоко, сыр и яйца. Она как бы призвана подготовить верующих к Великому посту, чтобы именно в эту сыропустную неделю они пополнили свои запасы. Есть на Масленицу соответственно можно любые блюда, которые не содержат мясо.

В Православной церкви считается, что смысл Сырной седмицы - примирение с ближними, прощение обид, подготовка к Великому посту - время, которое нужно посвятить доброму общению с ближними, родными, друзьями, благотворению. В храмах начинают совершать великопостные службы. Неделя эта сплошная, отменяется пост в среду и пятницу.

Эта подготовительная неделя к Великому посту посвящена в христианском смысле одной цели - примирению с ближними, прощению обид, подготовке к покаянному пути к Богу - в этом христианская составляющая Масленицы. Масленица - это время, которое нужно посвятить доброму общению с ближними, родными, друзьями.

В народной традиции празднования Масленицы сохранилось очень много языческих обычаев и обрядов. Некоторые из них были также связаны с природным сельскохозяйственным циклом.

Все дни Масленицы в старину проходили по уставленному порядку, каждый имел свое название и назначение.

Среда. Третий день - «Лакомка», в украинской традиции имеет название «Знобы-бабы». В этот день зятья приходили к тещам на блины, при их большом количестве прокормить всех было нелегким делом. Кроме зятя тёща приглашала и других гостей. Кстати, раньше накормить зятя было делом разорительным, устраивался целый пир. Молодые в этот день одевались так, как это было на свадьбе.

Бывало, что в этот день в деревнях устраивались "девичьи съезды": молодые и пожилые женщины в праздничных платьях катались по деревням и селам отдельно от мужчин и распевали веселые песни. А по вечерам пели песни про заботливую тещу, угощающую зятя блинами, разыгрывали фарсы с наряженным медведем про то, как теща для зятя блины пекла, как у тещи головушка болит, как зятек-то теще спасибо сказал. Считалось, что в Масленицу, а особенно на Лакомку, нужно есть столько, сколько душе угодно, или, как говорили в народе, "сколько раз собака хвостом махнет".