Японские игрушки теримэн – шедевры из лоскутков. Японское рукоделие (краткий познавательный обзор некоторых традиционных видов прикладного искусства) Темари - древнее японское искусство по вышивке шаров

Японский хэндмейд:

осиэ

Мир хэндмейда знает много рукодельных искусств, чьей родиной является Япония: оригами, амигуруми, канзаси, темари, мидзухики… И это лишь небольшая часть рукодельных техник, которые вообще существуют в Японии, причем многие из них популярны только в пределах своей страны, а в остальном мире о них, к сожалению, мало что знают. Как, например, об осиэ – аппликативной технике создания объемных картин из картона и ткани (или бумаги), технике, появившейся в Японии еще в период Эдо (1603-1867), и до сих пор популярной среди японских хэндмейдеров.

Освоить осиэ совсем несложно. Все, что для этого потребуется: японская бумага или японские ткани, картон, мягкий нетканый материал типа ватина, клей, ножницы, а также ваша аккуратность и ваше терпение – создание осиэ-картин не терпит спешки.

В Японии создать осиэ-картину может даже ребенок, только-только освоивший ножницы. Для этого там есть все – и нужная бумага, и нужные ткани, и даже готовые наборы «сделай сам свою осиэ» имеются в большом ассортименте. В России желающим постичь азы японской осиэ придется несколько туговато, однако все проблемы вполне решаемы: нужную бумагу или ткани можно заказать через специализированные интернет-магазины, присоединиться к соответствующей коллективной закупке или попросить знакомых из Японии выслать все необходимое.

Японские материалы действительно принципиальны при работе в этой технике, и я постараюсь объяснить – почему. Изначально в осиэ применялись обрезки тканей, из которых шились кимоно. Выкидывать их у мастериц просто не поднимались руки, по этой причине и возникло искусство составления картин из кусочков картона, обернутых в кусочки тканей. Когда из Китая в Японию была завезена бумага, мастера осиэ стали рассматривать ее в качестве альтернативы дорогим тканям. Однако китайская бумага не годилась для осиэ – она была хрупкой, легко рвалась в местах сгиба и не была пластичной. И только после того, как китайское изобретение было усовершенствовано японцами, оно действительно стало альтернативным (а сегодня и преимущественным) материалом для осиэ. Речь идет о японской бумаге васи – бумаге, в основе которой лежит не древесная целлюлоза, а волокна кодзо (тутового дерева), гампи, мицумата и ряда других растений. Благодаря волокнам японская бумага гораздо прочнее и пластичнее, чем традиционная, она более других видов бумаги по свойствам напоминает ткань, поэтому и нашла свое применение в осиэ. Что касается остальных материалов – картона, ватина и клея, – то им, естественно, совсем не обязательно быть исключительно японскими по происхождению.

Итак, как же происходит создание объемных картин в технике осиэ? Для начала выбирается рисунок для картины. Важно, что это должен быть рисунок, все элементы которого имеют четкий законченный вид, замкнуты, как в детских раскрасках. Посмотрите на примеры готовых осиэ-картин , чтобы лучше понять суть рисунков. Кстати говоря, традиционно на картинах в технике осиэ изображались маленькие дети в национальных костюмах, гейши, самураи, сказочные сцены. Сегодня эти темы не принципиальны, ведь главное здесь – техника.

Для работы требуется две копии одного рисунка: одна копия будет лежать в основе картины, вторая будет перенесена на картон с приклеенной на него мягкой прокладкой и разрезана на составляющие ее части. После – каждый кусочек картона обклеивается бумагой или тканью и приклеивается к рисунку-основе на соответствующее место. Очень важно: мягкая прокладка (равномерный по толщине нетканный материал типа поролона) обязательно должна быть между картоном и бумагой, при обклеивании именно она дает тот объемный эффект, которым славятся картины-осиэ. Ниже приведен мастер-класс по изготовлению картины-осиэ, убедитесь сами – все довольно-таки просто. Этот мастер-класс был взят с одного из японских сайтов , к сожалению, более качественных фотографий для иллюстрации процесса создания картины в технике осиэ мне найти не удалось.

На плотный, но не слишком толстый лист картона наклеивается тонкий слой поролона. Он хорошо приклеится на клей ПВА, важно нанести клей на всю поверхность картона, не пропуская даже маленькие участки. Одна копия рисунка должна быть нанесена на плотную бумагу.

Вторая копия рисунка нам нужна в зеркальном виде. Ее наклеивают на ту сторону картона с поролоном, где находится картон, и разрезают на детали. Чтобы облегчить вырезание деталей, можно применить такую хитрость: на кальку перенести маркером все детали, но таким образом, чтобы эти детали были на некотором удалении друг от друга. Затем саму кальку перевернуть и наложить на картон. Провести чем-нибудь с обратной стороны кальки так плотно, чтобы на картоне остались контуры от маркера.

Таким образом намного легче разрезать картинку на детали, даже самые мелкие. Следите, чтобы нумерация деталей сохранилась.

Каждую картоную деталь нужно продублировать на бумаге васи. Но сделать это надо с припусками примерно в полсантиметра с каждой стороны. Эти припуски нужно будет аккуратно подвернуть и приклеить с задней стороны картонных деталей. Ниже более подробно показан процесс приклеивания бумаги к картону.

Для каждой детали нужно заранее определиться с цветом и рисунком бумаги. Например, для этой детали одежды была взята цветочная бумага. По контуру детали на бумаге васи была обведена такая же деталь, но вырезана была с полусантиметровым припуском. Картоную деталь нужно положить поролоновой стороной на изнаночную сторону бумаги, попав в контур, а припуски загнуть на обратную сторону картона и приклеить.

Сделать это будет значительно легче, если припуски заранее надрезать в нескольких местах, особенно там, где бумаге будет тяжело ровно загибаться – в уголках, на округлых линиях и т.п. Надрезать бумагу следует под прямым углом к контуру детали.

Когда все детали будут обклеены, нужно наклеить их на первую копию рисунка, ту, что напечатана на плотной бумаге. Чтобы не запутаться, куда какую деталь нужно клеить (особенно это касается мелких деталей, местоположение которых с первого взгляда бывает трудно определить), как раз и помогает нумерация. Приклеивать детали нужно как можно плотнее друг к другу. Приклеив все детали к копии-основе, ее следует обрезать по контуру и наклеить всю фигуру на фон картины.

Вот, собственно говоря, и все. С опытом приходит и мастерство, позволяющее создавать по-настоящему ювелирные работы, но начинать лучше, конечно же, с самых простых рисунков. В технике осиэ можно создавать большие картины, а можно включать ее лишь в качестве элемента при оформлении скрапбукинговых альбомов, при создании открыток, панно и т.п.

Вернемся к нюансам. О том, насколько критично использование поролона, говорит опыт одной девушки, поделившейся результатами своего эксперимента на англоязычном форуме Craftster.org . Она проигнорировала использование мягкой прокладки между картоном и отделочной бумагой, из-за чего результат получился совсем не тот. Впрочем, смотрите сами:

Сегодня в российской продаже имеется такой материал как картон с поролоном. Он бывает двух видов, но для осиэ подходит только один – переплетный картон с поролоном без верхнего бумажного слоя. Такой картон используется для изготовления мягких обложек книг, блокнотов, ежедневников, меню и т.п. продукции, вы наверняка его видели. Толщина поролона на таком картоне бывает разной, я не могу точно сказать, какая толщина оптимальна – все будет зависеть от того, насколько пухлую картину вы в итоге хотите получить.

Однако у этого картона есть один большой недостаток – он не продается в розницу маленькими упаковками, только оптом на полиграфических предприятиях. Так что, скорее всего, вам придется самостоятельно склеить слои картона и мягкого материала, как это было показано в мастер-классе.

Мне будет приятно, если рассказ о технике осиэ вдохновит вас на желание опробовать ее в деле. Возможно, для кого-то она станет авторским почерком, а для кого-то просто расширит горизонты творчества. В любом случае, желаю вам приятных минут и красивых картин!

Галина Карпова

Бумажная куколка «Японочка » . Мастер-класс.

В Японии есть праздник – Хина мацуори праздник куколок и девочек . Отмечают его с середины февраля по 3 марта (по другим источникам – с 3 марта и весь месяц март) . В праздничные дни маленькие девочки впервые надевают кимоно. Они в этот день очень красивые, как настоящие японки , ходят друг к другу в гости и делятся подарками, любуются куклами и угощают друг друга.

Во время праздника в каждой семье, где растёт девочка, устраивают выставку кукол «хина нингё» (воплощение человека) . Их выставляют на специальной подставке «хина кадзари» , похожей на горку.

По времени праздник кукол совпадает с сезоном цветения персиков, и поэтому горку обязательно украшают персиковыми цветами : они символизируют нежность, кротость, грацию, женственность, спокойствие - лучшие черты женского характера, которые служат залогом счастья в замужестве. Поэтому, когда в семье рождается девочка, нет лучшего подарка, чем куклы для выставки хина мацури. Практически всегда куклы сделаны вручную, из очень дорогих материалов, например, из рисовой бумаги также ручного производства; секреты изготовления куколок мастера и их семьи хранят в тайне. Такие куклы очень ценные, их передают из поколения в поколение, как приданое дочери, и берегут как фамильные сокровища.

Как только праздник завершается, куклы тотчас убираются - по японским приметам , если этого не сделать, то родителям будет сложно выдать дочь замуж.

Сейчас мы с вами сделаем такую куколку , конечно, в упрощённом варианте.

Вот она, наша красавица.

Что же нам понадобится, чтобы сделать её?

Многослойные салфетки ярких расцветок для кимоно и пояса-оби, чёрная гофрированная бумага для причёски , полсочка картона 1см х 10 см, 2 картоновых кружка d-3см, ножницы, клей или двусторонний скотч, а также всякая мелочь для декорирования.

Итак, полосочку складываем вдвое, склеиваем с двумя круглыми заготовками.

Затем, отрезаем 1/4 часть салфетки, белые слои не отделяем. Вверху загибаем узкую полосочку на лицевую сторону, и на неё выполняем приём оригами - "складка-молния". Если это для детей затруднительно, тогда просто отворачиваем на цветную сторону узкую белую полосочку раз и ещё раз.

Переворачиваем салфеточку изнаночной стороной кверху. Посредине кладём кружочек на палочке.


Начинаем заворачивать слева. Мне это напоминает русскую традиционную куклу-пеленашку.


Теперь справа.

И опять слева делаем складку.

И навстречу.

Угол кимоно красиво отворачиваем.

все углы закрываем широким поясом-оби из другой, контрастной салфетки.


сзади прихватываем на клей или двустороннюю клейкую ленту,укладывая кончики в виде банта.

Из половинки такой же салфетки, что и кимоно, складываем рукава.

Приклеиваем со стороны спины.

Вид сзади.

На пояс-оби наклеиваем атласную тесьму.

Займёмся причёской.


вырезаем полукруг для чёлки из чёрной гофрированной бумаги , по диаметру больше, чем окружность головы, для пышности причёски. Приклеиваем спереди. Сзади приклеиваем кусочек бумаги такой длины , какой вам захочется.

Куколка готова , осталось задекорировать её разными красивостями. У меня : блестящие пайетки, искусственный цветочек для причёски, цветочек с блёстками для пояса. Вот она во всей красе.


Существует много способов создания традиционных японских кусудама (шаров из бумажных цветов).

Это очень красивое украшение интерьера, новогодней елки и прекрасный подарок друзьям и близким. Бумаги сейчас много продают очень красивой, бусинки тоже можно подобрать хорошие.

Что понадобится?

Кусудама (японское, буквально - «лекарственный шар») - бумажная модель, которая обычно (но не всегда) формируется сшиванием вместе концов множества одинаковых пирамидальных модулей (обычно это стилизованные цветы, сложенные из квадратного листа бумаги), так что получается тело шарообразной формы. Как вариант, отдельные компоненты могут быть склеены вместе (например, кусудама на нижнем фото полностью склеена, а не сшита). Иногда, как украшение, снизу прикрепляется кисточка.

В переводе c японского означает "лечебная трава". Само слово представляет собой комбинацию двух японских слов: кусури (лекарство) и тама (шар). Набор определенных лечебных трав помещали в специальный шар, сделанный методом оригами, который подвешивали над постелью больного. Такой шар с травами тоже называли кусудамой. Кстати, такой способ лечения сохранился в Японии до сих пор.

Искусство кусудамы происходит от древней японской традиции, когда кусудамы использовались для фимиама и смеси сухих лепестков; возможно, это были первые настоящие букеты цветов или трав. Само слово представляет комбинацию двух японских слов кусури (лекарство) и тама (шар). В настоящее время кусудамы обычно используют для украшения или в качестве подарков.

Кусудама является важной частью оригами, в частности как предшественница модульного оригами. Её часто путают с модульным оригами, что неверно, так как элементы, составляющие кусудаму, сшиты или склеены, а не вложены друг в друга, как предполагает модульное оригами.

Однако, кусудаму всё же рассматривают как разновидность оригами, хотя борцы за чистоту оригами смотрят косо на характерную для кусудамы технику сшивания или склеивания. В то же время, другие признают, что в раннем традиционном японском оригами часто использовалось разрезание бумаги (см тысяча бумажных журавликов) и склеивание и отдают должное кусудаме, как важному объекту складывания среди других моделей оригами.

Современные мастера оригами, такие как Томоко Фусэ, создали новые конструкции кусудам, которые полностью собираются без разрезания, клея или ниток (кроме подвеса).

Вариантов кусудами очень и очень много, многие опубликованы и в русскоязычном интернете, можно поискать мастер-классы и сделать такие шары себе к празднику и просто для настроения. Некоторые из схем ниже в галерее есть.

По кусудаме есть книги, в том числе и на русском языке.


http://web-japan.org/trends01/article/011005sci_r.html
http://www.discovery.com/tv-shows/mythbusters/videos/polishing-a-turd-minimyth/

Да… японцы, они такие, за что не возьмутся, все превращают в абсолютное совершенство с привкусом непостижимости. Все эти их штучки - самураи, кимоно, сакуры, суши и роллы, аниме, хайку и прочие сады камней просто завораживают так же как и отточенное до состояния искусства мастерство нахождения гармонии во всем.

Давайте попробуем разгадать загадку непостижимой японской души. Начнем с традиционной детской забавы японских детишек - создания блестящих шаров из земли и воды, так называемых дороданго.



Теоретически процесс создания дороданго безумно прост, земля и вода смешивается до состояния пластичной грязи из которой формируется гладкий шар. Далее его сушат и натирают до зеркального блеска, так называемого состояния «хикару» («сияющего»). Но это просто лишь на словах, на деле это весьма трудоемкий процесс, который требует концентрации, невероятного усердия и терпеливости. Получение идеальной формы шара и последующий процесс полирования занимает довольно много времени, от нескольких дней, до нескольких месяцев, в зависимости от трудолюбия и желаемого результата. А результат того стоит!

Являясь неплохим антистрессовым средством, искусство дороданго преследует и другие позитивные цели: можно представить, насколько способен воодушевить человека сам факт того, что он своими руками создает нечто прекрасное из таких бесхитростных компонентов, как земля и вода. Многие востоковеды, изучая дороданго в контексте культурных особенностей, находят философское и даже религиозное зерно в самой идее изготовления блестящих земляных шаров.

Хотите попробовать повторить? Тогда вот вам:

Краткий курс изготовления японских шаров дороданго.

Для изготовления дороданго потребуется просеянная земля (песок исключается, шары из него просто рассыпаются при сушке), немного воды и очень много терпения.

Итак, запомните, грунт может быть любым кроме песка! От цвета грунта зависит цвет будущего шара.

Добавляем немного воды до влажного состояния грунта и формируем форму шара с идеально гладкой поверхностью. Многократно присыпаем шар сухим грунтом и втираем его в поверхность.

… посыпаем и втираем…

После того как результат нас устроил начнем сушку. Это самый ответственный этап изготовления дороданго. Для ускорения сушки используем вот такой хитрый метод - завернем шар в полиэтиленовый пакет и оставим в холодильнике на полчасика. Выкладывать шар нужно на мягкое основание, чтобы не повредить идеальную форму шара.

За это время влага, выделившаяся из шара, осядет конденсатом на стенках пакета. Аккуратно достаем шар, присыпаем сухим грунтом и растираем его.

В процессе сушки…

Действие придется повторять многократно, ведь если не выпарить всю воду, то получится вот такой результат.

После полной просушки приступаем к полировке шара мягкой тряпочкой. От степени затраченного времени и прилагаемых усилий зависит степень получаемого блеска, это может быть легкий глянец или поистине великолепное сияние!

полируем

красота…

И еще полюбоваться на результат. Дороданго от настоящих мастеров.

Чем не искусство?

Похож на огромный жемчуг…