Общая характеристика форм организации изобразительной деятельности дошкольников. Формы организации художественной деятельности в специальном образовательном учреждении Индивидуальная форма организации детей для изодеятельности

Специфика организации коллективной деятельности на занятии изобразительного искусства .

В практике преподавания изобразительного искусства существует несколько форм коллективной деятельности и большое число методик её организации. Такое положение объясняется тем, что коллективная деятельности популярна среди педагогов как наиболее эффективный метод приобщения детей к изобразительному искусству, и поэтому преподаватели ищут новые формы и методы её организации.

Формы коллективной изобразительной деятельности и их классификация.

В методике преподавания изобразительного искусства известны три классификации коллективных форм изобразительной деятельности. Автор первой классификации М Н. Турро, исследовавший ещё в 70-е гг. образовательные и воспитательные возможности коллективных работ были положены особенности организации совместной изобразительной деятельности обучающихся. Он выделил три основных формы коллективной изобразительной деятельности:

    Фронтальная

    Комплексная

    Коллетивно-производственная.

    фронтальная форма, при которой коллективная работа представляет собой соединение индивидуальных рисунков обучающихся, сделанных с учётом поставленных педагогом задачи или со знанием смысла общей композиции. Процесс совместной деятельности наблюдается лишь в конце учебного занятия, когда индивидуально выполненные части, элементы композиции собираются в единое целое.

    комплексная форма предполагает выполнение коллективной работы по одной плоскости, когда каждый обучающийся делает свою часть задания, имея представления об общем результате и согласовывая свою деятельность с тем, что делают другие.

    коллективно-производственная форма, при которой деятельность детей строится по принципу конвейера, когда каждый делает только одну определённую операцию в процессе изготовления изделия.

К сожалению, опыт М. Н. Турро в своё время не получил развития, так как содержание программы по изобразительному искусству в 70-е гг. не способствовало широкому внедрению коллективных форм работы в практику школы.

Методика организации фронтальной формы такова: разбить большое изображение на одинаковые или схожие элементы, выполняемые детьми индивидуально, а затем соединить фрагменты в единое и доработать. Таким образом, лишь в заключение деятельность обучающихся напомнила коллективную. Сложность организации коллективного результата заключалась в том, что умения детей были разного уровня, и не было согласованности в эстетических представлениях учащихся.

В ходе экспериментальной работы над содержанием программы «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б. М. Неменского учителями – эксперементаторами были выявлены несколько видов коллективной деятельности, которые позже были систематизированы по признаку количества участников процесса совместного труда. Согласно этому подходу и классификации совместной деятельности все коллективные работы учащихся делятся на: парные – работа в паре, групповые – в небольших группах по пять – шесть человек; коллективные – работа осуществляется большой группой, половиной или всем классом. Такая классификация раскрывает лишь методику организации коллективной работы, но не специфику взаимодействия учащихся в процессе выполнения композиции.

Совместно – индивидуальная форма характеризуется тем, что участники вначале работают индивидуально с учётом единого замысла и лишь на завершающем этапе деятельность каждого становится частью общей композиции. Совместно – последовательная форма предполагает работу по принципу конвейера, когда результат действий одного ученика находится в тесной зависимости от результатов предыдущего и последующего участников. Совместно – взаимодействующая форма представляет возможности вести совместную работу одновременно всем участникам, согласовывая их действия на каждом из этапов коллективной деятельности.

Рассмотрим более подробно каждый из видов совместной деятельности и их сочетание на занятиях изобразительного искусства.

Совместно – индивидуальная форма организации коллективной изобразительной деятельности.

Совместно – индивидуальная деятельность является одной из самых простых форм организацией работы над коллективной композицией. Эта форма деятельности предполагает, что каждый обучающийся индивидуально выполняет изображение или изделие, которое на завершающем этапе становится частью, элементом коллективной композиции. Согласование действий каждого из участников совместного труда осуществляется в начале учебного занятия, на первом этапе при разработке идеи совместной композиции, при планировании дальнейшей работы, и в конце учебного занятия, на последнем этапе, когда составляется и обобщается коллективная композиция.

Методы и приёмы организации совместно-индивидуальной деятельности обучающихся разнообразны. Они зависят от сложности темы и техники исполнения, но можно выделить в методике организации работы над совместной композицией ряд общих положений:

    продумать заранее композицию коллективной работы, выбрать цвет, размер и положение общей плоскости-фона;

    выбрать единый изобразительный материал и технику изображения как для фона, так и для деталей коллективной композиции;

    определить соразмерность деталей в общей композиции и средство достижения соразмерности в индивидуально выполненных элементах;

    определить технику «сборки» коллективной композиции, т. е. продумать, чем и как будут соединяться между собой или крепиться отдельные детали к общему фону;

    продумать процесс выполнения коллективной композиции, назначить из числа детей помощников для выделения работы по монтажу общей композиции на классной доске.

Роль организатора коллективной деятельности начальных классов выполняет педагог. Во фронтальной роботе с группой обучающихся он ставит учебную задачу или занимательную проблему, руководит поиском путей её решения, формулирует и определяет индивидуальные задания. Во время индивидуальной работы обучающихся педагог корректирует их работу в зависимости от того, что сделано другими. На заключительном этапе, когда организовывается коллективная композиция, педагогу помогают собрать элементы, детали, части общей композиции помощники из числа успевающих обучающихся. В конце учебного занятия все обучающиеся принимают участие в анализе результата коллективной деятельности. Уровень творческой активности детей в процессе совместно-индивидуальной работы на занятии изобразительного искусства во многом зависит от методики организации процесса коллективной деятельности и от принципа организации результата коллективной деятельности, т. е. коллективной композиции.

Если по сценарию учебного занятия обучающиеся не знают о том, что их рисунки станут частью коллективной композиции, то роль педагога в организации коллективного процесса, а так же его результата велика.

К достоинствам совместно – индивидуальной формы организации деятельности на занятии изобразительного искусства относится и то, что она позволяет вовлечь в коллективную творческую деятельность всю группу, причём занятия могут проходить в любой аудитории. Каждый участвующий в совместной деятельности, выполняя свою часть, зная, что, чем лучше он сделает задание, тем лучше будет работа коллектива. Это позволяет мобилизовать творческие личные возможности каждого обучающегося.

Ещё одно достоинство – возможность проследить вклад каждого обучающегося в коллективный результат и достойно оценить его работу, что очень сложно сделать в итоге совместно – последовательной и совместно – взаимодействующей деятельности. Поэтому очень важно развивать у обучающихся самооценку результата коллективной деятельности, умение анализировать достоинства и недостатки коллективной композиции, причём не только выявлять ошибки, но и находить пути их исправления: доработать и обобщить коллективную композицию.

Совместно – последовательная деятельность и формы её организации на занятии изобразительного искусства.

Совместно – последовательная деятельность как форма коллективного творчества обучающихся встречается довольно редко. Это можно объяснить сложностью организации совместного труда, процесс которого напоминает работу производственного конвейера; этот вид совместной деятельности вообще исключает творчество.

Совместно – последовательная деятельность предполагает последовательное выполнение обучающимися определённой технологической операции, когда результат работы одного обучающегося становится предметом деятельности другого.

К совместно – последовательной форме можно отнести изобразительную деятельность обучающихся, построенную по принципу эстафеты. Итогом совместной деятельности, организованной по этому принципу, может оказаться декоративное панно, по композиции ни чем не отличающееся от коллективной работы, выполненной в ходе совместно – индивидуальной деятельности. Но принципиально отличается сам процесс создания коллективной работы. Во время «изобразительной эстафеты» обучающиеся поочерёдно подходят к общему листу и выполняют элементы совместной композиции, дополняя изображение, которое сделано предыдущим учениками. В качестве эстафетной палочки на занятии изобразительно искусства может быть палитра с красками и кисть, а если работа выполняется в технике аппликации, то роль эстафетной палочки может сыграть тюбик с клеем.

У изобразительной эстафеты есть один недостаток, наиболее остро он проявляется в том случае, когда изобразительная эстафета предполагает поочерёдную работу обучающихся непосредственно на общем фоне. На общем листе могут рисовать одновременно не боле трёх учеников, поэтому остальные томятся в ожидании своего выхода к коллективной композиции. Чтобы сократить время ожидания выхода к доске, можно разбить группу на три подгруппы и вести параллельно три коллективные композиции, то есть предоставить лист для каждой подгруппы. В таком случае возникает ситуация соревнования больших групп за качество художественного содержания и формы коллективной композиции, что действительно отвечает образному названию этого принципа организации коллективной работы – «эстафета».

Организация коллективного творчества на основе совместно – взаимодействующей формы деятельности обучающихся на занятии изобразительного искусства.

Совместно – взаимодействующая форма является наиболее сложной в организации коллективной деятельности обучающихся на занятии изобразительного искусства. Сложность заключается в том, что эта форма организации предполагает или одновременную совместную работу всех участников коллективного творчества или постоянное согласование действия всех участников коллективной деятельности. Эту форму часто называют формой сотрудничества или сотворчества. Сотрудничество как форма организации коллективной деятельности на учебном занятии требует от педагога определённых организаторских способностей, а от обучающихся умения общаться в процессе восприятия и практической деятельности.

Одним из наиболее популярных направлений в поиске методики организации процесса сотрудничества является деление группы на подгруппы, малые и большие, которые ведут работу над частью коллективной композиции. Каждый участник совместной деятельности имеет представление об общей композиции, колорите и размере составляющих её частей, так как она является результатом коллективного творческого мышления и планирования. Художественное сотворчество обучающихся начинается с разработки идеи, эскиза общей композиции и заканчивается её составлением из частей, фрагментов и обобщением.

Такая форма коллективной деятельности требует от каждого обучающегося определённого опыта общения: умения сотрудничать, уважать чужую инициативу, защищать собственные идеи в процессе согласования вопросов содержания и формы, использование материалов и техники выполнения композиции. В коллективной работе, организованной в форме сотрудничества, у обучающихся совершенствуются опыт общения, умение сотрудничать, координировать свою деятельность и объективно оценивать результаты коллективного творчества.

Посильность заданий и доступность художественных техник для коллективного творчества обучающихся на занятии изобразительного искусства.

Доступность и посильность являются одним из основных дидактических принципов организации коллективного творчества на занятии изобразительного искусства.

Коллективная изобразительная деятельность для обучающихся младшего возраста должна иметь эмоциональный окрас и черты, схожие с игрой, а для подростков – практически значимый результат, новизну и неограниченность их общения в процессе выполнения коллективного задания.

Посильность задания совместного труда – ещё одно требование к коллективной деятельности, которое должно соблюдаться в работе со всеми возрастными группами. Доступность и посильность, лёгкость в выполнении задания и получения качественного результата совместной работы на первых порах является хорошим стимулом развития творческой активности детей и их интереса к коллективной деятельности. Доступность задания во многом зависит не только от уровня готовности обучающихся к изобразительной деятельности, но и от возможности работать сообща в той или иной изобразительной технике.

Трудности в реализации задуманного, недооценка индивидуально вклада в результат совместного труда отрицательно влияют на интерес к совместной изобразительной деятельности, как у обучающихся младшего возраста, так и старшего.

Основными причинами неудачи в совместной изобразительной деятельности, которые в первую очередь отражаются на качестве результата, могут быть:

    Трудоёмкость задания, для выполнения которого требуется более одного учебного занятия, так как обучающиеся младшего возраста могут не вернуться через неделю к деятельности, она потеряет для них интерес;

    Сложность и недоступность изобразительной техники для совместной деятельности;

    Отсутствие соразмерности и цветового единства в коллективной композиции;

    Эклектика изобразительных материалов и средств в исполнении деталей, частей общей композиции.

Чтобы процесс коллективной деятельности был посильным, а её результат отвечал эстетическим требованиям нужно воспользоваться следующими советами опытных педагогов изобразительного искусства:

    Лучше использовать цветную бумагу, сделанную самим педагогом (покрасить большие листы в нужные цвета). Окрашенная бумага позволяет обучающимся дорисовывать аппликативные силуэты гуашевыми красками, пастелью;

    Соблюдать единство колорита всей работы, гармонию цвета каждого из планов можно достичь подбором цветной бумаги для работы в каждой из групп обучающихся, выполняющей фрагменты коллективной композиции;

    Соблюдать соразмерность деталей в коллективной композиции, для этого необходимо выдавать обучающимся цветную бумагу, заранее нарезанную на прямоугольники или квадраты определённого размера;

    Давать в начальных классах шаблоны с изображением каких – либо элементов композиции; силуэты шаблонов должны быть разнообразны и предоставлять обучающимся наибольшую возможность для творчества;

    Использовать раздаточный материал и технологические карты в ходе коллективной работы, которые дополнят представление детей о предметах изображения и технологии выполнения задания;

    Техника выполнения совместной композиции должна быть несложной и не требовать много времени для завершения промежуточного этапа работы;

    Показ образцов, коллективных работ прошлых лет делает чётким представление обучающихся об объёме предстоящей работы, а так же об эстетике результата, на который направлена совместная деятельность обучающихся.

1. Непосредственная организованная образовательная деятельность(НОД) - основная форма организации деятельности дошкольников.

Выделяется в режиме дня определенной длительностью в соответствии с возрастом детей, рабочими программами и особым отношением к конечному продукту детской деятельности. Результаты анализируются воспитателем для осуществления индивидуального подхода, они оцениваются родителями и администрацией и служат средством отчетности.

НОД подразделяются по ведущим задачам обучения, по виду изо деятельности, по источнику тем, замыслов, по психологическому процессу, лежащему в их основе, по организации детской деятельности, по месту их проведения.

Форму организации детей определяет воспитатель в соответствии задачами обучения – фронтальная - применяется воспитателем при освоении новых умений и навыков, а остальные в подведении к творчеству.

2.Самостоятельная творческая деятельностьдетей – это деятельность организованная по инициативе самого ребенка. Она часто носит репродуктивный характер, повторяет то, чему дети учились на занятиях.

Специфика руководства этой деятельностью в том, что воспитатель создает развивающую среду, стимулирует активность ребенка, сближает взрослого и ребенка. Содержание этой деятельности определяет эмоционально интеллектуальный настрой и опыт детей.

3.Кружковая и студийная деятельность - создание условий для развития ребенка в соответствии с его способностями.

Особое условие - наличие квалифицированного руководителя, программы, оборудованного помещения, проводится на средства родителей. Деятельность кружка проводиться в специальное время.

4.Конкурсы детского творчества проводятся в соответствии с положением, в котором указаны цель и задачи, возрастные рамки, содержание, порядок проведения - дата, этапы, срок подведения итогов.

5.Экскурсии проводится специально подготовленным специалистом – экскурсоводом, длительностью не более 40 минут, в музеях, культурных центрах, на выставках, в парках, на предприятиях, на остановках и т.д. Экскурсия проводится при правильной организации и при наличии 1 - го взрослого на 5-10 детей в зависимости от возраста детей.

Непосредственная организованная образовательная деятельность (занятия) - основная форма организации обучения изобразительной деятельности. Структура непосредственная организованная образовательная деятельность (занятия) рисования.

Вводная часть. Это деятельность воспитателя в течение 7 - 15 минут. В этой части воспитатель использует все методы и приемы, соответствующие теме НОД. Создает интерес к будущей деятельности, активизирует внимание детей. Воспитатель активно применяет учебно-наглядные пособия, демонстрируя предметы и образы, а так же схемы и алгоритмы изобразительных приемов. В этой части предполагается активизация речи детей в живом диалоге с воспитателем. В заключение вводной части обобщенными вопросами воспитатель выясняет, как дети поняли поставленные перед ними задачи, и выясняет алгоритм бедующих действий.

Основанная часть НОД - это практическая деятельность детей по реализации поставленной цели.

Воспитатель выясняет:

1. Все ли дети приступили к практической деятельности, выясняет затруднения детей и стимулирует включение в процесс творчества.

2. Выясняет направленность выполнения алгоритмов изображения. Помогает индивидуальным показом, поощрением.

3. Подводит детей к окончанию практической деятельности. В младшем возрасте дети, закончившие изображения могут под присмотром няни помыть руки. В старших возрастных группах можно использовать отсроченное творческое задание для работы над индивидуализацией образа, это может быть поощрение, предложение, напоминание.

Анализ продукта детского творчества – в этой части работы выставляются на стенд, организуя небольшую выставку. Можно их рассматривать сразу же, а можно в любое другое время. Для младших детей анализ творчества всегда должен быть с положительной оценкой, но узловые вопросы могут быть подчеркнуты взрослыми. Это развивает речь детей и вводит изобразительную терминологию. В среднем возрасте в анализе работ следует выделять качество работ, выполнение поставленных задач, выделение средств, с помощью которых были выполнены данные задачи. Следует уже отличать индивидуальные качества детских работ. Старшая, подготовительная – воспитатель учит детей давать самостоятельную оценку своей работе и работам сверстников, побуждая давать оценку в соответствии с поставленной задачей.

Занятия могут быть разными по ведущим задачам, по характеру деятельности, по виду содержания изображения, по способу изображения и материалу.

Типы НОД по ведущим задачам:

Обучающее занятие, сообщение детям новых знаний, ознакомление с новыми способами изображения (показ способа действия с повторением детьми);

Развивающее занятие, занятия по применению полученных знаний и умений, способов изображения (с повтором уже изученного способа действия);

Воспитывающий творчество закрепление полученных знаний упражнениями, повторениями (ребенок свободно владея приемом рисования использует новые идеи), творческие занятия.

Каждый тип предусматривает свои цели, задачи и методы руководства, деятельность детей. Творческое занятие может завершать 2 предыдущих типа, но и предшествовать им для изучения опыта детей.

По форме организации деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная, подгрупповые, коллективные, комплексные.

По месту их проведения : изостудия, в группе, на улице, в парке, в музее.

По виду деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование.

По способу изображения и материалу : рисование красками, лепка глиной, аппликация из бумаги, конструирование из природного материала.

Занятия дифференцируются по виду содержания изображения: предметное, сюжетно-тематическое, иллюстративное, декоративное рисование.

По психическому процессу, лежащему в основе деятельности: с натуры, на тему, предложенную воспитателем, по замыслу детей, по памяти, по представлению, по воображению. На занятии ребенок может запоминать, наблюдать, накапливать зрительные образы, передавать впечатления в линиях, цвете.

НОД по способу комплектования материала, содержания изображения:

Интегрированные;

Комбинированные (знакомство с искусством и рисованием), на литературные темы, музыкальные, из жизни природы, из жизни детей.

Современная методика организации НОД особое внимание уделяет демократическому стилю руководства детской творческой деятельностью.

Теория и практика художественной педагогики определяют различные формы организации художественной деятельности детей с отклонениями в развитии в образовательном учреждении. Они раз-

"Неменский Б.М. Пути очачовечивания школы //11овое педагогическое мышление / Под ред. А. В. Петровского. - М., 1989. - С. 132.

личны в специальном детском саду и школе, поскольку отвечают требованиям возраста и специфике ведущей деятельности.

Основной формой обучения дошкольников каждому конкретному виду искусства (музыкальному, изобразительному, художественному слову, театральному) является занятие. Художественные Отличительной чертой художественных заня-занятия с тий с детьми с проблемами является то, что они дошкольниками решают как образовательные и воспитательные, так и коррекционно-развивающие задачи. Содержание, организация, методика проведения занятий определяются природой и характером нарушений в развитии ребенка.

Занятия, приобщающие ребенка с проблемами к искусству, начинаются с первого года жизни. Эта форма обучения обеспечивает целенаправленное развитие ребенка с проблемами в соответствии с программой, с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей. Занятия, организованные педагогом, направлены на приобретение тех знаний и умений, которые имеют наибольшее значение для общего и художественного развития детей и которые не могут своевременно сформироваться без специального обучения.

В младенческом возрасте первыми занятиями по художественному развитию с малышами с проблемами являются музыкальные занятия, которые проводятся индивидуально по 5-7 мин 3 раза в неделю. Музыкальный руководитель (или мать дома) побуждает ребенка находить источник звучания: погремушку, колокольчик, поющего взрослого; вызывает «комплекс оживления», двигательную реакцию на звучащую музыку, голос. Во второй половине года занятия проводятся с подгруппой детей. В занятии выделяются отдельные виды музыкальной деятельности: слушание коротеньких музыкальных произведений в манеже - 1,5-2 мин, с перерывами; пение взрослого и гуление ребенка, музыкально-ритмические движения (пляска под пение взрослого) - с каждым ребенком индивидуально по 5 - 7 мин.



В это время музыкальный руководитель побуждает детей подражать отдельным певческим интонациям взрослого («а-а-а...»), откликаться на игровые действия взрослого с игрушкой под музыку (кукла идет - топ-топ-топ, пляшет, уходит - «до свидания»; звукоподражания животным: кошка мяукает, собака лает).

В раннем возрасте с ребенком с проблемами формирование художественной деятельности осуществляется на занятиях по изобразительному искусству, музыкальному развитию, знакомству с художественной литературой. В этом возрасте малышам трудно заниматься тем, что не вызывает интерес, поэтому все занятия проводятся в игровой форме. Интерес к занятию поддерживается эмоциональным отношением педагога к тому, что он показывает детям, о чем рассказывает. Важным моментом в формировании художественной деятельности в этом возрасте является речь педагога, кото-

рая должна быть интонационно выразительной, четкой, грамотной, с короткими фразами, понятной детям, при этом большое значение имеет использование художественного слова педагогом. Не менее значимым в развитии ребенка с проблемами в этот период является предметно-игровое звучащее поле (музыкальные образные игрушки, погремушки), используемое в занятии. Полисенсорный ансамбль воздействия (звук, цвет, форма, тактильное прикосновение к звучащей игрушке, мягкой, двигающейся) обеспечивает комплексное развитие малыша с проблемами на занятии.

В раннем возрасте ведущим методом обучения художественной деятельности ребенка с проблемами в развитии является наглядно-действенный. Детям должна предоставляться возможность не только смотреть, слушать, но и действовать с предметом, включаться в речевое общение с педагогом, проявлять эмоциональное отношение к предмету.

Организуя музыкальное занятие или занятие по знакомству с художественной литературой, по изобразительной деятельности с малышами с проблемами, педагог должен помнить, что чем больше анализаторов (зрительный, слуховой, двигательный, тактильный) участвуют в восприятии, тем глубже впечатление ребенка, прочнее запоминание, а значит выше обучающий эффект занятия.

Нервная система малыша с проблемами характеризуется слабой выносливостью, быстрой утомляемостью, поэтому занятия по художественному развитию должны быть не более 7-10 мин на втором году жизни и 10-15 мин на третьем году жизни. Нельзя насильно заставлять малыша заниматься искусством, так как это может надолго вызвать отрицательное отношение к занятиям. Такие занятия всегда должны сопровождаться состоянием радости и успеха для малыша с проблемами.

В дошкольном возрасте занятия, связанные с искусством, являются основной формой обучения художественной деятельности (художественно-речевой, изобразительной, музыкальной, театрализованно-игровой).

По организации они подразделяются на индивидуальные занятия, подгрупповые и фронтальные занятия.

Индивидуальные занятия по разным видам искусства являются обязательными для специального дошкольного учреждения. Если ребенок не усваивает программный материал, если он болел и пропустил занятия, тогда ему нужна не только направляющая помощь, а обучающая каким-либо навыкам в художественной деятельности. Такие занятия разными видами искусства может проводить и де-фектолог (художественно-речевая деятельность), и музыкальный руководитель (музыкальная, театрализованная деятельность), и воспитатель (изобразительная деятельность).

Подгрупповые и фронтальные занятия проводятся в соответствии с программой обучения и воспитания как обязательные. Объе-

диненные общими переживаниями, стремлением выполнить общее задание, дети лучше проявляют свои способности. Педагог правильным подходом, последовательностью методических приемов влияет на индивидуальное развитие каждого. При этом он использует положительный пример сверстников, помогающий отстающему преодолеть трудности.

По структуре и содержанию занятия по художественным видам деятельности могут быть традиционными, тематическими, доминантными и комплексными. Характерной особенностью занятий в дошкольном возрасте является наличие пропедевтического и основного этапов, обязательное присутствие игровых моментов, создание атмосферы радости, поддержка даже незначительных положительных проявлений в художественной деятельности, смены разных видов деятельности на одном занятии (рисуют мячик - поют песенку, слушают колыбельную - качают кукол, рассказывают знакомую сказку - смотрят или совместно с педагогом показывают ее на фланелеграфе или в настольном театре).

Занятия по художественному развития дошкольников с проблемами должны отвечать определенным требованиям:

Учитывать специфику нарушения в развитии ребенка;

Иметь коррекционно-развивающую направленность;

Осуществлять дифференцированный подход к детям, учебный материал должен быть различной степени трудности;

Соблюдать преемственность в усвоении материала и формировании умений и навыков по художественным видам деятельности;

Активизировать самостоятельные проявления детей в художественной деятельности и творчестве;

Обеспечивать гибкость и вариативность в структуре занятий;

Использовать в художественных занятиях с детьми разные виды помощи взрослого;

Использовать на занятиях разные виды опор (наглядную, звуковую, словесную, тактильную и т. д.), обеспечивающие успешное овладение навыками в художественной деятельности.

Занятия по художественным видам деятельности проводятся в соответствии с программой обучения и воспитания по каждому виду искусства. Они направлены как на художественное развитие ребенка, так и на коррекцию психических функций, эмоционально-волевой сферы, личностных качеств ребенка с проблемами.

Музыкальные занятия в специальном детском саду проводятся 2 раза в неделю по 20-25 мин в младшей и средней группах, по 30-35 мин в старшей и подготовительной группах. Один раз в неделю проводится коррекционное занятие по ритмике. Кроме этого, обязательными являются индивидуальные занятия по 10 -15 мин с детьми, требующими дополнительного внимания.

Занятия по изобразительной деятельности и конструированию, а также по знакомству с художественной литературой проводятся

не менее двух раз в неделю на каждое направление в соответствии с программой воспитания и обучения для конкретного вида нарушения развития ребенка. Ведущая роль на занятии принадлежит педагогу. От его профессионализма, понимания особенностей развития ребенка, от умения чувствовать внутреннее состояние, способности увлечь его творческой работой, умения создать доброжелательную атмосферу в процессе художественной деятельности детей с проблемами зависит успех коррекционно-развивающего обучения средствами искусства.

Другой формой использования искусства в специальном детском саду является организация воспитателем художественной деятельности детей вне занятий. Она имеет важное Художественная значение для дошкольников с проблемами, по-деятельность до- скольку воспитатель имеет возможность в ин-школышков с дивидуальной форме средствами искусства проблемами вне осуществлять художественное развитие ребен-занятий ка с проблемами. Художественная деятельность детей вне занятий организуется:

- в музыкальной деятельности: музыкально-игровая (музыкально-дидактические игры, игры с пением, включение песни в сюжетную игру или различные бытовые моменты жизни в группе); музыкально-театрализованная деятельность (инсценирование взрослым песен на фланелеграфе, в настольном театре, на ширме, разыгрывание песен по ролям с детьми, пантомимические игры руками под музыку); мини-концерты по слушанию музыки в сюжетной форме;

- в художественно-речевой (чтение сказок, рассказов, разучивание стихотворений, потешек, разыгрывание их содержания с педагогом в настольных режиссерских играх, в играх со словом и движением);

- в изобразительной деятельности (в групповой и индивидуальной формах; индивидуальная работа педагога с ребенком по рисованию, лепке, аппликации используется, когда ребенок не усвоил программный материал на фронтальных занятиях и ему требуется помощь в овладении навыками в изобразительной деятельности);

- в художественно-ручном труде (совместное изготовление с педагогом поделок, ремонт книжек, изготовление игрушек, обучение ребенка вышиванию, разным видам плетения шнура, изготовление украшений к празднику и т. д.).

Третьей формой использования искусства в Культурно-досу- специальном дошкольном образовательном уч-говая деятель- реждении является культурно-досуговая дея-ность дошколь- тельность. Это праздники и развлечения, кото-ников рые запоминаются детям надолго. Красочное

оформление помещения, где проводится праздник, особо торжественная музыка, яркие детские костюмы, родители, зрители - все это обеспечивает сильные, незабываемые впе-

чатления ребенка с проблемами в развитии. Но праздник и развлечение - важное средство художественного воспитания, которое формирует эстетический вкус ребенка.

Праздники - это торжество, объединяющее детей и взрослых общностью переживаний, эмоциональным настроем. Тематика и форма их проведения может быть различной. Народные праздники Масленица, Рождество с колядками по своей природе педагогичны, поскольку включают в единое действие и взрослых, и детей. Такие праздники, сохранившие традиции прошлого, уходящие корнями вглубь веков, создают духовную атмосферу, оказывающую положительное влияние на духовно-нравственное развитие детей. К. Д. Ушинский отмечал, что воспитание, лишенное народных корней, - бессильно.

В практике специальных дошкольных учреждений отмечаются традиционные праздники «Нового года», «Выпуска детей в школу», «Мамин день - 8 Марта». Форма их организации может варьироваться. Это может быть концерт, музыкально-театрализованное представление или детский спектакль, открытое занятие и т. д. Однако нужно помнить, что содержание, объем материала должны соответствовать особенностям и возможностям детей с проблемами. Праздники не должны быть длительными, так как ребенок с проблемами быстро утомляется, возбуждается. В ткань праздника может вводиться как выученный материал, так и свободная игровая импровизация. Важно только, чтобы педагоги проявляли творчество в выборе форм проведения. Музыкальное оформление праздника предполагает как «живую музыку» на фортепиано, баяне, аккордеоне, так и использование звукозаписей, фонограмм. Желательно, чтобы звуковой фон не утомлял ребенка с проблемами, а создавал радостное, приподнятое настроение, соответствовал тематике праздника, возрасту детей. На детском празднике всегда звучит художественное слово и взрослого и детей, придающее торжеству цельность и гармоничность. Однако, используя этот вид искусства, нужно помнить, что обилие стихов, многословие ведущего делают праздник скучным, утомляют детей. Если словесного материала будет меньше, но он понятен детям по содержанию и выразителен по исполнению, он будет для них интересным.

На детском празднике должны сочетаться разные виды музыкальной, художественно-речевой деятельности: пение, движения, стихи и др. Главное для ребенка с проблемами - активное участие в общем торжестве. К сожалению, в практике дошкольных специализированных учреждений часто можно встретиться с неверной организацией и проведением праздников, где основной целью ставится воздействие на взрослого зрителя, погоня за показной стороной, использование сложного материала, обилие номеров, натаскивание детей, активное участие только способных. Недопустима на празднике для детей с проблемами заорганизованность, чтение стихов,

пение, пляски до изнеможения, в результате чего дети уходят с праздника или утомленными, или чрезмерно возбужденными. Такое построение праздника не может положительно влиять на художественно-эстетическое развитие ребенка и, конечно, не является кор-рекционно-направленным.

Интересной и достаточно приемлемой для специализированного детского сада формой культурно-досуговой деятельности может быть детский спектакль, где совместно со взрослыми дети с проблемами могут продемонстрировать свои возможности в разных видах художественной деятельности. Театральное искусство синтетично по своей природе, в нем сочетаются разные виды художественной деятельности: речевая, музыкальная, вокальная, двигательно-плас-тическая, танцевальная, изобразительно-оформительская. Атмосфера, создаваемая театрализованно-игровой деятельностью, ее размеренность, выстроенная литературной основой, благоприятна для детей с проблемами. Украшенные афиши, декорации, костюмы, музыкальное оформление, игра на «сцене» - все это создает приподнятость настроения ребенка. Драматизация позволяет детям проявить свои способности в разных видах художественной деятельности, занять в спектакле всех детей, распределив роли по их возможностям. Такая форма праздника может предполагать и активную художественную деятельность детей, не занятых в спектакле, а демонстрирующих свои возможности в художественной деятельности в импровизированном «фойе» театра. Это может быть чтение стихов отдельными детьми, индивидуальное пение, общая пляска для гостей, выступление детского ансамбля инструментов и т. д.

Досуговая деятельность не ограничивается только праздниками, она может быть организована и в форме развлечений самой различной тематики и направленности (зрелища с участием самих детей). Это могут быть тематические досуги, в том числе связанные с временем года, фольклорные, дни рождения, концерты самодеятельности, вечера по творчеству композиторов, писателей, КВН, конкурсы и др. Развлечения имеют большую педагогическую ценность. Они обогащают ребенка с проблемами новыми впечатлениями, закрепляют их умения в художественной деятельности, развивают их инициативу, учат использовать речь в свободном общении, формируют художественный вкус.

В организации и проведении развлечений детей с проблемами в дошкольном образовательном учреждении активно задействован весь педагогический коллектив (музыкальный руководитель, де-фектолог, воспитатель, руководитель физического воспитания, изобразительной деятельности). Также привлекается медицинский и даже технический персонал, они могут принять участие в исполнении отдельных номеров, быть жюри или зрителями. Планировать развлечения следует заранее, примерно за месяц, при этом исходить из общего плана всей коррекционно-направленной работы с детьми,

Уроки искусства в специальной школе

учитывать их возможности, степень подготовленности, интересы, условия, наличие оформления развлечения, досуга. Виды досугов для дошкольников с проблемами следует чередовать (зрелища и с участием детей), начиная с более легких, не требующих большой подготовки и сложного оформления. Необходимо, чтобы в каждом специализированном дошкольном учреждении развлечения занимали должное место в системе коррекционно-развивающей работы и проводились систематически.

В связи с тем, что ведущей деятельностью в школе является учебная, основной формой обучения видам искусства является урок. Его продолжительность в первом классе - 35 мин, в других классах - 45 мин. Структура урока по художественным видам деятельности (литературе, рисованию, музыке, ритмике) в специальной школе или классах определяется дидактическими, образовательными, воспитательными, коррекционно-раз-вивающими целями и задачами, его местом в системе уроков по теме. Каждый урок должен быть неразрывно связан с предыдущим материалом, а также со всей предшествующей работой учащихся и готовит школьников к изучению последующего материала. На уроках по разным видам искусства решение поставленных задач достигается как общедидактическими, так и специальными приемами, обеспечивающими усвоение материала школьниками с проблемами. Наиболее распространенной формой обучения школьников является комбинированный урок, где присутствуют различные компоненты деятельности учителя и ученика: информационно-познавательная часть урока, практическая деятельность детей, а также обобщающая и систематизирующая знания школьников. На уроках по искусству в младших классах широко применяются игровые моменты, разные виды опор (наглядная, слуховая, звуковая, словесная). В зависимости от вида искусства определяются и компоненты, и структура урока.

Так, урок музыки и пения включает знакомство с элементами музыкальной грамоты, слушание музыки и формирование вокально-хоровых навыков через пение детей.

Курок по изобразительному искусству предполагает как восприятие художественных произведений, объектов для изображения, беседу об изобразительном искусстве или о его жанре, анализ увиденного, так и практическую изобразительную деятельность детей: рисование (предметное, сюжетное, по замыслу, декоративное) или лепка, аппликация.

Своеобразием отличаются и уроки чтения в младших классах (и литературы в старших), где младшие школьники, например с нарушением слуха, не только учатся читать сказки, но и пишут слуховой диктант, действуют, разыгрывают ее содержание по ролям с фигурками персонажей.

Урок по художественно-ручному труду предполагает как знакомство с образцами, готовыми изделиями, так и изготовление самими детьми различных художественных поделок. Сенсорное развитие школьников с проблемами обеспечивается использованием комплексных, синтетических уроков, в которых сочетаются разные виды искусства (рисование и музыка, литература и музыка и т. д.). Особенности организации и содержания уроков по искусству определяются в специальной школе спецификой нарушений, имеющихся у детей, возрастными особенностями, необходимостью формирования умений и навыков, обеспечивающих дальнейшее обучение, художественное развитие и адаптацию в социальной среде.

Внеклассная работа является неотъемлемой частью коррекци-онно-развивающего процесса в специальной школе. Среди направлений внеклассной работы художественно-эс-Внеклассная тетический блок выделяется как самостоятель-художественная ный. Он призван углублять, обобщать художе-деятельность ственно-эстетические знания учащихся. Вмес-в коррекционной те с тем он образует с процессом обучения еди-школе ный непрерывный коррекционно-развиваю-щий и воспитательный комплекс.

В практике работы со школьниками с проблемами выделяются несколько форм организации внеклассной художественно-эстетической работы:

Культурно-досуговая общешкольная деятельность;

Художественно-факультативная, кружковая работа;

Индивидуально-художественная работа с отдельными учащимися в разных видах искусства.

Выбор тех или иных форм работы, а также их сочетание зависит главным образом от целей и содержания работы по художественно-эстетическому воспитанию в специальной школе, от характера нарушений в развитии детей, их возможностей и интересов. Практика существования специальной школы для детей с проблемами убеждает в возможности и целесообразности организации для школьников с разными отклонениями в развитии хоровых, вокальных, танцевальных кружков, театральных и изостудий.

Исключительно большое образовательное, воспитательное и кор-рекционно-развивающее значение имеют для школьников с проблемами все формы внеклассной художественно-эстетической работы в школе. Система внеклассного художественно-эстетического воспитания включает два направления взаимосвязанных задач:

Всемерное использование специфических возможностей каждого вида искусства с целью многостороннего художественно-творческого развития личности школьников, расширения форм его духовных потребностей;

Обогащение на этой основе общеэстетических представлений и знаний учащихся, необходимых для формирования у них художе-

ственно-эстетических вкусов, мировоззрения, художественной культуры.

Во внеклассной работе в специальной школе театральное искусство получило распространение в виде драматических и кукольных кружков. Театр обладает большими возможно-Театр в специаль- стями многогранного воздействия на школьни-ной школе ка в силу своей синтетической природы. Театр - это и литературный текст, и звучащее слово; это пластика и действия актера, его костюм, грим; это музыка, цвет и свет; это изобразительное пространственное искусство художника. Причем каждое из искусств, выступая в театре в союзе с другими видами искусств, обретает новые, дополнительные возможности воздействия на школьника с проблемами. Однако воспитание у школьников потребности в театре как источнике духовного обогащения, развития зрительской и исполнительской культуры не происходит само собой. Для этого требуется систематическая целенаправленная работа, накопление опыта, театральных впечатлений.

Во внеклассной работе театрализованная деятельность организуется в двух вариантах: посещение спектаклей в театре и практическая театрализованная деятельность самих детей в театральном школьном кружке или студии.

Воспитание мотивационного компонента, накопление впечатлений, а также развитие способности воспринимать и оценивать показанное на сцене как художественное отражение жизни осуществляется в процессе посещения с детьми театра. Привлечение внимания учащихся к специфическим средствам сценической выразительности помогает осмыслить значение пластического, ритмического и пространственного решения спектакля.

Приобщение в начальных классах к основам театрального искусства может органически сочетаться с комплексом учебно-воспитательных и коррекционно-развивающих задач, решаемых педагогом на уроках по развитию речи, чтению, музыкальному воспитанию, изобразительному искусству.

В более старших классах художественно-эстетическое воспитание средствами театра осуществляется как в процессе обогащения школьников более сложным и разнообразным в жанрово-тематическом отношении репертуаром (романтическая и сатирическая сказка, спектакль о современном герое-сверстнике, красоте труда, дружбе), так и путем расширения круга художественно-образовательных задач. Впечатления о посещении спектаклей у школьников закрепляются. Многообразие форм творческой работы по спектаклю (рисунки, письменные работы, сочинения, беседы) могут использоваться для того, чтобы закрепить в эмоциональной памяти, воображении, в сознании детей конкретные образы, мысли, вызванные спектаклем.

Другой формой использования театра во внеклассной работе является театральный кружок или факультатив. Такая практическая

форма работы в художественной педагогике рассматривается как элемент общей системы воспитания, поскольку формирование художественной культуры средствами театра строится на активизации собственной театрализованной деятельности детей.

Театр - искусство действия, и овладевать основами сценической грамоты с младшими школьниками с проблемами можно только в самом театральном действии. Передовая практика в поисках наиболее эффективных путей не случайно обращается к наследию К. С. Станиславского, где вопросы профессионального обучения рассматриваются в непрерывной связи с задачами коррекционно-развивающего обучения и воспитания качеств творческой личности, необходимых в любой деятельности.

Опыт показывает, что театральное искусство в той или иной мере привлекает к себе школьников всех возрастных групп, а использование этого вида художественно-творческой деятельности в общевоспитательных и коррекционно-развивающих целях плодотворно как для младших школьников, так и старшеклассников с проблемами в развитии. Театрализованная деятельность предполагает всемерное развитие активности, инициативы учащихся, их индивидуальных склонностей и способностей. В то же время занятия - не только удовольствие, но и труд, требующий пытливости, умения преодолевать сложности, критически относиться к себе.

Театрализованная деятельность в специальной школе присутствует в форме кукольного театра, в репертуаре которого могут быть сказки, басни, рассказы, песни. Этот вид театра способствует развитию речи, ее выразительности, пластичности и дифференцированное™ мелкой моторики руки, формированию памяти, произвольного внимания школьников. Под руководством педагога учащиеся овладевают техникой владения куклами би-ба-бо, учатся сочетать действия с речью, что очень затруднено у школьников с задержкой психического развития и умственной отсталостью.

Важное место занимают во внеклассной работе и драматические образно-ролевые спектакли, где дети сами исполняют роли. В процессе обучения технике перевоплощения педагог добивается у детей в передаче сюжета и образа осмысленности, правдивости, целенаправленности действий в условиях сценических обстоятельств, непосредственного, эмоционального отношения к происходящим по сюжету событиям, подлинного общения с партнерами-сверстниками, выразительной речи, посильного овладения основами сценической грамотности как необходимого условия формирования театрализованно-художественной деятельности. Свои театральные успехи школьники показывают зрителям: родителям, сверстникам, гостям. Это имеет значение для ребенка с проблемами, поскольку в этот момент он наполняется чувством своей социальной значимости. Театральное искусство - лишь одно из звеньев в системе воздействий, определяющих процесс формирования личности школь-

ника с различными формами недостаточности развития. Осуществление этой работы является важным компонентом всей системы коррекционно-развивающего обучения и воспитания в специальной школе и одним из направлений формирования художественной культуры у школьников с проблемами в развитии.

Другой важной формой внеклассной работы со школьниками с проблемами являются занятия хоровым или сольным пением. Хоровое и сольное пение - не только средство Вокально-хоро- воспитания и развития школьников, но и сред-вая деятельность ство коррекции различных отклонений у де-вне урока тей, связанных с развитием речи, артикуляционного аппарата, дыхания, слуха, с формированием произвольного внимания, памяти, а также с развитием личностных качеств, чувства ответственности, коллективизма, самостоятельности. Использование хоровой работы с детьми с проблемами как одного из путей приобщения к художественной, вокальной культуре продиктовано новыми задачами наиболее полного раскрытия способностей каждого ребенка в условиях комплексного обучения, а также необходимостью его адаптации в дальнейшем в макро-социальных условиях.

Занятия основами танцевального искусства для школьников с проблемами является одной из любимых форм кружковой работы. Целью таких занятий является обучение ре-Танцевальное бенка в силу его возможностей свободно, неискусство в спе- принужденно двигаться, быть интересным, циальной школе привлекательным в танце, не стесняться сверстников. Поэтому основным направлением кружковой танцевальной работы оказывается не столько подготовка исполнителей отдельных танцев, сколько посильное развитие в каждом ученике творческих способностей, овладение танцевальными движениями как формой невербального общения. Танцевальное искусство помогает школьникам с проблемами удовлетворить свои эмоционально-двигательные потребности, обеспечить развитие ритмопластической выразительности, культуры тела. Формируя у подростка через «танец» умение разумно организовывать свободное время, педагог влияет на эффективность решения школьником проблемы свободного времени в будущем, когда он станет взрослым.

Важное место в формировании художественной культуры в условиях специальной школы занимают массовые школьные мероприятия. Это и внутришкольные вечера, неде-Культурно-досу- ли музыки, детской книги, музыкальный лек-говые мероприя- торий и др., организованные силами педагогов тия и детей. Это и внешкольные мероприятия художественно-эстетического содержания, связанные с посещением выставок, театров, музеев. Массовые мероприятия художественной направленности в специальной школе мо-

гут решать задачи эстетического развития школьников, если репертуар и исполнение номеров соответствуют художественным требованиям, если разработан единый сценарий или план праздника, вечера и в него включены разные виды художественной внеклассной деятельности школьников, если дети и педагоги в процессе сотворчества готовятся к проведению такого мероприятия, если создается зрителями ситуация доброжелательности и успеха по отношению к участникам выступлений - детям с проблемами в развитии.

Елена Подольская
Изобразительная деятельность в ДОУ

1. Непосредственно образовательная деятельность как форма обучения изобразительной деятельности , особенности организации и проведения фронтальных, коллективных, комплексных занятий.

Введение.

1. Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, но он имеет непреходящее значение, это самый сложный с точки зрения психического развития этап раннего онтогенеза. В современных системах образования большинства развитых стран дошкольному образованию в последнее время придается большое значение. Ведь в дошкольном возрасте закладываются все основные параметры и особенности личности, во многом определяются направление и качество дальнейшего развития его интеллектуальных, эмоциональных и физических способностей, интересов и возможностей. Игнорирование особенностей развития ребенка в этом возрасте чревато серьезными проблемами. В этой связи актуальным является изучение современных форм организации образовательной деятельности дошкольников .

Общая характеристика форм организации детской изобразительной деятельности .

1 Классификация и характеристика занятий по изобразительной деятельности .

В методической литературе встречаются различные названия занятий по изобразительной деятельности : предметное, сюжетное, декоративное . При этом нередко добавляют : «и по замыслу» . Хотя занятие «по замыслу» может быть на любую тему.

Следует различать типы и виды занятий по изобразительной деятельности . Типы занятий дифференцируются по характеру ведущих, доминирующих задач, а точнее, по характеру познавательной деятельности детей , сформулированной в задачах :

Занятия по сообщению детям новых знаний и ознакомлению их с новыми способами изображения ;

Занятия по упражнению детей в применении знаний и способов действия, направленные на репродуктивный способ, познания и формирование при этом обобщенных, гибких, вариативных знаний, умений;

Занятия творческие, на которых дети включаются в поисковую деятельность , свободны и самостоятельны в разработке и реализации замыслов. Безусловно, процесс творчества включает и репродуктивную деятельность , но она подчинена творчеству и входит в структуру творческого процесса.

Выделение разных типов занятий в определенной мере связано с решением проблемы обучения, ориентированного на развитие самостоятельности, творчества. Обучение, предполагающее прямую передачу дошкольникам «готовых» знаний, умений, преобладает на занятиях первого типа. Общие дидактические методы обучения, прямо соотносятся с этими типами занятий : информационно-рецептивный - с занятием по сообщению новых знаний, репродуктивный - с занятиями по упражнению в применении знаний и умений, частично поисковый (эвристический) и исследовательский - с творческими. Эти методы, организуя весь процесс обучения на занятии, интегрируют в себе все другие, более частные методы и приемы (обследование, беседа и т. п., определяя характер познавательной деятельности детей в каждом из них.

Таким образом, в каждом типе занятия системно, во взаимосвязи реализуются цель, задачи, методы обучения изобразительной деятельности . В педагогическом процессе все эти типы занятий имеют место. Художественное творчество предполагает проявление и развитие индивидуальности. Одним из условий реализации такого подхода является учет педагогом индивидуального опыта детей. К сожалению, индивидуальный опыт выявить не всегда легко. Именно поэтому в системе работы занятие третьего типа (творческое) может не только заключать, но и предшествовать всем остальным. В этом случае у педагога есть возможность выявить наличный уровень представлений детей о предмете и способах его изображения . Иногда такая информация приобретается педагогом в процессе наблюдения за самостоятельной изобразительной деятельностью дошкольников . При наличии такой информации педагог может дифференцирование строить индивидуальную работу с детьми, целенаправленно объединяя их в подгруппы.

Занятия по изобразительной деятельности с дошкольниками можно дифференцировать не только по типу, но и по виду. Одно и то же занятие можно отнести к разным видам в зависимости от критерия выделения. Так по содержанию изображения различают предметное, сюжетное, декоративное (рисование, лепка, аппликация) . По методу (способу) изображения различают рисование (лепка, аппликация) по представлению, по памяти, с натуры.

По характеру выбора темы : на тему, предложенную воспитателем, и на свободную тему, выбранную ребенком (так называемые занятия «по замыслу» ).

По источнику тем замыслов : занятия на литературные темы (сказки, рассказы, стихотворения) ; на музыкальные темы; на темы окружающей действительности.

Остановимся на их характеристике более подробно.

Итак, занятия, выделенные по методу, способу изображения , по представлению, памяти, с натуры. Изобразительная деятельность по представлению (иначе можно назвать по воображению) строится в основном на комбинаторной деятельности воображения , в процессе которой происходит переработка опыта, впечатлений и создается относительно новый образ. Изображение по памяти строится на основе представления конкретного предмета, который дети восприняли, запомнили и пытаются как можно более точно изобразить . Изображение с натуры представляет собой создание образа на основе и в процессе непосредственного сиюминутного восприятия предмета, явления.

Все эти виды занятий (и подготовку к ним) организуют на основе непосредственного восприятия (зрительного, слухового, тактильно-моторного) . Они предполагают и участие процессов памяти, и потому деление на виды условно и осуществляется по ведущему психическому процессу.

Есть занятия на тему, предложенную воспитателем, и на тему, выбранную детьми самостоятельно, так называемые занятия по замыслу или на свободную тему. Воспитатель определяет широкую тему, в рамках которой индивидуальные темы могут быть различными («Кем я буду» , «На чем хочу покататься» , «Радостный денек» и т. п.). В работе с дошкольниками такое ограничение полезно, так как деятельность , при всей ее свободе, приобретает большую целенаправленность не в ущерб, а на пользу творчеству. Подлинное творчество всегда целенаправленно.

В методике обучения детей изобразительной деятельности под термином «рисование по памяти» понимается процесс воспроизведения на бумаге какого-либо объекта в том пространственном положении, в каком находился этот объект в момент восприятия. Смысл их в развитии восприятия, наблюдательности, зрительной памяти; приучении детей к наблюдению и запоминанию увиденного, а затем воспроизведению.

Изображение (рисование) с натуры. Возможность изображения дошкольниками предмета, явления в процессе его непосредственного восприятия с определенной точки обзора с целью как можно более точной и выразительной его передачи долгое время оспаривалась в дошкольной педагогике. Н. П. Сакулина одна из первых обратилась к этому виду рисования. Наиболее глубокое исследование на эту тему проведено Р. Г. Казаковой.

В исследовании Р. Г. Казаковой показано, что ребенку-дошкольнику доступно изображение предмета с натуры без передачи объема и перспективы. Дошкольник изображает форму линейным контуром, строение, относительную величину частей в предмете, цвет, расположение в пространстве.

Задачи обучения в таком виде занятия : учить детей всматриваться в натуру, видеть выразительные признаки, замечать ее своеобразие и как можно более точно передавать в рисунке (лепке) . Учить детей сравнивать получаемое изображение с натурой в процессе изображения . Последнее действие особенно трудно удается детям. Общий смысл таких занятий - в развитии детского восприятия, в обучении умению видеть натуру.

Разновидностью таких занятий может быть рисование натюрмортов. Рисование с натуры натюрмортов, пейзажей желательно сочетать с восприятием дошкольниками произведений изобразительного искусства этих жанров. Рассказы о художниках, восприятие художественных картин вызывают у детей соответствующие эстетические чувства, рождают мотивы собственной изобразительной деятельности , делают ее более осмысленной.

2. Формы и методы организации совместной деятельности вне занятий .

2. Выделяю три основные формы совместной деятельности детей :

«совместно – индивидуальная» , «совместно – последовательная» и «совместно – взаимодействующая» :

а) «Совместно – индивидуальная» - характеризуется тем, что участники деятельности в начале работают индивидуально, с учетом общего замысла, и лишь на завершающем этапе работа каждого становится частью общей композиции.

Задание каждому выдается сразу, вначале работы индивидуально и затем корректируется в зависимости от того, что сделано другими. Выполняя свою часть работы, ребенок знает, чем лучше он сам выполнит то, что ему поручено, тем лучше будет работа коллектива.

Это с одной стороны, создает условия для мобилизации творческих возможностей ребенка, а с другой – требует их проявления в качестве необходимого условия. К достоинствам данной формы организации деятельности относится также и то, что она позволяет вовлечь в коллективную творческую деятельность довольно большую группу детей, не имеющих опыта совместной работы.

б) «Совместно – последовательная» - предполагает работу по принципу конвейера, когда результат действий одного участника находится в тесной взаимосвязи от результатов предыдущего и последующего участников.

в) «Совместно – взаимодействующая» - работа выполняется всеми участниками одновременно, согласование их действий осуществляется на всех этапах.

На занятиях во II младшей группе использую, все три формы совместной деятельности детей . Выбор зависит от задач, которые ставятся на занятии перед детьми.

3. Особенности организации развлечений по изобразительной деятельности .

3. Основными педагогическими условиями реализации художественно-эстетического развития являются :

Создание обстановки эмоционального благополучия;

Создание и обновление предметно-развивающей среды;

Творческий подход к содержанию образования;

Вариативность в выборе тем занятий, форм, средств, методов работы с детьми, предоставляемых материалов;

Использование личностно-ориентированного подхода в обучении детей;

Синтез занятий по рисованию, лепке, аппликации с занятиями по ознакомлению детей с природой; использование музыкальных произведений на занятиях по изобразительной деятельности ;

Осуществление регионального подхода к отбору содержания изобразительной , музыкальной, игровой и другой художественной деятельности (систематичное ознакомление детей с искусствоведческим материалом художников, поэтов, композиторов, описывающих природу, труд, быт Кольского Заполярья);

Взаимодействие с семьями воспитанников;

Преемственность в работе с учреждениями культуры.

Наша работа по художественно-эстетическому воспитанию является частью целостного образовательного процесса и включает в себя всех участников : педагогов, детей, родителей.

Дошкольное учреждение работает в соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М. «Мозаика –Синтез, 2010, «Образовательной программой ДОУ» в сочетании с парциальными программами : Программой эстетического воспитания дошкольников «Красота. Радость. Творчество.» (авт. Т. С. Комарова, А,В. Антонова, М. Б. Зацепина) ; «Приобщение детей к истокам русской национальной культуры» (авт. Князева О. Л.) ; «Театр-творчество-дети» (авт. Сорокина В.) ; «Ритмическая мозаика» (авт. А. И. Буренина) .

В детском саду организована сеть дополнительных образовательных услуг :

функционируют кружки эстетической направленности : «Умелец» - по изобразительной деятельности ; «В гостях у сказки» - театральный; «Творческая мастерская» - по бумагопластике. Цель кружковой работы – обогащение духовного мира детей различными средствами; формирование эстетического отношения к окружающему миру; развитие природных данных детей.

Создан учебно-методический комплект :

Программы художественно – эстетического воспитания и методические рекомендации;

Перспективные планы по приоритетному направлению работы : кружковой деятельности по всем группам ;

Конспекты занятий, сценарии досугов и праздников;

Сделан подбор дидактических музыкальных игр;

Библиотека познавательной литературы по знакомству детей с миром искусства.

Весь материал систематизирован.

Организация учебно-воспитательного процесса реализуется через :

Занятия по изобразительной деятельности ,

Занятия по музыкальному воспитанию,

Театрализованную деятельность ,

Кружковую работу,

Индивидуальную работу,

Выставки детских работ, персональные выставки,

Посещение театров,

Праздники, концерты, спектакли.

Одним из важных условий реализации системы художественно-эстетического воспитания в дошкольном учреждении является правильная организация предметно-развивающей среды :

Каждая группа детского сада эстетически оформлена в определенном стиле, оснащены театральные, игровые уголки в группах; центры искусства; музыкальные, книжные уголки, уголки Севера;

Имеется костюмерная с театральным реквизитом;

Открыта изостудия, в которой дети занимаются продуктивными видами деятельности , готовят выставки рисунков и поделок, используя нетрадиционные техники изображения ;

В изостудии оформлен музей народно-прикладного искусства и детских поделок для занятий с детьми. Имеются в наличии предметы декоративно-прикладного искусства (дымковские глиняные игрушки, предметы хохломских, гжельских мастеров, необходимый художественный материал для рисования, лепки, аппликации и художественного конструирования, альбомы по ознакомлению с видами и жанрами искусства с методическими разработками по организации занятий с детьми. Оформлены карточки с «пошаговым» показом техники создания образа;

Создана обстановка мастерской, где пособия и оборудование всегда находятся под рукой у ребенка, побуждая его к действию;

В старшей группе оформлен фрагмент «Русской избы» , где проводятся интегрированные занятия по ознакомлению с бытом и традициями русского народа;

Подобраны коллекции картин русских художников;

Обширная медиатека;

Аудио и видео-коллекция;

Аудио и видеоаппаратура в группах и музыкальном зале;

Имеются методические разработки к занятиям по декоративно – прикладному искусству;

Творческий процесс сопровождают художественная литература, поэзия, музыкальные произведения.

Эффективно используются раздевалки в групповых комнатах и коридоры : в них размещаются выставки детских рисунков. Оформлена галерея детского творчества.

В дошкольном возрасте изобразительная деятельность способствует наиболее широкому раскрытию творческих и эстетических способностей дошкольника.

Для обогащения содержания обучения и воспитания важна интеграция не только видов искусства, но и видов изобразительной (художественно-продуктивной деятельности: рисование — аппликация, лепка — рисование, конструирование – рисование, лепка – аппликация и тому подобное.

В изобразительной деятельности заложены большие возможности для развития творческих способностей детей, реализация которых во многом зависит от эффективного педагогического руководства.

Если раньше изобразительную (художественно-продуктивную) деятельность педагоги направляли на получение технических умений и навыков, то на современном этапе главным для ребенка должны быть радость, удовольствие от самого процесса изобразительной (художественно-продуктивной) деятельности.

Оценивая работу, педагог учитывает не только ее качество, но и какими усилиями был достигнут результат.

Формой организации изобразительной деятельности являются занятия. Это особая форма общения педагога с ребенком, которая традиционно считается формой организованного обучения.

Вообще любое общение педагога с детьми можно назвать «занятием», ведь оно предполагает прямое или косвенное обучение, образование, развитие.

Формы организации детей

Образовательное, обучающее, коррекционно-развивающее, арт-терапевтическое общение предполагает определенные формы организации детей:

  • индивидуальное;
  • групповое;
  • фронтальное.

Форма индивидуального обучения

Индивидуальное общение является диалоговой формой, которая является целесообразной во время наблюдений в окружающей среде («Посмотрим красоту вместе»), рассматривания бытовых предметов, объектов природы, арт-объектов (произведений искусства, в продукте творчества ребенка); проведение изобразительных упражнений и экспериментирования с материалами.

Форма группового обучения

Групповое общение преимущественно является формой совместных упражнений, действий, направленных на уточнение, осмысление способов действий. Педагог объединяет нескольких детей в группу по собственной инициативе (например, заметив типичные особенности в способах действия с изобразительным материалом), по инициативе и желанию детей (например, в общении с одаренными детьми).

Форма фронтального обучения

Фронтальное общение предполагает работу воспитателя со всей группой детей (например, введение нового информационного и изобразительного материала, способа, вида художественной практики; творческие проекты, диагностика достижений детей).

Что такое личностно-ориентированная модель в образовательном процессе?

Личностно-ориентированная модель образования требует адекватных подходов к классификации занятий изобразительной деятельностью. Главное требование к ним — обеспечение диалектической связи сознания и деятельности, реализация полифункционального, интегрированного подхода.

Как организуется изобразительная деятельность на занятиях?

На занятиях дети прорабатывают тему, предложенную воспитателем (новая информация, уточнение известной, поиск собственного способа решения), или творчески реализуют полученные навыки и умения в самостоятельно выбранной теме.

Тип занятия обусловлен его целью: диагностическое, информационное, коррекционно-развивающее, творчески-реабилитационное (арт-терапевтическое).

Личностно-ориентированный подход в образовании и воспитании ребенка предусматривает диалектическая связь ее развития изобразительной деятельности с активным ознакомлением с теорией и практикой изобразительного искусства, художником в качестве образца креативного поведения.

Типы занятий изо деятельности

По характеру деятельности и содержанию можно различать следующие занятия:

  • теоретические (искусствоведческие);
  • практические (изобразительные);
  • комбинированные (взаимосвязь художественной теории и эстетической практики);
  • комплексные, интегрированные (основанные на синтезе и взаимодействии искусств).

На что направлено теоретическое занятие изо деятельности?

Теоретические занятия главной целью имеют введение ребенка в мир искусства, знакомство с понятием «искусство», его видами и жанрами, творческим процессом и прочее.

Эти занятия проводят с раннего возраста, рассматривая с детьми арт-объекты (игрушки, книги, произведения искусства), рассказывая о них (искусствоведческая рассказ); разворачивая беседу (искусствоведческая беседа), художественно-дидактическую игру или арт-терапевтическую сессию («Художественным салоп», «В музее скульптур», «Путешествие в картину», «Народная игрушка», «Что такое архитектура»).

Цель и задачи практических занятий

Практические занятия предполагают активное погружение детей в мир художественной практики: изобразительных материалов, способов художественной обработки материалов, действий с изобразительными средствами, оборудованием для этой деятельности.

На этих занятиях педагог транслирует ребенку другую информацию: о материалах и способах работы с ними. Он ссылается на образ художника и собственными действиями демонстрирует ребенку образец креативного (творческого) поведения.

Например, «Давайте подумаем вместе: как художник осень рисовал», «Где народные умельцы узоры искали», «Как скульптор в глине будущую скульптуру увидел».

Дети знакомятся с различными изобразительными техниками, материалами и способами действий ими. Педагог побуждает детей с раннего возраста к активному манипулированию красками, фломастерами, карандашами, глиной, воском, тестом, строительным материалом, бумагой, тканью, выкидным материалом (коробки, лоскутки, пуговицы, баночки), природным материалом (перья, камни, ракушки-ракушки, ветки, корни, сухостой, кора).

Также он приглашает детей к совместным с ним действиям для осознания более сложных техник (например, оригами, вытыкание, вышивание, флористика, интарсия, плетение).

Как осуществляется изобразительная деятельность на занятиях комбинированного типа?

Комбинированные занятия являются особым видом организованного учебно-развивающего общения педагога с детьми. Они сочетают в себе теоретически-искусствоведческую и практически-творческую части.

Например, дети уточняют информацию о жанре пейзажа и рассматривают репродукции пейзажных картин, обсуждают, обмениваются мнениями о выразительных средствах, цвете, композиции, осуществляют «Путешествие в картину» и выполняют игровые упражнения на развитие воображения, образного мышления, переживания эстетических эмоций, воспроизводят в собственном воображении творческий процесс художника.

Практическую часть занятия могут составлять упражнения на смешивание цветов, например, «Цвета золотой осени». «Цвета поздней осени», «Осеннее небо», или «Рисуем осенние деревья».

Можно предложить творческую работу: «Рисуем пейзаж».

Изобразительная деятельность на занятиях интегрированного типа

Комплексные (интегрированные) занятия предоставляют педагогу возможность развивать у детей целостное, категориальное мировосприятие, а детям - формировать обобщенные способы рисования, целостные представления об искусстве как форме существования красоты, о художественной практике как способе познания мира и его освоения.

Комплексные занятия превращаются в интересные развлекательные представления, шоу, арт-терапевтические сессии и обеспечивают в полной мере идею полифункционального личностно-развивающего подхода, создание полихудожественной среды в дошкольном образовательном учреждении. На этих занятиях педагог является активным участником процесса сотворчества.