Чем отличается пожилой человек молодого. Люди почтенного возраста: чем отличаются старики от пожилых? Опросник ориентировочного теста школьной зрелостиярослава йирасика

1. Какое животное больше - лошадь или собака?
Лошадь =0 баллов,
неправильный ответ = -5 баллов.

2. Утром вы завтракаете, а днем...
Обедаем. Мы едим суп, мясо = 0 баллов.
Ужинаем, спим и другие ошибочные ответы == -3 балла.

3. Днем светло, а ночью...
Темно =0 баллов,

4. Небо голубое, а трава...
Зеленая == 0 баллов,
неправильный ответ = -4 балла.

5. Черешни, груши, сливы, яблоки... это что? .
Фрукты =1 балл,

6. Почему раньше, чем пройдет поезд опускается шлагбаум?
Чтобы поезд не столкнулся с автомобилем. Чтобы никто не
попал под поезд (и т.д.) - 0 баллов
Неправильный ответ === -1 балл.

7. Что такое Москва, Ростов, Киев?
Города =1 балл.
Станции=0 баллов.
Неправильный ответ = -1 балл.

8. Который час показывают часы (показать на часах)?
Хорошо показано = 4 балла.
Показаны только четверть, целый час, четверть и час, правильно = 3 балла.
Не знает часов = 0 баллов.

9. Маленькая корова - это теленок, маленькая собака - это...,
маленькая овечка - это... ?
Щенок, ягненок = 4 балла,
только один ответ из двух = 0 баллов.
Неправильный ответ = -1 балл.

10. Собака больше похожа на курицу или на кошку? Чем похожа, что у них общего?
На кошку, потому что у нее тоже четыре ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно одного подобия) = 0 баллов.
На кошку (без приведения знаков подобия) = -1 балл.
На курицу = -3 балла.

11. Почему во всех автомобилях тормоза?
Две причины (тормозить с горы, затормозить на повороте; остановить в случае опасности столкновения, вообще остановиться после окончания езды) == 1 балл.
1 причина = 0 баллов.
Неправильный ответ (например, он не ехал бы без тормозов) = -1 балл.

12. Чем похожи друг на друга молоток и топор?
Два общих признака = 3 балла (они из дерева и железа, у них рукоятки, это инструменты, ими можно забивать гвозди).
1 подобие = 2 балла.

13. Чем похожи друг на друга белка и кошка?
Определение, что это животные, или приведение двух общих признаков (у них по четыре лапы, хвосты, шерсть, они умеют лазить по деревьям) = 3 балла.
Одно подобие = 2 балла.
Неправильный ответ = 0 баллов.

14. Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты узцал их, если бы они лежали здесь перед тобой?
У них есть разные признаки: у винта - нарезка (резьба, такая закрученная линия, вокруг зарубки) = 3 балла.
Винт завинчивается, а гвоздь забивается: у винта - гайка = 2 балла.
Неправильный ответ = 0 баллов.

15. Футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание... это?
Спорт, физкультура = 3 балла.
Игры (упражнения), гимнастика, состязания = 2 балла.
Неправильный ответ = 0 баллов.

16. Какие ты знаешь транспортные средства?
Три наземных транспортных средства, самолет или корабль = 4 балла.
Только три наземных транспортных средства или полный перечень, с самолетом или с кораблем, но только после объяснения, что транспортные средства - это то, на чем можно куда-нибудь передвигаться = 2 балла.
Неправильный ответ = 0 баллов.

17. Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними разница?
Три признака (седые волосы, отсутствие волос, морщины, уже не может так работать, плохо видит, плохо слышит, чаще бывает болен, скорее умрет, чем молодой) - 4 балла.
Одно или два различия = 2 балла.
Неправильный ответ (у него палка, он курит и т.д.) = 0 баллов.

18. Почему люди занимаются спортом?
По двум причинам (чтобы быть здоровыми, закаленными, сильными, чтобы они были подвижнее, чтобы держались прямо, чтобы не были толстыми, они хотят добиться рекорда и т. д.) = 4 балла.
Одна причина = 2 балла.
Неправильный ответ (чтобы что-нибудь уметь) = 0 баллов.

19. Почему это плохо, когда кто-нибудь уклоняется от работы?
Остальные должны за него работать (или выражение того, что вследствие этого несет ущерб кто-нибудь другой). Он ленивый. Мало зарабатывает и не может ничего купить = 2 балла.
Неправильный ответ = 0 баллов.

20. Почему на конверт нужно приклеивать марку?
Так платят за пересылку, перевозку письма = 5 баллов.
Тот, другой, должен был бы уплатить штраф - 2 балла.
Неправильный ответ = 0 баллов.

После проведения опроса подсчитываются результаты по количеству баллов, достигнутых по отдельным вопросам. Количественные результаты данного задания распределяются по пяти группам:

1 группа - плюс 24 и более

2 группа - плюс 14 до 23

3 группа -от 0 до 13

4 группа - от минус 1 до минус 10

5 группа - менее минус 11

По классификации положительными считаются первые три группы. Дети, набравшие количество баллов от плюс 24 до плюс 13, считаются готовыми к школьному обучению.

Общая оценка результатов тестирования

Готовыми к школьному обучению считаются дети, получившие по первым трем субтестам от трех до шести баллов.

Группа детей, получивших семь-девять баллов, представляет собой средний уровень развития готовности к школьному обучению.

Дети, получившие 9-1 1 баллов, требуют дополнительного исследования для получения более объективных данных.

Особое внимание следует обратить на группу детей (обычно это отдельные ребята), набравших 12-15 баллов, что составляет развитие ниже нормы. Такие дети нуждаются в тщательном индивидуальном обследовании интеллекта, развития личностных, мотавационных качеств.

Определение понятий, объяснение причин, выявление сход­ства и различий в объектах - это операции мышления, оцени-


Глава 4. Методы психодиагностики младших школьников

вая которые мы можем судить о степени развитости у ребенка интеллектуальных процессов. Данные особенности мышления устанавливаются по правильности ответов ребенка на следую­щую серию вопросов:

1. Какое из животных больше: лошадь или собака?

2. Утром люди завтракают. А что они делают, принимая пищу днем и вечером?

(Правильный ответ - обедают и ужинают).

3. Днем на улице светло, а ночью? (Правильный ответ - темно).

4. Небо голубое, а трава? (Правильный ответ - зеленая).

5. Черешня, груша, слива и яблоко - это... (Правильное продолжение - ягоды и фрукты).

6. Почему, когда идет поезд, опускают шлагбаум?

7. Что такое Москва, Киев, Хабаровск? (Правильный ответ - города).

8. Который сейчас час? (Ребенку показывают часы и просят
назвать время).

(Правильный ответ - такой, в котором указаны часы и ми­нуты).

9. Молодую корову называют телка. А как называют моло­
дую собаку и молодую овцу?

(Правильный ответ - щенок и ягненок).

10. На кого больше похожа собака: на кошку или на курицу?
Ответь и объясни, почему ты так считаешь.

11. Для чего нужны автомобилю тормоза?
(Правильным считается любой разумный ответ, указываю­
щий на необходимость гасить скорость автомобиля).

12. Чем похожи друг на друга молоток и топор?
(Правильный ответ указывает на то, что это - инструменты,

выполняющие в чем-то похожие функции).

13. Что есть общего между белкой и кошкой?

(В правильном ответе должны быть указаны как минимум два объясняющих их признака, например то, что это - животное, умеющее лазать по деревьям, имеющее мягкий шерстяной по­кров, хвост, четыре ноги.)


Часть 1. Психологическая диагностика

14. Чем отличаются гвоздь, винт и шуруп друг от друга?

(Правильный ответ: гвоздь, как правило, гладкий по поверх­ности, а винт и шуруп - нарезные; гвоздь забивают молотком, а винт и шуруп вкручивают; шуруп - конический, а винт и гвоздь - круглые).

15. Что такое футбол, прыжки в длину и в высоту, теннис, пла­
вание?

(Правильный ответ - это виды спорта, виды физических уп­ражнений).

16. Какие ты знаешь виды транспорта?

(В правильном по существу ответе должно быть перечисле­но, как минимум, два разных вида транспорта).

17. Чем отличается старый человек от молодого?
(Правильный ответ должен содержать в себе хотя бы два су­
щественных признака, отличающих старых людей от молодых).

18. Для чего люди занимаются физкультурой и спортом?
(Правильные возможные ответы - для поддержания своего

здоровья; для того, чтобы быть сильными, стройными и краси­выми; для того, чтобы добиваться спортивных успехов, выигры­вать соревнования).

19. Почему считается плохо, если кто-нибудь не хочет работать?

(Возможные правильные ответы - потому, что все люди долж­ны работать, иначе нельзя будет жить нормально; потому, что за данного человека вынуждены будут работать другие люди; по­тому, что в противном случае нельзя будет иметь нужные вещи, продукты питания, жилище и т.п.)

20. Для чего на письмо необходимо наклеивать марку?
(Правильный ответ: марка - это знак уплаты отправителем

стоимости пересылки почтового отправления).

Обработка результатов

За каждый правильный ответ на каждый из вопросов ребе­нок получает по 0,5 балла, так что максимальное количество бал­лов, которое он может получить в этой методике, равно 10. Замечание. Правильными могут считаться не только те ответы, которые соответствуют приведенным примерам, но


_______ Глава 4. Методы психодиагностики младших школьников ____

и другие, достаточно разумные и отвечающие смыс­лу поставленного перед ребенком вопроса.

Описанная методика годится в основном для психодиагнос­тики словесно-логического мышления детей, поступающих в школу. Вместе с оценкой способности делать умозаключения она дает более или менее полную картину, отражающую основные умственные операции, названные вначале.

Если у проводящего исследование нет полной уверенности в том, что ответ ребенка абсолютно правильный, и в то же самое время нельзя определенно сказать, что он неверный, то допуска­ется ставить ребенку промежуточную оценку - 0,25 балла.

Прежде чем оценивать правильность того или иного ответа, надо убедиться в том, что ребенок правильно понял сам вопрос. Например, не все дети могут знать, что такое шлагбаум, не сразу понять смысл 19-го вопроса. Иногда дополнительного разъясне­ния требует даже слово «работать», потому что не все дошколь­ники по-настоящему знают, что это такое.

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий.

8-9 баллов - высокий.

4-7 баллов - средний.

2-3 балла - низкий.

0-1 балл - очень низкий.

Многослов-1: Книга, с которой можно разговаривать Максимов Андрей Маркович

СТАРОСТЬ

СТАРОСТЬ

Чтобы понять, что такое старость, подумаем над тем, что такое взросление, и чем вообще взрослый человек отличается от ребенка.

Казалось бы, не вызывает сомнений вывод о том, что взрослый опытней. Но – так ли? Опять же, у детей и у взрослых – разный опыт.

То есть получается, что и опыт есть, и ум есть и у тех, и у других. Разный, но есть.

А может, зря мы, по привычке, в такие глубины полезли? Может быть, все куда как проще: пожилой человек просто прожил больше лет, чем молодой?

Спорить с этим бессмысленно. Однако нет-нет да и воскликнем мы: «Надо же, ему шестьдесят лет, а ведет себя, как мальчишка!» С другой стороны, любой из нас встречал двадцатилетних ребят, которые кажутся пожилыми и уставшими... Нет, сами по себе прожитые годы не являются критерием возраста.

Мне кажется, для того чтобы понять, в чем принципиальное отличие между молодостью и старостью, надо в очередной раз вспомнить о том, чем человек занимается всю свою жизнь.

Он пытается обратить внимание мира на себя.

Мы говорили о том, что, как только человек вступает во взаимоотношения с миром, мир начинает казаться эдакой плотной стеной из повернутых к тебе человеческих спин. Очень трудно найти лазейку. Трудно встроиться. А ведь хочется не просто добиться уважения мира, но постоянно получать знаки, свидетельствующие о том, что это уважение не иссякает.

Мало того, что это дело очень тяжелое, так еще человек вынужден заниматься им всю жизнь, буквально с первого своего выхода во двор, в ясли или в детский сад.

От этой необходимости постоянно доказывать себя миру человек очень устает.

Степень усталости и отличает молодого человека от старого. Не возраст, заметим, не ум, и даже опыт – степень усталости.

Старый человек – это тот, кто устал доказывать себя миру. (Именно об этом, если помните, мы говорили, рассуждая о том, что такое возраст.)

Я уже писал, что всех нас можно рассматривать в разных системах координат: «я – семья»; «я – Бог»; «я – социум»; «я – друзья» и так далее.

Старый человек – это тот, кто живет в системе координат: «я – я», за границы собственного «я» не выходя.

Старый человек живет не в пространстве, а во времени, постоянно думая о себе сегодняшнем и о себе вчерашнем. Когда мы говорим, что старик живет воспоминаниями, другими словами это означает, что заоконный мир ему не интересен. Он устал от этого «пространства», его волнует только прошлое время.

Мысли о смерти, которые неминуемо посещают пожилых людей, иногда заставляют их рассматривать себя в системе: «я – Бог». Но это все равно – размышления, не выходящие за рамки самого себя.

Каждый из нас ищет в жизни какой-нибудь, условно говоря, допинг. Допинг – это то, что, с одной стороны, позволяет сделать жизнь интересней, а с другой – убеждает нас в том, что мир имеет нас в виду.

Для кого-то это – постоянные любовные похождения; для другого – бесконечное зарабатывание денег, когда важна не сама по себе сумма, а процесс; для третьего – работа и так далее.

Когда у человека исчезает потребность в подобном допинге, значит, он потерял интерес к жизни, устал, то есть состарился.

Итак, старым мы можем назвать человека, для которого главное занятие жизни – пассивное изучение самого себя.

Поэтому старость может прийти в любом возрасте. Или не прийти вовсе.

Очень важно понимать, что старость – это не сумма лет, а «сумма усталостей». Те, кто умеет преодолеть эти усталости, имеют шанс умереть молодыми.

Из книги Философия Энди Уорхола автора Уорхол Энди

3. Любовь (Старость) Какие факты жизни надо узнавать в сорок лет. – Моя идеальная жена. – Телефонная девушка моей мечты. – Ревность. – Тусклый свет и зеркала. – Секс и ностальгия. – Трансвеститы. – Романтические отношения – это трудно, но секс – труднее. – Фригидность

Из книги Писатель и самоубийство автора Акунин Борис

Из книги Писатель и самоубийство. Часть 2 автора Акунин Борис

Старость …Доколе не пришли тяжелые дни и не наступили годы, о которых ты будешь говорить: «нет мне удовольствия в них!» Экклезиаст До сих пор толком неизвестно, что такое старение. Симптомы - да, те известны. Гистологические: уменьшение содержания воды в тканях и

Из книги Статьи за 10 лет о молодёжи, семье и психологии автора Медведева Ирина Яковлевна

Из книги Древняя Индия. Быт, религия, культура автора Эдвардс Майкл

Из книги Эпоха Рамсесов [Быт, религия, культура] автора Монте Пьер

Из книги Ацтеки. Воинственные подданные Монтесумы автора Сустель Жак

Из книги Многослов-1: Книга, с которой можно разговаривать автора Максимов Андрей Маркович

СТАРОСТЬ Чтобы понять, что такое старость, подумаем над тем, что такое взросление, и чем вообще взрослый человек отличается от ребенка.Принято считать, что взрослый умнее. Это не так. У ребенка – не маленький ум, а иной. Если мы договорились о том, что дети – это не

Пребывание старой души в молодом теле может быть одновременно гнетущим и привлекательным.

С одной стороны, вы являетесь более зрелой и самодостаточной личностью, по сравнению со своими сверстниками. Вы лучше знаете, чего хотите в жизни, и, в отличие от большинства людей, не боитесь быть собой. С другой стороны, эта зрелость и врождённая мудрость могут иногда заставить вас чувствовать себя одиноким и непонятым, особенно в молодом возрасте.

Ниже представлены пять проблем, с которыми старая душа борется в молодом теле.

1. Вы чувствуете себя чужим среди людей вашего возраста

Молодые люди со старой душой могут испытывать трудности при общении со своими сверстниками в школе или колледже, поскольку подростки, как никто другой, стремятся к тому, чтобы не отличаться от остальных. Естественное желание влиться в коллектив и вместе с тем отсутствие точек соприкосновения с людьми вашего возраста способны привести к истинному разочарованию. Порой вам кажется, что вы пришли на Землю из другого мира, поэтому не можете найти себе здесь места. Всё это может очень болезненно отзываться в нежном возрасте, когда вы только начинаете понимать, что такое жизнь.

Вот почему старые души в свои молодые годы часто тянутся к старшим поколениям. Даже будучи маленькими детьми или подростками, они жаждут осмысленного общения с другими людьми. Помню, когда я училась в школе, мне нравилось проводить время со своим дедом больше, чем гулять с одноклассниками, которые мне казались слишком глупыми и незрелыми.

2. У вас зрелый ум, однако вы не совсем хорошо разбираетесь в практических аспектах жизни

Образ мышления старых душ часто удивляет других людей своей зрелостью и глубиной. Когда вы высказываете свою точку зрения и видение жизни, другие могут подумать, что вы развиты не по годам.

Тем не менее, вы остаётесь совершенно неискушённым в мирских аспектах жизни, поскольку появились на этой Земле совсем недавно. Вы способны вести мудрые и глубокие разговоры, но когда дело доходит до мелких бытовых проблем, вы тут же превращаетесь в беспомощного человека.

3. Вы не получаете удовольствия от тех вещей, которыми наслаждаются ваши сверстники

Старая душа заставляет вас чувствовать себя как минимум на 10-20 лет старше, чем вам есть на самом деле, поэтому не удивительно, что ваши ценности, взгляды и интересы не соответствуют вашему реальному возрасту. В то время как ваши сверстники ходят по клубам и магазинам, вы наслаждаетесь одиночеством дома, делая что-либо важное или занимаясь творчеством.

И дело не только в том, как вы предпочитаете проводить свой свободное время – ваши жизненные приоритеты сильно отличаются от того, чего хотят большинство людей вашего возраста. В то время как они мечтают об успешной карьере в большом городе и стремятся произвести впечатление на окружающих, вы, возможно, пытаетесь найти способ сделать мир лучше или представляете себе спокойную жизнь где-нибудь в лесу.

4. Люди вас не понимают

Другие люди (как ваши сверстники, так и нет), как правило, не понимают ваших желаний и считают вас странным или скучным. В принципе они относятся так ко всем, кто отличается от остальных и мыслит иначе.

Старые души в молодом возрасте редко бывают популярными среди своих сверстников, поскольку окружающие думают, что они странные личности с причудами пожилых людей.

5. Вас недооценивают

Из-за молодого возраста другие могут недооценивать ваш интеллект, таланты и потенциал. Особенно это касается работы, где вы можете наблюдать, как ваши менее одарённые и умные коллеги продвигаются по карьерной лестнице намного быстрее вас только потому, что они старше и обладают лучшими навыками общения.

Люди испокон веков судят других по внешности и прочим поверхностным вещам. В наше время фальши и цифрового нарциссизма впечатление, которое вы производите на окружающих – единственное, что имеет значение. Люди более склонны судить о ваших способностях по молодому лицу и спокойному поведению; они не замечают зрелый ум и старую душу, которая скрывается внутри вас. Из-за этого вы можете чувствовать себя одиноким, поскольку никто не воспринимает вас всерьёз, никто не понимает глубины вашего разума.

Ребенок уже через пару месяцев отправляется в первый класс? Он уже такой взрослый, самостоятельный. Скоро начнет грызть науку и поглощать знания… Многие мамы очень волнуются, готов ли малыш к обучению в школе, не будет ли ему тяжело там. Вопрос готовности ребенка к школе очень важен, поскольку именно от готовности зависит и первое впечатление от школы, и последующее желание или нежелание ее посещать, а также успешность. Насколько ваш ребенок готов к школе помогут узнать специалисты (педагоги и психологи). При этом психологическая готовность к школе является очень важным аспектом, поэтому не стоит ею пренебрегать.

Сегодня мы предлагаем вам проверить общую эрудицию своего “без пяти минут” школьника, его общий уровень мышления, кругозор. Для этого предлагаем список из 35 вопросов, на которые должен отвечать ребенок 6-ти лет:

  1. Как тебя зовут? Твоя фамилия? Отчество?
  2. Сколько тебе лет, сколько тебе будет через год, а через 2 года?
  3. Когда твой день рождения?
  4. Как зовут твою маму? Полное имя с фамилией и отчеством.
  5. Как зовут папу? Полное имя с фамилией и отчеством.
  6. Когда у твоей мамы день рождения? (достаточно назвать только месяц)
  7. Когда день рождения у твоего папы? (достаточно назвать только месяц)
  8. Где и работают твои родители? Кем?
  9. В какой стране мы живем?
  10. Как называется город, в котором ты проживаешь?
  11. Назови свой адрес, телефонный номер мамы или папы.
  12. Что делать, если вдруг ты потерялся?
  13. Что делать, если ты порезался?
  14. Сколько стоит буханка белого (серого) хлеба?
  15. В квартире чувствуется запах газа? Что делать?
  16. Что делать, если ты обидел друга?
  17. Где лед толще - возле берега или на середине водоема?
  18. Почему нам, посетителям, нельзя кормить животных в зоопарке?
  19. Какой сегодня день? А какой будет завтра? А какой был вчера?
  20. Назови времена года.
  21. Чем похожи и чем отличаются белка и ворона?
  22. Как назвать одним словом: груша, роза, крапива, дуб?
  23. Почему перед тем как поедет поезд опускают шлагбаум?
  24. Который сейчас час?
  25. Во сколько ты ложишься спать?
  26. Как называется детеныш коровы, овцы, лошади?
  27. Зачем автомобилю тормоза?
  28. Что общего между молотком и топором?
  29. Чем отличаются гвоздь и болт? Как их отличить?
  30. Назови 5 домашних и 5 диких животных.
  31. Назови 5 названий городов.
  32. Какие ты знаешь виды транспорта?
  33. Чем отличается старый человек от молодого?
  34. Зачем заниматься спортом?
  35. Зачем ходить в школу?

Стоит обратить внимание, если ребенок не может ответить на большинство из этих вопросов. Возможно, ему стоит еще позаниматься, а может, он не понимает, что его спрашивают или, возможно, он просто не хочет отвечать… Если же без правильного ответа осталось только несколько вопросов, значит ваш 6-летка имеет широкий кругозор и имеет достаточно высокую эрудицию.