Что школа может делать хорошо. Что хорошего в школе? Иногда лучшее решение — оставить ребенка в покое

Вам знакомо выражение – «стены давят»? Чаще всего эту досадную фразу можно услышать от людей, работающих в безликих, мало приглядных и лишённых индивидуальности местах. Подобная обстановка непроизвольно сковывает сознание человека и совсем не располагает к творчеству, отдыху и плодотворному труду. Всё это касается взрослых людей. А если в такие условия поместить ребёнка? Особенно, если он только-только вышел из детского сада, где на стенах были разноцветные картинки, вокруг стояли цветы и поделки, было тепло, уютно и комфортно? Так что же необходимо сделать, чтобы школа стала лучше ?

Среднестатистическая школа, к сожалению, выглядит не слишком радостно и привлекательно. Ребёнок теряется: новый коллектив, педагоги и завершают картину – безликие школьные помещения. Далеко не все дети способны в подобных условиях раскрыться перед окружающими, показать свои таланты, идти в школу с радостью и желанием. Удручает то, что ребёнок будет проводить здесь по 5 — 7 часов своей жизни 5 — 6 дней в неделю. Многие детки начинают стесняться, грустить и пытаться раствориться в общей массе, кто-то бунтует и прогуливает школу, кто-то просто «течёт по течению».

Как же переломить эту ситуацию?

Хочется, чтобы школьники каждый день торопились в школу не потому что «надо», а потому что там они узнают что-то новое, интересное, необычное и полезное. В этом может помочь создание особой «интеллектуальной» атмосферы в классах и помещениях школы. Сделать каждое из них особенным, необычным, со своей яркой индивидуальностью.


  1. Кабинет географии может стать своеобразным кораблём, на котором ребята открывают новые земли, горы, реки и станы. В этом им помогут карты, измерительные приборы глубины и высоты, гидрологические приборы и прочие необходимые инструменты. Для каждого из кабинетов можно придумать что-то в интерьере своё, особенное и при этом очень полезное.
  1. Есть и другие пути, чтобы сделать интерьер в школах более радужным и радостным. Применение цветотерапии уже давно известно человечеству и всё чаще применяется во всевозможных областях:
  • красный цвет будоражит, настраивает человека на активное времяпровождение. Красный цвет, в разумных пределах, необходимо использовать в кабинетах точных наук, где надо быть сосредоточенным;
  • пастельные оттенки в интерьере успокаивают и расслабляют. Их лучше всего применять в кабинетах психологической разгрузки, в кабинетах для творчества, отдыха;
  • золотистые и жёлтые оттенки – дают ощущение радости и тепла, повышают работоспособность;
  • цвет весенней зелени даёт ощущение обновления, новизны, мотивирует к движению вперёд, к знаниям;
  • синие цвета дают ощущения холода. Их, как и черно-коричневую палитру, используют минимально, поскольку помещения, оформленные в таких тонах, угнетают. Используйте эти не хитрые правила при оформления школьного интерьера, а также при выборе цветовой гаммы для формы учеников.
  • Первое – свободное пространство. Не загромождайте помещения массивной мебелью.
  • Второе – освещение. Самое лучшее освещение – естественное или созданное при помощи современных энергосберегающих ламп.
  • Третье – цветовая палитра тёплых природных оттенков. Основные цвета в интерьере – это цвета земли, песка, дерева.
  • Четвёртое – декоративные природные элементы. В этом помогут аквариумы или комнатные растения.
  • И пятое – материалы. Натуральная деревянная мебель, текстиль, каменные вазы. Этот стиль становится всё более востребованным и модным.
  1. Обращайте внимание и на внешний вид учителей, который тоже является частью школьного интерьера. Не зря существует выражение «встречают по одёжке». Дети это очень тонко чувствуют и реагируют, подмечают малейшие детали и соответственно выстраивают своё отношение к педагогу. Вспомните, как одевались гувернантки во времена аристократов. Костюм преподавателя того времени сочетал в себе строгость и элегантность, красоту и сдержанность, поэтому необходимо прилагать некоторые усилия и учителю, чтобы выглядеть достойно, одновременно строго, но и не отталкивающе.

Подводя итоги, можно сказать, что школьные помещения, их интерьер, общее впечатление от них создают многие составляющие. Здесь нет мелочей, нужно обратить внимание на всё: и на детали интерьера, и на цветовую гамму помещений, школьную форму самих учеников, внешний вид педагогов. Всем известно – чем больше своей души мы вложим в воспитание и развитие детей, тем больший и лучший результат нас ждёт в будущем.

Как вы считаете, позволяет ли школа вам:

Затрудняюсь ответить

Вариант ответа

    общаться со сверстниками, интересно проводить время

    получить навыки управления

5. В школе любой ученик может найти подходящий для себя кружок, секцию, клуб, выбрать интересную экскур-сию, лекцию, участвовать в проведении праздников, соревнований, культпоходов:

1. да – 24/92% 15/88%

    затрудняюсь ответить - 2/8% 2/12%

6. Что бы вы могли предложить в дополнение к этому перечню

Бокс, рукопашный бой, танцы.

7. Какие проблемы волнуют Вас больше всего: 9 класс 11 класс

1. проблемы успеваемости – 24/92% 17/100%

2. проблемы требований учителей по отдельным предметам – 2/7% 2/11%

3. проблемы качества преподавания отдельных учителей – 2/7% 2/11%

4. проблемы отношения с учителем (учителями) – 4/ 15% 3/83%

5. проблемы поведения в школе – 6/23%

6. проблемы отношений с одноклассниками – 1/4%

7. проблемы питания –

8. проблемы занятости в школе после уроков – 5/19% 4/24%

8. В каких случаях Вы обычно обращаетесь к учителям:

    за помощью – 9/35% 6/35%

    за информацией – 7/27% 5/30%

    по вопросам затруднений в обучении – 8/31% 6/35%

    в связи с конфликтными ситуациями

    по вопросам четвертных и итоговых оценок – 2/7%

9. В какой информации, связанной с получением дополнительных знаний, вы нуждаетесь больше всего?

1. экономика и финансы –

2. информатика –

3. юриспруденция

4. техника

5. философия

6. социология

7. медицина –

8. ин.язык

9. история –

10. литература

12. управление автомобилем –

13. педагогика и психология

14. менеджмент –

15. маркетинг –

16. что-то еще (что?) –

10.Изучает ли школа ваши запросы и потребности

В сфере образования

В организации досуга

В организации дополнительного образования

При организации профильного обучения

11.Можете ли вы сказать: «Моя школа лучше других школ в районе»? 9 класс 11 класс

      да – 26/100% 17/100%

      затрудняюсь ответить

12.Что, по вашему мнению, школа делает хорошо? Напишите, пожалуйста.

Готовит к экзаменам; даёт знания; воспитывает; дает новые знания; готовит к жизни; готовит к профессии; организуем мероприятия; проводит праздники, конкурсы; всё.

13.А что, по вашему мнению, ей следовало бы делать лучше?

Ответов нет.

14.Как Вы думаете, в какой помощи больше всего нуждается школа?

Материальной, в финансовой, компьютерах.

15.В какой помощи от школы Вы нуждаетесь сами?

Помощь при поступлении в институты, колледжи; просто поговорить.

16.Какое участие принимают ваши родители в жизни школы? 9 класс 11 класс

      Активное – 19/73% 16/94%

      Пассивное - 3/12%

      затрудняюсь ответить – 4/16% 1/6%

Анкета для родителей 9,11 классов

Затрудняюсь

ответить

    уровнем преподавания

    организацией школьного быта

    питанием в школе

    состоянием школьных помещений

    оформлением классов

    материально-техническим обеспечением школы

    отношениями между школьниками в классе

    вашими отношениями с педагогами и администрацией

    отношениями вашего ребенка с педагогами

    отношением вашего ребенка к школе в целом

    уровнем компьютеризации в школе

    работой школы по здоровьесбережению

2. Как вы считаете, позволяет ли наша школа ученикам:

Затрудняюсь

ответить

получать новые знания, необходимые для успеха в жизни

определиться в выборе профессии

подготовиться к сдаче экзаменов в форме ЕГЭ

выработать умение разбираться в людях

определить и развить свои способности и интересы

приобрести самостоятельность мышления и действия, проявить себя, поверить в свои силы (самореализоваться)

18/74% систем оценки качества образования ... 2011годы ... «Целинный» ...

  • Публичный отчет за 2010-2011 учебный год слово о школе

    Публичный отчет

    Инновационного комплекса в системе образования «Образовательные стандарты нового... приказы директора. Внутришкольный контроль строится в... материалами. С отчетом по своей... получивших оценку % успевае мости % качества «5» «4» «3» «2» 1. Дворецкая И. ...

  • Раздел i концепция развития (миссия) школы и средства ее реализации

    ... отчеты , как условие развития государственно-общественной системы ... внутришкольной системы оценки качества начального образования ... системы управления экономикой. Трудности в снабжении населения продовольствием. Освоение целины ... -2015 2011год октябрь 2011г...

  • Содержание образовательной программы стр информационная справка(общие сведения об образовательном учреждении) 3 - 7

    Основная образовательная программа

    ... внутришкольной системы оценки качества ... . Освоение целины : успехи... системой образования в ОУ. Оценка качества образования осуществляется на основе системы показателей, характеризующих основные аспекты качества образования (качество результатов, качество ...

  • Итоги Форума «Большая перемена», проведенного 27.года для родителей, чьи дети занимаются по ФГОС. (1 – 6 класс)

    Английский язык

    Окружающий мир

    Внеурочная деятельность

    Занятие с психологом

    Русский язык

    математика

    технология

    33 родителя участвовали в рефлексии

    17 родителей участвовало в рефлексии

    17 родителей участвовало в рефлексии

    17 родителей участвовало в рефлексии

    17 родителей участвовало в рефлексии

    16 родителей участвовало в рефлексии

    16 родителей участвовало в рефлексии

    16 родителей участвовало в рефлексии

    Более подвижная должна быть зарядка – 1 чел.

    Вести под музыку у детей зарядку – 1 чел.

    Всем остальным зарядка понравилась

    Передавать свой опыт другим – 1 чел

    Хочется учить английский именно у О. Ф. – 1 чел

    Ввести дополнительные занятия с Ф – 1 чел

    Всем остальным урок понравился

    Делиться своим опытом с молодыми учителями – 1 чел

    Подольше работать в школе – 2 чел

    Польше бы таких уроков! – 1 чел

    Сказочно! – 1 чел.

    Побольше творчества – 1 чел.

    Всем остальным все понравилось

    Психологу работать с классами – 1 чел

    Провести несколько занятий во 2 «б» классе – 1 чел.

    Использовать на уроках музыкальное сопровождение - 1 чел, документальные фильмы – 1 чел.

    Глубже изучить учителю антитезу в музыке и в живописи – 1 чел

    Слишком быстро – 1 чел.

    Объяснять, что математика пригодится в жизни – 1 чел.

    Чтобы с детьми занимались точно также – 1 чел

    Хочется, чтобы дети занимались оригами – 1 чел

    Остальным все понравилось.

    Хочется, чтобы дети этим занимались – 1 чел.

    Остальным все понравилось – 1 чел.

    Результаты анкетирования с родителями после проведения форума


    затрудняюсь

    Уровнем преподавания

    34 чел (89,6%)

    4 чел (10,4%)

    Организацией школьного быта

    37 чел.(97.4%)

    Питание в школе

    35 чел (92,2%)

    Состояние школьных помещений

    38 чел (100%)

    Оформлением классов

    19 чел (100%)

    Материально – техническим обеспечением в школе

    19 чел (100%)

    Вашими отношениями в с администрацией школы и педагогами

    32 чел (84.1%)

    Отношениями вашего ребенка с педагогами

    24 чел(64.8%)

    12 чел (31,2%)

    Отношением вашего ребенка к школе в целом

    29 чел (76.6%)

    7 чел (18,2%)

    2. Результаты анкетирования с родителями после проведения форума

    «Большая перемена» (38 человек)

    Как вы считаете, позволяет ли ваша школа ученикам:

    затрудняюсь

    Получать новые знания для успеха в жизни

    35 чел (92,2%)

    Определиться в выборе профессии

    25 чел (66,2%)

    13 чел (33.8%)

    Подготовиться к сдаче экзамена в выбранный вуз

    27 чел (71, 4%)

    8 чел (20,8%)

    Вырабатывать умения разобраться в людях

    26 чел(76,6%)

    Определить и развить свои способности и интересы

    21 чел(81,8%)

    7 чел (18,2%)

    Приобрести самостоятельность мышления и действия. Проявить себя, поверить в свои силы, (само реализоваться)

    30чел.(79,2%)

    6 чел.(15,6%)

    Общаться со сверстниками. Интересно проводить время

    3. Результаты анкетирования с родителями после проведения форума

    «Большая перемена» (38 человек)

    Что по – вашему мнению школа делает хорошо?

    Дает знания – 15 человек (49%)

    Применяет ИКТ – 1 чел (2.6%)

    Хорошо работает с родителями – 1 чел (2,6%)

    Идет в ногу со временем – 1 чел (2,6%)

    4. Что по – вашему мнению следовало бы делать лучше?

    Лучше контролировать детей на перемене – 1 чел (2,6%)

    Улучшить дисциплину – 2 чел (5, 2%)

    Учить – 2 чел(5,25)

    Определять в выборе профессии – 1 чел (2,6%)

    Интереснее проводить уроки – 1 чел (2.6%)

    Проводить больше внеурочных мероприятий 1 чел (2,6%)

    Правильно оценивать знания учащихся – 1 чел (2,6%)

    Развивать ученика – 1 чел (2,6%)

    Работать с отстающими учениками – 1 чел.(2,6%)

    Понимать детскую резвость – 1 чел (2.6%)

    Больше спортивных секций – 1 чел (2,6%)

    Повысить дисциплину на уроках – 1 чел(2,6%)

    Чтобы дети всегда были заняты интересными делами – 1 чел(2,6%)

    Видеть в учениках личность – 1 чел. (2,6%)

    Лучше готовить к экзаменам – 1 чел. (2,6%)

    Больше внеклассных мероприятий в начальной школе – 1 чел. (2,6%)

    Отслеживать конфликты детей – 1 чел. (2,6%)

    Улучшить микроклимат в школе – 1чел. (2,6%)

    Результаты рефлексии «Смайлики»

    1.Молодцы!

    2.Следующий День открытых дверей провести с папами!

    3. Доверяем воспитание своих детей!

    4. Чаще бы так!

    5.С удовольствием придем еще!

    6.Школа преобразилась!

    7. Был теплый прием!

    8. все очень понравилось!

    9. Все превосходно, чтобы к детям было такое же отношение!

    10. Очень было приятно!

    11. Проводить психологические тренинги с учителями!

    12. Хочется, чтобы учителя были такими доброжелательными и отзывчивыми!

    13. Больше внимания ученикам! Справедливой оценки знаний!

    14.Так держать!

    15. Менять и меняться!

    16. Больше таких мероприятий!

    16. Образование на хорошем счету!

    Сделать классы меньше

    Мечта многих учителей (кроме, может быть, учителей иностранных языков) успешно реализуется во многих школах мира. Индивидуальный подход, хорошая дисциплина и мотивация к учебе остаются лишь мечтами, когда приходится вести урок для 30-35 человек.

    Сокращение числа учеников в классе до 20 позволит не беспокоиться лишний раз о том, хватит ли новому классу парт и стульев, да и успокоить такое количество детей куда проще. Так эффективнее можно выстроить индивидуальную работу с учеником, лучше оценить его способности и понять его стремления, и, исходя из этого, повышать его мотивацию.

    Современное оборудование

    Внедрение современных технологий в образовательный процесс идет слишком медленно, а подготовка педагогических кадров в данной сфере и вовсе оставляет желать лучшего. И выходит, что школьники чувствуют себя более «продвинутыми» и современными, чем школьная система. Это подрывает доверие детей и авторитет учителей, школа становится для многих из них архаизмом, оторванным от реальности. Этот взгляд переходит и на процесс обучения, и на науку в целом. В итоге получаются ученики, которым «ничего не надо, кроме телефона».

    Небольшая «технологическая революция» в школах и повышение квалификации школьных кадров позволили бы изменить ситуацию к лучшему, показать, что школа может быть интересней, чем паблики «ВКонтакте».

    Платить учителям больше

    Нет, профессия педагога – это не только призвание! Это краеугольный камень общественной и государственной системы, и оплата должна быть соответствующей данным функциям.

    А пока выходит так, что многие учителя и выпускники-отличники педагогических вузов вынуждены оставлять профессию ради больших заработков в других сферах. Это мешает укомплектовать школы педагогами, а также провести пресловутую «смену поколений».

    Уменьшить «классовость» школ

    Школы должны быть больше похожи друг на друга, а ориентироваться в работе педагогу следует на слабого, а не сильного ученика. Во-первых, это решит проблему с записью в первые классы «по прописке»: школа в соседнем здании будет не хуже «элитной» в соседнем районе. Во-вторых, такой подход позволит поднять общий интеллектуальный уровень выпускников и в будущем поднять профессионализм российских кадров.

    Исключение здесь можно сделать лишь для школ, использующих особые инновационные методики преподавания.

    Ограничить количество домашних работ

    Домашняя работа, безусловно, нужна. А вкупе с ее ежедневной проверкой она просто необходима для младших школьников. Но нужно серьезно ограничить время, отводимое для ее выполнения – дети, хорошо отдохнувшие дома, станут более внимательными учениками в классе. Поэтому учительскому сообществу стоит регулировать внутри себя количество и качество выдаваемых ученикам домашних работ, чтобы соблюсти временные нормы, установленные Минобрнауки России.

    Правильная профориентация

    Часто мы пытаемся сделать из учеников и своих детей тех, кем не смогли стать сами либо просто гонимся за модой, мало учитывая интересы ребенка. В итоге к 30 годам мы обнаруживаем вокруг себя не молодых профессионалов, а растерянных молодых людей, все еще «ищущих себя».

    Школа здесь должна выступать проводником для ученика, знакомить с различными профессиями и выявлять способности и наклонности ребенка к определенному виду деятельности. Также задача школы (и общества в целом) учить тому, что «все профессии нужны и важны», а не закреплять общественные стереотипы об «успешности» и «успешных» профессиях, к которым должны стремится все.

    Спасибо за внимание, уважаемые педагоги! Может, у вас есть, что добавить? Пишите в комментариях или на почту редакции – [email protected].

    03.02

    Открою большой секрет, что таких принципов не существует. Это одновременно плохая новость и хорошая. Плохая — потому что нет волшебной инструкции для вашего ребенка, которой придерживаешься и получаешь ребенка, который сам хочет учиться и усваивает программу «на отлично». Хорошая — потому что именно вы, как родители, знаете лучше своего ребенка. Именно вы можете лучше организовать обучение с тем же, воспетым в педагогических трактатах, индивидуальным подходом.

    Часто родители, которые планируют домашнее обучение для своего ребенка, или планируют перевод ребенка из обычной школы, имеют идеальное представление о том, как будет происходить обучение. В школе методики не учитывают индивидуальные особенности восприятия информации — а я учту, буду давать материал в картинках, мультиках и игровой форме, и ребенок будет просто счастлив учиться, будет легко и быстро усваивать информацию, будет хотеть учиться каждый день, сам просить учиться. Вот в школе они мало двигаются, мало гуляют на улице — я буду проводить занятия на улице. Отменю прописи, а ребенок сам захочет научиться писать и как-то научится.

    Родители попадают в определенный плен своих идеальных представлений о домашнем обучении, замешанных на детских воспоминаниях о школе, действительно замечательных педагогических методиках, вере в то, что стоит нам остаться дома — и «у нас все будет по-другому». Да, действительно будет по-другому. Но как именно? Вот здесь и начинается настоящее приключение.

    У меня было примерно так же, как я написала. Идеальные представления о домашнем обучении плюс мой детский синдром отличницы. Определенные высокие ожидания от себя, как учителя-тьютора-организатора обучения, и от ребенка — ученика.

    Конечно, ожидания мои не оправдались так, как я планировала. Но после нелегкого периода адаптации меня к роли домашнего учителя и ребенка к домашнему обучению, после абсолютного переформатирования моего мозга о самом процессе обучения, пришла определенная стабильность, понимание и удовольствие от процесса. Да, нам до сих пор нравится учиться дома. Учимся дома третий год.

    И сейчас вырисовываются определенные принципы обучения, возможно они помогут и вам. Наверное, эти советы будут полезными родителям, которые забирают ребенка из обычной школы на домашнее обучение и хотят учить своего ребенка сами. А также тем, кто планирует учить дома, но сам этого никогда не делал раньше. Кто хочет, но имеет определенные страхи и много вопросов. Тем, кто уже начал учить, но реальность не соответствует идеальным представлениям, и вы не уверены, все правильно делаете. Надеюсь, вы найдете ответы на свои вопросы.

    Итак, 10 принципов успешного домашнего обучения

    1. Узнать своего ребенка, углубить привязанность.

    Первое, запомнить и никогда не забывать, что ваш ребенок — особенный. И вы лучше всех знаете ее особенности. Любимые герои, темперамент, как воспринимает информацию лучше. Если вы ее не знали до этого момента, теперь, когда вы начнете проводить много времени вместе, сможете узнать, углубить отношения. И это прекрасно!

    Еще одна проблема решается при углублении привязанности с ребенком — вы можете стать авторитетом для него, ребенок начинает воспринимать вас, как учителя.

    2. Переформатировать свой мозг.

    Также вы сможете узнать лучше себя. И не всегда с лучшей стороны. Все детские комплексы, страхи, автоматические реакции, такие же, как к вам относились родители и учителя, рискуют вынырнуть на поверхность автоматически и бурно. Вы узнаете насколько вы терпеливы, вспомните какими словами называли вас родители и учителя, какими методами учили. И эти методы далеко не всегда будут совпадать с описанными в хороших книгах.

    Но есть и хорошая новость. Если сознательно останавливать свои автоматические реакции и заменять их новыми, со временем станет легче. Вы удивитесь насколько вы станете терпимее. Это прекрасная возможность для мощного саморазвития, которое пойдет на пользу всей семье. Также придется менять привычные с детства методики обучения, подход к обучению на другие, более эффективные, включать креативность.

    3. Снизить ожидания.

    Если вы хорошо учились в школе, уменьшите в несколько раз свои ожидания от ребенка. Ребенок не обязан быть совершенным во всех предметах, и этого и не нужно. Ребенок точно не такой, как вы, он другая личность. Он не будет учиться так же, как вы. Он может воспринимать информацию по-другому, любить другие предметы.

    4. Терпение, спокойствие, режим «тренер».

    Даже если ваш ребенок гений, она все равно может писать буквы зеркально, ему может быть трудно понять вычитание с переходом через десяток, как найти неизвестное вычитаемое, почему «я» — это 2 звука, что за буква в уравнении… Когда ты уже знаешь все и воспринимаешь, как элементарное, трудно понять как 2 + 2 может быть сложным.

    Но есть темы, объективно тяжелые для детей, и школьные учителя знают темы сложные других. Нам, родителям без педагогического образования, в этом плане сложнее. Поэтому учимся просто терпеливо объяснять сто раз одно и то же, но по-разному, выдумывать наглядности, принимать своего ребенка таким, какой он есть, отличающимся от вас.

    Если ребенок первый день все понял и решал прекрасно определенные задачи, совершенно не факт, что он решит эти же задачи завтра. А через месяц, в контрольной? …

    Бывает такое, что ребенок не помнит что-то из того, что мы учили. А я была уверена в том, что он это должен был знать. В таком случае мне помогает включать режим «тренер». Ок, не получилось сейчас, получится завтра. Я, как тренер, который тренирует на результат, который подбадривает, верит, составляет индивидуальный график тренировок.

    И в этом у нас, домашников, есть преимущество — мы можем видеть реальную картину знаний своего ученика. Быстро пройти одни темы, и посидеть подольше над другими. Ставить реальные цели и достигать их.

    5. Иногда лучшее решение — оставить ребенка в покое.

    Пусть занимается тем, чем хочет. Повторить через некоторое время.

    Если что-то не доходит, тяжело дается, у нас срабатывает просто оставлять ребенка в покое на некоторое время. Оставить эту тему, перейти к другой. А потом снова вернуться (иногда через месяц-три, иногда через год). И я уже много раз наблюдала за этим феноменом — то, что было трудно, становится легким через некоторое время. То ли мозг воспринимает эту информацию во второй раз не как новую, а как знакомую, и она усваивается лучше. То ли ребенок просто дорастает до информации или умения (как с умением читать и писать).

    6. Индивидуальный график, стиль обучения. Не бояться пробовать и менять.

    Со временем у вас будет вырисовываться индивидуальный график, стиль и способ обучения, лучший для вас, который будет учитывать ваши особенности и потребности и ребенка. Кому-то больше подходит четкое расписание с ранними подъемами. Кому-то более свободное обучение, когда в то, чем хочет заниматься ребенок, вплетается каким-то образом требования программы. Просто ребенок в свободном полете, а программа дело десятое. Есть много разных вариантов, и я уверена, что вы, как родители, подберете лучший оптимальный для вас вариант.

    Здесь нет «правильного» и «неправильного». Можно пробовать разные подходы, быстро видеть результат, обратную связь и корректировать. Здесь у нас также огромное преимущество перед стандартной системой образования, когда на реформ и анализ того, что получилось, нужно куча лет.

    У нас состоялся плавный переход от четкого контроля обучения, жесткого расписания, «мы должны» к более свободному обучения, к более тому, что хочет ребенок.

    Конечно, структура обучения во многом зависит от требований учебного заведения. И смысл выбирать школу, требования которой максимально совпадают с желаемым стилем обучения. Хорошо, что выбор увеличивается с каждым годом.

    7. Веселая учеба, FUN, свобода хотеть или не хотеть учиться, не освобождает от ответственности.

    Идеальное обучение — веселое и интересное, FUN! По себе замечала, что чем больше я включаюсь, шучу, высвобождаю поток фантазии и не сдерживаю идеи, тем легче, веселее, интереснее и эффективнее идет обучение. Смешные песенки и рэп для таблицы умножения, естествознание — «изобрази насекомое, которое скрывается в коре дерева на зиму», изучение английских слов с Minecraft … нету границ фантазии. Чем больше я напрягаюсь, потому что: «Я должна что-то донести, потому что на мне вся ответственность «, тем хуже результаты, и тяжелее идет обучение.

    Но абсолютно нормально, если ребенок в один прекрасный день не хочет учиться, даже если вы прыгаете и танцуете перед ним. И совершенно нормально, что в другой, не менее прекрасный день, вам не захочется быть аниматором. У всех бывают разные дни, разное настроение, разная работоспособность. Мы все люди. И ребенок, если учится дома, не обязан хотеть всегда учиться, даже если по вашему мнению, вы придумали замечательную наглядность.

    Но я и мой ребенок понимаем, что пойти на домашнее обучение — это взять на себя определенные обязательства, как-то чему-то учиться. Поэтому здесь тоже нет единого правильного варианта. Есть метод проб и ошибок. Если заставлять любить математику, которую вы сами любите, возникает риск сформировать к ней отвращение. А можно невольно увлечь ребенка английским языком. И, таки да, на домашнем обучении мой ребенок больше полюбил учиться, чем в школе.

    8. 6-8 лет — обучение в игре с родителями, с 8-9 лет — самостоятельность, ответственность, усилия, организованность.

    Ответственность, самостоятельность в обучении, сознательное приложения усилий в учебе, организованность, по моим наблюдениям, можно ожидать от ребенка не ранее 8-9 лет, а то и 9-10. Поэтому, в идеале, в 6-7-8 лет обучения должно было быть максимально в форме игры. А сознательное приложения усилия, организованность, все то, что учителя хотят видеть с первых дней обучения, вводить постепенно небольшими дозами.

    Конечно, все индивидуально, есть разные темпераменты детей и склонности. Девочки чаще склонны спокойно сидеть и выписывать каллиграфически буквы, ребята чаще всего лучше воспринимают информацию прыгая, имеют худший почерк и не имеют терпения. Среднестатистически. Возможно, и есть 6-7-летки, которые настолько сознательны, что умеют планировать свой график обучения, самостоятельно выполнять терпеливо все задачи, даже скучные. Но, подавляющему большинству детей, первые 2-3-4 года обязательно нужна максимальная включенность родителей в учебный процесс. Даже если это полная школа с хорошо расписанными задачами. И, с подавляющим большинством детей надо сидеть при выписке букв, вдохновляя на написание следующей.

    Ответственность, самостоятельность, организованность, мой ребенок (мальчик) начал проявлять в 8-9 лет, 3 класс. Уже в таком возрасте я спокойно могу дать некоторые задачи и пойти куда-то по своим делам, зная, что он все сделает. Так что, мечта о том, что сын будет учиться сам, постепенно начинает осуществляться.

    9. Учиться там, где удобно вам.

    Об обучении на улице. Это, конечно, прекрасно, проводить много времени на улице, учиться в процессе жизни. Но удобнее всего это делать летом. Но даже когда тепло, выписывать на улице тексты в тетради не очень удобно. То есть, далеко не все виды деятельности подходят для улицы. На улице идеально получается просто бегать, физическая активность, квесты, естествознание, и то не все темы. А учить математику на улице довольно сложно. Не хватает концентрации внимания. Все на улице отвлекает, а друзья зовут к себе в игру…

    10. Ощущение безопасности, проживание эмоций.

    Это очень важно. Обучение эффективно, когда есть чувство безопасности. А когда ребенку с вами безопасно, она вам доверяет, то может себе позволить проявлять свои истинные эмоции. Плакать «не хочу писать». Высвобождать и проживать какие-то свои страхи и переживания, особенно когда был какой-то негативный опыт, связанный с обучением (в саду, школе…). Я много нового узнала о садике и о школе от своего сына за время домашнего обучения, из того, что раньше он мне не рассказывал… Важно позволить тем эмоциям быть. Помочь прожить их — это может быть важнее любых академических знаний. Вообще, эмоциональный интеллект, формирование эмоциональной сферы — это очень важно.

    По большому счету, это все — относиться к ребенку, как к человеку. С особенностям его личности, с желаниями, склонностями и эмоциями. Помня, что мы ответственные любящие взрослые, которые могут обеспечить ребенку наилучшие условия и быть проводниками в мире знаний, и просто в жизни.

    Учить ребенка дома — это отличный выбор. Выбор новых возможностей и развития своего и ребенка. Конечно, это не всегда легко, особенно в начале. Но со временем становится все легче и интереснее. Становятся явными преимущества домашнего обучения. Радуют успехи ребенка в учебе, понимании. Явно видно развитие личностное и эмоциональное. И мы, те кто учит своих детей дома, сами уже никогда не будем такими, какими были раньше.

    И пусть будет с нами сила!