Домашнее задание логопеда по теме домашние животные. Развитие речи. лексическая тема "домашние животные и их детёныши". «Самый вкусный корм»

Существительные:

кошка, собака, корова, коза, лошадь, свинья, овца, кот, котята, щенки, телята, жеребята, ягнята, поросята,

крольчата, бык, козел, конь, баран, табун, стадо.

Глаголы:

мяукать, лаять, рычать, блеять, ржать, мычать, хрюкать, кормить, сторожить, охранять, играть, пасти, плавать,

кормиться, визжать, доить, ласкаться, кусаться, пастись, облизывать, подковать, объездить.

Прилагательные:

пушистый, гладкий, рогатый, ласковый, упрямый, копытные, молочные, бодливый, ловкий, неуклюжий,

шустрый , игривый , заботливый .

Пальчиковая гимнастика

ПОЧЕМУ НЕ СПЯТ КОТЯТА?

Что случилось у котят? (Ритмично сжимают и разжимают пальцы обеих рук.)

Почему они не спят?

Почему буфет открыли, (Поочерёдно загибают пальцы, начиная с большого,

Сначала на правой, а затем на левой руке)

Чашку новую разбили.

Уронили барабан,

Поцарапали диван?

Почему их лапки

Влезли в чьи-то тапки?

С молоком разбили плошку,

Разбудили маму-кошку?

Почему порвали книжку?

Потому что ловят мышку. (Пальцами изображают коготки - «ловят мышку».)

В. Степанов

Пальчиковая гимнастика

ВОСКРЕСНАЯ ПРОГУЛКА

Три крысы в костюмах и шапках из плюша,

Три утки в соломенных шляпках для суши,

Три кошки с вуалью прозрачной и тонкой,

Да три собачонки без тёплой попонки

Пошли на прогулку и встретили свинок,

Двух свинок в шелках с головы до ботинок.

Но скоро ударил раскатистый гром

И все по домам побежали бегом.

С. Маршак

(Поочерёдно загибают пальцы на обеих руках

одновременно на каждое название животного.)

(Попеременно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь.)

Координация речи с движением «Пыльная песенка»

Цели: координация речи с движением. Развитие творческого воображения .

По полю дорожка кружит.

По дорожке лошадка бежит.

За лошадкой тележка звенит,

А в тележке собачка лежит.

Дорожка скрипит: скрип- скрип.

Лошадка бежит: цок-цок.

Тележка звенит: дзынь- дзынь.

А собачка с тележки: гав- гав.

А за ними дорожка пылится.

А за ними пылища клубится.

И несётся за ними песок

Через поле и наискосок.

И дорожка исчезла в пыли.

И лошадка пропала в пыли,

И тележки с собачкой не видно,

Только слышно, как где-то вдали...

Дорожка скрипит: скрип- скрип.

Лошадка бежит: цок-цок.

Тележка звенит: дзынь- дзынь.

А собачка с тележки... не лает,

Потому что собачка чихает: - АПЧХИ!

А . Усачёв

(Делают « моталочку » перед грудью.)

(Высоко поднимают колени.)

(Ударяют ладонями по бокам.)

(Укладывают ладони под щёку.)

(Ладони скользят друг о дружку.)

(Кулаками - тук-тук.)

(Потряхивают кистями рук.)

(Делают хватательные движения ладонями.)

(Приседают и медленно поднимаются, делая вращательные движения руками.)

(Делают «моталочку».)

(Высоко поднимают колени.)

(Ударяют ладонями по бокам.)

(Прикладываютруки к уху.)

(Ладони скользят друг о дружку.)

(Кулаками - тук-тук.)

(Потряхивают кистями рук.)

(Удивляются , пожимают плечами .)

(« Чихают ».)

Диалог

Цели: развивать общие речевые навыки, интонационную выразительность речи.

КОШКИ-МЫШКИ

Сказала Кошка Мышке:

Давай с тобой дружить!

И будем этой дружбой

До смерти дорожить.

Боюсь, - сказала Мышка, -

Что цель твоя близка,

И будет наша дружба

Предельно коротка!

Ну что ж! - сказала Кошка. -

Могу тебя понять!

Я вижу, что смекалки

У мышек не отнять!

С. Михалков

Игра «Путаница» («Кто где живет?»)

Цели: развивать слуховое внимание, связную речь.

Ход игры.

Воспитатель предлагает детям послушать предложение и исправить ошибку.

Например:

Кошка живет в конуре. - Кошка живет в доме. Лошадь живет в свинарнике. - Лошадь живет в конюшне.

Игра «У кого пропал детеныш?»

Цели: развивать зрительное внимание, зрительную память, закреплять названия детёнышей животных.

Ход игры. На доске выставлены картинки с изображениями животных и их детенышей по парам. Затем воспитатель одну

картинку убирает. Дети должны догадаться, какой детеныш «потерялся».

Игра « Что забыл раскрасить художник ?»

Цели: развивать грамматический строй речи (образование притяжательных прилагательных); развивать зрительное

внимание и наблюдательность.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинку, на которой изображены домашние животные, и

спрашивает, кого нарисовал художник. Затем воспитатель обращает внимание детей на то, что у каждого животного не

раскрашена одна деталь. Что не раскрашено у каждого животного?

Например:

У коровы не раскрашены коровьи рога. У кошки не раскрашена кошачья лапа. И т. д.

Игра «Кто спрятался на картинке?»

Цели : развивать зрительное внимание .

Игра « Кто лишний ?»

Цели: развивать логическое мышление, учить связному монологическому высказыванию, закреплять обобщающие

понятия «дикие животные» и «домашние животные».

Ход игры. Воспитатель выкладывает перед детьми картинки и предлагает найти лишнее животное. Ребёнок выделяет среди

животных лишнее и объясняет свой выбор.

Например:

Лиса лишняя, т.к. она - дикое животное, все остальные - домашние.

Ребёнок, ответивший правильно, забирает лишнюю картинку себе. В конце игры воспитатель предлагает детям сосчитать

количество слогов в названии лишнего животного на картинке.

Игра «Сосчитай-ка»

Цели: развивать грамматический строй речи, учить согласовывать имена существительные с числительными.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям посчитать домашних животных. Игру можно проводить с мячом.

Например: один кот, два кота, три кота, четыре кота, пять котов.

Игра «Праздник у животных»

Цели: уточнять представления детей о том, чем питаются домашние животные, развивать связную речь.

Ход игры. На столе предметные картинки с изображением угощений для разных животных. У детей - изображения этих

домашних животных. Дети должны найти угощение для своих животных.

Например:

У меня коза. Для козы сено. Коза жует сено.

Игра «Расставь по загонам»

Цели: совершенствовать навык слогового анализа слов.

Ход игры. Воспитатель помещает на магнитную доску изображения домашних животных и три загона, объясняет, что в первый загон можно «загнать» животных, названия которых состоят из одного слога, во второй загон - из двух слогов, в третий - из трёх слогов. Дети по одному выходят к доске, выбирают животных, чётко произносят их названия по слогам и

ставят рисунки в соответствующие «загоны».

Слова: кот, бык, коза, овца, баран, свинья, кролик, корова, лошадь.

Игра «Отгадай слово»

выделять первый и последний звук в слове.

Ход игры.

Воспитатель раскладывает на столе картинки с изображением домашних животных и предлагает детям отгадать, какое слово

задумано по первому и последнему звуку . Тот ребёнок, который отгадал, получает картинку. В конце игры подсчитывается

результат.

Например: Первый звук [с], последний - [а] (собака).

Игра «Назови слово»

Цели: совершенствовать фонематические процессы, учить определять количество и последовательность гласных звуков в

слове.

Ход игры. Воспитатель выставляет перед детьми схемы слов с обозначенными на них гласными звуками, дети отгадывают

название животного по схеме.

О____А - кошка

О _ А _ - лошадь

Ы - бык

А _ А _ - баран

Стихи для чтения и заучивания наизусть

КОТЁНОК

Котёнок был такой прекрасный!

Котёнок был такой несчастный!

На лапках он едва стоял

И так смотрел, и так дрожал

От мягких ушек до хвоста...

Он был, конечно, сирота.

Он мне мяукнул: «Выручай!»

Сказала мама: «Не мечтай».

Он промяукал мне: «Спаси!»

Сказала мама: «Не проси».

Он всхлипнул заморгал глазами

И перелез на туфлю к маме.

Вздохнула мама: «Как тут быть?»

Я закричал: «Усыновить!»

В. Лунин

ПОДАРОК

Раскрывается корзинка.

В ней подарок, да какой!

Не игрушка, не картинка -

Пёсик маленький, живой.

Уши мягкие, как тряпки,

Нос - как пуговка звонка,

Неуверенные лапки

Разъезжаются слегка.

Шелковистой тёплой спинкой

Жмётся ласково к ногам...

Не игрушку, не картинку -

Друга подарили нам !

М . Стрёмин

Игра « Кто самый нужный ?»

Цели: развивать связную речь, учить связному монологическому высказыванию, активизировать словарь детей

по лексической теме «Домашние животные».

Ход игры. Воспитатель предлагает детям дополнить рассказ, постараться объяснить, для чего то или иное животное нужно человеку.

Однажды на скотном дворе разразился спор. Домашние животные решали, кто из них нужнее человеку.

Я - самая нужная, - мычала корова, - потому что...

Нет я, - блеяла овца, - я...

А я, - визжала свинья, - ...

Вы про меня забыли! - заржал конь. - Без меня человек не сможет...

Спорь, не спорь, - вставила собака. - Я всё же нужнее...

А как ты думаешь? Кто из животных нужнее? (Все животные - нужны по-своему.)

С . Чешева

Текст для пересказа

Кто хозяин?

Большую чёрную собаку звали Жук. Коля и Ваня подобрали Жука на улице. У него была перебита лапа. Мальчики вместе

ухаживали за собакой. Жук поправился. Каждому из мальчиков хотелось быть его хозяином. Они много спорили, кто хозяин.

Спор всегда кончался ссорой.

Однажды шли мальчики с собакой лесом. Вдруг выскочили две огромные овчарки. Они бросились на Жука и повалили его

на землю. Ваня быстро влез на дерево, а Коля схватил палку и

бросился на помощь Жуку. На шум прибежал лесник и отогнал овчарок. Лесник спросил мальчика, чья собака.

Моя, - сказал Коля.

Ваня промолчал.

По В. Осеевой

Вопросы:

Как звали собаку? Какая она была?

Где Коля и Ваня подобрали Жука?

Что с ним случилось?

Чего хотелось каждому из мальчиков?

Что случилось однажды в лесу?

Что сделал Ваня? А Коля?

Кто прибежал на шум?

О чём спросил лесник?

Что ответил Коля?

Почему Ваня промолчал?

Текст для пересказа с дополнительным заданием

КРОЛИК

Папа купил кролика. Кролик очень красивый. У него мягкая серая шерсть, длинные ушки, короткий хвост. Он сидит и

быстро-быстро грызет морковку.

Из пособия Е. Тимонен, Е. Туюлайнен

Вопросы:

Кого купил папа?

Как выглядит кролик?

Что делает кролик?

Задание: Пересказать, употребляя слово «кролик» во множественном числе .

    Рассмотреть вместе с ребенком картинки. Назвать животных и их детенышей. Расска­зать, чем кормят домашних животных, какую пользу они приносят человеку, как он за ними ухаживает. Закрепить в словаре обобщающее понятие «домашние животные».

    Обрати внимание на отличительные особенности животных. Упражнение: «Что у кого?»: Покажи по картинкам и назови части тела домашних животных.

У коровы - рога,.... У лошади - грива,....

У свиньи - пятачок,.... У собаки - лапы,....

3. Упражнение «Назови ласково»: Назови ласково папу, маму и детеныша каждого до­машнего животного.

Кот - котик, кошка - кошечка, котенок - котеночек.

Пес - ..., собака - ..., щенок - .... Бык - ..., корова - ..., теленок - ....

Козел - ..., коза - ..., козленок - .... Баран - ..., овца - ..., ягненок - ....

4. Рассказать ребенку, как называются домики, которые человек построил для домашних животных (для коров - коровник, для свиней - свинарник и т.д.).

Корова - мычит. Кошка - .... Собака - .... Лошадь - .... Свинья - ....

6. Упражнение «Подбирай, называй, запоминай»: Закончи предложения (подбери и назови как можно больше слов-действий).

Собака (что делает?) - нюхает, рычит, грызет, охраняет... Лошадь (что делает?) - .... Свинья (что делает?) - ....

7. Упражнение «Что забыл нарисовать художник?»: Кого нарисовал художник? Чего не хватает у каждого животного? {У кролика не хватает ушей. И т. д.) Помоги худож­нику. Дорисуй недостающие части тела.

8. Упражнение «Скажи одним словом»: Закончи предложения:

У козы нет рогов. Она безрогая. Ты дорисовал рога, и теперь она рогатая.

У кролика нет ушей. Он.... Ты дорисовал уши, и теперь он....

У кошки нет хвоста. Она.... Ты дорисовал хвост, и теперь она....

9. У маленького поросенка праздник. Решили домашние животные поздравить его с днем рождения. Посмотри на картинку. Назови животных, которые пришли к поросенку на праз­дник. Как называются их домики? Соедини каждое животное с его домиком цветной лини­ей-дорожкой. Как ты думаешь, что подарил каждый из гостей поросенку? (Соедини линия­ми гостей и их подарки).

10. К поросенку пришло много гостей. Помоги поро­сенку посчитать (запиши в кружки или обозначь количество точками) и назвать их. (К поросенку пришли четыре кошки. И т.д.)

11. Упражнение «Портрет на па­ мять»: Решили животные нарисовать портрет поросенка на память. Обве­ди поросенка по пунктирным линиям. Раскрась его.

12. Упражнение «Расскажи-ка»: Со­ ставь рассказы о домашних живот­ных по предложенному плану.

Тема: домашние птицы

    Рассмотреть вместе с ребенком картинки. Познакомить его с названиями домашних птиц. Рассказать о том, какую пользу птицы приносят. Как человек ухаживает за ними, чем кормит и где содержит? Закрепить в словаре обобщающее понятие «домашние птицы».

    Покажи по картинкам и назови части тела домашних птиц (лапы, шею, голову, клюв, хвост и т.д.). Чем покрыто тело птиц?

    Упражнение «Назови правильно»: Назови папу, маму и детеныша каждой птицы. Петух, курица, цыпленок. Гусь, гусыня, гусенок. Селезень, утка, утенок. Индюк, индейка, индюшонок.

Индюк - болбочет. Курица - .... Петух - .... Утка - .... Гусь - ....

5. Упражнение «Скажи наоборот»: Закончи предложения.

Утка большая, а утенок - .... У гуся шея длинная, а у курицы - ....

Цыпленок молодой, а петух - .... У курицы лапы без перепонок, а у утки - ....

6. Упражнение «Считай и называй»: Таня пришла на птичий двор и увидела там много птиц. Соедини разноцветными линиями птиц одного вида с кружками соответствующего цвета. Помоги Тане сосчитать (запиши в кружки или обозначь количество точками) и на­звать их.

7. Упражнение «Назови ласково»: Назови птиц ласково.

Утенок - утеночек, утята - утятки.

Утка - ..., утки - .... Цыпленок - ..., цыплята - ....

Петух - ..., петухи - .... Курица - ..., куры - ....

8. Внимательно рассмотри картинки. Послушай начало рассказа про девочку Таню и продол­жи его.

Таня целое лето жила в деревне у бабушки. Однажды она потеряла своего лю­ бимого кота Барсика. Она ходила по деревне и звала его. Кота нигде не было вид­ но. Вдруг девочка увидела, как в траве мелькнул черный хвост Барсика. Таня по-

Словарик темы.

Существительные: животные, корова, теленок, лошадь, жеребенок, свинья, поросенок, кошка, котенок, собака, щенок, коза, козленок, овца, ягненок, крольчиха, крольчонок, шерсть, рога, копыта, морда, хвост, лапы, коровник, конюшня, свинарник.

Глаголы: бегает, бодается, блеет, кусается, ест, ходит, ласкается, лает, хрюкает, мычит.

Прилагательные: красивая, пушистая, кудрявая, злая, бодливая, рогатая, белая, рыжая, домашний, розовая, пятнистая.

Цель: уточнение, расширение, активизация, обобщение словарного запаса детей.

Задачи:

  • уточнять, расширять активный и пассивный словарный запас;
  • совершенствовать фонематические процессы, учить выделять первый и последний звук в слове;
  • упражнять в подборе определений;
  • формировать умения разгадывать загадки;
  • знакомить с разными способами образования слов (коровник, конюшня, свинарник);
  • закрепить обобщающие понятия;
  • учить образовывать притяжательные прилагательные, множественного числа существительных, названий детенышей домашних животных;
  • учить образовывать существительные при помощи суффиксов: -ик, -ищ, -енок, -онок.
  • развивать память, внимание, логическое мышление.
Оборудование:

предметные картинки с изображениями домашних животных, изображениями корма для животных.

Ход занятия:

Здесь будет изображение: /data/edu/files/c1460644491.jpg (960x720)

1. Организационный момент.

Перед детьми выставлена картинка.

Как вы думаете, кто сегодня нас посетил? Кто заглянул к нам в гости? Правильно, это животные, живут рядом с человеком, приносят ему пользу, поэтому они называются домашними.

Здесь будет изображение: /data/edu/files/o1460644351.jpg (629x413)

2. Эти животные живут около человека. Он заботится о них , ухаживает. Многие живут прямо у него в доме. Это домашние животные. Каких еще домашних животных мы не назвали?

Уточняем, что общего есть у всех домашних животных (все покрыты шерстью, у всех 4 ноги или лапы, у всех есть морда, хвост). Животные похожи друг на друга, но у каждого есть свои отличительные особенности.

3. Задание «Угадай-ка!»

Я загадываю загадку, вы отгадываете, находите среди картинок отгадку.

У меня есть пятачок,

Вместо хвостика - крючок,

В луже я лежать люблю

И похрюкивать: «Хрю, хрю!»

(свинья)

Я маленькая, белая

Пушистая, несмелая,

Шерсть даю своей хозяйке

На шарфы и на фуфайки

(овца)

Хоть и бархатные лапки,

Но зовут меня «царапкой»,

Мышек ловко я ловлю,

Молоко из блюдца пью.

(кошка)

Бородатый и рогатый

Заберётся в огород

Съест капусту и укроп.

(козёл)

Я хозяину служу,

Дом хозяйский сторожу.

Я рычу и громко лаю,

И чужих я прогоняю.

(собака)

И сметану и кефир,

Молоко и вкусный сыр,

Чтобы были мы здоровы,

Даст нам пёстрая…

(корова)

Кто я, догадайтесь сами.

Я везу зимою сани,

Что легко скользят по снегу,

Летом я везу телегу.

(лошадь)

Комочек пуха - длинное ухо

Прыгает ловко, любит морковку.

(кролик)

Кто это? Как назовем одним словом?

4. Кто самый внимательный?

Мы сравним корову и лошадь. Что есть у коровы и чего нет у лошади? (рога, вымя). Что есть у лошади и нет у коровы? (гривы).

У каких животных есть рога? Копыта? Когти? Усы?

Угадайте, какое животное я загадала. У него есть ноги, копыта, грива, хвост. Это конь. Конь ржет. Он ищет...

У этого животного есть ноги, копыта, хвост, рога. Это...

Как корова зовет своего детеныша?

У этого животного есть ноги, копыта, хвост, рога, шерсть. Это...

5. «У кого кто?»

Ребята, послушайте внимательно, вы слышите? Кто-то очень жалобно плачет! Посмотрите, да это же теленок, он потерял маму и горько плачет. Поможем найти маму для теленка?

Дети подходят к столу и берут картинку с изображением малыша, находят маму и кладут их вместе. Например: «Кот - кошка - котенок, котята; пес - собака - щенок, щенята» и т. д.

Теперь семья не потеряется, спасибо вам, вы помогли соединить семью снова!

Поправьте меня, если я скажу неверно у овцы ягнята, а у коровы коровята (телята). У лошади-лошаденки, у козы - козочка, у свиньи - свинята. (Дети исправляют ошибки).

6. Физкультминутка «Теленок»

Я рогатый, (сделать «рожки» из пальчиков)
Бу - бу - бу (три прыжка на месте)
Я хвостатый, (сделать «хвостик» из руки за спиной),
Бу - бу - бу (три прыжка на месте)
Я ушастый, (сделать «ушки» из ладошек)
Бу - бу - бу (три прыжка на месте)
Очень страшный (сделать «рожки» из пальчиков)
Бу - бу - бу (три прыжка на месте)
Испугаю (топают ногами)
Бу - бу - бу (три прыжка на месте)
Забодаю («бодаются»).

7. «Самый вкусный корм».

Ребята, вчера мне позвонила бабушка и попросила прийти сегодня и накормить домашних животных. Сама она их накормить не может, так как будет занята. А я хочу пригласить вас с собой. Вы согласны? Тогда давайте возьмем корм для животных и пойдем их кормить. Давайте угостим животных тем, что они любят. Да вайте сядем в автобус и поедем. Вот мы и приехали.

Кто это нас встречает? Как их назвать одним словом? (домашние животные). Давайте их накормим. Чем мы их накормим?

Дети дают корм животным и рассказывают. Например: «Корову накормим сеном, травой.

Лошадь овсом, сеном. Кошку - молоком и рыбой».

8. «Чей? Чья? Чье? Чьи?».

С опорой на картинку.

Детям задается вопрос: чья это лапа? Это кошачья лапа.

Чьи это уши? (кошачьи уши). Чье ухо? (собачье ухо)

9. Игра «Отгадай-ка животное».

На столе разложены картинки с изображением домашних животных. Ребятам предлагается найти картинку с изображением животного по заданию. Например: Первый звук [с], последний — [а] (собака).

10. Пальчиковая гимнастика.

Вот наш Бобик, славный пес. (протягивают ладони вперед, поворачивают их вверх - вниз.)

Гав - гав - гав!

Белый лобик, черный нос. (показывают на себе)

Гав - гав - гав! (хватательные движения пальцев, произносить слова)

Бобик, Бобик, лапку дай. (протянуть руку вперед, ладонь вверх)

Сядь на коврик и не лай. (погрозить пальцем)

Тс - с -с.

11. «Два брата Ик и Ищ».

Стоял дом. В нем жил кот. У кота был рот, нос, хвост, усы, глаза. Но вот однажды к дому кота пришли два брата — звали одного Ик, а другого — Ищ. Ик был маленький и ласковый, он превратил дом в домик. А Ищ был очень большой, он превратил дом в домище. В домике стал жить котик, а в домище — котище. У котика был ротик, носик, лобик, хвостик, усики, глазки. А у кота был ротище, носище, лбище, хвостище, усищи и глазищи. (Обратить внимание ребенка на то, что если в слове слышится ИК, значит предмет маленький, а если в слове слышится ИЩ, то значит предмет большой.)

12. Развитие связной речи.

Здесь будет изображение: /data/edu/files/i1460644921.jpg (947x1060)

Складывают изображение.

Сказка о кошке, которая меняла свой хвост.

«Надоел кошке свой хвост. Решила она с собакой поменяться. Пришла к собачьей конуре и говорит: «Жучка, давай хвостами меняться. Жучка согласилась. Прицепила кошка хвост собаки. И стал у нее хвост не кошачий, а... собачий (затем лошадиный, коровий, свиной...)»

Но ни один хвост не подошел. В конце концов, кошка решила, что лучше своего кошачьего хвоста не бывает».

Вопрос: чьи хвосты примеряла кошка?

13. Итог занятия.

Давайте вспомним, о чём говорили сегодня. Что вам понравилось?

Домашнее задание
Здесь будет изображение:

Анна Сенич
Речевые игры и задания по теме «Домашние животные»

Дидактические игры и задания по теме «Домашние животные».

Дидактическая игра «Кто где живет?»

Свиньи живут в свинарнике.

Коровы живут в коровнике.

Лошади живут в конюшне.

Кролики живут в крольчатнике.

Собака живет в конуре.

Кошка живет в доме.

Дидактическая игра «Назови профессии» (составь предложения с названиями профессий).

Телятница поит телят.

Пастух смотрит за коровами.

Доярка доит коров.

Конюх моет лошадей.

Дидактическая игра «Найди хвосты» (образование притяжательных прилагательных).

Хвост быка - бычий

хвост коровы - коровий

хвост кошки – кошачий

хвост кролика - кроличий

хвост лошади - лошадиный

хвост поросенка – поросячий

Дидактическая игра «Кто чем защищается?» (падежное управление, образование формы существительного множественного числа творительного падежа).

Баран – рогами

собака – зубами

лошадь – копытами

кошка – когтями

бык – рогами, копытами.

Дидактическая игра «Закончи предложение».

В стаде много…

В табуне много…

В доме много…

В свинарнике много…

Доярка доит…

Конюх поит…

Дидактическая игра «Кто какую пользу приносит?»

Свинья – мясо

собака – сторожит дом

лошадь – перевозит грузы

овца – шерсть, мясо

кролик – мех, мясо

корова – молоко, мясо

кошка – ловит мышей

коза – молоко, мясо

Дидактическая игра «Один – много».

Один козленок – много козлят

один теленок – много телят

один жеребенок – много жеребят

один ягненок – много ягнят

один поросенок – много поросят

один щенок – много щенков

один котенок – много котят

один крольчонок – много крольчат

Корова – мычит

кошка – мяукает

собака – лает

свинья – хрюкает

баран – блеет

лошадь - ржет

Дидактическая игра «Кто чем питается?»

Овца – травой

кошка - молоком

корова - сеном

коза – травой, сеном

собака - мясом

Дидактическая игра «Кто без чего?»(образование существительных в родительном падеже)

Коза – без рогов

свинья – без пятачка

овца – без ушей

собака – без хвоста

корова – без рогов

лошадь – без гривы

Дидактическая игра «Назови ласково».(Образование сущ. с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов)

Овца – овечка

кошка – кошечка

собака – собачка

свинья – свинка

коза – козочка

лошадь - лошадка

Дидактическая игра «Подбери признаки к существительным».

Жеребенок – маленький, слабый, беспомощный, робкий, беззащитный, ласковый, милый

щенок – игривый, живой, подвижный, любопытный, сердитый

козленок – упрямый, робкий, беззащитный, милый, красивый, ласковый, серый

поросенок – резвый, розовый, толстенький, веселый, маленький, забавный

крольчонок - длинноухий, серенький, робкий, пушистый, беззащитный, пугливый

ягненок – беленький, робкий, трусливый, кудрявый, пушистый, милый

теленок – ласковый, упрямый, резвый, неуклюжий, игривый

котенок – пушистый, ласковый, игривый, ловкий, шустрый, резвый

Дидактическая игра «Назови семью».

Свинья- кабан – поросята

овца – баран – ягненок

кролик – крольчиха – крольчонок

козел – коза – козленок

бык- корова- теленок

конь- лошадь - жеребенок

Загадки о домашних животных.

Голодна – мычит,

Сыта – жует,

Малым ребяткам

Молочка дает. (Корова)

Посреди двора стоит копна:

Спереди – вилы, сзади – метла. (Корова)

Заплелись густые травы,

Закудрявились луга,

Да и сам я весь кудрявый,

Даже завитком рога. (Баран)

По горам, по долам

Ходит шуба да кафтан. (Баран)

Заворчал живой замок,

Лег у двери поперек.

Две медали на груди.

Лучше в дом не заходи! (Собака)

Глядишь – ласкается,

Дразнишь – кусается. (Собака)

С хозяином дружит,

Дом сторожит,

Живет под крылечком

Хвост колечком. (Собака)

Я умею чисто мыться

Не водой, а язычком.

Мяу! Как мне часто снится

Блюдце с теплым молочком! (Кошка)

Мордочка усатая,

Шубка полосатая,

Часто умывается,

С водой не знается. (Кошка)

У порога плачет,

Коготки прячет,

Тихо в комнату войдет,

Замурлычет, запоет. (Кошка)

Острые ушки,

На лапах подушки,

Усы, как щетинка,

Дугою спинка.

Днем спит,

На солнышке лежит.

Ночью бродит,

На охоту ходит. (Кот)

С бородою, а не старик,

С рогами, а не бык.

Не конь, а брыкается,

Доят, но не корова,

С пухом, а не птица.

Лыко дерет, а лаптей не плетет. (Коза)

Идет, идет, бородой трясет,

Травки просит:

«Ме-ме-ме, дай-ка вкусной мне-ее». (Козел)

Пятак есть,

А ничего не купит. (Свинья)

Вместо хвостика – крючок,

Вместо носа – пятачок.

Пятачок дырявый,

А крючок вертлявый. (Свинья)

Пятачком в земле копаюсь,

В грязной луже искупаюсь. (Свинья)

Четыре грязных копытца

Залезли прямо в корытце. (Поросенок)

Публикации по теме:

Дидактические игры для формирования понятий «Дикие и домашние животные» 1 «О ком я говорю» Цель: Уточнять и активизировать словарный запас. Учить детей определять форму предложного падежа имен существительных.

Домашнее задание по лексической теме «Домашние животные и их детеныши. Звук [и]» Тема: Домашние животные и их детеныши. Звук И 1. Знакомство с буквой и звуком И Пропись буквы И в тетради 2. Поучить: Буква И наискосок.

Открытое занятие по теме «Домашние животные». В нашей группе прошло открытое занятие. Педагоги детского сада пришли к нам, чтобы оценить.

«Деревенька моя» (средняя группа). Цели: Совершенствовать и уточнять представления детей о домашних животных. Активизировать словарь по.

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ С РЕБЕНКОМ, СТРАДАЮЩИМ МОТОРНОЙ АЛАЛИЕЙ. Тема: «Домашние животные» Задачи: Образовательные: Активизировать.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА "ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЁНЫШИ"

ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: кошка, кот, котёнок, собака, пёс, щенок, корова, бык, телёнок, лошадь, конь, жеребёнок, свинья, боров, поросёнок, коза, козёл, козлёнок, овца, баран, ягнёнок, кролик, крольчиха, крольчонок, стадо, табун, свинарник, пастух, доярка, свинарка, рога, копыта, хвост, грива, шерстка – шерсть, щетина, кость, лапки, ферма, колхоз, вымя, ноздри, конюшня, бидон, колхозник (ца), овёс, пойло, сено, морда, голова, пасть, когти, копыта, уши, челюсть, кожа, седло, уздечка, кнут, телега, конура, пастбище, крольчатник, конюх, чёлка, рыло, пятак, животные

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: короткий, длинный, мягкий, пушистый, серый, рыжий, гладкий, мохнатая, жесткая, густая, кудрявая, домашние, гладкошерстный, сторожевая, санитарная, пограничная, пожарная, цирковая, ласковая, добрая, усатый, неуклюжий, сильный, быстрые, слабые, длинноухий, верный, смешной, забавный, пятнистый.

ГЛАГОЛЫ: мяукает, мычит, лает, хрюкает, ржет, жует, блеет, грызет, мурлычет, лакает, пасет, ест, роет, запрягают, обгладывает, лягается, бежит, бодает, кормить, ухаживать, прыгает, возит, дает молоко, ловит, сторожит, охраняет, гарцует, скачет, лижет, тяфкает, играет, дружить.

ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ НАХОДИТЬ ДЕТЁНЫШЕЙ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ И НАОБОРОТ:
У кошки – котенок, у собаки – щенок, у козы – козленок…













ПОДБИРАТЬ ПРИЗНАКИ:
Щенок – маленький, длинноухий, забавный, глупый, смешной..
Теленок - …,
Кошка - …,
Кролик - …

ОПИСЫВАТЬ ЖИВОТНЫХ ПО ПЛАНУ:
Название.
Внешний вид.
Чем питается.
Где живет.
Как голос подает.
Какую пользу приносит.

Расскажите детям, какую пользу приносят домашние животные:
- собака и пес охраняют дом;
- кошка и кот ловят мышей;
- корова дает молоко и мясо, а бык только мясо;
- лошадь, конь, осел, ослица, верблюд и верблюдица, перевозят грузы или людей верхом;
- свинья и хряк дают мясо и щетину;
- овца и баран - шерсть и мясо;
- кролик и крольчиха дают мех;
- козел дает шерсть, коза - шерсть и молоко.
Побеседуйте с детьми о том, чем кормят домашних животных, в каких жилищах они живут, о ком заботятся конюх, свинарка, доярка, скотник.

СРАВНИВАТЬ ДВУХ ЖИВОТНЫХ ПО ПЛАНУ:
Какое тело?
Чем покрыто?
Какие уши, нос, глаза, хвост, морда…?
Чем питаются?
Где живут?























Игра: «Скажи, какая?» (Прилагательные, характеризующие внешний вид).
Большая, маленькая, пушистая, пятнистая, породистая, крупная,

Игра: «Назови повадки» (Прилагательные характеризующие повадки животного).
Шустрая, быстрая, медлительная, неуклюжая, подвижная игривая, отважная,

Игра: «Скажи наоборот» (подбор антонимов)
Большая – маленькая, толстая – тонкая, длинная – короткая.

Игра: «Как передвигается?» (Активизация глагольного словаря)
Прыгает, бегает, ластится, ходит, бредёт, бежит, потягивается.

Игра: «Один – много (Образование существительных множественного числа от единственного)
Собака – собаки, щенок – щенки, пудель – пудели, овчарка – овчарки.

Игра: «Посчитай» (Согласование числительных с существительными в роде и числе)
Одна собака, две собаки, три собаки, четыре собаки, пять собак и т.д.

Игра: «Чья, Чей, Чьи?» (Притяжательные прилагательные)
Морда (чья?) собачья, лапы (чьи?) собачьи, хвост (чей?)собачий и т. д.

Игра: «Сложные слова»
Длинная шерсть – длинношёрстная, короткий хвост – короткохвостая, обвислые уши – вислоухая.

СОБАКИ И ИХ НАЗНАЧЕНИЕ.

Пудель - цирковая собака: хорошо поддаётся дрессировке и, кажется, до бесконечности готовыа демонстрировать забавные трюки. А ещё пудели отличные пловцы.

Шотландский скотч – терьер – сторожевая собака: не стоит принимать его за маленькую, безобидную собачку. У него отлично развит сторожевой инстинкт.

Такса – охотничья собака, способная благодаря своим размерам и строению тела пробираться в норы.

Овчарка – охранник, охраняет преступников, служит на границе.

Колли – собака - поводырь, которая помогает слепым переходить улицу, дойти до магазина и т.д.

Бобтейл – сторож овец, сторожит стада овец.

Лайка – ездовая собака, возит людей на санках.

ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА Л.Н.ТОЛСТОГО "ПОЖАРНЫЕ СОБАКИ"

Спит под крылечком
Хвостик колечком,
Лает, кусает,
В дом не пускает (собака).

Собака бывает ездовая, цирковая, служебная, охранник, сторожевая, собака – поводырь и т.д.

Узнаем ещё об одном назначении наших самых верных помощников.

Бывает часто, что в городах на пожарах остаются в домах дети и их нельзя вытащить, потому что от испуга спрячутся и молчат, а от дыма их нельзя рассмотреть.

Для этого в Лондоне приучены собаки. Собаки эти живут с пожарными, и когда загорается дом, то пожарные посылают собак вытаскивать детей. Одна такая собака спасла двенадцать детей.

ЧТЕНИЕ РАССКАЗА.

Читаем рассказ Л. Н. Толстого «Пожарные собаки», последовательно выставляя соответствующие опорные сигналы.

Один раз загорелся дом. Пожарные приехали к дому, с ними была собака по кличке Боб. К ним выбежала женщина. Она плакала и говорила, что в доме осталась двухлетняя девочка. Пожарные послали Боба. Боб побежал по лестнице и скрылся в дыму. Через пять минут он выбежал из дома, а в зубах за рубашку нёс девочку. Мать бросилась к дочери и плакала от радости, что дочь была жива.

Пожарные ласкали собаку и осматривали её – не обгорела ли она; но Боб рвался в дом. Пожарные подумали, что в доме ещё есть что – нибудь живое, и пустили его. Собака побежала в дом и скоро выбежала с чем – то в зубах. Когда народ рассмотрел то, что она вынесла, то все расхохотались: она несла любимую куклу девочки.

Понравился ли рассказ, чем именно?

Задаём детальные вопросы по тексту, добиваясь самого полного и точного ответа, а также правильности построения предложений:

Что произошло один раз? (Один раз загорелся дом)

С кем приехали к дому пожарные? (Пожарные к дому приехали с собакой по кличке Боб)

Кто выбежал к пожарным, когда они приехали? (К ним выбежала женщина)

Что делала женщина, о чём говорила? (Она плакала и говорила, что в доме осталась двухлетняя девочка)

Как Боб нёс девочку? (в зубах за рубашку нёс девочку).

Что сделала мать девочки? (Мать бросилась к дочери и плакала от радости, что дочь была жива)

Что делали пожарные после того, как собака вынесла девочку? (Пожарные ласкали собаку и осматривали её – не обгорела ли она)

Куда рвался Боб? (Боб рвался в дом)

Что подумали пожарные? (Пожарные подумали, что в доме ещё есть что – нибудь живое, и пустили его)

Когда народ рассмотрел то, что она вынесла, что они стали делать? (Когда народ рассмотрел то, что она вынесла, то все расхохотались: она несла любимую куклу девочки)

ПОВТОРНОЕ ЧТЕНИЕ РАССКАЗА.