Театрализованная деятельность важнейшее средство приобщения ребенка. Проект «Театрализованная деятельность как средство приобщения дошкольников к художественной литературе. В контексте фгос дошкольного образования

пт, 12/02/2016 - 16:29 | admincgmiideia

МАДОУ «Детский сад № 224 комбинированного вида» Советского района города Казани

Проектная работа

Приобщение детей к театральному искусству и театрализованной деятельности

в контексте ФГОС дошкольного образования

Выполнили:

Риманас Ольга Георгиевна, музыкальный руководитель

высшей квалификационной категории

г. Казань - 2016г.

Введение

1.Актуальность проекта

2.Цели и задачи проекта

2.1 Цель проекта

2.2 Задачи проекта

2.3 Целевая группа проекта

3.Вид проекта

4. Проектное решение

5. Жизненный цикл и этапы реализации проекта

6. Программа проектных мероприятий

7.Ожидаемые результаты реализации проекта

Заключение

Список литературы

Интернет-ресурсы

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Прилоңение 4

Введение

Театр – это всегда праздник для детей! С ним связаны радость, веселье, яркие впечатления. Театр развивает фантазию, формирует культуру, обогащает внутренний мир ребёнка, помогает формировать правильную модель поведения в современном мире. Через театр ребёнок знакомится с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета. Одним из приоритетных направлений в работе дошкольного учреждения является художественно – эстетическое развитие ребёнка, которое решается посредством привлечения дошкольников к театральному искусству.

Театрализованная деятельность – это мостик, который помогает детям попасть в их дальнейшую взрослую жизнь и сформировать положительный опыт восприятия окружающей действительности.

Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ), мы решаем комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях по Федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования (ФГОС ДО). Театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать.

  1. Актуальность проекта

Театральное искусство – одно из самых демократичных и доступных видов искусства для детей. Оно позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с художественным образованием и воспитанием детей; формированием эстетического вкуса; нравственным воспитанием; развитием коммуникативных качеств личности; воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи – диалогической и монологической; созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряжённости, решением конфликтных ситуаций.

  1. Цель и задачи проекта
    1. Цель проекта

Воспитание у дошкольников любви к народному творчеству через театрализованную деятельность посредством постановки с детьми старшего дошкольного возраста татарской народной сказки «Три сестры».

2.2. Задачи проекта:

Обогатить представления детей о видах театра (кукольный театр, драматический, музыкальный).

Способствовать постижению основ сценического искусства (жесты, мимика, выразительность речи, дикция, пластика движений).

Развивать эмоциональную отзывчивость, эстетический вкус, умение к ролевому перевоплощению, разыгрыванию несложных сюжетных линий.

Воспитывать умение налаживать и регулировать контакты в совместной и самостоятельной деятельности.

Знакомство с татарским народным творчеством и традициями через художественное слово, музыку, танцы и театрализованную деятельность.

  1. Целевая группа проекта : воспитанники 6-7 лет, воспитатели, музыкальный руководитель, воспитатель по обучению татарскому языку, родители

3. Вид проекта: творческо - игровой

4. Проектное решение (основные идеи проекта, отражающие его новизну)

Основная идея проекта: создание, внедрение и апробирование разработанного материала по приобщению детей к театрализованной деятельности в образовательный процесс. Установка эффективного и целенаправленного взаимодействия детского сада и родителей. Приобщение к театральному искусству в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО. Приобретение личного опыта педагога в оформлении и организации образовательного процесса в рамках реализации проекта.

5. Жизненный цикл и этапы реализации проекта

5.1. Сроки реализации проекта: с 03.09.16 по 28.11.2016

5.2. Этапы реализации проекта

1. Подготовительный (с 03.09 по 17.09.2016г.)

2. Основной (с 18.09.по 20.11.2016г.)

3. Заключительный (с 21.11 по 28.11.2016)

  1. Программа проектных мероприятий

Комплекс

мероприятий

Место проведения

Срок проведения

Ответственный

Этап 1

Постановка цели, задач, определение актуальности и значимости проекта.

Музыкальный руководитель,

Воспитатели, воспитатель по обучению татарскому языку

Подбор литературы по проведению театрализованной деятельности с дошкольниками, составление сценария

Личная библиотека,

методический кабинет

Музыкальный руководитель

Подбор музыкального репертуара, составление танцевальных композиций

Личная фонотека,

методический кабинет

Музыкальный руководитель

Создание декораций, атрибутов к спектаклю с участием педагогического состава, родителей и детей

Музыкальный зал, группа ДОУ

Ознакомление детей с содержанием сказки

Группа ДОУ

Музыкальный руководитель, воспитатели

Анкетирование родителей на выявление предпочтений и интереса к театру

Музыкальный зал

Музыкальный руководитель

Этап 2

Рассказывание и пересказ сказки по ролям в рамках

Группа ДОУ

18.09.2016 – 20.11.2016

Музыкальный руководитель, воспитатели

Разучивание диалогов по сюжету татарской народной сказки «Три сестры» посредством использования разных видов театра (настольный, пальчиковый, кукольный).

Группа ДОУ

Музыкальный зал

Музыкальный руководитель, воспитатели

Работа над дикцией и выразительностью речи (скороговорки, артикуляционные упражнения)

Музыкальный зал

Музыкальный руководитель, воспитатели, воспитатель по обучению татарскому языку

Работа над пластичностью, выразительностью, непринужденностью движений и передачей театрально – игрового образа

Музыкальный зал

Музыкальный руководитель

Разучивание песен и танцевальных композиций

Музыкальный зал

18.09.2016 – 20.11.2016

Музыкальный руководитель,

воспитатели

Совместная творческая деятельность детей и родителей по сказке «Три сестры»

Музыкальный зал

18.09.2016 – 20.11.2016

Музыкальный руководитель, воспитатели, родители

Консультация для родителей

Музыкальный зал

Музыкальный руководитель

Репетиции с детьми:

в рамках кружковой деятельности (2 раза в неделю) индивидуальной и подгрупповой работы в режиме дня

Музыкальный зал

Музыкальный руководитель

Продуктивная деятельность (лепка, аппликации) по сказке «Три сестры»

Группа ДОУ

Воспитатели

Посещение детьми и родителями детских спектаклей

В течение всего проекта

18.09.2016 – 20.11.2016

Музыкальный руководитель,

воспитатели, родители

Практические занятия по выразительным средствам театрализованной деятельности (мимика, жесты, движения)

Музыкальный зал

15.10.2016-01.11.2016

Музыкальный руководитель

Этап 3

Выставка совместного творчества детей и родителей «Моя любимая сказка»

Музыкальный зал, фойе детсада

21.11.2016 – 28.11.2016

Воспитатели

Театрализованное представление для родителей и детей приуроченное ко «Дню матери»

Музыкальный зал

Музыкальный руководитель,воспитатели

Анкетирование родителей на выяснение заинтересованностью результатами проекта

Музыкальный зал

Музыкальный руководитель

Презентация итогов реализации проекта или творческий отчет в форме настенного фотоальбома или стенгазеты

Музыкальный зал, группа ДОУ

Музыкальный руководитель

7. Ожидаемые результаты реализации проекта

Для педагога:

- Приобретение опыта в реализации образовательного процесса в рамках проектной деятельности.

Обогащение предметно - пространственной среды группы, в области театрализованной деятельности.

Повышение теоретического уровня и профессионализма педагогов.

Для детей:

Развитие эмоциональной и нравственной сферы ребенка, его эстетического

Расширение представлений детей о жанрах и видах театра.

Развитие монологической и диалогической речи ребенка.

Владение жестами, мимикой, пластикой движений и средствами

выразительности речи: дикция, тембр и звуковысотный слух.

Развитие способности к перевоплощению, передачи настроения через жесты, мимику и движение.

Развитие социально – коммуникативных навыков общения.

Для родителей :

Приобщение родителей к жизни детского сада и умению воспринимать внутренний мир ребенка и его личностные потребности.

Получение возможности наблюдать за своими детьми в процессе театрализованной деятельности, что даёт возможность лучше разобраться в вопросах развития ребёнка.

Возникновения доверия к воспитателям и другим сотрудникам детского сада

Заключение

Проектная деятельность по теме «Приобщение детей к театральному искусству и театрализованной деятельности в контексте ФГОС дошкольного образования» даст возможность сделать выводы о результативности проведённой работы и выявит положительную динамику в развитии у детей умений: импровизировать, с удовольствием выполнять творческие задания, умело использовать средства театральной выразительности: мимику, жесты, движения (грация, пластика точность, плавность, умение воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития образа); умения применять средства интонации (выразительность, чёткость, чувственность, регулирование темпа, громкости); умения детей владеть техникой кукловождения, обладать простейшими исполнительскими навыками, активным участием в театрализованных представлениях. А самое главное – в процессе совместной деятельности формирования положительных взаимоотношений у детей, осознания чувства удовлетворения, радости, эмоциональной раскрепощённости.

Список литературы

Основная

  1. Антипова Е.А. Театрализованная деятелҗность в детском саду. М.: Творческий центр, 2009
  2. Григорьева Т.С. Программа «Маленький актер» для детей 5 - 7 лет М.: Сфера, 2012 3.
  3. Гринин Л. Е., Перепелкина А. В. Театр кукол и игрушек в детском саду. Кукольные спектакли, эстрадные миниатюры для детей 3-7 лет. Волгоград, Учитель, 2016 г.
  4. Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. М.: Сфера, 2009 1. Антипова Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. М.: Творческий центр, 2009
  5. Солдатова О. В., Развитие творческой активности старших дошкольников. Минск.: Белый ветер, 2014 г.

Дополнительная

  1. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: методическое пособие. М., 2006
  2. Березин В.И. Искусство оформления спектакля. М., 1986
  3. Буренина А.И. Театр всевозможного: учебно – методическое пособие. СПб., 2002
  4. Девина И.А. , Маштакова И.В. Управляем эмоциями. М., Ось, 2002
  5. Зимина И.А. Театр и театрализованные игры в детском саду/ Дошкольное воспитание, 2005, №4
  6. Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: учебно – методическое пособие. СПб, 2002
  7. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. М., ВЛАДОС, 2003
  8. Шурочкина И.С. Использование средств театрализованной деятельности в работе с детьми: справочник старшего воспитателя, 2008, №3.

Приложение 1

Анкета для родителей № 1.

  1. Что такое театрализованная деятельность?

а) игровая деятельность

б) трудовая деятельность

в) учебная деятельность

г) двигательная деятельность

  1. Театр – это сочетание всех видов искусства?
  1. Какие личностные качества развивает театрализованная деятельность?

(коммуникативность, раскрепощённость, артистизм, творческое самовыражение, возможность реализовать свои потребности и т.д.)

  1. Как часто вы посещаете театр с детьми?
  1. Когда, где и какой спектакль вы смотрели с ребёнком в последний раз?
  1. Хотите ли вы принять участие в постановке детского спектакля в детском саду?
  1. Какую помощь можете оказать? (помощь в оформлении декораций, пошиве костюмов, оформлении атрибутов и аксессуаров к спектаклю)

Приложение 2

Три сестры

Жила-была женщина. День и ночь она работала, чтобы накормить и одеть трёх своих дочерей. И выросли три дочери быстрые, как ласточки, лицом похожие на светлую луну. Одна за одной вышли замуж и уехали.

Прошло несколько лет. Тяжело заболела старуха мать, и посылает она к своим дочерям рыжую белочку.

Скажи им, дружок, чтобы ко мне поспешили.

Ой, - вздохнула старшая, услышав от белочки печальную весть. - Ой! Я бы рада пойти, да мне надо почистить эти два таза.

Почистить два таза? - рассердилась белочка. - Так будь же ты с ними вовек неразлучна!

И тазы вдруг вскочили со стола и обхватили старшую дочь сверху и снизу. Она упала на пол и уползла из дома большой черепахой.

Постучалась белочка ко второй дочери.

Ой, - отвечала та. - Я сейчас побежала бы к матери, да очень занята: надо мне к ярмарке холста наткать.

Ну и тки теперь всю жизнь, никогда не останавливаясь! - сказала белочка. И вторая дочь превратилась в паука.

А младшая месила тесто, когда белочка постучала к ней. Дочь не сказала ни слова, даже не обтерла рук, побежала к своей матери.

Приноси же ты всегда людям радость, моё дорогое дитя, - сказала ей белочка, - и люди будут беречь и любить тебя, и детей твоих, и внуков, и правнуков.

И правда, третья дочь жила много лет, и все её любили. А когда пришла пора ей умереть, она превратилась в золотую пчёлку.

Всё лето день-деньской собирает пчёлка мёд людям… А зимою, когда всё вокруг гибнет от холода, пчёлка спит в тёплом улье, а проснётся - ест только мёд и сахар.

Приложение 3

Анкета для родителей № 2.

  1. Принимали ли вы участие в реализации проекта?
  1. Если да, какое именно?
  1. Посещали ли вы с детьми театр? Какой? (В период с сентября по ноябрь 2016 года)
  1. Какое впечатление получил ребёнок при посещении просмотра спектакля?
  1. Как вы относитесь к тому, что в детский сад приезжают выступать артисты цирка, театра?
  1. Принимали ли вы участие в совместных выставках и в репетициях спектакля?
  1. Ваше отношение к совместным образовательным мероприятиям в группе?

Приложение 4

Использование скороговорок для отработки дикции

  1. Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках
  2. Водовоз вёз воду из-под водопровода
  3. Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет
  4. Мама мыла Милу мылом, Мила мыло не любила
  5. Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла.
  6. У ёлки иголки колки.
  7. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.
  8. Саша шапкой шишку сшиб.
  9. От топота копыт пыль по полю летит.
  10. Ткёт ткач ткани на платке Тане.

Хөрмәтле ата-аналар,балалар белән тизәйткечләр

кабатлагыз.

1.Мин әйт әалам, кем әйтә ала?

2.Тукый, тукый тукыган, тугыз талны чукыган.

3.Тау башында таллыкта тукраннар тукылдый.

4.Мич башында биш мәче, биш мәченен, биш башы.

5.Биш мәченең биш башына ишелмәсен мич ташы.

6.Җиләк, җиләк, җиләкләр,

Бик тиз тулмый чиләкләр.

Тулыр иде чиләге,

Юк бит аның җиләге.

7.Чыпчык, чыпчык, чык, чыпчык,

Чык-чык, кошчык, очып чык!

Приложение 5

Консультация музыкального руководителя

Пальчиковый театр - это волшебный мир, в котором ребенок радуется, играя, а, играя, познает окружающий мир. С первых месяцев жизни вместе с колыбельными песенками, потешками и прибаутками ребенок знакомится и с волшебным миром сказок. Из сказок дети черпают представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, о добре и зле, о храбрости, стойкости, хитрости. Пальчиковый театр - это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет занять, роль любого героя. Пальчиковые театры очень хороши для театрализованной деятельности. Театрализованные игры создают эмоциональный подъем, повышают жизненный тонус ребенка, участвуя в домашнем спектакле, ребенок чувствует себя раскованно, свободно. Пальчиковый театр - это прекрасный материал для развития у детей воображения, мышления и речи. Пальчиковый театр способствует развитию мелкой моторики. В ходе игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. С помощью этого вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Пальчиковый театр незаменим для работы с детьми с особенностями развития: Игры с маленькими героями позволяют стимулировать речевую активность, так как вся теплота, самобытность, яркость, вложенная автором в фигурку, вовлекает ребенка в сказочный мир, помогая снять различные блоки. Игра является для ребенка естественным средством самовыражения, а использование символических материалов помогает ему дистанцироваться от проблемных (трудных) ситуаций. Пальчиковый театр - отличный помощник в общении с ребенком! Пальчиковые куклы "оживая" на пальце не дадут Вам соскучится, и составят компанию во время прогулки, посещения поликлиники или в дороге. Пальчиковые куклы не займут много места в маминой сумочке и помогут развлечь малыша. Уникальность пальчикового театра состоит еще в том, что это авторские творения ручной работы. Пальчиковые куклы сделанные с душой и несут в себе творческую энергию, которая способна передаваться тому, кто держит их в руках.

Приложение 6

Музыкальное сопровождение к инсценировке

татарской народной сказки “Три сестры”

  1. Выход матери
  2. Выход дочерей
  3. Танец парный
  4. Танец белочки
  5. Тема черепахи
  6. Тема паука
  7. Тема пчелки
  8. Финал

Приложение 7

Этюды на выражение эмоций

  1. Перед детьми карточки – подсолнухи с изображением разных эмоций.

Задание: прослушайте музыкальное произведение, найдите соответствующую картинку, изобразите эмоцию мимикой

  1. Упражнение “Зеркало”.

Задание: ребёнок смотрит в зеркало, педагог просит показать ту или иную эмоцию

  1. Упражнение.

“До чего же я красивая”. Сказать:

  1. Обыкновенно
  2. С восхищением
  3. С изумлением
  4. С надменностью
  5. С удивлением
  1. Игры – превращения (учимся владеть собой)
  1. Практические уроки с артистом театра (мимика, жесты, движения)

Дети дошкольного возраста обладают большими потенциальными возможностями для восприятия, понимания и эмоциональной отзывчивости на произведения искусства (Н.А.Ветлугина, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, Т.С.Комарова и др.), которые заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям.

Вопросы:
Перечислите условия, обеспечивающие полноценное художественно-творческое развитие дошкольников.

Задание для самостоятельной работы:
Составьте кроссворды, чайнворды, головоломки для дошкольников на театраль-ную тему.
Литература
1. Бочкарева Л.П. Воздействие книг и картин на игровые образы// Воспитание детей в игре/ Сост. А.К.Бондаренко, Л.И.Матусик.-М., 1983.
2. Карпинская Н.С. Игры-драматизации в развитии творческих способностей детей // Художественное слово в воспитании дошкольников.- М., 1972.
3. Князева О.Л., Махнева М.Д. Приобщение детей к истокам народной куль-туры: Программа , Учебно-методическое пособие.-СПб: Детство-пресс, 1998.
4. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2000.
5. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре -М., 1982.
6. Реуцкая Н.А. Театрализованные игры дошкольников// Игра дошкольника/ Под ред. С.Л.Новоселовой.-М., 1989.
7. Торшилова Е.М., Морозова Т.В. Эстетические способности дошкольника: теория и диагностика. - М., 1994.
8. Фурмина Л.С. Возможности творческих проявлений старших дошкольников в театрализованных играх//Художественное творчество и ребенок-М., 1972
9. Чеботаревская Т.А. Путешествие по театральной программке.-М., 1995.
10.Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности до-школьников и младших школьников.- М.: Владос, 2001.
11.Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста / Под ред. Е.А.Дубровской.- М.: Академия, 2002.

Спектакль "Великие холода" по мотивам сказки С.Прокофьевой в исполнении детей подготовительной логопедической группы 1 ДО

Театрализованные игры детей имеют большое значение для гармоничного развития личности. Для детей нашей группы театрализованные игры позволяют улучшить развитие мелкой моторики рук, активизировать речь, повысить словарный запас, познакомиться с народным фольклором через игру.

Пальчиковый театр помогает при развитии мелкой и средней моторики. Настольный театр развивает пространственное воображение, помогает развивать чувство уверенности в своих действиях, улучшает и активизирует речь детей. Театр с масками - это более сложный вид театра. Если в настольном и пальчиковых театрах ребенок водит куклой, то, одев маску на себя, он становить сказочным персонажем, стараясь подрожать выбранному герою и голосом и действиями. Это способствует развитию воображения, мышления и координации движений.

Очень помогают в работе по театрализованной деятельности этюды на развитие какой-нибудь отдельно взятой функции.

Например:

Этюд на выразительность жеста: «на двери висит замок», (русская народная потешка)

На двери висит замок,

(дети сцепили руки в замок)

Кто его открыть бы мог?

(дети стараются разъединить сцепленные руки)

Повернули, покрутили...

(выполняют вращательные движения руками)

Постучали и открыли.

(стучат сцепленными руками по коленкам и разъединяют руки).

Этюд на выражение основных эмоций: «у пчелки хвори» (русская народная прибаутка)

У пчелки хвори,

У ласточки хвори,

А Петенькины хвори -,

Уйдите за море!

(Выразительные движения. 1. Ребенок изображает больного. Брови приподняты и сдвинуты, глаза прищурены, плечи опущены, голова клонится к плечу. 2 Голова чуть приподнята, тело отклонено назад, улыбка.)

По существу этюды - это небольшое стихотворение, которое легко запомнить, и в котором есть определенные действия. Выполняя эти действия, ребенок развивает те или иные группы мышц.

Выполняя этюды с товарищами или взрослыми, и получая затем похвалу за старания, ребенок повышает уверенность в своих силах. У него появляется желание сначала поиграть еще, а потом придумать игру самому и поиграть в нее, что очень важно для развития мыслительного процесса.

Стремление самостоятельно участвовать в кукольном спектакле необходимо поддерживать и укреплять. Для этой цели подойдет пальчиковый театр.

Пальчиковые куклы предоставят вам замечательную возможность поиграть вместе с ребенком. Самых простых кукол вы можете сделать сами: на бумажном или матерчатом чехольчике (по размеру пальца). Нарисуйте лицо и волосы. Сделайте пару кукол для себя и одну поменьше для ребенка.

Игры с пальчиковыми куклами помогают малышу лучше управлять движениями собственных пальцев. Играя вместе со взрослыми, он овладеет ценными навыками общения. Разыгрывая различные ситуации с куклами, которые ведут себя как люди, развивает воображение ребенка.

Интересные куклы получаются из бумажных конусов, цилиндров, коробочек различной высоты.

ул. Молодежная, д. 37

Консультация для воспитателей по театральной деятельности

«Значение театрализованных игр для детей средней группы»

Подготовил воспитатель:

I квалификационной категории

Ерыгина Валентина Алексеевна

МДОУ ЦРР – детский сад №25

«Незабудка»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад № 25 «Незабудка»

140250, пос. Белоозерский, Воскресенского района, Московской области,

ул. Молодежная, д. 37

Телефон / факс (8-49644)-8-57-24

e-mail: NEZABUDKAMDOU25yandex.ru

Консультация для родителей
«Театральная деятельность в детском саду»

Подготовил воспитатель:

I квалификационной категории

Ерыгина Валентина Алексеевна

МДОУ ЦРР – детский сад №25

«Незабудка»

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй.

Можно сказать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

Таким образом, театрализованная деятельность - важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.

«Чтобы веселиться чужым весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место».

Б. М. Теплов

Безусловно, что в театрализованной деятельности огромную роль играет воспитатель. Следует подчеркнуть, что театрализованные занятия должны выполнять одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции и ни в коем случае сводится к подготовке выступлений.

  1. Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
  2. Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
  3. Упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной) ;
  4. Упражнения по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста;

Поэтому содержанием таких занятий является не только знакомство с текстом какого-либо литературного произведения или сказки, но и жестами, мимикой, движением, костюмами.

Построение среды для театрализованной деятельности.

Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда должна не только обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования. Поэтому при проектировании предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей, следует учитывать.

  1. Индивидуальные социально-психологические особенности ребенка;
  2. Особенности его эмоционально-личностного развития;
  3. Интересы, склонности, предпочтения и потребности;
  4. Любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;
  5. Возрастные и полоролевые особенности;

Театр и родители?!

Развитие театральной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей - длительная работа, которая требует участия родителей. Важно участие родителей в тематических вечерах, в которых родители и дети являются равноправными участниками.

Важно участие родителей в таких вечерах в качестве исполнителей роли, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов и т. д. В любом случае совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.

Необходимо участие родителей в театральной деятельности. Это вызывает у детей много эмоций, обостряет чувства гордости за родителей, которые участвуют в театрализованных постановках.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад № 25 «Незабудка»

140250, пос. Белоозерский, Воскресенского района, Московской области,

ул. Молодежная, д. 37

Телефон / факс (8-49644)-8-57-24

e-mail: NEZABUDKAMDOU25yandex.ru

Консультация для родителей:
«Приобщение детей к театрализованной деятельности»

Составил воспитатель:

I квалификационной категории

Ерыгина Валентина Алексеевна

МДОУ ЦРР – детский сад №25

«Незабудка»

Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. В 4 -5 лет у детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь. В этот же период происходит формирование основных качеств личности. Поэтому ни один из детских возрастов не требует такого разнообразия средств и методов развития и воспитания, как младший дошкольный.
Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры, т.к. игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т.д.Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Не менее важно, что театрализованные игры развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам.
Театрализованные игры также позволяют формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом оказывает позитивное влияние на формирование качеств личности. Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Совместная театрально-игровая деятельность - уникальный вид сотрудничества. В ней все равны: ребенок, педагог, мамы, папы, бабушки и дедушки. Играя вместе со взрослыми дети овладевают ценными навыками общения. Каждый воспитатель должен научить ребенка театрализованной игре. Прежде всего, мы формируем интерес к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывают педагоги, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов или сказок. В дальнейшем важно стимулировать желание детей включаться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки. Перчаточные и другие театральные куклы можно использовать в повседневном общении (например, если ребенок не хочет есть или спать). Таким образом, основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности. Важным аспектом деятельности воспитателей в приобщении ребенка к театрализованным играм является постепенное расширение игрового опыта за счет освоения разновидностей театра.
Основными требованиями к организации театрализованной деятельности младших дошкольников являются: содержательность и разнообразие тематики; постоянное, ежедневное включение театрализованных игр в жизнь ребенка, максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр; сотрудничество детей со взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры. Нужно понимать, что приступать сразу к постановке кукольных спектаклей с включением детей глупо и нелепо, ведь спектакль не будет удачным до тех пор, пока ребенок не научится играть в нем.Вначале воспитателю лучше самостоятельно показывать ребенку спектакль, привлекая детей к проговариванию его отдельных фрагментов. В повторных играх активность ребят увеличивается по мере того, как они овладевают содержанием текста. Никогда не требуйте его буквального воспроизведения. Если необходимо, непринужденно поправьте ребенка и, не задерживаясь, играйте дальше. В дальнейшем, когда текст будет достаточно хорошо усвоен, поощряйте точность его изложения. Это важно, чтобы не потерять авторские находки. Читая стихотворные тексты, подключайте по возможности детей к игре. Пусть они активно участвуют в диалоге с вами, подыгрывают основной сюжетной линии, имитируют движения, голоса, интонации персонажей игры.Далее - небольшие упражнения с детьми. Проводить их лучше сразу же после окончания театрализованной игры. Ребенок ещё в восторге от того, как вы водили персонажей, как говорили, действовали за них. Самое время предложить малышу поиграть так же. Для упражнений используйте высказывания только что выступавших персонажей. Например, в сказке "Рукавичка" надо попроситься в рукавичку, как мышка и как волк. Предложите ребенку сказать от имени мышки или волка. Подключите всех детей, устройте соревнование: кто лучше попросится в домик за мышку, волка. Победителю - аплодисменты. Затем можно предложить ребенку игры-имитации: "Покажи, как прыгает зайка"; "Покажи, как неслышно, мягко двигается кошка", "Покажи, как ходит петушок".Следующий этап - отработка основных эмоций: покажи, как веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать (радость); зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево (испуг).Только после такой тщательной подготовки можно приступать к совместным инсценировкам. Выбор постановки во многом определяется возрастом малыша. Чем он младше, тем проще должен быть ваш спектакль. Но, в любом случае, идеальными будут народные и авторские сказки. Можно, конечно, взять текст сказки и разыграть его слово в слово. Но гораздо интересней сказку немного изменить: добавить смешные эпизоды и слова героев, переделать концовку, ввести новых персонажей. Например, пофантазируйте, как бы колобок смог обмануть хитрую лисичку, а козлята - злого волка, и придумайте старую сказку на новый лад. Не менее интересно сочинить и разыграть свою собственную историю. Особенно, если вы придумаете и смастерите оригинальную куклу, которая и будет главным героем, и, возможно, станет визитной карточкой вашего театра. Это может быть какой-нибудь совершенно фантастический персонаж с необычной внешностью и именем. Когда сценарий театра подобран, подумайте, какой вид театра подойдет вашему ребенку? Традиционно выделяется несколько видов театрализованной деятельности, отличающихся художественным оформлением, а главное - спецификой детской театрализованной деятельности. В одних дети представляют спектакль сами, как артисты (это инсценировки и драматизации); каждый ребенок играет свою роль. В других дети действуют, как в режиссерской игре: разыгрывают литературное произведение, героев которого изображают с помощью игрушек, озвучивая их роли.
Для дошкольников 4-5 лет самым доступным видом театра является кукольный театр. Игра с куклами оказывает непрямое и незаметное всестороннее лечебно-воспитательное воздействие и помогает обрести чувство успеха именно в той области, в которой ребенок чувствует себя наиболее уязвимым. В связи с этим в психологии в последнее время широкое распространение получил метод куклотерапии, т.е. метод лечения с помощью кукол. Игра с куклой предоставляет детям возможность полного раскрытия индивидуальных особенностей. В игре - слова ребенка должны оживить кукол и дать им настроение, характер. Играя с куклами, ребенок открывает свои затаенные чувства не только словесно, но и выражением лица, жестикуляцией.

Существует четыре вида кукольного театра: настольный, пальчиковый, театр кукол типа Петрушки, театр марионеток.
Настольный театр, пожалуй, самый доступный вид театра. У детей дошкольного возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры - настольного театра игрушек. Чтобы изготовить персонажей для него вам понадобятся цветные картон и бумага, ножницы, клей и фломастеры. Куклы, предназначенные для настольного театра должны устойчиво стоять на столе, легко по нему перемещаться. Туловище кукол выполняется в виде конуса, к которому крепятся голова и руки куклы. Величина такой куклы может быть от 10 до 30 см. Управление настольными куклами не представляет сложности для детей. Ребенок берет игрушку со спины так, чтобы его пальцы были спрятаны под ее руками, и ведет "актрису" по столу в соответствии с сюжетом инсценировки. Важно обращать внимание на то, чтобы речь ребенка совпадала с движениями куклы.

Пальчиковый театр - это театр актеров, которые всегда с нами. Достаточно взять цветной картон, вырезать из него лицо человечка, мордочку животного (кем будет этот персонаж - решать вам и вашему ребенку), нарисовать глаза, нос, рот. Затем необходимо склеить из бумаги кольцо на палец и приклеить к нему личико. Герой пальчикового театра готов! Кукол ребёнок надевает на пальцы, и сам действует за персонажа, изображённого на руке. По ходу действия ребёнок двигает одним или несколькими пальцами, проговаривая текст сказки, стихотворения или потешки.
В театре петрушки, который в практике часто называется театр бибабо, используются куклы перчаточного типа: кукла, полая внутри, надевается на руку, при этом в голову куклы помещается указательный палец, в рукава костюма - большой и средний, остальные пальцы прижимаются к ладони. Такую куклу легко сшить самостоятельно, используя подручные материалы: старые варежки, детские носки для изготовления туловища, кусочки меха, пряжи для волос, пуговки и бусинки для глаз, носа и рта. Достаточно подключить вашу фантазию и воображение ребенка.
Куклы, устроенные по принципу марионетки, сделать труднее, но тоже возможно. Возьмите старую тряпичную куклу, прикрепите к ее рукам, ногам и голове лески. Затем смастерите крестовину, сбив две тонкие деревянные дощечки крест-накрест. Привяжите лески к крестовине - кукла-марионетка готова! Управление такими куклами доставляет детям огромную радость.
Занимаясь с детьми театром, вы сделаете жизнь ваших детей интересной и содержательной, наполните ее яркими впечатлениями и радостью творчества. А самое главное - навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогут использовать в повседневной жизни.


ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

Кдырбаева А.А. - профессор КазНПУ им.Абая,

Жумаш Ж.Е. - магистр педагогики КазНПУ им.Абая.

Решающее значение в развитии ребенка дошкольного возраста принадлежит обучению на занятиях, усвоению знаний, умений и навыков, предусмотренных Программой воспитания в детском саду. Но совершенно особое место в жизни ребенка занимает игра. Вся жизнь детей насыщена игрой. Игра – наиболее доступный и интересный для ребенка способ переработки, выражения эмоций, впечатлений. Детство проходит в мире ролевых игр, помогающих ребенку освоить правила и законы взрослых. В игре он может быть врачом, летчиком, воспитателем – кем захочет. И это доставляет ему огромную радость. Игры можно рассматривать как импровизированные театральные постановки, в которых кукла или сам ребенок имеет свой реквизит, игрушки, мебель, одежду и т.д.

Ребенку предоставляется возможность побывать в роли актера, режиссера, декоратора, бутафора, музыканта, поэта и тем самым самовыразиться. Каждый ребенок играет свою роль по-своему, но все копируют в своих играх взрослых. Поэтому в детском саду театрализованной деятельности уделяется особое значение, всем видам детского театра, что поможет сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить культуру ребенка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями.

Театрализованная игра – одно из эффективных средств социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного произведения, участия в игре, создающей благоприятные условия для развития чувства партнерства. В ходе совершенствования диалогов и монологов, освоения выразительности речи наиболее эффективно происходит речевое развитие.

Театрализованная игра – это действия в заданной художественным произведением или заранее оговоренной сюжетом реальности, т.е. она может носить репродуктивный характер. Театрализованная игра близка к сюжетной игре. Сюжетно-ролевая и театрализованная игры имеют общую структуру: замысел, сюжет, содержание, игровая ситуация, роль,ролевое действие, правила. Творчество проявляется в том, что ребенок передает свои чувства в изображаемом действии, художественно передает замысел, варьирует свое поведение в роли, по-своему использует предметы и заменитель в игре.

Различие между сюжетно-ролевой и театрализованной игрой состоит в том, что в сюжетно-ролевой игре дети отражают жизненные явления, а в театрализованной может быть такой продукт – поставленный спектакль, инсценировка. Особенность театрализованной игры – литературная или фольклорная основа содержания и наличие зрителей. В театрализованных играх игровое действие, предмет, костюм или кукла имеют большое значение, так как облегчают принятие ребенком роли, определяющей выбор игровых действий. Образ героя, его основные черты действия, переживания определены содержанием произведения.

Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Для этого надо понять персонаж, его поступки, представить его состояние, чувства, уметь анализировать и оценивать действия. Это во многом зависит от опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления от окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить. При разыгрывании спектакля в деятельности детей и настоящих артистов много общего. Детей также волнуют впечатления, реакция зрителей, результат, т.е. как дети изобразили сюжет.

Театрализованную игру исследователи делят на две группы: драматизации и режиссерские. В играх драматизации ребенок самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима), производит собственные действия исполнения роли, исполняет какой либо сюжет с заранее существующим сценарием, не являющимся жестким каноном, а служащим канвой, в пределах которой действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребенком, будет совсем не похож на героя сыгранного другим. Если они разыгрываются в обычной театральной форме (сцена, занавес, декорации, костюмы и т.д.) или в форме массового сюжетного зрелища – их называют театрализациями.

Виды драматизации:

–игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;

–ролевые диалоги на основе текста;

–инсценировки произведений;

–постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;

– игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.

В драматизации дети проявляют себя очень эмоционально и непосредственно, сам процесс драматизации захватывает ребенка гораздо сильнее, чем результат. Артистические способности детей развиваются от выступления к выступлению. Совместное обсуждение постановки спектакля, коллективная работа по его выполнению, само проведение спектакля – все это сближает участников творческого процесса, делает их союзниками, коллегами в общем деле, партнерами. Работа по развитию театрализованной деятельности и формированию творческих способностей детей приносит ощутимые результаты, являясь одним из важнейших факторов эстетических наклонностей, интересов, практических умений.

Дети подготовительной к школе группы живо интересуются театром как видом искусства. Их увлекают рассказы об истории театра и театрального искусства, о внутреннем обустройстве театрального помещения для зрителей (фойе с фотографиями артистов и сцен из спектаклей, гардероб, зрительный зал, буфет) и для работников театра (сцена, зрительный зал, репетиционные комнаты, костюмерная, гримерная, художественная мастерская). Интересны детям и театральные профессии (режиссер, актер, гример, художник и др.). Дошкольники уже знают основные правила поведения в театре и стараются не нарушать их, когда приходят на представление. Подготовить их к посещению театра помогут специальные игры – беседы, викторины. Например: «Как Лисенок в театр ходил», «Правила поведения в зрительном зале» и др. Знакомство с различными видами театра способствует накоплению живых театральных впечатлений, овладению навыком их осмысления и эстетическому восприятию. Игра – драматизация часто становится спектаклем, в котором дети играют для зрителей, а не для себя, им доступны режиссерские игры, где персонажи – куклы, послушные ребенку. Это требует от него умения регулировать свое поведение, движения, обдумывать свои слова. Дети продолжают разыгрывать небольшие сюжеты, используя разные виды театра: настольный, стендовый, пальчиковый; придумывать и разыгрывать диалоги, выражая интонацией особенности характера и настроения героя.

В подготовительной группе важное место занимает не только подготовка и проведение спектакля, но и последующая работа. Выясняется степень усвоения содержания воспринимаемого и разыгрываемого произведения в специальной беседе с детьми, в ходе которой высказываются мнения о содержании пьесы, даются характеристики действующим персонажам, анализируются средства выразительности. Для выявления степени усвоения детьми материала можно использовать метод ассоциаций. Например, на отдельном занятии дети вспоминают весь сюжет спектакля в сопровождении музыкальных произведений, звучащих в ходе него, и, используя те же атрибуты, которые были на сцене.

Повторное обращение в постановке способствует лучшему запоминанию и пониманию ее содержания, акцентирует внимание детей на особенностях выразительных средств, дает возможность вновь пережить испытанные чувства. В этом возрасте детей уже не устраивают готовые сюжеты – им хочется придумывать свои и для этого должны предоставляться необходимые условия:

–нацеливать детей на создание собственных поделок для режиссерской настольной театрализованной игры;

знакомить их с интересными рассказами и сказками, способствующими созданию собственного замысла;

–давать детям возможность отражать замыслы в движении, пении, рисовании;

– проявлять инициативу и творчество как пример для подражания.

Совершенствованию отдельных элементов движений, интонаций помогают специальные упражнения и гимнастика, которую дошкольники могут проводить сами. Они придумывают и задают сверстникам какой-либо образ, сопровождая его словом, жестом, интонацией, позой, мимикой. Работа строится по структуре: чтение, беседа, исполнение отрывка, анализ выразительности воспроизведения. Важно предоставлять детям больше свободы в действиях, фантазии при имитации движений.

Театрализованные игры основаны на разыгрывании сказок. Н ародная сказка радует детей своим оптимизмом, добротой, любовью ко всему живому, мудрой ясностью в понимании жизни, сочувствиемслабому, лукавством и юмором, при этом формируется опыт социальных навыков поведения, а любимые герои становятся образцами для подражания. Практика показывает, что дети очень любят читать и разыгрывать сказки. Например, в процессе изучения в подготовительной группе казахской народной сказки «Чудесная шуба», героем которой является известный в народе персонаж Алдар-Косе, дети изображали по ролям разговор бая и Алдара-Косе, затем вспоминали другие истории об этом герое и изображали их в лицах.

Таким образом, занятия театральной деятельностью предоставляют детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир через постижение сказок, но жить в гармонии с ним, получать удовлетворение от занятий и успешного выполнения заданий.

Литература

1. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности.- М.: Мозаика - Синтез 2008.

2. Щеткин А.В. Театральная деятельностьв детском саду.- М.: Мозаика- Синтез, 2008.

3. Веракса Н.Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве.- М.: Мозаика – Синтез, 2008.

Түйін

Мақалада ойын тәрбиелеу және дамыту құралы екендігі айтылған.Мұнда балаларға арналған көркемдік шығармаларды сахналық қойылымдарға айналдырып, оларды кейіпкер ретінде қатыстырудың маңызы көрсетілген.

Summary

In the article are considered about the game bring ing and means development. Also talked about acting the children’s poem and importance of acting as a personage.

Театрализованные игры детей имеют большое значение для гармоничного развития личности. Для детей нашей группы театрализованные игры позволяют улучшить развитие мелкой моторики рук, активизировать речь, повысить словарный запас, познакомиться с народным фольклором через игру.

Пальчиковый театр помогает при развитии мелкой и средней моторики. Настольный театр развивает пространственное воображение, помогает развивать чувство уверенности в своих действиях, улучшает и активизирует речь детей. Театр с масками – это более сложный вид театра. Если в настольном и пальчиковых театрах ребенок водит куклой, то, одев маску на себя, он становить сказочным персонажем, стараясь подрожать выбранному герою и голосом и действиями. Это способствует развитию воображения, мышления и координации движений.

Очень помогают в работе по театрализованной деятельности этюды на развитие какой-нибудь отдельно взятой функции.

Например:

Этюд на выразительность жеста: «на двери висит замок», (русская народная потешка)

На двери висит замок,

(дети сцепили руки в замок)

Кто его открыть бы мог?

(дети стараются разъединить сцепленные руки)

Повернули, покрутили…

(выполняют вращательные движения руками)

Постучали и открыли.

(стучат сцепленными руками по коленкам и разъединяют руки).

Этюд на выражение основных эмоций: «у пчелки хвори» (русская народная прибаутка)

У пчелки хвори,

У ласточки хвори,

А Петенькины хвори -,

Уйдите за море!

(Выразительные движения. 1. Ребенок изображает больного. Брови приподняты и сдвинуты, глаза прищурены, плечи опущены, голова клонится к плечу. 2 Голова чуть приподнята, тело отклонено назад, улыбка.)

По существу этюды – это небольшое стихотворение, которое легко запомнить, и в котором есть определенные действия. Выполняя эти действия, ребенок развивает те или иные группы мышц.

Выполняя этюды с товарищами или взрослыми, и получая затем похвалу за старания, ребенок повышает уверенность в своих силах. У него появляется желание сначала поиграть еще, а потом придумать игру самому и поиграть в нее, что очень важно для развития мыслительного процесса.

Стремление самостоятельно участвовать в кукольном спектакле необходимо поддерживать и укреплять. Для этой цели подойдет пальчиковый театр.

Пальчиковые куклы предоставят вам замечательную возможность поиграть вместе с ребенком. Самых простых кукол вы можете сделать сами: на бумажном или матерчатом чехольчике (по размеру пальца). Нарисуйте лицо и волосы. Сделайте пару кукол для себя и одну поменьше для ребенка.

Игры с пальчиковыми куклами помогают малышу лучше управлять движениями собственных пальцев. Играя вместе со взрослыми, он овладеет ценными навыками общения. Разыгрывая различные ситуации с куклами, которые ведут себя как люди, развивает воображение ребенка.

Интересные куклы получаются из бумажных конусов, цилиндров, коробочек различной высоты.

ул. Молодежная, д. 37

Консультация для воспитателей по театральной деятельности

«Значение театрализованных игр для детей средней группы»

Подготовил воспитатель:

I квалификационной категории

Ерыгина Валентина Алексеевна

МДОУ ЦРР – детский сад № 25

«Незабудка»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад № 25 «Незабудка»

140250, пос. Белоозерский, Воскресенского района, Московской области,

ул. Молодежная, д. 37

Телефон / факс (8-49644)-8-57-24

e-mail: NEZABUDKAMDOU25yandex.ru

Консультация для родителей«Театральная деятельность в детском саду»

Подготовил воспитатель:

I квалификационной категории

Ерыгина Валентина Алексеевна

МДОУ ЦРР – детский сад № 25

«Незабудка»

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй.

Можно сказать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

Таким образом, театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.

«Чтобы веселиться чужым весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место».

Б. М. Теплов

Безусловно, что в театрализованной деятельности огромную роль играет воспитатель. Следует подчеркнуть, что театрализованные занятия должны выполнять одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции и ни в коем случае сводится к подготовке выступлений.

Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

Упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной) ;

Упражнения по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста;

Построение среды для театрализованной деятельности.

Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда должна не только обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования. Поэтому при проектировании предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей, следует учитывать.

Индивидуальные социально-психологические особенности ребенка;

Особенности его эмоционально-личностного развития;

Интересы, склонности, предпочтения и потребности;

Любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;

Возрастные и полоролевые особенности;

Театр и родители?!

Развитие театральной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей – длительная работа, которая требует участия родителей. Важно участие родителей в тематических вечерах, в которых родители и дети являются равноправными участниками.

Важно участие родителей в таких вечерах в качестве исполнителей роли, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов и т. д. В любом случае совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.

Необходимо участие родителей в театральной деятельности. Это вызывает у детей много эмоций, обостряет чувства гордости за родителей, которые участвуют в театрализованных постановках.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад № 25 «Незабудка»

140250, пос. Белоозерский, Воскресенского района, Московской области,

ул. Молодежная, д. 37

Телефон / факс (8-49644)-8-57-24

e-mail: NEZABUDKAMDOU25yandex.ru

Консультация для родителей:«Приобщение детей к театрализованной деятельности»

Составил воспитатель:

I квалификационной категории

Ерыгина Валентина Алексеевна

МДОУ ЦРР – детский сад № 25

«Незабудка»

Д ошкольный возраст – наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. В 4 -5 лет у детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь. В этот же период происходит формирование основных качеств личности. Поэтому ни один из детских возрастов не требует такого разнообразия средств и методов развития и воспитания, как младший дошкольный.Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры, т.к. игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т.д.Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Не менее важно, что театрализованные игры развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам. Театрализованные игры также позволяют формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом оказывает позитивное влияние на формирование качеств личности. Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.Совместная театрально-игровая деятельность – уникальный вид сотрудничества. В ней все равны: ребенок, педагог, мамы, папы, бабушки и дедушки. Играя вместе со взрослыми дети овладевают ценными навыками общения. Каждый воспитатель должен научить ребенка театрализованной игре. Прежде всего, мы формируем интерес к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывают педагоги, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов или сказок. В дальнейшем важно стимулировать желание детей включаться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки. Перчаточные и другие театральные куклы можно использовать в повседневном общении (например, если ребенок не хочет есть или спать). Таким образом, основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности. Важным аспектом деятельности воспитателей в приобщении ребенка к театрализованным играм является постепенное расширение игрового опыта за счет освоения разновидностей театра.Основными требованиями к организации театрализованной деятельности младших дошкольников являются: содержательность и разнообразие тематики; постоянное, ежедневное включение театрализованных игр в жизнь ребенка, максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр; сотрудничество детей со взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры. Нужно понимать, что приступать сразу к постановке кукольных спектаклей с включением детей глупо и нелепо, ведь спектакль не будет удачным до тех пор, пока ребенок не научится играть в нем.Вначале воспитателю лучше самостоятельно показывать ребенку спектакль, привлекая детей к проговариванию его отдельных фрагментов. В повторных играх активность ребят увеличивается по мере того, как они овладевают содержанием текста. Никогда не требуйте его буквального воспроизведения. Если необходимо, непринужденно поправьте ребенка и, не задерживаясь, играйте дальше. В дальнейшем, когда текст будет достаточно хорошо усвоен, поощряйте точность его изложения. Это важно, чтобы не потерять авторские находки. Читая стихотворные тексты, подключайте по возможности детей к игре. Пусть они активно участвуют в диалоге с вами, подыгрывают основной сюжетной линии, имитируют движения, голоса, интонации персонажей игры.Далее – небольшие упражнения с детьми. Проводить их лучше сразу же после окончания театрализованной игры. Ребенок ещё в восторге от того, как вы водили персонажей, как говорили, действовали за них. Самое время предложить малышу поиграть так же. Для упражнений используйте высказывания только что выступавших персонажей. Например, в сказке “Рукавичка” надо попроситься в рукавичку, как мышка и как волк. Предложите ребенку сказать от имени мышки или волка. Подключите всех детей, устройте соревнование: кто лучше попросится в домик за мышку, волка. Победителю – аплодисменты. Затем можно предложить ребенку игры-имитации: “Покажи, как прыгает зайка”; “Покажи, как неслышно, мягко двигается кошка”, “Покажи, как ходит петушок”.Следующий этап – отработка основных эмоций: покажи, как веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать (радость); зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево (испуг).Только после такой тщательной подготовки можно приступать к совместным инсценировкам. Выбор постановки во многом определяется возрастом малыша. Чем он младше, тем проще должен быть ваш спектакль. Но, в любом случае, идеальными будут народные и авторские сказки. Можно, конечно, взять текст сказки и разыграть его слово в слово. Но гораздо интересней сказку немного изменить: добавить смешные эпизоды и слова героев, переделать концовку, ввести новых персонажей. Например, пофантазируйте, как бы колобок смог обмануть хитрую лисичку, а козлята – злого волка, и придумайте старую сказку на новый лад. Не менее интересно сочинить и разыграть свою собственную историю. Особенно, если вы придумаете и смастерите оригинальную куклу, которая и будет главным героем, и, возможно, станет визитной карточкой вашего театра. Это может быть какой-нибудь совершенно фантастический персонаж с необычной внешностью и именем. Когда сценарий театра подобран, подумайте, какой вид театра подойдет вашему ребенку? Традиционно выделяется несколько видов театрализованной деятельности, отличающихся художественным оформлением, а главное – спецификой детской театрализованной деятельности. В одних дети представляют спектакль сами, как артисты (это инсценировки и драматизации); каждый ребенок играет свою роль. В других дети действуют, как в режиссерской игре: разыгрывают литературное произведение, героев которого изображают с помощью игрушек, озвучивая их роли.Для дошкольников 4-5 лет самым доступным видом театра является кукольный театр. Игра с куклами оказывает непрямое и незаметное всестороннее лечебно-воспитательное воздействие и помогает обрести чувство успеха именно в той области, в которой ребенок чувствует себя наиболее уязвимым. В связи с этим в психологии в последнее время широкое распространение получил метод куклотерапии, т.е. метод лечения с помощью кукол. Игра с куклой предоставляет детям возможность полного раскрытия индивидуальных особенностей. В игре – слова ребенка должны оживить кукол и дать им настроение, характер. Играя с куклами, ребенок открывает свои затаенные чувства не только словесно, но и выражением лица, жестикуляцией.

Существует четыре вида кукольного театра: настольный, пальчиковый, театр кукол типа Петрушки, театр марионеток.Настольный театр, пожалуй, самый доступный вид театра. У детей дошкольного возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры – настольного театра игрушек. Чтобы изготовить персонажей для него вам понадобятся цветные картон и бумага, ножницы, клей и фломастеры. Куклы, предназначенные для настольного театра должны устойчиво стоять на столе, легко по нему перемещаться. Туловище кукол выполняется в виде конуса, к которому крепятся голова и руки куклы. Величина такой куклы может быть от 10 до 30 см. Управление настольными куклами не представляет сложности для детей. Ребенок берет игрушку со спины так, чтобы его пальцы были спрятаны под ее руками, и ведет “актрису” по столу в соответствии с сюжетом инсценировки. Важно обращать внимание на то, чтобы речь ребенка совпадала с движениями куклы.

Пальчиковый театр – это театр актеров, которые всегда с нами. Достаточно взять цветной картон, вырезать из него лицо человечка, мордочку животного (кем будет этот персонаж – решать вам и вашему ребенку), нарисовать глаза, нос, рот. Затем необходимо склеить из бумаги кольцо на палец и приклеить к нему личико. Герой пальчикового театра готов! Кукол ребёнок надевает на пальцы, и сам действует за персонажа, изображённого на руке. По ходу действия ребёнок двигает одним или несколькими пальцами, проговаривая текст сказки, стихотворения или потешки. В театре петрушки, который в практике часто называется театр бибабо, используются куклы перчаточного типа: кукла, полая внутри, надевается на руку, при этом в голову куклы помещается указательный палец, в рукава костюма – большой и средний, остальные пальцы прижимаются к ладони. Такую куклу легко сшить самостоятельно, используя подручные материалы: старые варежки, детские носки для изготовления туловища, кусочки меха, пряжи для волос, пуговки и бусинки для глаз, носа и рта. Достаточно подключить вашу фантазию и воображение ребенка.Куклы, устроенные по принципу марионетки, сделать труднее, но тоже возможно. Возьмите старую тряпичную куклу, прикрепите к ее рукам, ногам и голове лески. Затем смастерите крестовину, сбив две тонкие деревянные дощечки крест-накрест. Привяжите лески к крестовине – кукла-марионетка готова! Управление такими куклами доставляет детям огромную радость.Занимаясь с детьми театром, вы сделаете жизнь ваших детей интересной и содержательной, наполните ее яркими впечатлениями и радостью творчества. А самое главное – навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогут использовать в повседневной жизни.