Русские традиции и обычаи: народные праздники и обряды. Народные праздники

Русская культура - это многоцветный калейдоскоп, возникший под влиянием традиционных верований и основ христианской религии. Нынешние русские традиции и обычаи включают в себя исконно языческие праздники, которые отмечаются наряду с установленными датами церковного календаря.

Календарные праздники

Это древнерусские праздники, связанные с природным календарём. В эти даты меняется положение Солнца на небосводе. И предки русского народа считали, что, так или иначе, в это время изменяется жизнь каждого человека, живущего на земле. Список главных праздников старинного годового круга :

  • Коляда (день зимнего солнцестояния);
  • Комоедица или Масленица (день весеннего равноденствия);
  • Купала (день летнего солнцестояния);
  • Осенины (день осеннего равноденствия).

Первый зимний праздник

Первый зимний праздник - Коляда. Он отмечается 22-25 декабря. Заканчиваются «тёмные» дни, и появляется «новое» солнце. Оно всё выше поднимается над горизонтом и понемногу увеличивает световой день. На Коляду принято устраивать массовые вечерние гуляния с ряжеными, игрищами и песнями. Раньше в деревнях люди, одетые в странные наряды, заходили в каждый двор. Они пели песни-колядки с пожеланиями благополучной жизни в новом солнечном году, а взамен получали угощения от хозяев дома.

С приходом христианства русский народный обычай постепенно трансформировался в традицию колядования в ночь перед Рождеством. Смысл празднества изменился, а форма осталась практически прежней: песни, шутовские наряды и общее радостное настроение.

Комоедица или Масленица

Согласно старинному календарю , Масленица приходится на 20-21 марта. Это большой праздник прихода весны. С этого периода день начинает заметно удлиняться, а ночь становится короче. На Комоедицу пекут блины, как символы яркого тёплого Солнца, и водят хороводы. Возносятся просьбы о будущем хорошем урожае. Устраиваются весёлые народные гуляния с играми. А в конце праздника сжигается большая кукла Марена, олицетворяющая зиму, стужу и все пережитые за холодное время невзгоды.

Современное, привычное для большинства празднование Масленицы в конце февраля - начале марта обусловлено особенностями церковного календаря. Оно почти утратило языческий подтекст и является неделей перехода к христианскому Великому посту.

День летнего солнцестояния

Древний праздник Купалы празднуется 23-24 июня каждого года. Начиная с этого дня Солнце начинает обратное движение по небосводу: дни укорачиваются, а ночи становятся длиннее. Чествование самой жизни во всех её проявлениях идёт в эти дни:

Большинству современных россиян этот праздник знаком как день Ивана Купалы. Вероятно, слово «Иван» прикрепилось к названию языческого праздника с появлением христианства на Руси. День рождения христианского святого Иоанна Предтечи приходится на близкую дату - 24 июня. Возможно, праздник был использован религиозными деятелями для укрепления позиций православия в народной среде через соединение с русскими обрядами и обычаями.

Праздник урожая

Осенины, пожалуй, - самый малоизвестный старорусский праздник. Он отмечается 21-22 сентября в день осеннего равноденствия. Это праздник урожая, во время которого большая семья или община собирается за богатым столом. Люди угощаются хлебом, испечённым из муки свежего помола, праздничными блюдами из свежих злаков, овощей и фруктов. Воздаются благодарности матери-земле за щедрые осенние дары. Раньше в эти дни зажигали «новый» огонь в печах и постепенно начинали готовиться к зиме под крышей дома.

Христианские праздники

С принятием христианства у русского народа возникли новые традиции, установленные и контролируемые церковью. Некоторые из них со временем стали по-настоящему народными. Так, Рождество со святочными гуляниями и Пасха превратились в почти национальные торжества.

Рождество и Святки

Православный календарь праздников начинает свой годовой отсчёт от Рождества Христова, отмечаемого 7 января. Святки - это дни от Рождества до Крещения (19 января), наполненные народным весельем, песнями и представлениями, гаданиями и приметами. Обряды и обычаи русского народа тесно переплелись с религиозной верой и христианской культурой.

Например, в святочные вечера принято колядовать - ходить по гостям или окрестным домам и петь песни, восхваляющие Христа, с пожеланиями добра и мира всем домочадцам. Хозяева дома традиционно должны потчевать нежданных гостей сдобой и сладостями. Так языческий обычай с некоторыми изменениями вошёл в жизнь православных христиан. Общепринятым святочным обычаем также является гадание: на суженого или на судьбу, о событиях грядущего года или на исход какого-то дела. Для поиска ответов используются зеркала, воск, бытовые предметы и специальные вещи.

Светлая Пасха

Это большой христианский праздник, прославляющий воскрешение Иисуса Христа. День для торжества меняется каждый год: он вычисляется по солнечно-лунному календарю, когда заканчивается Великий пост. Поэтому большая часть пасхальных обычаев связана с первой праздничной трапезой. В неё входит пасха - блюдо из творога с изюмом и различными наполнителями, сдобный хлеб (кулич) и варёные яйца, окрашенные в разные цвета. Каждое из этих освящённых накануне кушаний имеет своё символическое значение. Например, красный цвет яичной скорлупы означает кровь Христа, пролитую за спасение мира, и его возрождение к новой жизни.

В этот день принято принимать гостей, приветствовать всех приходящих фразой «Христос воскресе!» и отвечать на подобный возглас: «Воистину воскресе!». А также очень распространена традиция троекратного целования при встрече.

Русские народные обряды и обычаи на Пасху включают шуточные соревнования, в котором два участника бьют крашенки с разных концов до того момента, как треснет скорлупа на одном из яиц. Раньше дети тоже играли с пасхальными яйцами: катали их с горок. Чьё яйцо укатилось дальше, тот и победил. А древний обряд катания яиц по огородной земле, по мнению верующих, делал её более плодородной.

Причина объединения народных и религиозных торжеств кроется, вероятно, в том, что христианство на Руси интегрировалось в очень древнюю, самобытную культуру со своими обычаями и традициями русского народа. Совместные традиционные праздники напоминают о силе и мудрости предыдущих поколений. Они объединяют людей самых разных взглядов в хороводе или за одним столом. И хотя смешение язычества и православия в русских традициях и обычаях порой принимает причудливые формы, оно создаёт твёрдую опору для современного человека и возможность почувствовать себя частью большой истории.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

У православных в этот день заканчивается Светлая седмица, поэтому его иногда называют Антипасха, не в смысле противопоставления, а в значении «вместо Пасхи». В церкви служат последнюю литургию по пасхальному чину, после чего закрывают «Царские врата». В этот день вспоминают явление апостолу Фоме Иисуса Христа, произошедшее на восьмой день после воскресения (Пасхи). До этого апостол не верил, что Христос воскрес (отсюда и поговорка «Фома неверующий»). Только увидев Иисуса и ощупав его раны, он уверовал в воскресение Спасителя.

Это событие тоже нашло отражение в народном празднике, но в своеобразной форме — в виде различных загадок и розыгрышей «веришь — не веришь». Главным же содержанием праздника стало прославление и окликание весны, а также молодежные гулянья, открывающие период свадеб — с этого дня в церкви начинались венчания, не проводившиеся в период Великого поста и пасхальных праздников.

Возникновение названия праздника до конца не выяснено, имеется множество вариантов, в большинстве которых совпадает объяснение слова «красная» — красивая. Но это слово относят и к самому месту (красивому пригорку, на котором начинает пробиваться первая трава), и к красавице весне, освободившей землю от снега, и к красавице девушке, служившей символом весны и открывавшей языческими обрядами весенний праздник.

Слово «горка» связывают с возвышенными местами, просохшими после схода снега и половодья, на которых в этот период только и возможно массовое гулянье. Как вариант — на которых проводились весенние обряды и зажигались костры в честь одного из языческих богов.

Наверное, история возникновения праздника для нас не так уж и важна. Главное, весенний праздник, основательно подзабытый в советские времена, снова активно отмечается. Любопытно, что на Руси это был деревенский праздник, практически не отмечавшийся в городах, где в этот день заканчивались пасхальные гулянья. В наши дни его больше празднуют в городах, превратив стараниями местных администраций и энтузиастов в своеобразные театрализованные представления.

Весна у славянских народов традиционно связывалась с женским началом, дарующим жизнь. Поэтому главная роль в весенних обрядах, проводившихся на Руси в этот день, отводилась женщинам и девушкам. В различных регионах существовало множество вариантов прославления и окликания весны. Проводила их всегда или девушка, которую специально украшали, в том числе и символами будущего урожая, или группа девушек. Обычно пелась обрядовая весенняя песня или произносились специальные заклинания, призывающие весну побыстрее подготовить землю к посевам и одарить нивы щедрыми всходами.

После призывов к весне девушка обходила собравшихся, одаривая их крашеными яйцами, или засевала символическую грядку. Зачастую эти ритуалы проводились только в присутствии женщин, завершаясь совместной трапезой, главным, а иногда и единственным блюдом которой была яичница.

Иногда обрядовые действия начинались еще затемно. Женщины и девушки обходили деревню, обмахивая её новыми холстами или полотенцами, что символизировало изгнание злых духов. После чего собирались на пригорке встречать восход солнца, накрывая на холстах праздничную трапезу. Если небо было закрыто облаками, разжигался костер, к которому обращались с просьбами о хорошей погоде, как к своеобразному «заместителю» солнца.

По завершению обрядовых действий все отправлялись в церковь на службу, затем на кладбище, где поминали усопших родственников и просили их помощи в повседневных крестьянских делах. Только после этого начинались «смотры невест», молодежные гулянья, венчания и празднования свадеб, посещения родственников и соседей, праздничные застолья, на которых обязательно были крашеные яйца.

Основными развлечениями молодежи были хороводы, игры, катания на качелях и каруселях, прыжки через костер, обходы дворов с прославлением молодоженов или обрученных.

Обычно гулянье начиналось со «смотра невест», когда девушки в праздничных нарядах с песнями ходили по деревне, давая возможность хорошо рассмотреть себя потенциальным женихам и их родителям, озабоченным выбором будущей невестки. Только после нескольких проходов по деревне, а иногда и по нескольким близлежащим деревням, девушки отправлялись к месту, где будет проходить гулянье. Оно заранее оборудовалось парнями: выравнивалась площадка для хоровода и танцев, рядом с ней делались скамейки, как для участников гулянья, так и для зрителей, неподалеку оборудовались качели и простейшие «аттракционы».

«Танцевальную» часть праздника открывали девичьими хороводами. Существовало несколько их вариантов, но основным их содержанием была тема возрождения земли после зимы и весеннего сева, это видно даже по названиям: «Посеем лен», «А мы просо сеяли» и т. п.

В этот период девушки должны были выглядеть целомудренно и неприступно. Но это не надолго: ближе к лету в хороводах появятся элементы заигрывания и обольщения. Пока же танцуют только девушки, парни к ним приглядываются и отпускают комплименты. Пора грубоватых шуток и напрашиваний на поцелуи, как и совместных танцев, еще не наступила.

В играх же можно было позволить себе и небольшие вольности, особенно при качании на качелях. Качели, карусели, гигантские шаги, бегунки, подкидки устанавливались еще на пасхальной неделе. В больших селах и городах это были крупные красочные сооружения, в деревнях же ограничивались более простыми. Качелями могла быть обычная доска, подвешенная на веревках между столбами или деревьями, а подкидкой — длинная доска, уложенная на высокий чурбак (подобные можно увидеть в цирках). Для гигантских шагов использовался столб с одной или двумя длинными веревками.

Девушки качались на качелях только по приглашению парней. Получив приглашение, девушка завязывала специальным пояском подол платья у колен, при помощи парня садилась или вставала на доску качели. На Красную горку на качелях парни выполняли все просьбы девушек: раскачивать сильнее или остановиться. Позднее же за остановку качели обычно требовали поцелуй.

На гигантских шагах и подкидках свое ухарство обычно демонстрировали только парни. Не обходилось и без травм, но, чтобы понравиться девушкам, приходилось рисковать.

Кстати, для деревенской молодежи гулянье на Красную горку считалось практически обязательным. Тем, кто в нем не участвует, прочили неудачи в семейной жизни, а то и бобыльство. Зато приглядеть себе в этот день суженного или невесту — большая удача, сулящая счастье в совместной жизни.

На Красную горку в деревнях традиционно проводился обход молодежью дворов с прославлением (окликанием) молодоженов, вступивших в брак прошедшей осенью и зимой. Для таких молодоженов именно с весны начиналась настоящая совместная хозяйственная жизнь — посев, последующий уход за урожаем и уборка, разведение домашней птицы, приплод скотины и т. д. Именно с этим их и предстояло поздравить, пожелав хорошего урожая, большого приплода, да и пополнения в собственном семействе.

Обход дворов молодоженов мог быть «театрализованным», напоминающим колядование, либо просто группами молодежи в праздничной одежде. Молодожены заранее готовили угощения и ждали славельщиков у окна. Выслушав поздравления и пожелания, которые часто сопровождались специальными песнями (вьюницами), они раздавали угощения. Для парней, как правило, выставлялось вино, брага или водка, а для девушек — выпечка, пряники, сладости и яйца.

Зачастую групп славельщиков могло быть несколько, в том числе из детей, взрослых женщин и мужчин. В этом случае обход начинали дети, затем шла молодежь и только после неё взрослые, которые могли не ограничиться подаренным угощением, а напроситься на застолье.

На Красную горку открывался сезон свадеб, но их было еще не много. Как правило, в это время свадьбы играли в зажиточных семьях, остальные же откладывали создание семей на осень. После уборки урожая появлялась возможность провести свадьбу с меньшими затратами.

Красную горку традиционно праздновали весело. Развлекалась не только молодежь, были свои развлечения и у взрослых: традиционные хождения по деревне с песнями и частушками, розыгрыши и шутки над знакомыми, застолья и пляски. Приближалась посевная пора с её тяжелым крестьянским трудом, поэтому народ спешил нагуляться от души.





Их множество. И связано это с удивительной историей нашего государства, которому от роду многие и многие столетия. Кто-то из ученых насчитывает их тринадцать и ведет начало с времен правления варяга Рюрика. Официально же 1153 годовщина России была отмечена в 2015 году. И первое упоминание о Руси было обнаружено в летописях, датируются которые 862 годом. Кстати, "Россия" - не исконно русское название: им наше древнее государство нарекли греки. И как-то само собой оно у нас прижилось. А что такое Древняя Русь? Помимо главного - державы, это и обычаи, традиции, верования и тому подобное, складывавшиеся веками, прижившиеся у нас, пусть даже они на фоне современности и выглядят архаичными, оторванными от действительности, под завязку напичканной технологиями космического масштаба, которые нашим предкам и не снились.

Праздники официальные, государственные

Конечно в России-матушке они на первом месте. И их более трех сотен. Перефразируя великого Гоголя, можно сказать: "А кто из русских не любит хорошие праздники?!". Среди популярных и горячо любимых государственных - , Международный день , Первомай, ну и так далее и так по порядку. Несколько лет назад к ним прибавилось . И хотя статуса официального и государственного у него нет, праздник объявлен выходным.

А сколь много у нас профессиональных праздников! Начнем с мирных профессий - День стоматолога, День российской науки, День транспортной полиции, День космонавтики, День работников геодезии и картографии. Продолжим - связанные с военными историческими и памятными событиями - День Военно-Морского Флота, День инженерных войск, День танкиста, День ракетных войск и артиллерии, День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 г) День воинской славы - список можно продолжить. А есть хотя и сугубо профессиональные, но широко отмечаемые населением - День работников сельского хозяйства, День работников торговли, День работников бытового обслуживания и ЖКХ - и этот список можно продолжать. В году на планете 365 дней, в високосный - на день больше, 366. И практически каждый день у нас что-то празднуется, отмечается. Так уж в России сложилось!

Народные праздники стоят особняком

И вот они как рас тесно и связаны с верой (религией), обычаями и традициями. Возьмем, к примеру, Пасху. Во времена СССР особенно коммунистам и комсомольцам праздновать ее не то что не рекомендовалось, а строго запрещалось! "Религия - опиум народа!" Это, ставшее впоследствии крылатым, выражение впервые произнес английский социалист Чарльз Кингсли (1819 - 1875). Потом оно в борьбе с религией активно использовалось Лениным. Результат - разрушались церкви, храмы, за веру в Бога преследовались духовные лица. Дошло до того, что в Москве был взорван Храм Христа Спасителя. Но прошли лихие времена и он был восстановлен, в том числе и на собранные народом деньги. А Пасха теперь стала одним из любимейших всенародных праздников и отмечается широко, как и в старину - красят яйца, пекут куличи, приветствуют друг друга: "Христос воскресе" и отвечаю: "Воистину воскресе!" Пасхальные угощения освещаются в церкви и щедро раздаются родным, друзьям, сиротам, нищим. Таков обычай.

Прижился в России и обычай встречать Старый Новый год. Во всем мире этому очень удивляются. А для россиян - это лишний повод встретится за праздничным столом, еще раз отпраздновать наступление Нового года, с удовольствием посмотреть полюбившуюся искрометную комедию Эльдара Рязанова "Ирония судьбы, или С легким паром!", а некоторым "Голубой огонек" - да и мало ли развлекательных программ показывает в Старый Новый год отечественное телевидение! Происхождение же популярного у нас праздника объясняется расхождением в тринадцать дней между юлианским и григорианским календарями. Последний используется всем миром. Отсюда появилось - "старый стиль". Согласно ему 13 января у нас да во многих других странах отмечается Старый Новый год. Как, впрочем, и несколько позднее - Новый год по восточному календарю, который выпадает на ночь с 27 на 28 января.

Среди народных праздников популярны - Троица, Страстная неделя, Яблочный спас, Масленица, Вербная неделя, Покров день, Чистый понедельник, Ильин день, Святки, Крещенский сочельник, День Петра и Февронии, Крещение Господне и другие. На некоторых из них остановимся подробнее.

В ступление. . . . . . . . . . . . . . . . . . 2

Рождественские святки . . . . . . . . . . . . . 3

Крещение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6

Широкая масленица . . . . . . . . . . . . . . 8

Вербное воскресенье и шествие на осляти . . . . . 11

Пасха 14

Благовещение 15

Семик честной . . . . . . . . . . . . . . . . . 15

Троица . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17

Иван Купала . . . . . . . . . . . . . . . . . 18

З аключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . 19

И спользуемая литература. . . . . . . . . . . . 21

У мели русские люди работать, умели и отдыхать. УДелу - время, потехе - часФ, - так еще в старину говорили наши предки. Нередко в ткань повседневной московской жизни вплетались яркие нити праздников.

Торжественный царский выезд, шествие иностранного посольства, царские свадьбы, возвращение войск из удачного похода в древности и средневековье привлекали тысячи праздных зрителей.

Обычай парадных выходов и выездов монарха сохранился и после петровских преобразований. Императорская власть так же нуждалась в пышных и многолюдных церемониях.

В XVIII - XIX вв. в народные гулянья превращались именины царицы, которые отмечались в день Марии Магдалины 22 июля и назывались УцарскимФ днем, потому-то царицы в большинстве носили имя Мария.

Многие праздники сохранились с языческих, дохристианских времен, которые соотносились с явлениями природы, сменой времен года - проводы зимы и встреча весны. Языческие истоки сохранили многие народные праздники - Иван Купала, Масленица, Семик.

С особым размахом отмечались церковные праздники - Рождество, Пасха, Крещение, Преображение, Успение, Троица. В такие дни неумолкая гудели колокола сотен московских церквей. Сопровождаемые хорами, двигались крестные ходы. Нарядно одетые горожане шли на церковные службы. В богатых домах устраивались шумные пиры. Все праздники сопровождались щедрой раздачей милостыни многочисленным московским нищим. На Святки (так называлось праздничное время от Рождества до Крещения) проходили яркие карнавалы с ряжеными, показывали свое искусство преследуемые властями скоморохи, вызывали взрывы хохота своими проделками куклы-петрушки.

Кроме общегородских праздников отмечались престольные праздники отдельных церквей. Эти праздники приходились на те дни, когда по церковному календарю отмечалась память святого, которому была посвящена церковь. Так, отмечаемый 6 мая праздник, посвященный великомученнику Георгию Победоносцу - покровителю града Московского - проходил в церкви, построенной в его честь в Царицино. Церквей в Москве было так много, что почти ежедневно в какой-нибудь из них бывал УпрестолФ (престольный праздник), благодаря чему появилась пословица: УВ Москве каждый день - праздник!Ф

Некоторые русские праздники за многие столетия не раз меняли сроки. Так, например, празднование Нового года на Руси до середины XIV в. приходилось на 1 марта, затем его перенесли на 1 сентября, а в 1700 г. Петр I повелел праздновать Новый год 1 января, да еще с елкой. Однако в древности главным зимним праздником считалось Рождество, а не Новый год.

Рождественские святки

Святки , светлые вечера, так обычно называются в России, да не в одном нашем отечестве, а и за границей дни праздненства, дни веселья и дни священного торжества Рождества Христова , начинавшегося с 25 декабря и оканчивавшегося обычно 7 января следующего года.

Зимой жизнь, казалось, замедлялась. Все сидели в натопленных домах и без особой надобности не выходили на улицу - холодно, да и снега по пояс. Именно на эту пору приходится шумный и веселый праздник - Рождество Христово со святками.

Я начала я свой рассказ со святок потому, что нет на Руси ни одного праздника, который бы сопровождался таким богатым выбором обычаев, обрядов, примет и прочего, как во время святок.

На святках мы встречаем странную связь обычаев из языческого обряда, смешанных с некоторыми христианскими воспоминаниями о Спасителе Мира.

Особенно таинственна была рождественская ночь, полная, как считалось, необычных, загадочных явлений, описанных в повести Николая Васильевича Гоголя УНочь перед РождествомФ .

Во время святок молодежь собиралась в теплых домах и устраивала колядование, гадание, игрища ряженых. Гадание на святки было главным девичьим развлечением. Каждой девушке хотелось узнать что ее ожидает в будущем, особенно волновали мысли о предстоящем замужестве. УКто станет суженным?Ф - вот главный предмет ночных святочных гаданий. Способов гадания знали множество. В стихотворении УСветланаФ Василий Андреевич Жуковский перечислил самые распространенные гадания, правда, не рождественские, а крещенские:

Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали,

За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали;

Снег пололи; под окном

Слушали; кормили

Счетным курицу зерном,

Ярый воск топили;

В чашу с чистою водой

Клали перстень золотой,

Серьги изумрудны;

Расстилали белый плат

И под чашей пели в лад

Песенки подблюдны.

Это стихотворение Жуковского интересно тем, что в этих гаданиях скрыты народные приметы. УЗа ворота башмачок, сняв с ноги, бросалиФ чтобы узнать, в какой стороне живет суженный - на это должен был указать носок обуви. Если он показывал на дом гадальщицы, значит предстояло ей сидеть еще год в девках. УСнег полотьФ - подбрасывать его вверх и наблюдать, как он падает. Если ровно и звонко - быть девушке скоро замужем. Загадывая судьбу, ходили подслушивать под окна чужого дома. Если говор слышался веселый, то и жизнь в замужестве ожидалась нескучной, а муж - ласковым и добрым. УКормили счетным курицу зерномФ и, наблюдая, как она клевала, пытались угадать свою судьбу. Для этой же цели Уярый воск топилиФ. По образовавшимся фигуркам судили о своем жребии: если похоже на церковь - к венчанию, ну, а коль напоминает по очертаниям яму или пещеру - жди смерти.

Подблюдное гадание было одним из самых распространенных. Девушки, сложив свои кольца в блюдо и накрыв его платком, Упели в лад песенки подблюдныФ. После каждой такой песенки блюдо встряхивали, кольца перемешивались и гадальщица наугад вытаскивала одно из них. К его хозяйке относилось содержание только что исполненной песни, предсказывающей судьбу.

Пожалуй, самым интересным, но самым страшным, было гадание с зеркалом и свечой:

Вот в светлице стол накрыт

Белой пеленою,

И на том столе стоит

Зеркало с свечою...

Девушка смотрела сквозь пламень свечи в зеркало, и в какой-то момент ей начинало мерещиться:

Робко в зеркало глядит:

За ее плечами

Кто-то, чудилось, блестит

Яркими глазами...

Что только не могло привидеться в крещенскую или рождественскую ночь испуганной гадальщице!

Ни один русский праздник не проходил без вездесущей ребятни. На святки детвора собиралась ватагами и ходила по домам колядовать. Оставшись под окнами чьего-нибудь дома, ребятишки пели особые, рождественнские песенки - колядки. Содержание их было традиционным - славление хозяина, пожелание его семье и дому благополучия и процветания. За коляду полагалось вознаграждение - что-нибудь вкусненькое. Иногда в самих колядках содержался намек на это:

Наша-то Коляда

Ни мала, ни велика,

Она в дверь не лезет

И в окно не шлет,

Не ломай, не гибай,

Весь пирог подавай!

После колядования его участники дружно съедали собранные лакомства.

В рождественские дни дети занимались также славлением: ходили по домам с вертепом и Вифлеемской звездой и распевали рождественские песенки. Вертеп представлял собой небольшой деревянный ящичек с фигурками, изображавшими сцену Рождества Христова. Как и за колядки, детвора получала вкусные подарки.

Рождественские святки не обходились без участия ряженных. Игры ряженных - древняя русская скоморошья забава, сохранившаяся с языческих времен. Гонимая церковью и властью, традиция эта все же пережила века и стала неотделимой частью многих народных праздников.

Костюмы и маски (хари) ряженных готовились заранее, хотя особых премудростей здесь не было. Вывернутая мехом наружу шуба - вот и костюм медведя. Та же шуба с вставленной в рукав кочергой изображала журавля. Парни одевались бабами, девушки - мужиками. И те и другие рядились стариками, циганами, солдатами, различными животными. Особым успехом пользовались группы ряженных - лошадь с седоком, медведь с вожаком, Уа при нем деревянная козаФ. Лошадь обычно изображали два парня, накрытые длинной попоной. Передний держал на вилах соломенную кобылью голову. На УлошадьФ садился мальчик, и вся эта забавная группа под свист и хохот зрителей отправлялась гулять по улицам. Ряженные заходили в дома и веселились как могли: кувыркались, дурачились, орали не своим голосом, а иногда разыгрывали целые представления. Так, весело и озорно, проходили святки, доставляя много радости и детворе, и взрослым.

Крещение

О дин из больших зимних праздников - день Богоявления или Крещения Господня . УКрещениеФ (от слова УкрестФ) в старославянском и русском текстах Священого Писания соответствует греческому УбаптисмаФ (УпогружениеФ). Ритуальное омовение знают многие народы. Вода - универсальный символ жизни, но одновременно - и смерти: в пучинах вод таится погибель. Обряд погружения в воды озер и источников становится священным актом приобщения к чередованию жизни и смерти, к постоянному обновлению природы.

В Священном Писании слово УкрещениеФ впервые встречается в связи с именем Иоанна Крестителя (Предтеча), последнего из великих пророков дохристианской эры. К Иоанну сходились те, кто хотел покаяться в совершенном зле. УКрещениеФ, которое совершал Иоанн раскрывает смысл действия Бога как уничтожение зла и греха, спасение человека от них.

Христос Сам принял крещение у Иоанна. Богочеловек не нуждался в очищении и в спасении, ибо был безгрешен. Тем не менее Он принял крещение для того, чтобы собственным примером показать: путь к богу начинается с очистительного покаяния.

УБогоявлениемФ этот праздник называется потому, что при крещении Спасителя было явление всех лиц Святой Троицы: Бог Отец свидетельствовал о Сыне, Сын божий крестился от рук Иоанна, Дух Святой в виде голубя сошел на Сына.

На этот большой христианский праздник в Москву со всей России съезжались люди, чтобы увидеть столь яркое зрелище. По свидетельству поляка Маскевича, побывавшего в Москве в начале XVII в., в этом праздненстве участвовало 300-400 тыс. человек.

С утра в Кремле собирался народ. Свободным оставался лишь проход от Успенского собора через Тайницкие ворота к Москве-реке. По сторонам прохода выстраивались стрельцы со знаменами и барабанами. В двенадцатом часу с колокольни Ивана Великого раздавался звон, возвещавший о выходе государя из дворцовых покоев. В сопровождении бояр царь спускался с Красного крыльца Грановитой палаты на Соборную площадь. Завидя государя, народ падал на колени и бил ему челом.

Царь шествовал в Успенский собор, совершал молитву и принимал благословление патриарха. Затем от западных врат собора начинался крестный ход к Москве-реке. Процессию открывали выборные от стрелецкого войска - несколько сот человек, одетые в кафтаны цвета своих полков: зеленый, синий, белый, желтый, фиолетовый. Стрельцы шли по четыре человека в ряд, вооруженные золочеными ружьями и бердышами. Следом двигался крестный ход - многочисленное духовенство: митрополиты, архиепископы и епископы, игумены монастырей, до 500 священников и дьяконов с крестами, хоругвями, иконами.

Вслед за духовенством, но от южных врат собора, начиналось царское шествие. Впереди шли дьяки разных приказов в бархатных кафтанах, за ними - дворяне, стольники в золотых одеждах, далее - думные дьяки, сокольники в дорогих меховых шубах - ведь дело происходило в январе. Около двенадцати стряпчих несли царские вещи: посох, шапку, кафтан, шубу, полотенце и другие предметы.

Сам царь выходил в полном парадном облачении при всех монарших регалиях: на голове - венец, на груди - крест, в руке - скипетр. Государя, в окружении бояр и думных людей, вели под руки два стольника. В конце длинной процессии ехали пустые сани, на которых царь возвращался во дворец после окончания праздника.

На Москве-реке, напротив Тайницких ворот, заранее делали во льду большую прорубь. В нее опускали УиорданьФ - расписной деревянный ящик с сенью над ним. Снаружи, по углам, УиорданьФ украшали изображения четырех евангелистов, а внутри - сцена Крещения Господня.

Рядом с УиорданьюФ, под шатрами, устраивали места для царя и патриарха. Царское место имело вид храма с пятью главами, увенчанными золотыми кревтами. Пространство вокруг устилали красным сукном и огораживали металлической решеткой.

По берегу реки вдоль кремлевской стены выстраивались с оружием, знаменами и барабанами стрелецкие и солдатские полки. Все свободное пространство заполняли толпы народа.

Как только царь и патриарх усаживались на свои места, начинался обряд освящения воды. Патриарх погружал крест в УиорданьФ, а затем святой водой кропили народ, войска, знамена полков. Эту же воду несли во дворец и окропляли ею комнаты и иконы. Патриарх трижды осенял царя крестом и поздравлял с праздником. К его поздравлениям присоединялись бояре, дворяне, духовенство. Когда обряд был закончен, крестный ход в том же порядке возвращялся в Успенский собор на молебен.

Широкая масленица

Н о вот и зима подошла к концу. На пороге весны отмечали еще один веселый праздник - Масленицу . Известна она еще с языческих времен как праздник проводов зимы и встречи весны.

Церковь совместила Масленицу с кануном Великого поста, поэтому сроки ее празднования подвижны: от конца января - начала февраля до конца февраля - начала марта по старому стилю. В это время снег еще толстым слоем покрывает землю, но все чаще выдаюдся погожие солнечные деньки.

Название праздника - УМасленицаФ - не случайно. В церковных книгах Масленица называется Усырной неделейФ , потому что в последнюю неделю перед постом уже не разрешалось есть мясо, но молочные продукты: сыр, яйца, в том числе масло, которым обильно поливали блины - главное праздничное блюдо, - еще не были под запретом.

На свободных пространствах строились балаганы, раскидывались торговые ряды, устанавливались перекидные качели, устраивалось катание с ледяных гор. Обязательным было представление с медведями. Народ зазывали на театральные представления.

Все неделю москвичи праздновали масленицу. Каждый ее день имел свое название: понедельник - встреча, вторник - заигрыши, среда - лакомки, четверг - разгул, пятница - тещины вечерки, суббота - золовкины посиделки и, наконец, воскресенье - проводы Масленицы , прощенный день.

В понедельник, первый день праздника, народ усраивал встречу Масленицы. Детвора и взрослые мастерили соломенное чучело, похожее на человека, надевали на него шапку, кафтан, подпоясывали кушаком, а к ногам привязывали лапти. Чучуло - олицетворение Масленицы - возили на санях с причитаниями: УВыезжала честная Масленица, широкая боярыня на семи санях козырных, во широкой лодочке, во велик город пировать, душой потешиться, умом повеселиться, речью насладитьсяФ. Детвора сбегала с построенных снежных горок с радостными криками: УПриехала Масленица! Приехала Масленица!Ф

Первый день Масленицы заканчивался традиционной русской богатырской забавой - кулачным боем. Размахнись рука, раззудись плечо! Мужики разбивались на две команды. По общему сигналу сходились стенка на стенку. Бой обычно начинали мальчишки. Затем они уступали место парням. И только в разгар УсраженияФ выходили опытные бойцы и решали его исход.

Один из способов борьбы назывался УмосковскимФ - это, когда один из бойцов, если ему удавалось наклонить противника в сторону, подбивал ему носком правой ноги левую ногу и сбивал его на землю. От этой исключительно московской ухватки в борьбе и пошла поговорка: УМосква бьет с носкаФ.

Кулачные бои, несмотря на их жестокость, велись по определенным правилам. Запрещалось использовать какое-либо оружие, даже медный пятак в рукавице. Нельзя было бить лежачего, преследовать спасающегося бегством. Тем не менее, разбитые носы, распухшие скулы, выбитые зубы и заплывшие глаза считались обычной платой за это чисто мужское развлечение. Случались и трагические исходы, поэтому в конце XVII в. царь издал два указа о запрете кулачных боев. Однако мера эта не возымела действия. Жестокая потеха бытовала чуть ли не до начала XX в.

С понедельника масляничной недели начинали печь блины - главное угощение праздника. УБлин красен и горяч, как горячее всепрогревающее солнце, блин полит растительным маслом - это воспоминание о жертвах, приносимых могущественным каменным идолам. Блин - символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детейФ. - так поэтично описал это кушанье писатель Александр Иванович Куприн.

На Масленицу все словно старались наесться впрок в ожидании семинедельного Великого поста. Экономить в это время на еде считалось грехом. ФХоть с себя что заложить, а Масленицу проводитьФ, - говорили в народе. Помятуя о доброй еде и веселье этих дней, родилась поговорка: УНе житье, а МасленицаФ.

Во вторник на заигрыши, парни и девушки катались с ледяных горок или в санях. Катания эти сопровождали всю Масляничную неделю. Сани по этому поводу украшали цветными лоскутами, увешивали бубенчиками, колокольчиками. На лошадей надевали расписные дуги, лучшую сбрую, составляли санные поезда и носились по улицам, развозя веселые компании молодых людей. Парни демонстрировали перед девушками свою удаль, запрыгивая в лихо несущиеся сани. Накатавшись вдоволь, молодежь отправлялась к кому-нибудь в гости, на блины, где продолжалось веселье. На заигрыши парни высматривали себе невест, а девушки - женихов.

На следующий день, в среду, тещи приглашали своих зятьев на блины. Отношения между этими родственниками давно стали притчей во языцех, предметом многих ядовитых шуток и насмешек. Угощение тещей зятя на Масленицу демонстрировало их взаимную любовь и уважение хотя бы в праздник.

Масленица слыла одним из самых разгульных праздников: Уели до икоты, пили до перхоты, пели до надсады, плясали до упадуФ. Не случайно народ наделил Масленицу такими звонкими эпитетами, как УширокаяФ, УчестнаяФ, УвеселаяФ. Всю масленичную неделю люди только и делали, что ели и пили, пели и плясали, одним словом, веселились от души.

Самый разгар праздника приходился на четверг - Масленица становилась действительно широкой. По всем улицам Москвы чувствовалось оживление. Большие и маленькие балаганы давали представления для праздно гуляющих людей, вертелись карусели, качели были в беспрерывном движении. Вся толпа лущила семечки, грызла орехи.

А кругом гулянья двигались вереницей катающиеся на разубранных тройках и богатых купеческих санях, в которых важно сидели купеческие семейства, разодетые в соболя и бобры.

В пятницу, на тещины вечерки, наставала очередь затьев угощать своих тещ блинами. А на следующий день, в субботу - на золовкины посиделки - молодая невестка принимала у себя родных мужа.

С Масленицей связан вьюнишник - обычай величания молодых. В некоторых источниках XV в. январь и февраль так и назывались - свадебными месяцами. Поэтому сложился особый обряд чествования на Масленицу молодых - вьюнца и вьюницу, недавно вступивших в брак. К ним в гости приходили друзья и пели им здравицы. В благодарность молодые угощали гостей.

В последний день Масленицы, в воскресенье, было принято просить друг у друга прощения. Этот обычай еще XVII в. описал побывавший в Москве француз Маржерет. В этот день, по его наблюдениям, русские Упосещают друг друга, целуются, прощаются, мирятся, если оскорбил один другого словом или делом; встречаясь даже на улице, хотя бы никогда прежде не видались, целуются, приговаривая: прости меня, пожалуйста; другой отвечает: Бог тебя проститФ. В Упрощенное воскресеньеФ устраивали и проводы Масленицы. Снова на санях возили по улицам соломенное чучело в сопровождении ряженых и детворы. На площадях чучело торжественно сжигали и расходились по домам. Масленичный разгул прекращался, в понедельник наступал строгий Великий пост: УНе все коту Масленица!Ф.

На набережной Москвы-реки между Устьинским и Москворецкими мостами устанавливали ряды, палатки, подъезжали деревенские сани-розвальни, подвозили кадки с солениями - открывался всемосковский грибной торг. Он представлял из себя грандиозное скопление товаров,саней продавцов и покупателей. И чего только здесь не было - корзины с клюквой, бочки с медом, связки сушеных грибов, бочки соленых рыжиков, моченых яблок, соленых и маринованных огурцов. Постными продуктами торговали вплоть до Пасхи.

Вербное воскресенье и шествие на осляти

В последнее воскресенье перед большим праздником Пасхи - Воскресения Христа - отмечалось событие Входа Господня в Иерусалим. Христос приходит в Иерусалим, хотя знает, что здесь ищут Его смерти. Народ встречает Его радостно и торжественно, как земного царя, не разумея, что это Царь Небесный. Богослужебное название этого праздника - неделя Ваий (т.е. УветвейФ). В это воскресенье в храм полагается приносить пальмовые ветви, вспоминая, как народ срезал их и постилал под ноги Христа. На Руси в это время цветет только верба, ветви которой и освещают на богослужении; сам же день называтся Вербным воскресеньем.

На Вербное воскресенье жители средневековой Москвы становились свидетелями необыкновенного У шествия на осляти Ф.

В этот день, после ранней обедни, из Успенского собора начинался крестный ход. В нем участвовали царь и патриарх, бояре, дворяне, приказные дьяки и чуть ли не все духовенство столицы. Процессия выходила через Спасские ворота Кремля на Красную площадь и останавливалась около Покровского собора. Царь и патриарх проходили внутрь храма в придел Входа Господня в Иерусалим. Патриарх облачался в архиерейские одежды и служил молебен. Царь одевал парадные одежды , крест, венец.

Тем временем Лобное место на площади устилали дорогими тканями, устанавливали на нем аналой с Евангелием и иконами. Всю площадь заполняли стрелецкие полки и толпы народа. Рядом с Лобным местом стоял один из главных участников праздника - УослятиФ - конь, покрытый белой попоной. Тут же, на УсаняхФ - богато убранной телеге, запряженной шестеркой лошадей, стояло цветущее вербное дерево - символ праздника, украшенное цветами и плодами: яблоками, грушами, финиками, изюмом и орехами.

Спустя некоторое время царь и патриарх выходили из Покровского собора и поднимались на Лобное место. Патриарх подносил государю пальмовую ветвь и вербу. Раздавали вербу и духовенству, боярам, народу. Затем архидьякон читал текст из Евангелия, относящийся к происходящему событию. Дойдя до места, говорилось о том, что Христос посылал двух учеников за ослом, патриарх подавал знак, и двое священнослужителей подводили к нему коня. Патриарх садился на него, а царь брал УослятиФ под узцы. Начиналось шествие.

Впереди процессии шли бояре, дворяне, приказные чины. За ними везли вербное дерево. Под ним на УсаняхФ ехали патриаршие певчие - мальчишки лет двенадцати в белых одеждах, похожие на ангелов. Звонкими голосами они исполняли религиозные песнопения. В середине процессии верхом на УослятиФ, которого царь вел под узцы, ехал патриарх. Впереди государя стольники несли скипетр, царскую вербу, свечу и полотенце. Патриарх налево и направо осенял народ крестом. Шествие замыкало духовенство.

По ходу движения дети стрельцов, шустрые подростки, расстилали перед УослятиФ разноцветные ткани и одежды: согласно Евангелию, так жители Иерусалима встречали Христа, въезжавшего на осле в их город.

Когда процессия вступала в Спасские ворота Кремля, по всем московским церквям звонили колокола. У стен Успенского собора шествие останавливалось. Царь и патриарх обменивались поцелуями. Государь отправлялся во дворец, а патриарх - в храм.

За неделю до Пасхи на Красной площади открывался вербный торг. Уже с середины вербной недели вся площадь покрывалась белыми платками и наполнялаль товарами, подарочного назначения. У Кремлевской стены торговали вербой и живыми цветами.

Оставшаяся неделя до Пасхи была наполнена подготовительными заботами к большому празднику.

Пасха

Д ля православных христиан Пасха - главный праздник, это праздник всех праздников, ибо в этот день вновь переживается событие, не только изменившее ход человеческой истории, но и наполнившее новым содержанием взаимоотношения человека с Богом.

Православные христиане верят в Христа как в Спасителя, искупившего все грехи человечества, и, наконец, они верят в Христа как Сына Божьего, воскресшего после крестных страданий и победившего смерть.

Пасха в переводе с греческого обозначает УпрохождениеФ.

Предваряющий Пасху Великий пост длится 40 дней в память о посте Иисуса Христа в пустыне. Пост - есть упражнение, способствующее подчинению души и тела духу, а через это - Богу.

Христиане обменивались на Пасху красными яичками, говоря при этом: УХристос Воскресе!Ф. Это очень старинный обычай. Христос дал людям новую жизнь, а яйца издавна символизируют тайну жизни. Пасхальное торжество в память Воскресения Иисуса Христа просто не могло обойтись без яйца. В старинных мифах разных времен и народов из яйца появляется все живое, а красный цвет говорит о том, что Христос Своей Кровью освятил жизнь.

По преданию, Мария Магдалина, как и все ученики Иисуса Христа, ходила по странам и городам, рассказывая всем о Нем, Его жизни и Чудесном Воскресении. Однажды она пришла в Рим, ее знали там раньше богатой и знатной и поэтому пропустили к императору Тиберию. Она подала ему яичко и сказала: УХристос Воскресе!Ф. Удивился император: УКак может кто-нибудь воскреснуть из мертвых?! В это так же трудно поверить, как в то, что белое яйцо может стать красным!Ф. И вдруг яйцо стало менять свой цвет, порозовело, потемнело и, наконец, стало ярко красным! В память об этом, начиная примерно с XII в., все христиане на Пасху приветствуют друг друга красным яйцом, хотя в церковный обиход символ яйца вошел намного раньше - еще в IV в.

На Руси сложился обычай на Пасху расписывать памятное яйцо - писанку . В чистый четверг Пасхальной недели и расписывалась писанка.Хозяйка дома мыла деревянный стол, готовила мисочки с красками и постным маслом, точеные палочки вместо кистей, деревянные заготовки в виде яйца или просто вареные яйца, клала чистые льняные тряпочки, чтобы протирать готовые писанки, ставила зажженую свечу.Детвора тоже принимала участие в этом таинстве. Все садились вокруг стола и начиналась работа. Уходили все заботы и печали, забывалось все плохое, на душе должно было быть спокойно и мирно - писанка создавалась с чистыми помыслами и в благостном настроении. Каждый делал свою писанку самостоятельно, наносил такой рисунок, какой хотелось его душе.И появлялсь замысловатые рисунки и орнаменты, распускались цветы и зажигалиь звезды. Готовую писанку смазывали маслом, чтобы блестели краски, и укладывали на блюдо. А в пасхальное воскресение приходил час дарить писанку.

Во всем мире получили известность пасхальные яйца, создаваемые с XIX в. русской ювелирной фирмой Фаберже - подлинные шедевры искусства. Их дарили на Пасху русские цари.

В пасхальный обряд также входит церковное благословение кулича - символа тела Христова, и творожной сладкой пасхи.

В последнюю неделю в московских храмах шли службы с лучшими певческими хорами, обыватель знал, где какой хор поет и шел в свою церковь.

В пасхальную ночь в древнейшем из существующих соборов Кремля - Успенском - совершался крестный ход, который как бы ведет всех ко гробу навстречу воскресшему Христу.

Уверовать именно в Воскресшего Христа было трудно даже Его ученикам. Первыми о Его Воскресении узнали жены-мироносицы, пришедшие ранним утром ко гробу Господню и увидевшие отваленный камень и ангелов, которые возвестили об этом событии. Именно поэтому пасхальная служба происходит в ночное время, чтобы максимально приблизить нас к этому чуду, сделать нас соучастниками его.

После праздничной Пасхальной литургии патриарх, облаченый в дорогие, расшитые золотом одежды, выходил из собора, сопровождаемый многочисленным духовенством, держа в руках большой золотой крест. Вся процессия медленно совершала крестный ход вокруг собора. В завершении хода патриарх трижды произновил: УХристос! Воскресе!Ф и огромные толпы народа, заполнившие все пространство вокруг собора, отвечали: УВоистину воскресе!Ф, выражая этими словами истинное исповедание христианской веры.

В день Христова Воскресения над Москвой стоял непрерывный колокольный звон.

Благовещение

О собенно большим праздником на Руси считался день Благовещение Пресвятой Богородицы , который праздновался 25 марта по старому стилю (7 апреля). Слово УблаговещениеФ означает: добрая, радостная весть, весть о том, что началось освобождение человеческого рода от греха и вечной смерти.

В Евангелии от Луки (1.26 - 38) рассказывается о том. Как архангел Гавриил явился Деве Марии с известием о том, что Она избрана стать Матерью Сына Божия, зачатие которого должно совершиться силою Святого Духа. Пресвятая Дева со смирением приняла волю Божию. В древности этот праздник назывался Днем Воплощения.

В этот праздник никаких работ не производилось по поверию: УВ этот день даже птица гнезда не завиваетФ. Москвичи с раннего утра заполняли УПтичий рынокФ, покупали птичек. Исстари у москвичей существовал обычай выпускать в этот день на волю птиц. Для этого крестьяне из ближайших сел привозили целые садки с овсянками, снегирями, синичками. В этот день на деревьях, окружающих площадь рынка, можно было увидеть множество птиц, их щебетание в веселый солнечный день висело в воздухе над шумной толпой рынка. Лоточники же в большом количестве продавали испеченных из белой муки фигурки УжаворонковФ.

Семик честной

С реди весенних и летних праздников особо почитались в народе - Семик , Троица и Иван Купала . В старинной песне так и поется:

Как у нас в году три праздника,

Первый праздник - Семик честной,

Другой праздник - Троицин день,

А третий праздник - Купальница.

Троица отмечалась в воскресенье, на 50-й день после Пасхи, а Семик - накануне, в четверг. Поскольку шла седьмая послепасхальная неделя, то и праздник назывался УсемикФ. Семик и Троицу в народе связывали с культом живой природы. Дома, дворы, храмы в эти дни украшали живыми цветами и ветвями деревьев. Троицину неделю на Руси так и называли - УзеленойФ. Полевые цветы, собранные на Троицу, освещали в храме, засушивали и хранили за иконами в красном углу избы, клали в житницы от мышей, на чердаки, оберегая дома от пожаров. Сам праздник проходил в лесу или роще, среди деревьев и цветов.

В центре внимания в эти дни была березка - особенно любимое на Руси дерево. Сколько песен, рассказов, загадок сложено о ней! Надев лучшие свои наряды, девушки отправлялиль в березовую рощу, находили красивую молодую березку, завивали ей ветви, украшали их лентами, цветами. Под этим деревцем девицы водили хоровод и пели песни:

Березынька кудрявая,

Кудрявая моложавая,

Под тобою, березынька,

Все не мак цветет,

Под тобою, березынька,

Не огонь горит,

Не мак цветет -

Красные девушки

В хороводе стоят,

Про тебя, березынька,

Все песни поют.

Редкий праздник на Руси обходился без хороводов. Удивительное это явление русской народной культуры органически сочетает танец, пение т игру. Любое место подходило - и роща, и луг, и двор. Женщины и мужчины, старики и дети, но чаще всего девушки участвовали в хороводе . Взявшись за руки, они медленно и плавно, словно лебедушки, двигались по кругу, распевая песни.

Вот как описывается очевидцем один из хороводов Москвы XVIII в.: УЭто было за заставой, недалеко от Калитниковского кладбища. Народу собралось много; один хоровод состоял не менее как из двухсот человек, если не больше. Пестрые, яркие платья и сарафаны женщин, рубахи и поддевки парней представляли веселую картину. Кругом на пригорочках. Кучках и кочках - масса народа. Все оживлены в ожидании предстоящего удовольствия. Долго сговаривались в хороводе, наконец, сговорились. На середину в круг вышел молодой парень. Красивый и ловкий на вид, он всем поклонился. Потом обошел весь круг и встал на свое место.

Полоса ль, моя полосынька, -

зазвенел его раскатистый тенор.

Полоса ль, моя непаханная, -

подхватил хор и пошел кругом в одну сторону. На середине песни хоровод остановился и, немного постояв, пошел в другую сторону. Пение было стройное, голоса молодые, звонкие. Потом пели УНа горе-то калинаФ, УУж как пал туманФ и, смотря по ходу песни, воспроиводилось и действие, - выходила девица к парню, кланялась ему и стлала ему УпостелюшкуФ, в виде платка, и т. д. Я пошел домой. И долго потом, уже при догорающей заре. я слушал в окно широкую русскую песню и думал об ее удивительной, захватывающей силеФ.

На Семик совершался любопытный обряд кумовления. Девушки, приходя в лес, свивали из ветвей березы венки и целовались сквозь них, приговаривая:

Покумимся, кума,

Покумимся.

Нам с тобою не бранится,

Вечно дружиться.

Кумушки дарили друг другу крашенные яйца, обменивались кольцами, сережками. Кумовство заканчивалось угощением, обязательно с яйцами и козулями - хлебом в форме венка.

На Семик, как на Рождество и Крещение, девушки гадали - пускали по воде венки. Спокойно поплывет венок - все сложиться счастливо у гадальщицы, выйдет замуж. Закрутится венок - расстроится свадьба. Ну а если вдруг потонет - быть беде, умрет кто-нибудь из близких. Старинные народные предания подтверждали эти приметы.

Троица

Троица - один из больших летних церковных праздников. День Святой Троицы приходится на пятидесятый день от Пасхи, поэтому еще он имеет название Пятидесятница, Празднуется этот праздник в июне месяце.

УВо имя Отца, Сына и сына, и Святого Духа!Ф Этими Великими словами пастыри Церкви начинают все свои собеседования.

В старину тема Троицы, воплощавшая идею триединого божества (Отца, Сына и Святого духа), воспринималась как некий символ времени, символ духовного единства,мира, согласия, взаимной любви и смирения, готовности принести себя в жертву ради общего блага.

Множество икон, посвященных этой теме, было написано в древней Руси. Одна из самых знаменитых, дошедших до наших дней, - УТроицаФ, написанная еще в XV в. иконописцем Андреем Рублевым, хранится в Третьяковской галерее.

В день праздника Пятидесятницы на живом мосту (так называли мосты через Москва-реку в XVIII в.) собиралось много девушек, которые по древнему обычаю ходили с ветками березы в руках, пели песни, плясали и бросали в волны Москва-реки венки,снятые с голов.

Иван Купала

В древности праздник этот отмечали почти все народы Европы. Приходится он на время летнего солнцестояния - 24 июня, канун христианского праздника рождества Иоанна Предтечи (Крестителя).

Купала - языческий праздник поклонения человека природным стихиям. Две из них - огонь и вода - участвовали в праздничном обряде. Считалось, что огонь очищает человека, а вода - омывает, поэтому на Купалу обязательно разжигали костры и устраивали купание. Само название УКупалаФ, видимо, произошло от слов УкупатьФ, УкупаньеФ. Обычно с этого дня начиналось массовое купание в реках и озерах.

Вечером на Ивана Купалу, одевшись в чистые белые рубахи, русичи разводили на окраинах костры. Огонь непременно надо было добыть древним способом - трением. Как только пламя разгоралось, наступало оживление. Молодые запевали песни, а старики беседовали в сторонке, вспоминая старое житье. Среди игр любимой были прыжки через костер. Парни и девушки, взявшись за руки, бперепрыгивали через огонь. Считалось, что если они не разомкнут рук, то вскоре поженятся. Верили и вдругую примету: чем выше прыгнешь, тем лучше уродиться хлеб. Заканчивался праздник ночным купанием молодежи.

По народным поверьям, купальная ночь - таинственное время: деревья переходят с места на место и разговаривают между собой шелестом листьев, река покрывается загадочным серебристым блеском, а ведьмы слетаются на Лысую гору и устраивают ежегодный шабаш. Считалось, что на Ивана Купалу травы набирают чудодейственную природную силу. До утра знахари и колдуны бродили по лесу в поисках целебных растений.

Православная церковь не признавала этот праздник, находя в нем много языческого и непристойного. На стоглавом соборе в 1551 г. говорилось: У...Против праздника Иоанна Предтечи и ночью и весь день мужи, жены и дети по улицам и водам глумы творят всяческими играми и песнями сатанинскими...Ф. Преследования властей привели к тому, что в XIX в. праздник Ивана Купалы почти исчез на Руси.

Русские народные праздники были необыкновенно богаты и разнообразны. К сожалению, многие из них сегодня почти полностью забыты.

С удьба русской культуры и прекрасна, и драматична. Прекрасна потому, что оставила заметный след в отечественной истории. Трудно представить нашу культуру без УСлова о полку ИгоревеФ, рублевской УТроицыФ, Московского Кремля, собора Василия Блаженного и много другого.

Драматична же потому, что, как всякое явление своего времени, культура средневековья была обречена. С началом петровских реформ изменился ее характер - она лишилась своего религиозного содержания и стала по преимуществу светской. Изменился облик городов. Да и сами горожане преобразились - стали иначе одеваться, питаться, усвоили новые нормы поведения.

Правда, перемены те коснулись в основном дворянства. Жизнь крестьян почти не изменилась. Деревня сохраняла свой традиционный быт и культуру, сложившиеся еще в средние века, вплоть до революции 1917 г. Тогда и началась борьба с Упережитками старой идеологииФ, подорвавшая устои духовной жизни деревни. Искоренялись старые обычаи и традиции, исчезали многие праздники.

В XX в. погибло немало памятников средневековой культуры. В старых русских городах безжалостно разрушали выдающиеся памятники средневекового зодчества - храмы, монастыри, палаты. Многие древнерусские шедевры можно увидеть теперь только на фотографиях.

В одной Москве было уничтожено сотни церквей и соборов. Одним из самых грандиозных из уничтоженных сооружений является Храм Христа Спасителя, построенный в начале XIX в. в честь победы в Отечественной войне 1812 г. Вся Россия собирала деньги на храм,который строился 30 лет, а в 1931 г. он был разрушен в одно мгновение. Но в 1997 г. всего за три года Храм был восстановлен, благодаря человеческой вере, усилиям московского правительства и многочисленным денежным пожертвованиям москвичей и жителей России.

Немало воды утекло с того далекого времени. Растеряв много ценного на этом пути, люди, наконец, становятся мудрее и бережливее. Возрождаются из небытия многие русские традиции и обряды. Растет интерес к народной культуре и быту. Хочется надеяться, что это не временное увлечение, не дань мимолетной моде, а серьезное желание восстановить прерванную связь времен, освободиться от проклятого комплекса УИвана не помнящего своего родстваФ.

Человек, с надеждой смотрящий в будущее, не может жить только настоящим. Еще Пушкин заметил, что уважение к минувшему - черта, отличающая образованность от дикости.

Использованная литература:

Рябцев Ю.С. УИстория русской культуры XI - XVII вековФ М. 1997 г.

УПопулярное москвоведение (от древнейших времен до эпохи Петра)Ф М. 1997 г.

Бабашов Г.М., Михайлова О.И. УПопулярное москвоведение (от эпохи Петра до

эпохи войн и революций)Ф М. 1997 г.

Александров Ю.Н. УМосковская старина (воспоминания москвичей прошлого столетия)Ф М. 1989 г.

Детская энциклопедия У История России (от древних славян до Петра Великого) т.5

М. 1995 г.

Детская энциклопедия УРелигии мираФ т.6, ч.1 и ч.2 М. УАванта+Ф 1996 г.


Гулянье - весенне-летнее сборище молодежи в свободное от работ время.

Гулянья проходили на деревенской улице, на площади села или за околицей деревни. Они начинались обычно с Пасхальной недели и продолжались до Петрова дня, с перерывом на Петровский пост. После этого гулянья проходили очень редко, а к Успению вообще прекращались. Гулянья в основном устраивались в праздничные и воскресные дни, а иногда и в будни и продолжались зачастую вплоть до утренней зари. Обычно на них приходили парни и девушки одной деревни или группы окрестных деревень.

В гуляньях участвовали только девушки и парни брачного возраста и лишь в некоторых областях - молодожены в первый год их совместной жизни. Считалось, что холостая молодежь должна обязательно участвовать в гуляньях. Нарушение этого правила порицалось общественным мнением и даже рассматривалось как большой грех, за который можно поплатиться безбрачием, бездетностью или ранним вдовством.

Неизвестный художник. Народное гулянье в селе Алексеевском. 1840-е.

Поведение молодежи на гулянье соответствовало выработанной на протяжении многих веков традиции. Молодцам полагалось демонстрировать ухарство, силу, ловкость, острословие, щегольство. Девицы должны были держаться скромно, с достоинством, но при этом быть веселыми, в меру общительными. Соблюдение этических правил поведения на гуляньях доверялось самой молодежи, но со стороны контролировалось деревенским обществом. Все гулянья проходили обычно в присутствии зрителей, которые, не вмешиваясь в молодежную игру, с интересом следили за ее ходом, одобряя или не одобряя поведение гуляющих.

Весенне-летние гулянья начинались чаще всего торжественным шествием девушек брачного возраста по главной улице села или деревни. Нарядно одетые девушки прогуливались под пение протяжных песен. За этим шествием наблюдали парни, собиравшиеся небольшими группами, а также все детское и взрослое население села. Это была своего рода демонстрация девушек, созревших для брака, своеобразная выставка деревенских невест.


Кустодиев. Хоровод. 1912.

Весенне-летние гулянья молодежи проходили в два этапа. Первый этап, начинавшийся с Пасхальной недели, продолжался до Троицы. В первые две-три недели поведение парней и девушек носило сдержанный характер. Девушки несколько сторонились парней, которые также старались не навязывать им своего общества. Из развлечений в это время главными были качели и хороводы. Хороводы водили девушки, парни входили в них только по приглашению. Среди хороводов выбирались игровые, в которых раскрывалась тема сеяния, роста, созревания. Например, в хороводе «Мак» шедшие по кругу девушки в песне рассказывали, как выращивается мак, а девушка, находившаяся в его середине, жестами показывала, как это происходит. В играх и хороводах на этом этапе совершенно отсутствовала любовная тематика.

Такое целомудренное поведение молодежи соответствовало состоянию окружающей их природы: солнце грело не очень сильно, воздух был прозрачен, почки на деревьях еще только набухали, трава едва появлялась. К Троице, праздновавшейся обычно в начале июня, солнце уже ярко светило на небе, лес покрывался листвой, появлялись первые цветы и травы, стояли в цвету плодовые деревья, птицы вили гнезда. В атмосфере расцвета природы молодежные гулянья постепенно наполнялись эротическим содержанием. В игры девушек начинали активно включаться парни. Они уже не стояли в стороне, наблюдая девичьи хороводы, а были равноправными партнерами.

В хороводах главное место занимала любовная тематика, в них рассказывалось о начале любовной игры между девицей и молодцем. Так, в хороводе «Заинька» парню-заиньке, стоящему в центре хороводного круга девушек, предлагалось выбрать себе в невесты девушку: «Три сестрицы стоят, три лебедушки, как одна в тафте, другая в камче, на третей сестрице золотой венец». Парень выбирает одну:

Уж я Настеньку люблю,
Она уборчиста,
Она уборчиста – разговорчиста,
На ней платьице надето –
Точно шелково,
Раздуваечка баска –
Целоваться три разка.

После этого парень и девушка должны были поцеловаться «три разка» и уступить место другому «заиньке».

Игры в выбор невесты пользовались очень большой популярностью. Среди них практически по всей России была известна игра с одноименным названием - «Выбор невесты». Девушки становились в два ряда, образуя коридор, по которому подбоченясь ходил «молодец удалой». Затем он выбирал одну девушку, брал ее за руку и расспрашивал подруг о ее достоинствах. Если отзывы были благоприятные, то парень с девушкой целовались и считались поженившимися. Такая выбранная во время игры пара называлась почетной. Почетник и почетница составляли друг с другом пару на весь период весенне-летних гуляний.


К. А. Трутовский. Хоровод в Курской губернии. 1860

Второй этап молодежных гуляний начинался с Троицы и продолжался до Петрова дня. Это было время, когда природа находилась в полном расцвете: созревали травы, колосилась рожь, появлялись плоды на деревьях, птицы выводили птенцов, а солнце, по поверью, вступало в брак с землей. Сближение парней и девушек на гуляньях достигало наивысшей точки. Игрища на Иванов день - день летнего солнцеворота - и особенно на Петров день носили ярко выраженный языческий характер. Все игры сопровождались поцелуями. В хороводе «Любушка», например, парень уговаривал девушку стать его любушкой и рассказывал, как им хорошо будет «играть друг с другом». Парные и коллективные пляски носили в это время откровенно эротический характер. Например, парная пляска «Голубец» заканчивалась имитацией полового акта. Хороводам и пляскам соответствовали песни и частушки эротического характера:

Ой, Семеновна,
Расфуфыриста.
А я спал с тобой
Раз четыреста!

По деревне мы идем,
Всем подарки раздаем:
Кому – сына, кому – дочь,
Надо девушкам помочь.

Мой миленок – озорник.
Ко мне в форточку проник,
Сделал все, что захотел,
И обратно улетел.

В этот период гуляний в хороводы зачастую приглашались и молодухи - женщины первого года брака. Молодуху ставили в середину хоровода. Она обращалась к присутствующим со словами: «Низко кланяюсь красным девушкам, молодым молодушкам, молодцам холостеньким, дедушкам, дядюшкам, бабушкам, тетенькам! Сватам и свахам, всем одним махом! Прошу принять меня к себе». Затем молодуха кланялась на все четыре стороны по три раза: первый поклон был поясной, второй - ниже пояса, третий - до земли. На третьем поклоне девушки начинали петь величальную молодухе. После величальной она должна была благодарить: «Благодарим покорно, красные девушки, молодые молодушки. У сех вас поравнено, у сех за едино. За ваше угощение сорок одно почтение! Маленький поклончик примите, а большой поболе подождите». Этот обычай рассматривался как символический прием молодухи в деревенское общество, знакомство ее с деревней и деревни с ней.

Весенне-летние гулянья замирали после Петрова дня. Последний день гуляний назывался прощальным. Все кланялись друг другу, прощаясь до будущей весны.

Из книги И.Шангиной "Русские праздники"