Как приучить ребенка к занятиям дома. Как заставить делать уроки ребенка - советы психолога. Как научить ребенка делать уроки самостоятельно. Ребенок боится получить «двойку»

Каждый родитель мечтает, чтобы его ребёнок был ответственным и трудолюбивым, отлично учился и все успевал. Этого невозможно достичь без усилий - как ваших, так и вашего чада. Как приучить ребёнка делать уроки самостоятельно?

  • Чем раньше, тем лучше

Готовьте малыша к самостоятельности с раннего возраста. Уже с 2-х лет у него должно сформироваться представление о себе как об отдельном человеке. О том, что кроха это осознал, вы поймёте по употреблению им местоимения «я». Этот период совпадает с этапом интенсивного развития головного мозга, совершенствования речи ребёнка и его первым естественным стремлением к проявлению независимости. «Я сам», «дай я», - все чаще произносит кроха. В это время важно не спугнуть попытки выполнять обособленные от матери действия, поэтому чаще хвалите его и всячески приободряйте. «Ты сможешь это сделать», «как хорошо у тебя получается», «какой ты молодец!» - эти приятные слова благотворно влияют на психику ребёнка и вселяют в него уверенность в себе.

Постепенно приучайте чадо к навыкам самообслуживания: самостоятельно есть, одеваться, убирать за собой игрушки. Приобщайте его к выполнению простых семейных поручений, плавно превращая их в обязанности. Это должна быть домашняя работа, которая по силам маленькому человеку. Например, протереть пыль, замести пол, полить цветы, покормить рыбок. Ничего, что поначалу не все будет получаться. Главное, чтобы малыш привык, что есть круг дел, которые он должен сделать, так же как есть обязанности и у других членов семьи.

  • Тренируем усидчивость

Постарайтесь развить в дошкольнике такие качества, как терпение и усидчивость. В будущем не все школьные предметы будут интересны ребёнку, иногда придется делать уроки «через не хочу», поэтому он должен научиться долго, не отрываясь, выполнять монотонные занятия. Например, собирание пазлов, составление слогов и слов из , раскрашивание рисунков, лепка из пластилина, создание поделок из бумаги, чтение (прослушивание) длинных сказок, конструирование, и , нанизывание на нитку бусин или пуговиц.

  • Самодисциплина – залог высокой успеваемости

Очень важно привить малышу пунктуальность. Иногда встречаются первоклассники, не имеющие ни малейшего представления о режиме дня. Что уж говорить о детях, если и среди взрослых люди, живущие по хаотичному распорядку и не успевающие в срок важные дела, отнюдь не редкость.

Усидчивость в сочетании с самоорганизованностью, самодисциплиной практически гарантируют достижение высоких результатов в учёбе. Знания, добытые упорным, систематическим трудом, прочны и глубоки. Поэтому старательный и ответственный ученик часто перегоняет в успеваемости способного, но неусидчивого.

Приучите школьника к самостоятельности в быту. Он должен понимать, что необходимость вовремя встать, привести себя в порядок, одеться, позавтракать, сложить портфель - его, а не мамина забота.

  • Ваше поведение – пример для подражания

Как известно, ребёнок копирует поведение родителей. Это происходит как осознанно (он любит вас и старается быть на вас похожим), так и на неосознанном, бессознательном уровне (в нём от рождения заложены присущие вам качества и черты). Так станьте для своего чада ярким примером успешного человека, а не пытайтесь грубо навязывать ему собственные стереотипы. Ребёнок должен видеть, что вы много работаете, у вас масса разных дел, но вы аккуратно и в срок их выполняете.

  • Тотальный контроль лишь в первые 2 года учебы

Поступление в школу – значимое событие в жизни ребёнка, которое он должен ждать с радостью и энтузиазмом. Заблаговременная подготовка к учебному процессу, домашние занятия с малышом по чтению, счету, начальным навыкам письма, рисования помогут ему избежать стресса от начала обучения и чувствовать себя в школе комфортно.

Безусловно, поначалу необходимо ученику, как говорят в музыке, задать темп. В первые 2 года учёбы в школе младшеклассники славятся забывчивостью и рассеянностью - что ж, это временно. Нужно малышу помочь. Только вот, помогая, направляя и подсказывая, постарайтесь не убить его инициативность.

Бывают ситуации, когда чересчур заботливые мамы абсолютно все домашние задания «пропускают через себя». Открывая перед чадом тетрадь, они указывают, что, с какого места и каким карандашом разукрасить; контролируют каждый крючочек, а детские погрешности доводят до совершенства своей рукой. Такой подход в корне неверен! Следуя по такому пути, вы никогда не приучите сына или дочь делать уроки самостоятельно, ибо тотальный родительский контроль, как и чрезмерное стремление к перфекционизму, отбивает желание учиться.


Самая большая ошибка в воспитании, которую допускают родители – попытки заставить ребёнка что-либо делать. Применительно к урокам метод кнута используется очень часто, ведь необходимость их подготовки неоспорима. Но если дошкольник или младшеклассник стерпит ваш назидательный тон и легко поддастся принуждению, то подросток может затаить обиду, замкнуться или начать вести себя грубо и агрессивно. Отсюда вывод – метод принуждения, как воспитательная мера, обречён на фиаско. Всегда сохраняйте с сыном или дочерью дружеские отношения, пусть и не на равных, так как вы старше.

  • Найдите мотивацию

Объясните ребёнку, что вы несете за него ответственность, поскольку произвели его на свет, и теперь ваша обязанность – дать своему чаду «путевку в жизнь». Скажите, что образованный человек, получивший престижную профессию, может достичь успеха в жизни и рассчитывать на благополучную судьбу. А те знания, которые дают в школе - обязательный минимум для современного человека. Поэтому необходимо прилежно учиться в школе и дома делать уроки качественно и самому. Ваши доводы должны быть в духе «ученье – свет, а неученье – тьма», «знание – сила», но при этом доходчивы и понятны. Избегайте абстрактных фраз и приводите в пример больше конкретных жизненных ситуаций. Расскажите о людях, которые в силу различных обстоятельств не получили хорошую профессию и вынуждены работать за гроши, зарабатывая на жизнь тяжёлым физическим трудом – на холоде, в грязи и пыли. Тем не менее, труд людей рабочих специальностей также достоин уважения.

  • При возникающих трудностях, неразрешимых задачах - помогите

Если при выполнении домашнего задания у ребёнка возникли затруднения – дайте подсказку. При этом помощь не должна опережать обращение к вам с вопросом. Ребёнок не может решить задачу – не решайте за него, а только наведите на правильную мысль. Не может написать сочинение – подскажите начало или подбросьте пару фраз, но не весь текст от начала до конца. Другое дело, проверить готовую работу, выполненную на черновике и вычитанную ребёнком, исправить в ней ошибки и неточности с подробным объяснением их причин. Это вполне допустимо.

  • Не обещайте подарки за сделанные уроки

Своевременное приготовление уроков – обязанность школьника. Точно такая же, как ваша работа и выполнение домашних дел. Конечно, поощрять чадо можно и даже нужно, но без привязки к урокам. А подарки дарите на праздники – Новый год, День рождения. Можно пообещать желанную покупку или совместную поездку по случаю успешного окончания учебного года.

  • Чтение книг и стихотворений - стимул к учёбе

Если речь идёт о младшекласснике, то, чтобы сформировать у него позитивный настрой на учёбу, а также привить самостоятельность, помогут добрые, воодушевляющие стихотворения. Например, С. Гордиенко «Записывай домашнее задание в дневник»:

Учитель всем сказал: - Внимание!
Даю домашнее задание!

Слонёнок так домой спешил,
Что про задание забыл.

Пришёл домой наш ученик,
Вот раскрывает он дневник…

А там - одни пустые строки.
- Ой, как же делать мне уроки?

Ну как же вспомнить! Как же быть?
Стал одноклассникам звонить.

До поздней ночи Слон читал,
Писал, заданья выполнял.

Совсем не выспался, устал.
И утром в школу опоздал…

Не предъявляйте к ребёнку завышенных требований, он должен быть уверен в вашей безусловной любви к нему – просто за то, что он есть. Если в вашей семье будет царить благоприятная психологическая атмосфера, он будет стараться оправдать ваши ожидания и естественным образом приучится делать уроки самостоятельно.

Как заставить ребенка делать уроки? Чтобы не приходилось контролировать, уговаривать, ругаться последними словами – в общем, выполнять все те неприятные действия, которые способны превратить жизнь родителя в настоящий ад. О мотивации я уже писала и еще напишу – тема то животрепещущая. А сейчас попробуем разобраться с ситуацией, когда ребенок не хочет делать уроки. Или делает, но спустя рукава.

Проблема очень распространенная, но рецепта, одного единственного, быть не может. Поскольку причины могут быть самыми разными – отсутствие учебной мотивации, слишком большая учебная нагрузка, ослабленность организма или нервной системы, особенности личности ребенка, стиль воспитания,… Каждый конкретный случай нужно разбирать отдельно. Но есть одна хитрость, которая может помочь. Если не всем, то многим. Делюсь 🙂

Ситуацию, когда ребенок категорически заявляет, что плевать он хотел на уроки и школу вообще, мы не рассматриваем (это отдельный разговор). Предположим, что он с вами особо не спорит – да, домашку надо делать. Но он ее делать не хочет! Не может собраться, откладывает, ноет, придумывает себе неотложные дела, уговаривает вас «подождать еще немножко», отвлекается, не может сосредоточиться. Словом, домашняя работа растягивается на несколько часов. А то и вовсе оказывается невыполненной.

Как научить ребенка делать уроки. Прежде всего, обсудите с ребенком, когда ему удобно выполнять домашнюю работу. Сколько времени на нее потребуется. Пусть он сам назначит «час Х». Многое может измениться, если предоставить ребенку право выбора.

Если вам кажется, что ребенок ерунду предлагает (а давай я уроки в 9 часов вечера начну делать), установите рамки – скажем, домашняя работа должна быть выполнена к 8 часам вечера. Как ты думаешь, во сколько лучше начать?

Научите ребенка правильно организовывать учебный процесс. Слышали о тайм-менеджменте? – Вещь крайне полезная не только для взрослых, но и для детей. На мой взгляд, одно из лучших изобретений в этой области – техника Помидора. Пусть «легкомысленное» название вас не отталкивает. За ним скрывается эффективное средство решения проблемы с уроками.

Франческо Чирилло — уже не студент:)

Придумал технику итальянский студент по имени Франческо Чирилло (Francesco Cirillo), который сам имел проблемы с успеваемостью. Франческо много экспериментировал – и так пробовал материал изучать, и этак. А однажды он заметил, что наилучшие результаты достигаются, когда учебный процесс разбивается на 25-минутные интервалы. Постепенно наблюдение превратилось в настоящую стратегию управления временем.

Как работает техника Помидора:


Да, интересный вопрос – почему эту последовательность действий обозвали техникой Помидора? А дело в том, что Франческо использовал таймер в виде помидора. И так ему это понравилось, что он назвал помидором не только свое изобретение, но и рабочие промежутки по 25 минут.

Кстати, почему именно 25 минут? – Как выяснилось, это оптимальное время для непрерывной работы – успеваешь сделать довольно приличный кусок задачи и при этом не устаешь.

Напоследок некоторые тонкости техники Помидора:

  • Ни в коем случае не прерывайтесь во время помидора (напоминаю, что помидор – это 25-минутный рабочий интервал). Если пришлось отвлечься, то заводите таймер и делайте помидор заново.
  • Если задача слишком длинная – более 5 помидоров, то разделите ее на несколько задач
  • Если вы выполнили задание, а таймер еще тикает – обязательно проверьте свою работу, подумайте о ней – словом, высидите помидор до конца. Обычно именно в это время в голову приходят гениальные идеи, находятся ляпы и дописываются самые важные вещи.
  • Во время отдыха лучше не сидеть за столом, а размяться – походить, побегать.

Если все вышенаписанное подробно и красочно объяснить ребенку, то, скорее всего, ему захочется попробовать. А если вы воспользуетесь специальной программой для реализации помидорной техники, то сразу убьете двух зайцев: повысите мотивацию ребенка и избавите его (и себя) от необходимости каждый раз вручную ставить таймер.

Pomodairo: Как видите, у меня задана задача «Написать статью». Выполнено:)

Все, что нужно — скачать программу Pomodairo . В ней можно задать список задач, изменить рабочее время и время на отдых (по умолчанию это соответственно 25 и 5 минут), задать количество помидоров, необходимых для выполнения каждой задачи, выбрать звуковое оповещение и посмотреть статистику.

Напоследок кратко перечислю преимущества обучения ребенка технике Помидора:

  • Ребенок научится четко ставить цели, разбивать задачу на составляющие;
  • Учебный процесс будет структурирован наилучшим образом. Постепенно ребенок начнет работать в течение 25 минут, не отвлекаясь.
  • Домашние задания будут выполняться на порядок эффективнее и быстрее.
  • Ребенок научится грамотно управлять своим временем и организовывать учебную деятельность.
  • Повысится успеваемость (в качестве побочного эффекта)

PS: Кстати, техника Помидора идеально подходит для подготовки к экзаменам 🙂

А что вы делаете, когда ребенок не хочет делать уроки?

Чаще всего, родители задаются этим вопросом к школьному возрасту, когда требования к ребенку несколько меняются. Раньше большую часть знаний он мог получать в игровой форме, а занятия подбирались по настроению и желанию. Теперь становятся важны и другие качества помимо любознательности — усидчивость, самоконтроль и дисциплина. Как и любые положительные качества развивать их лучше постепенно.

Вполне обоснованно родители считают, что для успешного обучения в школе ребенку требуются знания — базовые умения счета, письма, чтения. Достаточно обратиться к любому материалу о подготовке к этому ответственному событию, чтобы получить перечень необходимых навыков, требуемых для поступления в первый класс.

Процесс обучения и подготовки в интеллектуальном плане перед школой стоит на первом месте, но знания и привычка заниматься, выполнять не только интересное, но и нужное — не одно и то же.

Для детей в первом классе происходит кардинальная смена ведущей деятельности — с игровой на учебную. Очень часто это происходит болезненно как для ребенка, так и родителей. Ребенок не привык проводить час-полтора, сидя за учебниками, он даже не всегда понимает, зачем это надо — ведь всему необходимому раньше он обучался в гораздо более интересной и приятной форме.

Именно поэтому, на мой взгляд, подготовка к школе должна включать в себя не только приобретение определенного багажа знаний, но и развитие качеств, необходимых для выполнения школьных обязанностей.

Хорошо, когда до школы остается год или два. У семьи еще достаточно времени, чтобы развивать качества, необходимые в процессе обучения, постепенно.

Для начала, выделите время для ежедневных занятий не в игровой форме. Ребенку следует сесть за стол, у него должна быть тетрадь и задание. Это может быть что угодно, например, задача нарисовать круги или линии в определенной последовательности.

В первые недели уделите заданиям 5-15 минут времени, исходя из состояния ребенка и реакции на них. Известно, что дети очень привыкают к ритуалам и определенной последовательности действий. Важно, чтобы и занятия заняли прочное место в ежедневном распорядке малыша.

Как только заниматься каждый день становится привычным, можно перейти к следующему этапу — постепенное усложнение заданий и увеличение времени на их выполнение. Это необходимо, чтобы развить у ребенка еще два важных и полезных качества — самоконтроль и произвольность внимания.

Не стоит слишком усердствовать. Если ребенок может сосредоточиться на выполнении непростой и не очень приятной задачи в течение 30 минут к семилетнему возрасту — этого вполне достаточно, чтобы домашние задания не стали семейной катастрофой.

Что делать родителям школьников?

Если ребенок не привык заниматься дома до школы, а времени на постепенную выработку привычки нет, то процесс может усложниться. В рекомендациях для родителей школьников часто можно увидеть совет: «приучать заниматься нужно с первого школьного дня».

На мой взгляд, на этом этапе необходима не только требовательность, но и помощь в освоении новой, еще незнакомой деятельности. Представьте себе — у Вас новая работа, новые обязанности, которые даются нелегко, а самые близкие и родные люди хмурят брови и повторяют только: «надо!».

Часто статус школьника связывается только с обязанностями. Попробуйте действовать иначе. Скажите ребенку, что теперь он стал старше и может пользоваться мобильным телефоном, один гулять во дворе, выбирать какую одежду хотел бы носить. Перечень может быть любой, но статус «школьник» должен вызывать гордость. Ребенок сразу же начинает чувствовать себя взрослее, а значит и старается относиться к новым обязанностям «как взрослый» — ответственно.

Когда сын начал ходить на курсы по подготовке к школе особого энтузиазма у него это не вызвало. На первых порах только осознание себя как «взрослого», который уже ходит в школу помогало и на занятие сходить и уроки сделать, втянуться. Возможность похвастаться, что вот — он теперь большой требовала соответствовать.

Он рассказывал о своих успехах и получал похвалу. До сих пор вся семья старается узнать как у него дела в школе, что нового он узнал, что было самым интересным, и это работает. Сын старается внимательно слушать, узнавать, сделать даже то, что не выходит с первого раза, чтобы потом почувствовать гордость за выполненную «взрослую обязанность».

Давайте почувствовать ребенку, что на него не только свалились новые обязанности, но и появились новые возможности. Он взрослеет, а взрослые всегда несут ответственность за дело, которым занимаются.

Некоторые родители считают, что заниматься самостоятельно необходимо с первого же дня обучения. У меня на этот счет другое мнение — сначала необходимо помочь ребенку втянуться. Как только вы поймете, что малыш справляется со всем и без посторонней помощи — можно оставлять его заниматься одного.

Сама я в этом отношении шла на хитрость, понимая, что сын привык заниматься не один. Сначала мне надо было отойти за карандашами, потом за линейкой и вымыть чашки. Возвращаясь и глядя, что без меня сделал сын — неизменно говорила, какой он молодец, что справился сам.

Ребенку важно понимать, что он не останется один на один со сложным заданием, что родители помогут в случае необходимости, а если уж его оставляют делать домашнее задание самостоятельно — значит, уверены в успешности его выполнения.

Как облегчить процесс обучения?

Домашние задания важно выполнять каждый день.

Это необходимо, чтобы у ребенка появилась привычка заниматься. Дайте ему понять, что так или иначе домашнее задание должно быть сделано. Однако и слишком усердствовать не стоит, например, в субботу и воскресенье можно отдохнуть или уделить урокам меньше времени. Не стоит заниматься, когда в гости пришла бабушка, или папа принес новую игрушку. В этом случае можно прерваться и продолжить позже, иначе ребенок начнет воспринимать уроки не только как обязанность, но и как повинность.

Давайте ребенку отдохнуть перед занятиями.

Не настаивайте на выполнении домашних заданий сразу же после школы, сада или кружка. Малыш уже устал, ему будет сложно сосредоточиться на учебном процессе. Желательно сначала погулять, дать ребенку побегать и поиграть, тогда домашнее задание будет даваться ему проще.

Разбивайте домашнее задание на интервалы.

Не случайно даже в школе урок длится 40 минут. Ребенку тяжело сидеть над учебниками в течение часа, а то и двух. Разбейте домашнее задание по предметам и времени выполнения. Ничего страшного так же не будет, если задание, например, по математике будет разбито на два — сначала решаем задачу в черновике, а после перерыва на чай с печеньем — записываем решение в тетрадь. А разучивание стихов и вовсе так дается на много легче.

Занимайтесь вместе с ребенком.

Прежде чем у ребенка выработается ответственность и самостоятельность в приготовлении уроков Ваше присутствие — необходимо. Однако не будьте надсмотрщиком — постарайтесь сохранять позицию старшего советчика и непременно хвалите. Совместное приготовление уроков позволит так же понаблюдать за ребенком и понять в чем возникает сложность.

Обязательно хвалите малыша.

Он молодец, потому что запомнил домашнее задание, красиво написал буквы, хорошо посчитал. Похвалы заслуживает старательность ребенка, даже если у него не выходит справиться с заданием. Малышу важно чувствовать, насколько обучение важно, как высоко вы цените любые его успехи.

Считается, что если ко второму классу нет привычки регулярно и качественно выполнять домашние задания, то развить ее уже не удастся. Нет ничего невозможного, просто потребуется больше времени и терпения.

Когда ребенок бунтует против домашних заданий уже не первый год, можно проявить и строгость. Необходимо так же определить причину, мешающую регулярно и самостоятельно получать знания. Особенно важно выявить проблему, если нежелание заниматься возникло внезапно.

Возможно у школьника что-то не получается, не хватает внимания окружающих или возник конфликт с педагогом и сверстниками. После установления причины Вам будет легче подобрать индивидуальный подход к ребенку.

Племянница в течение первого года в школе жила с мягкой и тактичной бабушкой, воспитавшей двоих покладистых и усидчивых детей. Ко второму году обучения нежелание делать домашние задания стало семейной катастрофой. Дело в том, что бабушка не смогла вовремя проявить строгость и настойчивость.

Когда за обучение взялась мама, оказалось, что ребенок просто очень активный, лидер по натуре и имеет собственный творческий подход к решению поставленных задач.

Процесс обучения был скорректирован. Больше внимания стало уделяться дисциплине — тетради раскладывались в процессе выполнения заданий, четко оговаривалось, что и в какой последовательности должно быть сделано, чтобы осталось время на игру и прогулку.

Как только девочке стало что-то удаваться, и учитель отметил ее успехи в школе, желание заниматься окрепло и усилилось — лидерские качества, и потребность в признании оказались полезны.

Это только пример, позволяющий наглядно показать, что начать заниматься никогда не поздно. Иногда необходимо остановиться и скорректировать собственный подход к обучению ребенка.

Когда ребенок начинает ходить в школу, для родителей наступает новый период в формировании навыков и определении обязанностей малыша. В их числе самостоятельное выполнение домашних заданий.

Как правильно себя вести, чтобы ребенок самостоятельно готовил уроки? В данной статье вы найдете несколько советов и рекомендаций, которые помогут решить этот вопрос.

С чего начать, чтобы научить ребенка выполнять уроки?

В первую очередь не оказывайте на ребенка давления, не наказывайте его. Школа для малыша – это новый жизненный этап, а задача родителей — поддержать и научить ребенка адаптироваться в новой среде. Начните с малого, помогая маленькому школьнику оформить его домашнее рабочее место и наладить режим.

  1. Над партой или столом ребенка повесьте его школьное расписание, туда же прикрепите расписание занятий в творческих кружках. Малышу будет намного легче ориентироваться во времени и придерживаться режима. Конечно, не каждый первоклассник изначально будет соблюдать установленные правила и, скорее всего, будет обращаться за помощью к родителям.
  2. На первых порах находитесь рядом с маленьким учеником, контролируя процесс выполнения уроков. Если он не может что-то решить или написать, задавайте наводящие вопросы, вносите мелкие коррективы, но не выполняйте задание за него.
  3. Мягко приучите малыша садиться за выполнение заданий в четко установленное время – в дневные часы, после возвращения из школы. В дальнейшем установленный режим станет привычным для ребенка, и он самостоятельно станет садиться делать школьные уроки.

Сферы ответственности: учимся отвечать за свои поступки

Нередко школьные учителя слышат от учеников фразы о том, что это посоветовала мама, так решил задачку папа. Этого нельзя допускать – ребенок должен сам отвечать за выполненные им задания.

Необходимо сводить объяснения к тому, что школьные оценки и достижения – это только его ответственность. Проводите линии ассоциаций, например, школа – это как мамина работа.

Как помочь школьнику понимать и анализировать задания?

Ошибка многих родителей – самостоятельные объяснения заданий. Не стоит зачитывать из учебника вслух задачку, пусть ваш маленький школьник делает это самостоятельно. Так ему будет легче научиться обдумывать задания, осмысливать их и делать.

Естественно, если малыш просит помочь, это нужно сделать, формулируя объяснения так, чтобы он самостоятельно нашел правильный ответ. Этот навык ему пригодится даже во время самостоятельных или контрольных работ, он не будет терять время на долгое вникание в суть прочитанного.

Как научить ребёнка делать уроки самостоятельно

Как научить школьника делать уроки самостоятельно? Воспитание детей. Мамина школа

6 СОВЕТОВ, КОТОРЫЕ ПОМОГУТ ВАШЕМУ РЕБЕНКУ ДЕЛАТЬ УРОКИ САМОСТОЯТЕЛЬНО

Воспитание детей: Как приучить ребенка делать уроки самостоятельно? || Ольга Юрковская

Какой стимул может заставить ребёнка делать уроки самостоятельно? Воспитание детей. Мамина школа

Как научить ребенка выполнять домашние задания самостоятельно

Как приучить ребенка самостоятельно делать уроки

Как правильно выполнять домашние задания? Во время выполнения уроков постепенно приучайте вашего школьника использовать черновик. Для решения задач, написания коротеньких сочинений, переписывания текстов черновик необходим. Как это сделать? Обязательно поначалу просматривайте черновики, разбирайте ошибки и помарки.

Не стоит заставлять ребенка по нескольку раз переписывать текст в чистовик, это может вызвать у него негативные эмоции по отношению к процессу обучения. Проверяйте задания, которые были переписаны в школьную тетрадь. Так ребенок будет стремиться выполнять уроки как можно лучше, чтобы получить мамину похвалу. Это же будет предостерегать его от их невыполнения.

Как обучить и не навредить?

Большая часть родителей настаивает на выполнении всех заданий, они не позволяют малышу выходить из-за стола, пока тетради не будут заполнены. Этого делать определенно не стоит. Стоит помнить, что ребенок в 7–8 лет не способен долго заниматься, он быстро утомляется. Делать уроки ученикам младшей школы можно на протяжении 15–20 минут, потом нужен 5-10-минутный перерыв. В это время немного поиграйте с ребенком, сделайте гимнастику для уставших ручек и глазок. Для старших ребят (3-4 класс) занятия длятся от 30 до 40 минут, а перерыв становится на 5 минут больше.

Учимся поощрять и хвалить ребенка

Для маленького школьника важна оценка его действий родителями. Хвалите за хорошие отметки, не ругайте за плохие. Как можно мягче объясните малышу, что низкая отметка – это плохо, и нужно стремиться ее исправить.

Если приучать ребенка делать уроки самостоятельно с первых дней школьной жизни, он обязательно будет ответственно к этому относиться. А родителям не нужно будет по нескольку раз напоминать ребенку, что он еще не решил задачки или не прочитал заданный на дом текст.

Делать с ребенком уроки не надо. Ответственность за них он должен "Принять с самого начала на себя. Иначе так и будет продолжаться: вам придется все время выполнять домашние задания либо вместе, либо за него. Удивительно, что некоторые учителя рекомендуют родителям сидеть с сыном или дочерью и контролировать, как те справляются с задачами и упражнениями.

Надо помнить, что обучение - процесс, предполагающий неизбежные ошибки. И добиваться хороших оценок за уроки, сделанные дедушкой, не только смешно, но и вредно. (Не для дедушки, конечно).

Ваша задача - обеспечить процесс выполнения домашнего задания; помочь ребенку придерживаться оптимального режима дня, чтобы между занятиями и выполнением уроков он мог отдохнуть не менее 3-4 часов. Если ребенок после школы посещает какую-то секцию или кружок, это тоже должно быть учтено, поскольку после дополнительной нагрузки необходим отдых. Кроме того, дети в силу несформированности у них волевой сферы часто нуждаются в стимуляции к тому, чтобы сесть за письменный стол. Напомните им об этом (это допустимо делать для школьников 1-2 класса). Важно помочь ребенку организовать свое время так, чтобы выполнение заданий не совпадало с интересной телепередачей, которая, скорее всего, перевесит по значимости.

Помните, что младший школьник способен сосредотачиваться в течение 30-40 минут. После этого надо сделать перерыв на 15-20 минут, чтобы работоспособность восстановилась. Некоторым детям перерыв требуется уже через 25 мин после того, как они приступили к подготовке уроков.

Ребенок должен приучаться самостоятельно, без взрослого рядом, выполнять задание. В случае каких-то затруднений или необходимости проверить родители привлекаются на короткое время, чтобы объяснить непонятный материал.

Не стоит также давать младшему школьнику дополнительный материал для «лучшего усвоения». Кроме утомления, это ничего не приносит.

Когда приступать к изучению иностранных языков?

Как уже сказано выше, не стоит начинать изучение иностранных языков до того, как ребенок хорошо освоил родную речь. У детей, слишком рано приступивших к обучению иностранным языкам, чаще возникают трудности с русским в школе. Особенно страдают малыши с логопедическими дефектами, и исправление речи тогда может затягиваться надолго. Исключение - дети, растущие в двуязычных семьях, когда каждый язык осваивается легко и естественно в общении с одним из родителей.

Вредно изучение с начальных классов школы двух иностранных языков. Это лишь усиливает переутомление и неприязнь ребенка к предмету.

Ребенок не любит учиться. Как быть?

По причинам, частично изложенным выше, интерес к обучению бывает утрачен еще до школы или в первом классе, когда учеба превращается не в радостный, увлекательный процесс, а в докучную обязанность. Кроме того, ребенок и не обязан любить учиться. Это требование родителей, которое исполнить можно далеко не всегда. Хорошо, если учитель вкладывает душу в свою профессию и человек творческий. Но как быть, если для самого педагога учебный процесс тоже в тягость и он стремится только выполнить программу, ничего более. Тогда ваш ребенок оказывается в невыгодной для себя ситуации, результат которой - потеря интереса к школе.

Что же могут сделать родители в таком случае?

Правило здесь одно: стимулировать своего сына или дочь всяческими способами.

Общеизвестно, что лучше и эффективнее не ругать за плохое, а хвалить за хорошее. Порицание уместно, если ребенок действительно виноват. А вот малейшие успехи следует отмечать сразу. Пусть ребенок испытает радость за самое незначительное достижение, например, когда исправит двойку на тройку. Это позволит ему поверить в вероятность собственных свершений и почувствовать вашу искреннюю радость за него. Только не надо устанавливать регулярные денежные выплаты и штрафы за оценки. Последствия этого способа могут быть негативны. Хотя в каких-то отдельных случаях за успехи в учебе можно поощрять свое дитя и материальным образом: деньгами, лакомствами или игрушками.

Важно учитывать, что ребенок учится не для себя, а для любимого лица: мамы, папы, бабушки. Понимание необходимости обучения для себя самого придет к нему нескоро, вероятно, в старших классах, а возможно, и позже. Это зависит от уровня зрелости психики.

Как исправить почерк?

То, как человек пишет, составляет его индивидуальную особенность, подобно цвету глаз или отпечаткам пальцев. Поэтому нереально добиваться красоты почерка, мучая ребенка бесконечным унылым переписыванием. Оценки за красоту выведенных букв также выставлять неправомерно. Достаточно, чтобы школьник научился писать разборчиво и более или менее без помарок. Но это умение формируется медленно, в течение нескольких лет. Зависит оно от множества разных параметров развития.

У большинства взрослых некрасивый почерк не вызывает проблем в жизни, а профессия переписчика давно отошла в прошлое.

Отношение к учителям, оно само сформируется правильно?

После родителей самым важным человеком в жизни ребенка становится первый учитель. Отношение к нему определяет и то, как первоклассник будет относиться к учебе. Давно замечено, что по предметам любимых преподавателей и успеваемость выше. Не зря ранее поддерживался своеобразный «культ» первой учительницы. Вспомните, сколько было песен и стихов на эту тему, как тепло и торжественно отмечался в стране профессиональный праздник педагогов. Сейчас положение изменилось.

Однако родителям важно поддерживать у ребенка уважение к его учителю. Не надо возмущаться, если ваш сын или дочь пытается использовать авторитет преподавателя против родителей. Это нормальное явление, может быть, стоит и прислушаться.

Исключение составляют только случаи педагогической несправедливости или предвзятости со стороны учителя. Тут, конечно, нужно быть не вместе со школой против ребенка, а наоборот. Помните, что защитить вашего ребенка, кроме вас, некому. Школьное обучение непременно когда-нибудь закончится, а вам надо сохранить отношения с детьми на всю жизнь.