Развивающие игры в песочнице. Играем в песочнице: дома и на улице. Будет ли допилен клиент под MacBook

Игры на прогулке - волнующая и зачастую сложная тема для мам. Ведь малыш не всегда играет сам, особенно если его возраст еще не достиг 3 лет. И тут на помощь приходит песочница с огромным количеством интересных затей.

Если Вы идете гулять и планируете песочные игры, то вот небольшой список того, что может пригодиться:

  • 2-3 ведерка разного размера;
  • несколько совочков;
  • 3-5 формочек, это могут быть ягодки, машинки или зверюшки;
  • пластмассовая посудка (несколько предметов);
  • маленькие персонажи из лего или киндер-сюрприза;
  • пластиковая бутылка.

Из всего этого "клада" можно придумать массу интересного. Делимся с Вами чудесными идеями игр в песочнице. Эти игры были предложены и опробованы играющими мамами.


1. Зеленая роща от Светланы Жуковой

В такую игру можно поиграть без единой игрушки. Просто соберите упавшие веточки в округе и получится чудесная роща. Обязательно обсудите с малышом, какие это будут деревья, какие плоды на них вырастут, это поможет пополнить словарный запас малыша.

“Сегодня мы не взяли с собой на прогулку ни совочков, ни самосвалов. Поэтому я была уверена, что песочница Славика не заинтересует. Однако я ошиблась. Славик собрал все упавшие с деревьев веточки и посадил в песочнице настоящий сад! Здесь были и дубы, и березы, и яблони. Договорились прийти к песочнице вечером, посмотреть подросли ли деревья”.

2. Секретики от Ольги Переверзевой

Возьмите с собой небольшой пластиковый контейнер или крышку от него. Пока малыш чем-нибудь занят, можно легко устроить “секретик” в песке, положив туда лепестки, листочки и другие красивости. А потом отправляйтесь вместе с малышом на поиски клада.

3. Песочный город от Натальи Кочетовой

“Построили песочный город с домами, в каждом доме живут разные жители - грибочки, ягодки, звёздочки. Попутно играем в правила дорожного движения. Песочные машинки двигаются по дороге вместе с настоящими, и, конечно, деревья посадили.”

4. Гости в песочнице от Светланы Жуковой

Отличным подспорьем станет игра О.Н.Тепляковой “Гости в песочнице”. Здесь в ненавязчивой игровой форме малыш научится считать гостей и сопоставлять с количеством пирожков, строить диалог, быть вежливым и обходительным. Прихватите из дома несколько небольших зверюшек и формочки для песка, тогда чаепитие будет замечательным!

“В гости позвали яркие резиновые игрушки. Леночка была в восторге от игры! Сделала пирожки всем "гостям", а также добавку: маме, папе, бабушке, дедушке, братикам и себе - Леночке! Получилось очень весело!”

5. Большая стройка от Екатерины Кузьминой

Ваш ребенок любит транспорт? Ну что же, возьмите с собой всевозможные трактора и самосвалы и устройте интересное приключение. Фантазируйте с малышом, рассуждайте о том, что будете строить и как, какая техника понадобится и для чего. Ведь все это очень увлекательно для ребенка.

6. Веселое развлечение от Анны Куликовой

Если на дворе лето, Вы на даче или вблизи водоема, тогда отличным развлечением станет закапывание ножек и ручек малыша. Так и части тела можно повторить и здорово повеселиться.

7. Волшебные картинки от Ольги Янушкевич

Теперь нам совершенно ясно, что крышки от пластиковых бутылок любого размера выбрасывать нельзя ни в коем случае! Ведь из них могут получиться чудесные персонажи. Такое занятие надолго увлечет малыша, поможет развить мелкую моторику, да еще и повторить цвета.

8. Ежики от Марины Сараевой

Легко в песочнице создать добрых друзей: ежики, зайчики, котики. Усы и лапы можно запросто делать из веточек, уши из листочков, глазки из камушков. Так самый обычный песок оживает в глазах ребенка, придумываются новые истории и домой идти совсем не хочется!


9. Сказки в песочнице от Баженовой Даренки и Марии Костиной

Почему бы не разыграть в песочнице настоящие сказки? Это могут быть “Три поросенка”, “Курочка ряба” или “Теремок”, а может даже “Муха-Цокотуха” с настоящим самоваром? Только заранее подумайте, какой реквизит Вам для этого понадобится, прихватите также несколько карточек со словами, ведь так здорово поиграть с ними прямо на улице.

“Разыграли муху-цокотуху. Игру навеял самоварчик из моего детства, а из песка пекли пирожки для гостей.”

10. Песок и буквы

Если ребенок постарше, предложите ему искать камешки и ими выкладывать буквы, лепить буквы из песка, забавно превращая при этом одну в другую, можно писать или рисовать палочкой или пальцами. Можно искать в песке спрятанные пластмассовые буковки и делать из них слова.

Играть в такие игры можно не только на улице, но и дома, организовав домашнюю песочницу. Можно купить мелкий песок в строительном магазине или сделать лунный песок из крахмала (в интернете много рецептов). А еще очень привлекает малышей столь популярный кинетический песок. Можно принести с улицы камни, вымыть их и играть дома, когда погода подводит. Сделайте небольшую песочницу в любом пластиковом контейнере или большой коробке от обуви - и малыш сможет играть и фантазировать круглый год.

Только помните, что разрушение - одна из форм игры в песок. Поэтому, если ребенок рушит все построенные куличи - не расстраивайтесь и ни в коем случае не наказывайте его. Просто предложите другой вариант игры, исходя из интересов малыша.

Еще больше идей для игр Вы найдете на нашем сайте: читайте полезные статьи, играйте в бесплатные игры и радуйте малышей хорошим настроением! Для доступа ко всем материалам просто зарегистрируйтесь

Песочница. У каждой мамы с этим словом связаны свои ассоциации. Кто-то ежедневно «теряет» там ребенка на 1,5-2 часа и может спокойно посидеть на скамейке и послушать вебинар, а кто-то не знает, как заманить своего малыша в песочницу и увлечь его играми с песком. Кто-то таскает на прогулку вагон и маленькую тележку разнообразных приспособлений для песочницы, а кто-то обходится подручными средствами – палочками, опавшими листочками, камушками.

В сегодняшней подборке – игры в песочнице для детей, которые способны заинтересовать и начинающих, и продвинутых любителей песочницы всех возрастов (да-да, и мамам тоже будет интересно!).

Создаем сказочный мир

Если вам удалось найти достаточно просторную песочницу или вы являетесь счастливыми обладателями персональной дачной песочницы, обязательно предложите крохе устроить сказочный мир из песка. Сюжетом для вашей постройки могут стать недавно прочитанная книжка или просмотренный мультфильм, любимая история малыша, любой бытовой сюжет, который интересен ребенку или на котором вы хотите заострить его внимание.

Например, можно соорудить городок из песка, проложить дороги, расставить палочки-фонари и светофоры, построить домишки-кулички, населить городок забавными обитателями – шишками, одуванчиками, пустить по дорожкам принесенные из дома машинки или с успехом заменяющие их камушки. Сам процесс сооружения городка может занять у вас не один день, и еще долго можно играть потом в этих декорациях, придумывая все новые и новые сюжеты.

Городим огород

Проводите лето в городе? Для контраста постройте в песочнице деревенский домик из палочек и песка, устройте грядки, рассадите деревья, кусты, разбейте клумбу. Захватите из дома маленькую лейку или бутылочку с водой, и малыш с огромным удовольствием будет поливать свой маленький игрушечный огородик.

Строим замки

Если песка много, и он достаточно влажный, принимайтесь за постройку самого настоящего замка. Для прочности конструкции все-таки лучше запастись бутылочкой воды, тогда замок порадует еще и других малышей, которые придут играть в песочницу после вас. Когда замок будет готов, мальчишкам можно поручить сооружение мостов, рва, «земляного» вала вокруг замка, а девочки с радостью займутся украшением. Можно выложить мозаику из мелких камушков, семечек, зернышек, листочков; красить башни орнаментом из сосновых иголок и т.д. Такие игры в песочнице для детей полезны не только для творческого развития, но и для мелкой моторики и обогащения сенсорного опыта ребенка. В увлекательной игровой форме малыш знакомится с физическими свойствами самых разных природных материалов.

Учимся готовить

Кроха любит помогать вам в ваших кулинарных опытах? Самое время открыть песочную кухню. Если простые куличики уже удаются малышу без вашей помощи, можно переходить к созданию кулинарных шедевров из песка. Попробуйте «приготовить» суп в песочной кастрюле, песочный щербет с орешками-камушками и большой трехъярусный торт. Как вам такое меню? В процессе игры можно ненавязчиво закреплять математические знания – проговаривать и сравнивать песочные пирожки по форме и размеру, делить торт на определенное число гостей, пересчитывать ингредиенты для супа и т.д.

Ищем клад

Забава для песочницы, способная увлечь надолго малышей и их мамочек, — поиски клада. В роли клада может выступать все, что угодно – камушек, шишка, принесенная из дома игрушка. Позаботьтесь только, чтобы кроме вашего клада, в песочнице ребенка не подстерегали другие, опасные, находки. По очереди прячьте клад и предлагайте ребенку найти его, раскапывая песок руками или совочком. Если играете с двумя детьми или группой, можно прятать отдельный клад для каждого ребенка, чтобы никому не было обидно. Если песочница не слишком большая, можно неглубоко закопать в песок несколько маленьких игрушек и просить ребенка на ощупь угадать, что он нашел, полностью не откапывая их.

Рисуем картины

На песке можно рисовать – палочкой или пальчиком, а еще интереснее – водичкой (возьмите с собой пол-литровую бутылку с небольшим отверстием в крышке). Если рисовать просто так вам кажется скучным, попробуйте такой способ: выложите несколько камешков или шишечек, и предложите ребенку дорисовать каждый рисунок так, чтобы камешек стал его значимой деталью. Например, на одном рисунке камушки станут глазами мишки, на другом – ушками зайца, на третьем пуговицами на шубе снеговика. Можно разложить на песке формочки или листья и дорисовывать к ним какие-то детали, чтобы получились знакомые персонажи или сюжетные рисунки.

Песочница – целый мир для ребенка. Откройте его вместе с ним и для него, ведь все, что нужно для увлекательной игры в песочнице для детей, это немного фантазии и самый простой подручный материал, принесенный из дома или найденный здесь же, на площадке. Играйте и развивайтесь на прогулке, а дома предложите крохе комплект тематических заданий «Лето», который вы можете бесплатно скачать на этой

Игры в песочнице

Как детям играть в песочнице
Песок рождает много ощущений: он шершавый и послушный, текучий и пересыпающийся. Горячий сверху, прохладный внутри. Мокрый или сухой, мелкий и с камушками. Дети с удовольствием играют в песочнице! Как часто взрослые, наблюдая за малышами говорят: «Возьми совок, испачкаешь руки!» А ведь так важно потрогать, прочувствовать этот материал именно руками, пальчиками. Попробуйте ощутить, как сухой песок сыплется между ладошками! Это целая гамма переживаний, которая нужна ребенку.

Возня в песке позволяет снять лишнее напряжение, обогащает тактильный опыт. Песок массирует ручки и ножки малыша, поэтому если на улице тепло и вы уверены в чистоте песка, то ребенка можно пустить на него босиком. Дети любят играть в песке руками, и как известно, это активно развивает мозг малышей, активизирует связи между полушариями. Для игр требуется координация движений рук и глаза, соотнесение того, что делают руки и что происходит в окружающем пространстве, с тем, что видит кроха. Развивается глазомер: надо оценить, сколько нужно песка для той или иной формочки. А присутствие машинок, фигурок позволяет проиграть разные ситуации, целые действия, развивая воображение и фантазию

Для того чтобы игры в песочнице приносили радость и ребенку и маме, обратите внимание на следующие моменты:

1. Приобретите инвентарь для игры в песочнице. Ребенку понадобится ведерко, совочек, грабельки, различные формочки. Отличный выбор для песочницы – это игрушечные машинки. Актуальным также станет пластмассовый набор детской посуды. Выделите для таких игрушек отдельный рюкзачок или сумку, чтобы не смешивать с другими игрушками для домашних игр.

2. Найдите песочницу, куда подростки не бросают банки от пива, окурки и где не выгуливают животных. Если в вашем районе нет хорошей и чистой песочницы, есть вариант объединиться с другими мамами и организовать доставку песка, по очереди убирать мусор и накрывать песочницу от дождя и животных.

3. Подготовьте ребенку для игр в песочнице несколько комплектов одежды (по количеству дневных прогулок). Вещи должны быть простыми, удобными и хорошо отстирываться. Из обуви должен легко вытряхиваться песок.

4. Возьмите на прогулку упаковку влажных салфеток, чистый носовой платок, бутылку с водой, если понадобится промыть глаза или руки ребенка от песка.

Игры для детей до 1 года

Если малыш уже уверенно сидит, можно начинать знакомить его с песочными играми. Но в этом возрасте хочется попробовать на вкус, поэтому родителям нужно быть внимательным и отвлекать кроху от попытке поесть песок. Кроме того, ребенок еще не умеет играть самостоятельно – мама, находясь рядом, поможет ему осваивать это увлекательное занятие. Так как малыш пока не может сидеть на корточках, ему нужна подстилка плед, клеенка.

Основная цель игр в этом возрасте – знакомство с новыми ощущениями и развитие тактильной чувствительности.

«Пересыпушки»

Мама сыплет малышу сухой песок на ручки, на ножки. Можно взять горсть песка с солнечного места – он теплый – и горсть тенистого песка – он прохладный. Контрастные ощущения позволяют почувствовать разницу температур, развивают тактильные ощущения крохи. При этом желательно проговаривать все свои действия, например:

«Вот песочек золотой он бежит прохладною (теплою) рекой».

Вы любите, ребята,
Пересыпать песок.
В руках у вас лопата,
Ведерко и совок.
Как нитка золотая,
У вас из кулака
Бежит струя густая
Прохладного песка. (С. Маршак)

Если засыпать песком ножку малыша, а потом раскопать – это щекотно и доставляет массу удовольствия и маме, и ребенку.

«Следы»

Для этой игры нужен влажный песок. Оптимально приготовить его с вечера: для этого достаточно полить песок из лейки с ситечком и накрыть пленкой на ночь. К утру получится прекрасно увлажненный, но не слишком мокрый песок. К сожалению, в городской песочнице это сделать не получится. В городе можно использовать бутылку с водой. На небольшом участке песочницы немного поливаем песок, тщательно перемешиваем совком. Влажный песок можно найти и на дне песочницы. Нужно аккуратно отодвинуть в сторону сухой песок, и под ним обычно есть влажный. Разравниваем его и печатаем ладошки. Можно сделать отпечатки и босыми ножками. Следы могут оставлять формочки, игрушки, машинки.
«Дорожки»

Сначала рисуем пальчиком дорожки. А потом по этим дорожкам ходим – ручками, ножками. Можно попробовать провести по дорожкам игрушки, изображая, как будет идти мишка косолапый, а как киска побежит. Например:
Большие ноги бегут по дороге:
Топ! Топ! Топ! Топ!
Маленькие ножки бегут по дорожке:
Топ-топ-топ-топ-топ-топ!

Игры для детей 1 года

Бесспорно, все мамы гуляют со своими малышами на улице. И многие считают, что дышать свежим воздухом – основное назначение прогулки. Конечно, польза в этом немалая. Но дети после 1 года многое уже понимают, поэтому можно превратить прогулку в развитие не только физическое, но и интеллектуальное.

С детьми после года можно играть в самые разнообразные игры. Для начала оглянитесь вокруг: посмотрите на небо, травку, землю. Дайте потрогать ребенку. Пусть почувствует разницу: холодный, теплый, влажный, мокрый, гладкий, шершавый. Это полезно для тактильных ощущений. Называйте все крошке. Например: «Это песок. Он желтый, сыпучий, сухой». Почувствуйте, как ветерок шевелит волосы, ощутите капли дождя на лице, понюхайте цветочки – одни имеют запах, другие нет. Осенью много листьев под ногами. Походите по ним, попрыгайте, разбрасывайте их, смотрите, как они летят и падают на землю, послушайте шорох осенних листьев под ногами.

Игры в песочнице для детей от 1 года до 2 лет

В этом возрасте игры в песочнице усложняются. Ребенок лучше различает нюансы ощущений. Цель занятий с песком – продолжать обогащать тактильный опыт, развивать мелкую моторику, речь, воображение, мышление, координацию движений.

«Мельница» Для этой игры хороши различные мельницы-вертушки. Малыш засыпает на верх песок и наблюдает, как колесико крутится под его воздействием. Этот процесс буквально завораживает детей: они готовы сыпать и сыпать песок, только бы колесико не останавливалось. Малыш наглядно видит результат своих действий: насыпал - завертелось.

«С горки вниз» Из влажного песка строим горку. Затем с помощью совочка или руками делаем канавку от вершины вниз. И вот когда дорожка готова – устраиваем запуск маленьких мячиков. Ребенок вновь увидит результат своих действий: кладет мячик наверх, а он катится вниз.

В конце хочется отметить несколько правил поведения в песочнице. Играя здесь, малыш получает первый опыт общения со своими сверстниками. В песочницу лучше брать побольше игрушек, чтобы ваш ребенок привыкал делиться с другими детьми, учился просить разрешения и благодарить, если хочет поиграть чужой игрушкой. Малыша нужно подготовить к тому, что кто-то может взять его песочный инвентарь, разрушить старательно сделанную фигурку, некоторые дети могут начать бросаться песком. Все эти нюансы непременно нужно учитывать и научить ребенка вести себя правильно. Как

ЛЕТО - горячая пора у детей для игр в песочнице!

Песочница- это прекрасная развивающая среда для работы с детьми. Песочная игра является самой древней и самой разнообразной. Она дает неограниченные возможности экспрессии, так как игры с песком насыщены разными эмоциями (восторгом, удивлением, волнением, радостью), позволяет создавать символические образы, отражающие неповторимый внутренний мир ребенка. Удивительное происходит в том, что песочная сказочная страна - не что иное, как проекция внутреннего мира ребенка.

КАК ИГРАТЬ С ПЕСКОМ?

Детям показывают, как можно глубоко погрузив руки в чистый речной песок, перетирать его между ладонями, сжимать, просеивать. Следует учить детей проговаривать свои ощущения: "Я чувствую маленькие крупинки. Они колются. Мне приятно." "Я чувствую тепло (холод) песка".

ПЕСОЧНЫЕ ИГРЫ

МОКРЫЕ ОТПЕЧАТКИ. Оставить следы босых ног на песчаной влажной площадке; след ноги в ведерке; в обуви разного размера.

ЗАБАВНЫЕ ЛАДОШКИ . Сделать отпечатки ладошек; палочкой дорисовать изображение.

"ЗОЛОТОИСКАТЕЛИ" . Разбросать камешки по песчаной поверхности, спрятать, искать "золото", складывать в сито.

БРОСЬ КАМЕШЕК . В песке сделать ямки, начертить линию, у которой стоят игроки. У каждого ведерко с камешками. Бросают по три камешка. Победителей угощают песчаными тортами.

ПЕСОЧНАЯ ЧЕРЕПАХА. Сделать из влажного песка большой овальный холм - туловище, маленький холмик наверху - голова, выпуклость по бокам - ноги.

ПЕСОЧНЫЕ ЗАМКИ. Для малышей насыпать песок в кучу, сначала маленькую, затем все больше и больше. У кого хватит сил? Кто съел всю кашу?

КАРТИНЫ НА ПЕСКЕ. На ровной влажной поверхности палочкой, прутиком рисуются различные изображения животных, людей, зданий и т.п.

ОПЫТЫ С ПЕСКОМ . Задание: насыпать сухой песок в ведерки, баночки, в воронки, в формочки. Вопросы: какой песок? (Сухой, хорошо сыплется, шуршит и т.д.) Что можно вылепить из сухого песка? Попробуйте сделать домик.

Задание: полить песок из леек, кружек, баночек. Вопросы: Какой стал песок? (Потемнел, не сыплется, хорошо накладывается в формочки, ведра). Сделаем большую горку. У кого больше? Какой песок вам больше нравится: сухой или мокрый? Почему?

УГОЩЕНИЯ. Детям предлагается сделать "кашу", разложить в кастрюли, тарелки, кормить кукол, зверюшек (игрушки резиновые). Затем можно приготовить угощения для членов своей семьи.

САЖАЕМ КЛУМБУ. Несложно с помощью грабелек и лопатки сделать клумбу из веточек и травинок. Научите малыша выкапывать ямку для саженца и поливать растения.

ДЕЛАЕМ ЗООПАРК. Для этого занятия понадобятся формочки с рельефами животных.

ВСЕ ЛОМАЕМ. Если малыш хочет, пусть развалит все свои сооружения. Ведь он изрядно потрудился и под конец ему тоже нужно расслабиться. К тому же в общественной песочнице, ребенку может быть обидно, если его труды разрушит другой ребенок. А так сделаем это частью игры.

В конце хочется отметить несколько правил поведения в песочнице.

Играя здесь, малыш получает первый опыт общения со своими сверстниками.
- В песочницу лучше брать побольше игрушек, чтобы ваш ребенок привыкал делиться с другими детьми, учился просить разрешения и благодарить, если хочет поиграть чужой игрушкой.
- Малыша нужно подготовить к тому, что кто-то может взять его песочный инвентарь, разрушить старательно сделанную фигурку, некоторые дети могут начать бросаться песком.

Все эти нюансы непременно нужно учитывать и научить ребенка вести себя правильно!

Песочница и самостоятельность

Как связана самостоятельность с играми в песочнице? Если задуматься, то каждый новый навык, который ребенок приобретает во время игр, – это его новая победа. Кроха осознает свои растущие возможности – повышается его уверенность в себе. И вот он уже начинает проявлять инициативу, придумывать собственные игры с использованием разных игрушек или подручных материалов. Так развивается не только самостоятельность, но и творческие способности, пространственное мышление, фантазия и логика. Вы можете посодействовать этому процессу. Как? Очень просто!

* Избегайте чрезмерного контроля. Показать ребенку, как делается куличик, не будет лишним, но не более пары раз. Потом все-таки стоит дать ему больше свободы и постараться уменьшить свое участие в детских забавах. Пусть он понаблюдает за тем, как «работают» детки постарше, а затем попробует сделать все сам. Да, скорее всего, песок просыплется мимо формочки, а на выходе не получится ничего красивого и достойного фотографии на память, но даже такой результат – это опыт, который работает на обретение ребенком самостоятельности. Малыш как бы прощупывает границы своих возможностей и постепенно, в игре, расширяет их.

* Не ставьте сверхсложных задач. Не стоит предлагать годовалому крохе построить туннель, найти «клад» или сделать что-то, не соответствующее его возможностям (особенно если он не сможет сделать это даже с вашей помощью). С другой стороны, старайтесь ребенка любого возраста привлекать к совместной игре, давать ему возможность самостоятельно что-то открывать, исследовать границы песочницы или детской площадки.

Песочница и навыки общения

На детской площадке ребенок общается и получает опыт взаимодействия с другими детьми. Даже несмотря на то, что деятельность малыша в песочнице кажется достаточно однообразной, в процессе игры могут возникать ситуации разные по структуре, возможным вариантам действия и стратегиям поведения. Задача родителей – помочь малышу извлечь из них максимальную пользу: научить делиться своими игрушками, находить компромиссы в спорных ситуациях, достигать целей, получать то, что хочется, не нарушая при этом границы других детей и т.п.

*Подавайте пример. Обязательно здоровайтесь с детьми и взрослыми, которые находятся на площадке и в песочнице, когда вы туда приходите. Показывайте малышу, как знакомиться, как предлагать совместную игру и как отказываться от нее, если вам пора идти домой, как делиться игрушками, как попросить чужую игрушку, если она заинтересовала, как забрать обратно свою. Все эти ситуации нам, взрослым, кажутся очевидными, но для ребенка это совсем не так. Именно поэтому их нужно проговаривать вновь и вновь.

* Наблюдайте. Если у ребенка уже есть какие-то трудности в общении или возникают конфликты на детской площадке, то личного примера может быть недостаточно. В этом случае используйте сказкотерапию и сюжетно-ролевые игры: то есть уже дома придумывайте героев, которые будут ребенку симпатичны, используйте любимые игрушки и обыгрывайте конфликтные ситуации, в которых ребенок становится «жертвой» или «агрессором».

*Будьте предусмотрительны. Иногда важно не только уметь вовремя сказать нужную фразу, но и иметь про запас какое-что материальное. Постарайтесь не брать в песочницу один совочек, одну формочку и одну машинку, потому что это уже потенциально конфликтная ситуация. Придут другие детки, которым захочется поиграть с игрушками вашего ребенка. И если у него кто-то заберет любимый голубой совочек, он может сильно огорчиться. Не поленитесь взять с собой двойной комплект самых ходовых игрушек для песочных забав. Хорошо, если игрушки, которые вы берете с собой на прогулку, предполагают не только возможность обмена, но и позволяют устраивать совместные игры – это отличный повод для установления контакта с другими детьми. Например, у вас есть самосвал, но нет лопатки. Предложите другому ребенку поиграть вместе с вами: он будет загружать самосвал, а ваше чадо – отвозить и выгружать песок.

Для деток, которые не ходят в детский сад или не посещают групповые занятия, не имеют братьев и сестер, песочница может стать, пожалуй, единственным местом, где они смогут приобрести опыт коммуникации с другими детьми и научиться общаться.

Песочница и интеллектуальное развитие

Песочница – не только хорошая площадка для воспитания личностных качеств, но и прекрасное место для проведения разнообразных развивающих игр. Когда строительство куличиков немного поднадоест, попробуйте ставить эксперименты и опыты.

*Захватите на прогулку бутылочку воды. Поливайте отдельные участки песочницы и смотрите, что получается. Обращайте внимание крохи на то, как водичка уходит в песок. Сравнивайте, какие куличики получаются из сухого и мокрого песка. Дайте малышу возможность потрогать, поковырять песок разной консистенции и температуры (сухой, сырой, холодный, теплый, горячий). Расскажите, что из мокрого песка очень хорошо лепить и конструировать, а в сухом – можно поиграть в знакомую всем игру: откопать руку мамы, не дотронувшись до ее пальцев. Откапывать лучше руками, а не совочком, потому что в этом случае идет не только развитие мелкой моторики, но и обогащение сенсорных впечатлений ребенка.

*Проводите опыты по смешиванию песка с водой, глиной, землей, камушками, еловыми иголками и т.д. – смотрите и наблюдайте, что происходит. Проведите интересный эксперимент: возьмите ведерко, желательно прозрачное, насыпьте туда камешки или шишки и спросите ребенка, поместится ли туда еще пять совочков песка. Скорее всего, он ответит «нет», потому что ведерко полное. А вы расскажете ему, почему он не прав, и пусть он сам насыплет в «полное» шишек ведерко еще много-много песка.

* Еще одно полезное и увлекательное занятие в песочнице – поиск в песке сокровищ. На роль сокровищ сгодятся мелкие камешки, шишки, игрушки, принесенные из дома. Соорудите уголок из песка, где закапывайте сокровища. Задача малыша – отыскать ваш клад.

*Песок дает прекрасные возможности для обучения счету и математике: можно считать куличики, формочки, любые игрушки, можно сравнивать куличики по форме и размеру, предлагать ребенку выкопать ямки для маленькой и большой формочки, прорабатывая тем самым понятия формы и размера. Можно строить последовательности из природных материалов (камешек-веточка-шишка) или куличиков разной формы: круглый, квадратный, квадратный, круглый – какой будет следующим?

Песочница и творческие способности

Прежде всего, это, конечно, рисование на песке. Рисовать можно пальчиком, палочкой, ножками, камушками, струей водички из бутылочки – все это будет способствовать развитию творческих способностей крохи. Можно заниматься лэнд-артом – с использованием песка и других природных материалов (веточек, мха, семян) создавать интересные композиции и объекты. Можно поиграть в игру «Волшебные отпечатки»: оставьте отпечатки своих рук и ног на песке, а затем дорисуйте или дополните их подручным материалом, чтобы получились осмысленные рисунки – рыбки, котики, цветочки и т.п. Полезно и конструирование из песка – создание самых разных построек и всего, что только придет в голову вам и ребенку. Важно только познакомить кроху с самой технологией: что и как нужно делать для того, чтобы постройка была устойчивая, прочная и не развалилась при первом дуновении ветра – а дальше можно предоставить ему свободу действий. Пусть он проявляет свои собственные представления о том, какой должна быть его конструкция: будет у него замок, крепость или гараж? Эти построенные из песка и подручных материалов сказочные миры дают широкое поле для организации сюжетно-ролевой игры. Маме лишь стоит предложить ребенку придумать историю о построенном им песочном городе или разыграть историю с использованием игрушек, палочек, цветочков. В процессе такой игры важно стимулировать малыша проговаривать слова и фразы о том, что он построил в песочнице, тем самым способствуя развитию речи и воображения.

Игры в песочнице не только увлекательны, но и полезны для малыша: по мнению психологов, они благотворно сказываются на общем развитии, стимулируют пальчиковую моторику, учат добиваться поставленной цели, развивают творческие способности, фантазию, воображение и, конечно же, усидчивость.

Что делать, если…

Вы только начали осваивать пространство песочницы, а уже слышите требовательное «Мое!» или заливистый детский плач. Итак, что делать, когда ваш ребенок…

1. … забирает игрушки у других детей. Не паникуйте и не кричите. Этим вы покажете пример неконструктивного поведения в конфликтной ситуации, и в лучшем случае малыш просто от испуга выронит игрушку. Кроха до 3–4 лет еще не способен понять чувства другого ребенка, и даже ваши объяснения не решат проблему. Понаблюдайте. Если хозяин игрушки активно не протестует, не стоит и вмешиваться. Но если конфликт набирает обороты, отвлеките свое чадо другой игрушкой или сменой деятельности и незаметно отведите в сторонку. Эта рекомендация актуальна и в том случае, если у вас не получается организовать справедливый обмен игрушками.

2. … бросается песком. Практически бесполезно объяснять, что это плохо. Кроха играет, ему весело и интересно, он увлечен процессом. Но в таких ситуациях нужно действовать без промедления, потому что ваш ребенок создает угрозу безопасности для других детей. Лучше всего сказать, что игру придется прекратить, а поиграть в нее будет можно, только когда другие детки уйдут. Если малыш не внимает вашим словам, попробуйте отвлечь его или увести на другую площадку.

3. … стал жертвой (кто-то сломал его куличики, отобрал игрушки и т.п.). Сохраняйте спокойствие и оцените реакцию ребенка. Если слезы наворачиваются на глаза, а губки собрались в складочку, стоит поспешить на помощь и взять ситуацию в свои руки. Например, подойти вместе к обидчику и спокойно попросить его вернуть игрушку. Если «захватчик» ни в какую не хочет ее отдавать и не согласен поменяться, можно призвать на помощь его родителей. Когда ситуация не такая критическая, и реакция крохи на несправедливость спокойная, то и вам не следует фиксировать на случившемся внимание. Возможно, он даже не осознал, что кто-то его обидел. Может быть, это была часть его замысла: вот сейчас эти куличики сломают слоны – и тут действительно кто-то подбежал и сломал. Ребенок спокойно продолжает игру, так как случившееся логически хорошо встроилось в его сценарий игры.

4. … не хочет делиться. Когда кроха не хочет делиться, первая реакция почти любой мамы – сказать примерно следующее: «Пусть Петя поиграет, он же потом отдаст». Получается, что мы принуждаем ребенка делиться, хотя он настойчиво и вполне однозначно заявил о своем нежелании это делать. Спросите себя, действительно ли вы считаете, что ребенок должен делиться всегда, везде и всем. Если вы сами придерживаетесь такой концепции и следуете ей по жизни (например, даете свой мобильный телефон позвонить каждому, кто попросит), тогда подавайте пример малышу и прививайте ему эту стратегию поведения. Но если вы так не делаете, и у вас тоже есть любимые вещи, постарайтесь встать на позицию вашего драгоценного чада. Не хочет сейчас делиться? Не нужно принуждать. Можете так и объяснить другому ребенку: этот грузовик – любимая игрушка вашего сына или дочки, и сейчас он хочет поиграть именно с ней. Предложите замену – что-то другое из ваших игрушек – если есть такая возможность. Попробуйте переключить внимание чужого малыша на другой объект, не усиливая конфликтную составляющую ситуации. И всегда оставайтесь на стороне вашего крохи – он это обязательно почувствует.