Психогимнастика (интересные игры и упражнения). Картотека игр и упражнений по психогимнастике «Я и мое настроение»

Методическое пособие из опыта работы воспитателя Натальиной Анастасии Трофимовны

Введение

Здоровье детей – богатство нации; этот тезис не утратит актуальности во все времена, а сегодня он не просто актуален, он самый главный, вызванный рядами причин:

Увеличивающаяся патология рождаемости;

Причины новых открытий в физике (наличие души);

Кризисное, переходное состояние нашего общества, большое количество стрессов;

Раннее начало обучения, усложнение учебных требований.

Дошкольному детству отведено всего 4 года, но от того, как они прожиты ребенком, во многом зависит его физическое и психическое здоровье, развитие его способностей, нравственных качеств.

Физическое формирование ребенка тесно связано с его интеллектуальным и морально-волевым развитием и развитием всех психических функций. Решающую роль при этом играет влияние жизненных условий и воспитание.

В годы детства важнейшими задачами физического воспитания являются охрана жизни и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка, содействие его правильному физическому развитию и работоспособности. Но эти задачи стоят не только в выполнении мышечных упражнений, усвоении гигиенических навыков и укреплении здоровья, а как подчеркивал крупнейший педагог и педиатр Е.А. Аркин «…в культуре чувств, во внимание, в воле, в красоте, в культуре всего характера».

Данное пособие – результат работы воспитателя Натальиной Анастасии Трофимовны. Это – сборник материалов, необходимых воспитателю для работы с дошкольниками. Некоторые из них известны давно, но творчески переработаны, модифицированы автором. Основная часть создана самостоятельно на основе известной теории и методики развития и комплексной коррекции различных сторон психики детей дошкольного возраста М.И. Чистяковой.

Книга состоит из двух частей. В первой, - состоящей из трех разделов, представлен практический материал: комплексы утренней гимнастики, конспекты физкультурных занятий. Которые доставляют малышу массу удовольствия, улучшают ритмичность движения, а комментарии позволяют описывать характер физических действий – силу, темп, резкость и направление внимания детей на осознание или сравнение возникающих мышечных и эмоциональных ощущений.

Главными задачами здесь являются:

Дать ребёнку возможность испытать разнообразные мышечные ощущения – путём подражательного повторений движений;

Тренировать ребёнка, направлять и задерживать внимание на своих ощущениях, научить различать и сравнивать их;

Тренировать ребёнка, изменять характер своих движений, опираясь на контроль мышечных ощущений – работы воображения и чувств.

Тематика здесь различна в зависимости от возраста детей, от задач занятия, но каждый раз это интересная, захватывающая игра, активизирующая положительные эмоции, создающие ощущения душевного комфорта, способствующая формированию первичных навыков саморегуляции.

Во втором разделе содержатся интегрированные занятия, на которых, помимо обучающих, решаются следующие задачи:

Создание возможностей для самовыражения, формирование у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями – средствами человеческого общения (мимикой, жестом, пантомимой);

Коррекция нежелательных личностных особенностей, поведения, настроения;

Выработка у детей положительных черт характера;

Совершенствование памяти, внимания, мышления, развитие восприятия, творческих способностей, выражения, речи;

Обучение приёмам саморасслабления, снятие психологического напряжения;

Обучение детей правилам хорошего тона.

Психогимнастические образы, этюды и упражнения используются здесь с целью раскрытия творческого, нравственного, интеллектуального потенциала детей, развитие у них навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Третий раздел посвящён работе с родителями. Автор уверен, что родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает буквально заново открывать для себя радость общения с ребёнком, общения не только словесного, но и эмоционального. Многие родители в результате участия в игровых тренингах открывали такие, например, истины: невозможно испытывать отчуждение, гнев злость на ребёнка и одновременно быть счастливым родителем; нельзя, сея в душе ребёнка семена негативных эмоций, получать взамен его улыбку, любовь и радостный смех.

Вторая часть включает в себя описание этюдов, игр, упражнений, имеющих своей целью:

Развитие психических процессов (внимание, воображение, мышление, память), автоматизированный и выразительной моторики;

Выражение различных эмоциональных состояний;

Коррекцию нежелательных личностных особенностей того или иного ребёнка;

Расслабление, приведение в равновесие.

Таким образом, способность ребёнка радоваться свободе своих движений создаёт у него уверенность в себе, повышает эмоциональное, физическое благополучие и, далее, гармоничное психическое развитие. А удовлетворённое собой формирует и поддерживает положительную самооценку.

Условия реализации данного метода:

  • Отбор знаний наиболее актуальных для детей данного возраста.
  • Непрерывность и преемственность педагогического процесса.
  • Дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов.
  • Рациональное сочетание разных видов деятельности.
  • Деятельный подход.
  • Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
  • Восприятие индивидуальности как особо значимой ценности.
  • Наличие у педагогов целостного и адекватного представления о каждом ребенке, его достижениях и проблемах, о сугубо типичных и индивидуальных сторонах его личности.
  • Предоставление детям свободы выбора форм и способов проявления своей активности, возможности найти и занять свое место в жизнедеятельности сообщества.
  • Оптимальное сочетание индивидуальных и групповых форм воспитательной работы, направленных на формирование в детях общего, особенного и единичного.
  • Теоретическая и практическая готовность педагога к осуществлению индивидуально-ориентированной воспитательной деятельности.

Последовательность реализации метода:

  • Установка на определенную деятельность (эмоциональная подготовка детей к решению поставленной задачи).
  • Обеспечение деятельности, ее разбивка на операции (создание условий для успешного решения).
  • Сравнение полученных результатов с требуемыми (осознанное отношение к результату своего труда).

Критерии оценки данного метода:

  • Актуальность и важность поставленных проблем.
  • Социальная значимость проблем.
  • Самостоятельность разработки.
  • Реалистичность, экономичность.
  • Перспективность, практические результаты.

Прогнозируемые конечные результаты:

  • Повышение функциональных возможностей организма детей.
  • Рост уровня физического развития несовершеннолетних и осознание ими приоритета здорового образа жизни.
  • Активизация познавательного интереса у детей.
  • Рост позитивных изменений в поведении ребенка, его взаимоотношениях с семьей и окружающими людьми.
  • Приобретение навыков поиска и анализа необходимой информации.
  • Повышение культурного уровня и знаний о традициях народов нашей Родины у дошкольников.

Часть I. Раздел 1

Комплексы утренней гимнастики на основе психогимнастики для детей 3-4 лет

Этюды, упражнения

Дозировка

ОМУ

Этюд «Пробуждение кошки»

И.П.: ноги чуть расставлены, руки внизу.

Плавно потянуться вверх.

3 раза

Движения мягкие, плавные

Этюд «Прогулка кошки»

Ходьба мягким пружинистым шагом, с движением рук.

1-2 круга

Максимальная имитация

Этюд «Любопытная кошка»

Ходьба на четвереньках.

½ круга

Спина прямая, руки ставить мягко

Этюд «Подлезание под забор»

И.П.: стоя на коленях и ладонях, прогнуться с движением туловища вперед, назад: с поворотом головы в одну и другую стороны.

Выполняя последний раз, дети услышали «Кар» и посмотрели вверх.

3 раза

Максимальный прогиб спины, обязательный поворот головы

Посмотреть вверх

Этюд «Кошка кувыркается в песке»

И.П.: лечь на спину, ноги вместе, перекаты с одной стороны на другую.

5-6 раз

Самостоятельно

Этюд «Встряхивание песка»

И.П.: стоя на коленях и ладонях, голень поднять вверх, выполняя волнообразные движения туловищем влево, вправо.

3-4 раза

Спину держать прямо голову не опускать

Этюд «Игра с мухой»

И.П.: стоя О.С. выполнять прыжки с выбросом рук вверх.

5 раз

Максимальные прыжки

Этюд «Царапки»

Погладить друг друга по спине.

Для детей старшего дошкольного возраста (по методике М.И. Чистяковой)

Упражнения

Дозировка

ОМУ

Ходьба по залу со сменой направления.

2 круга

По звуковому сигналу

Этюд «В магазине зеркал»: упражнения выполняются с флажками.

А) «Азбука Морзе»

И.П.: ноги слегка расставлены, руки опущены.

Разноименные взмахи правой и левой руками.

Б) «Украсим дома»

И.П.: ноги чуть расставлены, руки согнуты, флажки у плеч.

Поочередные повороты в сторону с выпрямлением рук.

В) «Фейерверк»

И.П.: то же.

Взмахи обеими руками вверх с прогибанием назад, наклон вперед со взмахом рук назад.

Г) И.П.: сидя, ноги вместе – прямые, руки прямые в стороны.

Ноги согнуть, флажки к коленям вертикально.

Д) «Пружинка»

И.П.: стоя, ноги – пятки вместе, носки – врозь, флажки вниз.

Присесть, взмах вперед.

Е) «Подскоки»

Чередовать с ходьбой.

4 раза

по 3 раза

5 раз

5 раз

6 раз

3 раза

Сопровождать сюжетным рассказом

Четкое повторение взмахов

Смотреть в сторону поворота

Следить за флажками

Спина прямая

Спина прямая, пятки отрывать от пола, колени разводить в стороны

Сбор флажков

Этюд на расслабление мышечного напряжения и психоэмоционального.

«Шалтай-болтай» или «Спящий котенок».

2 минуты

Музыкальное сопровождение

Р. Паулс «Колыбельная»

Для детей младшего возраста

Этюды, упражнения

Дозировка

ОМУ

«Будь внимателен» – этюды на внимание и развитие имитационных способностей ребенка.

«Зайки» - прыжки на двух ногах,

«Лошадки» - ударяют ногой об пол,

«Раки» - пятиться,

«Птицы» - бегать, размахивая руками.

Задания выполняются во время ходьбы.

по 2 раза

Быстро и точно реагировать на звуковые сигналы

Построение в звенья.

«Силачи»

И.П.: ноги расставлены, руки в стороны.

1 – руки к плечам, кисти в кулак.

2 – И.П.

6 раз

С силой сжимаем руки

«Сильный ветер»

И.П.: ноги на ширине плеч, руки за головой.

Наклоны в стороны, вперед, назад.

И.П.: сидя, руки за головой.

Наклоны в стороны, вперед.

по 4 раза

Крепко стоит дерево

Ветер качает куст, спина прямая

И.П.: лежа на спине, руки вдоль туловища.

Поочередное поднимание ног.

4 раза

Колени не сгибать

И.П.: сидя, руки в упоре сзади.

Поочередное поднимание ног.

4 раза

Спина прямая

Этюд на расслабление мышц

«Шалтай-болтай».

2 раза

«Перекат на пятки»

И.П.: ноги слегка расставлены, руки за спиной.

1 – подняться на носки.

2 – перекат на пятки.

4 раза

Спина прямая голову не опускать

«Попрыгаем!»

И.П.: О.С., руки на поясе.

8 подпрыгиваний, поворот вправо – 8 шагов

3 раза

Прыгать легко

Этюд на мышечное и эмоциональное расслабление. «Идем за синей птицей».

Для детей среднего возраста (по методике М.И. Чистяковой)

Мероприятия, упражнения

Дозировка

Ходьба по залу под тихие удары бубна – ходьба на носках;

«Зайчики» - прыжки на двух ногах с продвижением;

«Раки» - пятиться.

3 круга

чередуя со строевой ходьбой.

Ходьба строевая, спина прямая, руки на поясе

Построение в круг.

Этюд «Поиски Карлсона», на координацию движений и развития мимики.

Имитация подтягивания на перекладине, заглядывания за нее.

6 раз

Мимика – глаза широко открыты, рот закрыт, но зубы разжаты (удивление)

Ноги прямые, руки согнуты в локтях

Этюд «Карлсон-толстяк»

И.П.: стоя, ноги расставлены, руки опущены. Изобразить толстяка.

3 раза

Предельное разведение рук в стороны и слегка назад, надувание щёк.

Этюд «Заведи пропеллер »

И.П.: стоя, руки перед грудью, на сигнал «заводи», произвести вращательные движения согнутыми руками, озвучивая движения звуком «р»

4 раза

Постепенное ускорение вращательного движения.

Этюд «Завяжи шнурки, банты »

И.П.: стоя, руки опущены, ноги слегка расставлены. Наклоны к ноге, имитируя завязывания шнурков и бантиков.

6 раза

по три наклона к каждой ноге

Колени не сгибать.

Этюд «Оглянись»

И.П.: стоя, руки на поясе, повороты в правую и левую стороны.

6 раз

Ноги прямые, повороты туловища и головы глубокие.

Этюд «Карлсон-шалун»

И.П.: лёжа на животе, руки и ноги напряжены, перекат на животе.

7 раз

Кисти держать вместе, руки и ноги напряжены.

Этюд «Радость»

И.П.: прыжки на двух ногах.

5 раз

Прыгать легко

Этюд «Отдых»

Дети располагаются, кто, как хочет, и слушают музыку.

2 минуты

Глаза закрыть.

Для детей старшего возраста

Этюды, упражнения

Дозировка

«Слушай хлопки» -этюд на развитие мимики

1- хлопок «лягушки»

2- хлопок «аисты»

3- хлопок ходьба с продвижением

3 круга

2 раза

Будь внимательным!

Бег по залу с заданием

«Будь внимательным!» - этюд на координацию движения, ходьба на носках на тихие удары бубна.

2 круга

2 раза по ½ круга

Спина прямая.

Построение в 2 шеренги.

Этюд на развитие мышц лица «Грустный и весёлый клоун»

2 раза

Мимика, жесты, пантомима

Этюд «Два клоуна» на координацию движений. подскоки, взявшись за руки с кружением.

30 сек

Движения согласованы

«Жонглёры»

И.П.: ноги чуть расставлены, руки внизу. Имитация бросания колец друг другу.

1 минута повторить 2 раза

Движения плавные, согласованные

«Акробатический этюд»

И.П.: стоя лицом друг к другу на расстоянии вытянутой руки, кисти рук положить на плечи другу. Поочерёдные махи прямой ногой назад.

8 махов каждой ногой повторить 2 раза

Прогнуться максимально назад

Этюд «Благодарю»

И.П.: ноги на ширине плеч, руки опущены. Глубокий наклон с поворотом головы вправо, влево, руки прямые максимально отвести назад.

5 раз

Ноги прямые, глубокий наклон, обратить внимание на поворот головы и улыбку.

«Качели»

И.П.: стоя лицом друг от друга, сцепиться руками, поочерёдные наклоны вперёд.

По 4 раза

Максимально приподнять друга

«Лодочка»

И.П.: сидя друг перед другом, ноги переплетены, взявшись за руки, поднимая друга из положения лёжа.

5 раз

Руки при движении прямые

Прыжки с закрытыми глазами.

И.П.: О.С., руки на поясе, прыжки – ноги вместе, врозь с закрытыми глазами.

10 прыжков

по 2 раза

Носок оттянуть

Этюд «Солнышко и тучка» - пантомима на сокращение и расслабление мышц.

2 раза

Чёткие имитационные движения

Этюд «Загораем»- на полное расслабление организма.

2 минуты

Полное расслабление всех мышц

«Стряхнём песок » - имитация встряхивания песка, поглаживание всех частей тела.

Поглаживание.

Конспект физкультурного занятия с применением нетрадиционных оздоровительных методик «В гостях у Нептуна»

(старший дошкольный возраст)

Программное содержание :

  1. Упражнять в подтягивание на животе, по гимнастической скамейке, двумя руками.
  2. Продолжать учить прыгать из обруча в обруч, отталкиваясь двумя ногами.
  3. Отрабатывать ходьбу по канату, не касаясь, пола носками ног.
  4. Закрепить подлезание по тоннелю на четвереньках.
  5. Упражнять в подпрыгивание и удара по предмету – амортизатору.
  6. Во время дыхательных упражнений следить за правильным глубоким диафрагменным вдохом через нос и выдох энергичный через нос.
  7. Воспитывать чувство коллективизма, сопереживания к своим друзьям, уважение к себе и к друг другу.

Оборудование: гимнастическая скамейка, канат, 5 набивных мячей, 4 обруча, обручи для игры по количеству детей, тоннель, дорожка препятствий, «речка», свисающие предметы.

Ход занятия: построение в шеренгу. Настрой «Я здоровый! «У меня хорошее настроение! Я буду хорошо заниматься!»

Упражнения

Дозировка

ОМУ

I

Чередование ходьбы на носках, пятках, перекатом с пятки на носок, прыжки на двух ногах. Сели с задержкой дыхания. Бег, отталкивающие предметы – амортизаторы, пролезание.

Дыхательное упражнение

«Подуем на волну»

Перелезание. Высота предмета 40 см. ОРУ «Морское путешествие»

2 минуты

3 минуты

1 раз

Идём по песчаному берегу, не наталкиваясь. Впереди река: на нас движется волна. Набрали воздух – сели. Погуляем по дну: оттолкните медузу, пройдите под щукой.

Набирайте больше воздуха, дуйте сильнее. Вот мы и на поверхности. Смотрите корабль.

Проходите на него. Встали удобно.

1 . И.П.: ноги слегка расставлены, руки внизу. 1-2 поочерёдное движение рук вперёд – в сторону, корпус слегка поворачивается.

8 раз

Покажите, как вы сейчас плыли.

2. «Штурвал»

И.П.: ноги на ширине плеч руки согнуты в локтях у груди 1-4 покачивания

8 раз

Взяли «штурвал», руки округлили: «В путь!»

3. «Земля»

И.П.: ноги на ширине плеч руки на поясе. 1- посмотреть вправо, поворот, 2- влево, 3- наклон вперёд, 4 – повернуться назад.

4 раза

Посмотрите, что на горизонте, смотрит дальше голову не опускать. Ноги не отрывать от пола: «Земля!»

4. «Гребля»

И.П.: сидя ноги прямые врозь, руки согнуты в локтях у плеч, 1- наклон вперёд, «имитируем греблю», 2- вернуться в И.П.

6 раз

Но здесь корабль не пройдёт, нужно пересесть на лодки. Гребите сильнее. Посмотрите, какие на острове раки.

5. «Раки»

И.П.: сидя упор на ладонях и ступнях со спины.

2 минуты

Покажите, как они передвигаются.

6. «Водоворот»

И. П.: сидя, ноги согнуты в коленях, руки смыкаются на коленях. Передвигаемся вокруг себя.

4 круга

Ой, ребята, что это с нашими лодками – нас засасывает. Закрутило, закрутило. Давайте выбираться, помогайте руками.

7. И.П.: основная стойка. Прыжки произвольные. Ходьба. Бег широким шагом, со сменой направления «Проверяем осанку»

20 прыж.

10 сек.

1 минута

20сек.

Ура! Мы на суше! Легко, выше.

А теперь можно обрадоваться, остров – вперед. Следим за движением, спина прямая.

II

Основные виды движений:

1 . Потягивание на скамейке двумя руками одновременно, ноги прямые.

4 раза

На этом острове нас ждут много препятствий. Готовы вы их преодолеть, тогда начали.

2. В прыжке достать до подвешенного предмета-амортизатора

4 раза

Подпрыгнуть выше, вытянуться вверх.

3. Бег «змейкой» между набивными мячами.

4 раза

Не задевайте колючки, оббегайте их.

4. Переход по канату, лежащему на полу.

4 раза

Осторожно идите по узкой тропинке, не касайтесь пола.

5 . Подлезание под канатом на четвереньках

4 раза

Будьте внимательны в тоннеле.

1. Прыжки из обруча в обруч

Упражнения для глаз

Игра «Море волнуется раз»

4 раза

20 сек

3 раза

«Спрыгните в воду», приземление на носки.

А теперь можно дать отдых глазам.

Обручи по количеству детей. Быстро занять пустой домик (берет коврики).

III

Отдых на «берегу моря» - полная релаксация.

40 сек

Мы с вами долго путешествовали, а теперь давайте отдохнем. Лягте на тёплый песок, закройте глаза и слушайте музыку. А как она закончится, вы встанете.

Спасибо наше занятие закончено. До свидания.

Конспект физкультурного занятия с элементами психогимнастики «Путешествие в лес»

(средний дошкольный возраст)

Программное содержание :

  1. Обогащать умения у детей фантазировать, заменять реальные предметы на импровизированные;
  2. закрепить ходьбу по гимнастической скамейке, приставляя пятку к носку другой ноги;
  3. упражнять в прыжках с мешочка на мешочек;
  4. закрепить ходьбу по скамейке, с опорой на ладони и ступни;
  5. упражнять детей в ползании на четвереньках с опорой на ладони и колени «змейкой»;
  6. воспитывать дружеские отношения, умение придти на помощь друзьям в преодолении препятствий.

Оборудование: 2 скамейки, 6 мешочков (400 г), 5 набивных мячей, 2 наклонные доски.

Сегодня, дети, мы отправимся в лес. С собой мы возьмём рюкзаки со всем необходимом. (Дети одевают рюкзаки).

В лесу нужно быть очень внимательными, дружными, ловкими и послушными. А теперь – в путь!

Упражнения

Дозировка

ОМУ

1.Ходьба по залу с высоким подниманием колен;

на носках;

обычная ходьба.

20 сек.

20 сек.

10 сек.

Дети, поднимайте ноги высоко, здесь высокая трава.

Ой, кажется рядом спит какой-то зверек, идите на носках, чтобы его не разбудить.

2. Бег с «горки»

1 мин. 20 сек.

Наш путь лежит через горы, бег легкий.

3. Ходьба, упражнения для глаз.

ОРУ (в движении)

40 сек.

Наш путь лежит через густой лес. Трудно пробираться, помогите руками, берегите глаза.

4. И.П.: руки вперед в стороны, поочередное движение.

10 метров

5. «Сбор ягод на поляне»

И.П.: ноги чуть расставлены, наклоны вперед– вниз, колени слегка сгибать.

10 раз

А вот и полянка, сколько здесь ягод. Давайте соберем ягоды.

6. «Разминка»

И.П.: ноги слегка расставлены, руки внизу.

1-2 – хлопки прямыми руками вперед и назад.

10 раз

После сбора ягод нужно размяться.

7. И.П.: лежа на спине встать на «мостик».

стойка 10 сек.

Старайтесь больше прогнуться, выпрямите руки, ноги слегка согните в коленях.

8. «Наклоны вперед»

И.П.: сидя ноги вместе, руки сзади упор

1 – наклон вперед, касаясь носков;

2 – в И.П.

7 раз

Колени не сгибать.

9. «Березка» - дренаж.

И.П.: лежа, поднять прямые ноги, стойка на предплечьях и лопатках.

10 сек.

На поляне очень много красивых и стройных берез. Покажите, какие они стройные.

10. И.П.: О.С. прыжки ноги вместе – ноги врозь с хлопками над головой.

35 прыжков

Ребята, а вот побежал заяц в кустах. Покажите, как он скачет.

11. Ходьба, оттягивая носок

20 сек.

А теперь можно в путь. Ой, кажется, здесь крапива. Идите осторожно.

II

1. Основные виды движений:

Ходьба по гимнастической скамейке, приставляя пятку одной ноги к носку другой, руки в стороны.

2 раза

На нашем пути река. Мостик очень узкий, смотрите, не упадите!

2. Прыжки из мешочка на мешочек (5 шт.)

2 раза

А здесь можно и по камушкам перебраться, не промахнитесь, страхуйте друг друга.

3. Ходьба по гимнастической скамейке на ладонях и ступнях.

2 раза

Посмотрите, какое бревно лежит у нас на пути.

4. Ползанье на четвереньках с опорой на колени и ладони «змейкой»

5 мячей

2 раза

5. Ходьба по залу со сменой направления.

30 сек.

Вот и выбрались мы на хорошую дорогу и садик совсем близко. Вот мы и пришли.

III

Игра «Охотники и обезьяны» (полная релаксация).

1. Ходьба с закрытыми глазами.

2 раза

15 сек.

Теперь можно отдохнуть и поиграть.

Ходить не натыкаясь друг на друга.

Литература:

  1. М.И.Чистякова «Психогимнастика»
  2. Е.А.Алябьева «Психогимнастика в детском саду»
  3. С.А.Шмаков «Игры – шутки, игры – минутки»
  4. В.Е.Дружинин «Психическое здоровье детей»
  5. Н.Л.Кряжева «Мир детских эмоций детей 5-7 лет»
  6. Т.Б.Мазепина «Развитие навыков ребенка в играх, тренингах, тестах»
  7. Н.Т.Яковлева «Психологическая помощь дошкольнику»
  8. А.Е.Антипина «Театрализованная деятельность в детском саду»
  9. А.Н.Максаков, Т.А.Тумакова «Учите, играя»
  10. Л.В.Артемова «Окружающий мир в дидактических играх дошкольника»
  11. Л.Ю.Субботина «Развитие воображения у детей»
  12. Е.Л.Агаева «Чего на свете не бывает?»
  13. В.Волина «Праздник букваря»
  14. В.Волина «Праздник числа»
  15. А.Ф.Чистяков «Пословица не зря молвится»
  16. Е.Н.Арнаутова «Педагог и семья»

Полную версию работы можно .

1 . Педагог показывает детям пиктограммы с изображением лиц, выражающих разные эмоции: радость, спокойствие, печаль, злость. Дети с помощью педагога называют эмоциональное состояние человека: радостный, печальный, сердитый, спокойный, а затем пробуют изобразить эти эмоциональные состояния. Можно попросить изобразить злую Бабу-Ягу, доброго волшебника, печальную Аленушку, огорченного Ивана- царевича. Полезно сделать это перед зеркалом или зеркальцами.

2. «Пылесос и пылинки»

Дети выступают в роли пылинок, педагог – в роли пылесоса. Сначала пылинки весело танцуют в луче солнца. Заработал пылесос. Пылинки закружились вокруг себя и, кружась все медленнее, оседают на пол. Пылесос собирает пылинки. Кого он коснется, тот встает и уходит на свое место.

Когда ребенок - пылинка садится на пол, спина и плечи у него расслабляются и сгибаются вперед - вниз, руки опускаются, голова наклоняется, он весь как бы обмякает.

3. «Цветок»

Педагог рассказывает детям о цветке, а дети изображают рост цветка в соответствии с рассказом.

«Теплый луч упал на землю и согрел в земле семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивает свою голову вслед солнцу».

Выразительные движения6 сесть на корточки, голову и руки опустить, поднимается голова, распрямляется корпус, руки поднимаются в стороны – цветок расцвел; голова слегка откидывается назад, медленно поворачивает вслед за солнцем.

Мимика: глаза полузакрыты, губы в улыбке, мышцы лица расслаблены.

4. «Лягушки»

Изобразите лягушек, которые охотятся за комарами. Они притаились и замерзли. Поймали комарика, довольны. А сейчас представьте, что одна из лягушек прыгнула к вам на ладошку. Что будете делать? (я бережно посажу ее на травку.) покажите, как вы будете держать лягушку в ладошке и посадите ее на травку. А теперь скажите, какая лягушка6 сухая или мокрая? Почему она мокрая? (Потому что она живет в воде или возле воды.) А какими станут руки после того, как вы отпустите лягушку? (Тоже мокрыми). Что нужно сделать, чтобы руки стали сухими? (Посушить их на солнце, вытереть полотенцем.

5. Психогимнастика: упражнение на расслабление «Заводные игрушки»

Дети, сейчас вы превратитесь в заводные игрушки.

Вокруг себя повернись,

В куклу Машу превратись.

Дети изображают куклу, пляшущего медвежонка, зайку, играющего на барабане, веселого клоуна.

Заводные игрушки сломались! Замрите в тех позах, в каких вы сейчас стоите.

Дети застывают в определенной позе.

Почувствуйте напряжение. А сейчас покажите, как вы умеете расслабляться. Сначала уроните голову, левую руку, затем туловище. Вам очень жалко сломанную куклу, покажите, как вы огорчены. Папа починил куклу. И вы рады. Покажите, как вы радуетесь.

6. «Кошка и мышки»

Два мышонка должны перейти дорогу, на которой спит котенок. Они то идут на носочках, то останавливаются и знаками показывают друг другу: «Тише!»

Этюд сопровождается музыкой.

Выразительные движения: шея вытянута вперед, указательный палец приставлен к сжатым губам, брови подняты вверх.

7. «Слушай хлопки»

Играющие идти по кругу. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу «аиста» 9стоять на 1 ноге, руки в стороны). Если ведущий хлопнет 2 раза, играющие должны принять позу «Лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу). На 3 хлопка дети возобновляют ходьбу.

8. «Вот так позы»

Играющие принимать различные позы. Водящий, посмотрев на них, должен запомнить и воспроизвести их, когда все дети вернуться в исходное положение.

9. «Зеваки»

Играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего 9например, звонок колокольчика) останавливаются, хлопают в ладоши, разворачиваются по кругу и продолжают движение. Направление меняется после каждого сигнала. Ребенок, не выполнивший правильно задание, садится в середину круга.

10. «Разведчики»

В комнате расставлены стулья в произвольном порядке. Один ребенок (разведчик) идет через комнату, обходя стулья с любой стороны, а другой ребенок (командир), запомнив дорогу, должен провести отряд тем же путем. Затем разведчиком и командиром отряда становятся другие дети. Разведчик прокладывает новый путь, а командир ведет по этому пути весь отряд.

11. «Пожалуйста»

Вариант 1

Все участники игры вместе с педагогом становятся в круг. Ведущий говорит, что он будет показывать разные движения 9физкультурные, танцевальные, шуточные), а ребята должны их повторять лишь в том случае, если он показу добавит слово «пожалуйста». Кто ошибается, выбывает из игры.

Вариант 2

Игра проводится так же, как и в 1 –о варианте, но только тот, кто ошибается, выходит на середину и выполняет какое-нибудь задание, например надо улыбнуться. Попрыгать на одной ноге и т.д.

12. «Кто что делал?»

Двое игроков стоят рядом друг с другом. Они под музыку делают по очереди различные движения и повторяют эти движения 4 раза. Третий ребенок должен запомнить, что они делали, и повторить их движения.

Последнее время всё чаще говорят о психогимнастике, она даже включена в обязательную программу дошкольных учреждений. Что же это такое, и как ею заниматься?

Как гимнастика полезна для гармоничного развития тела ребёнка, так психогимнастика полезна для психики. Это комплекс особых упражнений, направленных на развитие эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков, а также на борьбу с различными психологическими проблемами.

Психогимнастика помогает детям:

  • разобраться в себе, своих чувствах и чувствах других;
  • научиться демонстрировать и понимать эмоции;
  • избавиться от стеснительности, брезгливости, страхов и прочих неприятностей;
  • научиться контролировать свои движения.

Заниматься психогимнастикой стоит с малышами, которые уже понимают инструкции и могут выполнять упражнения, — примерно с 2,5-3 лет. Подобные занятия практикуются в детских садах, развивающих и психологических центрах, но можно устраивать их и дома. Для этого необходимо иметь так называемую картотеку упражнений по психогимнастике для определённого возраста.

Основная особенность психогимнастических упражнений в том, что проводятся они в форме игры, поэтому нравятся всем детям без исключения. Каждое упражнение называется этюдом и напоминает сценку, которую разыгрывают малыши. Часто на фоне звучит подходящая музыка (рекомендации по выбору музыкального сопровождения указываются в описании занятий).

Перед началом занятия проводится небольшая разминка, которая призвана расслабить, раскрепостить ребёнка и настроить его на игру. Объектами внимания во время разминки могут быть звуки, голоса, предметы, невидимое окружение, люди, их одежда, эмоции, контакты и тому подобное. «Что изменилось в этой комнате?», «Какие звуки ты различаешь на улице, в соседнем помещении?», «С закрытыми глазами угадай, кто подал голос?», «Кто к тебе прикоснулся?», «Кто крепче всех пожал руку?», «Какой предмет самый большой, самый тёплый, шероховатый?», «У кого из детей белые носочки?», «Кто самый весёлый (грустный)?», «Какие зверюшки есть в этой комнате?».

Хотя среди упражнений по психогимнастике есть и такие, которые ребёнок может выполнять в одиночестве, большинство из них направлены на установление контакта с другими и совместную деятельность. Поэтому в домашней обстановке сложно полноценно заниматься психогимнастикой, и нужно по возможности подключать к играм нескольких детей или, в крайнем случае, взрослых.

Вот несколько полезных упражнений, направленных на всестороннее развитие малыша.

1. «Солнечный зайчик»

Цель: снятие напряжения мышц лица.

Взрослый говорит: «Хочешь поиграть с солнечным зайчиком?

Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями на лбу, на носу, на ротике, на щёчках, на подбородке, поглаживай аккуратно голову, шею, руки, ноги. Он забрался на живот — погладь животик. Солнечный зайчик не озорник, он любит тебя, подружись с ним. Отлично! Мы подружились с солнечным зайчиком, глубоко вздохнём и улыбнёмся друг другу».

Мамы на Детстране обсуждают:

2. «Говорящие предметы»

Цель: развивать у ребёнка способность к отождествлению себя с кем-то или с чем-то, учить детей сопереживать.

В ходе игры дети берут на себя разные роли и описывают свое состояние, причины действий, систему отношений с действительностью.

Начинает первый ребёнок: «Я не Саша, я шарик. Мне бы понравилось, если бы я был не одноцветным, а разукрашенным весёлым узором. Мне бы хотелось, чтобы меня не держали на верёвочке, а отпустили свободно летать, куда захочу». Продолжает следующий ребёнок: «Я не Боря, я мяч. Я из резины и хорошо надут. Дети радуются, когда перебрасывают меня друг другу!»

Взрослый предлагает названия следующих предметов: пальто, автобус, мыло и т.п. Дети также предлагают свои варианты.

3. «Надувала кошка мяч»

Цель: снятие эмоционального и мышечного напряжения.

Дети находятся в расслабленной позе, они изображают сдувшиеся шарики. Взрослый произносит текст:

Надувала кошка шар (дети выпрямляют туловище, надувают щёки),

А котёнок ей мешал:

Подошел и лапкой - топ!

А у кошки шарик - лоп! («Шарики» со звуком сдуваются и возвращаются в исходное положение).


4. «Обними и приласкай игрушку»

Цель: удовлетворить потребность детей в эмоциональном тепле и близости.

Взрослый приносит в комнату одну или несколько мягких игрушек, например, куклу, собаку, медведя, зайца, кошку и т.д. Дети гуляют по комнате. По сигналу они разбиваются на группы и проходят к той игрушке, которую хотели бы приласкать. Первый ребёнок берёт игрушку, обнимает её и говорит ей что-нибудь нежное и приятное. Затем передаёт игрушку своему соседу. Тот, в свою очередь, тоже должен обнять игрушечного зверя и сказать ласковые слова. Игра может повторяться несколько раз.

5. «Я и мое настроение»

Цель: научить детей осознавать и принимать свои чувства и переживания. В этом упражнении используется метод незаконченных предложений. Попросите ребёнка продолжить фразу:

Я радуюсь, когда…

Я горжусь тем, что…

Мне бывает грустно, когда…

Мне бывает страшно, когда…

Я злюсь, когда…

Я был удивлён, когда…

Когда меня обижают,…

Я сержусь, если…

Однажды я испугался…

6. «Поводырь»

Цель: научить детей сочувствовать и помогать.

Взрослый объясняет, что все люди разные и некоторым из них необходима помощь добрых людей. Один ребёнок изображает незрячего, кладет руку на плечо друга — «поводыря» — и закрывает глаза. «Поводырь» в медленном темпе совершает различные движения, перемещается по комнате, преодолевая препятствия. Ребёнок с закрытыми глазами должен следовать рядом с ним. Затем дети меняются ролями.

Психогимнастика для детей 3 – 4 лет

1 . Педагог показывает детям пиктограммы с изображением лиц, выражающих разные эмоции: радость, спокойствие, печаль, злость. Дети с помощью педагога называют эмоциональное состояние человека: радостный, печальный, сердитый, спокойный, а затем пробуют изобразить эти эмоциональные состояния. Можно попросить изобразить злую Бабу-Ягу, доброго волшебника, печальную Аленушку, огорченного Ивана- царевича. Полезно сделать это перед зеркалом или зеркальцами.

2. «Пылесос и пылинки»

Дети выступают в роли пылинок, педагог – в роли пылесоса. Сначала пылинки весело танцуют в луче солнца. Заработал пылесос. Пылинки закружились вокруг себя и, кружась все медленнее, оседают на пол. Пылесос собирает пылинки. Кого он коснется, тот встает и уходит на свое место.

Когда ребенок - пылинка садится на пол, спина и плечи у него расслабляются и сгибаются вперед - вниз, руки опускаются, голова наклоняется, он весь как бы обмякает.

3. «Цветок»

Педагог рассказывает детям о цветке, а дети изображают рост цветка в соответствии с рассказом.

«Теплый луч упал на землю и согрел в земле семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивает свою голову вслед солнцу».

Выразительные движения6 сесть на корточки, голову и руки опустить, поднимается голова, распрямляется корпус, руки поднимаются в стороны – цветок расцвел; голова слегка откидывается назад, медленно поворачивает вслед за солнцем.

Мимика: глаза полузакрыты, губы в улыбке, мышцы лица расслаблены.

4. «Лягушки»

Изобразите лягушек, которые охотятся за комарами. Они притаились и замерзли. Поймали комарика, довольны. А сейчас представьте, что одна из лягушек прыгнула к вам на ладошку. Что будете делать? (я бережно посажу ее на травку.) покажите, как вы будете держать лягушку в ладошке и посадите ее на травку. А теперь скажите, какая лягушка6 сухая или мокрая? Почему она мокрая? (Потому что она живет в воде или возле воды.) А какими станут руки после того, как вы отпустите лягушку? (Тоже мокрыми). Что нужно сделать, чтобы руки стали сухими? (Посушить их на солнце, вытереть полотенцем.

5. Психогимнастика: упражнение на расслабление «Заводные игрушки»

Дети, сейчас вы превратитесь в заводные игрушки.

Вокруг себя повернись,

В куклу Машу превратись.

Дети изображают куклу, пляшущего медвежонка, зайку, играющего на барабане, веселого клоуна.

Заводные игрушки сломались! Замрите в тех позах, в каких вы сейчас стоите.

Дети застывают в определенной позе.

Почувствуйте напряжение. А сейчас покажите, как вы умеете расслабляться. Сначала уроните голову, левую руку, затем туловище. Вам очень жалко сломанную куклу, покажите, как вы огорчены. Папа починил куклу. И вы рады. Покажите, как вы радуетесь.

6. «Кошка и мышки»

Два мышонка должны перейти дорогу, на которой спит котенок. Они то идут на носочках, то останавливаются и знаками показывают друг другу: «Тише!»

Этюд сопровождается музыкой.

Выразительные движения: шея вытянута вперед, указательный палец приставлен к сжатым губам, брови подняты вверх.

7. «Слушай хлопки»

Играющие идти по кругу. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу «аиста» 9стоять на 1 ноге, руки в стороны). Если ведущий хлопнет 2 раза, играющие должны принять позу «Лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу). На 3 хлопка дети возобновляют ходьбу.

8. «Вот так позы»

Играющие принимать различные позы. Водящий, посмотрев на них, должен запомнить и воспроизвести их, когда все дети вернуться в исходное положение.

9. «Зеваки»

Играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего 9например, звонок колокольчика) останавливаются, хлопают в ладоши, разворачиваются по кругу и продолжают движение. Направление меняется после каждого сигнала. Ребенок, не выполнивший правильно задание, садится в середину круга.

10. «Разведчики»

В комнате расставлены стулья в произвольном порядке. Один ребенок (разведчик) идет через комнату, обходя стулья с любой стороны, а другой ребенок (командир), запомнив дорогу, должен провести отряд тем же путем. Затем разведчиком и командиром отряда становятся другие дети. Разведчик прокладывает новый путь, а командир ведет по этому пути весь отряд.

11. «Пожалуйста»

Вариант 1

Все участники игры вместе с педагогом становятся в круг. Ведущий говорит, что он будет показывать разные движения 9физкультурные, танцевальные, шуточные), а ребята должны их повторять лишь в том случае, если он показу добавит слово «пожалуйста». Кто ошибается, выбывает из игры.

Вариант 2

Игра проводится так же, как и в 1 –о варианте, но только тот, кто ошибается, выходит на середину и выполняет какое-нибудь задание, например надо улыбнуться. Попрыгать на одной ноге и т.д.

12. «Кто что делал?»

Двое игроков стоят рядом друг с другом. Они под музыку делают по очереди различные движения и повторяют эти движения 4 раза. Третий ребенок должен запомнить, что они делали, и повторить их движения.