Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. «Два брата»: анализ произведения

Деревья разговаривать не умеют и стоят на месте, но все-таки они жи- вые. Они дышат. Они растут всю жизнь. Даже огромные старики-деревья и те каждый год подрастают, как маленькие дети. Стада пасут пастухи, а о лесах заботятся лесничие. И вот в одном огромном лесу жил-был лесничий, по имени Чернобородый. Он целый день бродил взад и вперед по лесу, и каждое дерево на своем участке знал он по имени. В лесу лесничий всегда был весел, но зато дома он часто вздыхал и хмурился. В лесу у него все шло хорошо, а дома бедного лесничего очень огорчали его сыновья. Звали их Старший и Младший. Старшему было двенад- цать лет, а Младшему - семь. Как лесничий ни уговаривал своих детей, сколько ни просил, - братья ссорились каждый день, как чужие. И вот однажды - было это двадцать восьмого декабря, утром, - позвал лесничий сыновей и сказал, что елки к Новому году он им не устроит. За елочными украшениями надо ехать в город. Маму послать - ее по дороге волки съедят. Самому ехать - он не умеет по магазинам ходить. А вдвоем ехать тоже нельзя. Без родителей старший брат младшего совсем погубит. Старший был мальчик умный. Он хорошо учился, много читал и умел убе- дительно говорить. И вот он стал убеждать отца, что он не обидит Младше- го и что дома все будет в полном порядке, пока родители не вернутся из города. - Ты даешь мне слово? - спросил отец. - Даю честное слово, - ответил Старший. - Хорошо, - сказал отец. - Три дня нас не будет дома. Мы вернемся тридцать первого вечером, часов в восемь. До этого времени ты здесь бу- дешь хозяином. Ты отвечаешь за дом, а главное - за брата. Ты ему будешь вместо отца. Смотри же! И вот мама приготовила на три дня три обеда, три завтрака и три ужина и показала мальчикам, как их нужно разогревать. А отец принес дров на три дня и дал Старшему коробку спичек. После этого запрягли лошадь в са- ни, бубенчики зазвенели, полозья заскрипели, и родители уехали. Первый день прошел хорошо. Второй - еще лучше. И вот наступило тридцать первое декабря. В шесть часов накормил Стар- ший Младшего ужином и сел читать книжку "Приключения Синдбада-Морехода". И дошел он до самого интересного места, когда появляется над кораблем птица Рок, огромная, как туча, и несет она в когтях камень величиной с дом. Старшему хочется узнать, что будет дальше, а Младший слоняется вок- руг, скучает, томится. И стал Младший просить брата: - Поиграй со мной, пожалуйста. Их ссоры всегда так и начинались. Младший скучал без Старшего, а тот гнал брата безо всякой жалости и кричал: "Оставь меня в покое!" И на этот раз кончилось дело худо. Старший терпел-терпел, потом схва- тил Младшего за шиворот, крикнул: "Оставь меня в покое!" - вытолкнул его во двор и запер дверь. А ведь зимой темнеет рано, и во дворе стояла уже темная ночь. Младший забарабанил в дверь кулаками и закричал: - Что ты делаешь! Ведь ты мне вместо отца! У Старшего сжалось на миг сердце, он сделал шаг к двери, но потом по- думал: "Ладно, ладно. Я только прочту пять строчек и пущу его обратно. За это время ничего с ним не случится". И он сел в кресло и стал читать - и зачитался, а когда опомнился, то часы показывали уже без четверти восемь. Старший вскочил и закричал: - Что же это! Что я наделал! Младший там на морозе, один, неодетый! И он бросился во двор. Стояла темная-темная ночь, и тихо-тихо было вокруг. Старший во весь голос позвал Младшего, но никто ему не ответил. Тогда Старший зажег фонарь и с фонарем обыскал все закоулки во дворе. Брат пропал бесследно. Свежий снег запорошил землю, и на снегу не было следов Младшего. Он исчез неведомо куда, как будто его унесла птица Рок. Старший горько заплакал и громко попросил у Младшего прощенья. Но и это не помогло. Младший брат не отзывался. Часы в доме пробили восемь раз, и в ту же минуту далеко-далеко в лесу зазвенели бубенчики. "Наши возвращаются, - подумал с тоскою Старший. - Ах, если бы все пе- редвинулось на два часа назад! Я не выгнал бы младшего брата во двор. И теперь мы стояли бы рядом и радовались". А бубенчики звенели все ближе и ближе; вот стало слышно, как фыркает лошадь, вот заскрипели полозья, и сани въехали во двор. И отец выскочил из саней. Его черная борода на морозе покрылась инеем и теперь была сов- сем белая. Вслед за отцом из саней вышла мать с большими корзинками в руках. И отец и мать были веселы, - они не знали, что дома случилось такое нес- частье. - Зачем ты выбежал во двор без пальто? - спросила мать. - А где Младший? - спросил отец. Старший не ответил ни слова. - Где твой младший брат? - спросил отец еще раз. И Старший заплакал. И отец взял его за руку и повел в дом. И мать молча пошла за ними. И Старший все рассказал родителям. Кончив рассказ, мальчик взглянул на отца. В комнате было тепло, а иней на бороде отца не растаял. И Старший вскрикнул. Он вдруг понял, что теперь борода отца бела не от инея. Отец так огорчился, что даже посе- дел. - Одевайся, - сказал отец тихо. - Одевайся и уходи. И не смей возвра- щаться, пока не разыщешь своего младшего брата. - Что же, мы теперь совсем без детей останемся? - спросила мать пла- ча, но отец ей ничего не ответил. И Старший оделся, взял фонарь и вышел из дому. Он шел и звал брата, шел и звал, но никто ему не отвечал. Знакомый лес стеной стоял вокруг, но Старшему казалось, что он теперь один на свете. Деревья, конечно, живые существа, но разговаривать они не умеют и стоят на месте как вкопанные. А кроме того, зимою они спят крепким сном. И мальчику не с кем было поговорить. Он шел по тем местам, где часто бе- гал с младшим братом. И трудно было ему теперь понять, почему это они всю жизнь ссорились, как чужие. Он вспомнил, какой Младший был ху- денький, и как на затылке у него прядь волос всегда стояла дыбом, и как он смеялся, когда Старший изредка шутил с ним, и как радовался и старал- ся, когда Старший принимал его в свою игру. И Старший жалел, так жалел брата, что не замечал ни холода, ни темноты, ни тишины. Только изредка ему становилось очень жутко, и он оглядывался по сторонам, как заяц. Старший, правда, был уже большой мальчик, двенадцати лет, но рядом с ог- ромными деревьями в огромном лесу он казался совсем маленьким. Вот кончился участок отца, и начался участок соседнего лесничего, ко- торый приезжал в гости каждое воскресенье играть с отцом в шахматы. Кон- чился и его участок, и мальчик зашагал по участку лесничего, который бы- вал у них в гостях только раз в месяц. А потом пошли участки лесничих, которых мальчик видел только раз в три месяца, раз в полгода, раз в год. Свеча в фонаре давно погасла, а Старший шагал, шагал, шагал все быстрее и быстрее. Вот уже кончились участки таких лесничих, о которых Старший только слышал, но не встречал ни разу в жизни. А потом дорожка пошла все вверх и вверх, и, когда рассвело, мальчик увидел: крутом, куда ни глянешь, все горы и горы, покрытые густыми лесами. Старший остановился. Он знал, что от их дома до гор семь недель езды. Как же он добрался сюда за одну только ночь? И вдруг мальчик услышал где-то далеко-далеко легкий звон. Сначала ему показалось, что это звенит у него в ушах. Потом он задрожал от радости: не бубенчики ли это? Может быть, младший брат нашелся и отец гонится за Старшим в санях, чтобы отвезти его домой. Но звон не приближался, и никогда бубенчики не звенели так тонко и так ровно. - Пойду и узнаю, что там за звон, - сказал Старший. Он шел час, и два, и три. Звон становился все громче и громче. И вот мальчик очутился среди удивительных деревьев - высокие сосны росли вок- руг, но они были прозрачные как стекла. Верхушки сосен сверкали на солн- це так, что больно было смотреть. Сосны раскачивались на ветру, ветки били о ветки и звенели, звенели, звенели. Мальчик пошел дальше и увидел прозрачные елки, прозрачные березы, прозрачные клены. Огромный прозрачный дуб стоял среди поляны и звенел басом, как шмель. Мальчик поскользнулся и посмотрел под ноги. Что это? И земля в этом лесу прозрачная! А в земле темнеют и переплетаются как змеи, и уходят в глубину прозрачные корни деревьев. Мальчик подошел к березе и отломил веточку. И, пока он ее разгляды- вал, веточка растаяла, как ледяная сосулька. И Старший понял: лес, промерзший насквозь, превратившийся в лед, сто- ит вокруг. И растет этот лес на ледяной земле, и корни деревьев тоже ле- дяные. - Здесь такой страшный мороз, почему же мне не холодно? - спросил Старший. - Я распорядился, чтобы холод не причинил тебе до поры до времени ни- какого вреда, - ответил кто-то тоненьким звонким голосом. Мальчик оглянулся. Позади стоял высокий старик в шубе, шапке и валенках из чистого пу- шистого снега. Борода и усы старика были ледяные и позванивали тихонько, когда он говорил. Старик смотрел на мальчика не мигая. Не доброе и не злое лицо его было до того спокойно, что у мальчика сжалось сердце. А старик, помолчав, повторил отчетливо, гладко, как будто он читал по книжке или диктовал: - Я. Распорядился. Чтобы холод. Не причинил. Тебе. До поры до време- ни. Ни малейшего вреда. Ты знаешь, кто я? - Вы как будто Дедушка Мороз? - спросил мальчик. - Отнюдь нет! - ответил старик холодно. - Дедушка Мороз - мой сын. Я проклял его, - этот здоровяк слишком добродушен. Я - Прадедушка Мороз, а это совсем другое дело, мой юный друг. Следуй за мной. И старик пошел вперед, неслышно ступая по льду своими мягкими белос- нежными валенками. Вскоре они остановились у высокого крутого холма. Прадедушка Мороз порылся в снегу, из которого была сделана его шуба, и вытащил огромный ледяной ключ. Щелкнул замок, и тяжелые ледяные ворота открылись в холме. - Следуй за мной, - повторил старик. - Но ведь мне нужно искать брата! - воскликнул мальчик. - Твой брат здесь, - сказал Прадедушка Мороз спокойно. - Следуй за мной. И они вошли в холм, и ворота со звоном захлопнулись, и Старший ока- зался в огромном, пустом ледяном зале. Сквозь открытые настежь высокие двери виден был следующий зал, за ним еще и еще. Казалось, что нет конца этим просторным, пустынным комнатам. На стенах горели холодным белым светом круглые ледяные фонари. Над дверью в соседний зал, на ледяной табличке, была вырезана цифра "2". - В моем дворце сорок девять таких залов. Следуй за мной, - приказал Прадедушка Мороз. Ледяной пол был такой скользкий, что мальчик упал два раза, но старик даже не обернулся. Он мерно шагал вперед и остановился только в двадцать пятом зале ледяного дворца. Посреди этого зала стояла высокая белая печь. Мальчик обрадовался. Ему так хотелось погреться. Но в печке этой ледяные поленья горели черным пламенем. Черные отб- лески прыгали по полу. Из печной дверцы тянуло леденящим холодом. И Прадедушка Мороз опустился на ледяную скамейку у ледяной печки и протянул свои ледяные пальцы к ледяному пламени. - Садись рядом, померзнем, - предложил он мальчику. Мальчик ничего не ответил. А старик уселся поудобнее и мерз, мерз, мерз, пока ледяные поленья не превратились в ледяные угольки. Тогда Прадушка Мороз заново набил печь ледяными дровами и разжег их ледяными спичками. - Ну, а теперь я некоторое время посвящу беседе с тобою, - сказал он мальчику. - Ты. Должен. Слушать. Меня. Внимательно. Понял? Мальчик кивнул головой. И Прадедушка Мороз продолжал отчетливо и гладко: - Ты. Выгнал. Младшего брата. На мороз. Сказав. Чтобы он. Оставил. Тебя. В покое. Мне нравится этот поступок. Ты любишь покой так же, как я. Ты останешься здесь навеки. Понял? - Но ведь нас дома ждут! - воскликнул Старший жалобно. - Ты. Останешься. Здесь. Навеки, - повторил Прадедушка Мороз. Он подошел к печке, потряс полами своей снежной шубы, и мальчик вскрикнул горестно. Из снега на ледяной пол посыпались птицы. Синицы, поползни, дятлы, маленькие лесные зверюшки, взъерошенные и окоченевшие, горкой легли на полу. - Эти суетливые существа даже зимой не оставляют лес в покое, - ска- зал старик. - Они мертвые? - спросил мальчик. - Я успокоил их, но не совсем, - ответил Прадедушка Мороз. - Их сле- дует вертеть перед печкой, пока они не станут совсем прозрачными и ледя- ными. Займись. Немедленно. Этим. Полезным. Делом. - Я убегу! - крикнул мальчик. - Ты никуда не убежишь! - ответил Прадедушка Мороз твердо. - Брат твой заперт в сорок девятом зале. Пока что - он удержит тебя здесь, а вспоследствии ты привыкнешь ко мне. Принимайся за работу. И мальчик уселся перед открытой дверцей печки. Он поднял с полу дят- ла, и руки у него задрожали. Ему казалось, что птица еще дышит. Но ста- рик не мигая смотрел на мальчика, и мальчик угрюмо протянул дятла к ле- дяному пламени. И перья несчастной птицы сначала побелели как снег. Потом вся она стала твердой как камень. А когда она сделалась прозрачной как стекло, старик сказал: - Готово! Принимайся за следующую. До поздней ночи работал мальчик, а Прадедушка Мороз неподвижно стоял возле. Потом он осторожно уложил ледяных птиц в мешок и спросил мальчи- ка: - Руки у тебя не замерзли? - Нет, - ответил он. - Это я распорядился, чтобы холод не причинил тебе до поры до времени никакого вреда, - сказал старик. - Но помни! Если. Ты. Ослушаешься. Ме- ня. То я. Тебя. Заморожу. Сиди здесь и жди. Я скоро вернусь. И Прадедушка Мороз, взяв мешок, ушел в глубину дворца, и мальчик ос- тался один. Где-то далеко-далеко захлопнулась со звоном дверь, и эхо перекатилось по всем залам. И Прадедушка Мороз вернулся с пустым мешком. - Пришло время удалиться ко сну, - сказал Прадедушка Мороз. И он указал мальчику на ледяную кровать, которая стояла в углу. Сам он занял такую же кровать в противоположном конце зала. Прошло две-три минуты, и мальчику показалось, что кто-то заводит кар- манные часы. Но он понял вскоре, что это тихонько храпит во сне Праде- душка Мороз. Утром старик разбудил его. - Отправляйся в кладовую, - сказал он. - Двери в ней находятся в ле- вом углу зала. Принеси завтрак номер один. Он стоит на полке номер де- вять. И мальчик пошел в кладовую. Она была большая, как зал. Замороженная еда стояла на полках. И Старший принес на блюде завтрак номер один.
И котлеты, и чай, и хлеб - все было ледяное, и все это надо было грызть или сосать, как леденцы. - Я удалюсь на промысел, - сказал Прадедушка Мороз, окончив завтрак. - Можешь бродить по всем комнатам и даже выходить из дворца. До сви- данья, мой юный ученик. И Прадедушка Мороз удалился, неслышно ступая своими белоснежными ва- ленками, а мальчик бросился в сорок девятый зал. Он бежал, и падал, и звал брата во весь голос, но только эхо отвечало ему. И вот он добрался, наконец, до сорок девятого зала и остановился как вкопанный. Все двери были открыты настежь, кроме одной, последней, над которой стояла цифра "49". Последний зал был заперт наглухо. - Младший! - крикнул старший брат. - Я пришел за тобой. Ты здесь? - Ты здесь? - повторило эхо. Дверь была вырезана из цельного промерзшего ледяного дуба. Мальчик уцепился ногтями за ледяную дубовую кору, но пальцы его скользили и сры- вались. Тогда он стал колотить в дверь кулаками, плечом, ногами, пока совсем не выбился из сил. И хоть бы ледяная щепочка откололась от ледя- ного дуба. И мальчик тихо вернулся обратно, и почти тотчас же в зал вошел Праде- душка Мороз. И после ледяного обеда до поздней ночи мальчик вертел перед ледяным огнем несчастных замерзших птиц, белок и зайцев. Так и пошли дни за днями. И все эти дни Старший думал, и думал, и думал только об одном: чем бы разбить ему ледяную дубовую дверь. Он обыскал всю кладовую. Он ворочал мешки с замороженной капустой, с замороженным зерном, с замороженными орехами, надеясь найти топор. И он нашел его, наконец, но и топор отска- кивал от ледяного дуба, как от камня. И Старший думал, думал и наяву и во сне, об одном, все об одном. А старик хвалил мальчика за спокойствие. Стоя у печки неподвижно как столб, глядя, как превращаются в лед птицы, зайцы, белки, Прадедушка Мо- роз говорил: - Нет, я не ошибся в тебе, мой юный друг. "Оставь меня в покое!" - какие великие слова. С помощью этих слов люди постоянно губят своих братьев. "Оставь меня в покое!" Эти. Великие. Слова. Установят. Когдани- будь. Вечный. Покой. На земле. И отец, и мать, и бедный младший брат, и все знакомые лесничие гово- рили просто, а Прадедушка Мороз как будто читал по книжке, и разговор его наводил такую же тоску, как огромные пронумерованные залы. Старик любил вспоминать о древних-древних временах, когда ледники покрывали почти всю землю. - Ах, как тихо, как прекрасно было тогда жить на белом холодном све- те! - рассказывал он, и его ледяные усы и борода звенели тихонько. - Я был тогда молод и полон сил. Куда исчезли мои дорогие друзья - спокой- ные, солидные, гигантские мамонты! Как я любил беседовать с ними! Прав- да, язык мамонтов труден. У этих огромных животных и слова были огром- ные, необычайно длинные. Чтобы произнести одно только слово на языке ма- монтов, нужно было потратить двое, а иногда и трое суток. Но. Нам. Неку- да. Было. Спешить. И вот однажды, слушая рассказы Прадедушки Мороза, мальчик вскочил и запрыгал на месте как бешеный. - Что значит твое нелепое поведение? - спросил старик сухо. Мальчик не ответил ни слова, но сердце его так и стучало от радости. Когда думаешь все об одном и об одном, то непременно в конце концов придумаешь, что делать. Спички! Мальчик вспомнил, что у него в кармане лежат те самые спички, которые ему дал отец, уезжая в город. И на другое же утро, едва Прадедушка Мороз отправился на промысел, мальчик взял из кладовой топор и веревку и выбежал из дворца. Старик пошел налево, а мальчик побежал направо, к живому лесу, кото- рый темнел за прозрачными стволами ледяных деревьев. На самой опушке жи- вого леса лежала в снегу огромная сосна. И топор застучал, и мальчик вернулся во дворец с большой вязанкой дров. У ледяной дубовой двери в сорок девятый зал мальчик разложил высокий костер. Вспыхнула спичка, затрещали щепки, загорелись дрова, запрыгало настоящее пламя, и мальчик засмеялся от радости. Он уселся у огня и грелся, грелся, грелся. Дубовая дверь сначала только блестела и сверкала так, что больно было смотреть, но вот, наконец, вся она покрылась мелкими водяными капелька- ми. И когда костер погас, мальчик увидел: дверь чуть-чуть подтаяла. - Ага! - сказал он и ударил по двери топором. Но ледяной дуб по-преж- нему был тверд как камень. - Ладно! - сказал мальчик. - Завтра начнем сначала. Вечером, сидя у ледяной печки, мальчик взял и осторожно припрятал в рукав маленькую синичку. Прадедушка Мороз ничего не заметил. И на другой день, когда костер разгорелся, мальчик протянул птицу к огню. Он ждал, ждал, и вдруг клюв у птицы дрогнул, и глаза открылись, и она посмотрела на мальчика. - Здравствуй! - сказал ей мальчик, чуть не плача от радости. - Пого- ди, Прадедушка Мороз! Мы еще поживем! И каждый день теперь отогревал мальчик птиц, белок и зайцев. Он уст- роил своим новым друзьям снеговые домики в уголках зала, где было потем- нее. Домики эти он устлал мхом, который набрал в живом лесу. Конечно, по ночам было холодно, но зато потом, у костра, и птицы, и белки, и зайцы запасались теплом до завтрашнего утра. Мешки с капустой, зерном и орехами теперь пошли в дело. Мальчик кор- мил своих друзей до отвала. А потом он играл с ними у огня или рассказы- вал о своем брате, который спрятан там, за дверью. И ему казалось, что и птицы, и белки, и зайцы понимают его. И вот однажды мальчик, как всегда, принес вязанку дров, развел костер и уселся у огня. Но никто из его друзей не вышел из своих снеговых домиков. Мальчик хотел спросить: "Где же вы?" - но тяжелая ледяная рука с си- лой оттолкнула его от огня. Это Прадедушка Мороз подкрался к нему, неслышно ступая своими белос- нежными валенками. Он дунул на костер, и поленья стали прозрачными, а пламя черным. И когда ледяные дрова догорели, дубовая дверь стала такою, как много дней назад. - Еще. Раз. Попадешься. Заморожу! - сказал Прадедушка Мороз холодно. И он поднял с пола топор и запрятал его глубоко в снегу своей шубы. Целый день плакал мальчик. И ночью с горя заснул как убитый. И вдруг он услышал сквозь сон: кто-то осторожно мягкими лапками барабанит по его щеке. Мальчик открыл глаза. Заяц стоял возле. И все его друзья собрались вокруг ледяной постели. Утром они не вышли из своих домиков, потому что почуяли опасность. Но теперь, когда Прадедушка Мороз уснул, они пришли на выручку к своему другу. Когда мальчик проснулся, семь белок бросились к ледяной постели ста- рика. Они нырнули в снег шубы Прадедушки Мороза и долго рылись там. И вдруг чтото зазвенело тихонечко. - Оставьте меня в покое, - пробормотал во сне старик. И белки спрыгнули на пол и подбежали к мальчику. И он увидел: они принесли в зубах большую связку ледяных ключей. И мальчик все понял. С ключами в руках бросился он к сорок девятому залу. Друзья его лете- ли, прыгали, бежали следом. Вот и дубовая дверь. Мальчик нашел ключ с цифрой "49". Но где замочная скважина? Он искал, искал, искал, но напрасно. Тогда поползень подлетел к двери. Цепляясь лапками за дубовую кору, поползень принялся ползать по двери вниз головою. И вот он нашел что-то. И чирикнул негромко. И семь дятлов слетелись к тому месту двери, на ко- торое указал поползень. И дятлы терпеливо застучали своими твердыми клювами по льду. Они сту- чали, стучали, стучали, и вдруг четырехугольная ледяная дощечка сорва- лась с двери, упала на пол и разбилась. А за дощечкой мальчик увидел большую замочную скважину. И он вставил ключ и повернул его, и замок щелкнул, и упрямая дверь открылась, наконец, со звоном. И мальчик, дрожа, вошел в последний зал ледяного дворца. На полу гру- дами лежали прозрачные ледяные птицы и ледяные звери. И на ледяном столе посреди комнаты стоял бедный младший брат. Он был очень грустный и глядел прямо перед собой, и слезы блестели у него на щеках, и прядь волос на затылке, как всегда, стояла дыбом. Но он был весь прозрачный, как стеклянный, и лицо его, и руки, и курточка, и прядь волос на затылке, и слезы на щеках - все было ледяное. И он не дышал и молчал, ни слова не отвечая брату. А Старший шептал: - Бежим, прошу тебя, бежим! Мама ждет! Скорее бежим домой! Не дождавшись ответа, Старший схватил своего ледяного брата на руки и побежал осторожно по ледяным залам к выходу из дворца, а друзья его ле- тели, прыгали, мчались следом. Прадедушка Мороз по-прежнему крепко спал. И они благополучно выбра- лись из дворца. Солнце только что встало. Ледяные деревья сверкали так, что больно было смотреть. Старший побежал к живому лесу осторожно, боясь спотк- нуться и уронить Младшего. И вдруг громкий крик раздался позади. Прадедушка Мороз кричал тонким голосом так громко, что дрожали ледя- ные деревья: - Мальчик! Мальчик! Мальчик! Сразу стало страшно холодно. Старший почувствовал, что у него холоде- ют ноги, леденеют и отнимаются руки. А Младший печально глядел прямо пе- ред собой, и застывшие слезы его блестели на солнце. - Остановись! - приказал старик. Старший остановился. И вдруг все птицы прижались к мальчику близкоблизко, как будто покры- ли его живой теплой шубой. И Старший ожил и побежал вперед, осторожно глядя под ноги, изо всех сил оберегая младшего брата. Старик приближался, а мальчик не смел бежать быстрее: ледяная земля была такая скользкая. И вот, когда он уже думал, что погиб, зайцы вдруг бросились кубарем под ноги злому старику. И Прадедушка Мороз упал, а когда поднялся, то зайцы еще раз и еще раз свалили его на землю. Они де- лали это дрожа от страха, но надо же было спасти лучшего своего друга. И когда Прадедушка Мороз поднялся в последний раз, то мальчик, крепко дер- жа в руках своего брата, уже был далеко внизу, в живом лесу. И Прадедуш- ка Мороз заплакал от злости. И когда он заплакал, сразу стало теплее. И Старший увидел, что снег быстро тает вокруг и ручьи бегут по овра- гам. А внизу, у подножия гор, почки набухли на деревьях. - Смотри - подснежник! - крикнул Старший радостно. Но Младший не ответил ни слова. Он по-прежнему был неподвижен, как кукла, и печально глядел прямо перед собой. - Ничего. Отец все умеет делать! - сказал Старший Младшему. - Он ожи- вит тебя. Наверное оживит! И мальчик побежал со всех ног, крепко держа в руках брата. До гор Старший добрался так быстро с горя, а теперь он мчался, как вихрь, от радости. Ведь все-таки брата он нашел. Вот кончились участки лесничих, о которых мальчик только слышал, и замелькали участки знакомых, которых мальчик видел раз в год, раз в пол- года, раз в три месяца. И чем ближе было к дому, тем теплее становилось вокруг. Друзья-зайцы кувыркались от радости, друзья-белки прыгали с вет- ки на ветку, друзья-птицы свистели и пели. Деревья разговаривать не уме- ют, но и они шумели радостно: ведь листья распустились, весна пришла. И вдруг старший брат поскользнулся. На дне ямки, под старым кленом, куда не заглядывало солнце, лежал подтаявший темный снег. И Старший упал. И бедный Младший ударился о корень дерева. И с жалобным звоном он разбился на мелкие кусочки. Сразу тихо-тихо стало в лесу. И из снега вдруг негромко раздался знакомый тоненький голос: - Конечно! От меня. Так. Легко. Не уйдешь! И Старший упал на землю и заплакал так горько, как не плакал еще ни разу в жизни. Нет, ему нечем было утешиться, не на чем было успокоиться. Он плакал и плакал, пока не уснул с горя как убитый. А птицы собрали Младшего по кусочкам, и белки сложили кусочек с ку- сочком своими цепкими лапками и склеили березовым клеем. И потом все они тесно окружили Младшего как бы живой теплой шубкой. А когда взошло солн- це, то все они отлетели прочь. Младший лежал на весеннем солнышке, и оно осторожно, тихонечко согревало его. И вот слезы на лице у Младшего вы- сохли. И глаза спокойно закрылись. И руки стали теплыми. И курточка ста- ла полосатой. И башмаки стали черными. И прядь волос на затылке стала мягкой. И мальчик вздохнул раз и другой и стал дышать ровно и спокойно, как всегда дышал во сне. И когда Старший проснулся, брат его, целый и невредимый, спал на хол- мике. Старший стоял и хлопал глазами, ничего не понимая, а птицы свисте- ли, лес шумел, и громко журчали ручьи в канавах. Но вот Старший опомнился, бросился к Младшему и схватил его за руку. А тот открыл глаза и спросил как ни в чем не бывало: - А, это ты? Который час? И Старший обнял его и помог ему встать, и оба брата помчались домой. Мать и отец сидели радом у открытого окна и молчали. И лицо у отца было такое же строгое и суровое, как в тот вечер, когда он приказал Старшему идти на поиски брата. - Как птицы громко кричат сегодня, - сказала мать. - Обрадовались теплу, - ответил отец. - Белки прыгают с ветки на ветку, - сказала мать. - И они тоже рады весне, - ответил отец. - Слышишь?! - вдруг крикнула мать. - Нет, - ответил отец. - А что случилось? - Кто-то бежит сюда! - Нет! - повторил отец печально. - Мне тоже всю зиму чудилось, что снег скрипит под ногами. Никто к нам не прибежит. Но мать была уже во дворе и звала: - Дети, дети! И отец вышел за нею. И оба они увидели: по лесу бегут Старший и Млад- ший, взявшись за руки. Родители бросились к ним навстречу. И когда все успокоились немного и вошли в дом, Старший взглянул на отца и ахнул от удивления. Седая борода отца темнела на глазах, и вот она стала совсем черной, как прежде. И отец помолодел от этого лет на десять. С горя люди седеют, а от радости седина исчезает, тает, как иней на солнце. Это, правда, бывает оченьочень редко, но все-таки бывает. И с тех пор они жили счастливо. Правда, Старший говорил изредка брату: - Оставь меня в покое. Но сейчас же добавлял: - Ненадолго оставь, минут на десять, пожалуйста. Очень прошу тебя. И Младший всегда слушался, потому что братья жили теперь дружно.

Главные герои сказки Е.Шварца «Два брата» — дети лесника. Звали братьев Старший и Младший. Старшему было двенадцать лет, а Младшему – всего пять. Между братьями часто вспыхивали ссоры и отца это очень огорчало. Однажды, в канун Нового Года, родители мальчиков поехали на три дня в город за покупками. Лесник взял со Старшего обещание, что тот будет заботиться о Младшем и не станет ссориться с ним. Родители оставили сыновьям еду на три дня, дрова и спички.

Первые два дня прошли хорошо, а на третий день младший брат, которому стало скучно, попросил старшего поиграть с ним. Старший в это время читал книгу, он накричал на Младшего и выставил его на улицу, после чего снова сел читать. Когда он вспомнил о брате, был уже вечер. Старший выскочил из дома, и стал искать Младшего, но его нигде не было.

Когда вернулись родители, отец сказал Старшему, чтобы тот уходил из дома и не смел возвращаться, пока не найдет Младшего. Старший отправился на поиски. Он ушел так далеко от дома, что добрался до заснеженных гор. Мальчик попал в очень странное место, где деревья и земля были прозрачными, как лед. Здесь он встретил старика, которого звали Прадедушка Мороз. Это был отец Деда Мороза.

Прадедушка Мороз привел Старшего в свой ледяной дом и сказал, что мальчик останется здесь навечно. Он добавил, что его брат, Младший, тоже находится здесь. Прадедушка Мороз заставил Старшего замораживать птиц и зверей в огромной ледяной печке.

Но мальчик с первого дня плена стал думать о том, как ему освободить брата и вернуться домой. Одновременно с этим он, по возможности, спасал от замораживания некоторых птиц и зверей, устраивая им потайные убежища в ледяном доме.

Старший постоянно пытался открыть ледяную дверь, за которой находился Младший, но у него ничего не выходило. В хозяйстве Прадедушки Мороза он нашел топор и пробовал рубить им ледяную дверь, но лед не поддавался. Потом Старший вспомнил, что у него в кармане есть спички. Он дошел до живого леса и принес дров. Мальчик пытался с помощью костра растопить дверь, но Прадедушка Мороз застал его за этим занятием и пригрозил заморозить его. Старик отобрал у мальчика топор и отправился спать.

Пока он спал, на помощь Старшему пришли спасенные им звери и птицы. Они вытащили у спящего Прадедушки Мороза ледяные ключи, и дверь удалось открыть. За дверью Старший увидел Младшего, превращенного в ледяную статую. Он взял младшего брата на руки и побежал прочь из ледяного дома.

Прадедушка Мороз пытался его догнать, но ему помешали это сделать зайцы, отважно бросавшиеся прямо под ноги старика. Старшему удалось оторваться от погони, но в какой-то момент он упал, и тело Младшего разбилось на мелкие кусочки.

И вновь спасенные Старшим звери пришли ему на помощь. Они собрали все кусочки и склеили березовым соком. После это звери стали отогревать Младшего своим теплом до тех пор, пока не взошло солнце. От солнечного тепла Младший начал оживать, и вскоре из ледяной статуи превратился в обычного спящего мальчика. Когда он проснулся, то не помнил, что с ним произошло. Братья вернулись домой и с тех пор жили мирно и счастливо.

Таково краткое содержание сказки.

Главная мысль сказки Шварца «Два брата» заключается в том, что между родными людьми не должно быть ссор и размолвок. Старшие должны заботиться о младших, а младшие должны слушаться старших.

Сказка Шварца учит быть ответственным и заботливым, и всегда выполнять свои обещания.

Сказка учит мудро относиться к жизни.

В сказке Е.Шварца «Два брата» мне понравился Старший, который сумел найти и освободить из ледяного плена Младшего. Старший не только спас брата, но и помог сохранить жизнь многим птицам и зверям.

Какие пословицы подходят к сказке «Два брата»?

Любовь братская лучше каменных стен.
Кому поручают, тот и отвечает.
Мороз и железо рвет, и на лету птицу бьет.
Мороз любви не студит.

Текущая страница: 1 (всего у книги 1 страниц)

Евгений Львович Шварц
Два брата

Деревья разговаривать не умеют и стоят на месте, как вкопанные, но все-таки они живые. Они дышат. Они растут всю жизнь. Даже огромные старики-деревья и те каждый год подрастают, как маленькие дети. Стада пасут пастухи, а о лесах заботятся лесничие. И вот в одном огромном лесу жил-был лесничий, по имени Чернобородый. Он целый день бродил взад и вперед по лесу, и каждое дерево на своем участке знал он по имени. В лесу лесничий всегда был весел, но зато дома он часто вздыхал и хмурился. В лесу у него все шло хорошо, а дома бедного лесничего очень огорчали его сыновья. Звали их Старший и Младший. Старшему было двенадцать лет, а Младшему – семь. Как лесничий ни уговаривал своих детей, сколько ни просил, – братья ссорились каждый день, как чужие.

И вот однажды – было это двадцать восьмого декабря утром – позвал лесничий сыновей и сказал, что елки к Новому году он им не устроит. За елочными украшениями надо ехать в город. Маму послать – ее по дороге волки съедят. Самому ехать – он не умеет по магазинам ходить. А вдвоем ехать тоже нельзя. Без родителей старший брат младшего совсем погубит.

Старший был мальчик умный. Он хорошо учился, много читал и умел убедительно говорить. И вот он стал убеждать отца, что он не обидит Младшего и что дома все будет в полном порядке, пока родители не вернутся из города.

– Ты даешь мне слово? – спросил отец.

– Даю честное слово, – ответил Старший.

– Хорошо, – сказал отец. – Три дня нас не будет дома. Мы вернемся тридцать первого вечером, часов в восемь. До этого времени ты здесь будешь хозяином. Ты отвечаешь за дом, а главное – за брата. Ты ему будешь вместо отца. Смотри же!

И вот мама приготовила на три дня три обеда, три завтрака и три ужина и показала мальчикам, как их нужно разогревать. А отец принес дров на три дня и дал Старшему коробку спичек. После этого запрягли лошадь в сани, бубенчики зазвенели, полозья заскрипели, и родители уехали.

Первый день прошел хорошо. Второй – еще лучше. И вот наступило тридцать первое декабря. В шесть часов накормил Старший Младшего ужином и сел читать книжку «Приключения Синдбада-Морехода». И дошел он до самого интересного места, когда появляется над кораблем птица Рок, огромная, как туча, и несет она в когтях камень величиною с дом. Старшему хочется узнать, что будет дальше, а Младший слоняется вокруг, скучает, томится. И стал Младший просить брата:

– Поиграй со мной, пожалуйста.

Их ссоры всегда так и начинались. Младший скучал без Старшего, а тот гнал брата безо всякой жалости и кричал: «Оставь меня в покое!» И на этот раз кончилось дело худо. Старший терпел-терпел, потом схватил Младшего за шиворот, крикнул: «Оставь меня в покое!» – вытолкал его во двор и запер дверь.

А ведь зимой темнеет рано, и во дворе стояла уже темная ночь. Младший забарабанил в дверь кулаками и закричал:

– Что ты делаешь! Ведь ты мне вместо отца!

У Старшего сжалось на миг сердце, он сделал шаг к двери, но потом подумал: «Ладно, ладно. Я только прочту пять строчек и пущу его обратно. За это время ничего с ним не случится». И он сел в кресло и стал читать и зачитался, а когда опомнился, то часы показывали уже без четверти восемь. Старший вскочил и закричал:

– Что же это! Что я наделал! Младший там на морозе, один, неодетый!

И он бросился во двор. Стояла темная-темная ночь, и тихо-тихо было вокруг. Старший во весь голос позвал Младшего, но никто ему не ответил. Тогда Старший зажег фонарь и с фонарем обыскал все закоулки во дворе. Брат пропал бесследно.

Свежий снег запорошил землю, и на снегу не было следов Младшего. Он исчез неведомо куда, как будто его унесла птица Рок. Старший горько заплакал и громко попросил у Младшего прощенья. Но и это не помогло. Младший брат не отзывался.

Часы в доме пробили восемь раз, и в ту же минуту далеко-далеко в лесу зазвенели бубенчики. «Наши возвращаются, – подумал с тоскою Старший. – Ах, если бы все передвинулось на два часа назад! Я не выгнал бы младшего брата во двор. И теперь мы стояли бы рядом и радовались».

А бубенчики звенели все ближе и ближе; вот стало слышно, как фыркает лошадь, вот заскрипели полозья, и сани въехали во двор. И отец выскочил из саней. Его черная борода на морозе покрылась инеем и теперь была совсем белая. Вслед за отцом из саней вышла мать с большой корзинкой в руке. И отец и мать были веселы, – они не знали, что дома случилось такое несчастье.

– Зачем ты выбежал во двор без пальто? – спросила мать.

– А где Младший? – спросил отец.

Старший не ответил ни слова.

– Где твой младший брат? – спросил отец еще раз.

И Старший заплакал. И отец взял его за руку и повел в дом. И мать молча пошла за ними. И Старший все рассказал родителям. Кончив рассказ, мальчик взглянул на отца. В комнате было тепло, а иней на бороде отца не растаял. И Старший вскрикнул. Он вдруг понял, что теперь борода отца бела не от инея. Отец так огорчился, что даже поседел.

– Одевайся, – сказал отец тихо. – Одевайся и уходи. И не смей возвращаться, пока не разыщешь своего младшего брата.

– Что же, мы теперь совсем без детей останемся? – спросила мать плача, но отец ей ничего не ответил.

И Старший оделся, взял фонарь и вышел из дому. Он шел и звал брата, шел и звал, но никто ему не отвечал. Знакомый лес стеной стоял вокруг, но Старшему казалось, что он теперь один на свете. Деревья, конечно, живые существа, но разговаривать они не умеют и стоят на месте, как вкопанные. А кроме того, зимою они спят крепк

конец ознакомительного фрагмента

Два брата Евгений Шварц

(Пока оценок нет)

Название: Два брата

О книге «Два брата» Евгений Шварц

Русский сказочник Евгений Шварц написал добрую историю «Два брата», рассказывающую об отношениях двух братьев, о последствиях поступков и братской любви.

Герой повести — старший брат, оставленный родителями главным на хозяйстве, не захотел играть с младшим непоседой и выставил его за дверь, а сам увлекся книжкой. На улице стоял морозный вечер. Наказание должно было длиться несколько минут, но книжка была больно хороша.

Когда старший брат спохватился, прошло несколько часов. Он выскочил на улицу, стал искать младшего, кричать, плакать, но ничего не помогало. Младший исчез бесследно. Родители вернулись, выслушали старшего сына, да и выгнали его из дому, наказав искать младшего, и без него не возвращаться.

Так начались мытарства главного героя сказки «Два брата», которому предстоит попасть в рабство к злобному Прадеду Морозу, набраться храбрости, выкрасть младшего брата и сбежать от ледяного тирана.

Евгений Шварц описывает душевные метания старшего брата, осознавшего свою оплошность. Парень не желает смириться с утратой и прилагает усилия к исправлению ошибки. Доброта мальчика сослужила ему хорошую службу – выбраться из ледяного плена помогли зверушки, которых старший брат отогревал тайком от старика.

Сказка «Два брата» заканчивается хорошо. Дети возвращаются домой в сопровождении новых пушистых друзей. Вместе с детьми в лес приходит весна.

Евгений Шварц использует аллегории в написании сказок. Суровая зима у автора является отражением характера Прадеда Мороза, а проигрыш старика оборачивается приходом весны.

Сказка «Два брата» учит добру и взаимопомощи. Со страниц книги автор убеждает, что близкие люди важнее личных занятий, что надо помогать друг другу, а не игнорировать просьбы братьев. Сказка учит тому, что любой поступок имеет цену и не всякую ошибку можно исправить. Книга может быть полезна детям и взрослым.

На нашем сайте о книгах lifeinbooks.net вы можете скачать бесплатно без регистрации или читать онлайн книгу «Два брата» Евгений Шварц в форматах epub, fb2, txt, rtf, pdf для iPad, iPhone, Android и Kindle. Книга подарит вам массу приятных моментов и истинное удовольствие от чтения. Купить полную версию вы можете у нашего партнера. Также, у нас вы найдете последние новости из литературного мира, узнаете биографию любимых авторов. Для начинающих писателей имеется отдельный раздел с полезными советами и рекомендациями, интересными статьями, благодаря которым вы сами сможете попробовать свои силы в литературном мастерстве.

Тема урока: Сказка Е.Л. Шварца «Два брата».

Цели:

1.Знакомство с новым произведением, учить давать жанровую характеристику сказки,определять тему.

2.Способствовать формированию коммуникативно – речевых умений учащихся, развивать приемы умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, развивать творческое воображение.

3.Работать над укреплением памяти, внимания, сообразительности.

4.Помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности, интерес к предмету.

Оборудование: учебники, Толковые словари Ожегова, проектор, выставка книг Е.Шварца.

Тип урока : урок введения новых знаний.

Форма урока : творческая литературная мастерская.

Ход урока .

1.Стадия «Вызов».

А) Актуализация знаний.

Литература – прекрасный урок,

Много полезного в каждой из строк.

Стих это будет или рассказ,

Вы учите их – они учат вас.

Чему нас учат уроки литературного чтения? – Беседовать с книгой. Высказывать свое отношение к прочитанному, понимать позицию автора. Описывать героев произведений, давать характеристику героям.

Каким вы хотите видеть наш урок? – Интересным, творческим, полезным.

Чтобы получился хороший творческий урок какие качества мы должны проявить? – Сплоченность, активность, внимательность, прийти вовремя друг другу на помощь.

Итак, начинаем наш урок.

Б) Проверка домашнего задания.

Каждая группа готовили сообщение о писателе Е.Л. Шварце. (слайд с портретом писателя) по темам:

1. Язык произведений Е.Шварца.

2.Каким человеком был Е.Шварц

3.Чему учат произведения Шварца.

(выступают 3 человека от каждой группы)

Что – же писал Шварц для детей? – Сказки.

Дайте характеристику этому жанру и уточните какая это будет сказка. – Авторская литературная сказка. – В сказках есть волшебство, превращения, добро побеждает зло. Вымысел. магические числа (3). В авторской сказке автор переживает за добрых героев, сами герои похожи на живых людей, каждый со своим характером.

2. Стадия «Осмысление».

А) Работа с текстом до чтения. (На экране: иллюстрация, название сказки, автор)

– Сегодня нас ждет встреча с произведением Е.Шварца «Два брата». Предположите, о чем будет это произведение? Почему так называется?

О братьях…

Знаете ли вы другие сказки с таким названием? – Л.Н.Толстой «Два брата».

Чем закончился спор двух братьев? Как вы думаете. похожи ли эти сказки?

После знакомства с текстом, вы сможете проверить свои предположения.

Б) Работа с текстом во время чтения.

Девизом нашей работы возьмем слова «Человек, который думает только о себе, не может быть счастлив»

Как вы его понимаете?

Откройте стр.62 , мы начнём знакомиться с произведением. (чтение части1 по частям)

Вопросы к 1 части.

Можно ли начало сказки назвать сказочным?

Что заставило Старшего дать честное слово?

–Почему Старшему не хотелось играть с Младшим?

Можно ли Старшего назвать жестоким? Почему? Охарактеризуйте Старшего брата.

Сейчас вы в группах самостоятельно прочитаете 2 главу. Решите самостоятельно, как вы будете читать (вполголоса, по абзацам, «по цепочке», с сокращением). Слова с непонятным значением выделяем, чтобы потом узнать, что они означают. Во время чтения вы будете сразу выполнять следующую работу:

Группа 1

Составит толковый словарик части 2.

Группа 2

Тестовые вопросы (не менее 5).

Группа 3

Восстановит последовательность событий прочитанного текста.

Отъезд родителей в город.

Брат пропал бесследно.

Семья лесничего.

Возвращение родителей.

Ссора братьев.

Обещание Старшего.

Поиски брата.

Старший в ледяном лесу.

В) Работа с текстом после чтения.

Вопросы после чтения 2 главы:

Что нового узнали о Старшем? Изменилось ли ваше мнение о нём?

Красив ли ледяной лес?

Что сказочного, а что реального в сказке?

Физминутка для глаз.

Ребята, какое чтение вам нравится? Какие средства выразительности вы знаете? Вам понадобятся эти знания для выполнения следующих заданий нашей творческой мастерской:

Группа 1

Придумает свою версию финала сказки.

Группа 2

Составит описание реального и ледяного леса.

Группа 3

Найдёт в тексте отрывки, которые можно прочитать по ролям и подготовит чтение

3. Стадия «Рефлексия»

Кто хочет сказать доброе слово о работе своих товарищей?

Домашнее задание (слайд)

Выберите себе домашнее задание:

1. Пересказывать 1 и 2 части и подобрать пословицы о семье.

Метод «Шесть шляп».

Вспомните весь сегодняшний урок и скажите, примеряя разноцветные шляпы:

Только факты;

Какие позитивные мысли вас посетили?

У кого возникли внутренние проблемы, противоречия?

Какие эмоции вы испытали;

Что получилось на уроке;

Какой вывод для себя сделали?

Закончи фразу:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Теперь я могу…

Я приобрел…

Я научился…

У меня получилось …

Я попробую…

Меня удивило…

Мне захотелось…