Конспект занятия по математике в подготовительной группе «Пропавшие цифры. Занятие по математике в подготовительной группе "путешествие по городу математических загадок" Материал к занятию

КОНСПЕКТ итогово-проверочного занятия по формированию математических представлений для детей подготовительной группы.

Задачи:
1.проверить знания порядкового и обратного счёт в пределах 20.
2.выявить умения детей определять предыдущее и последующее к названному числу.
3.выявить умение детей пользоваться знаками: равно, больше, меньше.
4.проверить знания детей о составе чисел: 6-10.
5.выявить умения решать и составлять простые задачи на сложение (вычитание).
6. проверить знания объемных тел, выявить умение соотносить объемные тела с предметами окружающей среды.
6.развивать логическое мышление, внимание, творчество, воображение.

Ход занятия:

– Ребята, сегодня у нас занятие по математике. Но занятие необычное, интересное, увлекательное. Действительно ли наше занятие было таким вы скажите в конце занятия...
- Вам нужно построиться в шеренгу. Сейчас закройте глаза, посчитайте от 10 до 1 , не подглядывайте (воспитатель вешает медальоны с цифрами от 20 и меньше детям на спину).
ПРОСТ-Е ОТНОШЕНИЯ
- На спине у вас висят медальоны с цифрами, но с какой цифрой говорить нельзя.
Вашему соседу можно дать подсказку.
Например «Данил», слушай мою подсказку: это цифра находится между цифрами 17 и 19. Какую другую подсказку можно было придумать для «Данила»?
ПОРЯДКОВЫЙ (ОБРАТНЫЙ) СЧЕТ
- Каждый из вас увидел свою цифру. А теперь на счет раз-два-три вы должны построиться в одну шеренгу от самой маленькой до большой.

У кого самая маленькая цифра?
- У кого самая большая цифра?
- Какой по счету он будет стоять?
раз-два-три!
- Посмотрите на своих соседей правильно они встали? Молодцы!
- Теперь вам нужно построиться в обратном порядке.
- Слушай мою команду в шеренгу стройся раз-два-три!
ЗНАКИ БОЛЬШЕ, МЕНЬШЕ, РАВНО
- Я думаю, что с заданием вы справились. Теперь садимся на свои места.
- Посмотрите на своего соседа, на его цифру. Пред вами лежат карточки со знаками «больше», «меньше», «равно». Вам нужно правильно поставить знак между вашими цифрами.
- …….. вы почему выбрали такой знак? (объяснение ребенка).
СОСТАВ ЧИСЕЛ 6,7,8,9.
- У каждой цифры есть свои домики.
– Перед вами домики с цифрами. Вам нужно правильно расселить жителей.
-«…….», в домике под номером 7 на каждом этаже, сколько жителей должно быть? (по семь)
ЛОГИКА
- Ой! Ой! Раскричалась одна цифра, возмущается, чуть не плачет. Опять говорит про меня, забыли. Вечно так со мной поступают. Когда я даже в прятки играю, про меня забывают (воспитатель держит карточку с цифрой, но не разворачивает). Вот послушайте, может быть, вы, догадаетесь? Когда я выглядываю из-за коробки с правой стороны все меня называют однеркой, когда я выглядываю с левой - нолем.
Кто же я такая?
СОСТАВЛЕНИЕ ПРОСТЫХ ЗАДАЧ
- Чтобы цифра не расстраивалась, давайте мы с цифрой 10 придумаем задачу, я вам помогу вначале. На полке стояло 10 чашек…? (воспитатель вместе с детьми составляет 1-2 задачи на вычитание).
_ Я придумала другую задачу, слушайте и смотрите внимательно (воспитатель с помощью предметных картинок рассказывает условие задачи на сложение, после дети решают). Например: « Цифра 10 сдружилась со своими подружками цифрами и пригласила их в гости. Для гостей приготовила в начале 6 салатниц, а попозже добавила еще 4. Сколько гостей придет к цифре 10?»
-«…..», откуда ты узнал сколько гостей придет?
- Ребята, как вы думаете, почему к цифре 10 пришли 10 гостей? (объяснение детей).
ОБЪЕМНЫЕ ФИГУРЫ
- Цифра 10 сдружилась не только с цифрами, но и с объемными телами (воспитатель перед детьми ставит поднос с предметами, которые по форме похожи на объемное тело-«цилиндр»), посмотрите сюда внимательнее, что интересного вы увидели? (ответы детей)
- Вам цифра десять предлагает в группе найти предметы похожие на объемные тела на ваш выбор, но вы обязательно должны назвать, на какое объемное тело похож предмет (дети приносят несколько предметов).
ЛОГИКА
-Для вас приготовлена еще одна игра, игра называется, построй цифру. У меня в мешочке 3 разные фигуры. Каждая фигура это отдельная команда (дети достают фигуры делятся на три команды: квадраты, круги, треугольники).
- У меня в руках карточки с цифрами, один из команды подходит и выбирает карточку, цифру называть ни в коем случае нельзя, потому что вы эту цифру должны показать. Не на пальцах, а с помощью своего тела. Другие ребята отгадывают.
ИТОГ: Вот и подошло к концу наше занятие. Было ли занятие интересным, увлекательным? Почему оно показалось интересным? Что вам больше всего понравилось?
- Ребята, вы обратили внимание на то, что у нас вами везде были игры с цифрами, но игры были разные. Вы сами увидели, сколько игр можно придумать с цифрами. Наше сегодняшнее занятие мы можем с вами назвать «праздник цифр», мы действительно для цифр устроили праздник.

ДС № 193 «Земляничка» АНО ДО «Планета детства «Лада» г.о.Тольятти

Конспект

занятия по ФЭМП

с детьми старшей группы

Тема «Больше. Меньше. Знаки «< » и «> »

с использованием технологии проблемного обучения

Подготовила:

воспитатель И.Р. Орешкина

2015г.

Цель: Научить самостоятельно добывать знания о знаках «<» и «>», использовать их при сравнении групп предметов.

Задачи:

Обучающие:

    Познакомить со знаками «<» и «>».

    Учить детей сравнивать группы предметов с помощью знаков.

Развивающие:

    Развивать пространственное воображение, образное, логическое мышление.

    Развивать память, внимание, речь.

Воспитывающие:

    Воспитывать интерес к математике, умение работать сообща, умение правильно строить отношения со сверстниками. Материал к занятию:

Демонстрационный:

Раздаточный:

Ход занятия:

Вводная часть.

Ребята какие времена годы мы с вами знаем? А какое у вас любимое время года? А вот мне нравится осень, ее золотая пора, когда идешь по лесу или по дороге усланной золотыми листочками, как по золотому ковру.

Ребята, я приглашаю вас на нашу поляну, где лежат листочки, красивые, яркие! С каких деревьев опали наши листочки? Давайте объединим их в две группы. (Одни большие – кленовые, другие маленькие - дубовые)

Давайте посчитаем, сколько кленовых листочков? Возьмите нужную цифру (4)

А сколько дубовых? Отметим количество нужной цифрой. (4)

Основная часть:

- Сравните количество кленовых и дубовых листочков. (Их равное количество).

Как вы это узнали? (пересчитали, составили пары).

Давайте мы с вами составим равенство: (4=4) Молодцы! Все верно!

Но, пока мы с вами рассуждали, на полянке появились вредные гусеницы,

- Сколько гусениц приползло к кленовым листьям? (3)

А к дубовым? (2)

Давайте мы сравним количество гусениц на кленовых листочках и на дубовых. Какой знак мы поставим между цифрами 3 и 2? (Неравно)

Да, можно поставить этот знак. Но, может ли знак «не равно» рассказать нам, на каких листьях гусениц больше? А какой знак нам поможет это сделать? Вы знаете?

ЭТАПЫ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ

I

Постановка проблемы

Воспитатель фиксирует внимание детей на обнаружении противоречий:

Мы хотим узнать, существует ли знак, который может рассказать какое число больше или меньше? Но не знаем, возможно ли это?

Итак, на какой вопрос мы хотим с вами получить ответ? Что мы хотим с вами узнать?

Дети осознают создавшееся противоречие: - Нужно узнать какой коврик больше, но мы не знаем, как их сравнить

Дети «осознают» цель поиска.

Дети «присваивают» проблему, участвуют в ее формулировке.

II

Актуализация знаний

Для того чтобы решить нашу проблему, в ней нужно сначала разобраться. Пройдите, пожалуйста, на свои места

У вас, у каждого на столах есть по две палочки. С помощью палочек изобразите знак равно. Когда мы можем поставить равно?

Мы с вами считали гусениц и узнали, что на кленовых их 3, а на дубовых-2. У вас на столах есть цифры, возьмите их и положите перед собой. Какой мы можем поставить между ними знак? Почему

Изобразите с помощью этих же палочек знак «неравно».

Когда две части одинаковые.

Дети изображают знак с помощью палочек.

Неравно, потому что две части разные.

Дети пытаются, но понимают, что им не хватает еще по одной палочки.

III

Выдвижение гипотез, предположений

Давайте подумаем, что же нам делать? Ведь больше палочек нет?

А можно ли изобразить какой-нибудь знак с помощью двух палочек, но какой?

А почему именно так?

Действительно, 3 больше, чем 2, поэтому мы поставили знак больше.

А если я цифры поменяю местами, то, что произойдет со знаком?

Правильно, теперь мы получили знак «меньше»

Мы с вами подумали и предположили, что если число маленькое то палочки нужно соединить, а если большое – раскрыть.

Дети высказывают свои мнения.

Попробовать изобразить с помощью двух палочек.

Дети участвуют в размышлении

У маленького числа палочки соединить, а у большого раскрыть.

3 больше, чем 2, поэтому раскрываем мы палочки около числа3, закрываем возле числа 2.

Знак нужно будет поменять, т.к. 2 меньше, чем три.

IV

Проверка решения

Давайте проверим наше предположение.

Где мы можем посмотреть и проверить его?

Посмотрите, я принесла вам энциклопедию, в которой мы можем посмотреть, верное ли наше предположение? У меня есть закладка.

Что мы с вами видим?

В энциклопедии, у родителей…

Дети рассматривают и делают вывод, что их предположение верно.

V

Введение в систему знаний

А теперь, для того, чтобы закрепить наши новые знания, мы с вами разделимся на две группы.

Каждой паре предлагаю пройти к столам. Вы видите на них таблицы, где уже расставлены знаки. Вам нужно в соответствии со знаками расставить правильно цифры.

Предлагаю поменяться и произвести проверку.

Что вы можете сказать?

Молодцы, вы справились с заданием.

Так какое же мы сделали с вами открытие? С какими новыми знаками познакомились?

Программное содержание:
Продолжать учить детей работать с цифрами от 1 до 10, выстраивать их в ряд по порядку, раскладывать на два меньших числа.
1. Совершенствовать умение решать арифметические задачи, записывать решение с помощью цифр, выделять в задачах – условие, вопрос, решение, ответ.
2. Закреплять знание детей о математических знаках: =,< ,> и правильно их использовать.
3. Развивать зрительно — пространственное восприятие и ориентировку при работе в тетради в клетку.
4. Способствовать развитию мыслительной деятельности при решении логической задачи.
5. Воспитывать интерес к математике.

Материал:
Демонстрационный: набор цифр для математического панно, мел, две карточки с нарисованными задачами на сложение и вычитание.
Раздаточный: наборы цифр; наборы математических знаков +,-,=; тетради в клетку; простые карандаши – на каждого ребенка.
Словарная работа:
Активизировать в речи детей слова: цифра, число, знаки – больше, меньше, равно, выражение – два меньше десяти и так далее.

Предварительная работа:
Игры дидактические и настольно-печатные: «Дни недели», «Правда, это или нет», «Убери по заданию», «Живые числа», «Ворота», «В какой руке сколько», «Какой это знак». Решение задач на логику.

Ход:
Звенит колокольчик, дети рассаживаются по местам, воспитатель обращает внимание на осанку детей.
-Сегодня в группу принесли необычное письмо (показывает кассету), давайте его послушаем (включает запись).

«Здравствуйте, дорогие ребята. В нашей математической стране случилась неприятная история: перессорились все цифры, выясняя какая из них самая главная. Спорили долго, но так и ничего не решили, только обиделись друг на друга и разбежались. Помогите вернуть их домой. Вы же знаете, что без цифр не обойтись не взрослым, ни детям. Царица Математики».

— Ну, что поможем! (да).
— Тогда нам необходим транспорт. А вот на чём мы отправимся, сейчас вы узнаете. Для этого нам необходимо приготовить пальчики.

Пальчиковая игра: «Сороконожки».
— Открываем тетради, берем карандаши, покажите как вы, их держите (в правой руке, тремя пальцами «щепотью»).

Проводиться математический диктант: «Самолет».
— Занимаем места, отправляемся на поиски цифр. Посмотрите, посмотрите, на полянке отдыхают цифры, но они вернуться домой, только если мы с вами сравним их, правильно расставив знаки. Какие знаки вы знаете (=,< ,>)
— Давайте расставим (дети выходят к доске и расставляют знаки).

2 10 __________ 6 2
6 4 __________ 3 3
1 1 __________ 4 10
(По окончанию работы дети хором читают полученные выражения: «два меньше десяти» и так далее).

— Несколько цифр нам удалось вернуть (просит детей разместить на математическом панно). Отправляемся дальше (звучит музыка).
— Я вижу еще одну цифру одну цифру, она спряталась на воротах, вернётся только тогда, когда вы составите её из двух меньших чисел (состав числа 8).

Игра «Ворота» (вспомнить правила: разделиться на пары и решить каким числом они будут в паре). Игра проводиться на ковре.
— Молодцы, мы вернули ещё одну цифру. Маша, поставь ее на панно.
— Цифры мы искали и немножечко устали, так давайте отдохнем.

Физкультурная минутка:
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
И бегаем кругом (3 раза).

— Ребята, а я знаю, где ещё могут прятаться цифры, конечно в задачах (дети садятся зав столы).
— Давайте вспомним, из каких частей состоит задача (условие, вопрос, решение, ответ). Воспитатель размещает на доске нарисованную задачу.
— Составьте условие к задаче, задайте вопрос (дети выполняют задание).
— А теперь используя цифры и знаки, запишите задачу и решите её.
8+1=9

Воспитатель с детьми проверяют правильность решения. Так же решают и вторую задачу.
6-1=5
— Какие цифры мы с вами ещё разыскали (9, 5). Мне кажется, мы все цифры собрали, давайте проверим. Ира поставь 9 и 5 на свои места (дети считают, проверяют).
— Какой цифры не достает (7).
— А найти нам ее поможет решение логической задачи.

«В вазе стояли 3 ромашки, 7 васильков и 5 пионов. Сколько в вазе было васильков (7 васильков).
— Ну, вот все цифры в сборе. Звучит голос.

«Спасибо ребята, что помогли вернуть цифры домой. Все вы хорошо поработали, но подумайте сами и оцените свою работу с помощью фишек (дети сами оценивают свою работу, объясняя свой выбор).

Название: Конспект занятия по математике в подготовительной группе «Пропавшие цифры»

Должность: воспитатель
Место работы: МКДОУ «ДСПО №13 «Тюльпан»
Месторасположение: Челябинская область, г. Трехгорный

Данилович Вера Александровна

Фэмп тема : «два мороза» знаки , и отношение =

Цель : создание социальной ситуации развития в процессе ознакомления со знаками < ;, >, =.

Задачи :

Сформировать условия для ознакомления со знаками больше , меньше и отношение равно .

Учить формулировать своё высказывание, правильно использовать знаки , и отношение =

Сформировать условия для сравнения количества предметов, используя знаки , и определять на сколько больше , меньше .

Способствовать развитию у детей внимания и наблюдательности.

Воспитывать самостоятельность и уверенность в решении заданий.

Развивать логическое, образное мышление, сообразительность, речь детей.

Предварительная работа : Чтение сказки «Два мороза» , загадки-отгадки (цифры, логические задачки, д/и «математическое лото » , «размышляйка» ,

Материал к занятию : Доска, набор демонстрационного материала к сказке «два мороза» ,набор карточек с предметными картинками на каждого ребенка, простые карандаши, для физминутки :снежинки на ленточках. Карточки для проверки задания на снежинках с № 1, 2, 3. Маркер. Книга «волшебные сказки»

Вводная часть. (Организационный и мотивационный момент.)

Подарок новогодний в нем флешка видио обращение. Доска. Демонстрационный материал разложен на столе возле доски.

Воспитатель : -Ребята подойдите ко мне. (дети возле воспитателя в кругу)

Скажите, чей это Новогодний подарок? Кто из вас его вчера забыл (ответы детей)

Тогда давайте его откроем и посмотрим что же в нем? Сережа помоги мне пожалуйста. (ребенок открывает коробку подарочную)

Воспитатель достает флешку, включает видио - запись письмо, прослушиваем : «Здравствуйте ребята, мы два мороза - Красный нос и Синий нос, прийти к вам мы не можем, так как мы поссорились. Подскажите, кто же из нас лучше подготовился к празднику , решите нашу задачку. Два мороза.

Придется нам их выручать, а то скоро праздник, а какой праздник без Д. Мороза?

Основная часть

На столах карточки, простые карандаши. Снежинки на ленточках.

Воспитатель :

Ребята проходите за столы,

Вы готовы, помочь мне?

Мне нужны помощники. (выбираю двух детей)

Гуляли по лесу два мороза : мороз красный нос и мороз Синий нос. (дети выставляют 2мороза)

Гуляют и каждый себя хвалит, кто же лучше подготовился к празднику .

Мороз К. нос говорит :- У меня снега в лесу больше чем у тебя , нет у меня снега больше , сказал мороз С. нос. (дети в произвольном порядке расклеивают снежинки возле дедов морозов)

А у меня на елке игрушек больше чем у тебя , сказал мороз К. нос,

А ты посмотри, какая у меня елка, и высока и нарядна, и игрушек много (дети выставляют елочки и приклеивают игрушки на неё)

Хорошо, сказал, мороз К. нос -полюбуйся сколько я приготовил подарков для детей.

И у меня подарки есть вот посмотри, сказал мороз С. нос. (подарки расклеивают возле дедов морозов)

Воспитатель : -так долго они спорили и решили обратиться к нам за помощью.

Мы им поможем, а пока ребята взяли снежинки, встали в кружок, нам пора размяться перед важным заданием.

Физминутка «Снежинка» (дети выполняют согласно текста)

Ребята давайте посмотрим, что же за задачка у нас получилась на доске.

У кого снега больше ? Меньше ? На сколько? (ответы детей)

На чьей елке игрушек больше , меньше ? На сколько (ответы детей)

У какого д. мороза подарков больше , меньше ? (ответы детей)

А как же мы им это объясним? (ответы детей)

Ребята, а в математике есть знаки . С помощью которых и можно решить вот такой спор или любую другую задачку, или сравнить предметы где больше или меньше . Это знак больше , меньше , равно (показываю знаки ) .На что похоже эти знаки ? (ответы детей)

Воспитатель объясняет, как определить больше , меньше , равно .

Давайте расставим знаки в нашей задачке (вызываю детей к доске)

Определяем на сколько меньше , больше игрушек , снежинок, подарков.

А что бы наши Д. Морозы не ссорились что нам нужно сделать? (убрать одну снежинку, игрушку новогодней елки)

Это мы решили задачку морозов, а теперь решим свои задачки.

Воспитатель предлагает выполнить задание в карточках.

Заключительная часть.

На доске выполненная детьми картина-задачка.

На снежинках карточки с правильными ответами.

Книга «Волшебные сказки»

-Воспитатель : на снежинках карточки с правильным ответом. -Кто выполнил задание, подойдите с карточкой с №1 к снежинке с №1, №2, №3, Проверьте, справились ли вы с заданием (дети самостоятельно оценивают свою работу)

С какими знаками сегодня познакомились ? А как определить какой знак < ;, >,=.

Ребята. За то что мы помогли помириться Д. Морозам они нам подарили книгу «волшебные сказки» . (передаю книгу детям) Всем спасибо, Вы сегодня были молодцы!

Публикации по теме:

Конспект ООД по ФЭМП «Знаки больше, меньше, равно» Задачи: Образовательные: - сформировать представление о знаках меньше «<», больше «>», умение использовать их для записи результата.

Конспект открытого занятия по РЭМП во второй младшей группе «Столько же, больше, меньше» Тема: «Столько же, больше, меньше». Цели: -закреплять представления о сохранении количества, о сравнении групп предметов на основе составления.

Конспект по ФЭМП «Больше, меньше, столько же» Цель: Формировать представления детей о таких понятиях, как "больше, меньше, только же". Задачи: Знакомить с множествами предметов, сравнивать.

Конспект занятия: Формирование элементарных математических представлений Овощи. Игра больше, меньше. Формирование элементарных математических представлений ОВОЩИ. ИГРА "БОЛЬШЕ, МЕНЬШЕ" Реализация содержания программы в образовательных областях:.