Урок по русской литературе на тему "образ печорина". Каковы взгляды Печорина на дружбу? Как это проявляется в его отношениях Понимание дружбы главным героем романа

Основной период творчества Лермонтова связан с эпохой 30-х годов XIX века - временем реакции и общественного застоя после поражения декабристского восстания.

Атмосферу этой эпохи Лермонтов дает в стихотворении «Дума », в котором показывает все самые слабые стороны своего поколения: равнодушие, эгоизм, отсутствие цели в жизни.

ДУМА

Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее - иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом,
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.

К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно малодушны
И перед властию - презренные рабы.
Так тощий плод, до времени созрелый,
Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,
Висит между цветов, пришлец осиротелый,
И час их красоты - его паденья час!

Мы иссушили ум наукою бесплодной,
Тая завистливо от ближних и друзей
Надежды лучшие и голос благородный
Неверием осмеянных страстей.
Едва касались мы до чаши наслажденья,
Но юных сил мы тем не сберегли;
Из каждой радости, бояся пресыщенья,
Мы лучший сок навеки извлекли.

Мечты поэзии, создания искусства
Восторгом сладостным наш ум не шевелят;
Мы жадно бережем в груди остаток чувства -
Зарытый скупостью и бесполезный клад.
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.
И предков скучны нам роскошные забавы,
Их добросовестный, ребяческий разврат;
И к гробу мы спешим без счастья и без славы,
Глядя насмешливо назад.

Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом. 1838

1. "Герой нашего времени" - социально-психологический роман.

Хотя события романа основаны на реально-историческом контексте, п ротивостояние Печорина и общественной среды выявляется не в сюжете романа, а в виде «проекции» на внутренний мир героя . Поэтому «Герой нашего времени» считается в русской литературе первым социально-психологическим романом .

Социальный роман : затрагивает общественные проблемы и содержит глубокий критический анализ.
Психологический роман : отличается глубиной анализа психологического восприятия мира.

Лермонтов сосредотачивает внимание на внутреннем мире героев, подробно раскрывая мотивы, побудившие их на какие-либо поступки. Он изображает оттенки чувств с такой глубиной и детализированностью, которой еще не знала русская литература его времени.


Образ Печорина глубок и объемен именно потому, что автор исследует и психологию своего героя и рассматривает его как социальное явление.

Само название романа "Герой нашего времени" свидетельствует о том, что автор рассматривает личность в контексте общества и эпохи, выявляет порой скрытое, но мощное влияние на формирование человека всего, что его окружает.

2. От романтизма к реализму

В романе сочетаются черты романтизма и реализма :

  • несовпадение сюжета и фабулы,
  • введение разнообразных источников информации о Печорине,
  • наличие нескольких рассказчиков,
  • особая роль пейзажа и предметных деталей.
Романтизм открыл литературе человеческую личность как основной предмет изображения. Но романтизм понимает личность как некую данность, воспринимая и изображая ее в статике, вне развития.

Согласно романтическим канонам, образ главного героя разработан максимально глубоко и полно и противостоит всем прочим персонажам. То есть вся система образов романа построена так, чтобы под различными углами зрения осветить центральный персонаж.

Но это вовсе не означает, что второстепенные герои не имеют самостоятельного значения. Каждый герой наделен сложным характером, обусловленным и его психологией, и национальностью, и социальной принадлежностью, и возрастом, и судьбой. Это уже вполне реалистические образы, и их столкновение с Печориным необходимо для характеристики главного героя: он открывает нечто новое в их душах, его фигура углубляет и обогащает их образы.

Для Лермонтова человек интересен в динамике его духовного развития, ибо душа и характер человека формируются всю жизнь в постоянной борьбе: с одной стороны, согласно его собственным желаниям и убеждениям, с другой - обществом и эпохой. Это и есть "история души человеческой", которая, по мнению Лермонтова, "едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа".

3. Композиция романа

Специфична и сложна композиция романа.

Роман состоит из нескольких частей, расположенных не в хронологическом порядке . Сначала Печорин показывается глазами Максима Максимыча, а только затем мы видим его изнутри, по дневниковым записям.

    Предисловие


    ЧАСТЬ ПЕРВАЯ


    I. Бэла

    II. Максим Максимыч


    Журнал Печорина


    Предисловие

    I.Тамань


    ЧАСТЬ ВТОРАЯ ( Окончание журнала Печорина )


    II. Княжна Мери

    III. Фаталист


Хронологический порядок частей

  1. Тамань
  2. Княжна Мери
  3. Фаталист
  4. Бэла
  5. Максим Максимыч

Между событиями «Бэлы» и встречей Печорина с Максимом Максимычем на глазах у рассказчика в «Максиме Максимыче» проходит пять лет.

Глава "Фаталист" снова возвращает повествование в "крепость за Тереком", в которой и начиналась история с Бэлой, открывшая роман "Герой нашего времени". Таким образом, роман обретает "кольцевую " композицию, характерную для лермонтовских произведений: это подчеркивает бесконечность философских исканий главного героя и обреченность его в его судьбе.

  • Глава "Бэла"

Вопросы и задания для обсуждения главы «Бэла»

    Сколько рассказчиков в повести? Каков художественный смысл смены рассказчиков?

    Как в первом портрете Печорина, данном Максимом Максимычем, угадывается противоречивость его характера?

    Почему история Бэлы, происшедшая в прошлом, все время прерывается оценочными репликами Максима Максимыча и автора, происходящими в настоящем?

    Проанализируйте диалог Максима Максимыча с Бэлой со слов «А где Печорин?» до слов «упала на постель и закрыла лицо рунами». Какими художественными средствами пользуется автор для раскрытия психологического состояния героев? Как в подтексте диалога косвенно характеризуется Печорин?

    Почему в истории с Бэлой Печорин не считал себя виноватым?

    Как проявляется противоречивость характера Печорина после смерти Бэлы? Какие художественные детали это подчеркивают?

    Прочитайте монолог Печорина со слов «Максим Максимыч, - отвечал он, - у меня несчастный характер» до слов «Неужто тамошняя молодежь вся такова?». Сопоставьте рассуждения Печорина о его прошлом с историей жизни Онегина. Сопоставьте текст монолога Печорина со стихотворением Лермонтова «Дума».

    Какую роль играют в главе пейзажные зарисовки?

    Как проявляется в главе характер Максима Максимыча? Проследите детали его психологического портрета.


Вывод : Печорин показан в главе «Бэла» противоречивой личностью, человеком, не умеющим сострадать, привыкшим исполнять только свои желания. Душевная черствость, равнодушие, неумение дорожить дружбой и любовью делают этот образ малопривлекательным. Однако такая оценка образа была бы неглубокой и однозначной, если не заметить в его образе штрихи грусти, ноты безысходности. Для того, чтобы разобраться в образе Печорина, нужно понять его душу, его внутренний мир, мотивы его поведения и поступков. Разгадать эту загадку поможет «Журнал Печорина».

4. ОБРАЗ ПЕЧОРИНА

Печорин - "Герой" своего времени, то есть герой 30-х годов XIX века.

Появление “лишнего человека”, являющегося своеобразной русской модификацией байроновского типа, было закономерно во время царствования Николая I . Возникновение сознания своей ненужности у молодых энергичных людей, обречённых на бездействие, явилось естественным психологическим явлением русских общественных отношений.


Противоречивость - главная черта характера Печорина, в образе которого
  • незаурядность личности, стоящей выше окружающего его общества,
  • сила характера,
  • одаренность,
  • критический ум,
  • способность к самоанализу,
  • смелость и честность
сочетаются с
    • безверием,
    • скептицизмом,
    • индивидуализмом,
ведущим к презрению и враждебному отношению к людям.

Герой неудовлетворен современной моралью, не верит в дружбу и любовь. Но при этом стремится сам решать свою судьбу и отвечать за свое поведение.

Основные черты образа Печорина помогает раскрыть система образов романа , каждый из которых по-своему оттеняет различные грани характера героя.

  • «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера

А втор раскрывает душу своего героя посредством его самоанализа.

Вопросы и задания для обсуждения главы «Княжна Мери»

    Зачем Печорин добивался любви Мери? Как понять его утверждение: «А что такое счастье? Насыщенная гордость»? Последователен ли Печорин в соблюдении этой жизненной позиции?

    Каковы взгляды Печорина на дружбу? Как это проявляется в его отношениях с окружающими людьми? Как Печорина характеризуют его отношения с Вернером и Грушницким?

    Почему из всех женщин Печорин выделял Веру? Найдите объяснение этому в дневниковых записях от 16 и 23 мая.

    Отметьте черты искренности и притворства в исповеди Печорина Мери (со слов «Да, такова была моя участь с самого детства» до слов «Это меня не огорчит нимало»).

    Прочитайте эпизод переправы Печорина и Мери через горную речку (запись от 12 июня). Как в объяснении Мери с Печориным раскрывается ум и неординарность ее характера?

    Прочитайте запись от 14 июня. Как Печорин объясняет изменения в самом себе и как это его характеризует?

    Прочитайте внутренний монолог Печорина перед дуэлью (запись от 16 июня). Искренен ли Печорин в этом признании или он лукавит даже перед самим собой?

    Почему рассказ о дуэли дается автором в воспоминаниях Печорина (через полтора месяца в крепости N )? Каково поведение Печорина во время дуэли? Что положительного и что отрицательного подчеркивает автор в его образе? Можно ли посочувствовать герою или он достоин осуждения? Как проявляется мастерство Лермонтова в изображении жизни и психологии людей в этом эпизоде?

ВЫВОД: Печорин предстает человеком, глубоко чувствующим и страдающим. Его душа «испорчена светом», и вся его жизнь - расплата за собственные поступки. Личность Печорина сложна и противоречива. Сам того не желая, он становится виновником несчастий других. Мастерство автора в создании психологического портрета Печорина проявляется в изображении его внутренней жизни, его самоанализа, сюжетно-композиционных особенностях романа.

  • «Я никогда не делался рабом любимой женщины». Любовь в жизни Печорина. Женские образы романа и их роль в раскрытии характера Печорина

Лермонтов проводит своего героя через испытание любовью, так как это высшая человеческая ценность. Каждый женский образ оттеняет определенную грань в характере Печорина и выполняет свою композиционную функцию.

Печорин и Бэла

  1. Перечитайте песню-комплимент Печорину, спетую Бэлой на свадьбе сестры. Как в ней обозначено отношение Бэлы к Печорину? В чем своеобразие ее чувства? Почему она вначале отвергает любовь Печорина?
  2. Какими способами Печорин добивался любви Бэлы? Почему он охладел к Бэле? Любил ли он ее на самом деле?
  3. Какова роль образа Бэлы в понимании характера Печорина?

Печорин и Мери

  1. Перечитайте сцену переправы Печорина и Мери через горную речку В чем нравственное превосходство Мери над Печориным? Перечитайте запись в «Журнале» от 3 июня. Как Печорин объясняет свои отношения с Мери?
  2. Проанализируйте сцену объяснения Печорина и Мери в конце главы. Как проявляется в этой сцене характер Печорина? Почему же он все-таки решился на дуэль из-за Мери?
  3. Каков композиционный смысл образа Мери?

Печорин и Вера

  1. Проанализируйте сцену встречи Печорина и Веры в записи от 16 мая и монолог Веры в записи от 23 мая. Как можно охарактеризовать их чувства друг к другу?
  2. Перечитайте письмо Веры к Печорину, полученное им после дуэли, и эпизод погони за Верой. Каким мы видим Печорина в оценке Веры? в авторской оценке? в самооценке?
  3. Как образ Веры помогает понять характер Печорина?

Женские образы в романе Лермонтова, несомненно, выше, чище Печорина. Они натуры более цельные, искренние, умеющие любить и глубоко чувствовать.

Основные черты личности Печорина.

  1. Печорин анализирует каждое событие своей жизни и подвергает самоанализу мотивы своего поведения. Аналитический склад ума - это и его достоинство, и его слабость, ведущая к душевным травмам. Автор нигде не судит Печорина, не выносит ему приговора, Печорин сам судит себя.
  2. Жизнь Печорина - это ряд происшествий, каждое из которых открывает новую грань его души, одаренность и глубину его личности, но его характер уже сложился и не меняется, не развивается («Неужели я не тот же?» - глава «Максим Максимыч», сцена прощания). Главный принцип жизни Печорина - свобода, переходящая в индивидуализм.
  3. Роман сходен по сюжетно-композиционным особенностям с романтической поэмой, а главный герой изображен в соответствии с принципами создания героев романтических поэм (отсутствие сведений о прошлом, изображение его в моменты наивысшего напряжения, статичность образа героя, внутренняя жизнь героя глубока и не может быть раскрыта до конца).
  4. Характер Печорина не меняется, но смена рассказчиков создает видимость личности Печорина с разных точек зрения. Кольцевая композиция романа символична. Она показывает бесполезность исканий главного героя (ср. с кольцевой композицией поэмы «Мцыри»).
  5. «Герой нашего времени» - социальный, философский и психологический роман, раскрывающий пороки потерянного поколения 30-х годов XIX века.

  • Концепция «лишнего человека»

Кто виновен в судьбе Печорина?
(несостоявшейся судьбе)
Время и общество Он сам Судьба
↓ ↓ ↓
Социальные причины Нравственные Философия
(Печорину присущи черты (Характер героя - есть одна (Автор заканчивает произведение
романтизма - конфликт с из причин. Печорин был инди- повестью "Фаталист" как бы говоря,
внешним миром. Герой пре- видуалистом. Его внутренние что может быть Печорину изначально
зирает светское общество. разногласия со "вторым я" была предначертана такая судьба).
Он один против окружающего не давали ему свободы. Герой
мира.Все таит в себе) пытается "убежать от себя".)


Индивидуализм (нравственный принцип ставящий интересы отдельной личности выше интересов общества) - главная причина того, что Печорин был «лишним человеком» в жизни. Печорин всю жизнь ищет тревог, бурь. Но он живёт в относительно спокойное время, когда ему негде себя проявить, нечем занять свою душу. И он мучается от этого.

Использованы материалы: Монахова О.П., Малхазова М.В. Русская литература XIX века. Ч.1. - М., 1994 на сайте http://www.gramma.ru/LIT/?id=1.45

Прокомментируйте эпизод из фильма. Насколько образ Печорина в фильме соответствует вашему представлению о главном герое романа Лермонтова?


Тема: Образ Печорина

Цель: дать характеристику образа Печорина; составить планы развернутых ответов на вопросы по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»; подготовиться к написанию сочинения «Печорин - герой своего времени».

Задачи:

Образовательная:

Совершенствовать умение анализа художественного произведения, повторить и закрепить способы создания образа литературного героя, продолжить работу над формированием навыков вдумчивого чтения художественного произведения;

Сформировав первоначальное представление о психологическом портрете в литературе, объяснить двойственный, противоречивый характер Печорина.

Развивающая:

Совершенствовать навыки работы с текстом, умения анализировать, сопоставлять, видеть художественную деталь;

Развивать умения аргументировать и доказывать свою точку зрения;

Развивать устную и письменную монологическую (диалогическую) речь учащихся.

Воспитательная:

Воспитание нравственных качеств личности.

Оборудование: интерактивная доска, бланки ответов для учащихся.

Ход урока:

    Сообщение темы и цели урока. Запись в тетрадь. Ознакомление с бланком для работы на уроке.

Вы знаете, что литература, книги помогают нам понимать других людей, мир и себя в нём. Одной из таких книг является роман Лермонтова «Герой нашего времени», над которым мы продолжаем работу. Наш урок мы посвятим главному герою романа - Григорию Александровичу Печорину. Мы постараемся доказать, что Печорин - герой своего времени. Именно так будет звучать тема контрольного сочинения.

    Работа над темой урока. Работаем с бланком ответов.

М. Ю. Лермонтов в «Предисловии» к роману пишет: «Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно, портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии».

Учитель: Что же это за поколение, к которому принадлежат и сам М. Ю. Лермонтов, и его герой?

Разберёмся, как пороки поколения 30-х годов XIX в. сказались в поведении Печорина, в его отношениях с людьми, объясним, в чем трагизм его положения, кто виноват в его трагической обреченности.

Ученик 1. 14 (26) декабря 1825 г. - последняя в истории России попытка гвардейского дворцового переворота. Состоялась в Санкт-Петербурге на Сенатской площади. Большое количество участников - около 3-х тысяч солдат. В результате мятежа погибли 1 271 человек.

Многих из руководителей восстания приговорили к ссылке, а Каховского, Рылеева, Пестеля, Муравьева-Апостола и Бестужева-Рюмина суд вместо мучительной смертной казни четвертованием приговорил повесить. Приговор был исполнен 13 июля 1826 г. в кронверке Петропавловской крепости.

Ученик 2 . Конец 20-х-начало 30-х годов Х1Х века – эпоха идейного кризиса передовой дворянской интеллигенции. Он связан с поражением декабрьского восстания и николаевской реакцией во всех сферах общественной жизни.

Характерная черта - потребность освоить «ошибки отцов», заново осмыслить то, что казалось непреложным предшествующему поколению, выработать свою собственную нравственно-философскую позицию.

Подавляющее большинство образованных, мыслящих людей 30-х годов не сумели или не успели еще обрести ясности цели.

Печорин - типический характер последекабристской эпохи. И судьбой своей, страданиями и сомнениями своими, и всем складом своего внутреннего мира он действительно принадлежит тому времени.

Ученик 3 . Главную особенность того времени раскрыл А. И. Герцен: эти годы «были ужасны. Понадобилось не менее десятка лет, чтобы человек мог опомниться в своем горестном положении порабощенного и гонимого существа. Людьми овладело глубокое отчаяние и всеобщее уныние. Высшее общество с подлым и низким рвением спешило отречься от всех человеческих чувств, от всех гуманных мыслей. <...) Когда же отворачивались от этого печального зрелища холопства, когда погружались в размышления, чтобы найти какое-либо указание или надежду, то сталкивались с ужасной мыслью, леденившей сердце». Это была переходная эпоха, когда идеалы прошлого были разрушены, а новые идеалы еще не успели сформироваться. В Печорине как раз и отражено то переходное состояние, «в котором для человека все старое разрушено, а нового еще нет, и в котором человек есть только возможность чего-то действительного в будущем и со вершенный призрак в настоящем. Тут-то и возникает то, что на простом языке называется и „хандрою", и „ипохондриею“, и „мнительностью и „сомнением“... и что на языке философском называется рефлексиею».

Значит, Печорин - герой переходного времени, основным признаком которого было отсутствие высоких общественных идеалов.

Учитель: Что пришло на смену вере, общности людей, уверенности предыдущего поколения?

Повесть «Фаталист»

«Но зато какую силу воли придавала им уверенность, что целое небо со своими бесчисленными жителями на них смотрит с участием, хотя немым, но неизменным!.. А мы, их жалкие потомки, скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха, кроме той невольной боязни, сжимающей сердце при мысли о неизбежном конце, мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного счастия, потому знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению, как наши предки бросались от одного заблуждения к другому, не имея, как они, ни надежды, ни даже того неопределенного, хотя и истинного наслаждения, которое встречает душа во всякой борьбе с людьми или судьбою...»

С одной стороны он иронизирует над их наивной верой, с другой стороны, он откровенно завидует их вере, так как понимает, что любая вера - благо. Но, отвергая прежнюю наивную веру, он сознает, что в его время 30-е годы нечем заменить утраченные идеалы. Несчастье Печорина в том, что он сомневается не только в необходимости добра вообще; для него не только не существует святынь, он смеётся "над всем на свете".

Запись в бланк ответов. Безверие, индивидуализм, сомнение – всё это стало системой взглядов Печорина.

Учитель: Каковы нравственные принципы, выведенные Печориным из этой системы взглядов?

Например, как Печорин относится к дружбе? « КНЯЖНА МЕРИ» 13-го мая . Работа с текстом

Мы друг друга скоро поняли и сделались приятелями, потому что я к дружбе неспособен: из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае - труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать; да притом у меня есть лакеи и деньги!

Запись в бланк ответов: «…Из двух друзей всегда один раб другого», отсюда неспособность Печорина к дружбе.

Подберите ключевые слова.

Группа 1. Печорин и Максим Максимыч.

1. Как проявилось отношение Печорина к Максиму Максимычу в сцене их последней встречи? Какими способами автор передает взволнованность Максима Максимыча и равнодушие Печорина?

2. Как Печорин и Максим Максимыч относятся друг к другу? Подберите к своим тезисам ключевые слова. (Максим Максимыч- удивление, непонимание, любовь, сочувствие, искренность. Печорин - безразличие, равнодушие.)

3. Какова роль образа Максима Максимыча в романе?

Ответ группы

Несмотря на то, что Максим Максимыч считает Печорина странным человеком и явно не одобряет того, как поступает Григорий с Бэлой, он привязан к Печорину и считает того своим другом. «Мы были приятели», «были друзья закадычные», - служа вместе, люди становятся близкими, почти родными, именно в этом искренне убежден Максим Максимыч.

Уже будучи знакомыми с Печориным, мы, читая о предстоящей встрече, сомневаемся, что со стороны Печорина она будет теплой и радостной, - ведь он не скрывает от штабс-капитана своего характера и не обещает дружбы: «глупец я или злодей, не знаю; … во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало: к печали я так же легко привыкаю, как к наслаждению, и жизнь моя становится пустее день ото дня». Но вот встреча состоялась, слова радости и благодарности, что не забыл Максим Максимыч Печорина, произнесены, старый знакомый обнят Григорием дружески, но почему так веет холодом от Печорина, почему обижен и расстроен Максим Максимыч, ради встречи впервые нарушивший правила? «Неужели я не тот же?.. Что делать? всякому своя дорога…» - говорит герой, и мы понимаем: он никого не собирается обижать, просто встретил старого знакомого, которого никогда не считал своим другом.

Группа 2. Печорин и Грушницкий.

1. Как Печорин относится к Грушницкому? Обобщите свои наблюдения, проанализировав детали портрета Грушницкого (фрагменты записей от 11, 16 мая, 5, 6 июня).

2. Какие чувства вызывал Печорин у Грушницкого? Подтвердите свои мысли цитатами из записей от 5, 12 июня и сцены дуэли. Что можно сказать о благородстве и низости их характеров в сцене дуэли?

3. Какова композиционная роль в романе образа Грушницкого?

Ответ группы

Встречу с Грушницким Печорин описал так: «мы встретились старыми приятелями», но уже с первых строк описания понятно, что под дружескими отношениями скрыты совсем другие. И действительно, Грушницкий - человек, чье главное наслаждение - «производить эффект» и кто «важно драпируется в необыкновенные чувства» и играет в разочарованного. Печорин же – само разочарование, это его болезнь, и он не может не чувствовать искусственности юнкера и по этой причине не принимать его. «Я его понял, и он за это меня не любит».

Нелепая дуэль с Грушницким - это его роковая месть за розыгрыш. Печорин решает довести дело до конца и убивает бедного юнкера, хотя и знает, что Грушницкий в него никогда бы не выстрелил. Печорин презирает своих современников и себя самого за никчемность и беспощадно бичует себя за то, что никогда не будет служить высоким идеалам.

Группа 3. Печорин и Вернер.

1. Что общего в интеллектуальном развитии и отношении к жизни у Печорина и Вернера? Подтвердите свою позицию цитатами из их диалога (запись от 13 мая).

2. Проанализируйте записку Вернера к Печорину после дуэли и их последнюю встречу. В чем Печорин оказался морально выше Вернера?

3. Какова роль образа Вернера в понимании характера Печорина?

Ответ группы

Пожалуй, именно в отношениях с Вернером ярче раскрывается тема дружбы в «Герое нашего времени», возможно, с доктором у Печорина могла бы сложиться дружба, они во многом так похожи. С той минуты, как Вернер и Печорин «отличили в толпе друг друга», отношения их для других так ее напоминают. «Вернер человек замечательный», главный герой знает сильные и слабые стороны доктора в совершенстве. Что же свело вместе двоих? «Мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя», «мы друг друга скоро поняли и сделались приятелями». Ни Вернер, ни Печорин к дружбе неспособны.

Григорий отрицает истинные дружеские отношения, дружба в жизни Печорина не существует, поскольку требует самозабвения, открытости, доверия, - всего того, чего у главного героя романа нет. Он говорит что «из двух друзей всегда один раб другого», и, вполне вероятно, это не убеждение, а желание скрыть неспособность пустить кого бы то ни было в свое сердце.

«Он скептик и материалист, … а вместе с этим поэт», - говорит Печорин о приятеле, а доктор оттеняет и проявляет то лучшее, что находим мы в характере Григория: аналитический ум, сильную волю, развитый интеллект, искренность. Вместе с тем, невольно сравнивая героев, мы отчетливее воспринимаем и другие качества Печорина – эгоизм, бесчувственность и даже жестокость.

Группа 4. Печорин и Вулич.

1. Как в сцене заключения пари между Печориным и Вуличем отразился характер каждого из героев? Почему

Печорин решил, что Вулич не дорожит своей жизнью? Дорожит ли жизнью Печорин? Какой смысл выявляется при их сопоставлении?

3. Какова роль образа Вулича в романе?

Ответ группы

Повесть «Фаталист» начинается с философского спора Печорина с Вуличем о предопределении человеческой жизни. Вулич - сторонник фатализма. Печорин же задается вопросом: "Если точно есть предопределения, то зачем же нам дана воля, рассудок?" Этот спор проверяется тремя примерами, тремя смертельными схватками с судьбой. Во первых, попытка Вулича убить себя выстрелом в висок окончившийся неудачей; во-вторых, случайное убийство Вулича на улице пьяным казаком; в-третьих, отважный бросок Печорина на казака убийцу. Не отрицая саму идею фатализма, Лермонтов приводит к мысли о том, что нельзя смиряться, быть покорным судьбе. Таким поворотом философской темы автор избавил роман от мрачного финала. Печорин, о смерти которого неожиданно сообщается в середине повествования, в этой последней повести не только спасается от казалось бы верной гибели, но и впервые совершает поступок, приносящий пользу людям. И вместо траурного марша в финале романа звучат поздравления с победой над смертью: "офицеры меня поздравляли - и точно было с чем".


Вывод: Мужские образы романа - двойники и антиподы Печорина, но все они, несомненно, ниже его по интеллекту, менее глубоки их души, слабее характер, у них отсутствует способность к самоанализу.

Учитель: Продолжаем обсуждение вопроса, каковы нравственные принципы, выведенные Печориным из его системы взглядов?

«КНЯЖНА МЕРИ» 3-го июня

«Быть для кого-нибудь причиною страданий и радостей, не имея на то никакого положительного права, - не самая ли это сладкая пища нашей гордости? А что такое счастие? Насыщенная гордость. Если б я почитал себя лучше, могущественнее всех на свете, я был бы счастлив; если б все меня любили, я в себе нашел бы бесконечные источники любви».

Запись в бланк ответов: счастье - «насыщенная гордость».

Учитель: Как Печорин относится к другим людям? «КНЯЖНА МЕРИ» 3-го июня

«А ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души! Она как цветок, которого лучший аромат испаряется навстречу первому лучу солнца; его надо сорвать в эту минуту и, подышав им досыта, бросить на дороге: авось кто-нибудь поднимет! Я чувствую в себе эту ненасытную жадность, поглощающую все, что встречается на пути; я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы. Сам я больше неспособен безумствовать под влиянием страсти…»

Запись в бланк ответов:

Учитель: Как Печорин относится к женщинам, к любви? «КНЯЖНА МЕРИ» 14-го июня

«Я иногда себя презираю... не оттого ли я презираю и других?.. Я стал не способен к благородным порывам; я боюсь показаться смешным самому себе… надо мною слово жениться имеет какую-то волшебную власть: как бы страстно я ни любил женщину, если она мне даст только почувствовать, что я должен на ней жениться, - прости любовь! мое сердце превращается в камень, и ничто его не разогреет снова. Я готов на все жертвы, кроме этой; двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту... но свободы моей не продам. Отчего я так дорожу ею? что мне в ней?.. куда я себя готовлю? чего я жду от будущего?.. Право, ровно ничего. Это какой-то врожденный страх, неизъяснимое предчувствие...»

Запись в бланк ответов: он дорожит своей свободой, как высшей ценностью: «...двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту... но свободы своей не продам».

Вариант 1. Для сильного класса

Работа по группам. Охарактеризуйте отношения между персонажами, отвечая на вопросы.

Подберите ключевые слова.

Группа 1. Печорин и Бэла.

1. Как в песне - комплименте Печорину, спетой Бэлой на свадьбе сестры, обозначено отношение Бэлы к Печорину? В чем своеобразие ее чувства? Почему она вначале отвергает любовь Печорина?

2. Какими способами Печорин добивался любви Бэлы? Почему он охладел к ней? Любил ли он ее на самом деле?

3. Какова роль образа Бэлы в понимании характера Печорина?

Ответ группы

Когда Печорин в первый раз увидел прекрасную черкешенку Бэлу, он подумал, что любовь к ней принесет ему исцеление от тоски и разочарования. Бэла была наделена не только красотою. Это была пылкая и нежная девушка, способная на глубокое чувство. Гордая и стыдливая Бэла не лишена сознания своего достоинства. Когда Печорин к ней охладел, Бэла в порыве негодования говорит Максиму Максимычу: «Если он меня не любит, кто ему мешает отослать меня домой?.. Если это так будет продолжаться, то я сама уйду: я не раба, я княжеская дочь!».

История с Бэлой показала Печорину, что в женской любви он напрасно искал счастья.»Я опять ошибся, - говорит Печорин, - любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедает, как и кокетство другой».

Группа 2. Печорин и девушка-ундина.

1. Как Печорин рассуждает о внешности девушки-ундины? Как это характеризует его?

2. B чем девушка-ундина превосходила Печорина и в чем ему уступала? Докажите свои мысли цитатами.

3. Какова композиционная роль образа ундины?

Ответ группы

Отношения с ундиной были для Печорина просто экзотическим приключением. Она – ундина, русалка, девушка из забытой сказки. Этим она и привлекает Печорина. Несомненно, на его заинтересованность повлияла таинственная обстановка. Для него – это один из витков судьбы; для нее – это жизнь, где каждый борется за свой место, за свое дело.

Группа 3. Печорин и Мери.

1. В чем нравственное превосходство Мери над Печориным? Подтвердите свое мнение цитатами из записей от 3, 12 июня. Как герой объясняет свои отношения с Мери?

2. Как проявляется характер Печорина в сцене последнего объяснения с Мери? Почему он все-таки решился на дуэль?

3. Каков композиционный смысл образа Мери?

Ответ группы

Княжна Мери, так же как и Бэла, - жертва мятущегося Печорина. Эта гордая и сдержанная аристократка глубоко увлеклась «армейским прапорщиком» и решила не считаться с предрассудками своей знатной родни. Она первая призналась Печорину в своем чувстве. Но в минуту решительного объяснения с княжной Печорин почувствовал себя неспособным отдать кому-либо свою свободу. Женитьба была бы «тихой пристанью». И он сам отвергает любовь Мери. Оскорбленная в своем чувстве, искренняя и благородная Мери замыкается в себе и страдает.

Группа 4. Печорин и Вера.

1. Охарактеризуйте чувства Печорина и Веры друг к другу. Подтвердите свои мысли цитатами из записей от 16 и 23 мая, из письма Веры к Печорину после дуэли и эпизода погони за Верой. Почему Печорин, искренне любя Веру, все же не может сделаться «рабом любимой женщины»?

2. Каким мы видим Печорина в оценке Веры? в авторской оценке? в самооценке?

3. Как образ Веры помогает понять характер Печорина?

Ответ группы

Любовь к Вере была наиболее глубокой и длительной привязанностью Печорина. Среди своих скитаний и приключений он оставлял веру, но снова к ней возвращался. Печорин причинил ей много страданий. «С тех пор, как мы знаем друг друга, - говорила Вера, - ты ничего мне не дал, кроме страданий». И тем не менее она любила его. Готовая принести в жертву любимому человеку и чувство собственного достоинства, и мнение света, Вера делается рабой своего чувства, мученицей любви. Расставаясь с ней Печорин понял, что вера была единственной женщиной, которая его поняла и продолжала любить, несмотря на его недостатки. Окончательную разлуку с Верой Печорин переживает, как катастрофу: он предается отчаянию и слезам. Нигде так ясно не обнаруживается безысходное одиночество Печорина и порождаемые им страдания, которые он скрывал от других под своей обычной твердостью и хладнокровием.

Вариант 2. Для слабого класса

Беседа по наводящим вопросам:

Какой персонаж изображён? Как вы его узнали? В какой момент запечатлён персонаж? И т.д.

Вывод: Женские образы в романе, несомненно, выше, чище Печорина. Все героини - это женщины «с характером». Они натуры более цельные, искренние, решительные, умеющие любить и глубоко чувствовать.

Минутка отдыха

Учитель: Согласны ли вы с тем, что, обладая жаждой деятельности, Печорин растрачивает силы на мелкие страсти и жалкие поступки?

Да. Без долгих раздумий, ради капризной прихоти Печорин вырвал Бэлу из родного очага и погубил ее, очень сильно обидел Максим Максимыча, из-за пустого волокитства разорил гнездо "честных контрабандистов", нарушил семейный покой Веры, грубо оскорбил любовь и достоинство Мери. Безверие порождает либо бездействие, либо пустую деятельность для умного и энергичного человека. Запись в бланк ответов.

Учитель: Понимал ли Печорин противоречивость «между глубокостию натуры и жалкостию действий» (Белинский)?

Фрагмент из фильма. «Зачем я жил?»

Да. «Зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные...» Запись в бланк ответов.

Учитель:

Фрагмент из фильма. Печорин рассказывает княжне Мери о себе.

Запись в бланк ответов.

Учитель: Печорин не находил себе места в обществе. Так ли он в этом виноват?

В психологической повести “Княжна Мери” личность Печорина противопоставлена “водяному обществу”, показано отношение героя к этому обществу и обществу вообще. “Водяное общество” - это собирательный образ представителей местного и столичного дворянства, в поведении и жизни которых прослеживаются все характерные черты описываемой эпохи. Конфликт личности и общества воплотился не только в раскрытии характера главного героя, но и в изображении “водяного общества”, их жизни, интересов, развлечений.

Запись в бланк ответов.

Учитель: Почему Печорин, несмотря на то, что он - «портрет, составленный из пороков» своего поколения, вызывает наше горячее сочувствие и даже сострадание?

Фрагмент из фильма. Разговор с Максим Максимычем о своём несчастном характере.

Запись в бланк ответов.

    Итоги урока.

Идейно-композиционные особенности романа, способствующие пониманию образа Печорина:

    Печорин анализирует каждое событие своей жизни и подвергает самоанализу мотивы своего поведения. Аналитический склад ума - это и его достоинство, и его слабость, ведущая к душевным травмам. Автор нигде не судит Печорина, не выносит ему приговора, Печорин сам судит себя.

    Жизнь Печорина - это ряд происшествий, каждое из которых открывает новую грань его души, одаренность и глубину его личности, но его характер уже сложился и не меняется, не развивается («Неужели я не тот же?» - глава «Максим Максимыч», сцена прощания). Главный принцип жизни Печорина - свобода, переходящая в индивидуализм.

    Характер Печорина не меняется, но смена рассказчиков создает видимость личности Печорина с разных точек зрения. Кольцевая композиция романа символична. Она показывает бесполезность исканий главного героя (ср. с кольцевой композицией поэмы «Мцыри»).

    «Герой нашего времени» - социальный, философский и психологический роман, раскрывающий пороки потерянного поколения 30-х годов XIX века.

    Рефлексия. Запись в бланк ответов.

5. Домашнее задание: 1) ответить на вопрос письменно: «Что нового вы узнали о Печорине?»

2) индивидуальные задания (по желанию)

Бланк ответов

Вопрос

Ответы

Пример из текста

В какое время жил Печорин?

Печорин - герой переходного времени, основным признаком которого было отсутствие высоких общественных идеалов.

Задумавшееся поколение:

1) свободолюбивые идеи, воспринятые ими в ранней юности от декабристов, сделали их непримиримыми по отношению к действительности; 2) николаевская реакция, наступившая после разгрома декабристов, не только лишила их возможности действовать в духе свободолюбивых идей, но и поставила под сомнение эти идеи; 3) уродливое воспитание и жизнь в светском обществе не позволили им подняться до правильного понимания смысла жизни.

Сообщение учеников

Что пришло на смену вере, общности людей, уверенности?

безверие, индивидуализм, сомнение как система взглядов Печорина.

ФАТАЛИСТ

Как Печорин относится к дружбе?

«из двух друзей всегда один раб другого», отсюда неспособность Печорина к дружбе

КНЯЖНА МЕРИ

Как Печорин относится к счастью?

счастье - «насыщенная гордость», отсюда убеждение: «Быть для кого-нибудь причиною страданий и радостей, не имея на то никакого положительного права,- не самая ли это сладкая пища нашей гордости?»

КНЯЖНА МЕРИ

Как Печорин относится к другим людям ?

«...я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы», отсюда эгоизм и равнодушие.

КНЯЖНА МЕРИ

Как Печорин относится к женщинам, к любви?

он дорожит своей свободой, как высшей ценностью: «…как бы страстно я ни любил женщину, если она мне даст только почувствовать, что я должен на ней жениться, - прости любовь! мое сердце превращается в камень, и ничто его не разогреет снова. Я готов на все жертвы, кроме этой; двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту... но свободы моей не продам».

КНЯЖНА МЕРИ

Согласны ли вы с тем, что, обладая жаждой деятельности, Печорин растрачивает силы на мелкие страсти и жалкие поступки?

Без долгих раздумий, ради капризной прихоти Печорин вырвал Бэлу из родного очага и погубил ее, очень сильно обидел Максим Максимыча, из-за пустого волокитства разорил гнездо "честных контрабандистов", нарушил семейный покой Веры, грубо оскорбил любовь и достоинство Мери. Безверие порождает либо бездействие, либо пустую деятельность для умного и энергичного человека.

Понимал ли он противоречивость «между глубокостию натуры и жалкостию действий» (Белинский)?

«Зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные...»

Фрагмент из фильма

Печорин ли виноват в том, что он стал «лишним человеком»?

Недостатки каждого отдельного человека могут быть присущи только ему – тогда можно пытаться их исправить. Но когда пороки свойственны целому поколению – вина ложится не на отдельных людей, а на общество, породившее эти пороки! Исправлять надо было русскую действительность, целое поколение!

Фрагмент из фильма

Какова характеристика Печорина и «водяного» общества в сравнении?

Печорин с легким презрением подмечает тщательно скрываемую зависть друг к другу, любовь к сплетням, интригам. Быт и нравы посетителей кавказских минеральных вод, над которыми иронизирует и сам автор, и главный герой, обусловлены историей, традициями. Образ “водяного общества” дается также параллельно с образом светского общества, о котором упоминает Печорин.

В целом все “водяное общество” противопоставлено Печорину.

Почему Печорин, несмотря на то, что он - «портрет, составленный из пороков» своего поколения, вызывает наше горячее сочувствие и даже сострадание?

Трагизм судьбы Печорина - в ясном понимании им своей противоречивости. В главном герое живут два человека, один постоянно совершает поступки, а другой осуждает его за них. Он не угадал своего предназначения. Как уже говорилось, Печорин презирает своих современников и себя самого за никчемность и беспощадно бичует себя за то, что никогда не будет служить высоким идеалам.

«Душа Печорина не каменистая почва…»

Фрагмент из фильма

Возможность дружбы в жизни Печорина

Все персонажи «Героя нашего времени», с которыми сталкивается в романе Печорин, раскрывают нам новые и разные черты главного героя. Так, отношения с Максим Максимычем, Вернером, Грушницким выявляют его понимание дружеских, приятельских отношений. Возможна ли дружба в жизни Печорина, что думает и как понимает ее главный герой?

Каков смысл слова дружба? Значение слова не изменилось со времен Лермонтова. «Дружба, дружество, – читаем у В. Даля в «Толковом словаре живого великорусского языка», – взаимная привязанность двух или более людей, тесная связь их; в добром смысле, бескорыстная, стойкая приязнь, основанная на любви и уважении…»

Печорин и Максим Максимыч

Подобную привязанность видим мы в бесхитростном штабс-капитане – первом, кто рассказывает нам о Печорине. Несмотря на то, что Максим Максимыч считает его странным человеком и явно не одобряет того, как поступает Григорий с Бэлой, он привязан к Печорину и считает того своим другом. «Мы были приятели», «были друзья закадычные», – служа вместе, люди становятся близкими, почти родными, именно в этом искренне убежден Максим Максимыч.

Уже будучи знакомыми с Печориным, мы, читая о предстоящей встрече, сомневаемся, что со стороны Печорина она будет теплой и радостной, – ведь он не скрывает от штабс-капитана своего характера и не обещает дружбы: «глупец я или злодей, не знаю; … во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало: к печали я так же легко привыкаю, как к наслаждению, и жизнь моя становится пустее день ото дня». Но вот встреча состоялась, слова радости и благодарности, что не забыл Максим Максимыч Печорина, произнесены, старый знакомый обнят Григорием дружески, но почему так веет холодом от Печорина, почему обижен и расстроен Максим Максимыч, ради встречи впервые нарушивший правила? «Неужели я не тот же?.. Что делать?всякому своя дорога…» – говорит герой, и мы понимаем: он никого не собирается обижать, просто встретил старого знакомого, которого никогда не считал своим другом.

Печорин и Грушницкий

Совсем по-другому состоится встреча Печорина с Грушницким: «мы встретились старыми приятелями», но уже с первых строк описания понятно, что под дружескими отношениями скрыты совсем другие. И действительно, Грушницкий – человек, чье главное наслаждение – «производить эффект» и кто «важно драпируется в необыкновенные чувства» и играет в разочарованного. Печорин же – само разочарование, это его болезнь, и он не может не чувствовать искусственности юнкера и по этой причине не принимать его. «Я его понял, и он за это меня не любит».

Драматическая развязка этих отношений не оставляет Печорина равнодушным. «Вид человека был бы мне тягостен: я хотел быть один». Нет ответа на вопрос « зачем я жил? для какой цели я родился?» у героя. «Одни скажут: он был добрый малый, другие – мерзавец. И то и другое будет ложно».

Никто из проходящих мимо вереницей людей не может понять внутреннего мира Печорина. Единственная женщина, которая поняла Печорина «совершенно, со всеми моими мелкими слабостями, дурными страстями», «Вера стала для меня дороже всего на свете – дороже жизни, чести, счастья!» Но наша надежда на то, что равнодушие главного героя и его разочарованность можно излечить, оказываются напрасными.

Любовь и дружба в жизни Печорина так же невозможна, как и многие другие общепринятые человеческие отношения – не в силу того, что герой плох или хорош, а в силу его характера и отношения к жизни. «Двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту … но свободы моей не продам» – так строит свою жизнь Печорин, отрицая и любовь, и дружбу, желая остаться независимым от людей и сам страдая от этого.

Печорин и Вернер

Пожалуй, именно в отношениях с Вернером ярче раскрывается тема дружбы в «Герое нашего времени», возможно, с доктором у Печорина могла бы сложиться дружба, они во многом так похожи. С той минуты, как Вернер и Печорин «отличили в толпе друг друга», отношения их для других так ее напоминают. «Вернер человек замечательный», главный герой знает сильные и слабые стороны доктора в совершенстве. Что же свело вместе двоих? «Мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя», «мы друг друга скоро поняли и сделались приятелями». Ни Вернер, ни Печорин к дружбе неспособны.
Григорий отрицает истинные дружеские отношения, дружба в жизни Печорина не существует, поскольку требует самозабвения, открытости, доверия, – всего того, чего у главного героя романа нет. Он говорит что «из двух друзей всегда один раб другого», и, вполне вероятно, это не убеждение, а желание скрыть неспособность пустить кого бы то ни было в свое сердце.

«Он скептик и материалист, … а вместе с этим поэт», – говорит Печорин о приятеле, а доктор оттеняет и проявляет то лучшее, что находим мы в характере Григория: аналитический ум, сильную волю, развитый интеллект, искренность. Вместе с тем, невольно сравнивая героев, мы отчетливее воспринимаем и другие качества Печорина – эгоизм, бесчувственность и даже жестокость.

Понимание дружбы главным героем романа

Понятие дружба Печорин никак не связывает ни с Максим Максимычем, ни с Грушницким, ни с Вернером, ни с кем бы то ни было. Но значит ли это, что он не знает, не понимает истинного смысла слов «дружба», «друг»? Вслед за Лермонтовым, описывающим водяное общество, мы наблюдаем, насколько «в свете» обесценено понятие: «мой друг» – так обращаются друг к другу люди, совершенно равнодушные, или, более того, даже, как драгунский капитан, вовлекающие собеседника в свои подлые дела.

Печорин перед дуэлью обращается к Грушницкому со словами «мы были когда-то друзьями», давая возможность тому одуматься. А когда душевное напряжение достигает накала, герой «чувствовал необходимость излить свои мысли в дружеском разговоре». Но не с кем разделить дружбу главному герою – он, опираясь на жизненный опыт и убеждения, отвергает безоговорочно любую привязанность. Анализируя свои поступки и душевные переживания, становится равнодушным и к людям, и к себе.

Осмысливая прочитанное, приходишь к выводу, что такая тема, как дружба в романе «Герой нашего времени» Лермонтова, помогает глубже понять истинную суть характера Печорина и почувствовать его непреходящую современность. Эти размышления особенно актуальны для учащихся 9 классов при написании сочинения на тему «Дружба в жизни Печорина».

Тест по произведению

Каковы взгляды Печорина на дружбу? и получил лучший ответ

Ответ от Имилия[гуру]
Он не верит в дружбу, потому что "из двух друзей всегда один раб другого".
.
.
Печорин - центральная фигура романа, его движущая сила. Лермонтов рисует портрет Печорина психологически глубоко. Фосфорически-ослепительный, но холодный блеск глаз, проницательный и тяжелый взгляд, благородный лоб со следами пересекающихся морщин, бледные, худые пальцы, нервная расслабленность тела - все эти внешние черты портрета свидетельствуют о психологической сложности, интеллектуальной одаренности и волевой, злой силе Печорина. В его «равнодушно-спокойном» взгляде «не было отражения жара душевного» , Печорин был равнодушен «к себе и другим» , разочарован и внутренне опустошен. Ему были присущи самые высокие стремления к общественной деятельности и страстное желание свободы: «Я готов на все жертвы.. . но свободы моей не продам» . Печорин возвышается над людьми своей среды разносторонним образованием, широкой осведомленностью в литературе, науках, философии. В неспособности своего поколения «к великим жертвам для блага человечества» он видит горестный недостаток. Но благие стремления Печорина не развились. Ничем не сдерживаемая социально-политическая реакция, душившая все живое, духовная пустота высшего общества изменили и заглушили его возможности, изуродовали нравственный облик, снизили жизненную активность. Печорин морально искалечен жизнью, он лишился добрых целей и превратился в холодного, жестокого и деспотичного эгоиста, который застыл в гордом одиночестве и сам себя ненавидит. Печорин проявляет себя как злая, эгоцентрическая сила, которая приносит людям только страдания и несчастья. Человеческое счастье для Печорина - «насыщенная гордость» . Страдания и радости других людей он воспринимает «только в отношении к себе» как пищу, поддерживающую его душевные силы. Без долгих раздумий, ради капризной прихоти Печорин вырвал Бэлу из родного очага и погубил ее, очень сильно обидел Максим Максимыча, из-за пустого волокитства разорил гнездо «честных контрабандистов» , нарушил семейный покой Веры, грубо оскорбил любовь и достоинство Мери. Печорин не знает, куда ему идти и что делать, и растрачивает силы и жар своей души на мелкие страсти и ничтожные дела. Он оказался в трагическом положении, с трагической судьбой: его не удовлетворяет ни окружающая действительность, ни свойственный ему индивидуализм и скептицизм. Герой разуверился во всем, его разъедают мрачные сомнения, он жаждет осмысленной, социально-целенаправленной деятельности, но не находит ее в окружающих его обстоятельствах. Печорин - страдающий эгоист, эгоист поневоле.

«Герой нашего времени» - выдающееся произведение русского классика М. Ю. Лермонтова, которое состоит из отдельных повестей, не имеющих последовательного изложения сюжета. Однако все они рассказывают разные истории, связанные с героем Григорием Александрович Печориным, очень таинственным и загадочным человеком, который вызывает разные чувства: привязанность, сострадание, ненависть и любовь. Кстати, любовь и дружба в жизни Печорина в большинстве своем ничего для него не значили. Он не испытывал теплых и искренних чувств к другим, а может, прятал эти чувства глубоко внутри себя.

Дружба в жизни Печорина. Сочинение

В первой главе мы знакомимся с Печориным со слов штабс-капитана Максима Максимыча. Хоть им и пришлось пережить немало трагических событий, но это никак не сблизило их. Максим Максимыч за это время сильно привязался к Печорину, но в духовном плане был чужд ему, может, из-за а может, из-за

Нужно отметить, что в герое Максиме Максимовиче прослеживается образ простого русского человека, характерного для России того времени. Он никогда не сможет понять Печорина, однако симпатизирует ему и называет его «славным малым». Максим Максимыч говорит о нем, что есть «эдакие люди, у которых на роду написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи».

Неловкая встреча

Почему дружба в жизни Печорина не имела такой важности, как для других? Для эгоистичного Печорина Максим Максимыч и Бэла были лишь маленькими эпизодами в его жизни. Это доказывает момент, когда Максим Максимыч после долгой разлуки, узнав, что в их части остановился Печорин, выбежал чтобы обняться с другом, но Печорин при встрече с ним не показал никаких эмоций и вымолвил лишь: «Мне пора, Максим Максимыч…» Лермонтов не случайно показывает такую несхожесть двух сослуживцев, такая же разница всегда существовала между русским народом и светской аристократией.

Дневник Печорина

Дальше в вопросе о том, что значила дружба в жизни Печорина, лучше разобраться, а также ближе познакомиться с этой личностью помогает личный дневник, постепенно открывающий все причины поступков Печорина и его высокомерного отношения к людям. Дневник помогает понять, что двигало этим человеком, чем он жил. Печорин был человеком из высшего общества, которое, в свою очередь, не требовало от него ничего умного и полезного. От такого безысходного положения и своей никчемности Печорин забавлялся и в некотором роде издевался над людьми. Однако он также мог осуждать себя за свои поступки, а это говорит о том, что не такой уж он хладнокровный и Так, в нем проявляется незаурядная личность, способная на сострадание.

Маска равнодушия

Что значит дружба в жизни Печорина? Он очень сложно сходится с людьми, совсем не умеет дружить и любить по-настоящему. Все, кто попадался на его пути, Бэла, Максим Максимыч, Мери, Вера, Грушницкий, получили от встречи с ним только боль, страдание и разочарование. Он думал, что он умнее всех, и требовал большего. Получая желаемое, он быстро от него отказывался. Кто знает, может, его холодность - лишь маска, которую общество научило надевать на себя, чтобы не показывать свои истинные чувства. Таким образом можно было обезопасить себя от ненужного любопытства и насмешек, чего он так не любил.

Доктор

Но в романе действительно есть такой человек, с которым Печорин особенно дружен, это доктор Вернер. Печорину удается в нем разглядеть свои собственные черты, ему нравится в нем скептицизм, интеллект и то, что он любит поэзию. Печорину импонировало и то, что этот человек по профессии врач.

В теме «Дружба в жизни Печорина» цитаты звучат по-разному. Печорин сам однажды признался Вернеру, что он не способен дружить, что в дружбе «один раб другого». Печорин свободолюбивых нравов, подстраиваться и подчиняться не желает, не нуждается в чужих советах. В любви он тоже себя не видит, его добрая и умная Вера ему уже не принадлежит, она замужем, бороться ему за нее уже поздно.

Дуэль

Нелепая дуэль с Грушницким - это его роковая месть за розыгрыш. Печорин решает довести дело до конца и убивает бедного юнкера, хотя и знает, что Грушницкий в него никогда бы не выстрелил.

В главном герое живут два человека, один постоянно совершает поступки, а другой осуждает его за них. Он не угадал своего предназначения, презирает своих современников и себя самого за никчемность и беспощадно бичует себя за то, что никогда не будет служить высоким идеалам.

Дружба в жизни Печорина. Таблица

Если составить краткую образную таблицу взамоотношений Печорина, то можно выделить интересные детали.

Максим Максимыч

Относится к Григорию Александровичу с искренностью, сочувствием, любовью и в то же время с непониманием. Печорин же к нему абсолютно равнодушен, если не сказать - безразличен, хоть и были они довольно долгое время сослуживцами.

Грушницкий

В нем играло соперничество и зависть, тщеславие и злоба по отношению к Печорину, который ответил безжалостностью, неумением прощать слабости своему сверстнику.

Офицер серб Вулич

Он храбр, фаталист, чуждый сомнениям, верит, что все предопределено в судьбе человека. Печорин же отрицает предопределение и верит в здравый рассудок.

Доктор Вернер

Ироничный философ, созерцатель, боится ответственности. Печорина все это привлекает, ему нравится интеллектуальное общение с ним.

Вот таким он был, Печорин. Читайте великое творение М. Ю. Лермонтова и делайте собственные выводы о том, что значила дружба в жизни Печорина. Сочинение, которое мы представили вашему вниманию, представляет собой лишь субъективное мнение.