В детских домах программа реабилитации. Анализ работы воспитателя социальной реабилитации для несовершеннолетних. уборка территории

Рабочая программа определяет принципы, формы, методы работы, а так же мониторинг отслеживания результатов работы.

1.4. Цели и задачи рабочей программы

Пояснительная записка

1.1. Нормативно- правовое основание программы.

Для успешной реализации основной цели работы учреждения: «создания комплекса условий по удовлетворению образовательных потребностей ребенка, формирования его общей культуры, его социальной ориентированности, мобильности, способности адаптироваться и самореализовываться в обществе» составлена рабочая программа педагогов.

Рабочая программа разработана на основе нормативно-правовой базы:

Закона РФ «Об образовании».

Типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Федерального Государственного образовательного стандарта общего образования.

Устава детского дома.

Образовательной программы детского дома.

Программы развития детского дома.

Для разработки программы в сентябре-ноябре 2012 года проведен педагогический мониторинг, его результаты дают возможность построения воспитательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей воспитанников, а так же уровня сформированности коллектива группы.

1.2. Общая характеристика группы.

1.3. Анализ контингента воспитанников.

Цель: Создания комплекса условий по удовлетворению образовательных потребностей ребенка, формирования его общей культуры, его социальной ориентированности, мобильности, способности адаптироваться и самореализовываться в обществе».

Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи

Задачи:

Формировать положительную, «Я-концепцию» личности ребенка.

Формировать веру ребенка в свои силы и возможности.

Развивать нравственную, волевую и эмоциональную сферу личности.

Формировать осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

Формировать у подростков, адекватное возрастным особенностям поло-ролевые функции.

Формировать у детей навыки сохранения физического здоровья, восстановление утраченных резервов организма, укрепление иммунной системы организма и ценностного отношения к своему здоровью

Воспитывать любовь к Отечеству, уважение к правам, свободам и обязанностям человека.

Формировать готовность к саморазвитию и неприрывному образованию.

Вооружить системой сведений о мире современного рынка труда

Помочь воспитанникам в выборе профессии и построении дальнейшей траектории образования с учетом индивидуальных особенностей ребенка

  1. Пояснительная записка
  2. Цели и задачи
  3. Содержание реабилитационной программы
  4. Участники реабилитационного процесса
    1. Правовая работа
    2. Работа с воспитанниками
    3. Работа со школой
    4. Работа по профилактике самовольных уходов
  5. Ожидаемые результаты
  1. Пояснительная записка

«Маленькие дети с большими правами» - программа правового воспитания детей через приобщение их к активной общественно-полезной, познавательной деятельности, направленной на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина, способной понимать и успешно выполнять гражданские обязанности, имеющей активную жизненную позицию.

Человек, живущий в цивилизованном обществе, должен обладать знаниями о правах человека, правах и обязанностях гражданина, порядке их реализации, возможностях и методах защиты прав личности; должен уметь применять правовые знания, а так же иметь четкую установку на законопослушание, негативно относиться к нарушению правопорядка. С раннего детства начинается процесс воспитания и самовоспитания личности, т.е. социализация человека, который, в частности, заключается в усвоении принятых обществом моральных и правовых норм. Это активный и действенный процесс. Он включает в себя не только получение определенной системы знаний, но и выработку навыков и умений правильно вести себя в обществе, иначе говоря, правовую культуру.

Программа «Маленькие дети с большими правами» направлена на просвещение воспитанников детского дома в области правовых знаний. Она предоставляет возможность в разнообразной деятельности формировать у воспитанников активную жизненную позицию, помогает детям овладевать знаниями в области прав человека, формировать навыки применения этих знаний. Правовые знания нужны воспитанникам не сами по себе, а как основа поведения в различных житейских ситуациях, имеющих юридическую силу.

Программа предполагает работу с детьми в возрасте от 3 до 18 лет и нацелена на сотрудничество с воспитателями, психологом, учителями, координацию действий с ребенком и его социумом.

  1. Цели и задачи программы

Цель: правовая и социальная защита несовершеннолетних, их реабилитация, повышение уровня правовой культуры воспитанников.

  • Обеспечить защиту прав и законных интересов воспитанников и вооружить их знаниями, умениями, навыками, ценностными ориентирами для формирования правовой компетентности.
  • Формировать у воспитанников навыки социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого человека.
  • Развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях с ориентацией на ненасильственную модель поведения.
  • Создавать социально-педагогические условия для развития личности в условиях детского дома
  1. Содержание реабилитационной программы

Работа по программе «Маленькие дети с большими правами» - это процесс сотрудничества детей и взрослых. Беседы, занятия, праздники и т.п. - средство, прежде всего, нравственного и правового воспитания гражданина. Программа построена с опорой на все лучшее, что есть в воспитаннике, педагогах. Понимая, что человек не идеален, совершает ошибки, причиняет другому боль, мы все же сознательно опираемся на « разумное, доброе, вечное». Постоянное обращение к лучшему в человеке, на наш взгляд, создает некоторую нравственную точку отсчета в сознании ребенка и помогает ему справляться с соблазнами отклонения от социальных и иных норм.

Основные понятия, с которыми знакомятся воспитанник:

  • Правила, право, обязанности, закон, правонарушения.
  • Конвенция о правах ребенка, Конституция РФ.
  • Гражданские, имущественные и другие права ребенка.
  • Правила общения в коллективе.
  • Правила безопасной жизнедеятельности.
  1. Участники реабилитационного процесса

Основными участниками реабилитационного процесса являются социальный педагог и воспитанники детского дома.

Функции участников

  1. Мероприятия по реализации программы

Правовая работа (защита законных прав и интересов воспитанников)

Мероприятия

Сроки исполнения

Оформление личных дел вновь поступивших воспитанников

В течение 3 дней

Оформление приказов на поступивших и выбывших детей

В день поступления или выбытия

Выполнение запросов на документы воспитанников, необходимые для формирования личных дел

По необходимости

Сбор всей возможной информации для анализа ситуации, в которой оказался несовершеннолетний

В течение года

Восстановление жизненно важных документов воспитанников

По необходимости

Работа с УФМС (оформление гражданства, получение паспортов, регистрация по месту пребывания)

В течение года

Работа со Сбербанком (оформление сберегательных счетов, контроль за поступлением денежных средств на лицевые счета воспитанников)

Один раз в три месяца

Работа с ИФНС (оформление свидетельств ИНН воспитанникам)

В течение года

Работа с городским и сельскими поселениями (запросы справок и необходимых документов для дальнейшего жизнеустройства воспитанников)

В течение года

Сотрудничество с ОВД по осуществлению розыскных мероприятий;

по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

По необходимости

Один раз в три месяца

Участие в делах гражданского судопроизводства по защите интересов и прав воспитанников

В течение года

Работа с УПФ по назначению пенсии по случаю потери кормильца, специальные пенсии детям-инвалидам до 18 лет

По необходимости

Содействие органам опеки и попечительства УО по семейному жизнеустройству воспитанников

В течение года

Работа с воспитанниками

Мероприятия

Сроки исполнения

Знакомство с детьми при поступлении, изучение их личности, установление доброжелательных отношений с ними

В течение года

Выявление проблем, трудностей, потребностей детей и оказание им социальной и правовой помощи

В течение года

Проведение групповых и индивидуальных бесед с воспитанниками:

Беседа по правилам поведения и общения

в детском доме;

- «Как подготовить ребенка к участию в судебном заседании»;

- «Мой путь от дома до школы»;

- «Правила личной безопасности».

Профилактические беседы:

- «Курение - коварная ловушка»;

- «Прием наркотиков - всегда полет, но в

конце - всегда падение»;

- «Скажи алкоголю - нет!».

Беседы о правах ребенка:

- «Маленьким детям - большие права»

(знакомство с Конвенцией о правах

ребенка);

Час общения по правовому воспитанию

«Ты имеешь право…»;

Игра-путешествие «Права ребенка в новом

Беседа-игра «Мы все разные, но мы все

Конкурс рисунков «Права детей глазами

самих детей»;

Викторина «Герои книг имеют право»;

Беседа «Права детей - забота государства»;

Встреча с инспектором ПДН «Если ты

преступил закон»;

Беседа «Российская конституция -

основной закон твоей жизни».

Изготовление памятки «Если ты оказался в трудной жизненной ситуации…» (адреса и телефоны организаций, где могут оказать помощь детям)

При поступлении ребенка

Сентябрь

В течение года

Работа с семьями воспитанников

Мероприятия

Сроки исполнения

Сбор сведений о родителях, родственниках, о характере их отношения к ребенку

В первые месяцы после поступления ребенка

Проведение бесед с детьми об их отношении к семье, о желании поддерживать связь с ними

В течение года

Посещение семей воспитанников с целью выявления проблем семьи. Проведение бесед с родителями о возможности возвращения ребенка в семью

В течение года

Патронирование семей после возвращения в них детей

В течение года по необходимости

Консультирование родителей по вопросам воспитания детей после воссоединения семьи

По запросу родителей

Работа со школой

Мероприятия

Сроки исполнения

Оформление вновь поступивших детей в школу

В течение недели после поступления

Проведение бесед с воспитанниками по вопросам дисциплины и успеваемости

В течение учебного года

Взаимодействие с директором, завучем, социальным педагогом школы по вопросам мотивации воспитанников к учебной деятельности, налаживания взаимоотношений со сверстниками и учителями

В течение учебного года

Работа по профилактике самовольных уходов воспитанников

Мероприятия

Сроки исполнения

Индивидуальные беседы с воспитанниками по профилактике самовольных уходов

В течение года

Оформление плана розыскных мероприятий по розыску воспитанников

По необходимости

Информирование ООП и ОВД о самовольном уходе

В течение суток

Сотрудничество с работниками ИПДН по вопросу правовой защищенности и ответственности перед законом воспитанников

По отдельному плану

Ведение журнала регистрации самовольных уходов воспитанников

В течение года

  1. Ожидаемые результаты

В процессе реализации программы в данном направлении предполагается достижение следующих результатов:

  • Овладение конкретными правилами поведения в детском доме, усвоение требований, предъявляемых к воспитаннику, осознание своих прав, приобретение умений выполнять обязанности и осуществлять права;
  • Удовлетворение разнообразных интересов воспитанников;
  • Успешная социализация воспитанников в обществе с помощью полученных знаний по праву.

Итогом реализации данной программы является осознание ребенком того, что человек имеет право на жизнь, охрану здоровья, свободу, равенство, честь, достоинство. Он должен иметь представление о государстве, в котором живет, знать его символику. Воспитанники должны соблюдать правила поведения и жить по законам вежливости. Но самое главное то, что у воспитанников должно выработаться представление о главных ценностях человека: добро, справедливость


Полный текст материала Социально-реабилитационная программа "Маленькие дети с большими правами" смотрите в скачиваемом файле .
На странице приведен фрагмент.

Демьянова Ирина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУ СО МО Сергиево Посадский социально реабилитационный центр для несовершеннолетних
Населённый пункт: город Сергиев Посад, Московская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Творческий отчет воспитателя социально реабилитационного центра для несовершеннолетних
Дата публикации: 25.01.2016
Раздел: среднее профессиональное

ГКУСО МО «СЕРГИЕВО-ПОСАДСКИЙ СОЦИАЛЬНО-

РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»

ОТЧЕТ ЗА 2012-2015 г.г.

ВОСПИТАТЕЛЯ

I КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ

ДЕМЬЯНОВОЙ ИРИНЫ ВИКТОРОВНЫ

2015г.
1
В ГКУСО МО «Сергиево-Посадский социально – реабилитационном центре для несовершеннолетних» работаю воспитателем 10 лет. Работа связана с детьми в возрасте от 7 до 18 лет, оставшимися без попечения родителей, проходящими реабилитацию по причине социально - опасного положения в семье, трудной жизненной ситуации. Дети, в основном, социально и педагогически запущены, с разным уровнем физического, интеллектуального и психического развития. Практически все дети имеют проблемы психологического характера: низкий уровень самооценки, высокий уровень тревожности, что отрицательно влияет на образ жизни детей. Состав группы детей в течение года постоянно меняется. Поэтому в планы своей воспитательной работы приходится вносить изменения, связанные с возрастными особенностями, уровнем индивидуального развития воспитанников. На каждого ребенка составляется индивидуальная программа реабилитации, что помогает отслеживать динамику коррекционно- развивающего обучения, физического и психологического развития, ресоциализации ребенка.
Основными направлениями моей работы являются:
 Социально - педагогическая деятельность по адаптации воспитанников.  Реабилитация и ресоциализация детей подросткового возраста, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. 2
 Охрана и укрепление здоровья воспитанников.  Организация индивидуального подхода в учебно-воспитательном процессе, оказание помощи воспитанницам в проблемах, связанных с учебой, воспитанием.  Привлечение детей и общественности к организации и проведению социально-педагогических мероприятий, акций.  Индивидуальные и групповые занятия с воспитанниками по вопросам разрешения проблемных ситуаций, конфликтов. При работе с детьми использую современные образовательные технологии и методики и целенаправленно применяю их в практической профессиональной деятельности.
Технологии, используемые в работе:
Здоровьесберегающие т е х н о л о г и и: с о х р а н е н и е з д о р о в ь я воспитанников, формирование знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни. Технология коллективной творческой деятельности: объединение различных видов деятельности в сочетании форм, средств, способов действия педагога, старших и младших детей. Технология метода воспитания в сотрудничестве: организованное общение воспитанников в группе, общение с малышами, наполнением которого являет ся и н т е л л е к т у а л ь н о е содержание. Деятельность воспитанников в команде, предусматривающая позитивный социальный опыт объединения идей, предложений, мнений; дни полезных дел (совместная трудовая деятельность). Игровая технология: освоение ребенком различных социальных ролей и норм поведения в процессе игры. 3
Коррекционные технологии: позволяют ребенку догнать в развитии сверстников, если присутствует некоторое отставание в подготовке учащегося. Информационно-коммуникативные технологии: р а з в и т и е коммуникативных способностей воспитанников подготовка личности «информированного общества». Технология проектов: стимулировать интерес воспитанников к определенным проблемам, решению этих проблем, умению практически применять полученные знания. Личностно –ориентированная технология: развитие и саморазвитие личности воспитанника, исходя из его индивидуальных особенностей В своей работе с детьми использую словесные, наглядные и практические методы и приёмы обучения и воспитания, позволяющие сделать непосредственно воспитательную деятельность познавательной, 4
у в л е к а т е л ь н о й, р а з н о о б р а з н о й и и н т е р е с н о й.
В своей педагогической деятельности использую различные формы

работы:
беседы; прогулки; совместное чтение; игры и соревнования; рисование; лепка, раскрашивание, позитивные установки, праздники, индивидуальные занятия-беседы; выполнение индивидуально запланированных заданий-поручений воспитанниками; практические занятия по формированию определенных умений и навыков; диспуты; викторины; театрализованная деятельность Свой профессиональный уровень повышаю через изучение опыта работы коллег центра, посещение методических объединений, семинаров, педагогических советов, открытых занятий.
Регулярно выступаю на методобъединениях с докладами:
 октябрь 2012 г.- « Педагогические условия реализации положений Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования»  январь, 2012г.- «Идея воспитательного коллектива А.С.Макаренко»  сентябрь 2013 года - региональный семинар - доклад « Аспекты ресоциализации старших подростков в условиях приюта», презентовала программу « Шефская работа» и показала «Мастер – Класс» по своей деятельности, в котором привела пример 5
взаимодействия воспитанниц подросткового возраста с маленькими детьми, подготовку типичного мероприятия для малышей. 6
7
 сентябрь 2014г. –Педагогический совет - презентация моей дипломной работы « Стимулирование ресоциализации детей подросткового возраста в условиях приюта» Над этой темой продолжаю работать и в настоящее время, провожу экспериментально-исследовательскую работу. Эта тема интересна коллегам центра. Разрабатываю и провожу открытые занятия, конкурсы, праздники, развлечения, составляю индивидуальные программы реабилитации.
Открытые занятия:
8
 2012г.- «Путешествие в страну Светофорию».  2013 г. - Праздник для малышей «В гости к Осени». 9
 2014г. - « Путешествие в страну « Дорожных знаков»  2014г.- « Малая Олимпиада». 10
  2014 г. - Спортивное театрализованное мероприятие « Как ежик искал друзей» 11
 2015г. – « День Семьи»
Разработала и реализовала проекты:
 2012г.- « Изготовление развивающего панно для малышей» 12
 2013г. – « Акция «Дорогами добра» 13
 2012-2015гг. « Театр для всех». Были изготовлены разные виды театра: баночный театр, конусный, театр на ложках, театр на дисках. 14
Регулярно выезжаю со своими воспитанницами с игровыми программами в детские учреждения: МБДОУ № 36, Центр поддержки семей с детьми - инвалидами « Время Надежды». В мае 2013 г. со своими воспитанниками выезжала с танцевальными номерами на III Открытый фестиваль детских социальных учреждений «Пасхальная радость». Дети приняли участие в конкурсе художественной самодеятельности, где заняли 3 место.
Разработала и успешно реализую программу « Шефская работа».
Она реализуется по четырем направлениям:  Взаимодействие детей разного возраста в общем движении к здоровому образу жизни внутри приюта.  Взаимодействие с детьми разного возраста вне приюта.  Взаимодействие с ветеранами Великой Отечественной войны.  Взаимодействие воспитанников приюта с детьми с ограниченными возможностями здоровья. 15

Цели программы.
 Формирование у старших детей заботливого, дружелюбного, справедливого отношения, как к малышам, так и к людям пожилого возраста  Профилактика девиантного материнства.  Воспитание гуманного отношения детей и подростков к инвалидам и устранение барьеров для взаимного общения.  Формирование и утверждение позитивного отношения к здоровью, убежденности в возможности его сохранения и улучшения, освоение навыков здорового образа жизни, а также содействие тому, чтобы выбор поведения, полезного здоровью, стал прочной мотивацией в дальнейшей жизни.
Задачи.
 Обучение подростков навыкам взаимодействия с младшими детьми и детьми с ограниченными возможностями здоровья  Развитие организаторских способностей  Изучение с девочками методов и приёмов работы с детьми  Способствование развитию совместной деятельности детей 16
 Создание условий для реализации полученных навыков в реальной работе с маленькими детьми  Формирование социальных окружений, социальных связей со школой, детским садом и т.д.  Развитие стремления быть полезным окружающим  Воспитание у детей таких моральных качеств как доброта, милосердие, патриотизм, трудолюбие, честность и т. д.  Развитие инициативы и творчества ребят в процессе коллективных дел  Развитие индивидуальных качеств ребят через различные формы деятельности  Расширение кругозора  Изучение литературы необходимой для организации работы с младшими 17
Программа «Шефская работа» приобщает подростков к позитивному взгляду на проблемы здоровья через проживание с малышами одинаковых эмоций. Старшие дети приобретают знания в данной области, расширяют свой кругозор через обучение и воспитание малышей. Благодаря программе у воспитанников формируется позитивное влияние на выбор собственного поведения, осмысление и пересмотр своего поведения и поступков, разрешение собственных проблем; формируются организаторские способности; повышается самооценка. У подростков приобретается опыт общения, ведения занятий с теми, кто младше. 18
В свою очередь у малышей обретаются новые друзья, понимающие и любящие детей, удовлетворяются потребности в любви, заботе и внимании. А также приобретаются новые знания о здоровье, развивается любознательность; воспитывается позитивное отношение к здоровью. Несовершеннолетний, получивший позитивный опыт коллективных отношений, опыт взаимодействия с маленькими детьми постарается применить его в будущем по отношению к окружающим людям и к своим будущим детям. 19
Позитивная деятельность в сплоченной, доброжелательно настроенной группе поможет несовершеннолетнему поднять свою самооценку, перенести полученный им опыт позитивного общения на другие сферы жизни воспитанника интернатного учреждения. Полученная педагогом информация об особенностях личности воспитанника поможет найти наиболее оптимальные пути коррекционно- воспитательной работы с ним. При проведении занятий с подростками изучаю разнообразные методы и приемы работы с младшими детьми. Все занятия проходят в форме игр, развлекательных моментов, опирающихся на непроизвольное внимание детей. Свой опыт старшие воспитанники пробуют на занятиях с малышами. А 20
так как дети в младших группах в основном с задержкой развития, с низким интеллектуальным уровнем, часто проявляющие неадекватное поведение, то и занятия для них подбираются специальные упражнения. Систематически со своими воспитанницами организую для малышей различные праздники, досуговые мероприятия; показываем настольные, кукольные театры, проводим разнообразные игры на улице и в группе. Наиболее запоминающими были мероприятия: « День Нептуна» (для младших детей); интерактивная познавательная игра « Времена года»; праздник « Солнечное утро» (на день летнего солнцестояния); тематическое занятие для малышей « Путешествие матрёшки»; изготовление новогоднего коллажа; праздник «День защиты детей» и др. В рамках программы « Шефская работа» мои воспитанники подружились с детьми с ограниченными возможностями из общества СИДИ, неоднократно приглашали их к себе в гости, в СРЦН; сами посещали Центр «Время Надежды», проводили совместно с ними различные мероприятия, игровые программы. На протяжении шести лет мы шефствовали над ветераном ВОВ Брежневой Т.И. Оказывали ей посильную помощь, ходили в гости. Тамара Ивановна много рассказывала девочкам о войне, о своей жизни, учила вязать крючком. 21
Большое внимание в своей работе уделяю охране и укреплению здоровья детей. Дети, поступающие в Центр очень часто бывают лишены чувства безопасности, они не получали необходимого комфорта и уюта в домашних условиях. Поэтому своей первоочередной задачей считаю дать эту безопасность своим несовершеннолетним воспитанникам, обеспечить необходимые условия для комфортной жизнедеятельно сти. С воспитанниками систематически провожу занятия по пожарной безопасности, электробезопасности и безопасности дорожного движения. Утренняя зарядка стала обязательной составляющей режима. В 2013-2014 учебном году принимала участие в семинаре по формированию основ здорового образа жизни и профилактики ПАВ в рамках программы «Созвездие ЗУС» под руководством заведующей отделения психолого – педагогической помощи населению, канд. пед. наук Ушаковой Т.О. Программу реализовала не только со своими воспитанниками в СРЦН, но и в школе № 4 с детьми старшего подросткового возраста. Своим воспитанникам прививаю мысль, что учёба - их главный труд. Как правило, поступающие в центр дети педагогически запущены. Они имеют низкую успеваемость по причине частых пропусков уроков, ненадлежащего контроля и отсутствия помощи в выполнении домашних заданий со стороны родителей. В целях улучшения качества знаний, умений и навыков по общеобразовательным предметам регулярно оказываю помощь воспитанницам в приготовлении домашних заданий, систематически 22
провожу дополнительные занятия по математике. Результатом работы является повышение учебной мотивации, улучшение знаний по предмету. С педагогами школы, классными руководителями поддерживаю сотрудничество. Обо всех проблемах детей в школе классные руководители ставят в известность воспитателя. Ежедневно проводится контроль посещаемости уроков детьми, проверяются дневники. Посещаются родительские собрания в школе. Регулярно со своими воспитанниками посещаю Храм на поселке Реммаш, где дети имеют возможность исповедоваться и причаститься. В своей работе тесно сотрудничаю со специалистами: психологом, логопедом, музыкальным руководителем, и другими. В совместной и самостоятельной деятельности использую информационно-коммуникативные технологии. В работе использую сведения, найденные на педагогических сайтах Интернета. Основные задач, которые ставлю перед собой в будущем, это: продолжение самообразования, посещение педагогических семинаров, методических объединений педагогов, изучение опыта коллег из различных учреждений, продолжение экспериментальной работы по ресоциализации подростков в условиях социозащитных учреждений, профессиональный рост. 23

«Самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду, к жизни».

К.Д. Ушинский

1. Актуальность

Проблема социально-трудовой адаптации детей с особенными образовательными потребностями является одной из самых актуальных и острых проблем в современном обществе.

Дети данной категории имеют ограниченные возможности в развитии, вследствие различных факторов, вызывающие органические нарушения головного мозга и нуждаются в особых методах и приёмах.

Формирование навыков самообслуживания, социально-бытовой ориентировки, привитие трудовых навыков, нацеливание на получение профессии, с последующим трудоустройством – основа социально-трудовой адаптации детей с особыми образовательными потребностями.

Труд в детском доме обычно ограничивается самообслуживанием - убрать постель, накрыть стол. С первого взгляда – однообразная и скучная работа. Душа не лежит, но приходится выполнять. Воспитанник привыкает к тому, что труд неинтересен и принудителен. Вот и дежурит плохо, спустя рукава, не несет ответственность за дом, где живет.

Для решения проблемы трудового воспитания в детском доме, педагогам нужно сделать все возможное, чтобы у воспитанника не было пустого препровождения времени, когда «нет работы в руках и мыслей в голове». В это время у воспитанников меняется мироощущение, они не знают, что с собой делать и привыкают просто «убивать время».

Также н е секрет, что большинство выпускников детского дома недостаточно подготовлены к выбору своего жизненного пути.

Трудности перехода воспитанника детского дома в самостоятельную жизнь объективно обусловлены. В течение всего периода пребывания ребёнка в государственном учреждении, его персонал отвечает за жизнь, здоровье своих воспитанников, их материальное благополучие и поведение. Одной из причин социальной дезадаптации является несформированность потребности и способности трудится, отсутствие навыков самостоятельной жизни, отсутствие личного опыта нормальной жизни в семье и многое другое. Искусственное благополучное пребывание в привычном замкнутом пространстве затрудняет переход выпускника в неустойчивый и сложный современный мир, что позволяет сделать вывод о необходимости профилактической адаптационной работы.

Привыкнув к тому, что о них постоянно заботятся, после выпуска из учреждений эти дети часто теряются в жестких жизненных условиях. Они чаще всего направляются в колледжи, где обучаются случайно выбранной профессии без учета своих способностей и желаний. Как правило, это приводит к тому, что они бросают учебу или же, получив низкую профессиональную подготовку по нежеланной специальности, не хотят или не могут устроиться на работу.

В международной Конвенцией ООН о правах ребенка для детей, временно или постоянно лишенных семейного окружения, утверждено право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством (ст.20, разд.1). Там же подчеркивается значимость подготовки ребенка к самостоятельной жизни в социуме, обеспечения его свободного развития, гарантий личностно значимых и общественно приемлемых, самоопределения, самореализации и самоутверждения.

У воспитанников детского дома необходимо формировать понимание того, что труд – основа всей жизни, именно трудом созданы все материальные и духовные блага; воспитывать культуру личности во всех ее направлениях, связанных с трудовой деятельностью (культуры труда, экономической, экологической и правовой культуры) Поэтому в детском доме одним из главных направлений воспитательной работы должно стать трудовое воспитание.

2. Анализ уровня трудовой подготовки воспитанников.

На фоне того, что дети владеют трудовыми навыками, навыками самообслуживания в соответствии с возрастными нормами, отношение к трудовой деятельности и желание самостоятельно включаться в общественно – полезный труд остается достаточно низким. Особые проблемы составляют: самообслуживание, отношение к результатам труда других людей, стремление трудиться на благо других.

Цель программы

Создание позитивного отношения к труду, формирование и закрепление навыков трудовой деятельности; привитие навыков самообслуживания.

Задачи программы:

Формирование позитивной установки по отношению к труду, и восприятие труда как одной из высших ценностей в жизни;

Формирование основ умственного и физического труда;

Включение детей с нарушением интеллекта в социальную среду, приобщение к общественной жизни на уровне их психофизических возможностей;

Воспитание трудолюбия, чувства долга и ответственности, целеустремлённости и предприимчивости, честности.

Основные принципы:

Основные направления трудового воспитания:

Содержание программы.

Самообслуживающий труд

Направление деятельности

Решаемые задачи

Содержание

Цикличность

Соблюдение правил личной гигиены

Сформировать потребность в соблюдении правил личной гигиены, научить их выполнению.

- утренний и вечерний туалет;

- соблюдение гигиены рук;

- соблюдение правил личной гигиены;

- проведение банных дней

ежедневно

ежедневно перед приемом пищи

ежедневно и по физиологическим показателям

1 раз в неделю

Поддержание порядка в спальне, комнате

Сформировать потребность в поддержании чистоты в спальне и комнате, научить правилам выполнения уборки помещения

- уборка личных вещей, заправка кровати;

- дежурство по группе

Дежурство в вестибюле

ежедневно

по графику


Стирка личных вещей

Сформировать потребность ухода за личными вещами, содержание их в чистоте, научить проведению мелкого ремонта одежды

- стирка личных вещей (носки, нательное белье);

ежедневно (по мере необходимости)

Проведение мелкого ремонта личных вещей

- ремонт (штопка, пришивание пуговиц и пр.)

По мере необходимости

    уметь соблюдать личную гигиену, гигиену рук в течение дня, знать предметы и средства личной гигиены, уметь ухаживать за зубами, ногами, уметь пользоваться щеткой, расческой;

    знать и выполнять правила утреннего и вечернего туалета;

    уметь выполнять стирку мелких вещей;

    уметь самостоятельно одеваться и раздеваться, аккуратно складывать свои вещи.

Хозяйственно-бытовой труд

Направление деятельности

Решаемые задачи

Содержание

Цикличность

Организация дежурств воспитанников

Научить соблюдению санитарно – гигиенических правил при сервировке стола и его уборке

- дежурство по столовой

по графику

Сформировать потребность в поддержании порядка в доме, соблюдении чистоты на закрепленном участке, формирование уважительного отношения к труду дворника, уборщицы.

- дежурство по зданию

- уборка листьев, снега, мусора на закрепленной территории;

- проведение генеральной уборки в спальне

по графику

1 раз в неделю (по мере необходимости)

1 раз в неделю (суббота)

Организация посильной помощи работникам детского дома

Знакомство воспитанников с рабочими профессиям в детском доме, формирование уважительного отношения к людям труда

- оказание помощи повару;

-оказание помощи подсобному рабочему;

- оказание помощи кастелянше, прачке;

Работа ремонтных бригад

Формирование навыков проведения мелких ремонтов мебели, косметических ремонтов помещений, ограждений.

Требования к знаниям, умения и навыкам воспитанников:

    поддерживать чистоту и порядок в комнате, проводить сухую и влажную уборку, уметь создать уют в комнате своими руками;

    уметь подготовить столы к подаче пищи, убирать и вытирать столы; соблюдать технику безопасности, выполнять санитарные требования и правила этикета при работе в столовой;

    уметь пришивать пуговицы, пришивать вешалки к одежде, работать с утюгом, наводить порядок на полке с одеждой;

    уметь ремонтировать свою одежду (ставить различные заплаты, зашивать и подшивать изделия), уметь гладить белье;

    уметь проводить ремонт лопат, мыть стены покрытые масленой краской, мыть лестницы моющими средствами, работать щеткой, шваброй, выполнять ремонт забора

Сельскохозяйственный труд

Направление деятельности

Решаемые задачи

Содержание

Цикличность

Работа на огороде

Дать знания, связанные с выращиванием овощных, плодово-ягодных культур;

Формировать навыки работы с землёй, ухода за растениями.

- обработка почвы;

-выращивание рассады, высадка в открытый грунт;

- уход за посадками (поливка, прополка, рыхление, подкормка);

- уборка и хранение урожая

- ежедневно с мая по сентябрь

Работа на клумбах

Дать знания о разбивке клумб и выращивании однолетних и многолетних цветов, научить ухаживать за ними.

- разбивка клумб;

- посадка однолетних и многолетних растений, уход за ними;

- уборка многолетних растений на хранение

с мая по сентябрь

Уход за комнатными растениями

Дать знания об уходе за комнатными растениями, научить способам разведения домашних цветов и уходу за ними.

- посадка и пересадка растений;

- уход за комнатными растениями

Весна – лето

по мере необходимости

Требования к знаниям, умения и навыкам воспитанников:

    уметь выращивать основные виды овощей в открытом грунте, обрабатывать почву (очистка поверхности, перекопка, мелкое рыхление гряд, выравнивание поверхности гряд), подбирать и готовить посадочный материала, уметь проводить посадку семян овощей в открытый грунт, распознавать всходы культурных растений от сорняков; знать способы борьбы с насекомыми – вредителями; уметь ухаживать за ягодными кустарниками; проводить подкормку растений;

    уметь производить деление и посадку зимующих многолетних растений, рыхление почвы в междурядьях и вокруг растений, подвязывание стеблей к колышкам, прореживание посадок, посадку однолетних цветковых растений семенами, уборку растительных остатков из цветника;

    уметь проводить посадку и пересадку комнатных растений, знать сезонные особенности содержания комнатных растений.

Общественно полезный труд .

Направление деятельности

Решаемые задачи

Содержание

Цикличность

Уборка территории детского дома

Научить правилам уборки территории детского дома, сформировать потребность в поддержании чистоты и порядка на территории

- уборка территории от листьев и мусора;

- уход за зелеными насаждениями;

- благоустройство и озеленение территории;

- уборка снега

1 раз в неделю

в зимний период – по мере необходимости

Озеленение участка детского дома

Привить навыки благоустройства территории детского дома

- высадка зеленых насаждений;

- уход за посадками

-2 раза в год

(весна, осень)

Благоустройство территории посёлка

Привитие уважительного отношения к своей малой Родине, формирование причастности к делам жителей села

- уборка территории;

- уборка мусора;

- посадка деревьев и зеленых насаждений

1 раз

(весна)

Требования к знаниям, умения и навыкам воспитанников:

    уметь подгребать опавшие листья, подметать дорожки, собирать и удалять мусор;

    расчищать дорожки от снега, собирать мусор и выносить его в установленное место;

    уметь обращаться с метлой, лопатой, граблями, совком, носилками, соблюдать технику безопасности при работе секатором.

В мире профессий и обязанностей

Цель: формирование готовности воспитанников к обоснованному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учётом своих склонностей, способностей, состояния здоровья и потребности рынка труда в специалистах.

В ходе занятий решаются следующие задачи:

Обобщить знания воспитанников о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере;

Сформировать знания и умения объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку;

Развивать представление о народном хозяйстве и потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации;

Воспитывать уважение к рабочему человеку.

Требования к знаниям, умения и навыкам воспитанников:

    знать профессии, которые можно освоить после выхода из детского дома;

    знать группы профессий, требования к выбору профессии, какую помощь оказывает центр занятости населения;

    уметь правильно оценивать свои желания, способности и возможности при выборе профессии.

Организация и проведение общих воспитательных мероприятий

    Праздник урожая

    Конкур рисунков «Моя будущая профессия»

    Викторина «Что растет на грядке»

    Мини-проект «Когда труд бывает радостью»

    Воспитательский час: «Труд кормит, а лень портит»

    Классный час «Труд в почете любой, мир профессий большой»

    Аукцион мнений «Что помогает содержать вещи в порядке»

    Творческая мастерская «Поделки из природных материалов»

    Копилка полезных советов «Как подготовить дом к холодному периоду года»

    Беседа «Чем пахнут ремёсла?»

    Практикум «Кормушка для пернатых друзей»

    Клуб мастеров «Мастерская Деда Мороза»

    Акция «Уборка снега на территории школы»

    Занятие-практикум «Посев цветочных растений на рассаду»

Трудовая деятельность воспитанников должна быть организована с соблюдением следующих условий:

Объем и специфика трудовой деятельности должна соответствовать возрастно-половым и функциональным особенностям и состоянию здоровья воспитанников;

Трудовая деятельность воспитанников должна осуществляется в благоприятных санитарно-гигиенических условиях, безопасных для их здоровья и жизни.

Для организации трудовой деятельности подростков соблюдаются следующие правила:

Обязательно должно учитываться физическое, психическое и эмоциональное здоровье воспитанников;

Трудовая деятельность должна быть индивидуальной и иметь несложный производственный цикл;

Работа должна быть разнообразной и интересной;

В случае отказа подростка от работы предложить смену трудовой деятельности и провести с ним разъяснительную беседу;

Обязательно поощрять каждый продуктивный шаг в трудовой деятельности.

Заключение

Данная программа рассчитана на весь период пребывания воспитанников в детском доме и предполагает постоянную работу по ее дополнению и совершенствованию

Литература.

    Воспитание дошкольника в труде / В.Г. Нечаева, Р.С. Буре. – М.: Просвещение, 1980

    Гуламов Г. "Взаимосвязь общественно полезного труда и нравственного воспитания учащихся" // Сов. "педагогика", 1991 г.

    Макаренко А.С. «Лекции о воспитании детей» пед.сочинения в 8т.,т.4.

    Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе.

    Шинкаренко В.А. Трудовое обучение и воспитание учащихся вспомогательной школы. - Минск, 2009.

    Мачихина В.Ф. Воспитательная работа во вспомогательной школе. - М., 1980.



Отчет по реализации программы.

Процесс трудового воспитания рассматривается мной не только научить воспитанников некоторым трудовым приемам, но и необходимостью выработать и закрепить выполнение приобретенных навыков и умений.

Целью моей педагогической деятельности является – подготовка воспитанников к самостоятельной трудовой деятельности

Я работаю в семье, где воспитываются 10 детей, которые поступили в детский дом с не сформированными социальными нормами. У этих детей не были развиты трудовые навыки необходимые для самостоятельной жизни. И поэтому перед воспитателем стояла задача привить трудовые навыки, навыки самообслуживания и потребность к труду. Научить ребенка простым, но нужным навыкам самообслуживания.

Учу воспитанников, как правильно пришить пуговицу, постирать и погладить свои вещи, убрать комнату, сделать сервировку стола на каждый день и на праздник, как можно создать уют у себя дома, используя подручные материалы.

В своей работе я стараюсь воспитывать у них ощущение нужности для окружающих, чувство значимости их деятельности. Так приучая воспитанников к самостоятельности, я стремлюсь не спешить идти на помощь ребёнку при первых затруднениях, а даю ему возможность самому попытаться преодолеть трудности, проявить сообразительность и смекалку.

Ребята ежедневно занимаются самообслуживанием, общественно-полезным трудом, что позволяет им приобретать санитарно-гигиенические, трудовые навыки, участвовать в благоустройстве и озеленении территории, прилегающей к зданию детского дома.

Результаты работы позволяют сделать вывод о том, что целенаправленная социально-трудовая деятельность способствует созданию условий для формирования и развития трудовых умений и навыков воспитанников нашего детского дома, что в дальнейшем влияет на их самореализацию в самостоятельной жизни; также в результате выбранных оптимальных методов и форм работы, в рамках общеразвивающей программы, происходит объединение детей в трудовом коллективе, на основе взаимопомощи, взаимовыручки и взаимоподдержки.

В течение года у ребят сформировался стойкий интерес к результатам своей работы. Владеют навыками (до автоматизма) личной гигиены, самообслуживающего труда, гладить бельё, зашивать, пришивать. Имеют представление о видах профессий, труде; осознают связь между благополучием человека и его трудом. Они стали ответственнее, научились правильно организовывать свое рабочее место, по окончании работы приводить его в порядок, соблюдать правила техники безопасности.

В процессе трудового воспитания развивается познавательная деятельность.

В ходе трудовой деятельности формируются такие личностные качества, как трудолюбие, ответственность, чувство коллективизма, взаимопомощи.

Воспитанники видят результаты своего труда.

Научаются планировать трудовую деятельность.

Я в своей работе стараюсь с каждым воспитанником найти индивидуальный подход, заинтересовать увлечь творческой работой, убедить, что это в дальнейшей жизни им пригодиться в оформлении своей квартиры, улучшить свой внешний вид, что этим багажом знаний им легче будет войти в самостоятельную жизнь. Но чтобы добиться положительных результатов, необходимо приложить много усилий и нельзя сбрасывать со счетов фактор времени.

Детский дом для детей становится основной моделью социального мира, и от того, как будет построен процесс воспитания, зависит приобретение социального опыта детьми, основ человеческих взаимоотношений, умений и навыков обеспечения личной жизни и деятельности. Деятельность воспитанников детского дома проявляется в учебе, в различных видах трудовой деятельности, в организации своего свободного времени, в выполнении общественных нагрузок, в поведении в школе, колледжах, детском доме, общественных местах, а также в умении применить культурно – гигиенические навыки.

В заключение хочу привести слова А.С. Макаренко, которые очень точно отражают суть трудового воспитания в детском доме: «Труд – всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов».

Алла Суббота
Программа для воспитанников детского реабилитационного центра «Главное чудо света»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Главным чудом света на нашей планете является человек. Он постоянно идет в ногу с научно-техническим прогрессом , открывая все новые и новые достижения научной революции. Единственное, о чем он не задумывается, так это о здоровье – его и всего живого на планете. С момента рождения и на протяжении всей жизни, на здоровье человека постоянно влияют различные факторы, начиная с плохой экологической обстановки, недостаточного физического воспитания и заканчивая вредными привычками. Еще один не менее ужасающий фактор риска – гиподинамия – с каждым годом становится все более актуальным. Количество детей, посещающих уроки физкультуры, занимающихся в спортивных секциях, просто активным отдыхом непрерывно падает. Причем гиподинамия вызвана, чаще всего, обыкновенной ленью и нежеланием что-либо делать, а также всеобщей компьютеризацией населения и нерациональным использованием компьютера (в основном – в качестве средства для игр) . Наряду с этими факторами риска можно еще добавить вредные привычки, сопровождающие наших детей с раннего возраста, всевозможные стрессовые ситуации в школе, отрицательное влияние средств массовой информации, слабая мотивация воспитанников на здоровый образ жизни и др. Переходный возраст – период повышенной эмоциональности, что проявляется в легкой возбудимости, страстности, частой смене настроений, повышенной тревожности. Подростки – возрастная группа, которая отличается от остальных своеобразной психоэмоциональной неустойчивостью. Именно в этом периоде регистрируется большое число антисоциальных поступков, немотивированной жестокости и попытки ухода от действительности – аддективное поведение (это одна из форм отклоняющегося поведения с наличием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния, путем злоупотребления различными веществами (табакокурение, алкоголь, наркотики) или постоянной фиксации внимания на определенных видах деятельности, направленных на развитие и поддержание интенсивных эмоций Большинство понимают здоровье как отсутствие болезней. Но этот взгляд довольно примитивен. Так в Большой Медицинской Энциклопедии утверждается «Здоровье – такое состояние организма человека, когда функции всех организмов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения». Факторы, которые влияют на здоровье, весьма разнообразны. Прежде всего, действует так называемый генетический фактор – внутренний фактор здоровья, получаемый с рождением. Это то «наследственное» , которое в дальнейшем можно или приумножить или растерять. Большое влияние на здоровье оказывает окружающая среда. А она делится на физическую и социальную. Влияние социальной и психологической среды на здоровье – «психологическое загрязнение» - не менее острая проблема, чем физическое загрязнение. Это воздействие так называемых стрессовых ситуаций, а они начинают преследовать детей с самого раннего возраста. По данным исследований в Омской области 1\3 подростков в обычных условиях находятся в состоянии стресса. При формировании здорового образа жизни необходимо соблюдать следующие принципы :

Сбалансированное питание

Оптимальная физическая активность

Закаливание

Умение познать резервы своего организма

Оптимизм, умение радоваться жизни

В КУ Омской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Таврического района» большая часть детей имеет отягощенную наследственность, те или иные отклонения в психическом и физиологическом здоровье, большинство социально запущены. Содержание этих детей вне семьи ведет к дальнейшему наращиванию проблем, решение которых зависит не только от самих воспитанников , но и от психологического климата в коллективе. Актуальность проблем социальной адаптации и реабилитации воспитанников социально- реабилитационных центра определяется приоритетами государственной политики в области образования и воспитания данной категории , активизацией деятельности Министерства образования и науки, принятием и исполнением президентской федеральной целевой Программы "Дети России".

Большинство воспитанников социально- реабилитационного центра относятся к категории детей, находившихся в исключительно экстремальных условиях бытия, которые не обеспечивают возможности удовлетворения основных потребностей в психологическом развитии, эмоциональной и социальной защищенности. Кроме того, данная категория детей не может развиваться полноценно в социальном пространстве прав и обязанностей. При воспитании таких детей в их социальной адаптации серьёзной проблемой является незнание многих вопросов, связанных со здоровьем, здоровым образом жизни.

Концепция представляемой программы состоит в том , что в ее содержании предусмотрена реальная практико-ориентированная деятельность воспитанников по валеологической оценке собственного здоровья и здоровья окружающих, предоставляющая широкие возможности для саморазвития воспитанников , выполнения ими социально значимых проектов и реального улучшения их отношения к вопросам изучения своего организма, сохранения здоровья, усилению внимания к здоровому образу жизни. Эта деятельность будет способствовать социальной адаптации воспитанников , становлению их гражданственности и активной жизненной позиции. Вся программа подчинена одной идее : “ Здоровье человека, хорошее самочувствие и высокая работоспособность в его собственных руках”.

Цели : формирование у воспитанников установки на жизнь как высшую ценность, научить бережному отношению к себе и окружающим людям, расширить и углубить знания воспитанников о сохранения здоровья.

Задачи :

1. Развивать знания о строении организма человека и функционирования его органов и систем.

2. Научить воспитанников анализировать образ жизни с точки зрения влияния на здоровье.

3. Развить знания о взаимосвязи состояния здоровья и образа жизни человека, здоровья и условий среды.

4. Формировать чувственно-эмоциональную сферу воспитанников , элементы творческого мышления.

5. Формировать санитарно-гигиенические навыки воспитанников .

6. Формировать потребность здорового образа жизни, уметь самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами.

7. Воспитывать чувство коллективизма и осознание неповторимости каждого

человеческого существа, развивать коммуникативные умения, радость

общения, восхищения духовными и физическими качествами человеческой личности.

Программа включает в себя четыре этапа :

1 этап – ознакомительный, в нём даются общие знания об организме человека, о важности сохранять своё здоровье. Занятия построены в игровой форме. По результатам ознакомительного этапа можно будет определить и скорректировать формы и методы дальнейшей работы. Продолжительность - 2 недели.

2 этап – основной, в котором с воспитанниками в различных формах рассматриваются особенности человеческого организма. На протяжении этого этапа и будут реализовываться основные вопросы реабилитационной программы . Продолжительность – 4 месяца.

3 этап – вредные привычки, в нём обсуждаются вопросы влияния алкоголя, наркотиков, никотина на организм, раскрывается отравляющая сущность этих веществ. Продолжительность 3 недели.

4 этап – заключительный, он включает в себя вопросы влияния различных факторов среды на здоровье человека. На протяжении этого этапа будет проведён анализ реализации программы , соотношение результатов поставленным целям. Продолжительность -3 недели.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 этап - ознакомительный

1 Путешествие в страну Здоровье формировать убеждения о здоровом образе жизни и о здоровье как самой главной ценности 30 мин . Игра-путешествие

2 Здоровый нищий счастливее больного короля Воспитать ответственное отношение к своему здоровью 30 мин. Беседа, игра

2 этап – основной

№п\п Тема занятий Содержание Кол-во часов Формы работы

3 Почему мы не груши с ватными ногами Выявить основные характеристики костей, их строение и химический состав 30 мин. Беседа, кроссворд

4 Каждый из нас – рыцарь в латах Показать связь с процессами, происходящими во всем организме 30 мин. Игра –путешествие

5 Как стать Геркулесом Формировать бережное отношению к своему здоровью 30 мин. Игра- конкурс

6 Конвейер наоборот Сформировать понятие о правильном питании 30мин. Рассказ, беседа

7 Дом языка Познакомить воспитанников с топографией органов пищеварения 30мин. Беседа

8 Витамины-основа жизни Познакомить воспитанников с видами витаминов , их значением для организма

30мин. Беседа, тестирование

9 Питание и здоровье Формирование личностной позиции по вопросам рационального питания

30 мин. Проблемная беседа, игра

10 Для чего нужна кровь Раскрыть связь строения сердца с его функцией 30 мин. Беседа, практическая работа

11 Береги глаз смолоду Обосновать правила гигиены зрения 30 мин. Беседа, практическая работа

12 Зачем человеку уши Сформулировать знания о значении слуха в жизни человека 30 мин. Беседа, игра

13 Нарушение осанки и плоскостопие Разъяснить отрицательные последствия нарушения осанки и плоскостопия 30мин. Беседа, практическая работа

14 Возрасты жизни Познакомить воспитанников с периодизацией жизни человека 30мин. Беседа

15 Биоритмы Рассмотреть, каким образом биоритмы влияют на здоровье человека, его работоспособность

30мин. Беседа, тестирование

16 Наш темперамент Познакомить воспитанников с типами темперамента, особенностями нервной деятельности человека, классификацией темпераментов 30мин. Познавательная игра

17 Как стать умнее (внимание и память) Углубить знания воспитанников о высшей нервной деятельности 30мин. Беседа, игра

18 Этот коварный грипп Выяснения причин и профилактика гриппа 30мин. Беседа, кроссворд

3 этап – вредные привычки

№п\п Тема занятий Содержание Кол-во часов Формы работы

19 Наркомания – страшная болезнь Дать воспитанникам представление о наркомании как о факторе, разрушающем здоровье.

30 мин. Беседа

20 Вред алкоголя Показать влияние алкоголя на организм человека 30мин. Беседа

21 Курение – иллюзия или реальность Вызвать негативное отношение к курению 30мин. Беседа, театрализация, анкетирование

4 этап – заключительный

№п\п Тема занятий Содержание Кол-во часов Формы работы

22 Мода и здоровье Привлечь внимание воспитанников к проблемам современной молодежной моды и связанными с ней медицинскими проблемами 30мин. Беседа

23 Экология жилища и здоровье человека Показать взаимосвязь состояния здоровья человека и среды его обитания 30мин. Беседа

24 Формула здоровья Воспитывать разумное и бережное отношение к собственному здоровью 30 мин Беседа, практическая работа