6 й месяц развития. Ведущие линии развития. О физическом развитии

Развитие ребенка и уход за ним от рождения до трех лет Валерия Вячеславовна Фадеева

6-й месяц

Режим дня

В среднем ребенок ест 5 раз в сутки каждые 4 часа.

Периоды бодрствования после кормления составляют 1,5–2 часа.

Сон после бодрствования длится 1,5–2 часа. Днем ребенок спит 2 раза.

Массаж и гимнастику лучше проводить в период второго бодрствования.

Помните о прогулках.

Приучаем ребенка к режиму сна

Днем ребенок отдыхает только 2 раза, потому что ночью он спит подольше – около 12 часов с перерывами. Ведь нужно же перекусить! Чтобы малыш хорошо спал ночью, промежуток бодрствования между последним дневным и ночным сном должен быть не менее 4 часов.

Начинайте приучать кроху засыпать в определенное время вечером.

Выберите время. Пусть это будет между 18 и 20 часами.

Купание – прекрасная прелюдия ко сну: оно расслабляет и доставляет удовольствие.

Если перед сном малыша еще нужно кормить, делайте это в его комнате, чтобы он не воспринял переход из одной комнаты в другую как изгнание и отлучение от жизни всей остальной семьи.

Расскажите малышу сказку, тогда заснуть ему будет легче.

Укройте малыша, рядом с ним положите его любимую игрушку и поцелуйте его перед сном.

Погасите свет, но оставьте ночник.

Еще пару минут побудьте в комнате, чтобы ребенок вас слышал.

Заботы и дела для родителей

Не форсируйте события!

Из книги Мы ждем ребенка. Книга для будущих родителей автора Г. В. Цветкова

ШЕСТОЙ МЕСЯЦ В конце шестого месяца беременности у развивающегося ребенка заметны пальцы рук и ног, отделяются веки и открываются глаза. Его рост уже около 33 см, вес – 910 г (рис. 13). Кожа у него блестящая и содержит немного жира в подкожной ткани. В случае преждевременных

Из книги Планируем ребенка: все, что необходимо знать молодым родителям автора Нина Башкирова

ВОСЬМОЙ МЕСЯЦ В конце восьмого месяца ребенок может видеть и слышать. Почти все системы его организма (кроме легких) хорошо развиты. Особенно интенсивно в этот период растет мозг. В этом сроке беременности длина тела ребенка составляет примерно 45 см, вес – 2500 г. В случае

Из книги Вы и ваша беременность автора Коллектив авторов

ДЕВЯТЫЙ МЕСЯЦ К концу девятого месяца беременности ребенок уже полностью сформировался. Он весит более 3 кг, имеет длину тела около 50 см, должен лежать головкой вниз и меньше двигаться, так как ему уже не хватает места в матке (рис. 16). Если по результатам анализов или

Из книги Развитие ребенка и уход за ним от рождения до трех лет автора Валерия Вячеславовна Фадеева

Девятый месяц К этому времени ребенок занимает правильное положение, поворачиваясь головкой к выходу из родовых путей. Он прибавляет около 5 см роста и примерно 1 кг веса. Теперь он занимает так много места в матке, что ему почти негде двигаться и его активность заметно

Из книги автора

Дитя в 1 месяц Кормление. Ест он шесть раз в сутки, из них раз, а то и два раза ночью. Часы кормления становятся всё более постоянными. Те, что ночью понемногу отодвигаются к утру. Количество выпитого молока не постоянно.Движения. Во сне руки и ноги всё ещё согнуты. Спит на

Из книги автора

1-й месяц Первое обследование новорожденногоРебенок в первые часы своей самостоятельной жизни испытывает сильнейший шок. После 9-месячного пребывания в раю – теплом, укромном, надежном месте – в животе матери, появляясь на свет, он сразу попадает совершенно в другой мир.

Из книги автора

3-й месяц Режим дня?В среднем ребенок ест 6 раз в сутки каждые 3,5 часа (если вы кормите малыша грудью по требованию, то возможно и больше в зависимости от желаний крохи).?Периоды бодрствования после кормления составляют 1–2 часа. Сон после бодрствования – 1,5–2 часа. Днем

Из книги автора

4-й месяц Режим дня?В среднем ребенок кушает 6 раз в сутки каждые 3,5 часа (если вы кормите грудью по требованию, то больше).?Периоды бодрствования после кормления составляют 1–2 часа.?Сон после бодрствования длится 1,5–2 часа. Днем ребенок спит 4 раза.?Помните о прогулках.Заботы

Из книги автора

5-й месяц Режим дня?В среднем малыш питается 5 раз в сутки каждые 4 часа.?Периоды бодрствования после кормления составляют 1,5–2 часа.?Сон после бодрствования длится 1,5–2 часа (3 раза в день). Малыш подрастает, и его дневной сон становится более чутким. Это не значит, что

Из книги автора

6-й месяц Режим дня?В среднем ребенок ест 5 раз в сутки каждые 4 часа.?Периоды бодрствования после кормления составляют 1,5–2 часа.?Сон после бодрствования длится 1,5–2 часа. Днем ребенок спит 2 раза.?Массаж и гимнастику лучше проводить в период второго бодрствования.?Помните о

Из книги автора

7-й месяц Режим дня?В среднем малыш ест 5 раз в сутки каждые 4 часа.?Периоды бодрствования после кормления составляют 1,5–2 часа.?Сон после бодрствования длится 1,5–2 часа. Днем ребенок спит 3 раза.?Массаж и гимнастику проводите, как и ранее, в период второго бодрствования.

Из книги автора

8-й месяц Режим дня?В среднем малыш ест 5 раз в день каждые 4 часа.?Периоды бодрствования после кормления составляют 1,5–2 часа.?Сон после бодрствования длится 1,5–2 часа. Днем ребенок спит 3 раза. Очень важно соблюдать режим дня, так как его нарушение может привести к разладу.

Из книги автора

9-й месяц Режим дня?В среднем малыш ест 5 раз в сутки каждые 4 часа.?Периоды бодрствования после кормления составляют 2–2,5 часа.?Сон после бодрствования длится 1,5–2 часа. Днем ребенок спит 2–3 раза. Если вы поздно уложите малыша на дневной сон, не удивляйтесь, что вечером он

Из книги автора

10-й месяц Режим дня?В среднем малыш ест 5 раз в сутки каждые 4 часа.?Периоды бодрствования после кормления составляют 2–2,5 часа.?Сон после бодрствования длится 1,5–2 часа. Днем ребенок по-прежнему спит 2–3 раза.?Проводите гимнастику во второй период бодрствования примерно

Из книги автора

11-й месяц Режим дня?В среднем малыш ест 5 раз в сутки каждые 4 часа.?Периоды бодрствования после кормления составляют 2–2,5 часа.?Сон после бодрствования длится 1,5–2 часа. Днем ребенок спит 2 раза (некоторые детки переходят на один дневной сон).?Помните о прогулках.Заботы и

Из книги автора

12-й месяц Режим дня?В среднем малыш ест 5 раз каждые 4 часа.?Периоды бодрствования после кормления составляют 2–2,5 часа.?Сон после бодрствования длится 1,5–2 часа. Днем ребенок спит 2 раза (некоторые детки переходят на один дневной сон).?Помните о прогулках.Заботы и дела для

Развитие ребенка от 5 до 6 месяцев
Физическое развитие

Каковы антропометрические показатели ребенка к концу шестого месяца жизни? Вес малыша увеличивается приблизительно на 600-650 граммов, а рост на 2,5-3 сантиметра. На этом этапе длина в сантиметрах окружности головы и грудной клетки, как правило, сравнивается. Возможно, что длина окружности груди сейчас превышает длину окружности головы. Дело в том, что пропорции тела ребенка начинают видимо изменяться, постепенно приближаясь к привычным пропорциям взрослого человека.

К шестому месяцу постепенно нарастает двигательная активность малыша. Лежа на животе, ребенок перестает опираться на предплечья. Подняв грудную клетку и руки, двигая ногами, он совершает раскачивающиеся движения на животе, напоминающие движения пловца. Малыш пытается ползать, активно переворачивается со спины на бок, на живот и обратно на спину; сидит с небольшой поддержкой. Возросшая активность ребенка заставляет вас теперь заботиться о безопасности малыша, если он находится в комнате один, без присмотра взрослых. Не оставляйте крошку одного на диване или кровати без бортика, с которых он может упасть, если будет переворачиваться.

Поддерживаемый под мышки, малыш опирается на опору кончиками пальцев ног, держит голову прямо, поворачивает ее из стороны в сторону. В положении сидя ребенок уверенно держит голову и отворачивает ее, когда взрослые пытаются вытирать ему нос. Движения рук становятся более уверенными и координированными, формируется ладонное хватание предмета всей поверхностью ладони и вытянутым большим пальцем.

Совершенствуются движения пальцев: малыш может держать игрушки разного размера одинаково успешно и правой, и левой рукой, стучать ими, бросать, играть с несколькими игрушками одновременно.

Ребенок получает немалое удовольствие от изменения положения тела. Это стимулирует его вестибулярный аппарат. Ему нравится, когда вы держите его на руках, поднимаете в воздух, опускаете вниз, качаете, прижимаете к себе, приседаете, кружитесь по комнате. Рекомендуется такая игра для развития вестибулярного аппарата малыша, в которой участвует вся семья (мама, малыш и папа). Возьмите одеяло и положите чадо на него спиной. Поднимите одеяло за кончики и легонько раскачайте из стороны в сторону, а потом медленно опустите на пол. Повторяйте раскачивания. Если крохе не понравится это, возьмите его на руки и успокойте. Если же малышу доставляют удовольствие такие раскачивания, изменяйте направления: покачивайте вверх-вниз и из стороны в сторону. Не забывайте разговаривать с ребенком и рассказывать о том, какие ощущения он получает от раскачиваний на одеяле.

Психическое развитие

Поведение ребенка становится более осмысленным. Теперь родители с большей уверенностью могут определить самочувствие малыша – когда ребенок доволен, возбужден, спокоен, могут назвать причины этих состояний. Малыш явственно показывает родителям свое недовольство и радость. Он может кричать и раздражаться, если ему не дают игрушку, и наоборот, весело лепетать и улыбаться, когда подходят родители и когда с ним играют.

Лепет в этом возрасте приобретает тональную окрашенность, может быть размеренным или быстрым, тихим или громким, иметь разные значения: «я хочу к тебе на руки, возьми меня», «обрати на меня внимание, посмотри на меня, я здесь», «убери это, мне это не нравится». Заметив приближение взрослых и детей, ребенок начинает лепетать активнее и громче, пытаясь привлечь их внимание.

Продолжают развиваться зрительный и слуховой анализаторы малыша. Ребенок подолгу держит в руках предметы и игрушки, ощупывает, рассматривает и изучает. Пытаясь получить информацию о свойствах материалов, он засовывает игрушки в рот, лижет и покусывает их. Ребенок опытным путем исследует, какие игрушки издают звуки, и с удовольствием трясет ими или стучит. Малыш прислушивается к окружающим бытовым звукам, поворачивает голову к источнику звучания, например, услышав звук открываемой двери или шаги приближающейся матери. Ребенок поворачивает голову и реагирует даже на очень тихие звуки: шуршание бумаги, лязганье ножниц, ласковый шепот мамы.

Малыш внимательно следит за передвижениями и действиями взрослых, внимательно смотрит в лицо родителям, которые с ним разговаривают, начинает понимать их мимику, по-разному реагируя на улыбающееся, сердитое или удивленное лицо взрослого. Он с удовольствием включается в эту игру, копируя выражение лица мамы, и пытается подражать звукам, которые та произносит.

Какие игры и упражнения с крохой полезны на этом этапе? Малыш хочет получать новый тактильный опыт. Давайте ему прикасаться к разным поверхностям: теплым и холодным, мягким и твердым, гладким и шершавым. Это могут быть не только игрушки, но и бытовые предметы: ложки, чашки, махровые полотенца, шелковые халаты. Рассказывайте ему об ощущениях, которые он испытывает. Возьмите из холодильника кусочек льда и прикоснитесь к его ручке или щечке. Понаблюдайте, как ребенок будет реагировать. Поднесите его к вентилятору. Сделайте теплую струю воздуха, а затем выключите вентилятор. Через несколько секунд повторите все сначала. Вместо вентилятора сделайте ветерок при помощи листа бумаги или платочка. Помашите им перед лицом малыша так, чтобы на него попадала струя воздуха. Наполните несколько тканевых мешочков разной крупой и крепко завяжите, чтобы крупа случайно не просыпалась. Мешочки сделайте разного размера, но такого, чтобы ребенку можно было держать их. Положите их вместе с другими игрушками, и малыш будет их тоже изучать. Вместо мешочков вы можете использовать любые лоскутки ткани, которые имеются в доме. Заполните их так же, как мешочки, крупой и завяжите их узлом.

Помимо этого маленькому человеку нужен новый зрительный опыт. Он уже с интересом может рассматривать не только близкие, но и удаленные предметы. Расскажите чаду о том предмете, на который он смотрит, но не может до него дотянуться. Если можно, дайте его малышу в руки или поднесите поближе, чтобы его можно было лучше рассмотреть. Давайте крохе игрушки разного цвета, однотонные и пестрые, светлых и темных тонов. Вы обратите внимание, что яркие игрушки больше привлекают мое внимание. Возьмите две-три игрушки одного цвета и одну игрушку сильно отличающуюся от остальных – контрастного цвета. Положите их рядом с ребенком и понаблюдайте за его действиями. Через некоторое время повторите эксперимент с игрушками другого цвета.

Как стимулировать «говорение» малыша? Когда кроха произносит не только отдельные звуки, но и некоторые звукосочетания: «ыги», «гхы», «угу» и другие, слушайте их и повторяйте за ним. Когда ребенок произнесет очередные звуки, опять повторяйте их за ним. Вскоре вы сможете играть в «разговор» по очереди. Разговаривайте с малышом всегда, когда держите на руках, когда кормите, одеваете, укладываете спать. Рассказывайте о том, что вы делаете. Говорите с маленьким короткими фразами и простыми словами, повторяйте слова. Пропевайте гласные звуки и цепочки повторяющихся слогов (ге-ге-ге, дей-дей-дей, ма-ма-ма, ба-ба-ба). Произносите звуки, надувая щеки и округляя губы. Не забывайте менять интонацию, делайте ее выразительной и яркой. Оставляйте паузы в своей речи, тогда малыш успеет что-то произнести. Играйте с крохой в разговор, пока он не устал и ему не надоело. Если он перестал говорить по очереди, прекратите это занятие и дайте малышу игрушки.

Перечислим игрушки и предметы, полезные для развития малышей этого возраста: мобиль, резиновое колечко-прорезыватель, музыкальные игрушки (погремушки, барабан, ксилофон, дудочки, колокольчики), мячик с колокольчиком внутри, большой мяч, зеркало и игрушки с зеркальными поверхностями, трубы-тубусы с крупяными и блестящими наполнителями, которые пересыпаются при встряхивании, игрушки на зрительное прослеживание (с прозрачными стенками, позволяющие следить за падением шариков), диск, разделенный на цветные сектора (разглядывая контрастный рисунок, малыш развивает зрительное восприятие), мягкая книжка с картинками.

Примерно с 6-го месяца жизни для родителей малыша начинается очень «веселый» период - ребенок начинает ползать, а значит, настало время пересмотреть все окружающие предметы в квартире, и сделать передвижения крохи максимально безопасными. На самом деле, в первые моменты ползания чада родители даже не подозревают, где может ожидать опасность. Это может быть что угодно: острые углы, моющие средства, дверцы от шкафчиков, мелкие детали (ведь помимо того, что ребенок ползает, он еще и норовит все попробовать на вкус, следовательно - все тянет в рот). Так что обследуйте комнату малыша, а лучше и все жилое помещение, где может кроха передвигаться и, поставив себя на его место, проанализируйте все предметы на опасность. После чего - примите меры.

Игры на полу. Организуйте для крохи место для игр на полу, ему это очень нравится, и не надо запрещать ему играть на ковре. Конечно, если температура в квартире это позволяется делать, а также нет сквозняков. Находясь на полу, малыш быстрее начинает переворачиваться и ползать. Рядом пусть хранятся его игрушки в небольших коробках, чтобы он сам мог их доставать. Будет лучше несколько маленьких коробок, чем одна большая. Если ребенок наигрался сам, и ему стало скучно - присоединитесь к нему и поиграйте вдвоем.

Диалоги с крохой. При общении с малышом старайтесь называть все своими именами: ручки, ножки, игрушки, еду. В этом возрасте диалог с ребенком уже получается вести более активно. Обращайтесь к нему по имени, не называйте ребенка посторонними словами слишком часто.

Игры с другими детками. Старайтесь, чтобы малыш играл не только с родными, но и находите время для общения с его сверстниками. Такое времяпрепровождение очень благотворно влияет на развитие коммуникативных навыков, а также способствует тому, что ребенок в будущем будет не таким стеснительным. Кроме того, совместные игры с ровесниками способствуют более активному развитию мышления, они вместе учатся отличать игрушки от живых людей, обследуя друг друга.

Давайте поиграем!

Слушаем звуки. Создавайте звуковые эффекты, играя ложками по бутылочкам, наполненными разным количеством воды. Как только вы покажете ему принцип игры - он тут же будет просить у вас ложку, чтобы проделать то же самое. Дети очень любят всевозможные ударные забавы и предметы. Обратите внимание малыша на звуки, которые получаются после ударов.

Ладушки, ладушки! Помните старую добрую игру в ладушки? Поиграйте со своим чадом! Для начала можно поиграть с кем-то из взрослых или со старшим ребенком, чтобы малыш понаблюдал, а дальше сам включился в процесс.

Где мама? Где папа? Повесьте возле кроватки фотографии мамы и папы. Когда малыш попытается произнести что-то наподобие «ма» или «па» - показывайте ему фотографию со словами: «Это мама!», «Это папа!».

Развиваем координацию

Большой как папа! Пускай папа возьмет кроху к себе на плечи и покатает так его немножко. Малышу будет очень интересно наблюдать за всем свысока! Также это поможет лучше развивать координацию движений, сохранять равновесие и контролировать свои действия.

Полоса препятствий. Если малыш уже неплохо умеет ползать, сделайте ему игровую полосу препятствий из цветных подушек и покрывал! Положите все предметы друг за другом, и пусть кроха попытается по ним по всем проползти, подстраховывайте его в первое время.

Качели плюс зарядка. В этом упражнении можно объединить приятное с полезным. Сядьте удобно и положите одну ногу на другую, а малыша разместите на лодыжке. Поддерживайте его за ручки или подмышками и, напевая песенку, качайте вверх-вниз. Малышу будет забава, а вам - импровизированная зарядка!

Играем с мячиком. Посадите кроху на пол и начинайте качать перед ним мячик, при этом напевайте какую-нибудь песенку. Также можно, взяв мячик, немного отодвинуться и сказать крохе: «Иди ко мне! Возьми скорее мячик!».

Развиваем мышление и принимаем решения!

Что делать? Дайте крохе в каждую ручку по игрушке. А затем предложите еще одну. Малыш должен самостоятельно понять, для того, чтобы взять новую игрушку старую необходимо куда-то положить.

Логические закономерности. Возьмите тряпичную куклу и толкайте ее по столу до тех пор, пока она не упадет на пол. Проделайте это несколько раз, и вскоре малыш начнет смотреть на пол в ожидании, когда же кукла упадет.

Формочки. Дайте малышу поиграть с формочками для выпечки или подарите пасочки. Покажите, как они складываются друг в друга (если есть такая возможность) или в специальную форму. Можно также ими постучать друг о друга или о другую твердую поверхность. Послушайте вместе с малышом, какие звуки получаются.

Откуда звук? Спрячьте небольшой радиоприемник или долгоиграющую звуковую игрушку под покрывало и предложите крохе найти откуда же звук? Проделайте такое упражнение несколько раз.

Воздушный шарик. На прогулке или дома привяжите воздушный шарик к коляске (кроватке). Малыш будет дергать за веревочку и наблюдать, как движется предмет. Только в играх с воздушными шарами не следует оставлять ребенка одного, т.к. если шарик лопнет, малыш может потянуть остатки в рот или просто очень испугаться.

Пока-пока! Иногда бывает полезным приучить малыша махать до свидания, когда вы выходите из комнаты. Это необходимо для того, чтобы малыш смог вас отпустить без слез, когда необходимо куда-то уйти или уехать на время.

Развиваемся во время повседневных дел!

Вкусно кушаем. В этом возрасте желательно приучать малыша обедать, находясь на своем специальном стульчике. Туда же можно прикрепить несколько игрушек на присосках. Если ребенку скучно, и он начинает стучать по столику ложкой или другим предметом, не запрещайте ему это делать, а лучше составьте компанию и постучите вместе! Чтобы кроха не капризничал на стульчике, можете приготовить для него цветное желе - яркие кусочки привлекут внимание малыша и должны понравиться ему на вкус. Не ругайте ребенка, если он что-то роняет со столика, лучше найдите повод похвалить!

На помощь придут соломинки. Если малыш отказывается есть или пить, дайте ему что-то в стакане и положите туда соломинку, пусть попьет из нее. Обычно процесс так затягивает кроху, что он просто не замечает, что именно он ест.

Отдыхаем и развиваемся!

Мягкие игрушки. Дайте малышу какую-нибудь большую мягкую игрушку, пускай он играет с ней ручками и ножками, перемещает вверх, в стороны, вниз, обнимает и т.д. рассказывайте крохе о его действиях.

Забавные рожицы! Прикрепите на подушке две рожицы. С одной стороны - веселую, с другой - грустную. И показывайте их малышу по очереди. Дайте затем подушку ему в руки, пусть сам попробует найти забавные рожицы с разных сторон!

Родители замечают появление новых особенностей в поведении и характере ребенка. Ласковый, открыто проявляющий свои чувства малыш вдруг начинает с опаской относиться к незнакомым людям. При появлении гостя он уже не так охотно улыбается и выражает свою радость. Даже бабушка, которая постоянно навещает внука, рискует получить отпор, пытаясь взять его на руки. К счастью, первоначальная робость малыша быстро проходит. Чтобы ребенок преодолел смущение, взрослым достаточно поговорить с ним или подарить игрушку, и они снова станут добрыми друзьями. Почему так происходит? Неужели ребенок действительно утратил свой мягкий, добрый нрав? Нет. Просто единственные люди, с которыми он всегда готов общаться и которым доверяет, - это его родители. В сознании малыша мама и папа ассоциируются с ощущением безопасности и комфорта, с едой и удовольствием, и он не принимает никакой замены. Появление нового лица может грозить ему разлукой с родителями. Как только малыш привыкает к незнакомому человеку, он сразу становится веселым и ведет себя естественно. Шестимесячный ребенок начинает осознавать свое “я” и то влияние, которое он оказывает на окружающих. Малыш любит покривляться и подурачиться, и если его гримасы вызывают одобрение взрослых, он начинает делать это еще с большим энтузиазмом.

Общая подвижность

1. Лежа на спине. Грудной ребенок может сам поворачиваться на живот в обе стороны, но предпочитает одну из них. Хватает ноги, щупает свое тело, изучает его. Протягивает руки вперед и поднимает голову. Иногда делает “мостик”, с гиперэкстензией позвоночника: упирается головой и пятками в кроватку и поднимает туловище и живот с изгибанием позвоночника.

2. Нижние конечности. Они повернуты наружу, согнуты в коленях, а угол между бедром и животом - тупой: нога по отношению к голени вытянута, а лодыжечный сустав обладает хорошей подвижностью. Только в этом возрасте становится возможной полная экстензия нижних конечностей. Движения отличаются большой координацией. Движения нижних конечностей имеют большую амплитуду; ребенок сильно ударяет ножками, останавливается порой на минуту и смотрит на окружающих, как бы требуя их внимания, затем возобновляет движения.

3. Лежа на животе. В этом положении малыш хорошо поднимает голову. Отмечается расслабление туловища. Когда он лежит спокойно на животе, бедра прилегают к плоскости кроватки. Он опирается на предплечья или на руки при хорошем общем равновесии.

4. Положение сидя. Если младенца усаживают при поддержке матери и если мать отнимает руки, которые его поддерживают, грудной ребенок приводит ручки вперед и берет на себя, несколько неловко, тяжесть своего тела. Очень хорошо моторно-развитые дети могут сидеть 3-10 минут.

5. Положение стоя. Если мать поддерживает ребенка подмышки, он опирается сначала неуверенно на кончики пальцев, опираясь несколько лучше на расставленные ноги, но все еще с согнутыми коленями, все тело находится в симметричном положении (голова по той же оси, что и тело). Это не означает, что малыш начнет скоро ходить.

Тонкая подвижность

Хватание руками становится более ловким. Ребенок пользуется всей рукой как черпалкой, всей ладонью, но с частичным противостоянием большого пальца. Если ему дают в руку игрушку, он ее долго держит. Хорошо хватает кольцо рукой. В начале месяца ребенок с трудом удерживает кубик: если ему дают в руку кубик, он держит его ладонью и кончиками пальцев. К концу месяца движение становится ловким, ребенок держит кубик в ладони с закрытыми на нем пальцами; он может схватить по игрушке или кубику в каждой руке, а если они гремят, он ударяет их один о другой. Малыш начинает участвовать всем телом в хватании игрушки, сначала приковывает к ней взгляд, затем, поочередно закрывая пальцы, как бы ловя ее на расстоянии, пробует приблизиться к игрушке. Если ребенка укладывают на живот и кладут перед ним какой-нибудь блестящий предмет на малом расстоянии от руки, он пробует передвигаться, потягивается немного на животе и ему иногда удается схватить предмет. После этого он начинает ликовать, суетиться, издавать крики.

6-ой месяц имеет большое значение в развитие младенца. Сидячее положение становится более стабильным, равновесие совершенствуется в положении лежа на спине и лежа на животе. Изменение положения расширяет кругозор ребенка. Он хорошо контролирует движения головы, вращение улучшается, а тем самым и способность совершенствовать свою моторную функцию. Возрастает контакт с окружающим миром. Из этого следует, что психическое развитие, созревание чувств, социальный контакт зависит от качества развития мышечной системы ребенка.

Речь

В этом возрасте малыш уже разговаривает и тогда, когда находится один. Он образует все больше и больше слогов: да, ее, дее, ге-ге, ого-го, соединяет их и произносит ритмично. С каждой неделей можно увидеть, что звуки, издаваемые малышом, становятся разнообразнее, образуют постепенно язык, на котором он будет разговаривать с родителями. Модулируется голос и тон.

Социальный контакт

Грудной ребенок начинает различать лица, которые он видит каждый день. Это заметно из того, что он притихает и прерывает игру, когда по близости появляется кто-нибудь чужой и, когда присутствие последнего ему не по вкусу, он начинает плакать. Малыш радуется, когда видит свое изображение в зеркале. Он различает ласковый, любящий тон голоса от твердого, строгого тона. Воспринимает и реагирует на мимику матери. Поворачивается к источнику шума и реагирует на приятные или неприятные ситуации.

Игра

Появляется новый этап в развитие ребенка - игра. Малыш любит, когда у него берут игрушку, показывают ему, дают подержать и опять берут. Ему нравится, когда мама или папа ударяют в жестяную коробку, гремят погремушкой. Таким образом, предмет в игре используется как средство общения.

Вас должно насторожить, если:

– к концу 6-го месяца, лежа на животе, ребенок не может дотянуться до игрушки;
– к концу 6-го месяца не может ухватить кубик;
– к концу 6-го месяца уверенно не реагирует на шуршание бумаги, находящейся вне поля его зрения;
– к концу 6-го месяца не просится на ручки, протягивая ручонки взрослому.

Практические советы

Если малыш начал самостоятельно передвигаться, он неизбежно начнет путешествовать по дому. Загородите подступы к лестнице, закройте дверь в ванную, прикройте штепсельные розетки, оберегайте малыша от острых углов, заприте на замок ящики в шкафу. Не допускайте случайностей! Все ядовитые вещества, моющие средства и лекарства должны быть надежно спрятаны.

Сядьте на пол вместе с ребенком. В этом возрасте детям необходимо удобное место для игры. Позволяйте им какое-то время находиться на полу. Это помогает ребенку научиться переворачиваться и ползать. Если ваш малыш не любит находиться в одиночестве, присоединитесь к нему и поиграйте вместе. Храните детские игрушки в небольших коробках. У ребенка начинает появляться интерес к мелким вещам. Храните его любимые игрушки в маленькой коробке или в корзинке, и пусть он сам их оттуда достает. Лучше использовать несколько маленьких коробок, чем один большой ящик.

В течение нескольких месяцев вы часто разговаривали с малышом. Подражая звукам, которые он произносил, вы возбуждали в нем интерес к разговору и тем самым развивали его речь. Теперь, когда ребенку исполнилось шесть месяцев, вы можете более активно вести диалог. Придумайте упражнения, в которых упоминались бы части его тела - глаза, нос, руки, ноги, и во время игры называйте их.

Пригласите в гости малыша, который мог бы поиграть вместе с вашим ребенком. После того как дети посмотрят, потрогают и внимательно обследуют друг друга, они смогут обнаружить серьезные различия между игрушками и живыми людьми.

Время кормления. Во время кормления сажайте ребенка на специальный высокий стул. В возрасте шести месяцев многие дети способны сидеть на высоком стуле со столиком или в детском креслице. Давая ребенку в руки маленькие кусочки еды, вы помогаете ему развивать движения пальцев. Начните тренировки с сухих завтраков или с несоленых крекеров.
Прикрепите к детскому столику игрушку на присоске. Существует много разных игрушек, которые можно прикрепить к детскому столу. Они развлекут малыша, в ожидании пока ему подадут обед.
Если малыш начинает барабанить по столу, последуйте его примеру и посмотрите, получится ли из этого игра. Повторяйте слова “удар, ударять”, чтобы в сознании малыша установилась связь между словом и действиями.

Время отдыха. Сшейте для ребенка подушку с изображением веселой и печальной рожицы. Покажите ему сначала одну сторону подушки, затем другую. Это поможет малышу различать выражения человеческого лица. Если его заинтересует новая мягкая игрушка, пусть он поиграет с ней.
Дайте малышу большую тряпичную куклу, и пусть он играет, двигая ее ногами и руками вверх и вниз. Короткими фразами объясните малышу, что он делает.

В 5 месяцев в поликлинике обязателен только осмотр педиатра. Средний вес ребенка 7 кг, рост 64-65см. Средняя прибавка в весе за месяц 800 г, в росте 2,5 см. Спит теперь ребенок примерно 15-16 часов в сутки. Днем 2-3 раза по 1,5-2 часа.

Шестой месяц жизни Особенности развития

На шестом месяце ребенок начинает откликаться на свое имя, пытается подползать к игрушкам, умеет хныкать и радоваться, учится играть с игрушками (стучит ими, перекладывает из одной руки в другую, бросает),

может участвовать в игровых ситуациях, начинает произносить слоги, снимает губами пищу с ложки. Имеются мнения, что если проявить терпение можно выработать у ребенка навыки опрятности (научить ребенка писать в тазик). Похвалитесь в комментариях, у кого получилось?!

Шестой месяц жизни Начинаем ползать

С шестого месяца лучше всего перевести ребенка, во время бодрствования, на одеяло на полу: он получит возможность подползать к игрушкам, а Вы не будете беспокоиться, что ребенок откуда-то упадет. В это время очень полезно стимулировать его к ползанию, для этого раскладывать игрушки так, чтобы они были близко, но рукой ребенок не мог до них дотянуться. Можно иногда подкладывать ладонь под стопы ребенку, чтобы он отталкивался и двигался вперед. Рекомендуются также включать специальные упражнения Если ребенок начинает ползать, не ограничивайте его территорию кроваткой или манежем - пусть осваивает просторы квартиры.

Шестой месяц жизни Пытаемся сидеть

В это же время ребенок проявляет желание сесть. Его тоже обязательно нужно поддержать.

Полезно: когда ребенок лежит на спине вкладывать в ручки ребенка свой большой или указательный палец и слегка потягивать ребенка за ручки вперед (не тянуть, если ребенок не проявляет желания сесть), довести ребенка до положения сидя и оставить в этом положении (пока ребенок сам держится за пальцы), затем плавно опустите свои пальцы, чтобы ребенок снова лег на спинку. Это упражнение полезно включать в ежедневную гимнастику.


Можно сделать для ребенка в коляске или кроватке удобную палочку-держалку, чтобы он мог самостоятельно ухватиться за нее руками из положения на спине, и держась за нее, самостоятельно сесть. Палочка должна быть съемной, чтобы ее можно было убирать. При этом обязательно надо предусмотреть, что ручки у ребенка могут сорваться и он снова окажется на спине, чтобы в этом случае он ни обо что не ударился. У нас ребенок очень любил так садиться, долго сидел, держась за палочку в кровати и издавал радостные звуки, а когда ему надоедало начинал реветь, кто-нибудь приходил и опускал его.

На 6-м месяце можно носить ребенка в сумке кенгуру, это развлекает его, способствует его развитию и при этом мамины руки остаются свободными.

До тех пор пока ребенок не будет самостоятельно садиться и уверенно сидеть нельзя: сажать ребенка, подкладывая под спину подушки, сажать его в коляске, на горшок, ставить в ходунки.

Шестой месяц жизни Первые зубы

К 6-ти месяцам у большинства детей прорезаются 2 первых молочных зуба - нижние центральные резцы. Во время прорезывания зубов может отмечаться повышенное слюноотделение, капризы, плохой сон, снижение аппетита, повышение температуры, нарушения стула. В это время пригодятся специальные игрушки-прорезыватели, которыми ребенку будет удобно тереть десны. Помогают временно снять болезненность десен «Калгель» или «Камистад» это специальные гели для десен, содержащие лидокаин, отличие между ними заключается в дозе лидокаина, в «Камистаде» лидокаина больше, поэтому обезболивающий эффект более выражен.

Шестой месяц жизни Первый прикорм

Прикорм не вводится:

  • во время или сразу после острых заболеваний,
  • перед или сразу после прививки,
  • в период обострения аллергического дерматита, любых хронических заболеваний,
  • одновременно с началом приема новых лекарств.

Первым можно вводить (овощное пюре) или Готовить можно самим или пользоваться готовыми продуктами детского питания.

Правила введения прикорма следующие

  • У малыша обязательно должна быть своя отдельная посуда: тарелка, чашка, ложка.
  • Начинают с введения какого-то одного продукта (один овощ или каша из одного злака, без добавок).
  • Следующий продукт вводят только после привыкания к предыдущему.
  • Вводят прикорм постепенно, начиная с 1-2 чайной ложки, увеличивая объем примерно за 2 недели доводя до нужной по возрасту порции прикорма.
  • Вводят прикорм только с ложки.
  • Начинают с жидкой или полужидкой гомогенной консистенции прикорма, постепенно переходя к более густой, а затем содержащей мягкие кусочки.
  • Прикорм дают всегда в начале кормления, и только потом кормят ребенка грудью или смесью.
  • Новый продукт дают в первой половине дня, чтобы оценить реакцию на него.
  • Обязательно с введением прикорма нужно добавить в рацион ребенка воду (100 мл в сутки).
  • Предлагают прикорм несколько раз подряд, рекомендуется готовить без соли, но если ребенок отказывается есть, можно попробовать посолить блюдо и снова предложить ребенку.
  • Если продукт плохо переносится ребенком, вызывает расстройство стула, повышенное, газообразование, боли в животе - его надо временно исключить из рациона и повторить введение через месяц.