Личность воспитателя в зеркале детского восприятия. Семинар-практикум для педагогов «Воспитателю о личностном общении. Сроки прохождении практики _______________________________________________

Рассмотрим основные методы и методики, используемые для сбора информации о характере восприятия детьми воспитателя.

Наиболее распространенными методами изучения особенностей восприятия личности воспитателя старшими дошкольниками являются наблюдение и беседа.

Во время наблюдения за взаимодействием детей и воспитателя следует обращать внимание на следующие моменты:

Частота обращений;

Эмоциональная вовлеченность ребенка в общение;

Доминирующий тип поведения в присутствии воспитателя.

Об отношении дошкольников к воспитателю свидетельствуют результаты бесед с детьми, их ответы на вопросы. Примерные вопросы беседы и алгоритм фиксации результатов представлены в Приложении 1.

Метод отраженной субъективности (В.А. Петровского) представляет собой анализ личности индивида через его идеальную представленность в жизнедеятельности других людей (в их мотивациях, самоконтроле, поступках и т.п.). Суть данного метода состоит в том, что ребенок получает задание исполнить роль педагога детского сада, конкретного воспитателя своей группы и «руководить» от его имени своими сверстниками.

Методика «Субъективное переживание отношений с воспитателем» помогает выявить отношение дошкольника к воспитателю и позволяет увидеть эмоциональную окраску, тон общения взрослого глазами ребенка.

Процедура обследования должна быть разделена на два этапа с недельным интервалом. На первом этапе детям предлагается оценить свое отношение к педагогу при помощи цветных полосок. С детьми обсуждаются возможные оттенки отношений, каждому из которых присваивается определенный цвет. Детям раздаются бланки, шаблоны которых представлены в Приложении 2.

Через неделю проводится второй этап обследования. Детям предлагается подумать и оценить, как, по их мнению, к ним относятся воспитатели. Процедура работы с бланком (образец бланка 2) аналогична работе с бланком 1 (Приложение 3)Карпова Г.А., Санникова Н.Г. Комплексная диагностика личности воспитанника интернатного учреждения. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2006..

Полное описание методики представлено в Приложении 4.

Достаточно информативен в качестве диагностического инструментария детский рисунок, вернее, образ педагога в нем.

Рисунок, рисовальные пробы относятся к числу диагностических средств, позволяющих выявить истинные отношения ребенка к окружающим, такие его глубинные чувства, которые могут остаться незамеченными, скрытыми при попытках изучить их другими методами. Как отмечает В. Воронов, «язык ребенка, хоть и редко, все же говорит иногда неправду, но никогда не лжет маленькая рука, вооруженная карандашом. От линии до линии - там все правда, идущая из глубины творящего»Воронов В. К психологии детского рисунка // Вестник воспитания. 1910. № 5. С. 96.. Достоинства рисунка как средства диагностики внутреннего мира ребенка отмечают и другие специалисты.

Детский рисунок уже более двадцати лет используется в процессе познания того, как «отзываются» в душе ребенка слово, личность, поведение того, кто ведет его за руку впервые, особо значимые годы жизниПанько Е.А. Воспитатель дошкольного учреждения. Мн. : Зорны верасень, 2006. С. 81..

Так, например, в рисовальной пробе «Моя воспитательница» анализу подвергается преимущественно содержание рисунка и отраженная в нем деятельность; композиция; пространственное расположение людей на нем (воспитатель в центре, рядом с детьми, изолирован, отсутствует), последовательность создания образов в рисунке, манера изображения, использованная палитра красок.

Отметим, что цвету как средству выражения отношения человека (в том числе ребенка) к миру, окружающим людям всегда уделялось особое внимание. Особая значимость выразительной функции цвета в деятельности детей послужила толчком к созданию методики «цветового фона», использованной в дальнейшем для изучения личностной микросреды дошкольников (в том числе системы отношений ребенок - педагог)Панько Е.А. Детские рисунки как средство изучения микросреды ребенка // Генетические проблемы социальной психологи. Мн., 1985. С 152..

В ответ на предложение нарисовать воспитателя дети рисуют обычно одного из двух, предпочитаемого, любимого педагога. В числе таковых оказываются преимущественно воспитатели с высоким (либо средним) уровнем профессионализма, активно-положительным отношением к детям и демократическим стилем руководства. Воспитателей с авторитарным стилем руководства дошкольники изображают значительно реже. Заметим, в основном это дети, пользующиеся симпатиями данного педагога («любимчики») и имеющие (в значительной степени, полагаем, благодаря этому) высокий социометрический статус в группе сверстниковПанько Е.А. Воспитатель дошкольного учреждения. Мн. : Зорны верасень, 2006. С. 89..

Любимого педагога дошкольники чаще изображают на предпочитаемом ими «цветовом фоне»; при создании его образа используют преимущественно цвета, ассоциирующиеся с позитивными эмоциями (зеленый, желтый и др.). При рисовании воспитателя с активно-положительным типом отношения к детям сам процесс начинается, как правило, с создания его образа, в котором проявляется заинтересованность, старание ребенка (что не характерно при рисовании педагога с неустойчиво-положительным, пассивно-отрицательным и открыто-отрицательным типом отношения к детям).

Создавая образ воспитателя с активно-положительным типом отношения к детям, высокого и среднего уровня профессионализма, дошкольники располагают его фигуру в центре листа бумаги, а себя и других детей - рядом. При изображении педагога, проявляющего отрицательное отношение к своим воспитанникам, он, как правило, находится в стороне, отдельно от детей; нередко дети рисуют даже «стену», преграду между собой и воспитателем (что является признаком конфликтности, напряженности во взаимоотношениях).

Рисуночные методики «Мы с воспитателем в группе детского сада» и «Мы с воспитателем на прогулке» расширяют возможности познания с помощью рисунка системы отношений ребенок - педагог, выявляя специфику отражения личности и деятельности воспитателя в сознании ребенка.

Полное описание данных методик представлено в приложении 4.

Использование данных методик Е. А. Панько показало их эффективность. Их применение обнаружило более широкий спектр отношений дошкольников к воспитателю, чем рисовальная проба «Моя воспитательница». Это новая, дополнительная информация была «добыта», прежде всего, при сравнительном анализе рисунков, в которых были изображены воспитатели разных стилей руководстваПанько Е.А. Воспитатель дошкольного учреждения. Мн. : Зорны верасень, 2006. С. 91..

Итак, в качестве методов диагностики особенностей восприятия личности воспитателя старшими дошкольниками используют метод отраженной субъективности (В. А. Петровского), методика «Субъективное переживание отношений с воспитателем», рисовальные пробы «Моя воспитательница», «Мы с воспитателем в группе детского сада», «Мы с воспитателем на прогулке», а также наблюдение, беседу и т.д.

Краткие выводы по второй главе

1. Стиль педагогического общения - очень важная дефиниция в работе учителя, которая представляет собой определенную систему взаимодействия педагога с детьми. Многочисленными исследованиями доказано, что отношение дошкольников к личности воспитателя во многом зависит от стиля руководства детской группой.

2. В связи с тем, что многочисленные исследования показывают взаимосвязь между отношением ребенка к воспитателю и стилем его руководства детской группой, для коррекции отношений в системе «ребенок - воспитатель» и для выработки рекомендаций педагогу по построению взаимоотношений с воспитанниками необходимо предварительно собрать информацию о характере восприятия детьми воспитателя, для чего используют метод отраженной субъективности (В. А. Петровского), методика «Субъективное переживание отношений с воспитателем», рисовальные пробы «Моя воспитательница», «Мы с воспитателем в группе детского сада», «Мы с воспитателем на прогулке», а также наблюдение, беседу и т.д.

Светлана Валентиновна Варкентин
Семинар-практикум для педагогов «Воспитателю о личностном общении»

Семинар практикум № 2 "Воспитателю о личностном общении"

педагог – психолог МАДОУ ЦРР д/с № 131

г. Калининград

Структура семинара.

1. Пре – тест (саморефлексия).

2. Информационная часть: Проблема психологического здоровья на современном этапе; Создание психологического комфорта в д/с, его роль в развитии личности ребенка. Или «Как вы реагируете на поступки детей?»; Знаете ли вы, какой ребенок с вами? Литературные типы детей; Исследование профессионального сознания педагога – прием Е. В. Боровой и В. М. Слуцкого. (Петровский В. А. Личностная позиция воспитателя); Какими дети видят вас? Влияние и последствия этого влияния на детей…Эффект ореола.

3. Практический инструментарий: диагностические методики для педагогов по оценке психологического климата и эмоционального благополучия ребенка в группе д/с; приемы снятия эмоционального напряжения у педагогов; естественные способы регуляции организма и саморегуляция; психологические речевые настройки; смысловая ситуация (метафоры).

4. После - тест (саморефлексия).Ценность приобретенного опыта.

5. Рефлексия занятия «Свободный отчет»

Пре – тест, после – тест (саморефлексия).Ценность приобретенного опыта.

1. 4 квадранта здоровья Элизабет Кюблер – Росс;

2. Объективные причины и последствия психологического дискомфорта для ребенка в группе детского сада;

3. Литературные типы детей;

4. Ребенок, в котором я вижу личность;

5. Эффект ореола (положительный, отрицательный);

6. Условия эмоционального благополучия ребенка в группе детского сада.

Смысловая ситуация (метафоры).

В бессилии гнев очень сильный. Ведь в сердце, слабом от любви, нельзя предполагать спокойствие и твердость. Нельзя посеять одно, а получить другое. Какое семя посеяно, то и даст всходы. Пойми, что сходно чувствуют живые существа, приятное ища и отстраняя неприятное. Поэтому, что нежелательно тебе, то и другим ты делать не старайся. Радости полон мир для того, кто смотрит на всех без вражды и предубеждения. Терпение – добродетель бессильного и украшение сильного.

Последствия психологического дискомфорта для ребенка: Появление фобий, страхов, тревожности, повышенной агрессивности;

Переход психологических переживаний в соматические расстройства, когда ребенок, получивший психологическую травму, заболевает физически (некий инстинкт самосохранения организма); Проявление психологических травм, полученных в детском возрасте, в более зрелом возрастном периоде в виде психологической защиты – позиции избегания (замкнутость, наркотики, суицидальные наклонности, проявления агрессивных поведенческих реакций (побеги из дома, вандализм и т. п.)

Объективные причины психологического дискомфорта в группах детского сада:

большая наполняемость групп; длительное отсутствие напарника; неблагоприятная семейная обстановка.

Литературные типы детей.

Только в книгах любят Томов Сойеров. А в жизни их не любят – не в д/с, ни в школе. /Из признаний плачущей мамы/.

Том Сойер – хорошо известный вам тип. Подвижный, деятельный, склонный к рискованным решениям и поступкам ребенок (не обязательно мальчик). Свои рискованные замыслы он обязательно стремиться осуществить. Часто руководствуется только своими далеко не полными представлениями о том, что можно и чего нельзя. Всегда готов к переживаниям таинственного и страшного. Ценит эти переживания, может быть, и не осознавая этого. К Тому примыкают, составляя как бы одну компанию, Карлсон и Буратино, каждый еще и со своими особенностями.

Карлсон – всегда готовый позабавиться и полакомиться. И Буратино– более прост, по сравнению с Карлсоном и Томом, но чрезмерно любопытен. Как и Карлсон–всегда лидер. Жизнерадостен, находчив, никогда не унывает (в отличие от Тома). Хочет поскорее иметь все сразу.

Золушка – ребенок, стремящийся помочь и услужить другим: детям и взрослым. Часто это происходит ради того, чтобы приняли в игру или дали поиграть (хотя бы ненадолго) привлекательной игрушкой, которая принадлежит другими детям. Обычно не плачет, не жалуется на виду у других. Детей этого типа чаще всего ожидает вечно зависимое, подчиненное положение. Им поручаются самые «непрестижные» работы в группе, но для воспитателя такие дети удобны и никогда не мешают.

Мальчик–с–пальчик – это обычно маленький ростом ребенок, меньше всех в группе, но очень сообразительный, придумывающий интересные игры, новые забавы, является лидером в группе. Любим детьми и взрослыми, никогда не нарушает порядок в группе, хотя Мальчику–с–пальчику или Дюймовочке многое прощается.

Мямлик – стеснительный, замкнутый ребенок. Его как правило не выбирают для выступлений на праздниках. Обычно подразумевается, что такой ребенок испугается, застесняется и испортит хорошо подготовленный сценарий. Ему (ей) всегда не хватает флажка, бубна и т. п., места на скамейке, когда все остальные уже расселись.

Маленький Мук – ребенок, которого дети группы, часто замаскировано от взрослых, выбирают жертвой. Они издеваются, насмехаются над его одеждой, прической, лицом, его словами и поступками. Это несчастный, забитый (бывает, в прямом смысле) ребенок, всеми отвергаемый, незамечаемый взрослыми. Если не начинается открытая травля, то педагоги, чаще всего, не догадываются о страданиях Маленького Мука.

Мальвина – красивый, хорошо и модно одетый ребенок, выделяемый всегда взрослыми. Чтобы быть замеченным, не похожим на всех, такой ребенок действительно готов выкрасить свои волосы не только в голубой, но и в любой другой цвет. Зная о своем превосходстве над другими детьми, обычно поддерживаемом взрослыми, отличается надзирательностью. В поручениях и наставлениях подражает взрослым. В группе очень часто – правая рука воспитателя. На праздниках – постоянное солирование. Повадки начинающей «звезды».

Щербатый – Гроза Арбата – драчливый ребенок, которого побаиваются все дети. Не подчиняется распоряжениям взрослых, любит настаивать на своем. Проявляет упрямство. Служит для всех детей группы отрицательным примером.

Царевна–Несмеяна (или Ревушка–Коровушка) – плаксивый ребенок, очень обидчивый и, как часто считают взрослые, капризный. В отличие от Золушки, свой плач адресует либо конкретному человеку, либо целой группе. Своим плачем и «капризами» может довести взрослого до «белого каления».

Какие же дети для воспитателя предпочтительнее? Воспользовавшись приемом, разработанным нашими коллегами

Е. В. Боровой и В. М. Слуцким для исследования профессионального сознания воспитателей, определили, что для большинства воспитателей «ребенок, такой как все» - это то же самое, что «идеальный ребенок»; а «ребенок, который отличается от других» - это «ребенок, который меня раздражает».

Ориентация на «среднего» ребенка, на некий обезличенный стандарт, определяет собой реальное отношение к детям, какие бы гуманистические идеи не декларировал воспитатель в ответ на вопрос о ценностях воспитания…

Какими дети видят вас?

Эксперимент. Разделите группу на две подгруппы. Вас (воспитателя) неожиданно «вызывают» к заведующему д/с. Вы должны на время покинуть группу и предлагаете кому – то из детей остаться за себя, фактически принять на себя роль воспитателя. Во второй подгруппе ваш напарник делает то же самое.

Цель: посмотреть, как ведут себя дети, которые станут на время «вами».

Уходя, вы говорите ребенку: «Ты остаешься за меня!» Т. О. представляется возможность увидеть конкретного воспитателя в «зеркале» детского восприятия, в поведении самих детей, сравнить результаты, относящиеся к двум разным воспитателям, работающим с одной и той же группой дошкольников.

Эффект ореола – распространение в условиях дефицита информации о человеке общего оценочного впечатления о нем на восприятии его поступков и личностных качеств. При формировании и развитии первого впечатления о человеке «эффект ореола» может выступать в форме позитивной оценочной пристрастности («положительный ореол») и негативной оценочной пристрастности («отрицательный ореол»).

Практический инструментарий.

Цветовая диагностика «Домики». (Практические семинары для педагогов. / авт. – сост. С. В. Терпигорьева)

Цель методики – определение эмоционального состояния, отражающего отношение ребенка к ДОУ. Цветовая диагностика проводится индивидуально с каждым ребенком: в течение первого месяца посещения детского сада, после трех и шести месяцев нахождения в ДОУ.

Детям предлагается в игровой форме выбрать один из домиков разного цвета: синий, зеленый, красный, желтый, фиолетовый, коричневый, серый, черный.

Инструкция: «Это – девочка Катя (мальчик Коля). Катя ходит в детский сад. Выбери детский сад для Кати».

После выбора домика с ребенком проводится беседа:

Кате нравится ходить в д/с?

Что Катя будет делать в д/с?

Что Кате больше всего нравится в д/с?

Что Кате не нравится в д/с?

В ходе диагностики показатели фиксируются и протоколируются.

Тест на эмоциональное отношение .

Материал: лист бумаги, цветные карандаши.

Младшим и средним детям даются готовые карточки с нарисованными 5 кружками. Старшим детям предлагается нарисовать 5 кружков через клетку.

Детей сажают по одному за стол. Вопросы можно подобрать самим.

1. Закрась первый кружок таким цветом, какого цвета твое настроение, когда ты идешь в д/с.

2. Закрась второй кружок таким цветом, какого цвета твое настроение, когда ты занимаешься математикой.

3. …., когда ты играешь.

4. Четвертый кружок…., когда ты уходишь домой.

5. Пятый кружок, когда ты ложишься спать.

Тест проводится до 3 раз.

Обозначение цветов.

Красный – возбуждение, восторженное отношение.

Оранжевый – радостное, приятное.

Желтый – теплое, доброжелательное.

Зеленое – спокойное.

Синий – грустное, неудовлетворительное.

Фиолетовый, коричневый – тревожное.

Черный – печаль, уныние.

Если черным цветом постоянно закрашивается один или несколько видов деятельности, то воспитателю надо немедленно обратить на это внимание. Например, на занятиях: пересмотреть структуру, содержание, чтобы ребенку было интересно, и так по каждому виду деятельности.

Приемы снятия эмоционального напряжения у педагогов. (психологический душ – комплекс упражнений, которые способствуют повышению энергетического потенциала).

1. Стоя, свести лопатки, улыбнуться, подмигнуть правым глазом, потом – левым, повторить: «Я очень собой горжусь, я на многое гожусь».

2. Положив ладонь на грудь: «Я на свете всех умней….».

3. Подпрыгивая на правой, затем на левой ноге, повторить: «Я бодра и энергична, и дела идут отлично».

4. Потирая ладонь о ладонь, повторить: «Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь богаче».

5. Встав на цыпочки, руки над головой сомкнуть в кольцо, повторить: «Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего!»

6. Положив на лоб левую ладонь, затем правую, повторить: «Я решаю любые задачи, со мной всегда любовь и удача».

7. Руки на бедрах. Делая наклоны туловищем вперед – назад, повторить: «Ситуация любая мне подвластна. Мир прекрасен, и я прекрасна!»

8. Руки на талии, выполняя наклоны вправо – влево, повторить: «Покой и улыбку всегда берегу, и все мне помогут, и я помогу».

9. Сложив руки в замок, делаем глубокий вдох: «Вселенная мне улыбается»; глубокий выдох «И все у меня получается».

ДНЕВНИК УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Студентки-практикантки Попковой Яны Сергеевны

Психолого-педагогического факультета 1 курса

Практика проводится в ДОУ №158

Руководитель практики:

Зав.ДОУ:Крылова Вера Николаевна

Воспитатели:Анна Алексеевна,Анастасия Рашидовна

Адрес ДОУ: г.Тверь 1-я улица Суворова 17

Телефон:42-41-98

Задание 1

В ДОУ №158 имеется:

    методический кабинет

    кабинет заведующей

    медицинский кабинет

    кабинет психолога

    физкультурный зал

  • музыкальный зал

    участки для прогулок детей

При осмотре помещения детского сада можно выделить удобство расположения групповых ячеек. В каждой группе есть отдельный вход с улицы.Помещение хорошо освещено,так как детский сад оснащен большими окнами.Каждая группа оборудована удобной детской мебелью,которая соответствует возрасту детей.

Методический кабинет находится на третьем этаже детского сада.Он оснащен удобными шкафами в которых находятся книги и учебные материалы.

Физкультырный зал хорошо освещен.Имеются лавочки,канат,мячи разного размера,обручи,кегли,но инвентаря недостаточно для занятия со всеми детьми группы одновременно.

Музыкальный зал большой,светлый.На полу находятся ковры,стены украшены яркой тканью.Имеется фортепиано,магнитофон,диски и касеты для воспроизведения музыки.

Учебный участок просторны и чистый.Присутствует беседка,асфальтированный участок для рисования мелом.На каждом участве находятся детская песочница.Предметно-развивающаяся среда в детском саду построена в соответствии с принципами построения предметно-развивающей среды.

2 День:

2.Предметная среда детского сада развивает разные виды деятельности дошкольника и становится основой для его самостояятельного развития.Вся среда ДОУ оборудована в соответствии с возростными особенностями детей.Каждая группа оборудована качественной мебелью,помещение просторное,поэтому каждый ребенок может найти комофортное место для занятий.В группах присутсвует уголок природы,где дети ухаживают и наблюдают за растениями.

В учреждениях работоспособный и творческий коллектив,большинство сотрудников работает с самого открытия детского сада.

3 День:

Задание 2

Воспитатель-главное действующее лицо педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении.Профессиональные и личностные требования к нему в современных условиях очень высоки.И особое значение имеет речевое общение воспитателя с детьми.Речь воспитателя является образцом для детей.На занятиях дети слушают воспитателя и, таким образом,упражняются в овладении русским языком.Если в речи воспитателя присутвствую недостатки,то они передаются детям и им потом сложно будет избавиться от них.

а)При общении воспитателя с младшеми детьми речь воспитателя является простой и лаконичной.По отношению к малышам воспитатели избегают замечаний и вместе с теми разговаривают с ними более категорично,чем со старшими,так как дети данного возраста не могу осмыслить тех доводов,которые воспринимаются старшими детьми

б)Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка,поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада-формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение родным литературным языком.

Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком являеется подражание.Именно поэтому к речи педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня предъявляются высокие требования,и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения дошкольного образования.

Речь педагога должна быть:

    Правильной

  • Логичной

    Выразительной

    Чистой(отсутствие в речи элементов,чуждых литературному языку)

    Уместной

2.Имидж воспитателя – эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа педагога в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа педагога реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими. Современный дошкольный воспитатель должен сочетать в себе как черты собственно воспитателя (опека, замена матери) так и черты учителя.

Выделим основные составляющие имиджа воспитателя:

Визуальная привлекательность;

Вербальное поведение;

Невербальное поведение;

Манеры, этикет;

Обаяние.

Внешний вид воспитателя должен быть эстетически выразительным.Недопустимо небрежное отношение к своей внешности,но неприятно и чрезмерное внимание к ней.

3.Все мы знаем, что для полноценного развития речи наших воспитанников, мы должны постоянно с ними говорить. Одним из приемов являются речевые игры в режимных моментах. Когда все, что происходит вокруг, воспитатель, а затем, постепенно запоминая, и дети, проговаривают вслух. Давно доказано, что поэтический язык детским мозгом воспринимается намного эффективнее, чем прозаический.

Например, утром, встретив ребят, можно проговорить:

Пришли дети в детский сад,

Здесь игрушки ждут ребят,

Ждет здесь Ксюшу верблюжонок,

Сашу ждет большой слоненок,

Даша с мишкою играет,

Тема Даше помогает,

Нянчит Милечка мартышку,

А Кирюша смотрит в книжку.

Детям весело в саду!

С ними я сюда приду.

План практики на 2 семестр

2014-2015 учебный год

Вид практики: «Введение в специальность»

Специальность 050144 «Дошкольное образование»

Сроки прохождении практики _______________________________________________

Цель практики: Формирование у студентов общих и профессиональных компетенций, связанных с диагностической функцией работы воспитателя в организации и проведении образовательного процесса.

Задачи практики:

1. Формировать диагностические, прогностические, проектировочные, организационные и коммуникативные умения.

2. Определять результативность деятельности воспитателя через развитие личности ребенка.

3. Формировать культуру педагогической детальности.

4. Формировать осознанное отношение и устойчивый интерес к избранной профессии.

В ходе прохождения практики каждый студент должен провести:

1. Беседу с воспитателями и детьми.

2. Наблюдение за работой воспитателя с целью выявления его функциональных обязанностей.

3. Наблюдение и анализ речевого общения воспитателя с детьми.

4. Изучение и анализ предметно-пространственной среды ДОУ.

5. Диагностическое обследование ребенка-дошкольника по предложенным методикам.

6. Изучить формы работы, способствующие созданию среды психологического комфорта.

Отчетная документация:

1. Выполненные и оформленные задания (см. приложение 1) с детскими работами и их анализом.

2. Заполненную схему рефлексии (см. приложение 2).

3. Психолого-педагогическую характеристику на ребенка-дошкольника (см. приложение 3).

4. Конспект проведения режимных процессов в 1 и 2 половину дня (с оценкой и печатью ДОУ, фотоотчетом).

5. Художественно-литературный материал для проведения режимных процессов.

Приложение 1

Тема №1: Воспитатель в системе педагогического взаимодействия с детьми.

Цель: Формирование личностно – профессиональных компетенций.

Задание №1: « Изучение культуры педагогической деятельности воспитателя»

1.Пронаблюдайте за стилем речевого общения воспитателя с детьми.

2.Сделайте выводы о соответствии речи воспитателя нормам профессиональной этики, исходя из требований

· к общей культуре речи

3.Обратите внимание на внешний вид воспитателя, помощника воспитателя и других сотрудников ДОУ.

4. Какое педагогическое значение, на ваш взгляд, имеет внешний вид работника ДОУ?

5. Сделайте вывод о том, из чего складывается культура педагогической деятельности воспитателя.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание №2: Изучение личности воспитателя в «зеркале» детского восприятия.

1. Понаблюдайте за взаимодействием детей и воспитателя, обратите внимание на следующие моменты:

· частота обращений

· эмоциональная вовлеченность ребенка в общение

· доминирующий тип поведения в присутствии воспитателя

2. Проведите беседу с детьми (средняя, старшая, подготовительная группы)

3. Оформите результаты беседы в таблицу № 1

4. Определите, на основании анализа полученных ответов, особенности отношения ребенка к воспитателю.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«Особенности отношения ребенка к воспитателю»

I. Выполнение исследовательского задания «Изучение личности воспитателя в зеркале детского восприятия»

II. Совместная работа с воспитателем в организации режимных процессов в первую половину дня.

Цель: Изучение личности воспитателя в зеркале детского восприятия, представления детей о деятельности воспитателя, отношения к нему.

Учебно-исследовательские задания:

I. Наблюдение взаимодействия детей с воспитателем поможет вам выявить отношение ребенка ко взрослому. В ходе наблюдения обратите внимание на следующие моменты:

Частота обращений;

Эмоциональная вовлеченность ребенка в общение;

Доминирующий тип поведения в присутствии воспитателя.

II. С целью определения мотивов отношения ребенка к воспитателю проведите беседу с детьми по следующим вопросам:

Хотел бы ты перейти в другой детский сад?

Если бы детский сад закрылся на ремонт, с кем бы ты хотел перейти в другой детский сад?

Кого бы из воспитателей ты взял бы с собой? Почему?

Хотел бы ты быть похожим на воспитателя? Почему?

Детские ответы мотивировала известный белорусский детский психолог Е.А. Панько. Условно они были разделены по группам, знакомство с которыми поможет вам проанализировать ответы детей.

Детские ответы мотивировок отношения к воспитателю

1. Мотивы не осознанные.

Дети либо вообще на объясняют своего отношения, либо ограничиваются ответами типа «потому».

2. Общая недифференцированная оценка.

Дети пытаются мотивировать свое отношение к воспитателю следующим образом: « она хорошая». «потому, что люблю, она хорошая».

3. Оценка внешнего вида воспитателя: «она красивая», « потому, что она нарядная всегда, красивая».

4. Оценка по принципу личного отношения воспитателя к ребенку:

« потому, что она меня целует», « потому, что она меня не наказывает».

5. Оценка информированности воспитателя, его знаний и умений: «она много сказок знает», « она все умеет делать».

6. Оценка деятельности, организованной воспитателем: « потому, что она играет с нами на прощание», « она нас учит рисовать», « показывает кукольный спектакль».

7. Оценка внимания воспитателя ко всем детям с утилитарной позиции: «она нас кормит» и т.п.

8. Оценка нравственных качеств личности: « она добрая», «она ласковая», « она веселая такая».

9. Оценка воспитателя за доверие к детям и воспитание самостоятельности: « дает дежурить», «разрешает мне включать телевизор (если он есть в группе или что-либо другое)».

Запись беседы ведите по следующей схеме:

Каждый учащийся должен опросить не менее 6-8 детей

III.Рисуночный тест « Моя воспитательница» дополнит полученные данные о характере отношений дошкольников к воспитателю.

Ребенку предлагается лист белой бумаги, 6 цветных карандашей

(красный, синий, желтый, зеленый, коричневый, черный), ластик, сообщается тема рисунка. Время выполнения задания не ограничивается. При выполнении задания отмечаются последовательность рисования, комментарии ребенка, эмоциональные реакции на изображаемое.

После выполнения задания выясните: «Кто тут нарисован?», «Что она (и) делает(ют)?»

Об отношении к воспитателю «говорит» реакция ребенка на предложение нарисовать своего воспитателя, стиль детского рисунка, его композиция, расположение фигур, последовательность их изображения, величина, декорирование, использование цвета. Образ любимого воспитателя создается с желанием, старанием, с него обычно начинается рисование, его располагают, как правило, в центре, себя, других людей - рядом, выносятся детали фигуры, одежды; используются разнообразные яркие цвета, ассоциирующиеся с положительными эмоциями. Изображение воспитателя сбоку, отдельно от детей, «стена», преграда между детьми и им, схематичность, небрежность, неоконченность рисунка, темные, однообразные цвета говорят о негативном отношении к человеку, его негативном восприятии.

IV. Для изучения представлений детей о деятельности воспитателя проведите беседу с детьми (Н. Я. Михаленко).

Что делает воспитатель?

А воспитатель играет с вами?

Почему не играет? Не хочет или не умеет?

Воспитатель с вами о чем-либо разговаривает?

А хотел(а) бы ты быть воспитателем?

Вопросы для обсуждения.

1. «Нарисуйте» образ воспитателя сквозь призму детского восприятия, опираясь на ответы детей и результаты тестирования.

2.Каковы мотивы отношения ребенка к воспитателю?

3.Каковы представления детей о деятельности воспитателя? Оцените их.

4. С кем из персонажей ассоциируется у вас воспитатель:

С любящей играть и слегка легкомысленной Красной Шапочкой;

Со строгой, назидательной Мальвиной;

С суровым и сердитым Карабасом-Барабасом;

С «наседкой», опекающей детей и не дающей им сделать лишнего шага;

Со Спящей Красавицей, безразличной к детям;- с Мэри Попинс, умеющей увлечь детей и заинтересовать, представляющей им все для развития их способностей и самостоятельности.