Служба в армии возрастной предел. Каков предельный возраст пребывания на военной службе? Предельный возраст пребывания на военной службе

Волнующий многих военных вопрос касательно предельного возраста пребывания на военной службе последние годы уже неоднократно обращал на себя пристальное внимание законодателей.

Вопрос этот актуален и для самого государства, заинтересованного в наличии хорошо подготовленных армии и флота, а, следовательно, улучшении системы .

Российская Федерация желает видеть в составе своих защитников не только профессиональных военнослужащих, но лиц, имеющих мотивацию к долгосрочной и, главное, добросовестной службе.

На данный момент об условиях прохождения военной службы в Российской Федерации говорит Федеральный Закон № 53 от 28.03.98 – «О воинской обязанности и военной службе». Рассматриваемый вопрос регулируется одноименной статьей 49 указанного закона – «Предельный возраст пребывания на военной службе».

Другой правовой акт, относящийся к данной теме – Положение о порядке прохождения военной службы. Этот документ был утвержден указом №1237 Президента РФ.

В Положении содержатся сведения о существующих ограничениях в пребывании на воинской службе в рядах российской армии. Также в этом акте регламентирован порядок заключения контрактов с военнослужащими. Особый интерес здесь представляют детали заключения такого рода контракта с лицами, близко подошедшими к предельному возрасту пребывания на военной службе.

Данные ограничения зависят от чина, в котором находится военнослужащий. В 2014 году предельный возраст пребывания на военной службе увеличили на пять лет для всего кадрового состава, включая служащих не только армии и флота, но и военных других силовых ведомств, а также лиц, находящихся в запасе. На сегодняшний день этот возраст выглядит так:

  • 50 лет – для ниже полковников и капитанов I ранга;
  • 55 лет – для полковников и капитанов I ранга;
  • 60 лет – для генерал-лейтенантов, вице-адмиралов, генерал-майоров и контр-адмиралов;
  • 65 лет – для маршалов, генералов и адмиралов.

Учитывая, что многие военные не спешат уходить в отставку и предпочитают увеличить срок службы, в самом лучшем положении оказались лица высшего офицерского состава. Хуже всего придется представителям нижних офицерских чинов, сержантам и солдатам – снять погоны им придется по достижении 50-летнего возраста.

Тем же офицерам, кто не желает продолжать военную карьеру и служить до наступления предельного возрастного порога службы, вышеуказанные изменения в законодательстве не запрещают, как и прежде, увольняться на пенсию до достижения этого возраста при наличии уважительных причин.

Увеличение предельно допустимого возраста военнослужащих коснулось и тех, кто находится в запасе. Отныне в случае надобности рядовых и прапорщиков могут призвать обратно на службу до 35, 45, 50 лет, смотря о какой воинской специальности идет речь. Для низших офицеров запаса этот возраст увеличен до 50, 55 и 60.

Резервные майоры, подполковники и капитаны II и III ранга могут вновь оказаться в рядах вооруженных сил до 55, 60 и 65, согласно имеющемуся у них разряду. До 60 и 65 призывают полковничьи чины и капитанов I ранга. Для высших офицеров этот возраст составляет 65 и 70 лет.

Обновление контракта с военнослужащими, близкими к предельному возрасту пребывания в армии

Согласно ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», военнослужащие, чей возраст близок к предельно допустимому в своём чине, могут обновить контракт, тем самым не допуская возможности увольнения. Разумеется, лишь в том случае, если они желают служить дальше.

Новый контракт можно подписать на сроки в год, 3, 5 или 10 лет. Окончательное решение о возможности подобного обновления и его сроке выносят:

  • Верховный Главнокомандующий – для высших офицерских чинов.
  • Начальство федерального органа исполнительной власти региона, где военный собирается продолжить службу – для полковников и капитанов I ранга.
  • Должностные лица, наделенные полномочиями назначать этих служащих на данные чины – для подполковников и капитанов II ранга.

Проверяются теоретические и физические способности человека. Для оценки последних могут потребовать прохождение военно-врачебной комиссии. Пройти ее будет нужно не позднее, чем за 4 месяца до окончания срока службы.

Отдельно следует сказать о предельно допустимом возрасте пребывания на военной службе для женщин. Он составляет 45 лет. Это общая цифра, вне зависимости от чина, до которого дослужилась женщина-военнослужащий.

По достижении предельного возраста женщины, соответствующие всем предъявляемым требованиям касательно продления срока службы, могут, подобно мужчинам, продолжить свое пребывание в рядах вооруженных сил, обновив контракт. Женщины-офицеры запаса могут быть призваны в армию до 50 лет, женщины нижних чинов – до 45.

На нашем сайте вы можете задать абсолютно любой интересующий вас вопрос юристу или адвокату независимо от тематики и сложности обращения. Объединив юристов-профессионалов, оказывающих бесплатные юридические консультации, и людей, которые ищут ответы на вопросы правовой тематики, мы стали незаменимым помощником для тысяч людей по всей стране. Онлайн юридическая консультация - это удобный способ получить необходимую информацию по всем юридическим вопросам и практические советы по их решению.


В силу положений части I статьи 48 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантирована квалифицированная юридическая помощь. Все юридические консультации проводятся в рамках Федерального закона №324 от 21 ноября 2011 года "О бесплатной юридической помощи".


--> На ту же тему

Предельный возраст пребывания на военной службе

1. С военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе и изъявившими желание продолжать военную службу, контракт может быть заключен на срок до 10 лет включительно, но не свыше достижения ими возраста 65 лет.

2. Предельный возраст пребывания на военной службе установлен:

а) для Маршала Российской Федерации, генерала армии, адмирала флота, генерал-полковника, адмирала - 60 лет;

б) для генерал-лейтенанта, вице-адмирала, генерал-майора, контр-адмирала - 55 лет;

в) для полковника, капитана 1 ранга - 50 лет;

г) для военнослужащего, имеющего иное воинское звание, - 45 лет;

д) для военнослужащего женского пола - 45 лет.

3. Военнослужащий, достигший предельного возраста пребывания на военной службе, для заключения нового контракта подает по команде рапорт должностному лицу, имеющему право принимать решение о заключении контракта с указанным военнослужащим, не менее чем за шесть месяцев до истечения срока действующего контракта.

Решения о заключении контрактов с военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе, о сроке нового контракта или об отказе в заключении контракта принимаются:

а) для высших офицеров, а также офицеров, назначенных на воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, - Президентом Российской Федерации;

б) для полковников, капитанов 1 ранга, а также офицеров, назначенных на воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания полковника, капитана 1 ранга, - руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба;

в) для военнослужащих, имеющих воинское звание до подполковника, капитана 2 ранга включительно, - должностными лицами, имеющими право назначения указанных военнослужащих на занимаемые ими воинские должности.

4. В случае принятия соответствующим должностным лицом решения о заключении контракта с военнослужащим, достигшим предельного возраста пребывания на военной службе, и сроке его действия указанный контракт подписывает командир (начальник), которому предоставлено право подписания новых контрактов.

5. Решение о заключении контракта с военнослужащим, достигшим предельного возраста пребывания на военной службе, принимается с учетом его деловых качеств, а также состояния здоровья.

При необходимости указанный военнослужащий может быть направлен для прохождения ВВК.

Заключение ВВК должно поступить должностному лицу, имеющему право принимать решение о заключении контракта, не менее чем за четыре месяца до окончания срока военной службы указанного военнослужащего.

6. Руководитель федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, вправе определить категории специалистов, с которыми могут быть заключены контракты при достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе.

7. Военнослужащему, проходящему военную службу в должности руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, достигшему предельного возраста пребывания на военной службе и желающему продолжать прохождение военной службы, срок военной службы может быть продлен Президентом Российской Федерации, но не свыше достижения им возраста 65 лет.

8. Предельный возраст пребывания на военной службе военнослужащего кадрового состава органов внешней разведки Российской Федерации устанавливается руководителем самостоятельного органа внешней разведки Российской Федерации либо руководителем федерального органа исполнительной власти, в структуру которого входит орган внешней разведки Российской Федерации, в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации, но не может быть менее предельного возраста, установленного комментируемым Федеральным законом (ст. 17 Федерального закона "О внешней разведке").

Указом Президента Российской Федерации "Вопросы прохождения военной службы" от 16 сентября 1999 г. N 1237 определено, что директору Службы внешней разведки Российской Федерации, руководителям федеральных органов исполнительной власти, в состав которых входят органы внешней разведки Российской Федерации, при установлении предельного возраста пребывания на военной службе военнослужащих кадрового состава этих органов следует руководствоваться Указом Президента Российской Федерации "О порядке установления предельного возраста пребывания на военной службе военнослужащих кадрового состава органов внешней разведки Российской Федерации" от 21 апреля 1996 г. N 574 (п. 2).

Указом Президента Российской Федерации от 21 апреля 1996 г. N 574 определено, что установление предельного возраста пребывания на военной службе военнослужащих кадрового состава органов внешней разведки Российской Федерации осуществляется путем продления срока их пребывания на военной службе.

К органам внешней разведки относятся не только Служба внешней разведки Российской Федерации, но и разведорганы, структурно входящие в то или иное министерство или ведомство (например, разведорганы Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации и др.).

9. Право принятия решения о продлении срока пребывания на военной службе военнослужащих кадрового состава органов внешней разведки Российской Федерации, достигших предельного возраста, установленного комментируемым Федеральным законом, предоставлено:

Министру обороны Российской Федерации;

Директору Службы внешней разведки Российской Федерации;

Директору Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

10. Продление срока пребывания на военной службе соответствующие должностные лица должны осуществлять с учетом квалификации, деловых и моральных качеств, состояния здоровья военнослужащего.

11. Решение о продлении срока пребывания на военной службе реализуется путем заключения с каждым из военнослужащих, достигших предельного срока пребывания на военной службе, контракта о прохождении военной службы сроком на один год, три года или пять лет в порядке, предусмотренном ведомственными нормативными правовыми актами.

12. Письмом Главного государственно-правового управления Президента Российской Федерации "По вопросу заключения контрактов о прохождении военной службы с военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе" от 18 марта 2003 г. N а6-1082 даны следующие разъяснения.

Порядок заключения нового контракта с военнослужащими, в том числе имеющими воинские звания высших офицеров, а также назначенными на воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе и изъявившими желание продолжать военную службу, определяется ст. 49 Федерального закона "О воинской службе и военной службе" и ст. 10 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации "Вопросы прохождения военной службы" от 16 сентября 1999 г. N 1237.

Решения о заключении контрактов с высшими офицерами, а также офицерами, назначенными на воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе, о сроке нового контракта или об отказе в заключении контракта принимаются Президентом Российской Федерации.

Указанные военнослужащие, достигшие (достигающие) предельного возраста пребывания на военной службе, для заключения нового контракта подают по команде рапорт с обращением к Президенту Российской Федерации о принятии решения заключить с ними контракт, не менее чем за шесть месяцев до истечения срока действующего контракта.

В случае принятия Президентом Российской Федерации решения о заключении контракта с данными военнослужащим и сроке его действия указанный контракт подписывает командир (начальник), которому предоставлено право подписания новых контрактов.

Согласно п. 1 ст. 38 указанного Федерального закона срок военной службы для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, определяется сроком, указанным в контракте о прохождении военной службы. В соответствии с п. 3 ст. 3 Положения о порядке прохождения военной службы срок военной службы истекает для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в соответствующие месяц и число последнего года срока контракта либо в соответствующее число последнего месяца срока контракта, если контракт был заключен на срок до одного года.

Исходя из данного требования п. 7 ст. 9 Положения о порядке прохождения военной службы определяется, что с военнослужащим, у которого заканчивается срок предыдущего контракта, новый контракт заключается в день, следующий за днем окончания срока предыдущего контракта.

Таким образом, по общему правилу рапорт и материалы о заключении нового контракта с военнослужащими должны поступить Президенту Российской Федерации с таким расчетом, чтобы заключение нового контракта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации было осуществлено соответствующим должностным лицом в день, следующий за днем окончания срока предыдущего контракта.

Однако в ряде случаев распоряжение Президента Российской Федерации о заключении контракта с военнослужащим, достигшим предельного возраста пребывания на военной службе, издается позднее окончания у этого военнослужащего срока предыдущего контракта. В этих случаях при заключении с военнослужащим нового контракта необходимо руководствоваться п. 4 ст. 32 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", в соответствии с которым контракт о прохождении военной службы прекращает свое действие со дня заключения военнослужащим иного контракта о прохождении военной службы, исключения военнослужащего из списков воинской части, а также в иных случаях, установленных федеральными законами.

Исходя из положений п. 4 ст. 32 , ст. 49 Федерального закона "О воинской обязанности военной службе" и ст. 10 Положения о порядке прохождения военной службы контракт с военнослужащим в данных случаях должен заключаться не со дня окончания срока предыдущего контракта, а со дня вступления в силу соответствующего распоряжения Президента Российской Федерации.

Ведомства, в которых предусмотрена военная служба, разработали законопроект об увеличении нижнего предела выслуги лет, дающего право на получение военной пенсии, с 20 до 25 лет. Соответствующая работа велась с марта по решению президента Владимира Путина. Авторы проекта считают, что это решение снимет нагрузку с бюджета в несколько сот миллиардов рублей ежегодно. Ряд экспертов говорят, что увеличение нижнего предела выслуги лет не будет способствовать привлекательности военной службы. Но снижение федеральных расходов на военные пенсии даст Белому дому большую свободу и в решении вопроса о досрочных пенсиях, и в повышении пенсионного возраста, передает Ъ http://kommersant.ru/doc/3325573.

О разработке законопроекта «О внесении изменений в закон РФ от 12 февраля 1993 года №4468–1 “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исправительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии, и их семей”» рассказал источник, близкий к руководству одного из силовых ведомств. Затем это подтвердил собеседник в Минобороны.

Так, по его словам, 22 мая начальник главного управления кадров Минобороны генерал Виктор Горемыкин доложил о подготовке документов замминистра обороны генералу Дмитрию Булгакову (письмо №173/2/15025). Эта работа проводилась в рамках выполнения решения Владимира Путина №Пр-497 от 17 марта, подтверждает высокопоставленный сотрудник администрации президента, к ней привлекались представители всех ведомств, связанных с несением военной службы. «Тема очень тонкая, предстоит еще ряд консультаций на уровне финансово-экономического и социального блоков правительства, а также всех заинтересованных сторон»,- говорит он. В опрошенных ведомствах от комментариев либо отказались, либо не отвечали на запросы. Связаться с пресс-секретарем президента Дмитрием Песковым не удалось. Пресс-секретарь премьера Наталья Тимакова от комментариев воздержалась.

Идея повышения нижнего предела выслуги лет обсуждается давно, но до окончательного решения дело ни разу не доходило. Еще в 2013 году военные предлагали аналогичный маневр, который предлагалось разбить на два этапа. До 1 января 2019 года всем военнослужащим, прослужившим более 20 лет, но не ушедшим на пенсию, планировалось выплачивать надбавку 25% от размера пенсии, которую они могли бы получать. А с 2019 года уже окончательно закрепить нижний предел выслуги лет в 25 лет. Однако расчеты показали, что федеральный бюджет не осилит всех дополнительных выплат, требуемых на переходный период. В 2015 году дискуссию возобновил министр финансов Антон Силуанов. «Военным, я считаю, также можно продлить стаж службы, позволяющий выходить на пенсию,- заявлял он “РИА Новости” .- Посмотрите, у нас 1 млн здоровых молодых мужчин работает охранниками, не говоря уже о значительной численности силовиков. У каждого шлагбаума стоит охранник и его сторожит. Нередко военные, отслужив 20 лет, становятся пенсионерами в 40 лет».

В финансово-экономическом блоке правительстве считали допустимым повысить дающий право на военную пенсию срок службы до 30 лет, но этот вариант был отвергнут. Напомним, что тогда же нестабильная экономическая ситуация поставила под вопрос индексацию довольствия военнослужащих, вследствие чего Минфин хотел отказаться от пересмотра в сторону увеличения размера выплат военным пенсионерам.

В ситуацию вмешался Владимир Путин, после чего министр обороны Сергей Шойгу и Антон Силуанов все вопросы урегулировали, изыскав дополнительные средства.

По сведениям “Ъ”, нынешняя версия законопроекта, предусматривает увеличение нижнего предела выслуги с 20 до 25 лет. Для этого потребуется внести поправки в две статьи: 13-ю (условия, определяющие право на пенсию за выслугу лет) и 14-ю (размеры пенсии). Предлагаемые сроки принятия поправок собеседники не называют, но отмечают, что логично это сделать уже после президентских выборов 2018 года.

Не раскрывают авторы проекта и схемы увеличения нижнего предела выслуги лет: пока неясно, будет ли введен переходный период и если будет, то во сколько он обойдется бюджету. Известно лишь, что нововведение не коснется тех, чье окончание контракта приходится на 20 лет выслуги. Всем остальным для получения военной пенсии придется отслужить на пять лет больше. Заведующий лабораторией военной экономики Института экономической политики имени Гайдара Василий Зацепин отмечает, что реализация проекта не повысит привлекательности военной службы и, скорее всего, количество желающих служить сократится.

Доктор экономических наук Сергей Смирнов отмечает, что инициатива лежит в русле политики оптимизации бюджетных расходов. «Увеличение нижнего предела выслуги лет, дающего право на получение военной пенсии,- один из элементов новой системы»,- говорит эксперт, напоминая, что недавно подобные изменения коснулись госчиновников. Эту версию подтверждает и высокопоставленный сотрудник аппарата правительства: «Начали с госслужащих, а военнослужащие стали естественным продолжением нашей последовательной работы». Источники в финансово-экономическом блоке правительства утверждают, что риски негативной реакции военнослужащих существуют и они весьма велики, но на финальной стадии такое изменение в законе позволит выйти на экономию несколько сотен миллиардов рублей в год, достаточно сильно разгрузив бюджет. «Этот узел надо как-то развязывать»,- говорит один из собеседников.

Напрямую принятое, как выясняется, еще в марте 2017 года и ранее не афишировавшееся решение Владимира Путина, которое можно считать «повышением пенсионного возраста для военных пенсионеров», не связано с дискуссией об общем повышении пенсионного возраста. Во власти существует две принципиальные позиции в этом вопросе. Первая (представленная, в частности, в разработках Центра стратегических разработок под руководством Алексея Кудрина) заключается в том, что пенсионный возраст повышать необходимо. Вторая (ассоциирующаяся с позицией Минтруда и в целом социального блока Белого дома) - реформа системы досрочных пенсий, на которые имеют право до трети населения РФ, позволит или отменить общее повышение пенсионного возраста, или отсрочить принятие решения, или сделать график повышения пенсионного возраста более плавным.

Цена вопроса в случае с досрочными пенсиями составляет около 350–400 млрд руб. в год и сравнима по порядку величины с предстоящей экономией на выплатах военным пенсионерам - эти выплаты осуществляются из федерального бюджета, как и трансферт Пенсионному фонду на покрытие дефицита. На решении уменьшить расходы на военные пенсии настаивал Минфин, позиция которого по «гражданскому» пенсионному возрасту довольно жестка: глава ведомства Антон Силуанов неоднократно заявлял о неотложной необходимости возраст повысить. Но снижение федеральных расходов на военные пенсии, к Пенсионному фонду отношения не имеющие, при этом дают Белому дому большую свободу как в решении вопроса о досрочных пенсиях, так и в повышении пенсионного возраста.

Большинство граждан хотели бы выйти на пенсию в возрасте 56,8 года, следует из опроса ВЦИОМа (последний проводился в январе 2015 года). Отметим, это близко к реальному среднему сроку выхода в РФ на пенсию - досрочную или в установленный законом срок. Средний возраст, в котором трудящиеся хотели бы уйти на отдых, разнится, меньше всего он среди опрошенных 18–24 лет (55,8 года), а больше всего - среди 35–44-летних респондентов (58,8 года). О поддержке пенсионного возраста в связи с «увеличением продолжительности жизни» говорят 7% респондентов, 8% «скорее поддерживают» инициативу. 62% не поддерживают повышение пенсионного возраста, а 16% «скорее не поддерживают», следует из того же опроса ВЦИОМа. Выше всего уровень поддержки среди респондентов 18–24 лет и 25–34 лет.

Глава Центра комплексных социальных исследований Института социологии РАН Владимир Петухов считает, что «чиновники с удовольствием выскажутся за повышение пенсионного возраста, в частности руководящие кадры, которые сидят в теплом кабинете». «Думаю, это частично распространяется на военных»,- говорит он. Господин Петухов предполагает, что поддержать инициативу могут также военные без «гражданской» профессии, которая обеспечит работой в случае раннего выхода на пенсию.

Профессия военнослужащего на сегодняшний день является достаточно популярной среди граждан России, так как предусматривает ряд преимуществ.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Действующее законодательство достаточно строго регулирует обязанности людей, которые устроились на службу в вооруженные силы, и, в частности, определяет предельно допустимый возраст, в котором человек может занимать те или иные должности.

По этой причине многие интересуются тем, какой сейчас установлен предельный возраст пребывания на военной службе.

Важные моменты

От того, насколько человек долго служит в вооруженных силах, будет непосредственно зависеть перечень предоставленных ему преимуществ:

  • в соответствии с в дальнейшем определяется сумма заработной платы гражданина, то есть чем дольше он посвящает себя защите родины, тем более высокой будет его оплата труда;
  • определенные звания могут быть получены только после того, как человек достигнет соответствующего возраста;
  • если человек преимущественное большинство своих лет отдал службе в армии, он получает хорошую пенсию.

Все вопросы, затрагивающие возрастные ограничения, установленные для военнослужащих, прописаны в статье 49 Федерального закона №53. В частности, там говорится о том, когда именно военнослужащий имеет право уйти на заслуженный отдых и начать получать от государства положенные ему пенсионные выплаты.

Такие ограничения распространяются не только на рядовой состав армии, но также и на руководителей, которые занимаются научной или политической работой. Более того, в соответствии с действующим законодательством при достижении определенного возраста человек обязан уйти на пенсию, то есть его руководство не может принять никакого другого решения, помимо увольнения.

Закон, в соответствии с которым регулируется воинская обязанность и порядок несения службы родине, принимался одновременно с воинским законодательством, и, в частности, было определено, что временные рамки представляют собой один из наиболее важных факторов в процессе формирования армейского состава.

Не секрет, что военные всегда должны иметь хорошую физическую подготовку и отличаться крепким здоровьем, однако на практике с течением возраста все эти качества существенно ухудшаются, из-за чего нормальное исполнение обязанностей становится в принципе невозможным.

Многие преклонные контрактники заслуживают звание полковника или даже генерала, занимая различные руководящие должности, предусматривающие большую ответственности, в связи с чем просто нельзя допускать, чтобы такая большая ответственность лежала на сотруднике, не имеющем возможность исполнять их по причине неудовлетворительного состояния здоровья. Именно для того, чтобы регулировать переход людей на пенсию, было принято решение о введении нового закона, утверждающего предельный возраст, в котором человек может находиться на военной службе.

Что говорит закон

Как говорилось выше, предельно допустимый возраст, в котором человек может находиться на воинской службе, прописан в статье 49 Федерального закона №53, который был принят 28 марта 1998 года.

Помимо этого, различные правовые нормы, устанавливающие ограничения на пребывание в составе вооруженных сил различных граждан, присутствуют также в Положении №1237, принятом 16 сентября 1999 года, которым регулируется порядок прохождения воинской службы.

Данное положение, помимо всего прочего, координирует различные вопросы, связанные с оформлением контрактов с гражданами, желающими стать военнослужащими, и, в частности, там указываются различные нюансы подписания таких соглашений с теми лицами, чей возраст близок к предельному.

Последние изменения

До того, как были внесены последние корректировки в действующее законодательство, военнослужащие покидали свои должности на пять лет раньше, то есть самые высокие чины должны были увольняться уже по достижению возраста 60 лет.

Внесенные корректировки затронули не всех военнослужащих, и, к примеру, лица, исполняющие свои обязанности в СВР или ФСБ, должны покинуть пост в 45 лет.

Однако данное правило действует на протяжении довольно продолжительного промежутка времени, в связи с чем уже сейчас обсуждается возможное поднятие этой планки до 50 лет. Во всех остальных случаях предельно допустимый возраст пребывания на воинской службе не перетерпел никаких изменений.

На практике изменения, внесенные в закон, регулирующий воинское исполнение обязанностей этих лиц, основываются на недостаточно точных представлениях воинской службы.

Ранее средние параметры у мужчин были существенно меньше по сравнению с теми, что присутствуют на сегодняшний день, что было достигнуто благодаря развитию медицины, в связи с чем вряд ли можно говорить о том, что командующий после достижения возраста в 50 лет уже не сможет качественно выполнять взятые на себя обязательства.

В данном случае принимается во внимание также тот факт, что пожилые военные отличаются богатым опытом и огромным багажом знаний, связанных с грамотной организацией воинской службы. Опытные сотрудники корректно исполняют свои обязанности, а также могут качественно подготовить новое поколение, которое будет потом защищать родину.

Причины ограничения

Ключевая причина, по которой было принято решение о введении возрастных ограничений, заключается именно в физиологических особенностях человека.

Конечно, хорошая теоретическая подготовка, широкий опыт, а также доскональное знание тактики ведения боевых действий являются несомненными преимуществами для любого военнослужащего, однако с наступлением преклонного возраста у человека сохраняется все меньше сил и энергии, а для военного достаточная физическая подготовка является обязательной.

Если бы этот закон не был введен, военнослужащие могли бы долго не уходить на пенсию, что обернулось бы целым рядом серьезных проблем.

Предельный возраст

В соответствии с действующим законодательством возраст, до которого гражданин может занимать свою должность в вооруженных силах, непосредственно зависит от его чина.

В 2014 году предельно допустимый возраст, до которого человек мог исполнять воинские обязанности, был увеличен на пять лет для всего кадрового состава, причем затронуло это не только флот и армию, но также служащих, которые работают в других силовых ведомствах или находятся в запасе.

Таким образом, теперь предельно допустимый возраст исполнения воинской службы выглядит следующим образом:

Учитывая, что на практике в преимущественном большинстве случаев военнослужащие не сильно торопятся с тем, чтобы уйти в отставку, и вместо этого предпочитают просто увеличивать собственный срок службы, лица, занимающие одну из должностей в высшем офицерском составе, находятся на данный момент в самом лучшем положении. В то же время определенные проблемы, несомненно, затронут представителей нижних офицерских чинов, солдат и сержантов, так как они должны лишиться своих погон уже после того, как им исполнится 50 лет.

Офицеры, которые не захотят продолжать свою военную карьеру и решат свернуть с этого пути еще до того, как достигнут предельно допустимого возраста для службы, никоим образом не почувствуют указанных выше изменений в действующем законодательстве, так как на сегодняшний день точно так же, как и раньше, можно будет уволиться на пенсию до указанного возраста, если на то есть уважительные причины.

Рост предельно допустимого возраста затронул также граждан, которые находятся в запасе. Теперь при возникновении такой необходимости прапорщики и рядовые могут быть призваны обратно для прохождения воинской службы до того момента, как им исполнится 35, 45 или 50 лет в зависимости от того, какую они имеют воинскую специальность. В то же время низшие офицеры запаса могут быть призваны до 50, 55 и 60 лет.

Резервные подполковники, майоры, а также капитаны 2 или 3 рангов могут призываться до 55, 60 и 65 лет в зависимости от того, какой у них имеется разряд. Полковников и капитанов 1 ранга призывают до 60 и 65 лет, в то время как высшие офицеры могут служить до 65 и 70 лет.

Будет ли увеличение

В процессе проведения прямой линии в 2017 году президенту задавали вопрос о том, планируется ли увеличение предельного возраста воинской службы. Глава государства уточнил, что в ближайшем времени можно вынести положительное решение в отношении офицерского состава, но при этом для начала следует принять во внимание все преимущества и недостатки такого решения.

Также Путин подчеркнул, что вне зависимости от обстоятельств никто не будет пересматривать срок службы граждан, которые пришли в вооруженные или по призыву, но вот в отношении офицеров нужно будет рассматривать возможные решения, так как преимущественное их большинство желает оставаться на службе больше положенного срока.

Произошли ли какие-то организационные выводы в Министерстве обороны — на данный момент ничего неизвестно, то есть вполне возможно, что в дальнейшем в принципе не будет никаких действий в этом направлении.

Особенности для женщин

Представительницам слабого поля на сегодняшний день дается возможность составить серьезную конкуренцию мужчинам практически в любых военных специальностях. С точки зрения действующего законодательства, каждая женщина представляет собой полноценный субъект военного дела, в связи с чем им предоставляются такие же права, как и контрактникам-мужчинам.

Единственным исключением в данном случае являются какие-либо семейные обстоятельства, связанные с рождением или воспитанием ребенка, а также выполнением работ в условиях повышенного риска или тяжелых физических нагрузок.

Также на практике, несмотря на заявленное отсутствие какой-либо дискриминации по половым признакам, действующим законодательством предусматривается еще одно достаточно существенное различие – предельно допустимый возраст, в котором женщины могут выполнять воинские обязанности.

В статье 49.2 Федерального закона, которым регулируется военная служба, говорится о том, что представительницы слабого пола могут служить до 45 лет, в то время как новая правка не включает в себя каких-либо норм об увеличении возрастных ограничений, в связи с чем прежний закон продолжает быть без изменений.

Что делать при достижении

Как говорилось выше, если человек достиг предельно допустимого возраста, предусмотренного для выполнения воинских обязанностей, это еще не говорит о том, что его в обязательном порядке должны увольнять с занимаемой должности. Если он заявляет, что готов служить дальше, с ним могут повторно оформить контракт.

В указанном законе не говорится об обязательной необходимости полного увольнения гражданина после того, как он достигнет требуемого возраста. В том случае, если человек готов дальше нести свои служебные обязанности, руководитель имеет право переоформить с ним контракт на срок от одного до десяти лет.

В данном случае резолюция об оформлении нового контракта, а также сроке его действия должна оформляться следующими лицами:

  • верховный главнокомандующий (президент), если речь идет о продлении контракта для высшего офицерского состава и лиц, которые приравнены к ним;
  • руководящий состав федерального органа исполнительной власти той области, в которой военнослужащий будет исполнять свои обязанности, если речь идет о капитанах 1 ранга, полковниках или тех должностях, которые приравнены по своим правам к указанным званиям;
  • должностные лица, имеющие соответствующие полномочия для назначения военнослужащих на их должности, если человек имел звание капитана 2 ранга, подполковника или ниже.

Для принятия положительной резолюции с целью оформления обновленного контракта недостаточно просто желания самого военнослужащего о дальнейшем выполнении своих обязанностей.

В данном случае уполномоченные лица должны принимать не только практические качества этого сотрудника, но и его состояние здоровья, в связи с чем может быть принято решение об отправке человека на прохождение дополнительной аттестации военно-врачебной комиссией.

Мнение врачей об этом человеке в конечном итоге должно стать основанием для уполномоченного лица, ответственного за принятие решения, для подписания контракта не менее, чем за четыре месяца до конца установленного срока службы заинтересованного гражданина.

Размеры пенсий

Если военнослужащий находился на занимаемой им должности более 20 лет, положенные ему пенсионные выплаты будут соответствовать половине того дохода, который он имел во время службы. Это распространяется также на тех граждан, которые имеют общий стаж более 25 лет, если более половины от этого срока они прослужили в МВД или в военной сфере.

Если срок службы человека составляет более двадцати лет, то в таком случае за каждый последующий год будет начисляться еще дополнительно по 3% от указанной суммы. Если же стаж смешанный — только по 1%.

Сами же пенсионные выплаты будут включать в себя несколько элементов, таких как:

  • должностной оклад;
  • оклад, назначенный по званию;
  • прибавки, начисленные за выслугу лет;
  • индексационные выплаты;
  • компенсации.

Денежное довольствие не предусматривает включение надбавок, положенных за прохождение службы в каких-либо отдаленных территориях, высокогорных местностях или же особых условиях. Действующее законодательство устанавливает, что данная сумма не может составлять менее, чем 100% от основной части пенсии, положенной по достижению соответствующего возраста.

Базовые показатели устанавливаются определенными нормативными актами и указаниями Правительства. Даже в том случае, если была полностью отработана выслуга лет, военнослужащий имеет право на то, чтобы получать пенсию по старости.

Военносужащие имеют право на то, чтобы получать пенсию по старости и по выслуге лет. Уполномоченные сотрудники Пенсионного фонда в процессе проведения расчетов суммы пособия, Положенного по достижению требуемого возраста, не принимают во внимание то время работы, которое человек провел на воинской службе.

Если же она проходила в особых условиях, будет использоваться льготный вариант начисления пенсионных выплат, и, к примеру, если человек принимал непосредственное участие в боевых действиях, каждый месяц ему будет рассчитан за три. Это относится и к службе на Северном Кавказе.

Действующее законодательство предусматривает еще ряд других ситуаций, при которых начисление пенсии осуществляется по особым правилам. Льготы присутствуют у всех граждан, которые выполняли свои служебные обязанности в условиях неблагоприятного климата (например, на Крайнем Севере), в связи с чем каждый военнослужащий имеет зачастую уникальный размер пенсии, отличающийся от других.

Предельный срок выхода на пенсию для военнослужащих увеличен на пять лет . Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон от 2 апреля 2014 года № 64-ФЗ (далее – Закон № 64-ФЗ). Документ вступит в силу через 180 дней после официального опубликования .

Согласно Закону № 64-ФЗ, предельный возраст пребывания на военной службе для маршалов, генералов армии, адмиралов флота, генерал-полковников и адмиралов увеличен с 60 до 65 лет . Для генерал-лейтенантов, вице-адмиралов, генерал-майоров и контр-адмиралов – с 55 до 60 лет . Для полковников и капитанов 1 ранга – с 50 до 55 лет . Для остальных военнослужащих – с 45 до 50 лет . Нововведение касается только мужчин . Женщины любых званий, как и прежде, смогут оставаться на службе лишь до 45 лет.

В индивидуальном порядке срок службы для маршалов, генералов армии, адмиралов флота, генерал-полковников и адмиралов может быть продлен до 70 лет , а для военнослужащих других званий – до 65 лет . Ранее предельный срок продления службы составлял 65 лет для всех военнослужащих. Согласно Положению о порядке прохождения военной службы, утвержденному , при отсрочке ухода на пенсию учитывается состояние здоровья военнослужащего и его деловые качества .