Виды семьи по количеству детей. Основания классификации семей. По особым условиям семейной жизни

Классификация семьи.

Вопрос о классификации, типологии семей, с одной стороны, очень важен, потому что наличие такой классификации даёт возможность человеку легче находить себе подобных в бесчисленном множестве семей, чтобы заимствовать опыт организации жизни, по аналогии с ними наиболее удачно решать свои проблемы. Но с другой стороны он очень сложен. До сих пор не существует даже более или менее общепризнанной типологии личности, а семья ведь является образованием ещё более сложным. Поэтому о строгой типологии семьи пока ещё не может быть и речи, но первые попытки классификации семьи уже предпринимаются. В частности, семьи различают по таким параметрам: http://bauly.online/ брендовая челночная сумка.

1.По семейному стажу супругов.

Здесь выделяют семьи:

· семья молодоженов. Это только что рождённая семья, семья в медовый период, который длится у разных людей разное время. Типичным состоянием для такой семьи является состояние эйфории: у них ещё не развеялись радужные мечты, надежды, планы, нередко оторванные от реальности. У них ещё всё впереди, им всё понятно, в жизни для них всё просто. И они ещё уверены, что вдвоём могут горы свернуть.

· молодая семья – следующая стадия(у одних через полгода-год, а у других гораздо раньше, если медовый период сокращается). Это семья, столкнувшаяся с первыми, для них неожиданными препятствиями. Здесь супруги вдруг на собственном опыте открывают, что одной любви маловато. Появляются первые размолвки, стремление изменить, переделать его.

· семья, ждущая ребёнка. На эту ступень поднимается молодая семья, ожидающая первенца. В это время заметно меняется супруга, неузнаваемым становится отец. Заботливость молодого мужа по отношению к жене не знает границ.

· семья среднего супружеского возраста(от трёх до десяти лет совместного проживания).Это наиболее опасный период её жизни. Потому что именно в эти годы появляются скука, однообразие, стереотипность во взаимоотношениях супругов, разгораются конфликты и на обозначенный период приходится боль-шинство разводов.

· семья старшего супружеского возраста(10-20 лет). Морально-психологическое благополучие супругов на этом этапе во многом зависит от богатства их личностей, взаимной уступчивости.

пожилые супружеские пары. Эта разновидность семей возникает после вступления в брак их детей, появление внуков.

2.По количеству детей

выделяют такие разновидности семей:

· бездетные(инфертильные) семьи, где в течение 10 лет совместного проживания не появился ребёнок. Каждая третья семья из этой группы распадается по инициативе мужчин.

· однодетная семья. Таких семей в городах 53,6%, а в селе – 38-41,1%. Из этих семей распадается примерно каждая вторая. Но если такая семья сохраняется, то педагогические возможности её, условия роста, развития ребёнка недостаточно благоприятны. Многие социологи отмечают у этих людей безответственность, отсутствие трудолюбия и эгоцентризм.

· малодетная семья(семья с двумя детьми). Стабильность семьи с рождением второго ребёнка возрастает, по наблюдениям социологов в 3 раза.

· многодетная семья – такою нынче считается семья, в которой трое и более детей. В этом типе семей разводы крайне редки, и если иногда случаются, то из-за экономической или нравственно-психологической несостоятельности мужа.

Введение 3-5

ГЛАВА 1. Семья как малая социальная группа и социальный институт 6-32

1.1. Типы и виды семей 6-9

1.2.Структура отношений в семье 10-19

1.3 Влияние семьи на причины девиации подростков 20-25
1.4. Понятие, виды неблагополучных семей в современном обществе 26-32
ГЛАВА 2. Отклоняющееся поведение как психолого-педагогическая проблема 33-52

2.1. Отклоняющееся (девиантное) поведение подростков…………33-38
2.2. Типичные отклонения в поведении подростков………39-41
2.3. Отклоняющееся поведение как психолого-педагогическая проблема 42-46
2.4. Влияние неблагополучной семьи на отклоняющее поведение подростка 46-52
ГЛАВА 3. Выявление влияния семьи на отклоняющее поведение подростка 53-56

3.1. Методы диагностики отклоняющего поведения подростка 53-54

3.2. Анализ и интерпретация результатов 55-56
Заключение 57-59

Список используемой литературы 60-61

Приложения 62-69

ВВЕДЕНИЕ

Деформация личности под влиянием семьи, ее психологической неустойчивости начинается с раннего детства. Именно на этой стадии под влиянием неблагоприятных, иногда случайных, подчас кажущихся малозначительными факторов возникают вредные для дальнейшего развития ценностные установки. В отличие от общественного семейное воспитание основано на чувствах любви, взаимного уважения. Именно они определяют нравственную атмосферу семьи, взаимоотношения ее членов, сопровождая человека с рождения и до взрослости. Так должно быть. Но, увы, бывают досадные исключения. Если в семье нет гармонии чувств, если не создана нравственная атмосфера, если взрослые подвержены низменным человеческим страстям, то развитие личности осложняется, семейное воспитание из безусловно положительного становится отрицательным фактором формирования личности. Разрабатывая стратегию социального вмешательства в кризисную ситуацию, полезно иметь в виду, что причиной аномального родительского поведения является комплекс социальных, психологических и патологических факторов. Но каковы бы ни были причины несостоятельности родителей, отрыв ребенка от семьи - тяжелая дополнительная травма как для него, так и для его родителей.
К наиболее острым проблемам современной семьи относятся: изменение типа взаимоотношений взрослых и детей - они чаще всего формальны, трудности молодой семьи, возросшая тревога родителей за своих детей, за их здоровье, учёбу, будущее. Многие взрослые не могут научить детей жить в обществе: они сами дезориентированы. На фоне семейных конфликтов очень часты скандалы, разводы. Ученые, исследующие феномен семьи, характеризуют ситуацию как кризисную. Следует признать, что признаки кризиса действительно налицо. Насчет же с точки зрения работы с семьей, влияния семейных отношений в различных типах неблагополучных семей на воспитание детей, интересуют следствия этого кризисного состояния, к которым с полным основанием отнесем следующие проявления:



Ø усиливающееся расслоение общества как результат перехода к рыночным отношениям, резкое снижение уровня жизни малообеспеченных семей;

Ø развитие теневых, рыночных отношений среди подростков и юношества, появление подросткового и юношеского рэкета, рост имущественных преступлений;

Ø расширение безнадзорности и появление беспризорности как социального явления;

Ø рост подростковой преступности, вовлечение детей и подростков во взрослые преступные группировки;

Ø приобщение молодежи к наркотикам и токсикомании;

Ø распространение подростковой и юношеской проституции;

Ø рост подросткового и юношеского суицида;

Думается, это далеко не полный перечень тревожных обстоятельств, делающих проблему социально-педагогической помощи семье весьма актуальной. В настоящее время семья переживает период серьезных изменений. Данной проблемой занимаются многие ученые как В.В. Бодров, В.Е. Каган, Н.И. Козлов Г.И. Крайнев, М.С. Мацковского, Г.М. Миньковского, A.M. Полеева, Ю.П. Прокопенко, М.И. Рахмановой, М.Я. Устиновой, Л.В. Чуйко, Б.Ю. Шапиро, З.А. Янковой и др.

Роль семейного неблагополучия, на наш взгляд вызывает наибольший интерес. Вышесказанное и определило актуальность данного исследования «Влияние неблагополучной семьи на отклоняющиеся поведение подростков».



Цель исследования : изучить влияние неблагополучной семьи на отклоняющиеся поведение подростков.

В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:

Ø проанализировать научную литературу по теме исследования;

Ø подобрать и реализовать методы исследования влияния неблагополучной семьи на отклоняющее поведение подростка;

Объект исследования: неблагополучные семьи и подростки с отклоняющим поведением

Предмет исследования: причины влияния отношений в неблагополучной семье на отклоняющее поведение подростков.

Гипотеза работы: если установлены неблагоприятные отношения в семье между родителями и детьми, то это влечет за собой отклоняющее поведение подростка.

Методы исследования:

Ø теоретические: сравнительно-сопоставительный анализ литературы;

Ø эмпирические: опросник, тестирование, наблюдение, беседа.

ГЛАВА 1. Семья как малая социальная группа и социальный институт.

Типы и виды семей.

Семья - это основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Первоначальную основу семейных отношений составляет брак. Брак - это исторически изменяющаяся социальная форма отношении между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские. родительские и другие родственные права и обязанности.

В психологии семья рассматривается одновременно и как малая
социальная группа и важный социальный институт. Как социальный институт семья проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в жизненный цикл семьи. Исследователи семьи обычно выделяют следующие фазы этого цикла:

вступление в первый брак - образование семьи;
начало деторождения - рождение первого ребенка;

окончание деторождения - рождение последнего ребенка;

«пустое гнездо» - вступление в брак и выделение из родительской семьи последнего ребенка;

прекращение существования семьи - смерть одного из супругов.
На каждом из этапов семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками. Под структурой семьи понимают не только ее количественную полноту, но и совокупность духовных, нравственно-психологических отношений между ее членами, в том числе отношения власти и авторитета. Со структурой семьи тесно связан порядок и уклад ее жизни, обычаи и традиции, взаимодействия с другими семьями и обществом в целом.

Совокупность всех функций, которые выполняет современная семья, можно свести к следующим:

Ø репродуктивная (детородная) - воспроизводство потомства - главная функция семьи;

Ø воспитательная - первичная социализация детей, их воспитание, поддержание воспроизводства культурных ценностей;

хозяйственно-бытовая - ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и престарелыми членами семьи;

Ø экономическая - материальная поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи;

Ø функция первичного социального контроля - регламентация моральной ответственности в отношениях между членам и семьи:

Ø духовно-нравственная - развитие личности каждого члена семьи;

Ø социально-статусная - предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

Ø досуговая - организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;

Ø эмоциональная - оказание психологической поддержки членам семьи.

Ø В социологии приняты такие общие принципы выделения типов семейной организации.

Ø В зависимости от формы брака выделяют моногамную и полигамную семью:

Ø моногамия - брак одного мужчины с одной женщиной в одно время:

Ø полигамия - брак, предполагающий наличие нескольких партнеров в супружестве. Известны три формы полигамного брака:

Ø групповой брак, когда несколько мужчин и несколько женщин одновременно находятся в супружеских отношениях (сегодня данная форма сохранилась только на Маркизских островах):

Ø полиандрия (многомужество) - редко встречающаяся форма, имеет место в Южных штатах Индии, на Тибете;

Ø полигиния (многоженство) - самая распространенная среди всех форм полигамного брака, существует в мусульманских странах.

Виды семей в зависимости от структуры родственных связей:

Ø нуклеарная (простая), состоящая из родителей и их несовершеннолетних детей;

Ø расширенная (сложная), представленная двумя и более поколениями семей.

Ø Виды семей в зависимости от способов выбора семейного партнера:

Ø эндогамные, предполагающие заключение брака между представителями одной и той же группы (клана, племени т.д.);

Ø экзогамные, где брак внутри определенной узкой группы людей (например, между близкими родственниками, членами одного племени и т.д.) запрещается.

Виды семей в зависимости от местожительства супругов:

Ø патрилокальные - молодые живут в семье мужа;

Ø матрилокальные - в семье родителей жены;

Ø неолокальные - поселяются отдельно от родителей.

Ø Типы семей в зависимости от критерия семейной власти:

Ø матриархат - власть в семье принадлежит женщине;

Ø патриархат - во главе стоит мужчина;

Ø эгалитарная, или демократическая, семья, в которой соблюдается статусное равенство супругов (является наиболее распространенной в настоящее время).

В современном обществе наблюдаются процессы трансформации семьи как социального института, изменение некоторых ее функций, перераспределения семейных ролей. Семья утрачивает ведущие позиции в социализации индивидов, организации досуга и других важнейших функций. Вместе с тем в обществе появляются альтернативные формы брака, под которыми понимают системы брачных отношений, не получивших официального признания государства (и церкви), но допускаемые общественным мнением той или иной социальной среды.

К их числу в современных развитых странах относятся:

Ø Годвин-брак («визитный брак», «гостевой брак») - это раздельное проживание супругов, отсутствие общего хозяйства и быта. Вне- семейная форма моногамного брака впервые была описана в XVIII в. У. Годвином. В последнее десятилетие данная форма брака становится популярной в России, главным образом среди звезд эстрады и очень занятых деловых людей с разными интересами;

Ø Конкубинат - стабильная связь женатого мужчины и формально незамужней женщины-конкубины, имеющей от него признаваемых им детей и материальную поддержку. В настоящее время в Западной Европе из-за растущей феминизации полового состава общества имеет несомненную тенденцию к росту. Вариант полигинии;

Ø Открытый брак - признание права супругов на независимый образ жизни, включая внебрачный секс;

Ø Пробный брак - временное проживании партнеров. Когда же они решают иметь детей, то оформляется законный брак. По определению Маргарет Мид. - это «двухшаговый брак».

Альтернативные формы брака в действительности представляют собой именно формы, вариации рассмотренных выше традиционных типов брака. Возникают они благодаря или скорее вопреки брачным интересам каких-то специфических групп населения. Поэтому дальнейшее существование этих форм будет определяться устойчивостью и жизнеспособностью самих этих групп.
Следует признать, что отмеченные тенденции разделения институтов брака и семьи, давно характерные для Запада, получают распространение и в современном российском обществе.

1.2.Структура отношений в семье.

Важнейшей характеристикой семьи является структура отношений. По мнению М. Арутюнян, существует 3 варианта семьи: традиционная, детоцентрическая и супружеская.
В традиционной семье воспитывается уважение к авторитету старших; педагогическое воздействие осуществляется сверху вниз.
Основным требованием является подчинение. Дети из этих семей легко усваивают традиционные нормы, но испытывают трудности в формировании собственных семей. Они не инициативны, не гибки в общении, действуют исходя из представления о должном. В детоцентрической семье главной задачей родителей считается обеспечение "счастья ребенка". Семья существует только для ребенка. Воздействие осуществляется, как правило, снизу вверх. У ребенка формируется высокая самооценка собственной значимости, но возрастает вероятность конфликта с социальным окружением за пределами семьи. Поэтому ребенок из такой семьи может оценивать мир как враждебный. Очень высоко оценивается супружеская семья. Цель в этой семье – взаимодоверие, принятие, автономность членов. Воспитательное воздействие "горизонтальное", диалог равных: родителей и ребенка. В семейной жизни всегда учитываются взаимные интересы, причем, чем старше ребенок, тем больше его интересы учитываются. Итогом такого воспитания является усвоение ребенком демократических ценностей, гармонизация его представлений о правах и обязанностях, свободе и ответственности, развитие активности, самостоятельности, доброжелательности, уверенности в себе. Вместе с тем, у этих детей может отсутствовать подчинения социальным требованиям. Они плохо адаптируются в среде, построенной по "вертикальному" принципу.
По мнению Л. Б. Шнейдера, семья, по типу отношений, бывает идеальной и конфликтной, благополучной и неблагополучной (проблемная).
В идеальной семье ее члены пространственно очень близки друг к другу, дистанция не дифференцирована, слабо выделяются детская и супружеская субсистемы.
В конфликтной семье дети "замкнуты", "боятся что-либо рассказать", "брошены на произвол судьбы" и в то же время "не имеют самостоятельности", отличаются плохим поведением, испорченными отношениями с друзьями и окружающими. Этот ребенок является весьма реалистичным, распространенным и легко узнаваемым. Также семья бывает благоприятной и неблагоприятной, т. е. проблемной.
По мнению В. Сатир, атмосфера проблемной семьи чувствуется очень быстро. Она характеризуется неудобством, дискомфортом и холодностью: члены семьи чрезвычайно вежливы друг с другом, и каждому очень тоскливо. Их лица мрачные, угрюмые или печальные.
В благоприятных семьях царит совсем другая атмосфера. Там ощущается естественность, честность и любовь. Люди в таких семьях выражают свою любовь и уважение друг к другу.
К. Роджерс выделил такие положительные характеристики благополучных семей, как: преданность и сотрудничество; общение; гибкость отношений; самостоятельность.
Э. Г. Эйдемиллер подчеркивает значение «доминантности - подчинения» и вместе с тем очень много внимания уделяет тесноте эмоциональной связи членов семьи.
Маргарет Мид ставит во главе характеристики межличностных отношений понятие «ответственности», как основное отношение, характеризующее семью и ее членов. Три этих параметра, описывающие отношения в первичной простой семье (триада «ребенок, отец, мать»), считаются основными.
Рассмотрев подходы существования различных видов семей, мы сталкиваемся с проблемой семейных отношений между членами семьи. Межличностные отношения в семье – это субъективно переживаемые взаимосвязи между членами семьи, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний членов семьи в совместной жизни. А. З. Рахимов считает, что возникновение межличностных отношений в семье обусловлено фактом непосредственного взаимодействия супругов в процессе совместной жизни. Супруги относятся друг к другу не только как носители определенных семейных функций, ролей и ценностей. Они воспринимают друг друга так же и со стороны чисто человеческих качеств. В. Соловьев выделяет семь видов семейных отношений: Социально-биологические отношения (численность семьи, рождаемость, пол), хозяйственно-экономические (ведение домашнего хозяйства, семейного бюджета). Это два основных вида семейных отношений. Другие виды лишь дополняют их.
Так, юридические отношения характеризуют правовое регулирование брака и развода, личных и имущественных прав и обязанностей супругов. Нравственные отношения охватывают вопросы семейных чувств, прежде всего любви и долга и нравственных ценностей семьи, создавая в тоже время фундаментальную основу развития ребенка как человека. Психологические отношения представляют собой сферу взаимодействия психического склада членов семьи и реализуют моменты их совместимости, психологического климата в семье. Педагогические отношения прямо касаются вопросов семейной педагогики и реализации воспитательных функций семьи. Эстетические отношения определяют эстетику поведения, речи, одежды, образуя основу культурной преемственности семьи. Характер семейных отношений определяет успешность выполнения семьей важнейших ее функций и ее благополучия. В. Сатир считает, что по мере роста каждого члена семейного коллектива семья сталкивается с определенного рода межличностными отношениями между членами семьи, где ребенок строит свое поведение, основываясь на субъективной подсознательной оценке происходящего вокруг. По мнению Ботович Г. И., в большинстве случаев оно соответствует системе сложившихся межличностных отношений в семье. Иногда дети из-за своеобразного и неполного понимания окружающего мира выбирают такие формы собственного поведения и воздействия на родителей, которые плохо влияют не только на их собственное развитие, но и на взаимоотношения в семье.
С. В. Ковалев в своей работе «Психология современной семьи» выделяет следующие виды отношений между членами семьи:
1. Сотрудничество – идеальный случай взаимоотношений, предполагающий взаимопонимание и взаимоподдержку.
2. Паритет – ровные, “союзнические” отношения, основанные на взаимной выгоде членов семьи.
3. Соревнование – желание добиться большего и лучшего в благожелательном соперничестве.
4. Конкуренция – стремление главенствовать над другими, подавлять их в каких-либо сферах.
5. Антагонизм – резкие противоречия между членами группы, при которых их объединение носит явно вынужденный характер.
В. Сатир вылила три правила эффективной коммуникации:
члены семьи говорят о своих мыслях и чувствах от первого лица.
каждому члену семьи предлагается передавать свои чувства.
каждый член семьи должен ориентироваться на уровень понимания, т. е. содержание высказывания должно подтверждаться соответствующим тоном голоса, выражением лица, жестами).
Она отмечает также, что достаточно точно можно охарактеризовать любую семейную систему, используя для этого четыре предложенные ее параметра: самооценка участников семейного процесса;
коммуникация;
семейная система (свод норм);
социальные связи (взаимодействие с внешним миром).
В зависимости от сочетания особенностей каждого параметра семья может быть охарактеризована как благополучная или неблагополучная.

Таблица № 1

Фактор Благополучная семья Неблагополучная семья
1. Самооценка Высокая самооценка у всех членов семьи. Низкая самооценка
2. Коммуникация Честная, открытая, ясная, адекватная, прямая Нечестная, запутанная, неопределенная, неадекватная
3. Семейная система Правила гибкие, меняющиеся при необходимости. Полная свобода любых обсуждений, допускается автономность Правила скрытые, жесткие, неизменные. Мелочная опека и контроль. Запреты на любые обсуждения
4. Социальные связи Многообразие социальных связей, семья открыта для внешних контактов Страх перед социумом, закрытость, отсутствие социальных связей (либо заискивание перед социумом)

Функционирование различных систем в благополучных и неблагополучных семьях. Эмоциональное неблагополучие членов семьи связано с постоянной угрозой отвержения и обусловлено неэффективной внутрисемейной коммуникацией. Такая коммуникация определяется рядом позиций, которые склонны занимать члены семьи, пытаясь избежать тревоги и угрозы отвержения:
заискивающая позиция;

обвиняющая позиция;

расчетливая позиция;

отстраненная позиция.
Заискивающая позиция – человек избегает угрозы отвержения, пытаясь угодить, не вступать в ссоры. На вербальном уровне коммуникации он выражает согласие («Все, что ты делаешь, - это замечательно, даже слишком хорошо для меня»), а на невербальном уровне коммуникации демонстрирует полное подчинение и беспомощность (голова и плечи опущены, выражение лица заискивающие). Внутреннее ощущение: «Я считаю себя ничтожеством». Обвиняющая позиция – ищет виновных среди членов своей семьи. Характерное начало разговора: «Почему ты всегда…», «Ты никогда не можешь как следует…» и т. п. У такого человека есть внутреннее ощущение, что он одинок и несчастлив. Расчетливая позиция – скрытое убеждение человека в том, что можно избежать угрозы отвержения при помощи точного расчета и анализа ситуации. Внешне холоден, расчетлив. Внутренние ощущения характеризуются словами: «Я чувствую себя уязвимым». Может быть низкая самооценка.Отстраненная позиция – «спутанное», «несерьезное» поведение. Говорит невпопад, движения неловкие, нелепые. Испытываемые чувства – одиночество и ощущение бессмысленности существования.В.Сатир разработала целый ряд специальных упражнений, игр, процедур, позволяющих членам семьи осознать и почувствовать применяемые ими неэффективные позиции в общении. Основная задача в работе с семьей не только осознавание существующих позиций, но и обучение гармоничному, искреннему общению. Уравновешенное общение основано на подлинности переживаний и истинности чувств. В таком типе коммуникативного поведения вербальные и невербальные компоненты соответствуют друг другу. Уравновешенное общение основано на подлинности переживаний и демонстрируемых чувств.
По типам отношений в настоящее время принято различать гармоничные и негармоничные семьи. Гармоничные – это семьи, в которых не нарушена структура и функционирование. Негармоничные – это семьи, в которых существуют какие-либо нарушения в структуре. Нарушения структуры семьи – это такие особенности, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьей её функций.
В рамках негармоничных семей выделяют деструктивную, распадающуюся, распавшуюся, неполную и ригидную псевдосолидарную семью. Деструктивная семья отмечается, прежде всего, изолированностью отдельных её членов, которая препятствует взаимопониманию и в тоже время способствует созданию атмосферы эмоционального напряжения и конфликтности. В такой семье трудно выделить лидера, чаще всего каждый живёт своей жизнью. Основной порок деструктивной семьи – отсутствие душевной близости, адекватных эмоциональных контактов между отдельными её членами. Часто семьи бывают деструктивными, если один из её членов (родитель) душевно больной или злоупотребляет алкоголем. Распадающаяся семья, – в которой конфликт между родителями достиг апогея. Назревает распад семьи. Обычно в конфликт вовлечены и дети. Враждующие родители или видят в детях “союзников” или делают из них “козлов отпущения”. Подростки, как правило, болезненно переживают распад семьи и принимают, обычно, сторону одного из родителей, чаще того, кого считают обиженным. В этом состоянии семья может пребывать длительное время. Родители расходятся, сходятся, психологическая атмосфера накалена, однако решение никто не принимает.
Распавшаяся семья – семья, которую один из родителей покинул, но продолжает поддерживать с ней контакты (так называемые “приходящие” отцы или матери). Реальные отношения в такой семье осуществляются только между родителями и ребенком, а отношения между супругами прекращены.
Неполная семья – семья, в которой отсутствует один из родителей (чаще отец). В литературе существует тенденция преувеличивать патогенное влияние неполной семьи на формирование «трудных подростков». Очень часто мать, если она не психически больна и не ведёт асоциальный образ жизни, воспитывает хороших, социально адаптированных детей и без отца. Примером тому может служить поколение людей, воспитанных матерями в военные и послевоенные годы. Ригидная псевдосолидарнаясемья отличается наличием доминирующего лидера, которому безоговорочно подчиняются все остальные её члены. В такой семье, обычно, царствует деспотизм, жестокая регламентация всей жизни и отсутствие эмоциональной теплоты. У педагогов-практиков принято деление семей на благополучные и неблагополучные. Под «благополучной семьей» обычно подразумевают полную семью, достаточно материально обеспеченную и не оказывающую на ребенка прямого отрицательного воздействия. Нередко благополучие носит только видимый характер и определяется по анкетным данным: есть ли родители, каково их образование, где работают, каково материальное положение в семье. Бесспорно, все эти показатели имеют определенное значение и влияние на семейное воспитание, но часто за анкетным благополучием скрываются глубокие внутренние противоречия, раздирающие всю семью. Сплоченность и крепость её существуют только для показа. Такие семьи называют псевдоблагополучными, псевдосолидарными. Семейные отношения, как правило, выступают в роли наиболее важных, значимых для индивида, чем объясняется их ведущая роль в формировании патогенных ситуаций и психических нарушений (Г. К. Ушаков). Ведущая роль семьи в возникновении патогенных ситуаций и психотравмирующих переживаний определяется рядом обстоятельств.
1. Ведущей ролью семейных отношений в системе взаимоотношений личности. Семья на ранних, наиболее важных для дальнейшего развития этапах жизни индивида является единственной, а позднее наиболее важных социальных групп, в которые он включен. События в семье в гораздо большей степени “принимаются близко к сердцу“, чем аналогичные события в сфере трудовой деятельности, соседских отношений и т. д.
2. Многосторонностью семейных отношений и их зависимостью друг от друга. Сферы домашнего хозяйства, досуга, эмоциональных взаимоотношений теснейшим образом взаимосвязаны, и попытка внести в любую из них более и менее значительные изменения вызывают “цепную реакцию“ изменений во всех других. В силу этой особенности от семейной травмы труднее уйти. У члена семьи при попытке избежать травматизации возникает больше сложностей.
3. Особой открытостью и, следовательно, уязвимостью члена семьи по отношению к различным внутрисемейным влиянием, в том числе и травматизирующим. В семье индивид более доступен воздействию со стороны других членов семьи; слабости и недостатки его проявляются наиболее явно.
А. Я. Варга при характеристике семейно системы выделяет следующие характеристики:
стереотипы взаимодействия;

семейные правила;

семейные мифы;

стабилизаторы;

семейная история.
Стереотипами взаимодействия называют сообщения и взаимодействия, которые часто повторяются. Они мало осознаются поддерживают привычные системы отношений между членами семьи. Возможны подуровневые стереотипы взаимодействия в семьях. Когда повторяющиеся сообщения и взаимодействия возникают между родительской и детской структурой, мужской и женской структурой в семье. Наше исследование опросов 1200 респондентов показало, что 34% исследуемых отметили отсутствие четко выделенных мужской и женской подструктуры в семье 53 % информантов указали на наличие оформленной женской подструктуры в семье, часто противопоставленной малооформленной мужской подструктуре, 13 % опрошенных указали на наличие четко выделенной мужской подструктуры в семье, однако в значительно меньшей степени противопоставленной женской.

Второй параметр – семейные правила – это те нормы поведения, а часто и мышления, на которые ориентируется семья. Правила могут быть гласными и негласными. Гласные правила возникают чаще в результате договоров, чаще в супружеской подсистеме, в гибких семьях, такие договора и правила вырабатываются между детьми и родителями. Негласные правила чаще насаждаются кем-то из членов семьи, либо принимаются взрослой подсистемой.
Правила бывают культурно заданными – и тогда они разделяются многими семьями, а бывают уникальными для каждой семьи. Культурно заданные правила семейной жизни известны всем, уникальные правила известны только членам данной семьи. Нарушение правил – вещь опасная, очень драматичная, многократно описанная в русской художественной литературе. Правила семейной жизни касаются всех областей. Есть часть правил культурно заданных. В российской культуре существуют противоречивые правила о распределении ролей в семье. Не случайно борьба за власть и статус современных российских семьях – это одна из мощнейших дисфункций. И возникает эта борьба потомку, что в культуре нет внятного правила про половое неравенство. А. Я. Варга прослеживает корни этого в русских народных сказках, где образ мужа ведущий только формально, реально же мужчина становится преуспевающим только прибегая к чьей-то, часто женской, жениной, помощи. По нашим исследованиям в большинстве семей женская подсистема оказывается определяющей семейные правила. Нормы поведения в семье и за ее пределами и контроль за выполнением этих правил принадлежит женщинам.
Третий параметр – семейные мифы – это сложное семейное знание, которое является как бы продолжением такого предложения, как: «Мы – это…». Это знание актуально не всегда; оно актуализируется, либо когда посторонний человек входит в семью, либо в моменты каких-то серьезных социальных перемен, либо в ситуации семейной дисфункции. В дисфункциональной семье миф ближе к поверхности, чем в функциональной. Знание это плохо осознается. Формируется миф примерно в течение трех поколений. А. Я. Варга указывает на распространенность мифов «Мы – дружная семья» и «Мы – герои». При исследовании семейных мифов нами были обнаружены семейные подсистемные мужские и женские мифы. По отношению к женщинам очень распространен миф «От женщины в семье все зависит», что очень ограничивает сферу желаний и гипертрофирует сферу ответственности женщины в семье. По отношению к мужчинам распространен противоположный миф «Если нельзя, но очень хочется, то можно». Это касается многих выходов за правила, таких как алкоголизм, измены, сюда же можно отнести хобби, работоголизм и т. д. Причем носителями этих мифов являются как мужчины, так и женщины.
Границы являются четвертым параметром семейной системы. Любая система имеет свои границы, которые определяют ее структуру и, соответственно, определено содержание психодинамики семейной жизни. Внешние границы семей меняются на наших глазах. А. Я. Варга связывает изменения границ семей с изменениями границ государства. В стране с жестко закрытыми границами, границы семей оказываются прозрачными, проникающими для внешнего вмешательства. В современной ситуации открытости границ семейные границы становятся более закрытыми. Это проявляется и в меньшем вмешательстве государства в дела семей и в меньшем взаимодействии между семьями. Те же механизмы действуют внутри семьи. В семьях с открытыми границами вмешательство поколенных подсистем в жизнь друг друга значительно меньше. В семьях с жестко закрытыми границами границы подсистем становятся размытыми.
Пятый параметр семейной системы – стабилизаторы. В каждой семье есть свои стабилизаторы. Функциональные стабилизаторы это – общее место проживания, общие деньги, общие дела, общие развлечения и интересы, планы и перспективы развития. Дисфункциональные стабилизаторы – дети, болезни, нарушения поведения. Дети не должны быть стабилизаторами, потому что они растут, развиваются и должны жить своей отдельной от родителей жизнью. Деструктивными стабилизаторами могут стать алкоголизм или измены одного из супругов. Частым мотивом отказа от развода в семьях с алкогольным супругом выступает вербализация: «Он (она) без меня совсем сопьется». Сама возможность как-то порезвиться на стороне сохраняет супружеские отношения стабильными. Этот стабилизатор позволяет обоим не иметь реальной психологической близости.
Семейная история – это шестой параметр семейной системы. Многие стереотипы поведения, закономерности взаимодействия воспроизводятся в поколениях. В функциональных семьях больше вариантов поведения, больше выбора. В дисфункциональных семьях меньше вариантов выбора, потому что работает общечеловеческий механизм – в стрессе человек действует стереотипно. Где много стресса, там много стереотипов, мало свободы выбора, мало творчества. В дисфункциональных семьях, где много стресса, существуют многие стереотипы, и есть большой страх перемен. Знание семейной истории позволяет анализировать те процессы, которые происходят в современной семье.

Контрольная работа по дисциплине «Социология» на тему: «Социолого-демографический анализ состояния и эволюции семьи»

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Кафедра Философии и социологии

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Социология» на тему:

Группа 327

Москва 2008 год

Введение

1. Понятие семьи, классификация типов семей, основные функции.

2. Социолого-демографический анализ состояния и эволюции семьи

Заключение

Введение

Социология семьи как специальная отрасль социологического знания берет свое начало в масштабных эмпирических исследо­ваниях Рилза и Ле Пи. В середине XIX.

Они независимо друг от друга предпринимают попытку изучить влияние таких социаль­ных факторов, как индустриализация, урбанизация, образова­ние, религия на формы семейного общежития, структуру семьи, экономические отношения в ней. С тех пор проблемы семьи и семейно-брачных отношений постоянно находятся в центре вни­мания социологии, поскольку семья представляет собой специфи­ческое, во многом уникальное образование: малая группа и соци­альный институт одновременно.

Семья и брак относятся к явлениям, интерес к которым всегда был устойчивым и массовым. Несмотря на всю изобре­тательность человека, огромное разнообразие политических, экономических и прочих организаций, практически в каждом обществе, начиная от примитивнейшего племени и кончая сложным социальным строем современного развитого государ­ства, семья выступала и выступает как отчетливо выраженная социальная единица.

В ходе культурно-исторического развития изменялась не только форма семейно-брачных отношений, но и само содержание этих отношений, в частности, между мужем и женой. С возникновением моногамии это изменение в большей степени носило качественный характер. Рассмотрение причин возникновения тех или иных форм брака представляет интерес для культурно- исторического анализа, рассмотрения причин кризиса семьи в настоящее время.

Цель и задачи работы: рассмотреть классификацию семей и брака; изучить социальные функции семьи; проследить эволюцию семейно-брачных отношений.

^ 1. Понятие семьи, классификация типов семей, основные функции.

Семья - малая группа, основанная па родственных связях и регулирующая отношения между супругами, родителями и детьми, а также ближайшими родственниками. Отличительным признаком се­мьи является совместное ведение домашнего хозяйства.

Семьи в зависимости от представленности в них различных поколений бывают нуклеарными (родители и дети) и расши­ренными (супружеская пара, дети, родители кого-либо из суп­ругов, другие родственники и пр.). Процессы индустриализа­ции и урбанизации, широко развернувшиеся в современном мире, привели к преобладанию нуклеарной семьи.

По характеру распределения семейных обязанностей, по тому, как решается в семье вопрос о лидерстве, социологи выделяют на сегодняшний день три основных типа семьи.

Традиционная (или патриархальная) семья. Такой тип организации семьи предполагает существование под одной крышей минимум трех поколений, и роль лидера отводится старшему мужчине. Для традиционной семьи характерны: а) экономическая зависимость женщины от супруга; б) функционально четкое разделение сфер семейной жизни и закрепление мужских и женских обязанностей (муж-кормилец, жена хозяйка) в) признание безусловного приоритета мужчины в вопросах семейного главенства.

Неотрадиционная семья. В ней сохраняются традиционные установки на мужское лидерство и разграничение мужских и женских семейных обязанностей, но в отличие от семей первого типа без достаточных на то объективных экономических оснований. Такой тип семьи социологи называют эксплуататорским, поскольку наряду с правом на равное с мужчиной участие в труде женщина получает исключительное право на домашний труд.

Эгалитарная семья (семья равных) Для семьи такого типа характерны: а) справедливое, пропорциональное разделение домашних обязанностей между членами семьи, взаимозаменяемость супругов в решении бытовых проблем (так называемая ролевая симметрия) б) обсуждение основных проблем и совместное принятие важных для семьи решений, в) эмоциональная насыщенность отношений.

Семья всегда выполняет целый ряд функций, среди кото­рых важнейшими являются (репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-экономическая и рекреационная.

Репродуктивная функция - это воспроизводство в детях численности родителей. Чтобы через 25-30 лет уровень насе­ления в нашей стране не снизился, необходимо, чтобы количе­ство детей в каждой семье было бы не менее двух, а лучше трех. Статистика показывает, что для простого воспроизводства населения России необходимо, чтобы примерно 50% семей имело по двое детей и 50% - по трое. Но социально-демографическая ситуация в настоящее время вызывает боль­шую озабоченность у многих специалистов. Для нее характер­ны снижение уровня рождаемости, старение населения, увели­чение количества однодетных и бездетных семей, рост вне­брачной рождаемости.

С репродуктивной функцией тесно связана другая функция семьи - воспитательная. Давно известно, что для нормального, полноценного развития ребенка семья жизненно необходи­ма, и ее нельзя заменить никакими другими институтами или; общественными учреждениями. Психологи и педагоги отмечают, что если с рождения до трех лет ребенок лишен достаточного количества внимания, заботы, тепла, непосредственного эмоционального контакта со взрослыми и прежде всего с матерью, то естественное протекание формирования многих социально значимых качеств детей нарушается, растягивается в, продолжительное время, а в некоторых случаях блокируется полностью, становится невосполнимым.

^ Хозяйственно -экономическая функция семьи охватывает различные аспекты семейных отношений: ведение домашнего хозяйства, составление использование семейного бюджета, организацию семейного потребления, проблему распределения домашнего труда, поддержку и над престарелыми ин­валидами и т. д. В нашей стране, где невысок уровень механи­зации в быту, труднодоступна сеть бытовых услуг, бытовые проблемы ложатся в первую очередь на плечи женщин, усу­губляя и без того нелегкий конфликт ролей - противоречия между профессиональной деятельностью женщины и ее семей­ными обязанностями, между ролью жены, матери и тружени­цы. Однако массовые опросы показывают, что лишь неболь­шой процент женщин (5%) выбирает в качестве наиболее при­влекательного образ жизни семейной неработающей женщины, посвятившей себя исключительно заботе о детях и муже. Уравнивание себя с мужчинами в отношении к работе, про­должительности рабочего времени и размеров отпусков допус­кает всего 1% опрошенных женщин. Между тем более полови­ны считают, что рабочее время женщин могло бы быть короче, чем у мужчин, а ежегодный отпуск - длиннее.

Рекреационная функция семьи приобретает все большее значение в наше время. В условиях убыстряющегося ритма жизни, роста всякого рода социальных и психологических нагрузок, увеличения количества стрессовых ситуаций семья принимает на себя особую терапевтическую роль. Она стать «оазисом» спокойствия, уверенности, создавать столь важное для человека чувство классификация типов семей и психологического комфорта, обеспечивать эмоциональную поддержку и сохранение общего жизненного тонуса. Рекреационная функция включает в себя и духовно-эстетические моменты, в том числе организацию семейного досуга и отдыха. Рекреационные аспекты семейной жизни теснейшим образом связаны с культурой семейных отношений, а это, как никогда ранее, влияет на жизнедеятельность семьи вообще, на ее стабильность и в конечном счете на само существование брачной пары.

^ 2. Социолого-демографический анализ состояния и эволюции семьи

Начиная с 1960-х годов, исследователи во многих странах мира выражают обеспокоенность кризисным состоянием семьи, ставя это явление в прямую зависимость от глобальных социальных трансформаций.

Между тем, институт семьи – о чем свидетельствует его многовековая история – оказался наиболее стабильной общностью.

На протяжении всего минувшего века в научной литературе ссылаются на одни и те же социальные факторы, лежащие на поверхности: увеличивается число одиноких мужчин и женщин, растет количество разводов, снижается уровень рождаемости, становится больше не полных семей, нарастает количество повторных браков. В справедливости этих тенденций невозможно усомниться: в их пользу более чем столетняя статистика. И все же количественные ряды, сколь бы внушительными они не были, фиксируют лишь данность, не объясняя глубинных социальных преобразований. Одни специалисты интерпретируют преобразования, как кризис моногамии, другие – как ее трансформацию в сторону акцентирования личностного своеобразия каждого из членов союза, т.е. отстаивают идею модернизации института семьи.

Представители первой позиции декларируют, что кризис семьи – острейшая проблема современности. По их убеждению, новая демографическая ситуация превращает родительство в главную профессию страны. В. И. Переведенцев констатировал следующее: « В довоенной России, люди считали, что они живут ради детей, ради того чтобы их было больше, чтобы дети жили лучше, чем они сами. Это все исчезло. Исчезла старая патриархальная семья, одним из главных признаков которой была многодетность. Возникла новая, один из главных признаков которой – малодетность.»

Все изменения, которые так или иначе претерпела патриархальная семья, специалисты связывают с нравственными преобразованиями, обусловленными в первую очередь широким женским эмансипаторским движением, охватившим большинство индустриальных стран. Женщины были лишены самостоятельности и возможности участвовать в политической и общественной жизни. Открывшаяся возможность равновероятного овладения всем веером социальных ролей не привела к утрате «полового лица», но способствовала индивидуализации как мужчин, так и женщин.

А.И. Антонов замечает, что разделение единого человека на два пола не бессмысленно, если оно биологически целесообразно для выживания. В определенный жизни, если бы все особи были заняты рождением, им было бы трудно сохраниться. Поэтому один пол специализирован на контактах с внешним миром больше, чем другой. Иметь одинаковое поведение абсурдно, тогда не зачем было разделяться.

Иная точка зрения по поводу трансформации семьи отстаивается рядом зарубежных и отечественных исследователей. Многие проблемы современной семьи – высокий процент разводов, отсутствие родительского авторитета, отчуждение детей – возникает из того факта, что отношение семьи к своим членам строится на строго либеральной почве. Немецкий социолог У. Бек подмечает, что если в 50-60-е годы на вопрос: «Какую цель вы преследуете в жизни?» - люди четко и ясно отвечали в категориях «счастливой семейной жизни»: построить собственный домик, купить автомобиль, дать детям хорошее образование, то к началу 90-х годов многие заговорили на другом языке – по необходимости неопределенном - «о самоосуществлении», «поисках идентичности», «развитии личных способностей».

Еще в конце 1960-х годов профессор В.Т. Лисовский «засек» начало изменений, происходящих с семьей в нашей стране. Так на вопросы о желании встретить любимого человека и создать семью, были получены следующие результаты: на первый вопрос - среди девушек – 40,4%, среди юношей 38,9%, и соответственно 31,4 и 29,7 % на второй вопрос. Таким образом встретить любимого человека и создать семью для одних и тех же респондентов – события не тождественные.

Несомненное продолжение указанной тенденции зафиксировано в результате обследования в начале XXI столетия. Свыше половины опрошенных полагают, что перед регистрацией первого брака нужно пожить вместе год-два и проверить свои чувства. При опросе читательниц одного женского журнала на вопрос «Хотите ли вы выйти замуж?» получены ответы: 45,6% считают, что кольцо на пальце не имеет значение; 40% - предпочитают карьеру ЗАГСу; 14% - ждут первого шага от партнера; 0,4 % - считают замужество главной целью жизни.

Замужество как жизненная цель – имеет значение для минимального числа российских молодых женщин начала XXI века. Можго констатировать, что брак перестал быть нормой бытия. Однако в конце XIX столетия в России насчитывалось всего 4% мужчин и 5% женщин, которые в течение жизни ни разу не были женаты или замужем. Значит, для этого периода брак был нормальным отечественных данных и зарубежных литературных источников показывает – не все так беспросветно в приватном мире женщины, как заявлено теоретиками феминизма их критиками. Женщина со второй половины XX столетия стала свободнее, раскрепощеннее по сравнению с недавним прошлым, но это лишь первые шаги. Обретение искомого лица – путь сложный, противоречивый и до сих пор не до конца проясненный.

Стабилизация семьи тесно связана с её прокреативным потенциалом. Автор считает, что сочетание двух эмансипаторских движений – ослабление зависимости детей от родителей и жены от мужа – содействует формированию нового – постсовременного типа семьи.

Супруги, по замечанию английского социолога Э. Гидденса, стали рассматриваться как сотрудники в совместном эмоциональном предприятии, и это приобрело даже более важное значение, чем их обязательства по отношению к детям. «Дом» стал местом, где агент мог получить эмоциональную поддержку по контрасту с инструментальным характером рабочей среды.

Представленный тип семьи автор называет «супружеским». В этой семье стратегические отношения определяются не родством (как в патриархальной), а свойством. Муж и жена отказываются безоговорочно подчинять собственные интересы интересам детей.

Супружеская семья – своеобразная кооперация с уникальными возможностями для отхода от зависимых отношений и раскрытия всесторонней деятельной палитры по всем структурным каналам: «муж-жена», «родители-дети», «супруги-родственники», «дети-прародители». Словом, в границах одного семейного типа возникают богатые многослойные отношения между полами и поколениями, открывается широкое пространство для самореализации каждого из агентов.

Супружество – это личностное взаимодействие мужа и жены регулируемое моральными принципами и поддерживаемое имманентными ему ценностями. Особо автор подчеркивает неиндустриальный характер отношений, симметричность прав и, что не менее важно асимметрию ролей жены и мужа. И то и другое указывает на исторически недавнее происхождение указанного феномена. Принципы, лежащие в основе супружества, могли реализоваться в полной мере как следствие глобальных социальных сдвигов, сопровождавшихся индивидуализацией мужчин (расширение избирательности, интернальной ответственности и автономии от социальных институтов) и распространение этих свойств на женщин, что разумеется, было бы не возможно без приобретения ими экономических и гражданских прав и свобод.

Совместное проживание мужа и жены в условиях в условиях раз и навсегда закрепленных статусов и ролей, требует адаптации их индивидуальных планов, образов и практик относительно друг друга. Существует семь адаптационных ниш: духовная, психологическая, сексуальная, информационная, родственная, культурная и бытовая.

До определенного момента совместного проживания мужчин и женщин, то или иное сочетание адаптационных интимных компонентов способствует созданию атмосферы, их эмоционального взаимопритяжения. Вместе с тем, на определенной стадии трансформации семьи в отношения супругов начинает ощущаться напряжение. Интересы каждого из супругов становятся разнообразнее семейных, а потребности и круг общения мужа и жены выходят за пределы брака; их экспрессивные устремления в «постмодерной» семье опираются не столько на обычаи (как в патриархальной) и традиции (как детоцентристской) семье, сколько на гендерные психосоматические особенности агента, поколенческие нравственные образцы, цивилизованные представления о пристойности и эстетическом идеале.

Далее проследим динамику рождаемости у родителей, официально не зарегистрировавших свои отношения. Статистика указывает на распространенность не зарегистрированных браков и рост доли «внебрачной» рождаемости. Но не заключившие по каким-либо соображениям официального союза мужчина и женщина идут на сознательное ребенка, мало того не скрывают (вопреки идеалам иудеохристианской морали) его рождение, производя по обоюдному согласию запись в государственном учреждении.

Вместе с тем категорически отрицать регулирующую роль института брака нет оснований. Наряду с ним высветился новый агент – личность с её непременным атрибутом, избирательностью. Мужчины и женщины, избегая публичности в оформлении брака, классификация типов семей не склоны отказываться от официального признания ребенка. Отсюда и дерегуляция – столкновение интересов социального института (брака) и агента. Одно дело когда все действия заранее предписаны – господствуют обычаи и традиции; другое, когда – решение принимается, сообразно с совокупностью обстоятельств и таких нравственных понятий как «долг» и «свобода».

Заключение

В настоящее время институт семьи переживает трудные времена. Отпали многие факторы, стабилизирующие семью извне: экономическая зависимость женщины от супруга, юридический, религиозный, моральный запрет или осуждение разводов.

В прошлом все, за редким исключением, мужчины и женщины вступали в брак. В последнее время заметно увеличи­лось количество семей, характеризующиеся совместным проживанием, общим ведением хозяйства, но юридически не оформленные. Социологи вообще отмечают снижение желания и готов­ности населения к заключению брака, что особенно характерно для современных развитых стран. К концу минувшего века для большинства молодого европейского населения порядок приоритетов стал иным, а рождение ребенка рассматривается как исполнение хотя и важной, но не первоочередной нужды.

Изменения в составе и структуре семьи нередко служат по­водом для пессимистических выводов об ослаблении семейно-родственных связей. В «нормальных» условиях се­мья должна обеспечить подчинение детей родителям по при­знаку возраста и женщин мужчинам по признаку пола. В настоящее время оба параметра существенно меняются. Молодежь все раньше покидает родительский дом, стремиться жить самостоятельно и все чаще выбирает другую профессию, нежели профессия родителей. Эмансипация женщин тоже вносит свой вклад в разрушение иерархической организации семьи. Таким образом, в современной семье трансфор­мируются традиционные роли женщин в связи с их массовым участием в профессиональной деятельности.

Семьи по семейному стажу

Семьи по количеству детей

Типология семьи по составу

Типология по качеству жизни семьи

По видам отношений между супругами

Семьи по семейному стажу

Молодожены, молодая семья, семья, ждущая ребенка, семья среднего супружеского возраста, семья старшего супружеского возраста, пожилая супружеская пара. Среди них наиболее пристального внимания специалиста социально-педагогической сферы требуют молодые семьи, семьи среднего супружеского возраста и пожилые семьи.

Молодая семья. Это супружеская пара, с детьми или без них, первый брак, продолжительность этой семьи до 5 лет, возраст супругов не старше 30 лет. Это семья на начальной стадии развития как малая социальная группа, то есть на стадии супружеского выбора. Для нее свойственна первичная взаимная адаптация супругов: материально-бытовая, нравственно-психологическая и интимно-личная. Происходит изменение всего образа жизни супругов: приспособление к новому для них статусу мужа и жены и связанных с ними функциям; согласование существовавших до брака образцов внесемейного поведения; включение согласованных образцов внесемейного поведения в круг взаимных родственных связей.

Для стабильности молодой семьи опасны или существуют в потенции два кризисных периода: первичная супружеская адаптация и адаптация супругов к появлению первого ребенка.

К основным проблемам молодых семей можно отнести: затруднения отождествления и слияния супругов в единую общность (слишком высокая автономность потребностей, интересов, намерений, основных взглядов и жизненных установок, представлений супругов о семье и т. д.), конфликтность, затруднения в установлении взаимопонимания, отсутствие взаимной психической поддержки и, как следствие, возрастание замкнутости, отчужденности, угасание любви, потеря взаимного уважения, накопление отрицательных эмоций по отношению друг к другу; трудности начального периода воспитания детей, принятия родительских ролей, трудности, связанные с вхождением детей во внесемейные институты (детский сад, школу).

Семья среднего супружеского возраста. Она представляет собой своеобразный коллектив, отношения в котором можно определить как воспитание воспитателей. Если родители хотят развить у ребенка какое-либо качество, они должны развить его в себе. В «среднем» периоде уже выработался стереотип супружеских отношений, давно выработаны семейные правила. Это упрощает, но и обедняет семейную жизнь. В нормально функционирующих семьях тенденция к стабильности уравновешивается тенденцией к изменяемости. В случае ригидной фиксации правил в семье брак приобретает признаки дисфункционального, отношения становятся однотипными и монотонными.

К типичным проблемам этой категории семей следует отнести: вторичная негативная супружеская адаптация, отсутствие новых семейных целей и перспектив, снижение семейной активности, вхождение ребенка в подростковый возраст, и связанные с этим педагогические и психологические трудности, повышение конфликтности во взаимоотношениях ребенка и родителей и т. д.

Пожилая семья. Это чаще всего зрелая супружеская пара, проживающая со своими детьми или самостоятельно. В это время супруги, как правило, выходят на пенсию. Меняется образ жизни, социальный статус, статус супругов.

Типичные проблемы этой категории семь связаны с ухудшением здоровья, затяжной адаптацией к новому образу жизни, выраженной поляризованностью настроений и категоричностью суждений – от крайне упаднических до эгоцентрических, преобладанием ретроспективных ценностей и т. д.

Семьи по количеству детей

Бездетная семья. Семья, в которой в течение десяти лет супружеской жизни нет детей, считается бездетной.

Основными проблемами такой семьи являются: диссонанс взаимоотношений супругов, семейный кризис на почве отсутствия детей, несоответствие ролевых ожиданий исполняемым ролям, эмоциональная неудовлетворенность, отсутствие перспективных семейных целей и т. д.

Малодетная семья. Это распространенная категория семей. Такие семьи обычно состоят из мужа, жены и двух или, чаще всего, одного ребенка.

К наиболее типичным проблемам малодетной семьи можно отнести сложности психолого-педагогического свойства, связанные с воспитанием единственного ребенка: отсутствие полноценных условий для развития его социальных и эмоциональных качеств и формирующийся на этой основе эгоцентризм.

Многодетная семья. Это семья, имеющая трех и более детей. Выделяют следующие виды многодетных семей:

Семьи с сознательной многодетностью и любовью к детям. Родители делают все, чтобы детям жилось лучше;

Семьи, в которых родители не стремились иметь много детей. Дети в таких семьях – результат отсутствия планирования семьи. Такие семьи могут появиться и в результате рождения двойни или тройни, из-за боязни прервать беременность, врачебного запрета на аборт по состоянию здоровья матери, отказа от аборта и средств контрацепции из-за религиозных убеждений

Семьи, образовавшиеся в результате объединения двух неполных семей, в каждой из которой уже имелись дети;

Семьи, в которых рождение большого числа детей можно считать проявлением неблагополучия. Дети здесь зачастую являются средством получения различного рода пособий, льгот, благ. В большинстве случаев появление детей в таких семьях является следствием беспорядочных половых отношений в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Типичная установка родителей в данном случае – произвести ребенка.

К основным проблемам многодетных семей можно отнести материальные трудности, проблемы в сфере образования и воспитания детей, отклонения в поведении детей вследствие их бесконтрольности и безнадзорности, заниженная самооценка детей, неадекватные представления о значимости собственной личности; неравное участие супругов в делах семьи и воспитании детей, нарушение единства в семейных отношениях и т. д.

Типология семьи по составу

Простая семья, сложная (с несколькими семейными ядрами) семья, неполная семья, материнская семья, внебрачная семья, семья повторного брака.

Cложная семья - к семейному ядру добавляются другие родственники как по восходящей линии (прародители, прапрародители), так и по боковым линиям (различные родственники каждого из супругов). Также может включать в себя несколько брачных пар, члены которых связаны родственными узами и ведением совместного хозяйства.

Нуклеарная семья - семья, семьи, состоящие из одной брачной пары с детьми (как правило: семья из 3-4 членов), в которой родителя заняты профессиональной деятельностью.

Неполная семья. Неполные семьи возникают после развода и распада полной семьи, по инициативе одиноких женщин («материнская семья»), в результате смерти одного из супругов, при усыновлении (удочерении) ребенка одиноким человеком.

К типичным проблемам неполных семей относятся: материальные трудности, обилие психологических проблем у женщины-матери (обида, угнетенность, чувство собственной неполноценности, чувство вины перед детьми, из-за чего возникает гиперопека по отношению к ним), затруднения в правильной полоролевой идентификации детей и т. д.

Материнская семья (семья матери-одиночки). Это разновидность неполной семьи. Она изначально безбрачна.

Типичные проблемы такой семьи: неудовлетворительное материальное положение, жилищные проблемы, негативное отношение со стороны родственников; невротизация женщины, деформация ее установки на материнство, нарушения в формировании психических функций ребенка вследствие психологического стресса матери, жестокое обращение с ребенком в силу деформации материнского поведения, отказ от ребенка.

Смешанная семья или семья повторного брака. Выделяют три вида таких семей:

Женщина с детьми выходит замуж за мужчину без детей;

Мужчина с детьми женится на женщине без детей;

Оба – и мужчина, и женщина, заключая брак, имеют детей от предыдущих партнеров.

Типичные проблемы таких семей включают: психическую напряженность от прежних взаимоотношений супругов, проблему утраты имевшихся ранее семейных ценностей и необходимости их восстановления, проблему взаимопонимания супругов, их взаимной адаптации, установления гармоничных отношений с детьми, достижения их расположения, выработки семейных правил, распределения ролей, установления новых взаимоотношений с микросоциумом.

По качеству жизни

Благополучная, устойчивая, неблагополучная, нестабильная, проблемная и другие. Сегодня особого внимания специалистов социально-педагогической сферы требуют неблагополучные семьи, которые в течение определенного времени не способны противостоять воздействию дестабилизирующих внесемейных и внутрисемейных факторов. К проблемным семьям, нуждающимся в первоочередной социально-педагогической помощи относятся семьи безработных граждан, семьи с детьми, имеющими ограниченные возможности, семьи беженцев и вынужденных переселенцев.

Семьи безработных граждан. Безработными признаются граждане, которые: трудоспособны; не имеют работы и заработка (дохода); зарегистрированы в целях поиска подходящей работы; ищут работу и готовы приступить к ней; не трудоустроены в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы. К семьям безработных относят семьи с одним или несколькими безработными.

Типичными проблемами семей безработных являются: материальные, досуговые проблемы, ухудшение психологической атмосферы в семье, увеличение числа конфликтов, рост числа индивидуальных проблем психологического, соматического, нравственного характера, проблемы с воспитанием детей, перегрузка и стрессовые состояния у детей и т. д.

Семьи беженцев. Беженцами признаются граждане, прибывшие или желающие прибыть на территорию государства и не имеющие его гражданства, вынужденные или имеющие намерение покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства вследствие совершенного в отношении их насилия или преследования в иных формах, либо реальной опасности подвергнуться насилию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений.

Социальные проблемы семей беженцев связаны с вынужденной переменой места жительства, резким изменением социального статуса, потерей жилья, работы, материальными трудностями, трудоустройством в новой среде. Названные проблемы влияют на поведение супругов, характер их внутрисемейных отношений. К типичным психосоциальным проблемам таких семей относятся: неудовлетворенность ожиданий, связанных с переездом семьи на новое место жительства, ослабляющая сопротивляемость психики членов семьи к внешнему неблагополучию, психологические трудности, связанные с адаптацией к традициям, обычаям, привычкам, распространенным в новой социальной среде, ухудшение нравственно-психологической атмосферы в семье, понижение семейного настроения, внутренний дискомфорт взрослых членов семьи (неудовлетворенность ходом жизни, отношениями с новым микроокружением и т. д.), передающийся всей семье, снижение уверенности в семейном лидере, чувство неуверенности в себе, снижение желания поддерживать должный статус в семье, ослабление мотивации супружества и т. п.

В семьях беженцев возникает множество проблем с воспитанием детей. Для статуса беженца характерной чертой являются категории «утрата» и «жестокие лишения», которые наиболее пагубно сказываются на психосоцальном развитии детей Последние, лишаясь своих домов, привычных вещей, своих друзей, близких родственников, испытывая жестокие лишения из-за недостатка пищи, воды, медицинского обслуживания, страдают неврозами, депрессиями. Развитие ребенка замедляется, ухудшаются его умственные способности, ослабляется активность, истощается эмоциональный потенциал. У ребенка могут возникать отклонения в поведении, проявляющиеся в пристрастии к алкоголю, наркотикам, противоправным действиям и т. п.

Семья с ребенком, имеющим ограниченные возможности . Семья, в которой родился ребенок с аномалиями, испытывает сильнейший стресс. У нее возникает масса проблем, к которым она, как правило, не готова. Это медицинские, экономические трудности, проблемы воспитания и ухода за больным ребенком, профессиональные проблемы (смена места работы и характера труда с учетом интересов больного ребенка).

К наиболее распространенным психологическим проблемам семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями, относятся: специфический уклад семейной жизни, необходимость овладения членами семьи новыми поведенческими ролями, проблема формирования отношения к больному ребенку (отношение к ребенку может быть конструктивным или деструктивным: игнорирование патологии ребенка или акцентуация на ней). Для таких семей характерны пониженный фон настроения, чувства вины и неполноценности, конфликтность. Уровень разводов в таких семьях довольно высок. Отцы не в состоянии выдержать непрекращающихся трудностей и уходят из семьи.

Социальному педагогу важно иметь представление о типологиях, основывающихся на выделении таких социально-психологических характеристик семьи, которые оказывают непосредственное влияние на формирование личности ребенка, его социализацию.

По видам отношений
между супругами

семьи с отношениями сотрудничества, семьи с паритетными отношениями, семьи с соревновательными отношениями, семьи с конкурентными отношениями, семьи с антагонистическими отношениями.

Виды отношений: сотрудничество; паритет; соревнование; конкуренция; антагонизм.

3. Этапы, функции семьи

Семья как социальный институт проходит ряд этапов :

Вступление в брак;

Рождение первого ребенка;

Окончание деторождения (последний ребенок);

- «пустое гнездо» - выделение из семьи последнего ребенка;

Прекращение семьи со смертью одного из супругов;

Репродуктивная и генеративная.

Развитие семьи проходит несколько стадий:

Первая стадия – первоначальное образование семьи, чаще, когда молодожены отделяются и уезжают из большой семьи.

Вторая стадия – рождение ребенка, семья состоит из двух поколений.

Третья стадия – семья из трех поколений, когда взрослые дети заводят семью. Они остаются с родителями, или уезжают. Родители вступают в отношения с родственниками по браку их взрослых детей, любовниками или друзьями, которые могут стать фиктивными родственниками в качестве так называемых «жен» и «мужей». На этой стадии семьи или расширяется, или разрушается.

Четвертая стадия – когда все устоялось, дети устроились в отдельных семьях, родители идут на пенсию. В этот период крепнет семейная солидарность, дети могут поддержать родителей.

Пятая стадия – это период заботы о членах семьи. Забота падает на среднее поколение, так как они могут по состоянию здоровья заботиться о детях разведенной дочери, предоставить кров престарелым, помогать уехавшим учиться, заботиться о тех, кто оказался без работы.

Шестая стадия – заключительный период семейного цикла. С появлением нового главы семьи не появляется новая семья, в продолжается первая ячейка, так как в семье существует неразрывная связь поколений.

Обозначим функции семьи:

Репродуктивное, биологическое воспроизводство населения

Функция первичной социализации детей и воспитательная;

Хозяйственно-бытовая – поддержание физического состояния семьи, уход за детьми и престарелыми;

Экономическая – получение материальных средств одних членов семьи для других, материальная поддержка несовершеннолетних и престарелых;

Социальный контроль – ответственность членов семьи за поведение ее членов в обществе, в различных сферах деятельности, это обязанность между супругами, родителями и детьми, старшего поколения за младшее;

Духовного общения – духовное обогащение каждого члена семьи;

Социально-статусная – предоставление членам семьи определенного социального положения в обществе;

Досуговая – организация рационального досуга, развитие взаимного обогащения интересов каждого члена семьи;

Эмоциональная – осуществление психологической защиты каждого члена семьи, организация эмоциональной стабильности личности, психологической терапии.

Компоненты воспитательного потенциала семьи:

Численность и структура семьи;

Нравственно-психологическая атмосфера, характер внутрисемейного общения;

Жизненный и профессиональный опыт родителей, уровень их образованности и педагогической культуры;

Распределение обязанностей (в том числе воспитательных) в семье;

Материальные и бытовые условия семьи;

Организация семейного досуга, наличие семейных традиций;

Взаимосвязь семьи со школой и другими социальными институтами.

Для каждого человека естественным желанием является иметь семью. Это один из инстинктов человека, который заставляет находить себе пару для продолжения своего рода. Все семьи абсолютно разные, для того чтобы этот союз состоялся, необходимо выполнение и соблюдение многих правил.

Что такое семья?

Определение этого понятия можно дать по-разному.

Семья - это группа людей, которые живут вместе.

Семья - это сплоченный коллектив, который объединяют общие интересы.

Типы семей могут быть разными. Классифицировать их можно по различным признакам, поэтому встречаются непохожие подходы к этому вопросу.

Функции семьи

Независимо от вида и типа, все семьи должны выполнять некоторые функции. К основным относятся:

  1. Продолжение рода, а, значит, воспроизведение общества.
  2. Воспитательная. Проявляется в материнстве и отцовстве, взаимодействии с детьми и их воспитании.
  3. Хозяйственно-бытовая. На уровне семьи происходит удовлетворение материальных потребностей всех членов семейства - в еде, питье, одежде и так далее.
  4. Эмоциональная. Удовлетворение потребностей в уважении, любви, психологической защите.
  5. Духовное общение. Совместная трудовая деятельность, отдых всей семьей.
  6. Первичная социализация. Семья должна обеспечивать выполнение социальных норм своими членами.

Из этих функций видно, что традиционный тип семьи обладает всеми признаками социальной культуры. Главными из которых являются способность к воспроизводству, разделение труда, наследование и развитие культурных ценностей.

Как каждый организм состоит из клеток, так и все общество построено из семей. Разве будет здоров человек, если его клетки не в порядке? Так и все общество нельзя назвать здоровым, если имеются неблагополучные семьи.

Виды семей

Разные исследователи подходят к классификации по-разному. Чаще всего, чтобы охарактеризовать формы и типы семьи, за основу берут следующие признаки.

  1. Размер семьи. То есть, учитывается количество ее членов.

3. Количество детей:

  • бездетные;
  • однодетные;
  • малодетные;
  • многодетные.

4. Форма брака:

  • Моногамные семьи, состоящие из двух партнеров.
  • Полигамные имеют одного партнера, обремененного несколькими брачными обязательствами.

5. По половой принадлежности супругов.

  • Разнополая.
  • Однополая.

6. По месту положения человека.

  • Родительская семья.
  • Репродуктивная. Собственная семья, созданная человеком.

7. Место проживания.

  • Патрилокальная семья проживает с родителями мужа или жены.
  • Пеолокальная проживает отдельно от родителей.

Если захотеть, то можно еще называть типы современных семей, но это уже отклонение от правил.

Формы брака

Еще совсем недавно стать настоящей и признанной семьей можно было только после регистрации брака. В настоящее время многое изменилось в сознании людей, поэтому на сегодняшний момент браком считается не только тот, который заключен в ЗАГСе (церкви). Имеется несколько их разновидностей:

  1. Церковный. Супруги клянутся в любви и верности «перед Богом». Раньше только такой брак считался действительным, сейчас чаще всего сразу после официальной регистрации некоторые пары предпочитают повенчаться в церкви.
  2. Гражданский брак. Оформляется в ЗАГСе, основные типы семей возникают именно после его заключения.
  3. Фактический. Партнеры просто проживают вместе, не оформляя свои отношения официально. Как правило, такие браки не имеют юридической силы и во многих странах не признаются.
  4. Морганатический брак. Образование семьи людьми разного социального уровня.
  5. Временный союз. В некоторых странах он является достаточно распространенным, заключается согласно брачному договору на определенный срок.
  6. Фиктивный брак. Партнеры, как правило, не планируют создание настоящей семьи, есть только материальная или юридическая выгода.
  7. Полигиния. Когда мужчина официально имеет несколько жен. В России такие браки запрещены.
  8. Однополый брак. В некоторых странах приняты законы, разрешающие вступать в брак лицам одного пола.

Исторические типы семьи

Исторически сложилось разделять семьи в зависимости от распределения обязанностей и лидерства на следующие типы:


Взаимоотношения внутри семьи

Типы семей могут быть разными, но взаимоотношения между ее членами никто не отменял. Еще известный философ Гегель рассматривал несколько типов отношений в ячейке общества:

  • Между женщиной и мужчиной.
  • Родителями и детьми.
  • Братьями и сестрами.

Первый тип, по мнению автора, не имеет человечности, потому что все отношения построены на основе животного инстинкта, то есть сексуального удовлетворения. Людьми партнеры становятся в процессе воспитания детей и труда на благо своей семьи.

Нуклеарный тип семьи как раз и подразумевает наличие обоих родителей и детей. Отношения между ними могут складываться по-разному. Часто бывает так, что дочери больше оказываются привязанными к отцам, а сыновья, наоборот, к маме.

Все здесь зависит от стиля воспитания. Желательно, чтобы родители имели единое мнение по этому вопросу.

Взаимоотношения между братьями и сестрами порой складываются непросто. Все зависит от разницы в возрасте, особенностей воспитания и отношения родителей. Они часто допускают ошибку, когда предъявляют разные требования к детям, тем самым способствуют нарастанию враждебности между ними.

Нуклеарная семья

Еще совсем недавно было обыденностью, когда под одной крышей проживали несколько поколений сразу. Хотя и сегодня можно встретить такие семьи, всему виной нехватка средств для приобретения собственного жилья.

Нуклеарный тип семьи стал постепенно вытеснять патриархальную ячейку и становится господствующим видом. Такая семья имеет некоторые особенности:

  • Малая численность.
  • Ограниченность эмоционального опыта.
  • Больше свободы и способность уединиться.

Возникает вопрос о том, почему такие семьи стали преобладать. Совместное проживание нескольких поколений требует от каждого умения находить компромисс, готовность выполнять поручения старших членов семьи.

С одной стороны, в патриархальной семье есть все предпосылки для формирования коллективизма, но в то же время практически полностью уничтожается индивидуализм.

В нуклеарной семье проживает, как правило, два поколения, то есть родители и их дети. Часто отношения между членами строятся на основе демократии, поэтому у каждого может быть собственное личное пространство.

Несмотря на распространенность таких семей, статистика неумолимо свидетельствует о большом количестве разводов в них. Все чаще стали практиковаться отношения без регистрации брака, даже рождение детей не может заставить некоторых мужчин повести свою избранницу в ЗАГС.

Это говорит о том, что на первое место ставится личный комфорт и удобство, а общественно мнение не играет значения. Стремление к свободе и наличию личной жизни приводит к тому, что даже между членами одной семьи отсутствует взаимопонимание, поддержка.

Все чаще встречаются случаи, когда молодое поколение предпочитает отправить своих стареньких родителей в дом престарелых, вместо того, чтобы ухаживать за ними. Детей на воспитание отдают в детские сады и няням, а раньше этим занимались бабушки и дедушки.

Нуклеарная семья является отражением процессов, протекающих в нашем обществе, а это, к сожалению, способствует и разрушению государственных традиций.

Партнерская семья

При создании своей семьи каждый хочет, чтобы отношения в ней были равноправными. Это естественное желание, но на практике такое случается не всегда.

Семья партнерского типа подразумевает следующее:


Если вы планируете иметь такую семью, то все заранее необходимо обговаривать, чтобы потом не возникали недоразумения.

Чистые партнерские семьи встречаются достаточно редко, потому что всегда имеется перевес на какую-либо сторону по некоторым вопросам.

Неполные семьи

Исходя из количества разводов в нашей стране, нетрудно предположить, что количество семей с одним из родителей будет только увеличиваться.

Как правило, воспитание детей ложится на плечи матери, в некоторых случаях этот процесс доверяют отцам.

Стать матерью-одиночкой - это значит попасть в непростую жизненную ситуацию. Но в этом положении имеются и свои плюсы:

  • Избавление от неудачного брака.
  • Возможность распоряжаться своей жизнью.
  • Эмоциональный подъем от ощущения свободы и начала новой жизни.
  • Моральное удовлетворение от работы.
  • Уважение своих детей за достигнутые профессиональные успехи.

Несмотря на все плюсы, проблем в неполных семьях также достаточно:


Приемные семьи

Не всем детям посчастливилось жить и воспитываться в семье со своими родными родителями. Некоторые попадают в приемные, которые можно разделить наследующие типы семей:

  • Усыновление. Ребенок становится полноценным членом семьи со всеми правами и обязанностями. Бывают случаи, что за всю свою жизнь он так и не узнает, что воспитывается приемными родителями.
  • Опека. В семью берут малыша для воспитания. Биологические родители не освобождаются от обязанности по его содержанию.
  • Патронат. Ребенка отдают в профессионально замещающую семью, перед этим подписывается договор между органами опеки, семьей и учреждением для детей-сирот.
  • Приемная семья. Детей передают в семью на определенный срок, который оговаривается в договоре.

Для некоторых детей приемная семья порой становится лучше, чем родная, в которой родители ведут аморальный образ жизни и воспитанием подрастающего поколения не занимаются.

Неблагополучные семьи

Такие семьи могут разительно отличаться друг от друга. Среди них выделяют две группы:

  1. Асоциальные семьи. В них родители ведут разгульный образ жизни, пьют, занимаются наркоманией, поэтому на воспитание детей у них просто не остается времени. Сюда же можно отнести родителей, которые сознательно занимаются преступной деятельностью.
  2. Респектабельные семьи. Они внешне совершенно не отличаются от обычных семей, но семейные устои и принципы не позволяют воспитать полноценного гражданина и нормальную личность. Сюда можно отнести семьи сектантов, которые не пускают ребенка в школу по каким-то своим соображениям.

Каждый сам создает свою семью, только от вас зависит, какие отношения сложатся между детьми и родителями, а также супругами. Типы семей могут быть разными, но уважение друг к другу, взаимопомощь, любовь и сострадание являются общечеловеческими качествами, которые должны проявляться в каждой ячейке общества.