Разработка сценария праздника "широкая масленица". Разработка сценария фольклорно-игровых посиделок на тему "широка душа твоя, масленица"

МАДОУ Винзилинский детский сад «Солнышко»

Составил педагог ДОУ:

Морозова Людмила Юрьевна. Март 2015 г.

Выходит ведущий:

С масленицей ласковой поздравляем вас.
Пирогам повластвовать наступает час!
Без блинов не сладятся проводы зимы,
К песне, к шутке, к радости, приглашаем мы!

Выходят на сцену артисты с «Каруселью» , с песней идут по кругу.

Как на масленой неделе
из печи блины летели.
Ай лю- ли, ай лю-ли,
Ай лю- ли, лю – ли, лю – ли! (или У – у – ух!)

Первый скоморох:

Честная, широкая, веселая, сырная неделя, или просто объедуха. Так называли Масленицу на Руси – самый веселый и разгульный праздник, когда провожали зиму и встречали весну.

Кружится «Карусель»

Как на масленой неделе
из печи блины летели.
Ай лю- ли, ай лю-ли,
Ай лю- ли, лю – ли, лю – ли!

Первый скоморох:

Масленица – это озорное и веселое прощание с зимой и встреча весны. Масленица – праздник языческий и очень древний. Продолжается он ровно неделю, каждый из семи дней имеет свое название.

Кружится «Карусель» , артисты с песней идут по кругу.

Как на масленой неделе
из печи блины летели.
Ай лю- ли, ай лю-ли,
Ай лю- ли, лю – ли, лю – ли!

Первый участник:

Понедельник – встреча. Наряжали соломенное чучело, строили снежные горы и начинали печь блины. Первый блин клали на подоконник или отдавали нищим для поминовения душ усопших.

Второй участник:

Вторник – заигрыш. С этого дня начинали разные безудержные игры, потехи: катание на санках, народные гуляния. По улицам ходили ряженые. Катались на тройках и с обледенелых гор.

Третий участник:

Среда – лакомка. В каждой семье накрывали столы, пекли блины, в деревнях варили пиво. Появлялись уличные театры, торговые палатки, где продавались напитки из воды, меда и пряностей, каленые орехи, медовые пряники. Зятья гостили у тещ.

Ой ты лакомка, Среда!
Маслена сковорода.
Как повелось со старины –
Едем к теще на блины!

И с икрой, и со сметаной –
Всякие они вкусны!
Ноздреваты и румяны.
Наши солнышки блины!

Четвертый участник:

Четверг – широкий разгуляй.
Лето для старания –
Зима – для гуляния.

Здесь – то и начинается основное веселье, возят чучело, катаются, поют частушки, соревнуются в ловкости – устраивают бой мешками, ходят колядовать. Собирались молодежь и ребятишки, в маски рядились и по домам ходили, песни пели, а за это им угощение дарили.

Все вместе:

Открывайте сундуки, доставайте пятаки!
Если нету пятака – подавайте пирога!
Не дадите пирога – мы корову за рога
Поведем на Торжок, продадим за пирожок!

В четверг обязательно было строить и штурмовать крепости. Осажденные оборонялись вениками и метлами. Победителей купали в проруби, чтобы «остыли» .

Пятый участник:

Пятница – тещины вечеринки. Зятья приглашали тещу на блины: чем сильнее зазывал зять тещу, тем больше оказывал ей почета. Теща должна была прислать с вечера необходимые для печения блинов: сковороду, половник, а тесть посылал мешок гречневой крупы и масло.

Шестой участник:

Суббота – золовкины посиделки. В субботний день молодые невестки принимали у себя родных, а своим золовкам – сестрам мужа вручали подарки.

Седьмой участник:

Прощеное воскресенье. В этот день провожали Масленицу и Зиму. Сжигали чучело Масленицы, развеивая пепел по полю, чтобы был хороший урожай, и окончательно прощались с зимой.

По обычаю все «прощались» , то есть просили прощения друг у друга. Люди этим как бы очищались от вольных и невольных обид. В Прощеное воскресенье крестники обязательно посещали крестных отца и мать. Было принято друг другу дарить пряники, коврижки, медовики.

Кружится «Карусель» , артисты с песней идут по кругу.

Как на масленой неделе
из печи блины летели.
Ай лю- ли, ай лю-ли,
Ай лю- ли, лю – ли, лю – ли!

Ведущий:

В старину говорили: (все по очереди)

Без блинов не масленица, без пирогов не именины!

На масленице повеселись, да блинами угостись!

Масленица идет, блины да мед несет!

Где блины, там и мы, где оладьи, там и ладно!

Блины солнцу родственники!

Первый скоморох:

Круг символ солнца, именно в честь солнца пекут блины на масленицу. Носят на шестах вот такие круглые украшения, водят хороводы, кругами гуляют возле своих деревень

Второй скоморох:

Как на масленой неделе из печи блины летели!
С пылу, с жару, из печи, все румяны, горячи!
Масленица, угощай, всем блиночков подавай!
Дети исполняют песню «Мы давно блинов не ели!» .

Все вместе:

Пусть с печеными блинами
К вам достаток в дом войдет,
Чтоб всего добились сами,
Пусть по жизни вам везет!

А еще хлопот не знайте,
Улыбайтесь, всем на зло,
Масленицу так встречайте,
Чтобы в жизни повезло!

Разработка сценария воспитательного мероприятия

«Русский народный праздник – Масленица»

Толстикова Светлана Борисовна,

учитель начальных классов

МКОУ СОШ с. Бельск.

Аннотация

Разработка представляет собой внеклассное мероприятие, которое проводится в форме праздника для учащихся начальных классов.

Сценарий насыщен произведениями фольклора (песни, частушки, игры), знакомит с традицией празднования Масленицы, способствует расширению кругозора младших школьников. Дети являются не только слушателями, но и активными участниками праздника.

Мероприятие направлено на формирование личностных результатов, соответствует требованиям ФГОС.

Тема: Русский народный праздник – Масленица. (Внеклассное мероприятие для начального звена).

Цель: познакомить с традициями празднования Масленицы.

Планируемые результаты: Личностные – уважительное отношение к истории и культуре русского народа через представление о необходимости исторической преемственности в жизни общества; бережное отношение к духовным ценностям России, родного края; относиться с уважением к историческому прошлому своей страны, своего народа, к его обычаям и традициям; развитие чувства любви к своей Родине; представление и осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование мотивации к творческому труду; способность и навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов в разных видах деятельности; давать оценку своего эмоционального состояния и аргументировать свою позицию.

Форма проведения: праздник.

Сценарий мероприятия

    Организационный момент

Ведущая 1 . Здравствуйте, люди добрые!

Почтенные и молодые,

Женатые и холостые,

Бойкие мальчишки,

Весёлые девчушки,

Моложавые старички,

И нарумяненные старушки!

Ведущая 2 . К нам сюда скорее просим!

Подходи честной народ!

Шевелитесь, торопитесь-

Праздник всех сюда зовет!

    Целеполагание.

Ведущая 1 . А собрались мы сегодня сюда, чтобы отметить старинный русский народный праздник. А какой вы должны догадаться сами. Посмотрите, пожалуйста, на слайды презентации (просмотр презентации ). Этот праздник называется - Масленица. С незапамятных времен он слыл самым весёлым и разгульным, потому что продолжался целую неделю.

    Обобщение и систематизация.

Ведущий 2 . Как только народ не называл Масленицу. И честная, и широкая, и веселая, и объедуха, и полизуха, и сырная. Да ещё каждый день этой весёлой недели имел своё название.

Ведущий 1 . Например, понедельник назывался «встреча», потому что стар и млад, выходили в этот день на улицу встретить Масленицу.

Ведущий 2 . А Масленица в виде соломенной куклы сидела на санях, и ребятишки катали её по всей деревне.

Частушки (исполняет группа детей) (приложение 1)

Ведущая 1. Вторник Масленой недели называли «заигрыш». В этот день добры молодцы приглашали красных девиц на снежных горках покататься, блинов поесть, в игры поиграть, да под гармошку поплясать.

Ведущий 2 . Мы по улице гуляем, песни, игры выбираем.

Где весёлый народ, там наш будет хоровод.

Все участники водят хоровод «Ах, вы сени» (Приложение 2).

Ведущий 1. А среду весёлой, разгульной недели называли «лакомкой». Чего только не было на столах в этот день! И блины, и пироги, и каравайцы, и вареники, и шанежки, и крендели. Уж лакомились вволю! А вот и наша хозяюшка ждёт гостей.

Сценка «В гостях у Машеньки» (Приложение 3).

Исполняется песня «Блины» (Приложение 4).

Ведущий 2. А четверг Масленой недели называли «широким», «разгуляем», «переломом». В этот день шумела весёлая ярмарка. С бубнами, погремушками, балалайками и гармошками разгуливали по ярмарке весёлые скоморохи, потешали людей. А вот и к нам скоморохи пожаловали.

Выходят скоморохи Фома и Ерема.

Фома. Пришли мы к вам оба: Фома да…

Ерема. Ерема.

Фома. Низко поклонились: колпаки свалились.

Ерема. В барабан ударили, с праздником поздравили.

Вместе. Разговор кончаем, песню начинаем.

А Ерема жил на горке, а Фома-то под горой.

Припев: Эх, лапти мои, лапти лаковые,

У Ерёмы и Фомы одинаковые.

А Ерёма носит лапти: А Фома – то сапоги.

Припев.

А Ерёма сел на лошадь. А Фома на жеребца

Припев.

А Ерёма ездил в город. А Фома – то на базар.

Припев.

А Ерёма и Фома сели в лодку безо дна.

Припев.

А Ерёма стал тонуть, а Фома его тянуть.

Припев.

А Ерёма сел на дно, а Фома с ним за одно.

Припев.

Ведущий 1. Пятница Масленой недели называется «тёщины вечёрки». Зятья приглашают своих тёщ в гости на блины да пироги и угощают их на славу.

Появляется теща, поет.

Теща. У меня, у тёщи, семеро зятьёв.

Так к какому зятю в гости я пойду?

Старший, Андрюша, до чего сердит.

А второй, Петруша, целый день ворчит.

Третий, Степаша, до обеда спит.

А четвёртый, Саша, всё жену бронит.

Пятый, Алёша, калачи жуёт.

А шестой, Серёжа, в гости не зовёт.

А седьмой, Ванюша, дудочку берёт,

Песенки весёлые на дуде ведёт.

Дудочку послушать, пироги покушать,

Сяду-ка я в сани, да поеду к Ване.

Ведущий 2. Суббота на весёлой Масленой недели называлась «золовкины посиделки». Собирались в этот день молодые невестки с заловками: угощались, играли в игры, дарили друг другу подарки. Вот и наша красна девица, свет-Маромушка в гости к нам пришла.

Проводится песня-игра «Марома моя, Маромушка» (Приложение 5).

Ведущий 1 . И последний день Масленой недели назывался «Прощёное воскресенье». В этот день все люди просили друг у друга прощение за ранее нанесённые обиды и старались не держать в своём сердце никакого зла. А к вечеру всем миром шли на пригорок за селом, где сжигали чучело Масленицы – символ холода и мрака, а пепел развеивали по полю, с надеждой ожидая хорошей весны и добрых всходов.

Дети:

1-й. Приходи, весна, приходи, красна!

2-й. Пусть солнца улыбка будет ясна!

3-й. Пусть цветы пестреют всюду!

4-й. Подари, весна, тепло честному люду!

Ведущий 1 . С Масленкой Вас поздравляем!

Ведущий 2 . Праздник наш завершаем!

Проводится игра «Бояре, а мы к вам пришли» (Приложение 6).

Всех угощают блинами, горячим чаем. Сжигают чучело Масленицы.

    Рефлексия.

Мне понравилось… .

Я хотел бы ещё … .

Мне было интересно … .

Я огорчился из-за… .

Мне не понравилось…

Литература:

    Давыдова М.А., Агапова И.А. Праздник в школе: Сценарии, конкурсы, викторины: для учащихся 1-5 классов.- 2-е изд., испр. – М.: Рольф, 2000.

    Праздники в начальной школе – 2/Составитель Н.Г. Кувашова.- Волгоград, Издательство «Учитель», 2000.

    Праздничная карусель. – Кострома: МЦ «Вариант», 2003.

Приложение 1. Частушки

    Вот и Масленка идёт, весёлая гуляночка.

Скоро, скоро заиграет звонкая тальяночка.

    Как на Масленой недели из трубы блины летели.

Ой, блиночки мои, подрумяненные!

    Девки, Масленка идёт. Кто нас покатает?

У Алёшки за двором Сивка пропадает.

    Я на Масленку катался, трое санок изломал,

Ворона коня измучил, но девчонок покатал.

    Шила платье из капусты, огурцом отделала.

Рассердилась – платье съела! Что же я наделала?!

    Купи, тятя, мне коня-вороные ножки,

Буду девочек катать по большой дорожке.

    Ты, Алёша, ты Алёша, у тебя гормонь хороша!

Надевай-ка сапоги, приходи на пироги.

    Запрягу я вороного в расписные сани,

Кому хочется плясать, выходите сами.

Приложение 2. Хороводная песня «Ах вы, сени»

    Ах вы, сени мои,

    сени новые мои

    Сени новые, кленовые,

    Решётчатые.

    Выходила молода

    За новые ворота

    За новые, кленовые.

    Решётчатые.

    Выпускала сокола

    Со правого рукава,

    На полёте-то соколику

    Наказывала.

    Ты лети, лети, соколик

    Высоко и далеко.

    И высоко и далеко

    На родиму сторону.

    И высоко и далёко

    На родиму сторону

    На родимой на сторонке

    Родный батюшка живёт.

  1. Приложение 3. Сценка «В гостях у Машеньки»

    Ведущий . Вот красивый дом резной,

    А карниз-то расписной,

    Ворота тесовые,

    А столбы дубовые.

    В доме Машенька живёт,

    И гостей сегодня ждёт.

    Так и пышет самовар,

    Над столом клубится пар.

    Маша блинчики печёт,

    Маша песенки поёт.

    Вот и Мишенька идёт,

    Балалаечку несёт,

    Вдоль по улице пошагивает,

    Балалаечкой побрякивает.

    Миша. Я на ярмарку ходил

    Балалаечку купил

    К Маше в гости поспешу,

    Балалайку покажу.

    Дома ли Машенька?

    Дома ли хозяюшка?

    Напои чайком,

    Угости медком!

    Маша.

    К самовару подходи.

    Напою тебя чайком,

    Угощу тебя медком.

    Ведущий. Вот Алёшенька идёт

    Да трещоточку несёт.

    Вдоль по улице пошагивает,

    Да трещоточкой побрякивает.

    Алёша. Я на ярмарку ходил,

    Да трещоточку купил.

    К Маше в гости поспешу

    Да трещотку покажу.

    Дома ли Машенька?

    Дома ли хозяюшка?

    Напои чайком,

    Угости медком!

    Маша. Здравствуй, здравствуй, проходи,

    К самовару подходи.

    Напою тебя чайком,

    Угощу тебя медком.

    Ведущий. Вот и Сашенька идёт,

    Погремушечку несёт,

    Вдоль по улице пошагивает,

    Погремушечкой побрякивает.

    Саша. Я на ярмарку ходил,

    Погремушечку купил.

    К Маше в гости поспешу

    Погремушку покажу.

    Дома ли Машенька?

    Дома ли хозяюшка?

    Напои чайком,

    Угости медком!

    Маша. Здравствуй, здравствуй, проходи,

    К самовару подходи.

    Напою тебя чайком,

    Угощу тебя медком.

    Маша. Вам понравился чаёк?

    Мальчики. Очень вкусный был медок.

    Маша. А теперь прошу народ в развесёлый хоровод.

  2. Приложение 4. Песня «Блины»

    Мы давно блины не ели,

    Мы блиночков захотели.

    Ой блины, блины, блины!

    Ой блиночки мои!

    Кадки новы растворили.

    Два часа блины ходили.

    Ой блины, блины, блины!

    Ой блиночки мои!

    Растворили на дрожжах,

    Не удержишь на вожжах.

    Ой блины, блины, блины!

    Ой блиночки мои!

    Моя родная сестрица-

    Печь блины – то мастерица

    Ой блины, блины, блины!

    Ой блиночки мои!

    Напекла она поесть-

    Сотен пять, наверно, есть.

    Ой блины, блины, блины!

    Ой блиночки мои!

    На поднос блины кладёт.

    И сама на стол несёт.

    Ой блины, блины, блины!

    Ой блиночки мои!

    Гости, будьте же здоровы,

    Вот блины уже готовы.

    Ой блины, блины, блины!

    Ой блиночки мои!

  1. Приложение 5. Песня-игра «Марома моя, Маромушка»

    Дети. Марома моя, Маромушка,

    Раскудрявая головушка.

    У Маромушки кисель, да блины,

    У хозяюшки горячи пироги.

    Здорова ли, Марома?

    Марома. Здоровенька!

    Дети. А что ты делаешь?

    Марома. Куделечку пряду!

    Дети: Здорова ли, Марома?

    Марома. Здоровенька!

    Дети. А что ты делаешь?

    Марома . Клубочки мотаю.

    Дети: Здорова ли, Марома?

    Марома. Здоровенька!

    Дети. А что ты делаешь?

    Марома. Вязаньеце вяжу!

    Дети: Здорова ли, Марома?

    Марома. Здоровенька!

    Дети. А что ты делаешь?

    Марома. Плачу! Пальчик наколола!

    Дети: Здорова ли, Марома?

    Марома. Здоровенька!

    Дети. А что ты делаешь?

    Марома. Вас ловлю.

  2. Приложение 6. Игра «Бояре, а мы к вам пришли»

    Мальчики. Бояре, а мы к вам пришли. Молодые, а мы к вам пришли.

    Девочки . Бояре, а зачем пришли? Молодые, а зачем пришли?

    Мальчики. Бояре, мы невест смотреть, Молодые, мы невест смотреть.

    Девочки. Бояре, покажите женихов! Молодые, покажите женихов!

    Мальчики . Бояре, а вот мы женики. Молодые, а вот мы женихи.

    Девочки . Бояре, покажите кушаки, Молодые, покажите кушаки.

    Мальчики . Бояре, да вот наши кушаки, молодые, да вот наши кушаки.

    Девочки. Бояре, покажите сапоги, молодые, покажите сапоги.

    Мальчики. Бояре, да вот наши сапоги, молодые, да вот наши сапоги.

    Девочки. Бояре, покажите колпаки, молодые, покажите колпаки.

    Мальчики. Бояре, мы забыли колпаки, молодые, мы забыли колпаки.

    Девочки. Бояре, выбирайте невест, молодые, выбирайте невест.

    Мальчики . Бояре, у вас все хороши, молодые, у вас все хороши.

    Девочки . А мы сами себе кавалеров выберем.

Цель праздника : Приобщение школьников к народным традициям – праздникам и обрядам.

Подготовка праздника:

1. Разучивание закличек, песен, считалок, пословиц о Масленице.
2. Подготовка костюмов.
3. Выставка рисунков по сюжетам праздника.
4 Мультимидийная презентация «Народные православные праздники и

На фоне музыки (звучит народная песня «Здравствуй, Масленица дорогая.» выходят двое ведущих в народных костюмах.

1. Ведущая: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости дорогие! Начну нашу встречу с загадки:
Расчудесный праздник русский
Есть в преддверии весны!
Этот праздник очень вкусный,
Каждый дом печёт…
Дети: Блины! Масленица!
2. Ведущая: Конечно, блины, масленица. Это один из древнейших обрядовых праздников наших предков. О чём же говорит этот праздник?
Дети: Праздник проводов зимы и встречи весны.
Ведущая: Это весёлый, шумный праздник. По приданию считали масленицу предвестницей хозяйственного изобилия. Чем богаче её отпраздновать, тем урожайнее будет год. Существовало поверье: если не потешаться в широкую масленицу – значит, год жить в невзгодах. Народ масленицу называл ласково: ясочка, касаточка, широкая, сырная неделя. Праздник связан с культом зарождения солнца.
Дети поют закличку: Солнышко, солнышко, выгляни в окошко,
Там твои детки сидят на запечки,
Лепёшки валяют тебя поджидают.
Ведущая: Что является символом Масленицы?
Дети: Блин, сжигание чучела, игры, веселье.
Ведущая: Что символизирует блин?
Дети: Солнце!
Ведущая: Раньше наши предки поклонялись богу солнца «Яриле». Очевидно именно символом солнца является горячий круглый блин. Блины готовили с различными начинками какими?
Дети: Маслом, сметаной, мёдом, икрой, вареньем…
Ведущая: В старину первый блин отдавали бедным людям на помин усопших близких. Праздник Масленицы делится на семь дней. Чем же объеденялись все эти дни? А в народе так говорили «есть до икоты, петь до хрипоты, кричать до надсаду, плясать до упаду! »А какие поговорки знаете про Масленицу?
Дети:» Не жизнь, а масленица», »Не всё коту масленица», »Масленица идёт, блин да мёд несёт», » Без блинов нет и Масленицы».
Ведущая: Каждый день Масленицы имеет своё название, назовите.
Дети: Понедельник – «Встреча», народ встречал Масленицу.
1 молодец: Масленица покажись,
Ты на праздник к нам явись!
Приезжай к нам в гости на широкий двор.
На горе кататься, да в блинах поваляться!
1 девица: Всю неделю мы не пряли, масленицу дожидали,
В гости зазывали, на горе её встречали,
Снежком гору посыпали, на саночках раскатали –
Будь горушка ледяная, приходи, масленица дорогая!
2 девица: Ой, Масленица, Просковея, приходи к нам поскорее!
Ой, масленица – кривошейка, встречаем тебя хорошенько!
С варениками, с блинами, с мягкими пирогами,
С сыром, маслом, калачом и печёным яйцом!
Ведущая: Вот такие песни распевали дети, парни, девчата брали соломенное чучело – Масленицу – и ходили с ним по деревне. К первому дню Масленицы сооружались общественные горки, качели, балаганы для скоморохов, столы со сладкими яствами. Понедельник ещё называли «детской Масленицей: дети делали куклы из мочала, вешали её на окно, или ставили на подоконник и обязательно ходили по домам гурьбою и кричали: «Подайте Масленицу, на Великий пост!».
Трынцы– брынцы, пеките блинцы!
Мажьте масленее, будет вкуснее!
Трын – брынца, подайте блинца! Кричали до тех пор, пока хозяева не выносили им старое тряпьё. Насобирают ребята всякой всячины и вывозят всё это на место высокое, хворосту натаскают и костёр зажигают. Такой костёр называли «масленкой». Вот и второй день настал назовите как называется? Дети: Вторник – «Заигрышем» величают?
. В этот день начинались развлечения: по улицам гуляли ряженые, водили хороводы, в балаганах давали кукольные представления.
2 молодец: Веселись честной народ, вот и вторник настаёт.
Вторник – «заигрыш» у нас!
Вот веселью самый час!
(звучит музыка, ребята выходят на пляску – исполняются свободные плясовые движения: притопы, моталочки, ковырялочки, присядки в разных вариантах).
Ведущая: С утра приглашались девицы, молодцы покататься на санках с горок, поесть блинов, проехать на лошадях, воздвигались снежные городки. А самым любимым делом детворы на Масленицу – кататься на корёжках – досках, залитых водой и замороженных на холоде. Корёжки заменяли санки, салазки. Для катания на корёжках выстраивались на крутом берегу. У такой катушки «разбег» был до трёхсот метров, чтобы дух при катании захватывало. Ещё дети катались на снопах соломы и на старых телячьих шкурах целыми компаниями. В народе говаривали: кто дальше всех с горки скатится, у того в доме лён будет длинный, и масло хорошо будет сбиваться. Вот ребята и старались.
3 девица: Третий день Масленицы – «Лакомка».
Эх, среда – лакомка, пришла к общей радости!
Объедаться будем сладостями!
3 молодец: На масленой недели, из печи блины летели,
С пылу, с жару блинки, все румяны, горячи!
Ведущая: В этот день блины пеклись в каждом доме и всякие: пшеничные, овсяные, гречневые, ячневые, из кислого и пресного теста. Народ говорил: «Блин не клин, брюха не распорет». Дети поют песню «Блиночки».
Ведущая: Четвёртый день Масленицы – «Широкий четверг» - «разгуляй – четверток».
Зазывалы: (двое ребят) Тары – бары, растабары!
Выходите во дворы!
Будем пляски начинать,
В игры разные играть!
Ведущая: В этот день гуляли до самого вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки. Выходили в этот день и на « кулачки» - кулачные бои. Словом, в любой схватке русскому бойцу следовало помнить о чести, не терять голову. Сходились на реке, бились «стенка на стенку», лазили на столб за подарками. Пятый день Масленицы – «тёщины вечёрки» - гостевой день. В разных местах России этот день проводили по своему: или зять ходил на блины к тёще, или тёща ходила на блины к зятю.
Тёщу зять позвал вчера
На блины и кренделя,
Потому как наступили
Тёщи нашей вечера.
Шестой день Масленицы – суббота – «золовкины посиделки». Кто такая золовка? (если у вашего папы есть сестра родная, то вам она тётя, а вашей маме она золовка), так что в этот день все родные ходили друг к другу в гости. В этот день дети строили на реках, прудах, или полях снежные городки с башнями и воротами, потом делились на две группы. Одна группа охраняла городок, а вторая должна была взять его силой. Последний седьмой день Масленицы – «Прощёное» воскресение – проводы, целовник. В этот день на Руси все от мала до велика просили друг у друга прощения: «Прости, сними с меня вину!» или «Прости, если что неладного между нами вышло». За вины свои, за обиды наши предки с открытой душой просили прощения и молили позабыть обиды, сделать лад между собой и не держать на памяти зло. Дети кланялись в ноги своим родителям и просили прощения за все огорчения, которые им доставляли. Прощение заключалось поцелуем и низким поклоном. Ребята, давайте попросим друг у друга прощения. (все друг у друга просят прощения).
Ещё этот день называли «Развесёлая масленица». Гуляли всем селом, масленицу провожали, встречали приход весны, повсюду лепили «Снежную бабу». В какие же игры играли на Масленичной недели? Например: «Ленок» участники прыгают в длину, Кто дальше прыгнет, у того лён длиннее вырастит.
Игра «За блинок скорей держись, да, смотри не обожгись!» (дети в кругу передают друг другу блинок (картонный) так как будто он горячий, подкидывая. У кого он упадёт, тот выходит из игры. Игра длится пока не останется один игрок) или по кругу бросают мяч – кому попал, тот говорит слово, связанное с масленицей)
4 молодец: Идёт матушка – весна, отворяй ворота!
Первым март пришёл, всех гостей привёл.
Солнышко припечёт, да ручей потечёт!
Игра «Ручеёк», «Кошки – мышки»,
Ведущая: Молодцы, ребята, весело играли, вот в такие игры играли на Масленицу, а в последний день Масленицы сжигали чучело с песнями и прибаутками, для чего сжигали чучело?
4 девица: Гори, гори ясно, чтобы не погасло,
Чтобы птички пели, травка зеленела.
Чтобы все невзгоды, холод, непогоды,
Зимние морозы, неудачи, слёзы,
Пусть они сгорают, к солнцу улетают!
Ведущая: После обеда – собирались в церковь к вечерни, которая открывала Великий Пост, который длился 7 недель. Первый понедельник после Масленицы назывался Чистым понедельником. Люди очищались от грехов, мылись в бане, парили посуду, наводили полный порядок в доме. Начинался пост.
Вот мы и вспомнили, как на Руси отмечали Масленицу. Теперь будем ждать очередных праздников, которые сохранили до нас наши предки!
Сценарий праздника подготовила и провела педагог дополнительного образования МБОУ СОШ № 3 Л.В. Мамаева.

Музыкальный кружок, направленный на изучение детьми младшего школьного возраста истоков народного фольклора, предполагающий последовательный переход от воспитательных результатов первого уровня к результатам третьего уровня, имеющий художественно – эстетическое направление, организация культурного досуга детей вне уроков и развитие творческих способностей младших школьников.

Цель: знакомство с традиционным народным праздником "Масленица".

  • Приобщение детей к народному творчеству, народным обычаям традициям русского народа.
  • Формирование представлений об особенностях народного праздника "Масленица"; о характере народных игр.
  • .Развитие воображения и фантазии, через продуктивную творческую деятельность; совершенствование навыков группового взаимодействия.
  • Ознакомление с творчеством художников, отражающих в своих работах народные традиции.

Воспитание эстетического отношения к народному фольклору.

Возраст и количество участников: 8- 13 лет; 25 - 30 человек

Подготовительный период:

Приглашения. Приглашения на праздник для детей можно сделать в форме куклы, разрисовать которую будет не трудно. Сделать надпись "Пришла Масленица - отворяй ворота". Так же подойдут для приглашений праздничные открытки и фотографии, самое главное, чтобы их содержание соответствовало теме "Масленица".

Призы готовят заранее. Например, в качестве призов подойдут кулинарные книжечки с рецептами блинов.

Оформление помещения. Огромное значение в эстетическом воспитании детей имеет оформление помещения, где будет проходить праздник. Попробуйте сами (или привлеките художника) нарисовать исторические картинки с изображением празднования Масленицы на Руси и украсьте этими картинками помещение. Можно развесить плакаты со следующими поговорками: "Блин добр не один", "Блин брюху не порча", "Блин не клин брюха не расколет", "На горах покататься, в блинах поваляться", "Без блина не Масленица, без пирога не именинник".

С детьми следует заранее выучить русскую народную песню "Блины" (запись А. Абрамского), частушки (прил.1). Заранее придумать и подготовить атрибуты для выступления (платки, юбки и т.п.). И самое главное на столе для чаепития должны быть блины! Привлеките родителей для выпечки блинов.

Оборудование и материалы:

Стол и стулья (для творческого задания); стенд для мини - выставки изготовленных во время мероприятия работ; магнитная доска для демонстрации иллюстраций и фотографий

Призы, жетоны; картины В.И.Сурикова "Взятие снежного городка".

Листы с нарисованной крестовиной (прил.2) по числу мини - групп: обрезки ткани, бумага, ножницы, клей.

Наборы карточек с пословицами (прил.2);2 ленты (игра "Три ноги"); 4 ведёрка, шарики или сшитые из ткани снежки; обруч или мел (игра "Петушиный бой"), бумага (для записок), ручки, конверт, спички (только у педагога); мешочки с крупами (пшённая, манная, гречневая, перловая, горох).

Музыкальное оформление: записи народных песен и мелодий. Фонограмма песни "Блины", частушки.

Сценарный план:

Введение. Рассказ о символике праздника

Конкурс пословиц и поговорок о Масленице

Творческое задание: изготовить аппликацию - чучело "Масленицы

Конкурс "Испеки блины"

Игра "Золотые ворота"

Конкурс "Определи крупу"

Игра "Петушиный бой"

Игра "Три ноги"

Игра "Снежки"

Конверт с записками

Хоровод, частушки

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Звучит весёлая народная музыка. Участники мероприятия рассаживаются за столы на свободные места.

Ведущий: Кажется, совсем недавно мы встречали Новый год, радовались рождественским праздникам и русской зиме с ее белыми снегами, санками, играми, сильными трескучими морозами. Но вот появилось солнце яркое, веселое, длиннее стал день, и мы понимаем, что скоро наступит весна.

Зима силу теряет, чуете?
Тёплые дни наступают
Пора зимушку провожать
Весну - красну встречать.

Еще у древних славян был многодневный праздник, знаменовавший собой проводы зимы. Из далеких языческих времен пришла к нам Масленица, честная Масленица, широкая Масленица. Любили на Руси Масленицу - праздник озорной, веселый, отчаянный.

Наша Масленица годовая,
Она гостинка дорогая,
Она пешею к нам не ходит,
Все на комоньях разъезжает,
Чтобы кони были вороные,
Чтобы слуги были молодые!
Про Масленицу говорили:
Душа ты наша Масленица!
Сахарны твои уста,
Сладка твоя речь!
Приезжай к нам в блинах поваляться,
Сердцем потешиться!

Масленица несла свет и радость скорой весны.Ее повсюду ожидали с большим нетерпеньем. В народе говорили: ""Хоть с себя заложить, а Масленицу проводить". Считалось, что если плохо отпраздновать ее, то придется жить в горькой нужде. Масленицу называют широкая. Как вы думаете почему? Масленица была самым весёлым и разгульным праздником. Длился праздник целую неделю! Ярмарки, уличные игры, скоморохи, пляски, песни. За это и величали в народе широкой Масленицей!

Имя свое Масленица получила от обильной и масляной еды, которой полагалось угощаться всю неделю. По народным поверьям необходимо было помочь солнцу победить злую морозную зиму, и любимой на Масленице едой были блины круглые, румяные, с пылу, с жару, похожие на лик солнца. Обжорство - самая примечательная черта праздника. Это должно символизировать сытую жизнь в течение года.

Масленицу величаем
И чего ей только не обещаем:
Реки сметаны,
Горы блинов,
Лишь бы скорей приехала она
Честная, веселая, широкая боярыня

Во многих семьях блины начинают печь с понедельника. Каждая хозяйка имела свой рецепт приготовления блинов и держала его в секрете от соседей. Обычно блины пеклись большие во всю сковородку, тонкие, легкие. К ним подавались разные приправы: сметана, яйца, икра и т.д. Масляный блин - символ солнца, солнечных дней, хорошего урожая, здоровых людей. Как в пословице говорится: "Без блинов не Масленица". "Блин красив и горяч, как горячее всё прогревающее солнце".

Конкурс пословиц и поговорок о блинах и Масленице

(дети делятся на две команды, за каждый правильный ответ команда получает жетон).

А сколько пословиц и поговорок сложил народ о блинах и Масленице! Сейчас мы проверим, знаете ли вы их. Каждая команда получает по два набора карточек (прил.2). На одних начало пословицы или поговорки, на других конец. Ваша задача правильно все это соединить. Кто справится с заданием первым, тот и победит.

Ведущий: Масленицу начинаем отмечать с понедельника. Ей устаивали встречу. Каждый день Масленицы имеет свое название.

Утро... ПОНЕДЕЛЬНИК... Наступает "ВСТРЕЧА".
Яркие салазки с горочек скользят.
Целый день веселье. Наступает вечер...
Накатавшись вволю, все блины едят.

Понедельник - "Встреча", гостей встречали и Масленицу тоже. Ребята скатывались с гор на салазках, кричали: "Приехала Масленица! Приехала Масленица!"Девушки приносили на гору с собой блины, клали их на голову, когда пели песни о Масленице.

Девочки поют русскую народную песню "Блины".

Ведущий: Из тряпок и соломы делали фигуру с длинной косой, одетую в женский наряд. В руках у фигуры помазок и блин - символы Масленицы (дети делятся на небольшие подгруппы по 4 - 5 человек). Детям выдаются листы с нарисованной крестовиной (прил.2).

Творческое задание: с помощью материалов, находящихся на столе изготовить чучело Масленицы в технике аппликация (во время выполнения практической работы звучит народная музыка). Выполненные работы вывешиваются на ширму, проводится анализ наиболее интересных работ.

Физкульт. Минутка (выполняется в парах).

Брынцы - брынцы, (ладушки)
Пеките блинцы!
(хлопки ладонь о ладонь - горизонтально)
Мажьте масленее
(поглаживают друг другу ладони)
Будьте повкуснее!
Трын - трынца, (ладушки)
Подайте блинца!
(протягивают руки вверх ладонями)

Ведущий: Дети в этот день обходили дома, поздравляли с наступлением Масленицы и выпрашивали блин.

Тин-тинка,
Подай блинка,
Оладышка -прибавышка,
Масляный кусок!
Тетушка, не скупися,
Масляным кусочком поделися!

Давайте и мы с вами попробуем "испечь блины".

Игра "Испеки блины".

Дети делятся на две команды. Каждая команда получает "сковородки" (теннисные ракетки), "блины" (вырезанные из бумаги или пластинки).

Ведущий: Ваша задача добежать до финиша со "сковородкой" и "блином" в руках так, чтобы "блин" не упал, и там положить "блин" в тарелку, не прикасаясь к нему руками. Если "блин" упал, участник выбывает из игры. Та команда, которая быстрее и без потерь "испечет" все "блины" считается победительницей.

Ведущий: Вторник - "Заигрыш".

"ЗАИГРЫШ" беспечный - ВТОРНИКА отрада.
Все гулять, резвиться вышли, как один!
Игры и потехи, а за них - награда:
Сдобный и румяный масленичный блин

В этот день начинаются веселые игры, а за потеху и веселье угощают блинами. С утра девушки и парни приглашали друг друга покататься на горках. Здесь парни высматривали невест, а девушки поглядывали украдкой на суженых.

Есть старая русская игра "Золотые ворота", в нее-то мы и поиграем.

Проводится игра "Золотые ворота".

Половина участников игры встают в круг лицом к центру, подняв вверх сцепленные руки. Через эти "ворота" пробегает цепочка остальных игроков, взявшись за руки. При этом они обегают каждого из стоящих змейкой.

Стоящие произносят:

Золотые ворота пропускают не всегда:

Первый раз прощается,
Второй - запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!

На последней фразе опускают руки. Те, кто остался внутри круга, встают в него, увеличивая число "ворот". Не пойманные, восстанавливают цепочку и снова бегут. Два-три игрока, которых не поймали, считаются победителями. Запрещается останавливаться перед "воротами", боясь быть пойманными, нельзя расцеплять руки, нельзя заранее опускать руки (закрывать "ворота").

Ведущий:

Тут СРЕДА подходит - "ЛАКОМКОЙ" зовётся.
Каждая хозяюшка колдует у печи.
Кулебяки, сырники - всё им удаётся.
Пироги и блинчики - всё на стол мечи!

Среда - "Лакомка", готовили самые вкусные блюда и, конечно же, блины. Самым главным событием в этот день было посещение зятьями тещи, для которых она пекла блины и устраивала настоящий пир, если зять был по душе, разумеется

Конкурс "Определи крупу".

А сейчас я приглашаю представительниц от каждой команды двух (можно 4) девочек.Пришла ваша очередь показать себя.

На столе перед каждой участницей стоят мешочки с крупами: пшенка, горох, гречка, манка, перловка и т.д. Необходимо с завязанными глазами, не развязывая мешочка, определить, какая крупа находится в каждом мешочке. Победительницы получают призы

Ведущий:

А в ЧЕТВЕРГ - раздольный "РАЗГУЛЯЙ" приходит.
Ледяные крепости, снежные бои...
Тройки с бубенцами на поля выходят.
Парни ищут девушек - суженых своих.

"Разгуляй", "Перелом" - так называют четверг.

Чтобы помочь солнцу, катались на лошадях "по солнышку" (по часовой стрелке),исполняя различные обрядовые песни. Парни и девушки катались с горок в санях (демонстрация картины). Сани по этому случаю украшались цветными лоскутами, увешивали, бубенчиками. На лошадей, надевались расписные дуги. Парни демонстрировали свою удаль, лихо, запрыгивая в несущиеся сани. Главное мужское дело в этот день - оборона и взятие снежного городка. Как это проходило?

На реке взрослые и дети строили из снега и льда крепость с башнями, стенами и воротами. Внутри крепости помещалась "стража". Потом конные и пешие атаковали крепость: пешие лезли по ледяным стенам, а конные пытались прорваться через ворота. Стража крепости оборонялась метлами. После окончания боя победители и побеждённые вместе шли пировать.

А на картине какого художника запечатлен именно этот старинный русский обряд? Показ картины. (Ответ: В.И. Суриков "Взятие снежного городка".(ответившему правильно - приз).

Ведущий: Вот и я сейчас вызываю на бой добрых молодцев, чтоб померились они силой своей.

Проводится игра: "Петушиный бой".

От каждой команды выбирается по одному представителю. Рисуется круг, в который становятся два участника. Левой рукой нужно держать свою левую ногу, а правым плечом вытолкнуть противника из круга.

Ведущий:

ПЯТНИЦА настала - "ВЕЧЕРА у ТЁЩИ"...
Тёща приглашает зятя на блины!
Есть с икрой и сёмгой, можно чуть попроще,
Со сметаной, мёдом, с маслом ели мы.

"Тещины вечерки" наступали в пятницу. Зятья приглашали тещу на блины. Неуважение зятя к этому обычаю считалось бесчестием и обидой, и было поводом к вечной вражде между ним и тещей".

Ну а сейчас прошу подойти ко мне по одной паре от каждой команды. Девушка соответственно-"теща", юноша - "зять". Посмотрим, как у нас "теща" с "зятем" дружно живут.

Проводится игра "Три ноги".

Каждой паре связываются вместе ноги - правую ногу одного с левой ногой другого. Пара на трех ногах должна пробежать отмеченную дистанцию. Кто первый, тот и победитель. Объяснить детям понятия зять, золовка, тёща.

Ведущий:

Близится СУББОТА - "ЗОЛОВКИ УГОЩЕНИЕ".
Вся родня встречается, водит хоровод.
Праздник продолжается, общее веселье.
Славно провожает Зимушку народ!

Суббота - "Золовкины посиделки". В этот день молодая невестка; приглашала родню мужа к себе в гости Больше всего внимания и почестей оказывалось молодоженам. Традиция требует, чтобы они, нарядные, выезжали "на люди" в расписных санях, наносили визиты всем, кто гулял у них на свадьбе, торжественно под песни скатывались с горы. А для ребятишек продолжались масленичные забавы: катание с горок, игра в снежки, катание на лошадях.

Игра "Снежки"

Дети делятся на 2 команды. Каждая команда получает по ведёрку с шарами (или снежками из ткани). На небольшом расстоянии от команд ставятся пустые ведёрки. Даётся задание попасть снежком в пустое ведёрко. Команда, набравшая большее количество снежков считается победительницей. (За каждый снежок команда получает жетон.)

Ведущий:

ВОСКРЕСЕНЬЕ светлое быстро наступает.
Облегчают душу все в "ПРОЩЁНЫЙ ДЕНЬ".
Чучело соломенное - Зимушку - сжигают,
Нарядив в тулупчик, валенки, ремень...

Завершало Масленицу воскресенье - "Прощеный день". Родственники и друзья шли друг к другу с "повиновением", просили прощения за огорчения и обиды. Самым главным в этот день было восстановление хороших, добрых отношений. В воскресенье старались доесть все состряпанное на неделе. Угощали в этот день нищих, ходили на кладбище, оставляли на могилах блины и поклонялись праху родных ".

С утра ребятишки собирали дрова для костра жечь Масленицу.

Ельник, березник
На чистый понедельник!
Уж то ли дрова - Осиновы дрова,
Березовы дрова!Подавайте их сюда
На Масленицу, на горельщицу!

В воскресенье молодежь в санях с чучелом Масленицы ездила по улицам до темноты с песнями, с шумом, а поздно вечером подъезжала к приготовленному костру. У масленичного костра собиралось всегда много народу. С Масленицей прощались и в шутку, и всерьез. Подбрасывая солому в огонь, дети усердно повторяли: "Масленица, прощай! На тот год опять приезжай!"Мы катались с горы от зари до зари, А сегодня в воскресенье. Наше кончилось веселье!

Ведущий: Но мы не будем сжигать наших маслениц, они очень красивые получились.

Предлагаю написать записки с перечислением плохих дел, от которых хотели бы избавиться и сожжем их, чтобы наши плохие дела ушли, улетели вместе с дымом, и на их место пришли хорошие (дети пишут записки, складываем их в конверт).

Сжечь записки можно в любое время: после мероприятия, сразу после запечатывания конверта.

Прощай-прощай, Масленица, Ты прощай, прощай, широкая!

Ты пришла с добром, с хмельным пивом, вином, с блинами, пирогами, с оладьями.

А мы всю Масленицу прокатали, Дорогую свою потеряли.

Думали, будет она семь годков, А она погостила всего семь деньков!

Ведущий: Как у наших у ворот собирается народ. Собирается народ и ведёт свой хоровод. (Дети собираются в хоровод).

Ведущий: Жаль с Масленицей расставаться, да делать нечего. Пришла пора её провожать. Проводим?

Дети: Проводим!!

Ведущий: Ну, так повторяйте за мной. (Дети повторяют слова за ведущим).

Масленица - кривошейка
Нас кормила хорошенько
В масле мы каталися,
Блинами объедалися.
Под конец нас провела.
В закоулок завела
В закоулке Редькин хвост.
Впереди - Великий пост.
Масленица, прощай!
Быть назад не обещай!
Ляжет скатертью дорога
Вдаль от нашего порога.

В центр хоровода выходят девочки и поют частушки (прил.3).

Ведущий: А теперь все приглашаются на чаепитие. Настало самое время угоститься традиционным кушаньем Масленицы блинами.

Пышные гуляния Ярмарка венчает.
До свиданья, Масленица, приходи опять!
Через год Красавицу снова повстречаем.
Снова будем праздновать, блинами угощать

Все участники и гости уходят на чаепитие.

Во время чаепития можно загадать загадки (прил.3)

Заключительная часть

После мероприятия можно оформить мини - выставку "Масленица", с творческими работами учащихся, а также оформить газету "Наши посиделки" (прил.4).

Список литературы.

  1. Александровская М. Масленичные забавы // Дошкольное образование - 2008. -№3.
  2. "Клубный репертуар" №45-46/2006г, ноябрь
  3. Панкеев И.А. "Русские праздники", М., 1998г.
  4. "Энциклопедия детских праздников", М., Пилигрим., 1999г.
  5. "Дошкольное образование", №3 2008г.
  6. "Обруч" №1/2008г., январь.
  7. Сборник"Частушки",библиотека русского фольклора,М, 1990г.
  8. Снегирев И. М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды: Ч. 1 /Под ред. А. Г. Кифишина. - М.: Сов. Россия, 1990.-160с.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Копанская основная общеобразовательная школа

Россошанского района Воронежской области

Сценарий фольклорного праздника « Масленица »

подготовила

учитель начальных классов

Орищенко Елена Ивановна

Копанки 2014

Пояснительная записка

Сценарий мероприятия «Масленица» разработан с учётом специфики малокомплектной школы. Малочисленность школы требует проведения мероприятий со всем разновозрастным коллективом: участвуют ученики 1-9 классов. Материал для сценария подбирался с учётом возрастных особенностей всех учащихся.

Мероприятие направлено на приобщение учащихся, их родителей к традициям отечественной культуры, на развитие творческих способностей учащихся, совершенствование их исполнительских умений и навыков, на воспитание духовно-нравственных качеств: доброту, миролюбие, великодушие.

МАСЛЕНИЦА

Сценарий фольклорного праздника для учащихся малокомплектной школы.

Цель: расширять и углублять знания детей о фольклорном празднике, его значении и традициях празднования. Способствовать приобщению учащихся, их родителей к традициям отечественной культуры. Продолжать знакомить учащихся с малыми жанрами русского народного фольклора (частушками, потешками, поговорками, закличками и т.п.). Развивать творческие способности учащихся, совершенствовать их исполнительские умения и навыки. Воспитывать духовно-нравственные качества: доброту, миролюбие, великодушие, всепрощение.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций народных гуляний, знакомство с утварью быта крестьян прошлого века. Слушание русской народной музыки Разучивание с детьми частушек, поговорок, стихов, песен, игр, хороводов. В школе в день проведения Масленицы родителями пекутся блины для всех детей.
Материалы и оборудование: яркие русские народные костюмы (их элементы) для детей и взрослых, русские народные инструменты, маски с названием каждого дня масленичной недели.

Ход праздника.

Под весёлую плясовую музыку выбегают двое зазывал.

1-й зазывала: Эй, веселей собирайся, народ!
Нынче масленица в гости идет.
Спешите, спешите, спешите!
Друзей с собой захватите!

2-й зазывала:
Тары-бары, тары-бары!
Выходите во дворы!
Будем пляски начинать,
Будем масленицу встречать.

Звучит музыка, дети входят в зал, который оформлен по-весеннему. В стороне - столики, накрытые расшитыми полотенцами, на них блины. 1 ребёнок
Ой да Масленица на двор въезжает,
Широкая на двор въезжает!
Ой да Масленица, погости недельку,
Широкая, погости другую!
2 ребёнок
Масленица бывает в конце февраля - начале марта. Ее празднуют в течение недели. Народ шумно, разгульно и весело провожает зиму. На Масленицу устраиваются катания с ледяных гор, кулачные бои, катания на тройках, сытные застолья, обязательно с блинами. А что вы знаете о Масленице?

Выходят ученики старших классов и рассказывают про Масленицу: 1-й ребенок.
Масленица начинается в понедельник, который называется встреча. В этот день встречают Масленицу, наряжают куклу-чучело, строят снежные горы.
2-й ребенок.
Вторник - заигрыши. Строят снежные и ледяные крепости, скоморохи поют свои частушки.
3-й ребенок.
Среда - лакомка. В этот день зятья - папы - приходят на блины к тещам - маминым мамам.
4-й ребенок.
Четверг - разгул, самый веселый день. Возят чучело на колесе, катаются, песни поют, начинают колядовать.
5-й ребенок.
Пятница - тещины вечерки. Теперь уж зять тещу к себе приглашает, блинами угощает.
6-й ребенок.
Суббота - золовкины посиделки. Невестка дарит золовкам (сестрам мужа) подарки. В этот день сжигают чучело Масленицы и окончательно прощаются с зимой. Пепел развеивают по полю, чтобы был хороший урожай.
7-й ребенок.
Последний день Масленицы - прощеное воскресенье или проводы. Заканчивается гулянье, на ледяных горках разводят костры, чтобы лед растопить, холод уничтожить. Прощения просят, милосердные дела творят.

Под весёлую плясовую музыку выходят зазывалы

1 зазывала: Я на масленице бывал,
Чего там только не видал!
2 зазывала: Сколько плясок, сколько шуток
И веселых прибауток!
1 и 2 зазывала хором: Эй, девчушки-веселушки,
Спойте звонкие частушки!

Исполняются масленичные частушки

Мы при всём честном народе
Вам частушки пропоём,
Зиму-матушку проводим
И весну встречать начнём.

Мы на масленой неделе
Праздник не нарушили,
Всё друзья плясали, пели,
Мы блиночки кушали!

В маскарадном хороводе
Закружился стар и млад,
А у Лизы и Володи
От конфет глаза горят.

В нашем классе кулинарки
Ловкие, умелые!
Все в нарядных платьях ярких,
А блины горелые!

Все девчонки в ночь гадали,
Дружно кинули башмак.
Мишке в голову попали,
Во весь лоб теперь синяк!

Мы мороза не боимся,
Нынче Маслену сожжём.
Хорошо повеселимся
С ярким, радужным огнём.

На весёлой русской тройке
Прокатились мы друзья.
Сбив в пути корову Зорьку,
Слёзы лили в три ручья.

Песни петь боюсь немножко,
Хоть и громко я пою.
Друг мой пляшет под гармошку
Я как вкопанный стою.

Бой снежками не на шутку,
Катя громче всех ревёт:
Ей снежок попал под шубку,
А второй в открытый рот.

25 блинов здоровых
Съел я за один присест.
И теперь на брюках новых
Не найдёте чистых мест.

На санях с высоких горок
Девочки катаются,
Ну а мальчики обжоры
Животами маются.

Мы Маслёну-хохотушку
Проводили на покой.
А теперь Весну-подружку
С солнцем встретим за рекой.

Мы пропели вам частушки,
До чего же хороши!
Вы похлопайте в ладошки
В благодарность от души!

Ученики начальных классов читают стихи.

1. Солнце радостно играет,

Под санями снег хрустит,

С колокольчиком веселым

Тройка резвая летит.

Кучер тройку подгоняет:

«Гей, ходите веселей!»

А в санях смеётся звонко

Стайка радостных детей.

2. Вдруг гармошка заиграла.

Хочешь, пой или пляши,

Ведь на Масленицу люди

Веселятся от души!

На столах высокой горкой

Возвышаются блины.

Со сметаной, на морозце

До чего ж они вкусны!

А на площади народу!

Гляньте, чучело сжигают!

Так прощаются с зимою

И весну-красну встречают.

3. Масленица шумная,

Праздник удалой!

В этот день прощаемся,

Зимушка, с тобой.

И сжигаем чучело

Снега, холодов,

Чтоб весна-красавица

К нам вернулась вновь.

4. Круглые, как солнышко,

Мы блины едим.

С ветерком, на саночках,

Как стрела летим.

До свиданья, - крикнем мы, -

Зимушка–зима!

Уходи, пожалуйста,

Поскорей сама!

5. Широкая масленица, мы тобою хвалимся,
На горах катаемся, блинками наедаемся.
Тин-тинка, подай блинка,
Оладушка-прибавушка, масляный кусок!

Исполняется русская народная песня «Блины».

1 зазывала

Молодцы, ребята, много вы знаете про Масленицу.
А теперь давайте поиграем!

Проводятся игры.

Игра «Золотые ворота». Сначала для игры выбираются двое игроков, которым нужно стать друг напротив друга, взяться за руки и поднять их вверх. Получаются своеобразные ворота. Остальные дети становятся в ряд и кладут руки на плечи впереди идущему или берутся за руки. Эта цепочка должна пройти под «воротами», пока двое детей, изображающих ворота, будут говорить такие слова: « Золотые ворота пропускают не всегда! Первый раз прощается, второй - запрещается, а на третий раз не пропустим вас! ». После этих слов дети, изображающие ворота, опускают руки, и тот, кто оказался пойманным, тоже становится «воротами». Игра продолжается до тех пор, пока все дети не станут изображать «ворота».

Игра «Заря». Эта игра также восходит к старинным славянским развлечениям для детей. Для подготовки вам понадобится голубая атласная ленточка. Дети становятся в круг и прячут руки за спину. Один ведущий, «заря», в это время берет ленточку, ходит за спинами стоящих в кругу и говорит: « Заря-зарница красная девица по полю ходила, ключи обронила, ключи золотые, ленты голубые, кольца обвитые - за водой пошла! ». Как только будут произнесены последние слова, «заря» незаметно кладет на плечо одному из участников круга ленточку, а участник должен быстро ее схватить. После выбранный участник и «заря» должны разбежаться в разные стороны по кругу и первым успеть занять освободившееся место. При этом пересекать круг нельзя, а стоящие в кругу участники должны стоять неподвижно.

Игра «Летела корова»
Для этой игры вам понадобится как минимум 5 участников. Все становятся в круг и соединяют руки: ладонь правой руки каждого игрока должна лежать горизонтально, сверху ладони игрока, стоящего справа. На ладони левой руки каждого игрока сверху должна лежать ладонь соседа слева. Далее игроки по очереди хлопают по рукам соседа (правой рукой по ладони соседа слева) и произносят считалку (каждое слово следующий игрок): «летела корова, ляпнула слово, какое слово сказала корова?» Тот игрок, на котором считалка заканчивалась, называет любое слово – например, «солнце». Дальше «хлопанье» продолжается, но называются буквы – С-О-Л-Н-… и так далее, до последней -Е. Игрок, называющий последнюю букву, при хлопанье должен ударить по ладони соседа. Задача соседа – отдернуть руку ДО того, как по ней ударили, но не раньше, чем произносится буква.

1 зазывала :Ты прощай, прощай, прощай,
Наша Масленица!
Ты не в среду пришла и не в пятницу.
Ты пришла в воскресенье,
Всю неделю веселье!
2 зазывала: Ты пришла с добром,
С сыром, маслом и яйцом!
Со блинами, с пирогами,
Да с оладьями!
Дети. (хором)
Масленица, прощай!
А на тот год опять приезжай!
Звучит музыка. Дети угощаются блинами.

Использованная литература:

    Сценарии школьных праздников: внеклассная работа 1-4 классы: учебно-методическое пособие /сост. Е.М.Тихомирова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Экзамен», 2009. – 318 с.

    Жиренкко О.Е., Каминова Т.И. Праздники в начальной школе./ Т.И. каминова, О.Е. Жиренко. – Воронеж: ВОИПКиПРО, 2010.-114 с.

    Праздники школьного календаря /авт.-сост. М.А. Киреева, И.В. Захаров. Н.Н. Деменева. – Волгоград: Учитель, 2008.-143 с.

Интернет-ресурсы:

    http://www. solnet.ee