Организация работы по духовно- нравственному воспитанию в малокомплектной сельской школе. Работа по духовно-нравственному воспитанию в начальной школе Формы работы с детьми по духовно нравственному

Эффективные формы воспитательной работы педагогов по духовно-нравственному воспитанию.

Груббе Л.О.

учитель начальных классов

«Научить человека быть счастливым нельзя,

но воспитать его так,

чтобы он был счастлив, можно.»

Макаренко А.С.

Одной из важнейших проблем современности является духовно-нравственное развитие личности. А это требует вечного поиска взаимообогащения доброты, истины, красоты в человеке. Вера в ученика способна породить творчество учителя, и в совместном поиске учитель и ученик поднимаются к тайнам духовно-нравственного восхождения, которые определяются через категории «смысл» и «цель».

Когда же начинается духовно-нравственное воспитание человека? Начинать такое воспитание нужно с самого рождения. Ребенка надо окружить атмосферой доброжелательности и любви, добросердечности и чистоты отношений как в семье, так и в школе. Стремление осознания явления духовности приводит нас к идеи культуры. Культура затрагивает весь внутренний и нравственный мир ребенка – устремленность в будущее, ценностные ориентиры, интересы и потребности, чувства и разум. Сообразно с ними человек действует во всех сферах жизни, что определяет его социальную и нравственную зрелость, т.е. духовную зрелость. Чертами характера такого человека являются душевность и доброта, любовь и сострадание, вера в будущее и творческий труд для процветания Отечества. Правдивость и честность, справедливость и почтение к старшим, готовность служить во благо других – эти качества человека являются лучшим мерилом его духовности.

Именно здесь мы подходим к важнейшей категории воспитания – духовно-нравственному здоровью, которое возможно, если в воспитательном процессе классный руководитель соблюдает следующие этапы:

    развитие эмоциональной сферы (воспитание нравственных чувств);

    этическое просвещение (формирование нравственного сознания);

    практическая деятельность этической направленности (воспитание устойчивых навыков нравственного поведения).

Я, как классный руководитель и учитель преподающий такие предметы, как «Основы духовно-нравственной культуры народов России» и «Основы мировых религиозных культур», в своей работе по организации деятельности учащихся опираюсь на следующие принципы:

    Открытость (совместное планирование – классный руководитель+воспитанники+родители).

    Привлекательность будущего дела (увлечь детей конечным результатом)

    Деятельность ( активное участие в мероприятиях )

    Сотворчество (право выбора партнера по выполняемому делу)

    Успешность (отмечать реальный успех)

Исходя из этого, я использую различные педагогические средства:

Индивидуальная педагогическая поддержка;

Соуправление и элементы самоуправления;

Групповая деятельность;

Погружение в культуру;

Взаимодействие личности в образовательной среде школы и с окружающим социумом;

Художественно-эстетическая жизнедеятельность;

Традиции.

Важное в работе по воспитанию нравственности – это пробудить внутреннюю активность личности как субъекта самопознания, саморазвития, самосовершенствования в деятельности, отношениях, общении.

Работу с учениками по духовно-нравственному развитию я строю по следующим направлениям:

    Духовное

    Культурно-эстетическое

    Социальное

Духовное направление

Посещение РДК Кормиловского, наших музеев, выставок обогащают нравственный мир школьников, развивают эстетический вкус. Участие в различных конкурсах, спектаклях делает детей более раскованными и культурными в общении. Многие раскрывают в себе таланты как артиста, чтеца, певца, рассказчика и другие. Перечисленная деятельность формирует нормы и правила поведения, расширяет нравственные представления.

Процесс культурно-эстетического воспитания и развития характеризуется многоплановостью. Остановлюсь на одной из форм работы в этом направлении – классном часе. На классных часах обсуждаются проблемы трудолюбия, бережливости, вежливости, доброты, взаимопомощи и другие. Они имеют целью обогатить моральными представлениями, ознакомить с правилами поведения, поупражнять в культуре поведения. У детей вырабатывается оценочное отношение к своему поведению, к поступкам других людей.

Работая в социальном направлении, я стараюсь готовить своих воспитанников взаимодействовать друг с другом в различных жизненных ситуациях, брать на себя ответственность, успешно работать в группе, взаимодействовать с другими людьми.

Великодушный, верный в своих чувствах и отношениях;

вежливый, мягкий в обращении;

добродушный по характеру;

доброжелательный, ласковый по отношению к людям;

жалостливый, заботливый, внимательный, выражающий участие;

миролюбивый, милосердный, готовый помочь другому.

К другим людям

Прием в доме путника, неожиданно приехавших родственников или друзей; помощь и оказание моральной поддержки больному, пострадавшему, ближнему; умение прощать обиду и отсутствие злопамятности;

прощение ошибок ближнему.

Активный, энергичный;

добросовестный, исполнительный, честно выполняющий свои обязанности;

усердный, старательный, обладающий сноровкой;

основательный, трудолюбивый, способный к труду и любящий работать;

усердный, хозяйственный.

К труду

Посильное участие в создании достатке в семье;

понимание ценности труда;

почтительное отношение к земле, к хлебу, к труду человека.

Исполненный чувства собственного достоинства;

самобытный, не похожий на других.

К самому себе

Честное исполнение взятых на себя обязательств;

не дать повода для оскорбления;

соблюдение моральной чистоты.

Таким образом, сущность духовно-нравственного воспитания в формировании и развитии у воспитанника качеств, которые проявляются в системе ценностных отношений и выражаются в действиях, поступках, суждениях, оценках.

Однако, учащиеся усваивают теоретические нормы морали, но не все воплощают в ежедневной деятельности. Следовательно, можно обозначить следующее противоречие между полученными знаниями и проявлениями их в окружающей среде (улица, семья и прочие общественные места). Над этой проблемой необходимо работать и в дальнейшем.

Через учебную деятельность (решение воспитательных задач на каждом уроке).

    Через внеклассную и внеурочную деятельность:

    факультативные занятия, кружковая работа;

    беседы, классные часы нравственного и духовного содержания.

    проведение совместных праздников;

    экскурсии, целевые прогулки, игры духовно-нравственного содержания;

    просмотр слайдов фильмов, видеофильмов, использование аудиозаписи и технических средств обучения;

    конкурсы, викторины, праздники, выставки детского творчества, творческие вечера, тематические утренники;

    деловые и ролевые игры, проигрывание ситуаций, дискуссии;

    моделирование, проектирование;

    встречи с интересными людьми;

    коллективные творческие дела учащихся;

    рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей;

    презентация книг духовно-нравственного воспитания;

МДОУ детский сад N4 г.Кола Мурманской области

Система работы по духовно-нравственному воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста

Казакова Валентина Владимировна

Воспитатель

Алтынбаевой Ольге Генадьевна

Воспитатель

Добрецова Оксана Александровна

учитель-дефектолог

Система работы по духовно-нравственному воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста.

Номинация: духовно-нравственное и гражданское воспитание детей.

Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.

Именно поэтому в настоящее время крайне важно создать нормально функционирующую систему духовно-нравственного воспитания в дошкольных учреждениях, систему, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития личности ребенка и направленную на развитие телесно, душевно (психически) и духовно здорового человека.

Возникает проблема: как сделать так, чтобы ребенок был внутренне свободным, а внешне воспитанным? Если мы хотим, чтобы в будущем дети любили свою страну и стремились сделать жизнь в ней лучше, необходимо заложить основу для этой любви. Ребенок, прежде всего, должен узнать то лучшее, чего достигли его соотечественники и понимать, что эти достижения – результат труда отдельных людей в разных сферах.

Что может заинтересовать ребёнка? Наша многовековая история и культура. Терпение, доброта, щедрость, милосердие, стремление к духовности – вот то, что всегда лежало в основе быта и традиций русского человека.

Крылатая фраза «Все начинается с детства» - как нельзя больше сочетается с данным вопросом. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и родные напевы, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы.

«Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина». В.А.Сухомлинский.

В нашем образовательном учреждении не первый год ведется работа с детьми по духовно-нравственному воспитанию, ближняя цель которой- заложить основы правильного восприятия мира, чувства сострадания, милосердия, доброго общения, а дальняя цель– воспитание будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, уважающими культурное, историческое прошлое и настоящее родной страны.

Для достижения этих целей мы решаемследующие задачи:

1. Воспитывать позитивное отношение детей к окружающему миру, другим людям и самому себе.

2. Закреплять умение сочувствовать, проявлять отзывчивость и справедливость.

3. Обогащать словарь детей формулами словесной вежливости (приветствие, прощание, просьбы, извинения).

4. Дать элементарные представления об истории человечества через знакомство с произведениями искусства, игрой, фольклором и продуктивными видами деятельности.

5. Расширять представление о формах традиционного семейного уклада.

6. Развивать уважительное отношение к труду близких взрослых.

7. Учить чувству ответственности за свои дела и поступки.

Воспитательная система, сложившаяся в ДОУ по духовно-нравственному развитию личности дошкольника, содействует целостному духовно–нравственному и социальному развитию, формированию внутреннего мира и направлена на развитие нравственной позиции ребенка.

Подходы воспитательной системы:

- содержательный компонент - овладение детьми, доступных возрасту, объёмом представлений и понятий об окружающем мире: социальном устройстве общества, жизни народа, истории страны, культуре, традициях народа, природе родного края;

- эмоционально-побудительный - переживание личностью положительного эмоционального отношения к усваиваемым знаниям, окружающему миру, проявление интереса к этим сведениям, потребности расширить свой кругозор, стремления участвовать в общественно полезном труде;

-деятельный компонент - реализация эмоционально прочувствованных и осознанных знаний в деятельности, наличие комплекса нравственно-волевых качеств, развитие которых обеспечивает действенное отношение к окружающему.

Принципы реализации работы:

Принцип энциклопедичности (у ребёнка формируются представления и знания обо всём, что его окружает);

Принципкультуросообразности (учёт национальных ценностей и традиций в образовании);

Принцип систематичности, последовательности, преемственности в обучении. При соблюдении данного принципа можно достичь положительного результата в работе;

Принцип результативности. Предполагает обязательность общения воспитателя с ребенком, выяснения того, что и как он понял, почувствовал. С этой целью педагоги разрабатывают анкеты, тесты;

Принцип развития самоценных форм активности. В соответствии с этим принципом наши воспитанники получают возможность познавать мир через те виды деятельности, которые для них наиболее привлекательные.

Срок реализации : 1 год.

Ожидаемые результаты:

В результате реализации работы у воспитанников сформируются следующие представления:

· о семейных традициях, об особенностях семейных отношений;

· о духовных и нравственных ценностях;

· о ценностном отношении к здоровому образу жизни, к окружающему их миру;

· об истории и культуре своей страны;

· научатся беречь и поддерживать красоту;

  • проявлять сострадание, сочувствие, сопереживание.

В ходе решения поставленных задач по духовно-нравственному воспитанию детей,мы организуем их через следующие формы воспитательно-образовательного процесса:

  • Организованная образовательная деятельность.

Ø Досуги, развлечения.

Ø Экскурсии.

  • Конкурсы, выставки.

Формы работы по духовно-нравственному воспитанию:

Цикл занятий под названием «Уроки доброты», целью которых является воспитание нравственных ценностей и познание самого себя в мире людей;

Знакомство с календарными православными и народными праздниками и проведение некоторых из них (Рождество Пресвятой Богородицы, Рождественские Святки, Масленица, Пасха, Благовещение, Троица);

Тематические выставки детского творчества;

Знакомство детей с жизнью православных святых и защитниках земли русской, как пример высокой духовности и нравственности;

Экскурсии в храм с целью ознакомления с особенностями архитектуры, внутренним устройством, иконографией;

Экскурсии на природу (красота Божьего мира);

Слушание колокольной и духовной музыки на тематических музыкальных занятиях с использованием соответствующих записей;

Постановки сценок на нравственные темы (о прощении, о трудолюбии, об уважении старших).

Мы используем различные виды деятельности и формы работы с детьми, но самым главным для нас остается эмоциональное воздействие на их чувства. Духовно-нравственное воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Развитие духовно-нравственных чувств начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. (Тематика занятий: «Мать и дитя», «Семья, дом», «Послушание и непослушание», «О дружбе и друзьях», «Кто мой ближний?», «Жадность и щедрость», «Правда и ложь», «Как мы ходим в гости?», «Совесть», «Благодарность», «Вечность»,«Зависть», «Милосердие, сочувствие», «Трудолюбие», «Скромность», «О дружбе мальчиков и девочек», «Храбрость и трусость», «Добрые слова и добрые дела», «Книги - наши друзья», «Бедность и богатство»).

Известно, что в дошкольном возрасте наиболее близкой и понятной для ребёнка деятельностью является игра. В работе с детьми мы используем коллективные игры-занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки, игры-сказки, сюжетно-ролевые игры. При помощи игры можно решать самые разные коррекционные задачи: одна и та же игра для одного ребёнка может быть средством преодоления страха, повышения самооценки; для другого - средством оказания тонизирующего эффекта, для третьего - школой развития нравственных чувств, гуманных отношений со сверстниками. Мы проводим такие игры и упражнения: «Поприветствуем друг друга»; «Подбери картинку к «хорошо» и «плохо»»; игра «Гость - хозяин»; «Ты в театре»; «Разговор по телефону»; «Нарисуй подарок другу (маме…)»; «На дне рождения»; «Именины»; «Если другу плохо…»; «Учимся общаться…» (закончи фразу).

В своей работе особое внимание уделяем играм-драматизациям. Выбираем сказки такой направленности, которые воспитывают в детях нравственные качества. Дети старшего дошкольного возраста участвуют в драматизации любимых сказок, вовлекая малышей в различные игровые моменты.

Одним из важных средств духовно-нравственного воспитания является система праздников.Государственные праздники проходят торжественно, несут в себе ярко выраженные образовательные задачи. Народные же праздники имеют больше воспитательный характер, поэтому проходят ряженьем, разыгрыванием ролей, чаепитием. Например, нашим детям очень нравится отмечать праздник Масленицы, которая ежегодно проводится в стенах детского сада. Пасха проходит в форме познавательного путешествия. Мы рассказываем детям историю праздников, сопровождая рассказ видеорядом (иллюстрации, презентации).В рождественскую неделю дети рядятся в костюмы. У детей формируется уважение к фольклору, к истокам народной культуры.

1. И.Н. Красноштанова., БДОУ г. Омска «Детский сад №56 комбинированного вида»

Нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы.

В связи с низким уровнем духовной культуры общества в целом, а также с тем, что понятие о нравственности в сознании современного человека становится всё более размытым, особую актуальность приобретает воспитание нравственной культуры дошкольников.

Дошкольное детство - это так называемый «доморальный» уровень, когда происходит формирование первичных представлений о нравственных нормах и в сознании ребёнка возникает сеть словесно-образных ассоциаций. У детей начинают вырабатываться первые моральные суждения и оценки, формруется первоначальное понимание общественного смысла нравственной нормы, поведение ребёнка ничинает опираться на нравственную норму. Именно в этот период появляются предпосылки для нравственного воспитания детей....читать полностью

2. Л. В. Мазур., БДОУ г. Омска «Детский сад №361»

Воспитание миролюбия у старших дошкольников средствами краеведческого материала в системе ДОУ.

Омская область является полиэтническим, поликонфессиональным, поликультурным субъектом РФ. Первая среда научения общению дошкольников это семья, группа сверстников. Этнический состав воспитанников возрастных групп разнообразен. Эту данность дети начинают различать не сразу и при непосредственном участии нас, взрослых.

Наличие терпеливого педагога, родителя есть необходимое условие становления личности дошкольника. В диалоге с семьей основа принцип позитивности. Для формирования у воспитанников доверия к взрослым, чувства собственного достоинства считаем важным трансляцию уважительного отношения участников образовательного процесса друг к другу, сотрудничество. По отношению к дошкольному возрасту как начальному этапу формирования личности человека принцип позитивности это: позитивная установка на широкое общее культурное развитие ребенка, всех его потенциальных возможностей и способностей; раскрытие перед ребенком его собственных возможностей в различных видах деятельности....читать полностью

3. Сопова О.В., БДОУ г.Омска «Детский сад комбинированного вида № 87»

Развитие у детей доброжелательных отношений в игровой и образовательной деятельности, как средство духовно-нравственного воспитания

Нравственный и творческий потенциал, необходимый для построения гармоничного и миролюбивого сообщества, закладывается с детства. Поэтому мы должны сосредоточить наши усилия на развитие в детях доброжелательных отношений к окружающим, умению помогать людям и быть счастливыми при этом.

Уважение, забота, внимание к людям, к их нуждам и самочувствию не могут возникнуть у маленького ребенка сами по себе в ответ на заботу и любовь, проявляемые по отношению к ним со стороны других людей. Нельзя рассчитывать на то, что если ребенок является свидетелем добрых отношений людей, то и сам станет поступать так же. Этого мало. Пассивное воспитание примера не может создать у ребенка стремление к подражанию. Добрые чувства надо пробуждать....читать полностью

4. Цырульникова А.Ю., БДОУ г. Омска «Детский сад №283 комбинированного вида»

Знакомство старших дошкольников с русской народной культурой средствами малых фольклорных форм.

По утверждению А.И.Арнольдова, Н.П.Денисюка, Л.А.Ибрагимовой, А.И.Лазарева, В.М.Семенова, приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности. Так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.

Стоит вспомнить, что « любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству», так писал академик Д. С. Лихачёв...читать полностью

5. Е.В. Афошина, Е.В. Нечипоренко, БДОУ г. Омска «Детский сад № 344»

Организация духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Духовно-нравственное воспитание ребёнка - один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающим поколением и претворение в практическое действие высших духовных ценностей. Духовно-нравственные ценности развиваются у детей в процессе взаимоотношений их с взрослыми и сверстниками. К сожалению, в современном обществе у большинства людей материальные ценности доминируют над духовными. В свое время ещё Люк де Клапье Вовенарг говорил, есть люди, которые относятся к нравственности, как некоторые архитекторы к домам: на первый план ставится удобство...читать полностью

6. Белов С. А., ФГБОУ ВПО «Омский государственный технический университет».

РОЛЬ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Никто не будет отрицать, что формирование личности у подрастающего поколения всегда было и остаётся одной из важных задач всего общества и в частности педагога и преподавателя непосредственно участвующих в процессе воспитания и обучения.

Стремясь к достижению гармонии в образовании и воспитании повсеместно во все века, независимо от характера приобретаемых специальных знаний и умений в школах и университетах преподавались основы рисования, музыки и хореографии. А с приобретением человечеством книг Библии и особенно Евангелия во главу угла был поставлен «Закон Божий», дающий учащимся правильное самосознание себя как человека созданного по образу и подобию Божьему и миропонимание земной жизни и жизни вечной.

Всем известно, что любая наука или знание до тех пор имеет логику, пока находится в определённой системе координат земного бытия. За гранью земной жизни в мире не видимом, земные науки не представляют ни какой ценности и теряют всякий смысл....читать полностью

7. Глухова И.В., Манойло И.Н., Бюджетное образовательное учреждение Омской области среднего профессионального образования «Омский автотранспортный колледж»

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание студентов в рамках реализации социального проекта «Святая память»

Святая память… Она не только в местах, возрожденных из пепла забвения. Память, прежде всего, в сердцах и руках тех, кто помогает ее вернуть потомкам и современникам, не позволяет забыть о себе.

Возрождение и очищение наших душ начинается с возведения православных храмов на Руси. Любовь, милосердие, сострадание и добродетель - эти духовные ценности, всегда отличающие россиян, подвигают нас на добрые дела.

В современных условиях воспитание подрастающего поколения является главным социальным и государственным приоритетом, что закреплено Законом РФ «Об образовании». В данном документе определен результат воспитательного процесса: выпускник образовательного учреждения - гражданин-патриот, профессионал-работник, семьянин-родитель.

Но как этого добиться, когда вокруг наблюдается распад духовных и нравственных ценностей, падение чувства национальной гордости, ослабление патриотических настроений среди молодежи?....читать полностью

8. Еремеев А.В., Омский государственный университет им. Ф.М.Достоевского

Cовременные эволюционные теории и христианское видение мира.

Вопрос о возможности эволюционного возникновения биологического мира во всей его сложности и разнообразии давно стоит на повестке дня в диалоге науки и религии. По мнению Ч. Дарвина, суть теории эволюции посредством естественного отбора состояла в том, что она давала объяснения существования сложных адаптаций, отличные от чудотворных. При этом Ч. Дарвин писал: «Если бы возможно было показать, что существует сложный орган, который не мог образоваться путем многочисленных последовательных слабых модификаций, моя теория потерпела бы полное крушение». По сути, здесь ставится вопрос о существовании сложных биологических систем с большим числом взаимодействующих компонент, таких что каждая компонента не выполняет какой-либо полезной функции в отрыве от системы. Для характеризации таких систем известный специалист по микробиологии М. Бихи ввел термин система с неснижаемой сложностью и рассмотрел три примера: бактериальный жгутик, свертывание крови и иммунную систему...читать полностью

9. Исаханян Т.В., БДОУ г.Омска «Детский сад компенсирующего вида № 400», Сало Е.Б. БДОУ г.Омска «Детский сад № 365»

Влияние музыки на духовно-нравственное развитие личности детей старшего дошкольного возраста, музыкально-психологическое воспитание и сотрудничество с семьей.

Музыка - воспитатель души. Во все времена высоконравственные личности наиболее близки к искусству, в том числе - к музыке. Можно перефразировать известную поговорку: «Скажи мне, какую музыку ты слушаешь, и я узнаю, насколько ты воспитан». Проблема нравственности существует во все времена. В сегодняшней России важно восстановление личности, чтобы духовные ценности стали превыше материальных. Основы закладываются в дошкольном возрасте - это период активной социализации ребенка, вхождение в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитания духовности, а духовность - основополагающее условие для развития творческой и инициативной личности. Чтобы у детей были представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости. Доброе, разумное, бережное отношение к миру не появляется само по себе: его надо формировать, взращивать, лелеять на понятном, близком, доступном по содержанию материале....читать полностью

10. Левшина Н. С., БОУ города Омска «СОШ №41».

Проектно-исследовательская деятельность школьников в БОУ города Омска «СОШ №41» на внеклассных занятиях по духовно-нравственной культуре.

Исследовательская и проектная деятельность учащихся являются результативным способом достижения одной из важнейших целей образования: научить детей самостоятельно мыслить, ставить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей; уметь прогнозировать вариативность результатов.

Следует отметить также ценностную установку на истину в исследовательской деятельности; её конструктивно-деятельностный, а не декларативный характер, её главная цель - установление истины, «того, что есть».

Проектно-исследовательская деятельность, посредством которой происходит интериоризация духовных ценностей подростков, нами организована с 2004 года на внеурочных занятиях по духовно-нравственной культуре, а затем и в рамках деятельности школьной площадки Интел «Путь к успеху. Учимся с Интел», тьютором которой с 2008 года является автор данной работы. Программа «Учимся с Intel» была разработана первоначально для того, чтобы помочь детям, которые не имеют постоянного доступа к компьютерам, не только приобрести основные навыки работы на компьютере, но и работать в команде, научиться решать различные проблемы совместно с другими людьми, используя навыки критического мышления...читать полностью

11. М.А. Грабар, казенное образовательное учреждение Омской области «Средняя школа № 3 (очно - заочная)».

Духовно - нравственное развитие педагога как основа его профессиональной культуры.

«Всякая программа преподавания, всякая метода воспитания, как бы хороша она ни была, - пишет К.Д. Ушинский, - не перешедшая в убеждение воспитателя, останется мертвой буквой, не имеющей никакой силы в действительности… Нет сомнения, что много зависит от общего распорядка в заведении, но главнейшее всегда будет зависеть от личности непосредственного воспитателя, стоящего лицом к лицу с воспитанником: влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которой нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений. Многое, конечно, значит дух заведения; но этот дух живет не в стенах, не на бумаге, но в характере большинства воспитателей и оттуда уже переходит в характер воспитанников».

Подобное воспитывается подобным. Личность ученика может воспитать только личность учителя. Кто такой Педагог? Он отнюдь не «урокодатель». Он - просветитель, наставник, духовник и друг. Таковы лучшие учителя. Таков идеал педагога, взращивающий, назидающий и укрепляющий юную душу, ведущий ее к высоким целям....читать полностью

12. Макуха Е.А. БДОУ г. Омска "Детский сад № 247 комбинированного вида"

Использование жанра поэтической молитвы в духовно-нравственном воспитании дошкольников.

Исторически сложилось, что современное общество отодвинуло религиозную сторону своей жизни на задний план. Над духовной жизнью человека тяготеют продовольственные и жилищной проблемы. Всё это неуклонно ведёт к вырождению общества, к пассивности в противостоянии наступлению бездуховности. Данная проблема все больше и больше привлекает к себе внимание. Так в новом законе 273-ФЗ «Об образовании в РФ», вступившемв силу с 1 сентября 2013 года, впервые появляется статья 87 об особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, особенности получения теологического и религиозного образования. Но изучение религии и вера в Бога - это не равнозначные понятия...читать полностью

13. Суркова Г.В., БОУ г. Омска «Гимназия № 12» имени Героя Советского Союза В.П. Горячева.

CОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В РЕАЛИЗАЦИИ КУРСА ОРКСЭ

Мы хотим представить результаты взаимодействия методического объединения учителей курса ОРКСЭ САО г. Омска с социальными партнерами. В 2013 г. мы участвовали в городском конкурсе инновационных проектов, стали победителями и получили поддержку от Департамента образования Администрации города Омска на осуществление методической поддержки в образовательных учреждениях САО на базе тьюторского центра БОУ г. Омска «Гимназия № 12». Составлен календарный план работы центра, с которым слушатели были ознакомлены на первом заседании...читать полностью

14. Тагильцева И.М. Сибирский казачий институт технологий и управления (филиал) ФГБОУ ВО МГУТУ им. К.Г. Разумовского (Первый казачий университет).

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВНЕДРЕНИЯ КАЗАЧЬЕГО КОМПОНЕНТА В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой справедливо оценил роль казачества в истории России, отметив, что «казачество создало Россию» . Большие надежды связываются с казачеством и на современном этапе развития нашей страны. Закономерно, что президент Путин В.В. инициировал разработку стратегии развития российского казачества до 2020 г., которая стала руководством к действию заинтересованных в развитии казачества сторон. Одной из таких заинтересованных сторон является Сибирский казачий институт технологий и управления (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского (Первый казачий университет)», интегрирующий программы среднего и высшего профессионального образования, по которым обучается свыше 3000 студентов. Девиз нашего вуза отражает его целевую установку: «Образование высшего качества для успеха страны и поддержки казачества»....читать полностью

15. Фалалеева И. А., федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС).

Из истории первых библиотек на Руси.

Появление книги и библиотеки на Руси связано с принятием христианства и относится к концу IX- Xв.

"С первых моментов появления книги на Руси, она имела важное значение. Древняя Русь прокладывала свой путь к цивилизации, опираясь, прежде всего, на книгу. Христианство распространялось на Руси с помощью книги, воспитавшей собственных пророков и ревнителей христианской веры, учивших народ живым примером. Через книгу знакомились русские люди с жизнью и преданиями западных стран, «включенные в книжные свитки западные и византийские сочинения становились органической частью свода древнерусской литературы» .

Один из первых «книжных» людей древней Руси, предположительно преподобный Никон Великий, писал уже о князе Владимире как об основателе книжного образования и знания на Руси, который «вспахал» книжным просвещением сердца своих подданных: «Отец бо сего, Володимер, землю взора (взорал - вспахал) и умягчи, рекше (то есть) Крещеньем просветив. Съ (сей) же насея книжными словесы сердца верных людий. Се бо суть реки, напояюще Вселеную, се суть исходища (источники) мудрости; книгам бо есть неищетная глубина»...читать полностью

16. Хомякова А.Е., БОУ СПО ОО ККИИ

Воспитание души - истинная цель учебно-воспитательной деятельности педагога (к вопросу о русском национальном характере на фоне реалий ХХ1 века).

Особенности социокультурной ситуации нашего времени заключаются в противоречии современных реалий. Это, с одной стороны, молчаливое согласие государства на разрушение духовно-нравственных ценностей у молодежи средствами медиакоммуникаций. А с другой стороны - призыв государства к духовно-нравственному воспитанию молодежи. В результате такой политики все, что делается в этом направлении усилиями педагогов нивелируется, размывается действиями СМИ. Но отказываться от этой работы нельзя. Поэтому мы, педагоги, стараемся внести свой посильный вклад в это важное дело. Я, как преподаватель народной художественной культуры, определяю цели своей работы не только как трансляцию знаний о традиционной культуре русского народа, но прежде всего в передаче молодежи духовного опыта их предков.

Д.С.Лихачев в «Письмах к молодым читателям» высказал мысль о том, что для человека и общества главное память. «Беспамятный» - это, прежде всего человек неблагодарный, безответственный, а, следовательно, и не способный на добрые, бескорыстные поступки… Совесть - это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного. Но если совершенное не сохраняется в памяти, то не может быть и оценки. Без памяти нет совести»...читать полностью

17. Е.М.Чешегорова. Омская Епархия Русской Православной Церкви, Бюджетное учреждение Омской области «Центр патриотического воспитания молодёжи»

От патриотического чувства к патриотическому действию .

В настоящее время в России происходит обобщение передового педагогического опыта в области патриотического воспитания детей и молодёжи. По всей стране создаются центры патриотического воспитания, призванные скоординировать всю деятельность различных формирований, занимающихся таким воспитанием, и методически обеспечить единые подходы этой деятельности.

Система подготовки молодёжи к службе в армии существует практически во всех развитых государствах. В России в разные периоды её существования накоплен в этой области значительный опыт, который перенимали такие страны, как Германия, Франция, США. Тот же незаслуженно забытый нами и возрождаемый сегодня комплекс ГТО был положен в основу оздоровительных молодёжных программ во многих странах мира, не говоря уже о наработках тех, кто воспитывал Суворова, Кутузова и других столпов нашей воинской истории. Мало того, - в крестьянской общине также существовал значительный опыт, позволявший русским воинам быть крепкими духовно и телесно. Что и говорить о культуре казачества, являвшегося не только щитом, но и мечом России. Но стоит помнить, что патриотизм выражается не только в готовности служить Родине с оружием в руках, но и работать для её процветания....читать полностью

18. Неделько Н.Г. ОРОО «Трезвый Омск».

Создание инновационно - профилактической среды через межведомственное взаимодействие.

С 2009 г. специалистами РОО «Трезвый Омск» последовательно проводится профилактическая работа в сфере профилактики аддиктивного поведения.

Целью нашей деятельности является:

Пропаганда и распространение принципов трезвости в личной, семейной и общественной жизни жителей города Омска и Омской области.

Построение здорового общества, свободного от алкоголя, табака и других наркотиков.

Мы верим, что сможем когда-нибудь достичь утверждения осознанной трезвости среди всего населения Омской области.

В своей деятельности изначальномы делали акцент на первичной профилактике по противодействию формированию зависимостей среди детей и молодёжи. В настоящее время мы планируем освоить следующий этап в работе: вводить тренинги, мастер-классы, деловые игры, индивидуальные консультации по формированиюмотивации на отказ от употребления психоактивных веществ....

В связи с данными исследования мы пришли к выводу, что необходимо создать программу, направленную на воспитание духовно - нравственных качеств младших школьников, которой можно придерживаться в течение всего обучения ребенка в начальном звене.

Программы духовно - нравственного воспитания с 1 - го по 4 - класс

1-ый класс

Форма общения.

  • 1. Доброе слово что ясный день.
  • 2. Ежели вы вежливы,
  • 3. Когда идешь по улице.
  • 4. Узнай себя.
  • 5. Нам счастья не сулит обида чья-то.

Отношения к окружающему.

  • 1. Путешествие в волшебную сказку.
  • 2-Я могу быть волшебником.
  • 3. Маленькое дело лучше большого безделья.
  • 4. Любимый уголок родной отчизны.
  • 5. У каждого народа свои герои.
  • 6. Мы соберём большой хоровод.
  • 7. Я люблю маму милую мою.
  • 8. Поздравляем наших мам: коллективный праздник.
  • 9. Люби все живое.

Отношения в коллективе.

  • 1. Если радость на всех одна.
  • 2. Мой класс - мои друзья.
  • 3. Самолюб никому не люб.
  • 4. Поиграем и подумаем.
  • 5.0 дружбе мальчиков и девочек.
  • 6. Путешествие в мир мудрых мыслей.
  • 7. Доброта что солнце (итоговое занятие).
  • 2-ой класс.

Форма общения.

  • 1. Если песни петь, с ними веселей.
  • 2. Добрым жить на белом свете веселей.
  • 3. Добро творить - себя веселить.
  • 4-Подумай о других.
  • 5. Подарок коллективу.
  • 6. Делу - время, потехе - час.
  • 7. Чего в других не любишь, того и сам не делай.

Отношения с окружающими.

  • 1. Подари другому радость.
  • 2. От чего зависит настроение.
  • 3. Не стесняйся доброты своей.
  • 4. Мой дом - моя семья.
  • 5. В труде человек хорошеет
  • 6. Все на белом свете солнышкины дети.
  • 7. Поздравляем наших мам.
  • 8. Со взрослыми и сверстниками.
  • 9. Цени доверие других.

Отношения в коллективе.

  • 1. Как хорошо, что все мы здесь сегодня собрались.
  • 2. Советуем друг другу.
  • 3. Общее и особенное для мальчиков и девочек.
  • 4. Поговорил бы кто со мной.
  • 5. Подарок коллективу (общеколлективная деятельность).
  • 6. Делаем газету (итоговое занятие).
  • 3-ий класс.

Форма общения.

  • 1. Здравствуйте все.
  • 2. Будем беречь друг друга.
  • 3. Дружим с добрыми словами.
  • 4. Любим добрые поступки.
  • 5. Подари учителю дело и слово доброе.
  • 6. Умеем общаться.
  • 7. Каждый интересен.
  • 8. Подарок коллективу (коллективная деятельность).

Человеческие отношения.

  • 1. Душа - это наше творение.
  • 2. Отворите волшебные двери добра и доверия.
  • 3. Хорошие песни к добру ведут.
  • 4-Вглядись в себя - сравни с другими.
  • 5. Помоги понять себя.
  • 6.0 настоящем и поддельном.
  • 7. Тепло родного дома.
  • 8. Поздравляем наших мам.
  • 9. Цветы, цветы - в них Родины душа.
  • 10. Когжа солнце тебе улыбается (праздник песни).

Отношения в коллективе.

  • 1. Чтобы быть коллективом.
  • 2. Коллектив начинается с меня.
  • 3. Подарок коллективу.
  • 4. Секретные советы мальчикам и девочкам.
  • 5-Скажи себе сам.
  • 6. Вот и стали добрей и умней.
  • 7. Школе посвящается (заключительный праздник).

Фольклорная мастерская как один из способов развития личности

Воспитание - питание души и сердца ребенка возвышенным, благородным, прекрасным. Образование - ваяние, создание образа. Следовательно, образовательно-воспитательный процесс заключается в создании образа путем питания души красотой.

Подлинным источником красоты является национальная культура.

К сожалению, истоки национального высыхают там, где не поют народных песен, не рассказывают сказок, где преданы забвению обряды, обычаи прошлого. Нам нужны праздники, события, позволяющие понять самих себя, найти и вспомнить то, что нас всех объединяет и делает народом.

В поиске путей обновления содержания воспитательного процесса педагоги нашей школы пришли к решению строить внеурочную работу первой ступени как знакомство учащихся с традициями народной культуры.

Народная культура воплощена в доступных для младших школьников формах: играх, песнях, сказках, загадках. Это мир очень яркий и выразительный, и поэтому он интересен для детей. Еще в нем привлекает и то, что предмет изучения позволяет ребенку стать активным участником игры. Дети могут попробовать себя в разных ролях и видах деятельности. Петь, плясать, мастерить, участвовать в театральных постановках, разгадывать загадки - все эти возможности предоставляет изучение народной культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию личности ребенка.

Изучение традиций русской народной культуры в нашей школе реализуется в форме творческой фольклорной мастерской.

Мастерская - это новый способ организации деятельности учащихся. Она состоит из ряда заданий, игр, которые направляют работу, творчество ребят в нужное русло, но внутри каждого задания, игры школьники абсолютно свободны.

Цель творческой мастерской - ввести детей в мир русской народной культуры, способствовать принятию ими нравственных ценностей русского народа (единство человека и природы, любовь к родной земле, милосердие, трудолюбие).

Программа творческой мастерской рассчитана на 4 года. В течение этого времени дети знакомятся с тем, как наши предки понимали окружающий мир и свое место в этом мире.

1-й класс. «Зачин дело красит» - пропедевтическая ступень.

Программа этого года вводит ребенка в круг вопросов, которые будут обсуждаться на протяжении последующих трех лет: человек и природа; человек и семья; человек и родная земля.

В центре внимания

  • - загадки, потешки, скороговорки,
  • - хороводы,
  • - народные куклы,
  • - праздники,
  • - подвижные игры.
  • 2-й класс. «С русским задором по русским просторам». Знакомство с
  • - прибаутками и небылицами,
  • - плясовыми песнями и припевками,
  • - частушками,
  • - народными инструментами,
  • - календарно-обрядовыми праздниками.
  • 3-й класс. «Праздник праздников, торжество торжеств». Предметы изучения:
    • - пословицы и поговорки,
    • - частушки,
    • - песни лирические и исторические,
    • - игра на шумовых инструментах (организация ансамбля),
    • - обрядовые праздники. 4-й класс. «Гой ты, Русь моя родная!»

В центре внимания

  • - семейный уклад, обряды, обычаи, сопровождающие человека от рождения до смерти;
  • - народный костюм;
  • - история России в произведениях древнерусской литературы, устного народного творчества;
  • - история родного края;
  • - работа ансамбля шумовых инструментов;
  • - связь со школьным центром «Играй, гармонь!».

Системообразующим видом деятельности, способствующим освоению традиций и ценностей русской народной культуры, является познавательная коллективная деятельность. Схему ее организации см. в низу страницы.

Ключевое дело проходит в форме театрализованного праздника, например, на тему «Кузьминки - об осени поминки», «Раз в крещенский вечерок», «Масленица-мокрохвостка» и др.

От года к году форма проведения ключевых дел усложняется. Для участия в каждом празднике привлекается школьный центр «Играй, гармонь!», в состав которого входят ансамбль шумовых инструментов, ансамбль гармонистов и вокальная группа.

Таким образом, изучение народной культуры не только способствует развитию личности ребенка, его познавательного, коммуникативного, нравственного, физического, эстетического потенциалов, но и формирует навыки межличностного общения, помогает классному руководителю вести работу по сплочению классного коллектива, вовлекать в воспитательный процесс родителей. В систему воспитательной работы включены также классные часы, цель которых - развитие у младших школьников нравственных качеств. Один из таких классных часов.

Классный час «Дорогою добра»

  • - воспитывать у детей чувство дружбы и товарищества;
  • - развивать коммуникативные навыки, речь;
  • - учить отличать хорошее от плохого. Форма проведения занятия: беседа с элементами игры.

Ход занятия.

Дети рассаживаются полукругом. У каждого из ребят есть набор вырезанных из бумаги фигурок: семечко, капля воды, дерево, цветок.

  • - Сегодня мы поговорим на тему, очень важную для всех нас, а вот на какую именно - вы ответите сами, прослушав песенку (звучит «Песенка кота Леопольда»).
  • - Итак, кто назовет тему нашего занятия? (Доброта.)
  • - Правильно. Но мы с вами не просто будем говорить о доброте, а совершим путешествие по дороге добра. (Учитель открывает рисунок на доске.)
  • - Что вы здесь видите? (Пустыню.)
  • - Попробуем эту безжизненную знойную пустыню превратить в прекрасный, цветущий и благоухающий сад. Итак, отправимся в путь!
  • - Хоть я и сказала «отправимся», но на самом деле мы уже давно идем по этой дороге. Кто ответит, когда мы начали это путешествие? (Когда родились.)
  • - Верно. Вспомните, пожалуйста, как вас ласково называли родители по имени, когда вы были маленькими. (Юленька, Мишенька)
  • - А что вы при этом чувствовали?
  • - Подумайте, а если бы вас точно так же называли и другие люди, приятно бы вам было? (Да.)
  • - Значит, прежде чем обратиться к человеку, мы должны подумать, как лучше это сделать. А лучше - это обратиться по… (Имени.)
  • - Закройте глаза и вспомните, как вы обращаетесь к людям. Откройте глаза. Если вы обращаетесь к другим по имени, то найдите у себя в наборе семечко и прикрепите его к рисунку, т.е. посадите его в землю.
  • - Семечко мы посадили, а будет ли оно прорастать? Почему? (Не будет, так как в пустыне нет воды.)
  • - Значит, нам необходимо отыскать родник, из которого мы бы могли брать воду и поливать наши семечки. А помогут нам ребята, которые приготовили для вас инсценировку рассказа В.А. Осеевой «Волшебное слово».

Дети показывают инсценировку.

  • - Давайте вместе порассуждаем. Почему, когда Павлик просил что-либо в первый раз, ему все отказывали? (Он был грубый, дерзкий,)
  • - Почему же все изменилось после встречи со старичком? (Павлик понял, что надо быть приветливым, вежливым.)
  • - Сделаем вывод: поступать с людьми надо так, как вы хотели бы, чтобы поступали с вами. Одним словом, как аукнется… (так и откликнется).
  • - Закройте глаза и подумайте, а так ли вы чаще поступаете в жизни? Если да, то возьмите из своего набора капельку воды и «полейте» свое семечко.
  • - Когда есть солнечный свет, тепло и вода, что будет происходить с семечком? (Оно будет прорастать.)
  • - Вот так и в жизни: если мы совершили что-то хорошее, то это не пройдет бесследно. Давайте вспомним, что каждый из вас сделал хорошего для одноклассников (игра «Комплименты» с передачей мягкой игрушки; игрушку можно передавать любому человеку, но дважды одному и тому же - нельзя).
  • - Итак, мы сейчас еще раз убедились в том, что хорошее не забывается и всегда возвращается добром. Я считаю, что после этой игры каждый из вас достоин выйти к доске и «посадить» свое дерево.
  • - Еще минуту назад мы здесь видели один песок, а сейчас перед нами предстали красавцы-деревья. Посмотришь на них, и кажется, что все они одинаковые. Но если приглядеться, то мы увидим, что все деревья разные, не похожие друг на друга. Точно так же и люди: у каждого свои привычки, свой характер.
  • - У вас еще остались цветочки. Напишите в центре цветка свое имя, а на каждом лепесточке - черту своего характера.
  • - А сейчас переверните цветочки и с обратной стороны на каждом лепестке напишите такую черту характера, какую вы хотели бы в себе видеть.
  • - Кто не постесняется назвать эти качества?
  • - А что нужно делать для того, чтобы стать таким человеком?
  • - Прикрепите эти цветочки на деревья.
  • - У нас получился красивый цветущий сад. Такой сад будет приносить людям не только радость, но и пользу. Вот так сегодня мы с вами еще раз убедились в том, что человек своими добрыми поступками, добрым отношением к людям способен даже знойную и безжизненную пустыню превратить в чудесный сад.
  • - А закончить наш классный час мне хочется старой доброй детской песенкой, которая также будет и моим пожеланием всем вам, - «Дорогою добра».
В настоящее время работаю на высшей квалификационной категории.

Имею высокую теоретическую и методическую подготовку по воспитанию и обучению младших школьников. В свою практическую педагогическую деятельность вношу существенные элементы нового, придаю учебно-воспитательному процессу творческий характер, применяю в своей работе новые информационные технологии.

Главной задачей считаю – воспитание интеллектуально-развитой личности, самостоятельно адаптирующейся в коллективе и обществе.

Условия возникновения и становления опыта

За годы профессиональной деятельности я столкнулась с рядом проблем:

1. Духовное оскудение человека привело к созданию системы ценностей общества потребления основанного на эгоизме и прагматизме

2. Невысокая социализация личности ребёнка. Непонимание и нежелание усваивать образцы поведения, социальные нормы и ценности, необходимые для успешного функционирования в обществе

3. Недостаточное проявление творческих способностей учащихся как результат невысокой познавательной активности.

4. Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от истории страны, исторического опыта поколений.

5. Невысокий уровень психологических знаний и умений для создания ситуаций психологического комфорта. Это ведёт к сложности в личном развитии, установлениями межличностных контактов к повышенности тревожности, развитию чувства неуверенности в себе, связанного с неадекватной и неустойчивой самооценкой.

К теме духовно-нравственного воспитания я обратилась не случайно. Известный русский религиозный философ В. В. Зеньковский писал: «Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живёт народная душа. Как ни сложна, ни темна психология национальной связи, мы можем, однако утверждать, что мы не можем созреть в не национальной культуре, в которой мы должны проникнуться, чтобы присуще душе нашей силы могли получить развитие.» Развивать у детей культурное наследие и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с детства.

Утрачено чувство благодарения, человек хочет показать превосходство к окружающему миру людей и природе в соответствии с нормами человеческой морали. В результате сопоставления взглядов великих педагогов просветителей духовенства, психологов, опыта коллег с собственными проблемами в работе с младшими школьниками была выдвинута следующая педагогическая идея опыта: личностное развитие, полная социализация школьника невозможна без формирования духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию; уважение к свой нации, понимание своих национальных особенностей. Формирование нравственности эстетической восприимчивости у детей должно развивать способности школьников принимать осознанные решения в отношении поведения людей в обществе.

Познание русской народной культуры через духовно-нравственное и патриотическое воспитание школьников, может стать подлинно творческой, развивающей деятельностью, если:

1. В процессе ознакомления учащихся с народным фольклором, чтением и разбором народных статей, рассказов, сказок из учебных книг, знакомство с декоративно-прикладным искусством, с традициями, опираться на доступный учащимися материал культурных традициях родного села, города, страны, через духовно-нравственное воспитание;

2. Включать учащихся в традиционные праздники;

3. Привлекать родителей к совместной работе;

4. Проводить экскурсии в природу, архитектурным памятникам, краеведческим музеям.

Новизна моего опыта актуальна в современное время, в связи с изменениями социально-общественного сознания. Необходимость приобщения школьников к культуре родного края и страны стало значительней значимой.

На протяжении многих тысячелетий традиционная культура помогала человеку в познании мира, природы, самого себя, адаптировала к жизни, систематизировала и хранила знания, становясь источником прогресса.

Народ передавал последующим поколениям нравственные законы бытия, моделировал и очеловечивал нормы отношений между людьми, то есть формировал духовную, нравственную, патриотическую и эстетическую основу общества.

Появляется социальный заказ общества к формированию целостного мировоззрения школьников, к развитию у детей культурного наследия и воспитания бережного отношения к нему с детства.

В нашем обществе происходит много перемен, и мне кажется, что в первую очередь нужно решать проблему духовно-нравственного воспитания школьников, так как это очень важно для личностной культуры, для патриотического развития человека и возрождения духовности России.

Теоретическая база опыта

В основе педагогического опыта лежат идеи В. Д. Выготского, идеи М. Д.Павленко, Серых Л. В., Лысенко В. Н., Слепченко В. Н., Чумоченко М. И., Флигинских Т. И. и многих других педагогов. Духовно-нравственное воспитание помогает расширять связи ребёнка с окружающим миром, предполагает обогащение общения детей с окружающим социумом и природой, проникновения в мир других людей, приобщение к культуре родного края.

В полярности и противоречии взглядов позиций оценок характерной для сегодняшней жизни российского общества, есть общие идеи и тенденции объединяющие россиян. На мой взгляд главная идея - духовного возрождения России, через духовно-нравственное воспитание учащихся.

В современной многонациональной России самобытное искусство каждого народа, проживающего на её территории имеет право на изучение, сохранение и поддержку.

Уже 2000 лет существует изложенный в Библии духовный Закон, раскрывающий, как человеку жить на земле, что он должен делать и чего избегать. Заповеди и нравственные идеалы отраженные в них и признаваемые всеми народами как неоспоримо истинные, говорят о ближнем, об отношении к нему, об обязанностях каждого перед другим человеком. В наше сложное время когда общество испытывает острую нужду в таких ценностях как доброта, уважение к человеку, терпимость, доброжелательность стоит вернуться к этим нравственным правилам, составляющим моральное достояние человеческой души. Каждая нравственная заповедь может стать предметом отдельной беседы с учениками на уроке, во внеклассной работе.

С возрастом дети будут замечать внутри себя борьбу добра со злом, у них начнет говорить совесть, она как строгий и неподкупный судья оценивает все поступки и переживания даже маленького ребёнка, если он поступил хорошо, испытывает мир и спокойствие в душе. И, наоборот – после совершения нехорошего поступка чувствует угрызение совести. Совесть и есть основа общечеловеческой нравственности, из которой вытекают все правила поведения. Я считаю, что в учебно-воспитательном процессе мы должны совершенствовать личность каждого ребёнка, стараться сделать его лучше, чище, благороднее.

Сегодня мы отмечаем новые подходы к традиционной культуре в инстанциях, непосредственно формирующих и осуществляющих государственную и культурную политику. В качестве основополагающего фактора этих перемен государственного протекционизма (покровительство) следует рассматривать Закон РФ «Основы о культуре», где в числе важнейших сфер культурной деятельности – художественные народные промыслы и ремёсла, народная культура в таких её проявлениях как язык, диалекты, говоры, фольклор, обычаи и обряды, праздники; выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории культуры.

Особенно актуальным является изучение региональных традиций народной художественной культуры и опора на них.

Знание характерных особенностей народной культуры края необходима для практической деятельности в образовательном процессе, во внеклассной работе.

На протяжении семи лет педагогической деятельности я работаю над этой темой за это время я достигла успешных результатов.

Данный опыт можно использовать в образовательном процессе, внеклассной работе, на отдельных уроках, а также в отдельных педагогических ситуациях.

Диапазон опыта

Система уроков и внеклассной работы.

Технология опыта

Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности культурному наследию; формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей (к сверстникам, их родителям, соседям и другим людям).

Целью моего опыта является показ основных форм приобщения детей к культурному наследию на уроках чтения, окружающего мира, православной культуры и во время внеклассных мероприятий.

Цель определила постановку конкретных задач :

1. Определить задачи принципы и содержание духовно-нравственного воспитания младших школьников;

2. Раскрыть содержание основных форм приобщения к культурному наследию на уроках литературного чтения, окружающего мира, православной культуры и во внеурочной деятельности

Принципы воспитания. Принцип культуросообразности в воспитании согласно современной трактовке предполагает, что «воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур и специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащих общечеловеческим ценностям.

Принцип расширения связей ребенка с окружающим миром предполагает обогащение общения детей с окружающим социумом и природой, проникновение в мир других людей, приобщение к культуре родного края.

Принцип приоритетности регионального культурного наследия означает воспитание патриотизма на местном материале с целью формирования уважения к своему дому (семье, соседям, друзьям), бережного отношения к природе родного края; приобщение ребенка к национальному культурному наследию, образцам национального, в том числе местного, фольклора, народным художественным промыслам, национально-культурным традициям, произведениям местных писателей, поэтов, композиторов, художников.

Принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка требует создания условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредоточивают внимание ребенка на объекте познания, собственном действии и поступке, что достигается через сопереживание и прогнозирование развития ситуации.

Содержание воспитания.

Особую роль в приобщении ребенка к народной культуре играют народные праздники как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых (педагогов и родителей) и детей, объединенных совместными действиями, общим переживанием.

Оптимальным для духовно-нравственного воспитания в школе является проведение сезонных музыкально-игровых праздников: осенью - «Ярмарка»; зимой - «Новый год», «Рождество», «Святки», «Защитники Отечества», «Масленица»; весной- «Наши любимые мамы», «Праздник птиц», «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забыто», «Именины березки» (Троица).

Дети вместе со взрослыми исследуют особенности каждого народного праздника. Школьники устанавливают его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом и взрослых в настоящее время, а так же с важными датами, событиями в общественной жизни.

Характерной особенностью работы по формированию духовно-нравственного отношения к культурному наследию и чувства сопричастности ему является приобщение детей к крестьянской культуре и быту. Крестьянское искусство входит в жизнь современного ребенка вместе с народной песней, сказкой, былиной, поэтому оно так близко ему и понятно. Педагог совместно с родителями, работниками музеев помогают детям получить представление о разных видах народного искусства и пережить отношение к ним в продуктивной, игровой и учебной деятельности. Знакомство ребенка с народным искусством развивает у него вкус и бережное отношение к материальным ценностям, созданным предшествующими поколениями.

Дети получают представление о материале, из которого изготовлены предметы народно-прикладного искусства.

На уроках технологии я вовлекаю детей в процесс изготовления народных игрушек и других предметов, в ходе которого дети приобретают навыки работы с художественным материалом. Я прививаю привычку делать своими руками приятные и полезные для людей вещи.

На уроках окружающего мира дети знакомятся с народным костюмом. Это очень важно, так как позволяет показать непрерывную связь поколений и связь искусства изготовления костюма, соблюдать традиции народов.

На протяжении всего годичного праздничного круга учителя знакомят детей с русским народным костюмом, а также с народным костюмом людей других национальностей, населяющих нашу страну. На посиделках и праздниках дети совместно со взрослыми знакомятся с деталями костюма, наряжаются в него, входят в определенную роль. Костюм является средством духовного единения, ребенка с прапрабабушкой (прадедушкой). Детей -1-2 класса я знакомлю с народным костюмом той местности, в которой они проживают, а детей 3-4 класса - с народными костюмами других национальностей, которые проживают на территории нашего края. Внимание школьников акцентирую на внешнем виде костюма, его форме, расцветке, элементах украшения, классифицирую его по принадлежности: праздничный, будничный; для женщины, девушки; женский, мужской. Знакомлю с декором костюма, материалом украшений: жемчуг, бисер, разноцветное стекло и др. Это помогает детям в радостной гамме расцветок увидеть красоту и попробовать изобразить ее в продуктивной творческой деятельности. Дети украшают декором женский костюм, мужскую косоворотку и др. (в рисунке, аппликации).

Во внеурочной работе мы приглашаем к совместной деятельности родителей, работников учреждений культуры, которые знакомят детей с разнообразными видами декоративного искусства (изделия из дерева, глины, бумаги, картона, шитье, вышивка, плетение), с их бытовым и эстетическим назначением. Это помогает учащимся понять последовательность изложения происходящих событий: о чём следует сказать вначале, как отразить основной смысл картины и чем следует закончить рассказ. Из предлагаемых детьми предложений отбирается наиболее удачное (для оценки предложений привлекаются сами дети), причём последующее предложение должно быть не только правильным, но и продолжающим мысль первого. Упражнять детей в составлении коллективных рассказов следует по возможности чаще, ибо это приучает говорить правильно, думать со всеми вместе, отбирать из своего запаса знаний то, что необходимо для выполнения задания.

На литературное чтение и православную культуру, как учебные предметы возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью сознания себя гражданином России. На каждом уроке нужно стремиться сделать школьников более духовными, образованными, терпимыми, уметь сопереживать определённым поступкам и уметь выйти достойно из любой ситуации.

Урок, на котором дети испытывают удовольствие и радость от успешно выполненной общей работы, который пробуждает самостоятельную мысль и высказывает совместные переживания учащихся, способствует их духовно - нравственному воспитанию.

Содержание образования

В основе моего опыте лежит теоретическая модель методической системы приобщения школьника к культурному наследию страны, культуре родного края. Воспитательное пространство, в котором разворачивается взаимодействие детей и учителя, наполненное определёнными устойчивыми социально-психологическими отношениями, влияющими на состояние души каждого присутствующего на уроке.

В своей работе я использую следующие принципы методической системы:

· Научность, доступность, наглядность;

· Интеграция, системность, приоритет ценностных отношений;

· Активизация познавательного интереса к изучению культуры родного края и его традиций

При отборе содержания материала, я руководствовалась работами Федь А., Белова В. И., Шумейко Н. И., Ерёминой Т. А.. Опираясь на эти работы, я внесла в содержание некоторые изменения в формы организации деятельности учащихся, через духовно-нравственное воспитание. Это обеспечило положительное решение задач по воспитанию нравственных качеств учащихся.

Организация духовно-нравственного воспитания школьников на уроках

На уроках в постоянном общении с учителем и сверстниками формируется нравственность ребёнка, обогащается его жизненный опыт. Переживания младших школьников, их радости и огорчения прежде всего связаны с учёбой. На уроке взаимодействуют все основные элементы воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, организация.

Это обеспечивает эффективность духовно - нравственного воспитания на уроке? Научность, идейность содержания урока, нравственно-эмоциональный заряд методов и приёмов работы учителя, стиль складывающихся взаимоотношений между учителем и детьми на уроке, нравственная направленность личности учителя, его отношение к изучаемому материалу.

Чтение и разбор статей, рассказов, стихотворении, сказок из учебных книг помогают детям понять и оценить нравственные поступки людей. Дети читают и обсуждают статьи, в которых ставятся в доступной для них форме вопросы о справедливости, честности, товариществе, дружбе, верности общественному долгу, гуманности, патриотизме и интернационализме.

На уроке постоянно возникают определённые деловые и нравственные отношения между учащимися. Решая общие познавательные задачи, поставленные перед классом, учащиеся общаются между собой, влияют друг на друга. Учитель предъявляет ряд требований, касающихся деятельности учеников на уроке: не мешать остальным, внимательно слушать друг друга, участвовать в общей работе - и оценивает умение учеников в этом плане. Совместная работа школьников на уроке рождает между ними отношения, характеризующиеся многими признаками, которые свойственны отношениям в любой коллективной работе. Это, всего, отношение прежде всего, отношение каждого ученика к своему делу как к общему, каждого ученика к своему делу как к общему, умениё согласованно действовать вместе с другими для достижения общей цели, взаимная поддержка и в то же время требовательность друг к другу, умение критически относиться к себе, расценивать свой личный успех или неудачу с позиции общей работы. Для того чтобы эти возможности урока реализовать практически, я создаю в течение урока ситуации, в которых у учеников была бы возможность общения между собой: видимо, несколько ослабить иногда излишне строгую регламентацию поведения детей на уроках.

Передо мной всегда стоит сложная задача - так организовать индивидуальную деятельность ученика по усвоению знаний, чтобы она вызвала общие переживания, способствовала воспитанию коллективизма, была источником становления высоконравственных взаимоотношений детей.

Для накопления детьми опыта сотрудничества чрезвычайно важно, чтобы учитель оценивал на уроке не только знания учебного материала, но и обращал внимание на нравственные поступки младших школьников. На уроках я использовать естественные ситуации и преднамеренно создаю новые для разъяснения характера возникающих между детьми взаимоотношений, раскрываю их обязанности как членов коллектива, предупреждаю отрицательные поступки. В совместной деятельности на уроках у младших школьников вырабатывается представление о том, что хорошо и что плохо. Это касается тех сторон жизни, которые особенно волнуют ребят: отношение к учению, отметкам, труду, дружбе, к различным поступкам учеников в классе.

Почти во все уроки можно включить элементы совместной работы. Необходимо создавать и поддерживать в классе такую обстановку, в которой каждый ученик стремился бы преодолевать трудности, чувствуя уважение к себе со стороны учителя и учащихся даже тогда, когда результат достигается с трудом. Работая с учебной картиной, можно {после знакомства с её содержанием) обратиться к детям с предложением составить коллективный рассказ. Внимание детей обращается на творчество. Создавая собственные маленькие произведения, дети выражают своё отношение к культурному наследию.

Дети не просто воспроизводят, но и в доступных формах и доступными средствами творят живую культуру, конечно не претендуя на общественную значимость получаемого продукта.

Творчество главное средство освоения ребёнком культурно-исторического опыта и движущая сила развития личности.

На уроках я знакомлю учащихся прекрасными образцами устного народного творчества. Это пословицы и поговорки.

Высоко ценит народ силу и знание правдивого, доброго, честного, искреннего и твёрдого слова. Пословицы хвалят положительные качества человека, порицают его недостатки. С особой силой выражаются в пословицах любовь к Родине и забота о ней. Уроки литературного чтения и православной культуры формируют творческое мышление, прививают любовь к родной культуре, воспитываются доброта, сопереживание, осмысливаются общечеловеческие ценности, поднимается планка духовно-нравственного воспитания и интеллектуального развития ребёнка.

Как далёк наш мир сейчас от таких добрых человеческих отношений. Мы уже не удивляемся жестокости, ненависти и всё увеличивающимся дефицитом доброты. Самый важный нравственный акцент на уроке учителя: человек не должен заражаться чужим злом – в любой ситуации он должен оставаться человеком.

Потенциальные возможности урока имеют мощные факторы воздействия на духовность ребёнка: знания о мире; умение воздействовать с миром; ценностные отношения к миру – благодаря, чему личности удаётся подняться на уровень культуры и жить в обществе на достигнутом культурном уровне.

Православная культура, есть чувственное воплощение абсолютных ценностей бытия в творческих формах жизнедеятельности человека. Духовный человек всегда стремиться к истине, покаянию, добру и красоте.

Формы, методы и средства работы

Важной задачей моего опыта считаю превращение духовно-нравственных чувств в инструмент творческого осмысления мира. Одной из разнообразной форм организации воспитания духовно-нравственных чувств: участие в мероприятиях «Митинг, посвященный Дню Победы», праздник «День Победы», экскурсии, операции, акции.

Методы:

1. Разработка и осуществление системы классных часов с младшими школьниками, игр, праздников, внеклассных мероприятий по проблеме «Приобщение школьников к культуре родного края через духовно-нравственное воспитание»

2. Изучение народных песен, частушек.

3. Проектная деятельность как особое средство в духовно- нравственном воспитании младших школьников.

Система работы состоит из следующих компонентов:

1. Диагностика творческого потенциала учащихся

2. Диагностика степени сформированности духовно-нравственных чувств школьника, с целью выявления общего отношения к изучению культуры родного края.

3. Изучение и обогащение краеведческого материала

4. Использование игровой методики, которая позволяет усваивать те модели и методы, когда ребёнок учится действовать самостоятельно, он адаптируется к условиям социальной жизни

5. Перспективное положительной мотивации каждого ученика.

Таким образом, рассматривая цель и задачи по приобщению младшего школьника к культурному наследию, к культуре края, через духовно-нравственное воспитание достигается включением учащихся во внеклассные мероприятия (Приложение); участие в операциях «Забота», «Милосердие»; посещение краеведческих музеев. Такой подход обеспечивает формирование у учащихся целостного восприятия мира.

Способы включения учащихся в деятельность

В знании региональных особенностей культуры края заключены непреходящие ценности во всех областях её проявления. Именно такие знания являются добротной основой народных традиций, ибо только настоящее знание и широкое просвещение способны указать нам правильный путь к сохранению и развитию национальной культуры. В получении знаний о культуре родного края выделяю следующие приоритеты:

1. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка. Они воспитывают в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа.

2. Необходимо на уроках и во внеклассной работе широко использовать все виды устного народного творчества. Это является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

3. Большое место в приобщении детей к культурному наследию занимает праздники и традиции

4. Очень важно знакомить детей с народно-прикладным искусством, с народной декоративной росписью. Она способна увлечь ребят национальным искусством.

5. Особое место нужно отвести школьному краеведческому музею, где дети познают быт, традиции, историю.

6. Формирование языковой личности младших школьников на материале народных традиций.

Обобщая сказанное, можно заключить, что воспитательная и образовательная цель моего опыта состоит в приобщении детей к культурным ценностям через урок и внеклассные мероприятия.

Именно так я представляю развитие личностной культуры младшего школьника, как основа его любви к матери, к Родине.

Данный опыт направлен на приобретение детьми культурного богатства русского народа. И может быть, детская душа наполнит добром, милосердием и сопереживанием не за себя, а за других людей.

Меня волнует то, станут ли мои сегодняшние ученики достойными гражданами своей страны, будут ли они носителями и хранителями национальной культуры. Поэтому я всегда в своей работе буду помогать ученику постигать и проживать жизнь, подниматься вместе с ними на новые ступеньки духовно-нравственного и интеллектуального развития, болеть за их судьбу – это и есть моя главная педагогическая задача.

Внеклассная работа имеет огромное значение в решении разнообразных задач, которые стоят перед педагогами. Эта работ работе может решить образовательные и воспитательные задачи, будет способствовать развитию практических умений и навыков по изучению культуры страны.

Литература

1. Богачёва Е. А. «Формирование духовно-нравственного здоровья детей и подростков в образовательных учреждениях»

2. Звёздина В. П. «Воспитательная работа в начальной школе» М.: Сфера, 2004 г.

3. Козлова-Куликова Дошкольная педагогика Патриотическое воспитание. М.: Просвещение, 2000 г.

4. Кульневич С. В., Т. П.Лакоценина «Воспитательная работа в начальной школе. М.: Учитель, 2001 г.

6. Поляков О. В. «Система работы по нравственному воспитанию» Издательство Торговый дом «Корифей», Волгоград

7. Щуркова Н. Е. «Воспитание на уроке» Центр «Педагогический поиск» Москва.

8. Журнал «Классный руководитель» №6 (2003), №8 (2003), №10 (2004), №13 (2004).

9. Журнал «Начальная школа» 2000-2003.

10. Интернетресурсы: «Фестиваль педагогических идей», «Образовательный сайт учителей Интер. ГУ. РУ»

Приложение

В процессе работы тесно сотрудничаю с Белбажским церковным приходом и Тихвинской церковью, находящейся в селе Ильино- Заборское Семеновского района. Когда в 2006 году началось возрождение храма, то учащиеся совместно с родителями проводили уборку территории, эту работу провели в рамках проекта «Чистый берег», т.к. храм находится на берегу реки Белбаж. Эту работу представила на всероссийский конкурс «Воспитание в классе», получила диплом участника. Затем мы организовали проект «Много идей из ненужных вещей», поделки представили на районный конкурс « Пасха Красная», где стали лауреатами. А опыт моей работы представлен на всероссийский конкурс «Современный урок», за что получила диплом III степени. На территории, примыкающей к церкви нам предоставили небольшой участок земли, где мы разбили свой огород. Сначала собрали информацию об овощах, культуре разведения и выращивания. Когда урожай был собран, мы его преподнесли в дар Дому Милосердия, где и выступили с презентацией данного проекта. С опытом работы меня пригласили выступить перед коллегами на кафедре начального образования НИРО, наградили благодарственным письмом. Следующий практический проект « Комнатные растения». Выращенные цветы ребята преподнесли в дар церкви и украсили свой класс. Учащиеся выступали с этим проектом на районной научной конференции, где заняли 2 место, а я заняла 1 место в номинации «Генератор идей». По результатом работы учащиеся школы признали меня «Любимым учителем», за что получила диплом от депутата А. Хинштейна.

В настоящее время начали работу над новым проектом «Святые места Нижегородчины». Мы уже совершили заочные путешествия, собрали информационный материал, начали создавать макет старинной крепости.