Трудный ребенок – особый ребенок. Причины трудного поведения детей. "Как помочь трудному ребёнку?"

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БАРНАУЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет физической культуры

Кафедра психологии

Трудные дети: кто они, причины появления

(Курсовая работа)

Выполнил студент

________________

(подпись)

Научный руководитель

____________________

(подпись)

Барнаул 2006

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I . Кто такие «трудные дети» и как они такими становятся.

1.1. Девиантное и делинквентное поведение.

1.2. Типизация «трудных» детей и подростков.

1.3. Основные «семейные» причины появления трудного поведения.

ГЛАВА II . Особенности работы с детьми трудного поведения.

2.1. « Трудные дети» в школе и учебной деятельности.

2.2. «Трудные дети» в обществе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ.

Кто-то, когда-то, должен ответить,

Высветив правду, истину вскрыв,

Что же такое – трудные дети?

Вечный вопрос и больной как нарыв.

Вот он сидит перед нами, глядите,

Сжался пружиной, отчаялся он,

Словно стена без дверей и без окон.

Вот они, главные истины эти:

Поздно заметили… поздно учли…

Нет! Не рождаются трудные дети!

Просто им вовремя не помогли.

Выражение «трудные дети » очень часто встречается в современном научном и повседневном обиходе, однако ни педагогика, ни психология не может дать однозначное определение этому понятию.

Для того чтобы рассмотреть его содержание, обратимся к понятиям, которые могут дополнить его понимание. «Трудные дети» или «дети с поведением, отклоняющимся от нормы» - это отдельная группа общества, нормы которой отличаются от норм остального общества. Существуют также и другие отдельные группы в обществе. Например, так называемый тип «нормативная личность» - это люди, черты характера и поведения которых лучше всего выражают данную культуру общества, являются идеалом человеческой личности культуры общества. Или «модальная личность» - люди, поведение которых не противоречит ценностям общества . В этом списке «трудные дети» занимают наименее почётное место, являясь самой неблагополучной для общества группой.

Впервые понятие «трудные дети» появилось в довоенное время и практически сразу получило широкое распространение. Однако возникло оно не в науке, а в обыденной жизни. На какое-то время такое определение исчезло, а в 50-х-60-х годах вновь появилось. В настоящее время этот термин существует с научном словаре педагогики и психологии. Но и сегодня среди учёных идёт дискуссия о целесообразности его использования. Удачен ли этот термин? Некоторые учёные считают его оскорбительным, особенно в общении с самим ребёнком или его родителями. Поэтому современная педагогика слова «трудные дети», «трудный ребёнок» старается использовать как можно реже, заменяя их словами «дети группы риска», «педагогически запушенные дети», «социально запущенные дети» или «дети нестандартного поведения», а то и вовсе запрещает.

Если брать во внимание тот факт, что каждый человек на определённом этапе своего развития вынужден преодолевать внутренние возрастные кризисы, то всех детей можно называть трудными в какой-то момент. Поэтому такой термин применяют лишь к тем детям, проблемы которых никогда не прекращаются и не зависят от возраста.

Такой термин можно встретить и в зарубежной психологии, только там он заменяется названием «учащиеся с проблемами».

Однако, как бы ни называли учёные такую категорию детей, она продолжает существовать в нашем обществе, более того, приносить нашему обществу проблемы, и, к сожалению, не становится малочисленнее из года в год. Тот факт, что «трудные дети» существуют, признают без исключения все, но кроме его признания нужно также отдавать себе отчёт в том, что мы должны жить с такими детьми рядом, воспитывать их, готовить для будущей жизни в обществе.

К вопросам воспитания «трудных детей» сейчас приковано особенно пристальное внимание общественности, ученых, педагогов. Газеты и журналы пестрят заголовками и целыми редакционными рубриками: «Шаги школьной реформы», «Неблагополучные семьи: социально-педагогическая помощь», «Особенности молодежных субкультур и их влияние на нынешнее поколение подростков», «Внимание: беспризорные дети» и т. д. Активно обсуждаются проблемы детской проституции, наркомании, снижение возраста преступников. Но это в печати, в Internete, на телевидении, в свете специально организованных дискуссионных «круглых столов». А что же в реальной жизни, среди нас? Кто должен заниматься воспитанием «трудных детей» и как это делать?

Самое красноречивое отношение общества к этим проблемам просматривается, если оценить результаты социологических опросов прохожих на улице. Большинство «первых встречных» недоуменно пожимают плечами. Что тут спрашивать? С их точки зрения в обществе давно существует четко отлаженная система воспитания «трудных детей» в специализированных школах, ПТУ, трудовых лагерях и других учреждениях подобного типа. Все это вроде как год от года совершенствуется, обновляется. Зачем ломать голову? Какие еще могут быть проблемы? И скорее всего, ими будут те, кто о трудностях воспитания, подростках-правонарушителях, о так как называемых «лицах девиантного поведения» знает только понаслышке. Да, они читали или где-то слышали о рокерах, панках, скинхедах, металлистах. Да, встречали в подъезде неприятную компанию во главе с соседским Петькой. Но им вполне ясно, кто и как должен заниматься «такими личностями». И чаще всего вариант решения проблемы воспитания этих подростков предлагается один: «для таких есть только одно место - тюрьма».

Однако всегда ли это будет единственное и правильное решение?

Объектом исследования в данной работе станет современное общество, а именно дети и подростки современного общества.

Предметом рассмотрения являются проблемы общества, связанные с «трудными» детьми.

Целью данной работы является рассмотрение проблемы «трудных» детей, выяснение причин их появления, а также поиск возможных путей выхода из ситуаций, возникающих у «трудных» детей или с «трудными» детьми. Для достижения данной цели автором поставлены следующие задачи:

1. Определить возникновение и современное понимание термина «трудные дети».

2. Рассмотреть основные виды «трудного» поведения детей и подростков.

3. Проанализировать причины возникновения такого поведения.

4. Выявить наиболее эффективные, по мнению современных педагогов и психологов, способы работы с детьми «трудного» поведения.

Для выполнения этих задач и основной цели в работе будут рассмотрены исследовательские работы разных авторов по данной теме, данные из газет и журналов, данные социологических опросов, опубликованных в СМИ и в Интернете.

Работа строится по проблемному принципу: 1-я глава рассматривает различные определения понятия «трудные дети», классификацию отклонений от норм в поведении детей. Параграфы посвящены подробному рассмотрению понятий «девиантное» и «делинквентное» поведение, как формы поведения трудных детей. Глава также раскрывает причины появления «трудных» детей и подростков в нашем обществе. Параграфы посвящены причинам, возникающим в семье, в различных коллективах, в обществе в целом. 2-я глава посвящена особенностям работы с детьми «трудного» поведения, содержит некоторые практические данные. Заключение подводит общий итог работы и дает вывод о еёрезультатах.


ГЛАВА I . Кто такие «трудные дети» и как они такими становятся.

1.1. Девиантное и делинквентное поведение.

На основании анализа современной научно-педагогической литературы можно выделить три существенных признака, составляющих содержание понятия «Трудные дети». Первым признаком является наличие у детей или подростков отклоняющегося от нормы поведения .

Для характеристики отклоняющегося поведения используют специальные термины – «делинквентность» и «девиантность». Под делинквентным поведением понимают цепь проступков, провинностей, мелких правонарушений и преступлений, отличающихся от криминальных, т.е. уголовно наказуемых преступлений и серьёзных правонарушений.

Под девиантностью разумеют отклонение от принятых в обществе норм. В объём этого понятия включается как делинквентное, так и другие нарушения поведения. К основным девиантного поведения в обществе можно отнести преступность, наркоманию, алкоголизм, проституцию, суицид. Каждая форма девиации имеет свою специфику .

Под трудными школьниками понимаются, во-вторых, такие дети и подростки, нарушения, поведения которых нелегко исправляются. Здесь нужно различать понятия «трудные дети» и «педагогически запущенные дети». Последние не всегда являются трудными, и относительно легко поддаются перевоспитанию.

Трудные дети. В-третьих, особенно нуждаются в индивидуальном подходе со стороны воспитателей и внимании коллектива сверстников .

Детство – подготовка к взрослой жизни. Будет оно хорошо организованным, и тогда человек вырастет хорошим; плохо направленное всегда обернётся нелёгкой судьбой. Тяжелое детство – не всегда самое плохое. Плохое детство – беспризорное, неласковое, в котором ребёнок потерялся, как ненужная вещь.

Вначале ребёнок становится трудным. Трудный ребёнок – это тот. Кому трудно. Именно так надо понимать, что с ним происходит. Трудный он не только для взрослых, но в первую очередь для себя. Трудный ребёнок – страждущий, мечущийся в поисках тепла и ласки. Обездоленный и почти обречённый. Он это чувствует. Все трудные дети, как правило, не имели доброжелательного, заботливого окружения ни в семье, ни в школе. Вначале трудности с адаптацией, недостаток способностей, а потом нежелание учиться привело этих детей к неорганизованности, нарушениям дисциплины.

И родителей беспокоит, в каком возрасте возникают первые трудности в воспитании детей и как с ними справиться…

Трудные дети действительно характеризуются плохим поведением и неумением контролировать себя, - говорит психолог Марианна Винокурова. - Они не отвечают за свои действия, зачастую совершая необдуманные и импульсивные поступки, легко возбудимые и вспыльчивые, довольно трудно идут на контакт со взрослыми, не признавая даже явных авторитетов. Кроме того, трудные дети нередко отличаются своей дерзостью, жестокостью и мстительностью. Они часто провоцируют драки, не желая идти на уступки или просто пытаясь продемонстрировать свое превосходство над более слабыми сверстниками.

Психологи давно заметили, что «трудные дети» недополучали в раннем детстве главного – искренней любви и внимания взрослых. Даже те из них, кто родились и росли в благополучных внешне семьях, были хорошо одеты и сыты, имели дорогие игрушки, испытывая недостаток общения с родителями, вырастали резкими, импульсивными, грубыми, неуживчивыми, с недоверием относились к окружающим. В подростковом возрасте именно дети этой «категории» чаще других совершают побеги из дома, вливаются в «плохие компании», попадают на учет в детскую комнату милиции. Через некоторое время возврат к нормальной системе ценностей для кого-то из них становится почти невозможным.

Каких детей называют «трудными»?

тех, кто испытывает сложности в общении со сверстниками и взрослыми;

детей с неадекватными проявлениями эмоций: чересчур буйных или, напротив, апатичных;

слабохарактерных, с недостатками волевых качеств, недисциплинированных;

с задержками в психическом и умственном развитии.

Мнение специалиста: "Трудный ребенок – не врожденный порок личности, а результат неправильного воспитания. Иными словами, ответственны за это именно взрослые, своими непродуманными действиями сформировавшие у детей асоциальное поведение"

Трудными не рождаются

Понятие «трудные дети» обсуждается на каждом шагу. Стоит только прислушаться: на детской площадке, в телеэфире, на родительских собраниях, в кругу семьи. Родителями, педагогами и в особенности психологами.

Считается, что трудные дети – это дети с нарушенной психикой. Малыши рождаются здоровыми. Но в силу обстоятельств, связанных с условиями жизни и неправильным воспитанием, в детском саду или в начальных классах школы они начинают замыкаться в себе, отдаляются от родителей, воспитателей и учителей. Нередко у таких детей начинает развиваться синдром дефицита внимания с гиперактивностью, сопровождающийся невнимательностью, импульсивностью, неспособностью концентрироваться, а также периодически повторяющимися истериками и приступами гнева. Все это приводит к появлению проблем в школе, непониманию со стороны родителей и конфликтам с педагогами. Поэтому работа психолога с трудными детьми очень важна.

Трудные дети могут иметь различные сложности, некоторые испытывают проблемы в общении, некоторые характеризуются повышенной возбудимостью и даже агрессивностью, некоторые, наоборот, являются пассивными, слабохарактерными и безвольными. Некоторые же отстают от сверстников в умственном развитии.

Воспитание трудных детей отличается от обычного. Сами подростки своим грубым поведением препятствуют полноценному образованию. Такие дети резко выделяются индивидуальными особенностями, учесть которые зачастую может только спецшкола для трудных детей.

Преподаватели обычной школы просто-напросто не справляются с явным неуважением к себе, открытой ненавистью к учебе, постоянными конфликтами в классе, которые провоцируют бесшабашные невоспитанные дети. И в результате многие из таких детей впоследствии становятся на путь правонарушений, алкоголизма или наркомании, ломая собственную жизнь. Чаще всего трудные дети частенько не отличаются особыми умственными способностями, имеют проблемы с освоением даже самых элементарных понятий и правил.

Они нуждаются в особой помощи

Некоторые родители, не желая «открывать» себе глаза на ситуацию, говорят: «Наша любовь, воспитание и внимание поможет ребенку стать, как все». Да, любовь порой творит чудеса. Но полагать, что одно лишь воспитание и особое внимание со стороны родителей может помочь в данной ситуации, - ошибка.

Светлана Софронова, педиатр:

Очень часто психические отклонения у детей в переходном возрасте являются последствием перенесенных травм головы, тяжелых нейроинфекций, которые значительно ослабляют иммунитет ребенка, или минимальной мозговой дисфункции. Могут сказаться последствия алкогольной интоксикации плода во время беременности. Так вот одним из таких возможных последствий безответственного поведения будущей мамы, которая злоупотребляла алкоголем, будучи в положении, как раз и является умственная отсталость ребенка и проблемы с психикой, которые начинают проявляться в подростковом возрасте на фоне гормональной перестройки организма. Поэтому, если родители начинают замечать признаки психического расстройства у ребенка, что меняется его поведение, он перестает контролировать собственные эмоции и все это сопровождается понижением успеваемости в школе, срочно нужно бежать невропатологу или детскому психиатру. Помощь трудным детям должна быть своевременной. После тщательного обследования специалист сможет либо подтвердить, либо опровергнуть опасения родителей. Он же назначит лечение, без которого все педагогические методики влияния на такого ребенка не дадут никакого результата.

Трудные дети или трудные родители?

Иногда после обследования оказывается, что никакой патологии у ребенка нет, а его плохое поведение – лишь результат неправильного воспитания и недостаточного внимания со стороны родителей. Психолог утверждает: чаще всего одной из главных причин является неблагоприятный микроклимат в семье, постоянные ссоры родителей, которые не могут договориться по вопросам воспитания ребенка, выдвигая ему абсолютно противоположные требования.

Допустим, мама хочет вырастить экономиста, а папа – футболиста. И за постоянной руганью никому даже в голову не приходит, что ребенок увлекается музыкой, но не может реализовать свой талант, боится родителей и вдобавок чувствует себя виноватым во всех бедах. На его глазах рушится его собственная семья, ломается его личная жизнь, и естественно, все это отражается на его поведении и успеваемости.

А иногда причиной плохого поведения являются… учителя, которые изначально выдвигают завышенные требования к ребенку, постоянно ставят плохие оценки и тем самым отбивают всю тягу к учебе. Даже мотивируя это тем, что ребенок может лучше, просто ленится, и его нужно подтолкнуть, разбудить азарт, «хорошую» злость.

– Да, некоторых детей это подзадоривает, но для особо чувствительных такой провал в самом начале учебы оказывается фатальным. Ребенок начинает искать другие сферы применения своей энергии. Хорошо, если он ударяется в спорт, но нередко такие дети попадают в дурные компании, начинают курить, употреблять алкоголь, наркотики, пропадать из дому. И все из-за неправильных действий взрослых, не сумевших вовремя найти подход к тонкой и ранимой детской душе.

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА

Как вести себя с особенным ребенком

Не разговаривайте с ребенком в приказном тоне, потому что любое указание он воспримет как давление. Постарайтесь поговорить с ним и подвести его к самостоятельному принятию правильного решения.

Используйте сильные стороны его личности, чтобы чаще говорить ему слова похвалы и поддержки. Не акцентируйте внимание на отрицательных качествах. Побуждайте проявлять лучшие черты характера. Вскоре поведение начнет меняться в лучшую сторону.

Сохраняйте спокойствие и доброжелательность, не срывайтесь и не будьте слишком строгими. Ребенок не сразу перестроится, многие поступки будут даваться ему с трудом, хотя бы на первых порах. Наберитесь терпения.

Покажите ребенку, что вы в него верите. У многих особенных детей со временем формируется комплекс: в детском коллективе их чаще всего объявляют виновниками происшествий, даже если зачинщиками были не они. Не продолжайте эту порочную практику.

Откажитесь от телесных наказаний: будьте мудрыми и гибкими.

Не угрожайте ребенку: это только усилит конфронтацию. Говоря с ним в тоне запретов и угроз, вы спровоцируете его неповиновение. Старайтесь договариваться.

Пытайтесь понять причины его гнева, чтобы в дальнейшем помочь ему справляться с негативными эмоциями.

Отклоняющееся или девиантное поведение, как правило, возникает не из-за не случайного стечения обстоятельств, а в результате продолжительного действия целого комплекса факторов и имеет разные формы проявления.

Существует множество точек зрения на то, каким образом стоит воздействовать и взаимодействовать с "трудными" детьми. Но прежде чем начать коррекционную работу необходимо знать, что послужило "отправным пунктом" для девиантного поведения, что является причиной. В сфере научных знаний есть огромное количество классификаций причин "трудного" поведения, составлены они в зависимости от того, к какой сфере деятельности принадлежит автор классификации (педагогика, социология, психология).

Традиционно следует выделять два вида причин:

На мой взгляд, такое выделение не оправдано, так как трудное поведение характеризуется продолжительностью и стойкостью и не может рассматриваться как период в развитии личности.

Говоря о социальных причинах появления трудного поведения, следует обратиться к тему, кто стоял у истоков этой проблемы.А.С. Макаренко в свое время очень четко и ясно сформулировал причины появления "трудных" детей - это тот или иной вид неблагополучия окружающей среды ребенка. Прежде всего, стоит говорить о потере семьи как о главной причине появления трудного ребенка. Речь здесь идет не только о детях потерявших родителей и вынужденных беспризорничать или скитаться по детским домам, а так же и о детях, потерявших семьи не в прямом значении этого слова. В качестве примера могу привести такие ситуации: большая загруженность отца и матери работой, при которой они не имеют возможности должным образом производить присмотр и уход за ребенком, более свободная форма семьи, отход женщины от семейной ограниченности, материальные и прочие формы противоречий, смерть одного из родителей, измены, мачехи, болезни и инвалидность.

Подробно остановимся на социальных причина появления "трудных" детей.

Наиболее общей причиной социального характера является само отношение общества к ребенку. По причине того, что общество негативно реагирует на детей с отклоняющимся поведение и влечет за собой появление и становление "трудного" ребенка. Такие ситуации называют конфликтом общества и ребенка.

Данная концепция нашла свое отражение в трудах Дж. Мида, М. Дойча, Р. Краусса. Они рассматривали проблему общества и ребенка как отрицание или непринятие человеком той социальной роли, которую он должен выполнять. В данном случае социальная роль - это система ожиданий общества от личности относительно его поведения, представления человеком его модели поведения, согласно его статусу. Отклоняющееся поведение здесь может пониматься как отказ личности от его социальной роли, непринятие нормативного поведения, так и сознательное принятие на себя роли девианта.

Ребенок, не подозревая о том, является активным участником различного рода социальных отношений, и, в большинстве своем, именно эти части общественной жизни являются причинами появления "трудных" детей.

В.А. Пятунин рассматривал социальные причины девиантного поведения ребенка через призму семейных отношений. Он выделял четыре обширные группы социальных предпосылок девиантного поведения:

  • 1. Социально-экономические причины. Это те причины, влияющие непосредственно на быт ребенка. К этой группе причин можно причислить низкий материальный уровень жизни, плохие жилищные условия. Так же может существовать другая ситуация, при которой девиантное поведение может возникать на платформе благополучных социально-экономических условий. Достаток в материальном плане, без должного нравственного воспитания и подкрепления, способствует развитию в ребенке вседозволенности и попустительскому отношению к окружающим.
  • 2. Медико-санитарные причины . К этим причинам относятся хронические заболевания родителей и плохая наследственность, последствия которой, отражаются на развитие ребенка и его способностях к обучению, воспитанию, социализации, антисанитария и пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами.
  • 3. Социально-демографические предпосылки . К данной группе причин относятся такие условия жизни ребенка, которые влияют на структуру и состав семьи. Примером таких причин являются неполные семьи, многодетные семьи, семьи с престарелыми родителями, семьи с повторными браками и сводными детьми. Приведенные ситуации очень разные, но есть в них одно сходство, в подобных семьях социальная роль ребенка может меняться, а так же может происходить смена социальных ролей участников семьи.
  • 4. Социально-психологические причины. К данной группе причин относятся ситуации при которых в семье характерны деструктивные эмоционально-конфликтные отношения. педагогическая неосведомленность и несостоятельность родителей, так же их низкий общеобразовательный, нравственный и культурный уровень.

Следует отметить, что наличие фактора социального риска, вовсе не означает, что возникнет социальное отклонение. Эти причины способствуют появлению отклонений в поведении ребенка.

Данная классификация социальных причин отклоняющегося поведения не единственная, существуют и другие взгляды на причины появления "трудных" детей.

На процесс становления поведенческих отклонений может оказывать влияние большой круг социальных факторов.

К социальным факторам следует отнести:

1. Макрофакторы:

процессы и ситуации в данный момент происходящие в обществе. (социально-экономическая ситуация, политика государства, традиции, мода, СМИ и др.)

Социальные процессы один из мощнейших факторов, влияющих на поведении личности. Они могут формировать позитивный или асоциальный опыт или образ жизни. Влияние может достигать такой степени, что может привести к рассогласованию личности и общества. А именно этот конфликт лежит в основе устойчивого отклоняющегося поведения.

  • 2. Микрофакторы:
  • 1) характеристика социальных групп, в которые включен ребенок. К данным факторам относят классовую принадлежность, расовую принадлежность, субкультуры, социальный статус и др. Воздействие социальных групп играют большую роль в формировании мировоззрения личности, порождают систему представлений человека о себе самом, преимуществах своего места в этом мире и необходимости исполнения социальной роли.
  • 2) уровень жизни ребенка, стиль жизни семьи, климат в семье и т.д. Именно семья первейший институт социализации ребенка. Именно семья закладывает фундамент общественной жизни ребенка. В семье усваиваются первые социальные роли (дочь, сын, брат, сестра, внучка, внук, племянник, племянница). Именно в семье ребенок учиться взаимодействовать с окружающими людьми, учиться реагировать на различные ситуации. Дефекты ранней социализации могут носить губительный характер для дальнейшей социализации ребенка
  • 3) социальные институты детский сад и школа являются очень сильным инструментом социализации или же десоциализации ребенка. В детском саду требуется четкое соблюдение норм и правил, предъявляемых к ребенку.

В современном обществе существуют ситуации, при которых ребенок или не посещает детский сад вплоть до школы или посещает частный детский сад. При таких условиях у ребенка могут быть проблемы с социализацией, так как ему будет трудно следовать жёстким правилам, предъявляемых ему обществом.

Школа, как институт социализации личности, может выступать источником развития у ребенка "трудного" поведения. В учебно-воспитательном процессе возникают ситуации, которые способствую развитию девиаций, такие как:

  • а) завышенные требования к учащимся;
  • б) перегрузка учащихся;
  • в) негативная оценка результатов деятельности;
  • г) негативный подход в воспитании;
  • д) невнимательное отношение к детям, несоблюдение дифференцированного подхода.

Учитывая все причины и факторы развития "трудного" поведения можно сделать вывод, что ребенок, в процессе своего развития и взросления может быть подвержен огромному количеству рисков, которые могут послужить "толчком" для развития девиантного поведения, а впоследствии "трудновосптуемости".

Как часто приходится слышать «Мой сын не выносим..», «Моя дочь вымотала мне все нервы…». В отчаянии родители мечутся от детского психиатра к местным бабушкам для снятия порчи и сглаза. Вконец вымотав себя, они оставляют все как есть, надеясь, что со временем их дети перерастут и изменяться. Но, к сожалению, пассивность, которая усыпляет их, дает возможность более грозным врагам захватить психику ребенка и сделать их полностью бесконтрольными, разрушая и их самих и жизнь их родителей.

Причины появления в семье трудного ребенка

«За что мне все это???» - вопрос, который задают себе все родители в порыве отчаяния, когда их чадо совершило очередной неразумный поступок. Конечно, для того чтобы выдержать все это и найти выход, в первую очередь им необходимо понять почему их ребенок ведет себя таким образом и какова их собственная роль во всем происходящем. С точки зрения психологии появление в семье трудного ребенка возможно по двум причинам.



  • Разрешение проблем в психологии родителей
    В противоположность первому, во втором случае трудные дети приходят, чтобы помочь своим родителям разрешить проблемы в их собственной психологии. Возможно, такая ситуация более заметна. Часто можно наблюдать состоятельные семьи, в которых ребенок ни в чем не нуждается, но его поведение отличается нетерпимостью, властностью и необъяснимой жестокостью. Все это – внешний сигнал для родителей, которые полностью сосредоточили свою жизнь вокруг материальных ценностей. Для них человек становиться синонимом существа, обладающего определенной суммой денег. Все остальные с бюджетом ниже установленного уже автоматически становиться ниже людей. Еще одним ярким примером являются родители, обладающие скандальным характером и истерическим поведением. Придя к такой матери или отцу, ребенок со сложной психологией призван помочь им остановиться и перестать обвинять во всех своих проблемах других, а начать самим принимать ответственность за свою собственную жизнь.

Работа с трудным ребенком

Рассмотрев причины прихода трудных детей, нам теперь будет легче выбрать дальнейшее направление в работе над улучшением ситуации. Когда Вы чувствуете сильные внутренние обязательства перед своим сыном или дочерью, тогда Вам необходимо принять, что Вам нельзя пассивно присутствовать в его или ее жизни. Ваша задача сделать все возможное, чтобы Ваш ребенок научился доверять Вам и прислушиваться к тому, что Вы говорите. Здесь необходимо работать и с детским психологом и проделать большую самостоятельную работу. Ваш фокус должен быть на гуманном отношении ко всему живому, уважению к другим людям и культуре поведения. Нужно помнить, что такие дети способны учиться в основном только на последствиях своих поступков. Поэтому каждую большую проблему нужно анализировать и рассматривать вместе с ребенком, чтобы он мог понять, что на нем лежит ответственность за последствия этой проблемы. Трудные дети отличаются сильной внутренней запуганностью и уверенностью в том, что они никому не нужны. Особенно им не хватает женской энергии в своем существе, чем и объясняется их хладнокровное поведение. Мамина любовь – это самое ценное лекарство, которое может оказать поистине чудесное воздействие на психику такого ребенка. Для таких детей мама становиться тем мостиком, который соединяет их и с папой и со всем остальным миром.


Когда Ваш ребенок приходит, чтобы помочь Вам, то здесь основной становиться работа над собой. Меняя что-то в себе, Вы становитесь настоящим примером для своего ребенка, зацикленного только на своих потребностях. Пример того, что мама или папа избавились от старой привычки обвинять всех вокруг в своих проблемах или снизили ценность денег в своей жизни, станет началом переворота и в жизни их ребенка. Такая работа является лучшим доказательством того, что меняя себя, мы помогаем меняться и другим. Научившись общаться с другими без истерик и скандалов, Вы также откроете своему ребенку новый мир, где решение проблемы достигается спокойным обсуждением и рассматриванием точек зрения всех сторон, а не сфокусировано только на потребностях и желаниях одного человека.


Как бы не сложилась Ваша ситуация, всегда нужно помнить о тонкой грани в отношениях со своими детьми. Вы не сможете прожить за них их жизнь или принимать на себя все удары их судьбы. Нужно избегать фанатичной жертвенности. Нужно помнить, что Вы объединились в этой семье для каких-то общих целей. Но, несмотря на это, у каждого из Вас свое направление в жизни. Дайте своему ребенку учиться пользоваться своей свободной волей и принимать решения. В свою очередь учитесь чему-то новому сами. В Вашей жизни существует еще много задач, которые Вам предстоит выполнить. И для того, чтобы Вы это сделали на должном уровне, Вам нужны и силы и время. Сделайте все зависящее от Вас. Но если Вам так и не удалось помочь своему ребенку, не стоит винить себя, а принять это как его собственный выбор.

1. Характеристика понятия"трудный ребенок"Классификация"тяжелых"

2. Причины появления трудных детей и подростков

3. Особенности педагогической запущенности дошкольников и младших школьников

Основные понятия

Педагогическая запущенность, трудновоспитуемость, девиантное поведение, важконаучуванисть, превентивное воспитание, агрессивность, акцентуация характера, реакция имитации, реакция компенсации, гиперопека, инфа антильнисть личности, школьная дезадаптация, коррекция поведения, фрустрация, психопат.

1. Баженов. ВГ . Воспитание педагогического запущенных подростков -. К, 1986 - 90 с

2. Буянов. МЫ . Ребенок из. Неблагополучное семьи:. Записки детского психиатра -. М, 1988 - 207 с

3. Захаров. АИ . Неврозы у детей и подростков -. Л, 1988 - 248 с

4. Кудрявцев. ВН . Причины правонарушений -. М, 1976 - 286 с

5. Леви. В . Нестандартный ребенок -. М, 1992 - 225 с

6. Личко. А. Е . Психопатии и акцентуации характера у подростков - 2-е изд, доп и перераб -. Л, 1983 - 225 с

7. Ранняя профилактика отклоняющегося поведения учащихся /. Под ред. ВАТатенко,. ТМТитаренко -. К, 1989 - 128 с

. Трудный ребенок - это такой ребенок, который требует особого отношения, повышенного внимания семьи, воспитателя. Трудно - воспитуемость - это невосприимчивость индивида к усвоению позитивного социального опыта человечества, или резкие различия между общественными этическими нормами и поведением человека, его невосприимчивость к воздействию других л людей к тем или других воспитательных воздействий. Понятие"трудные дети"обязана своим происхождением педагогической практике и первоначально включало в себя все случаи отклонений в развитии ребенка. Это понятие фиксирует в со би максимально приближен к норме уровень отклонений в поведении ученикиедінці учнів.

. ЛСВиготський в 1929 г дал первую тяжелых: трудные дети в массовой школе, трудновоспитуемые в узком смысле этого слова (беспризорные, правонарушители, педагогически запущенные), психопаты, умственно отсталые, слепые, глухонемые, логопа-ти, психически и физически больномуі.

. Хевитт и. Дженкинс выделяет 2 категории трудных детей:

1. Дети с социализированными формами антиобщественной поведения, для которых не характерны эмоциональные расстройства и которые легко приспосабливаются к социальным нормам внутри тех ан-тисуспильних групп, к которым относятся

2. Дети с не социализированной антиобщественный агрессивным поведением, находящихся в плохих отношениях с другими детьми и своей семьей и имеют значительные эмоциональные расстройства. П. Скотт уточнил эту классификацию и отнес к категории социализированных подростков 2 группы детей: тех, которые не усвоили никакой системы норм поведения и тех, которые усвоили антиобщественные нормы

. ОЕЛичко выделяет категории трудных детей на основе различных категорий акцентуаций характера. Например, гипертимный тип, циклоидный, лабильный, сенситивный, конформный т.д.

. ВИАбраменко и. ОИСелецький подают следующую классификацию трудных подростков:

1) неорганизованные подростки;

2) передправопорушникы (отсталые, избалованные, унылые, эмоционально тупые, бродяги, проказники);

3) психически неполноценные (органические, истерические, возбудимые, аффективно неустойчивы, психопаты, гиперсексуальны)

. ДИФельдштейн дифференцирует трудных подростков, учитывая характер доминирующих негативных потребностей и соответствующих им проявлений поведения

. ГГБочкарьова категории тяжелых рассматривает с позиции их субъективного отношения к совершенному поступку: те, которые каются, бесконфликтные и циники

. В школьной практике выделяют следующие группы трудных детей:

1. Ученики, нуждающихся в медицинской помощи

2. Педагогическая запущены ученики (социально дезадаптированные; ученики из преступным поведением; дети, прогуливают занятия,"изолированные"дети). Педзапущенисть - неразвитость, необразованность и невоспитанность младенцев ни, отставание развития ребенка от собственных возможностей, требований возраста, вызванных педагогическими причинамми причинами.

3 неуспевающих дети (с недостатками мотивационной сферы, с недостатками познавательной деятельности, с формирующейся-ми приемами учебной деятельности, с недостатками развития психических процессов, дети, неадекватно но используют свои индивидуально-типологические особенности).

. Основные причины появления трудного ребенка:

1. Особенности семейного воспитания:

Низкий педагогический и культурный уровень родителей (нарушение единства требований к ребенку и их последовательности, отсутствие четкой организации жизни ребенка; безнадзорность, отсутствие надлежащего полового воспитание неправильное отношение к ребенку: подавление личности, угрозы, физические наказания, чрезмерная опека.

Неблагополучие семьи (конфликтность; безнравственность; асоциальное поведение)

2. Особенности взаимодействия педагога с ребенком:

Слабое знание педагогом ребенка, условий жизни в семье;

Недостаточная работа с родителями неучет индивидуальных особенностей ребенка;

Отрицательное стимулирование поведения детей;

Недемократический тип общения педагога;

Недостаточное руководство межличностным общением и организацией учебно-воспитательного процесса

3. Особенности личности ребенка:

Неадекватность самооценки и уровня притязаний;

Неумение общаться, отсутствие смысла и четкой цели в жизни;

Отсутствие субъекта забот, отсутствие интеллектуальных и эстетических интересов;

Реакция на пережитую тяжелую ситуацию;

Эмоциональная недоразвитость;

Проблемы сферы мотивации и потребностей;

Психологический инфантилизм;

Отсутствие дисциплинированности;

Безответственное поведение

4. Негативные примеры поведения взрослых и референтных групп; общения с правонарушителями и с людьми, которые имеют вредные привычки

5. Неблагополучие психологического климата в коллективе, конфликты с ровесниками

6. Влияние средств массовой информации

7. Негативное влияние алкоголя и наркотиков

8. Отклонения в психическом и физическом развитии

Наше время порождает новые современные причины появления трудных детей частности:

Ухудшение социально-экономических условий жизни у детей происходят наслоения жизненно важных проблем: на их плечи, кроме собственных возрастных проблем, тяжелым бременем ложатся взрослые проблемы (безработица, неуверенность родителей в завтрашнем дне, нестабильность жизни и т.д.).

Кризис переориентации. Старые ценности отходят, новые принимаются нелегко, а вакуум - благоприятная почва для развития отрицательного

Информационный бум - целый поток информации разного рода. Детям трудно понять, что является правдой, что нет. Как следствие - депрессия, падение нравственности

Омоложение сексуальных отношений, что приводит к росту венерических заболеваний, детоубийства

Тенденция ухудшения здоровья. Часто дети не знают, что такое здоровье и поэтому не берегут его. Многие дети имеют тяжелую наследственность, родовые травмы, неблагоприятные санитарно-бытовые условия жизни. Причиной ю ухудшение здоровья может стать экологическим загрязнениемння.

. Признаки социальной и педагогической запущенности дошкольников:

Неуспеваемость в ролевой игре (трудности в общении со сверстниками, дети предпочитают предметным играм);

Неподготовленность к школе (дисгармония эмоционально-волевой сферы, недостаточно развиты познавательные способности и произвольность поведения, неумение общаться со взрослыми и детьми);

Плохая адаптация к пребыванию в детском саду;

Отклонения в поведении (агрессивность, гиперактивность);

Отставание в развитии (позже начинают ходить, говорить и т.д.)

. Признаки социальной и педагогической запущенности младшего школьника:

. Нарушение образа"Я" - неадекватная самооценка, недовольно-лена потребность в признании (быть хорошим учеником, быть принятым) повышенная обидчивость, негативизм, эгоцентризм

. Неразвитость младшего школьника как субъекта общения - слабая социальная рефлексия, непонимание со стороны взрослых, низкий социометрический статус, эмоциональная нестабильность, неадекватное поведение в социальных ситуациях, гиперсоциализованисть, не-восприятия р ровесникам.

. Неразвитость младшего школьника как субъекта деятельности - несформированность мотивов учения, низкая учебно-познавательной активности, слабая научуванисть, несформированность элементов и навыков учебной деятельности, основных учебных умений

. Специфика индивидуально - типологических особенностей -дисгармония развития, нестабильность, ригидность нервной системы, развитая произвольность психических процессов

Организация индивидуальной работы с педагогически запущенными детьми

1. Влияние на условия семейного воспитания ребенка:

Повышение психолого - педагогической грамотности родителей;

Помощь в организации мыслительной деятельности ребенка;

Контроль за организацией нормального режима дня ребенка;

Индивидуальные консультации с родителями

2. Совершенствование воспитательной работы с классом:

Гуманизация межличностных отношений в детском коллективе;

Создание надлежащего микроклимата;

Коррекция взаимоотношений педагога с ребенком

3. Помощь ребенку в личностном росте:

Изучение ребенка;

Индивидуальная работа по устранению недостатков интеллектуальной, нравственной, эмоционально-волевой сферы;

Включение ребенка в активную деятельность на основе ее интересов и наклонностей;

Руководство общения ребенка со сверстниками;

Преодоление негативной мотивации учения

Подростковый период - трудный период психического развития он сложен для самого подростка и для работы с ним. Часто причины появления трудного ребенка в этот период связано с возрастными особенностями развития д детей подросткового возраста. . Основные причины сложности возраста:

1) перестройка моторного аппарата;

2) психические изменения, связанные с половым созреванием

3) деформированное развитие сексуального интереса;

4) дисгармония социального и биологического развития;

5) стремление завоевать статус взрослого;

6) недостаточная критичность к себе, увеличена до других;

7) рефлекс подражания, групповой эгоизм, конформность;

8) быстрый темп изменений;

9) накопления дефектов воспитания (нарушение эмоциональной сферы, социальная незрелость, неуверенность, безответственность);

10) чувство взрослости, проблема самостоятельности, реакция эмансипации;

11) аморфная мораль;

12) возбудимость, конфликтность, обостренное чувство собственного достоинства

Эти особенности возраста могут стать причинами появления трудных подростков

. Субъекты реабилитации трудных подростков: педагогически запущенные, правонарушители, дезадаптированные подростки с девиантным поведением, дети-сироты, подростки с отклонениями психосоматического и нервно-психического здоровья и с функциональных отклонений--ниями_

. Основные направления работы учителя с трудными подростками:

1. Профилактика - снятие причин, вызывающих отклонения в развитии личности. Есть такие группы методов профилактики:

Стимулирование и мотивирование учебно-познавательной деятельности;

Организация жизни и деятельности ученического коллектива;

Общение и взаимодействие учителя с подростком;

Стимулирование активности подростка;

Психолого-педагогическая пропаганда

2 . Диагностика : а) педагогически запущенных подростков (выявление характера проявления нарушения развития личности, познавательной, эмоциональной-волевой сферы, поведения и общения, выявления школьных причин);

3 . Коррекционная работа . Основой коррекции является активное привлечение подростков к различным видам деятельности, где они могли бы зарекомендовать себя с лучшей стороны. На начальной стадии коррекции следует привлекать трудных подростков к таким х видов деятельности, которые им легко даются. Со временем задачи должны усложняться. Нужно придерживаться принципов умеренного дозирования, поэтапного осложнения, систематического контрололю.

Учитель должен опираться на тех людей, которые имеют влияние на подростка, знать степень своего влияния на личность; учитывать позицию ученика в классном коллективе; работать с трудным подростком через коллектив;, создать для этого надлежащую обстановку. Он должен не разделять обучения и воспитания согласовывать различные воспитательные воздействия, организовать совместный досуг, способствующим накоплению общих эмоций, пош уку совместных переживаний; опираться на положительное в личности ребенка; учесть ее возрастные и индивидуальные особенности; сочетать психологические и педагогические методы влияниеу.

Эффективность работы с трудными подростками зависит от рационального подбора методов и средств воспитательного воздействия на каждую личность. Индивидуальный подход предполагает:

1 глубокий изучения личности трудного подростка. Учитель должен знать уровень развития подростка, жизненную позицию, его положительные возможности

2 разработки индивидуальной программы воспитания ученика, подбор наиболее эффективных средств и методов воздействия. Учитель должен знать механизмы убеждения, формирование адекватной самооценки, особенности влияния на р развитие познавательной и нравственной сферы личности, коммуникативных и поведенческих навыков подростка, способствовать развитию навыков самопознания и самовоспитанияня.

3. Привлечение к определенному виду деятельности, в каком тяжелом подростку гарантированный успех. Создание условий совместной деятельности, где можно блокировать агрессивность и другие негативные проявления поведения подростка

4. Тесное взаимодействие с семьей. Задачи работы с родителями: ознакомление родителей с возрастными особенностями, помощь в решении конфликтных ситуаций, разработка совместных действий

. Специальные формы работы

- с учениками :

индивидуальные консультации; тренинги общения, предусматривающие взаимное обсуждение качеств личности подростка, выявления негативных качеств

- с родителями

консилиумы; школа для родителей

- с учителями:

развитие коммуникативных качеств учителя, его эмпатийности; личностный рост учителя