Индивидуально-типологические особенности дошкольника. Презентация на тему "индивидуально-типологические особенности личности" Индивидуальные типологические особенности детей дошкольного возраста характер

Слайд 2

Личность

Слово «личность» первоначально относилось к актерским маскам. Затем это слово стало относиться к самому актеру. Позже слово «persona» употреблялось вместе с указанием определенной социальной функции человека, например личности судьи, личности отца, личности торговца и пр. Таким образом, личность по первоначальному значению – это определенная социальная роль человека. Психология трактует личность как социально-психологическое образование, которое формируется благодаря жизни человека в обществе. Это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые природно- обусловлены и не зависят от его жизни в обществе.

Слайд 3

В отечественной психологии существует ряд определений личности:

«Личность – это носитель сознания» (К. К. Платонов); «Личность – это целостная система, возникающая в процессе жизни человека и выполняющая определенную функцию в его взаимодействии со средой» (Л. И. Божович); «Личность – это субъект деятельности, т. е. совокупность общественных отношений, определяющих положение человека в обществе» (Б. Г. Ананьев).

Слайд 4

«Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми и определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих» (Р. С. Немов).

Слайд 5

Обобщая, можно дать следующее определение:

Личность – это динамичная, относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности.

Слайд 6

Социальность и индивидуальность

Основными чертами, характеризующими личность, являются социальность и индивидуальность, т. е. личность социальна по своей сущности и индивидуальна по способу своего существования. Индивидуальность при этом понимается как самобытный, своеобразный способ бытия конкретной личности. Она детерминирована особым жизненным путем индивида, его природными задатками, предстает как результат взаимодействия уникальных и универсальных свойств человека.

Слайд 7

Психологическая структура личности

Психологическая структура личности представляет собой целостное системное образование, совокупность социально значимых свойств, качеств, позиций, отношений, алгоритмов действий и поступков человека, сложившихся прижизненно и определяющих его поведение и деятельность.

Слайд 8

Психологическую структуру личности составляют:

Темперамент; способности; мотивация; характер; воля; чувства.

Слайд 9

1. «Темперамент»

Темперамент – это совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение, изменение. Динамические особенности: интенсивность и скорость протекания психических процессов, состояний и действий. Темперамент составляет биологическую основу характера.

Слайд 10

Свойства темперамента

Эмоциональная возбудимость – легкость возникновения эмоц реакций и прцессов. Эмоциональная неустойчивость – врожденная склонность человека входить в состояние эмоц напряжения. Тревожность–степень личностного/ситуативного эмоц напряжения в угрожающей ситуации или ситуации повышенной ответственности.

Слайд 11

Утомляемость, работоспособность, врабатываемость Импульсивность – быстрота реакции, непроизольныхдвижений+быстрота принятия решения и его исполнение. Ригидность/пластичность – степень легкости приспособляемости к новой ситуации. Экстраверсия/интроверсия – от чего в большей степени будет зависеть реакция, - от внешних впечатлений в данный момент или от внутренних, связанных с прошлым и будущем

Слайд 12

Сензитивность – порог реакций, степень чувствительности к происходящим событиям Реактивность – степень непроизвольных эмоциональных реакций на внешние-внутренние воздействия. Активность – степень воздействия человека на окружающий мир.

Слайд 13

Соотношение активности и реактивности – от чего будет зависеть деятельность человека: от случайных обстоятельств или от целей, намерений. Резистентность – сопротивление стрессу, проявляется в отсутствии снижения функционального уровня деятельности. Темп реакций – скорость протекания реакций.

Слайд 14

Типологии темперамента

1. Гуморальная (Гиппократ)-связывал темперамент с биологическими жидкостями организма. 2. Конституциональная (Кречмер, Шелдон)-тип телосложения 3. Нейродинамическая (Павлов)-свойства Н.С. Определяют типы темперамента

Слайд 15

Гуморальная теория+нейродианмика

Сангвиник – сильный, уравновешенный, подвижный человек, быстро и легко приспосабливающийся к меняющимся условиям жизни и успешно сопротивляющийся ее трудностям. Основные черты – общительный, разговорчивый, отзывчивый, открытый, жизнерадостный, не склонный к беспокойству, склонный к лидерству.

Слайд 16

♦ Меланхолик – слабый, малоподвижный человек, часто пассивный и заторможенный. Сильные раздражители могут вызвать различные нарушения его поведения, вплоть до полного прекращения всякой деятельности. Основные черты – тихий, замкнутый, необщительный, пессимистичный, тревожный, склонный к рассуждениям, легко расстраивающийся.

Слайд 17

♦ Холерик – сильный, неуравновешенный, легко возбуждающийся человек, обладающий большой жизненной энергией, часто вспыльчивый и несдержанный. Основные черты – обидчивый, беспокойный, активный, импульсивный, эмоционально неустойчивый.

Слайд 18

♦ Флегматик – сильный, уравновешенный, инертный человек, реагирующий на внешние воздействия спокойно и медленно, не склонный к каким-либо изменениям, хорошо справляющийся с внешними раздражителями. Основные черты – надежный, доброжелательный, миролюбивый, рассудительный, осмотрительный, эмоционально устойчивый.

Слайд 19

Конституциональная типология

Конституциональная типология Э. Кречмера. Главным идеологом конституцио­нальной типологии был немецкий психиатр Э. Кречмер (1995), опубликовавший в 1921 году работу подиазванием «Строение тела и характер». Он обратил внимание, что каждому из двух видов заболеваний - маниакально-депрессивному (циркуляр­ному) психозу и шизофрении - соответствует определенный тип телосложения. Он утверждал, что тип телосложения определяет психические особенности людей и их предрасположенность к соответствующим психическим заболеваниям. Многочислен­ные клинические наблюдения побудили Э. Кречмера предпринять систематические исследования строения человеческого тела. Произведя множество измерений различных частей тела

Слайд 20

Э. Кречмер выделил четыре конституциональных типа:

1.Лептосоматик (астеник)(греч. leptos - хрупкий, soma - тело). Люди худые, с удлиненным лицом, длинными руками и ногами, плоской грудной клеткой и слабой мускулатурой. (Люди замкнутые, серьезные, упрямые, трудно приспосабливающиеся к новым условиям. При расстройствах психики склонны к шизофрении).

Слайд 21

2. Пикник (гpeч.pyknos - толстый, плотный). Люди среднего роста, полновтые или склонные к ожирению, с короткой шеей, большой головой и широким лицом с мелкими чертами. Люди общительные, контактые, эмоциоанльные, легко приспосабливаются к новым условиям. При расстройствах психии склонны к МДП.

Слайд 22

3. Атлетик (греч. athlon - борьба, схватка). Люди высокие, широкоплечие, с мощной грудной клеткой, крепким скелетом и развитой мускулатурой. Люди спокойные, невпечатлительные, практичные и властные, сдержанные в жестах и мимике. Не любят премен, плохо к ним приспосабливаются. При расстройствах психики склонны к эпилепсии. 4. Диспластик(греч. dys - плохо, plastas - сформированный). Его строение бесформенное, неправильное. Индивиды этого типа характеризуются различными деформациями телосложения (например, чрезмерным ростом). Ввел Шелдон.

Слайд 23

Слайд 24

2. «Способности»»

Способности – это индивидуально-психологические особенности человека, позволяющие ему с той или иной степенью успешности овладевать какой-либо деятельностью и совершенствоваться в ней.

Слайд 25

Различают несколько уровней развития способностей людей:

♦ одаренностъ – совокупность нескольких разносторонних способностей, обусловливающая успешную деятельность человека в определенной области и выделяющая его среди других лиц; ♦ талант – совокупность способностей, которая позволяет получать продукт деятельности, отличающийся оригинальностью и новизной, совершенством и общественной значимостью; особенность таланта – высокий уровень творчества при осуществлении деятельности; ♦ гениалъностъ– высшая степень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиально новое в той или иной сфере деятельности. Творчество гениального человека имеет историческое и, как правило, положительное значение.

Слайд 26

Выделяют общие и специальные способности:

♦ общие способности прямо не связаны с успешностью выполнения конкретной работы, они сами представляют собой показатель возможности приобретения субъектом какой-то частной, специфической способности, умения научиться чему-либо. Обычно под общими способностями понимают интеллектуальные, умственные способности;♦ специалъные способности проявляются в какой-либо конкретной области деятельности. Поэтому говорят о музыкальных, художественных, педагогических и т. п. способностях. К ним относятся способности, связанные с осуществлением необычных функций, например артистов цирка, спортсменов и т. д.

Слайд 27

3. «Мотивация»

Мотивация – это совокупность побуждений (мотивов), вызывающих активность индивида, система факторов, детерминирующая поведение человека. Мотивация представляется как непрерывный процесс, в котором субъект действия (человек1 и ситуация взаимно влияют друг на друга, в результате чего можно наблюдать поведение человека. Мотив в отличие от мотивации – это то, что принадлежит самому человеку, является его личным свойством, побуждением к деятельности, причиной его действий и поступков. Мотивы формируются из потребностейчеловека и бывают осознанными и неосознаваемыми. Примеры мотивов: мотив достижения успеха, мотив избегания неудачи, мотив власти, мотив аффилиации (стремления к общению).

Слайд 28

Слайд 29

4. «Характер»

Характер – это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, выполняемой работе. Характер человека не является врожденным, он формируется в процессе его жизни и деятельности. В целом характер человека – и предпосылка, и результат его реального поведения в конкретных жизненных ситуациях. Обусловливая поведение, он в поведении и формируется.

Слайд 30

Структура и свойства

В зависимости от отношений личности выделяют 4 системы свойств характера: 1. Отношение к людям 2. Отношение к труду 3. Отношение к вещам 4. Отношение к себе

Слайд 31

Эмпирические характеристики характера

Полнота – разнообразие черт, свойств Цельность – характер это всегда индивидуально-своеобразное сочетание свойств Уравновешенность Выраженность – может доходить до акцентуации Оригинальность, самобытность Интегративность – характер это всегда структура Социальность– характер всегда проявляется в поведении Автоматизированность Мотивационный компонент Волевой компонент

Слайд 32

Функции характера

1. Помогает человеку самоосуществляться в деятельности, 2. Экспрессивная функция (выражение отношения к чему-либо).

Слайд 33

Акцентуации характера

Акцентуация – это усиление степени определенной черты. Психопатия – патология характера, при которой у субъекта наблюдается практически необратимая выраженность свойств, препятствующих его адекватной адаптации в социальной среде.

Слайд 34

Приведем типы характеров (его акцентуации), выделенные Е. А. Личко, и их характеристики:

Гипертимный – подвижность, повышенная психическая активность, жажда деятельности, привычка разбрасываться, не доводить начатое до завершения; истероидный– эгоцентризм, склонность к лидерству, авантюристичность, тщеславие; лабилный – крайняя изменчивость настроения, большая зависимость от сиюминутного настроения;

Слайд 35

Астенический – повышенная мнительность, капризность, быстрая утомляемость, раздражительность, склонность к депрессиям; циклоидный – чередование смены настроений от приподнятого до подавленного;

Слайд 36

Сенситивный – повышенная чувствительность, застенчивость, робость; психастенический – ускоренное и раннее интеллектуальное развитие, склонность к самоанализу, высокая тревожность, нерешительность, постоянные сомнения;

Слайд 37

Шизоидны – замкнутость, сдержанность во внешнем проявлении чувств, трудности в установлении эмоциональных контактов; эпилептоидный – жестокость, властность, себялюбие, конфликтность, педантичность;

Слайд 38

Застревающий (паранойялъный – подозрительность, повышенная обидчивость, стремление к доминированию, конфликтность; дистимный – склонность к депрессиям, сосредоточенность на мрачных сторонах жизни;

Слайд 39

Неустойчивый – склонность к праздности, тяга к развлечениям, умение легко устанавливать контакты с окружающими, поверхностное общение; конформный – подчинение мнению других, приспособленчество, зачастую консерватизм.

Слайд 40

5. «Воля»

Воля – сознательное регулирование человеком своего поведения, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий, обладающее рядом признаков: наличие усилий и продуманного плана для выполнения того или иного волевого акта; усиленное внимание к такому поведенческому действию; отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его исполнения; состояние оптимальной мобилизованности личности, концентрации в нужном направлении.

Слайд 41

Проявление воли находит свое отражение в следующих свойствах (качествах):

Сила воли – степень необходимого волевого усилия для достижения цели; настойчивость – умение человека мобилизоваться для длительного преодоления трудностей; выдержка – умение сдерживать чувства, мысли, действия; решительность – умение быстро и твердо претворять в жизнь решения; смелость – умение побороть страх и идти на оправданный риск, несмотря на наличие опасности;

Слайд 42

Самообладание – умение контролировать себя, подчинять свое поведение решению поставленных задач; дисциплинированность – сознательное подчинение своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку; обязательность – умение вовремя выполнять возложенные обязанности; организованностъ – рациональное планирование и упорядочение своего труда и др.

Слайд 43

6. «Эмоции и Чувства»

Эмоции - это особый класс психических процессов и состояний, связанных с потребностями и мотивами и отражающих в форме переживаний значимость действующих на субъекта явлений и ситуаций. Чувства – отражают долговременные переживания. Чувства возникают как обобщение многих эмоций, направленных на определенный объект. Аффект - сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое резким изменением в сознательной деятельности и выраженными двигательными проявлениями.

Слайд 44

Пример разделения эмоций и чувств

Мать, любя своего ребенка, переживает по отношению к нему в разных ситуациях разные эмоции: она может злиться на него, испытывать гордость за него, нежность к нему и т.д.

Слайд 45

во-первых, эмоции и чувства - это не одно и то же; во-вторых, нет прямого соответствия между чувствами и эмоциями: одна и та же эмоция может выражать разные чувства и одно и то же чувство может выражаться в разных эмоциях.

Слайд 46

Теория эмоций Джеймса-Ланге

Американский психолог У.Джемс и датский анатом К.Г.Ланге выдвинули периферическую теорию эмоции, основанную на парадоксальной идее о том, что эмоции есть результат физиологических изменений в различных системах. По их утверждению, мы не потому смеемся, что нам смешно, а нам потому смешно, что мы смеемся.

Слайд 47

Теория эмоций Кеннона и Барда

У.Кеннон и Ф.Бард одними из первых показали ограниченность теории Джемса - Ланге, предложив свою теорию эмоций, которая была названа таламической. Согласно этой теории, вегетативные изменения и мышечные реакции организма являются следствием переживания эмоций.

Слайд 48

В зависимости от модальности, качества переживаний К.Изардом были выделены десять фундаментальных эмоций:

1. Интерес-возбуждение - чувство захваченности, любопытства, это наиболее часто испытываемая положительная эмоция, выступающая исключительно важным видом мотивации в развитии навыков, знаний, мышления. Интерес является единственной мотивацией, которая может поддерживать осуществление повседневной, привычной, рутинной работы. У человека, испытывающего эмоцию интереса, возникает желание исследовать, вмешаться, расширить свой опыт; подойти по-новому к человеку или объекту, возбудившему интерес. При интенсивном интересе человек чувствует себя воодушевленным и оживленным.

Слайд 49

2. Радость характеризуется чувством уверенности и значительности, ощущением способности справиться с трудностями и наслаждаться жизнью. Радость сопровождается удовлетворенностью собой, окружающими людьми и миром. Она часто сопровождается чувствами силы и энергетического подъема. Следствием сочетания радости и ощущения собственной силы является связь радости с чувствами превосходства и свободы, ощущением того, что человек больше, чем он есть в обычном состоянии. Радость- это чувство, которое возникает при реализации своих возможностей. Препятствия к самореализации являются препятствиями для появления радости.

Слайд 50

3. Удивление является преходящей эмоцией: оно быстро наступает и столь же быстро проходит. В отличие от других эмоций удивление не мотивирует поведение в течение долгого времени. Функция удивления состоит в подготовке субъекта к успешным действиям, к новым или внезапным событиям.

Слайд 51

4. Страдание представляет собой наиболее распространенную отрицательную эмоцию. Оно обычно является доминирующим при горе и депрессии. Психологические причины страдания включают многие проблемные ситуации каждодневной жизни, потребностные состояния, другие эмоции, воображение и т.д. Переживание страдания описывается как уныние, упадок духа, обескураженность, одиночество, чувство изоляции. Страдание сообщает и самому страдающему человеку, и тем, кто его окружает, что ему плохо, и побуждает человека предпринять определенные действия: сделать что-то для уменьшения страдания, устранить его причину или изменить свое отношение к объекту, служащему причиной. Самой тяжелой формой страдания является горе. Его источником выступает утрата. Наиболее глубокое горе возникает, например, при потере любимого человека. Состояние горя каждый человек переживает очень тяжело.

Слайд 52

5. Гнев- сильная отрицательная эмоция, возникающая в ответ на препятствие в достижении человеком страстно желаемой цели. Среди причин гнева- личное оскорбление, разрушение состояний интереса или радости, обман, принуждение сделать что-либо против желания. При переживании гнева человек ощущает свою силу и хочет напасть на источник гнева. Чем сильнее гнев, тем более сильным и энергичным чувствует себя субъект, тем большую потребность в физическом действии он ощущает. В ярости мобилизация энергии настолько велика, что человек чувствует, что он взорвется, если не проявит каким-либо способом свой гнев.

Слайд 53

6. Отвращение как эмоциональное состояние связано с переживанием необходимости устранить объект или изменить его. Оно есть результат резкого рассогласования в сознании человека ценностно значимого, нормального и уродливо-несовершенного, происходящего на фоне этого нормального. Отвращение могут вызвать как материальные предметы, так и социальные действия, поступки других людей. Отвращение, как и гнев, может быть направлено на себя, снижая при этом самооценку и вызывая самоосуждение.

Слайд 54

7. Презрение связано с ситуациями, в которых человеку необходимо чувствовать себя сильнее, умнее, лучше в каком-то отношении, чем презираемое лицо. Презрение - это чувство превосходства над другим человеком, группой или предметом, их обесценивание. Презирающий человек как бы отстраняется, создает расстояние между собой и другими. Презрение, как гнев и отвращение, в известной мере оказывается чувством враждебности: человек враждебно относится к тому, кого он презирает.

Слайд 55

8. Страх является наиболее сильной и опасной из всех эмоций, которая оказывает большое влияние на сознание и поведение человека. Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, сигнализирующие об опасности. Страх переживается как предчувствие беды, неуверенности, полной незащищенности. Со страхом связаны чувства недостаточной надежности, чувство опасности и надвигающегося несчастья, при которых человек ощущает угрозу своему существованию. Ощущение страха может варьировать от неприятного предчувствия до ужаса.

Слайд 56

9. Стыд как эмоция повергает человека в такое состояние, когда он кажется себе маленьким, беспомощным, скованным, эмоционально расстроенным, глупым, никуда не годным. Он сопровождается временной неспособностью мыслить логично и эффективно, а нередко - ощущением неудачи, поражения. Стыд может вызвать презрение к самому себе.

Слайд 57

10. Вина возникает при совершении неправильных действий. Обычно люди чувствуют вину, когда осознают, что нарушили правило и переступили границы своих собственных убеждений. Они могут также чувствовать вину за отказ от принятия на себя ответственности. Вина связана прежде всего с осуждением своего поступка самим человеком независимо от того, как к этому поступку отнеслись или могут отнестись окружающие. Вина включает такие реакции, как раскаяние, осуждение самого себя и понижение самооценки. Вина возникает в ситуациях, в которых человек чувствует личную ответственность. Переживание вины состоит из мучительного чувства неправоты по отношению к другим или самому себе.

Слайд 58

Стресс

Стрессовые состояния - это особые эмоциональные состояния, возникающие в ответ на экстремальные воздействия и требующие от человека мобилизации всех ресурсов организма, в том числе и нервно-психических сил. Слабые воздействия не приводят к стрессу, так как он возникает только тогда, когда влияние стрессора превосходит приспособительные возможности человека. Небольшой уровень стресса даже полезен и необходим для любой физической или психической активности.

Слайд 59

Основатель учения о стрессе Г.Селье выделил три стадии развития стресса:

«реакцию тревоги», во время которой мобилизуются защитные силы организма; стадию сопротивления- полную адаптацию к стрессу; стадию истощения, возникающую в случае, если стрессор силен и воздействует на человека продолжительное время.

Слайд 60

Фрустрация

Близким по своим проявлениям к стрессу является состояние фрустрации (от лат. frustratio - «обман», «расстройство», «разрушение планов»). Фрустрационное состояние возникает при объективных или субъективных трудностях, испытываемых человеком на на пути к цели. Фрустрация сопровождается гаммой отрицательных эмоций (озлобленностью, подавленностью, агрессией), которые в состоянии дезорганизовать поведение и сознание человека.

Слайд 61

Спасибо за внимание!!!

Посмотреть все слайды

В процессе индивидуального развития, в связи с постепенным созреванием , проявления ее индивидуально-типологических различий имеют свои особенности. Можно предполагать, что в формировании основных свойств нервной системы и в пренатальном периоде развития большое значение имеют наследственные факторы, а в постнатальном периоде развития – влияние окружающей среды. При этом наследственность определяет границы изменчивости типологических свойств нервной системы, а от среды зависит степень их развития. Имеются многочисленные экспериментальные данные, свидетельствующие о том, что то или иное свойство нервной системы может быть выражено в минимальном или максимальном варианте в зависимости от условий воспитания.

При этом в младшем школьном возрасте даже у представителей первых двух групп зачастую наблюдается неполная уравновешенность нервных процессов с некоторым преобладанием возбуждения при относительно слабых процессах активного внутреннего торможения, что определяет повышенную реактивность детей.

Типологические особенности нервной системы четко проявляются и в деятельности школьника. Например, дети сильного типа могут достаточно долго и напряженно (в пределах возрастных возможностей) работать в классе или дома с высоким темпом и интенсивностью на фоне положительного эмоционального состояния. Для них характерны устойчивое и в то же время способность достаточно быстро переключаться на новый вид деятельности; они могут работать долго и интенсивно.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Индивидуально-типологические особенности детей дошкольного возраста

Полноценному развитию детей способствует индивидуальный подход, который невозможен без знания индивидуальных анатомо-физиологических и психических особенностей каждого ребенка.

Особенности поведения ребенка, его самочувствие, в определенной мере, зависят от его физического состояния и своеобразия темперамента. Изучение темперамента позволяет педагогу наиболее точно выбрать верные пути в процессе взаимодействия с детьми.

Б.М. Теплов писал, что правильное воспитание предполагает не борьбу с врожденными свойствами, а учет и опору на них.

Целью, предлагаемой ниже программы, является выявление индивидуально-типологических особенностей детей дошкольного возраста для последующего учета в осуществлении образовательного процесса.

Из истории развития учения о темпераментах.

Темперамент - это индивидуальные особенности человека, которые проявляются в определенной возбудимости, эмоциональной впечатлительности, уравновешенности и быстроте протекания психической деятельности. С древнейших времен ученых, философов и врачей интересовал вопрос: почему люди так отличаются друг от друга, каковы основания этих различий.

Создателем учения о темпераментах считается древнегреческий врач Гиппократ. Существовали самые различные теории темперамента: физиологические, химические, эндокринные. С особенностями темперамента связывали даже внешнюю форму тела. Большое влияние на развитие теорий о темпераменте оказали А. Геллер, Г. Висберг, У. Мак-Дауголлу, Я. Стреляу.

Наиболее полно эта проблема была разработана И.П. Павловым, который выделил 4 типа темперамента, и дал их характеристику. В 50-х годах были предприняты широкие лабораторные исследования со взрослыми людьми с целью углубленного изучения проблемы. В результате этих исследований, проводившихся под руководством Б.М. Теплова, В.Д. Небылицына и В.С. Мерлина типология И.П. Павлова была дополнена новыми элементами.

Особенности проявления темперамента в детском возрасте

Особенности высшей нервной деятельности (далее ВНД) у дошкольников проявляются более ярко, чем у взрослого. Они, как подчеркивал И.П. Павлов, еще не прикрыты индивидуальной работой и шаблонами жизни. Этим определением он подчеркивал, что черты темперамента, хотя они и врожденные, могут поддаваться педагогическому воздействию и в некоторой мере изменяться. Кроме того, у взрослых людей они могут маскироваться чертами характера.

Судить о том, к какому типу ВНД принадлежит ребенок, можно на основе его внешнего поведения.

Ребенок возбудимого типа - холерик - имеет сильную, подвижную, неуравновешенную нервную систему с преобладанием процесса возбуждения над процессом торможения. Все реакции ребенка холерика носят ярко выраженный характер. Младенцы бурно реагируют на любые неудобства: мокрая пеленка, крошка на простыне - вызывает неудержимый, до посинения плач. Также ярко маленький ребенок проявляет и другие эмоциональные реакции: не просто смеется, а хохочет, не сердится, а приходит в ярость. У детей этого типа выразительная мимика лица, резкие, порывистые жесты, быстрая, громкая речь; все поведение отличается выраженной направленностью - ребенок стремится воздействовать на то, что видит, переделать окружающую обстановку в соответствии со своими потребностями, желаниями и при этом проявляет завидную энергию, упорство. Дети - холерики любят подвижные игры и занятия, в которых можно проявить себя, стремятся исполнить главную роль в игре, организовать товарищей и руководят ими, пытаются руководить и взрослыми. Все, что требует проявления активности, легко удается детям этого типа, и, наоборот, ситуации, в которых надо сдержать себя, ограничить свои желания, вызывает у них чувство протеста. Ребенок с возбудимой нервной системой обычно с трудом засыпает, спит спокойно, но просыпается быстро и сразу же включается в обычный жизненный ритм. Он, за редким исключением, подвижен и деятелен, без конца что-то выдумывает и изобретает, стремится проникнуть в самые запретные места. Кажется, его энергия неистощима: после бурно проведенного дня ребенок отказывается ложиться в постель, требует, чтобы ему рассказали сказку, пытается затеять игру. В коллективе с такими детьми особенно трудно: они излишне подвижны, шумливы, импульсивны, вспыльчивы, с трудом подчиняются установленным правилам, конфликтуют из-за игрушек, правил игры, обижаются на замечания взрослых.

Ребенок спокойного типа - сангвиник - с сильной, подвижной, уравновешенной нервной системой. Внешне они похожи на детей-холериков тем, что активны, имеют живую мимику, пользуются жестами, говорят быстро и громко. У ребенка сангвиника, как правило, ровное, спокойное, жизнерадостное настроение, без резких переходов, свойственных холерикам. Ребенок быстро засыпает и легко просыпается, без особых сложностей переходит от подвижных игр к спокойным занятиям и наоборот. Особенность сангвиников - их легкая приспособляемость к любым условиям. Ребенок охотно выполняет установленный порядок дня, подчиняется любым распоряжениям взрослых, выполняет поручения. Дети этого типа легко вступают в контакт с другими детьми, быстро находят товарищей в любой обстановке, причем могут и руководить и подчиняться. Сангвиники живо откликаются на все, что видят и слышат, задают много вопросов, одновременно интересуются самыми различными явлениями. Ребенок за короткое время легко осваивается в яслях, в детском саду, период привыкания к новому режиму длится недолго; утром привели в детсад, а к вечеру он чувствует себя как дома. Общительность, покладистость, жизнерадостность детей располагает к ним взрослых, поэтому иногда за внешней формой поведения могут скрываться первые проявления не очень-то привлекательных черт характера. Из-за того, что нервная система сангвиника отличается податливостью, пластичностью, он способен быстро переключаться с одного занятия на другое. В некоторых обстоятельствах это качество играет положительную роль: ребенок легко включается в новую деятельность, может отказаться, если нужно, от привлекательных действий. В то же время эта пластичность малыша может оборачиваться отрицательной стороной: ребенок меняет одну за другой игрушки, имеет много товарищей, но ни одного близкого друга, за все берется, но ничего не доводит до конца. Основное свойство маленького сангвиника - неустойчивость (поведения, интересов, привязанностей). У ребенка быстро формируются привычки, навыки, но столь же быстро они и разрушаются. Поэтому основная задача в работе с ребенком - сангвиником - формирование у него настойчивости. Ребенок послушен. Но разве послушание не может обернуться бедой? Он во всем слушается родителей и также охотно послушается совета случайного прохожего, подростка. У ребенка разнообразные интересы. Хорошо, но до определенных пределов. Бесконечно расширяясь, эти интересы неизбежно станут поверхностными. Не случайно дети - сангвиники в школе иногда стремятся записаться во все существующие кружки, но ни в одном из них не достигают заметных успехов - не хватает настойчивости. Ребенок охотно берется за любое дело. Прекрасно! Но завершает ли он его? Нет, он стремится быстрее прекратить его, чтобы взяться за другое, более интересное. Сангвиник быстро устает от однообразия. Привлекательной для него деятельностью он может заниматься долго, но как только наступают моменты, требующие однообразия, (а они неизбежны в любой деятельности) он стремится прекратить эту деятельность.

Ребенок - флегматик - имеет сильную, уравновешенную, но малоподвижную нервную систему. В раннем детстве это спокойный малыш, который много спит, проснувшись, лежит спокойно, редко плачет, редко смеется. Дети - флегматики быстро засыпают, но просыпаются с трудом и после сна остаются некоторое время вялыми. Все реакции таких детей имеют нечеткий характер: смеются негромко, плачут тихо, мимика слабо выражена, нет лишних движений, жестов. Речь тоже особая - неторопливая, с паузами не только между предложениями, но и между словами. Ему трудно быстро реагировать на любые воздействия, поэтому между вопросом к ребенку и его ответом следует пауза. Прежде чем начать деятельность, следует период раскачки, внешнего бездействия. Приступив к деятельности, флегматик способен длительное время им заниматься, не уставая от однообразных, повторяющихся действий. А вот внезапно прекратить то, что он начал, ему трудно, особенно в тех случаях, когда предстоит заниматься новым, незнакомым делом. Поведение ребенка - флегматика отличается устойчивостью, его трудно вывести из себя. Привычки, навыки формируются долго, но, сформировавшись, становятся прочными. Все новое, непривычное ребенок этого типа воспринимает не сразу. Поступление в детсад связано с некоторыми сложностями: малыш долго приспосабливается к новому режиму, с трудом расстается с родителями, не принимает участия в играх детей. Флегматики неуютно чувствуют себя в гостях, неохотно знакомятся с новыми людьми. В привычной обстановке ребенок без принуждения выполняет правила поведения, справляется со знакомой работой, любое дело выполняет тщательно и аккуратно. Как и всякий ребенок, флегматик имеет свои положительные и отрицательные стороны, связанные с особенностями нервной системы. Положительные стороны - это стремление к усидчивости, тщательности, добросовестности, надежности во всех проявлениях; отрицательные - вялость, низкая активность, замедленный темп действий.

Дети со слабой нервной системой - меланхолики - отличаются повышенной чуткостью, ранимостью. Слабость нервных процессов не означает неполноценности. Просто у этих детей слишком сильная реакция на слабые раздражители, быстро наступает утомление нервных клеток, слабые процессы возбуждения и торможения. Меланхолик - это тип ребенка, о котором говорят, что "его не видно и не слышно". Он не кричит, а попискивает, не смеётся, а улыбается, не просит, а жалобно взирает на желаемое, малоактивен, предпочитает спокойную деятельность, не требующую движений, ему не свойственно активно включаться в разговор, демонстрировать свои знания и умения. Ребёнок говорит тихо, нерешительно, запинается. Он склонен к играм в одиночестве или с товарищем, которого хорошо знает, шумные сверстники его утомляют. Чувства меланхолика глубоки, длительны, но внешне почти не выражаются, что иногда вводит взрослых в заблуждение. Поскольку нервная система не выдерживает длительных раздражителей, дети быстро устают - от шума, от новых людей, от замечаний. Всякий нажим ещё более усиливает усталость. Резкий тон, принуждение подавляют и без того малую активность меланхолика. У детей с трудом формируются навыки, долго не складываются привычки, но всё, что у них удаётся сформировать, отличается прочностью, надёжностью, устойчивостью и не требует дополнительного контроля. Пассивность, утомляемость, замкнутость, медлительность - основные недостатки ребёнка - меланхолика. В то же время они имеют ценные свойства, как чуткость, отзывчивость, устойчивость интересов, привязанностей, привычек. Дети с большими трудностями входят в коллектив, долго не могут привыкнуть к режиму дня в детском саду, плачут, отказываются от игр, занятий, бывает, что вообще длительное время не отвечают на вопросы взрослых и детей в учреждении.

Из характеристики темпераментов ясно, что нельзя детей с различным темпераментом воспитывать одинаково. Очевидно, этим и можно объяснить, что в одной и той же семье при одинаковых условиях воспитываются разные люди. Родители в таких случаях часто говорят: "Мы же их воспитываем одинаково". Именно, одинаково, а надо было воспитывать неодинаково, учитывая и природный тип нервной системы, который мог быть различным, и условия жизни, которые изменились с момента появления первого ребёнка.

«В процессе воспитания, - писал Б.М. Теплов, - следует искать не пути изменения нервной системы, а лучшие формы, пути и методы воспитания с учетом особенностей нервной системы воспитанника». Знание черт темперамента даст возможность осуществить индивидуальный подход в воспитании личности, так как нет одинаковых условий, нет одинакового материала, на котором формируется личность.

Программа изучения особенностей темперамента детей в ДОУ

Изучение особенностей детей с помощью комплекса диагностических методов позволяет педагогам ДОУ получить объективные данные о темпераменте ребёнка, что может стать основой для реализации индивидуального подхода к каждому ребёнку.

В качестве методов определения темперамента детей дошкольного возраста можно использовать наблюдение за ребенком в различных видах деятельности, эксперимент, опрос педагогов и родителей.

Кроме того, можно проводить и специальные игры: «Верёвочка» - выявление скорости движения, формы и силы реакции; «Так можно, так нельзя» - для выявления формы поведения при встрече раздражительного и тормозного процессов; «Сумей промолчать» - для выявления выдержки и торможения.

Для проведения исследования предлагаем использовать комплекс методов:

наблюдение (Б.С. Волков, Н.В. Волкова), экспериментальная методика «Перенос кубиков» (Ю.А. Самарин), анкетирование родителей.

Наблюдение проводят индивидуально за каждым ребёнком. При этом используют следующие критерии:

1. Как ведёт себя ребёнок в ситуации, когда необходимо быстро действовать:

а) легко включается в работу;

б) активно действует;

в) действует спокойно без лишних слов;

г) робко, неуверенно.

2. Как реагирует ребёнок на замечание педагога:

а) говорит, что больше так не будет, но через некоторое время поступает так же;

б) не слушает или поступает по - своему;

в) выслушивает молча;

г) молчит, обижен, переживает.

3. Как разговаривает ребёнок с другими детьми в значимых для него ситуациях:

а) быстро, с жаром, но прислушивается к высказыванию других;

б) быстро, со страстью, но не слушает;

в) медленно, спокойно, но уверенно;

г) с большой неуверенностью.

4. Как ведёт себя в непривычной обстановке:

а) легко ориентируется, проявляет активность;

б) активен, проявляет повышенную возбудимость;

в) спокойно рассматривает окружающее;

г) робок, растерян.

Критерии: если обнаруживается, что в большинстве случаев для ребёнка характерны реакции типа (а), то можно говорить о преобладании у него черт сангвиника; (б) - холерика; (в) - флегматика; (г) - меланхолика.

Игровая методика Ю.А. Самарина «Перенос кубиков».

Цель: выявить характерные реакции ребёнка при ряде неудач, сопровождающих перенос кубиков.

Ребенку дают небольшую лопатку, на поверхность которой один на другой ставят кубики (3,4,5 и т.д.), предлагают пронести эти кубики, держа лопатку в одной руке, от одного стола до другого на расстояние около 3 метров, затем повернуться на 180° (продолжая держать лопаточку в руке), принести обратно и поставить лопаточку с кубиками на стол, не уронив ни одного.

При этом учитывают:

Силу нервных процессов, работоспособность - сколько времени ребёнок может добиваться успешного выполнения задания как без стимуляции экспериментатора, как и при его стимуляции;

Уравновешенность нервных процессов, - в какой мере ребёнок способен сдерживать своё недовольство при неудачах, не проявлять его ни в двигательной, ни в речевой форме;

Подвижность нервных процессов, - в какой степени быстро включается ребёнок в эту «работу», приспосабливается к ней, имеют ли место отвлечения при выполнении данной деятельности.

Организация диагностической работы.

1. Наблюдение осуществляет педагог группы или педагог-психолог индивидуально за каждым ребёнком в совместной или самостоятельной деятельности детей. Данные исследования заносят в таблицу.

2. Методику Ю.А. Самарина проводит педагог-психолог индивидуально с каждым ребёнком в свободном помещении. На работу с каждым ребёнком затрачивается от 5 до 20 минут. Данные заносят в таблицу.

3. Анкетирование проводят следующим образом: анкеты заполняют родители дома или в группе (по желанию). Максимальное время заполнение анкеты родителями 20-30 минут.

4. Все данные заносятся в сводную таблицу.

5. В том случае, если результаты всех трёх методик будут различны, необходимо использовать дополнительные методики и/или проанализировать причины расхождений в представлениях педагогов и родителей об особенностях поведения ребенка.

Ниже представлены рекомендации по взаимодействию с детьми, у которых преобладают черты различных темпераментов. Данные рекомендации могут быть использованы педагогами и родителями. Также предлагаются некоторые игры и упражнения, которые эффективно использовать в работе с детьми различных темпераментов.

Если у детей преобладают черты сангвинического темперамента.

Важно проявление строгости, требовательности к ребёнку, контроль его действий и поступков.

Обращать внимание на мелкие нарушения со стороны ребёнка (не убрал игрушки).

Необходимо, чтобы начатое дело доводилось до конца с хорошим качеством (не разрешать приниматься за второй рисунок, пока не окончен первый).

Целесообразно небрежно выполненную работу предложить выполнить заново. Главное показать ребёнку конечный результат добросовестных действий.

Важно формировать у ребёнка устойчивые интересы. Не допускать частой смены деятельности.

Учить внимательно, относиться к товарищам, стремиться, чтобы складывались прочные, устойчивые отношения.

Если у детей преобладают черты холерического темперамента.

С пониманием относиться к проявлению активности ребёнка.

Целесообразно ограничивать всё, что возбуждает нервную систему ребёнка: кино, телевидение, чтение - все должно быть в меру. За 2 часа до сна только спокойные игры и занятия.

Необходимо развивать у ребёнка сосредоточенное внимание: настольные игры (но не те, где соревнуются), конструктор, рисование, лепка -- все, что требуется усидчивости.

Воспитывать у ребёнка умение управлять собой (игры с командами, с внезапными остановками "Замри", где он будет подчиняться).

Приучать его к правилам общения: говорить спокойно, не перебивать говорящего, считаться с чужими желаниями, просить, а не требовать.

Необходимо строго соблюдать режим дня.

Если у детей преобладают черты флегматического темперамента.

Нельзя применять окрики, угрозы, поторапливание - это оказывает тормозящие влияние на нервную систему ребёнка.

Не следует отстранять ребёнка от той деятельности, которая требует приложения усилий.

Следует чаще хвалить его за скорые действия.

Необходимо ставить ребёнка в условия, когда необходимо быстрые действия (полезны игры соревновательного характера).

Следует побуждать ребёнка к движению (гимнастика, подвижные игры, плавание, бег).

Побуждать ребёнка к игре, труду, конструированию - активизировать его.

Нельзя резко обрывать ребёнка. Необходимо предупреждать его за несколько минут о смене вида деятельности.

Привлекать ребёнка к деятельности в коллективе.

Если у детей преобладают черты меланхолического темперамента.

Нужно ограничивать шум, новые знакомства, количество игрушек, но в то же время приучать ребенка не бояться небольшого шума, спокойно, без тревоги относиться к новому человеку.

Целесообразно беседовать с ребенком, так как он отличается внушаемостью. Говорить нужно мягко, убеждающе, но уверенно, определенно.

Ребенку полезно заниматься спортом.

Необходимо разнообразить жизнь ребенка.

Надо привлекать ребенка к совместному труду со взрослыми.

Важно развивать у него общительность.

Необходимо поддерживать у него положительные эмоции, проявлять по отношению к нему доброжелательность, чуткость.

Игры и упражнения

Для детей с преобладанием холерического и сангвинического темперамента.

«Сосредоточенность» (этюд на регуляцию эмоций).

Путешественник сидит за столом и внимательно изучает карту. Он обдумывает план похода. Выразительные движения: левая рука упирается локтем в стол и поддерживает голову, наклоненную влево, указательный палец правой руки двигается по воображаемой карте. Мимика: слегка прищуренные глаза, нижняя губа закушена.

«Раздумье» (этюд на регуляцию эмоций и движений).

Мальчик собрал в лесу грибы и заблудился. Наконец он вышел на большую дорогу. Но в какую сторону идти? Выразительные движения: ребёнок стоит, руки сложены на груди или одна рука на груди поддерживает другую руку, на которую опирается подбородок.

«Ваське стыдно» (этюд на регуляцию эмоций).

Жила - была девочка Галя. У неё была кукла Таня. Галя играла с куклой, кормила её, укладывала спать. Однажды туда кот Васька и уронил куклу на пол. Пришла Галя домой, увидела, что кукла лежит на полу, подняла её и стала ругать Ваську: "Зачем ты, Васька, мою куклу уронил?" А Васька стоит, голову опустил, стыдно ему. Прослушав рассказ, ребёнок показывает, как стыдно было коту Ваське.

«Море волнуется» (произвольность поведения чувств).

Водящий начинает так: "Море волнуется раз, море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три: фигура радости, страха, стыда и т.д. на месте замри". Далее водящий выбирает наиболее яркую фигуру.

«Тыкалки» (тренировка умения владеть своими чувствами).

Дети садятся на стулья, становят ступни ног на пол и "замирают". Ведущий, медленно считая до 10, проходит между детьми и легонько щекочет каждого. Детям необходимо не рассмеяться при этом и сохранить неподвижность.

«А - а -ах» (тренировка умения владеть своими чувствами).

Ведущий кладёт руку на стол и затем медленно поднимает её до вертикального положения. Дети в соответствии с поднятием руки усиливают громкость звуки "а" с тем, чтобы, когда рука достигнет верхнего положения, завершить её громким совместным "ах" и мгновенно замолчать.

«Да и нет» (гармонизация осознания прав и обязанностей).

Инструкция: Попробуем определить, кто из нас умеет быть внимательным. Каждому из вас по очереди мы будем задавать вопросы, на которые заранее знаем ответы "да" и "нет". Например: «Ты ходишь в школу?», «Ты был на северном полюсе?» и т.п. А тот, кто отвечает, должен обязательно отвечать наоборот. Тот, кто ошибается, выбывает из игры.

«Родители и дети» (гармонизация осознания прав и обязанностей).

Инструкция: Представим себе, что мы превратились в родителей. Мы очень любим своего ребёнка, хотим, чтобы он был хорошим, и поэтому даём ему советы, каким ему следует быть. Каждый последующий «родитель» отрицает совет предыдущего и даёт свой совет. Это может быть, например, так:

Будь всегда честной.

Не надо быть всегда честной, а то скажешь, что-нибудь не так, и можешь обидеть окружающих. Будь всегда весёлой.

Упражнение на развитие произвольного внимания.

Ребёнку дают лист бумаги, цветные карандаши и просят его нарисовать в ряд 10 треугольников. Когда эта работа будет завершена, ребёнка предупреждают о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз: «Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники».

Если ребёнок справился с первым заданием, предлагают выполнение заданий, придумывая и постепенно усложняя условия.

Упражнение на развитие устойчивости внимания.

Ребёнку дают небольшой текст (газетный, журнальный) и предлагают, просматривая каждую строчку, зачёркивать какую - либо букву, (например «а») Фиксируют время и количество ошибок. Ежедневно отмечают результаты на графике. Отмечают улучшение результатов,знакомят ребёнка с ними, радуются вместе с ним.

Упражнение на произвольность поведения.

Ребёнку показывают лист с нарисованными геометрическими фигурами и просят закрасить цветным карандашом каждую их них. Предупреждают ребёнка, что он должен делать это очень аккуратно, время не имеет значения. Как только ребёнок начинает проявлять небрежность, работу прекращают. Ребёнок 6-7 лет аккуратно закрашивает 15-20 фигур.

Для детей с преобладанием флегматического и меланхолического темперамента

«Расскажи стихи руками» (этюд на раскрепощение).

Ребёнок старается без слов, с помощью пантомимы, рассказать известное всем стихотворение или сказку. Остальные дети пытаются угадать, что он рассказывает.

«Как поступить?» (регулирование эмоций и действий).

Для этой игры нужно несколько сюжетных картинок конфликтного содержания. Например, такие:

а) дети собирают урожай, одна девочка набрала так много фруктов, что не может удержать их в руках;

б) дети играют, а у одного ребёнка нет игрушек;

в) ребёнок плачет.

Взяв картину, ребёнок должен подобрать свой выход из ситуации.

«Закончи предложение» (упражнение на преодоление замкнутости).

Надо закончить каждое из предложений:

Я хочу. . .

Я умею. . .

Я смогу. . .

Я добьюсь. . .

Можно ребёнка попросить объяснить ответ.

Рисунок «Я в будущем» (преодоление замкнутости).

Ребёнку дают задание нарисовать себя таким, каким он видит себя в будущем. Обсуждая с ним рисунок, спрашивают, как он будет выглядеть, как он будет себя чувствовать, какими будут его отношения с родителями, братом или сестрой.

Упражнение позволяет осознать возможность преодоления замкнутости, дать ребёнку перспективу на будущее и уверенность в своих силах.

«Я и другие» (свободное выражение своего мнения).

Ребёнку предлагают рассказать о своём друге, родственнике. Важно, чтобы ребёнок мог высказать своё мнение, подчеркнуть положительные черты другого. Можно попросить ребёнка рассказать и о себе, выделяя отрицательные и положительные качества, акцентируя внимание на последних.

«Зеркало» (помогает открыться ребёнку, чувствовать себя раскованно).

а) Ребёнок смотрит в "зеркало", которое повторяет все его движения и жесты. "Зеркалом" может быть родитель или другой ребёнок.

б) Принцип игры остаётся тем же, но ребёнок должен изобразить кого-либо из общих знакомых. "Зеркало" указывает, кого изображал ребёнок.

«Попугай» (произвольность чувств).

Ведущий произносит короткое предложение, например, «Я иду гулять». Один из участников повторяет это предложение, стараясь при этом выразить заранее задуманное им чувство. Остальные отгадывают, какое чувство было задумано.

«Рисуем имя» (гармонизация осознания имени).

Инструкция: «Давайте закроем глаза, тихонечко посидим. А теперь каждый попробует представить своё имя, написанное на листе бумаги. Попробуйте получше рассмотреть своё имя, увидеть, какого цвета буквы, какие они, высокие или низкие, на что они похожи. А теперь откройте глаза и нарисуйте своё имя так, как вам захочется».

«Конкурс хвастунов» (гармонизация притязания на признание).

Инструкция: «Сегодня мы проведём с вами необычный конкурс - конкурс хвастунов. Выигрывает тот, кто лучше похвастается. Чем мы будем хвастаться? Соседом справа. Посмотрите внимательно на своего соседа справа. Подумайте, какой он, что он умеет делать, что у него хорошо получается». Дети определяют победителя - лучшего «хвастуна». Можно обсудить, кому, что понравилось больше: рассказывать - хвастаться о соседе или слушать, как о нём рассказывают.

«Как это можно использовать» (на развитие сообразительности).

Ребёнку предлагают игру: найти возможно большее число вариантов использования какого - либо предмета.

Литература

детский темперамент дошкольный

1. Богословский В.В. Общая психология. - М., 1981.

2. Волков Б.С., Волкова Н.В. Задачи и упражнения по детской психологии. - М., 1991. - С. 18-19.

3. Гамезо М.В. Атлас по психологии. - М., 1986.

4. Запорожец А.В. Психология. - М., 1987.

5. Ильина М.Н. Тесты для детей. - М., 1997.

6. Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребёнка. - М., 1981.

7. Коломенский Я.Л. Человек: психология. - М., 1986. - С. 209-214.

8. Клюева Н.В. Учим детей общению. - Ярославль, 1997.

9. Мухина В.С. Детская психология. - М., 1985.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Характеристика тревожности у детей старшего дошкольного возраста: причины развития, формы и виды проявления, особенности протекания. Организация, этапы и методики исследования гендерных особенностей проявления тревожности у детей дошкольного возраста.

    дипломная работа , добавлен 24.12.2017

    История учения о темпераменте и его основных типах. Изучение темперамента дошкольников, эмоциональность как его значимый параметр. Индивидуально-типологические особенности дошкольника, определение уровня зрелости нервных процессов (теппинг-тест).

    курсовая работа , добавлен 04.06.2011

    Рассмотрение сущности понятия темперамента, выявление его свойств и физиологической основы. Изучение особенностей формирования темперамента у детей дошкольного возраста. Подбор разных методик по формированию положительных черт характера ребенка.

    курсовая работа , добавлен 12.06.2015

    Понятие общения, характеристика детей старшего дошкольного возраста и особенности общения детей 6 лет. Экспериментальное выявление особенностей общения детей старшего дошкольного возраста, подбор методик, анализ результатов и рекомендации для педагогов.

    курсовая работа , добавлен 09.06.2011

    Рассмотрение индивидуально-типологических особенностей личности. Определение причин неуспеваемости в младшем школьном возрасте. Исследование взаимосвязи успешности обучения с типом темперамента (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик) ребенка.

    курсовая работа , добавлен 09.06.2010

    Психические особенности развития памяти у детей дошкольного возраста в зарубежной и отечественной психологии. Характеристика памяти как познавательного процесса. Особенности психологического процесса развития памяти детей дошкольного возраста.

    курсовая работа , добавлен 25.11.2014

    Особенности физического, психического и интеллектуального развития детей дошкольного возраста. Влияние семьи на развитие личности ребенка. Личностные особенности детей, воспитывающихся в детских домах. Уровень тревожности детей дошкольного возраста.

    дипломная работа , добавлен 24.10.2014

    Понятие индивидуально-типологических особенностей личности, их виды и специфика развития в подростковом возрасте. Методика диагностики типов характера и темперамента школьников. Использование результатов исследования на уроках физической культуры.

    дипломная работа , добавлен 22.12.2013

    Роль мотивации в системе межличностных отношений. Выявление особенностей межличностных отношений со сверстниками у детей дошкольного возраста с различными типами темперамента. Проявление индивидуально-психологических особенностей личности дошкольника.

    курсовая работа , добавлен 29.10.2013

    Психическое развитие и воспитание в концепциях казахстанских психологов. Психологические особенности детей дошкольного возраста. Исследование особенностей психического развития детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Индивидуальные особенности ребенка - что это? Какие свойства им присущи? Мы постараемся раскрыть эту актуальную тему

Индивидуальность человека, в том числе и ребенка, может определяться тем, как он выглядит, какую манеру общения имеет. Также сюда входит круг интересов, получаемые знания, имеющиеся или приобретенные способности и привычки и многие другие признаки. К индивидуальным особенностям относятся и такие познавательные процессы, как мышление, восприятие, память, внимание и воображение.

Каждому ребенку присущи свои индивидуальные свойства и качества (в мире нет похожих друг на друга детей). Они во многом определяют развитие отдельной личности. Одним из самых главных факторов для их формирования является социальная среда. Поэтому индивидуальные особенности ребенка во многом зависят от воспитания родителей, от того, каких принципов они придерживаются, какой образ жизни ведут. Это касается детей дошкольного возраста. Их различия проявляются с первых месяцев жизни.

Индивидуальные особенности развития детей неразрывно связаны с их возрастом. Дошкольный период охватывает период от одного до шести-семи лет. Для каждого временного отрезка характерны определенные черты:

  • формируются способности;
  • проявляется темперамент;
  • интересы.
До школьного периода оптимальные условия развития ребенка должны создавать родители.

Темперамент влияет на поведение детей (холерик, флегматик, сангвиник, меланхолик). Индивидуальные особенности детей дошкольного возраста включают определенные его свойства:

  • Активность является той интенсивностью, с которой проявляется двигательная и психическая деятельность. Она бывает низкого, среднего, высокого уровня.
  • Отношение к новому, проявляющееся в реакциях малыша, например, при встрече с ранее незнакомыми ему ситуациями, предметами, явлениями. Ребенок может воспринимать все новое безразлично, отрицательно или положительно.
  • Сниженное, хорошее или повышенное настроение.
  • Эмоциональная чувствительность: низкая, средняя, высокая.
  • Гибкость - свойство, отражающее способность детей быстро приспосабливаться, изменять цель, мнение.
  • Внимательность - свойство, которое отражает способность сосредотачиваться на чем-то.
Темперамент со временем меняется, однако многие свойства, которые проявляются у детей до одного-трех лет, сохраняются на протяжении жизни.

Характер является результатом воспитания. Он приобретается детьми в процессе взаимодействия с окружающей средой. Начиная с раннего возраста, он формируется на протяжении практически всей жизни, во многом зависит от манеры взаимоотношений, которые присутствуют в семье.

Индивидуальное развитие ребенка имеет еще одну важную сторону - область интересов. Считается, что поведенческие реакции детей во многом диктуются их желаниями и целями, формирующимися на основе интересов. Последние, в свою очередь, в некоторой степени зависят от способностей ребенка. Довольно-таки значительное воздействие на них оказывают и родители, которые демонстрируют личные предпочтения в повседневной жизни, поощряя малыша в конкретных занятиях.

В процессе развития индивидуальных особенностей события, процессы, предметы, люди приобретают у ребенка определенную ценность. Группа «неопределенное» включает те аспекты, которые не вызывают никаких эмоций или интереса, группа «отвергаемое» - которые неприятны и нежелаемы. Ценными являются те моменты, которые приятны ребенку и вызывают у него положительные эмоции.


Под индивидуально-типологическими особенностями развития ребенка мы подразумеваем неравномерность формирования высших психических функций (ВПФ): регуляторных, гностических, право-и левополушарных функций. Под индивидуально-типологическими особенностями развития ребенка мы подразумеваем неравномерность формирования высших психических функций (ВПФ): регуляторных, гностических, право-и левополушарных функций. Нейропсихологические методы исследования позволяют выделить у каждого ребенка как его «сильные», так и «слабые» стороны в развитии психических функций, а также определить индивидуально-типологические особенности детей. Изучение индивидуально-типологических особенностей дошкольников способствует организации дифференцированного подхода в условиях перехода современной педагогики к личностно-ориентированному обучению и воспитанию.


Межполушарная асимметрия и межполушарное взаимодействие относятся к важнейшим фундаментальным закономерностям работы мозга. Они характеризуют интегративные особенности работы мозга как единой системы, единого мозгового субстрата психических процессов (Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А., 1988; Симерницкая Э.Г., 1985; Хомская Е.Д., 2005). Гностические функцие, выражены в работе блока приема, переработки и хранения информации. Блок программирования, регуляции и контроля деятельности


Нейро-психологические особенности Отрицательные (видение мира эмоционально мрачное). Положительные (видение мира эйфорическое). 6. Эмоции Наглядно-образное (практическое, действенное), интуитивное; конвергентное. Вербальное, формально- логическое, аналитическое; дивергентное. 5. Мышление Слежение за движущимися предметами. Чтение, письмо, счет. 4. Выполняе- мые операции Образная; узнавание лиц, интонаций. Основана на словесной информации. 3. Память Параллельный (одновременный). Работает как аналоговая система. Последовательный. Работает как цифровая система словесная. 2. Способ обработки информации Синтетическое (видение подобий и сходств); симультантное (одновре- менное, гештальт); конкретное; невербальной информации (в том числе музыки); пространственных отношений; эмоциональных стиму-лов; неприятного, ужасного; инфор-мация непрерывная. Унимодальное (видение разлабстрактноеичий); аналитическое;; вербальной информации; временных отношений; символов; приятного, смешного; информация дискретная. 1. Восприя- тие ПраовполушарныеЛевополушарные Психические функции


Гендерные особенности Эмоции направлены во внешний план, проговариваются, проживаются неодно- кратно с включением близких, доверенных лиц, в продолжении длительного времени, за которое происходит адаптация к негативу. Эмоции сильные, но короткие, переживаемые во внутренней структуре, без внешнего проявления – отреагировали и бросаются действовать. 6. Эмоции Мышление более прагматично и конкретно. Мышление ориентировано на получение необходимого результата. К 13 годам формируется пространственное мышление. Мышление более творческое, с поисковой активностью. Мышление направлено на выявление закономерностей и нестандартные решения. В 6 лет сформировано пространственное мышление. 5. Мышление Счет, манипуляции с цифрами и формулами. Мысленные манипуляции с геометрическими формами. 4. Выпол- няемые операции Опираются на механическое запоминание. Запоминают все, что сами «открыли» и исследовали. 3. Память По шаблону, стандарту, стереотипно.В системе поиска и исследования. 2. Способ обработки информации Более чувствительны к шуму. Опираются на ближнее зрение, для них комфортно ограниченное пространство. Восприятие символов. Восприятие эмоциональных отношений. Острота слуха в среднем выше, чем у девочек. Для них важна перспектива пространства. Восприятие просранства. Воспринимают информацию, ее содержание, новизну и тип изложения. 1. Восприятие ДевочкиМальчики Психические функции


Архетипы - символы Мальчики: Символы свободы и путешествий: солнце, окно, ветер, месяц, луна,мосты, горизонт, космические полёты, атрибутика путешествий:колёса, самолёт, велосипед, машина, лодка, Ракета и т.д. Символы свободы и путешествий: солнце, окно, ветер, месяц, луна,мосты, горизонт, космические полёты, атрибутика путешествий:колёса, самолёт, велосипед, машина, лодка, Ракета и т.д. Символы силы, мощи и воли: трактор, подъёмный кран, кит, штанга, поезд, … Символы силы, мощи и воли: трактор, подъёмный кран, кит, штанга, поезд, … Символы врага: страшные драконы, змеи, роботы; Символы врага: страшные драконы, змеи, роботы; Символы стойкости: треугольник, квадрат, высокое дерево, дом; Символы стойкости: треугольник, квадрат, высокое дерево, дом; Символы борьбы: меч, копьё, лук, стрелы, шлем, щит, крепость; Символы борьбы: меч, копьё, лук, стрелы, шлем, щит, крепость; Символы победы: флаг, горн, колокол, крики «ура». Символы победы: флаг, горн, колокол, крики «ура».


Девочки: Символы хранительницы и воскресения жизни: яйцо, птенцы, колыбель; Символы хранительницы и воскресения жизни: яйцо, птенцы, колыбель; Символы духовного материнства: куклы, колыбели, невесты, коляски; Символы духовного материнства: куклы, колыбели, невесты, коляски; Символы женственности (нежности, изящества, лёгкости): воздушные шарики, порхающие птицы, цыплята, разукрашенные принцессы - невесты, наряды; Символы женственности (нежности, изящества, лёгкости): воздушные шарики, порхающие птицы, цыплята, разукрашенные принцессы - невесты, наряды; Символы женской красоты: цветы, шляпы, очки, броши, яркие губы, глаза; Символы женской красоты: цветы, шляпы, очки, броши, яркие губы, глаза; Символы очага и домашнего уюта: дом, стол, занавески, сервиз, кровать, печка, ванная; Символы очага и домашнего уюта: дом, стол, занавески, сервиз, кровать, печка, ванная; Символы достатка в доме: ягоды, фрукты, овощи, грибы. Символы достатка в доме: ягоды, фрукты, овощи, грибы.




Литература Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. - М., из-во «Ось-89», 2000 Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. - М., из-во «Ось-89», 2000 Безруких М.М. Проблемные дети. - М.,из-во УРАО, 2000 Безруких М.М. Проблемные дети. - М.,из-во УРАО, 2000 Брязгунов И.П., Касатикова Е.В.Дефицит внимания с гиперактивностью у детей. – М., Медпрактика – М Брязгунов И.П., Касатикова Е.В.Дефицит внимания с гиперактивностью у детей. – М., Медпрактика – М Деннисон П., Деннисон Г. Гимнастика Мозга: часть 1-2. / Пер. С.М. Масгутовой. - М., 1997 Деннисон П., Деннисон Г. Гимнастика Мозга: часть 1-2. / Пер. С.М. Масгутовой. - М., 1997 Заваденко Н.Н. Как понять ребёнка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. – М., Школа – Пресс, 2000 Заваденко Н.Н. Как понять ребёнка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. – М., Школа – Пресс, 2000 Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. – М., из-во ЦСПА «Генезис» Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. – М., из-во ЦСПА «Генезис» Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М., из-во «Академия», 2002 Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М., из-во «Академия», 2002 Сорокина Л.И. Взаимосвязь индивидуально-типологических особенностей детей суспешностью овладения общеобразовательной программой детского сада// Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова Сорокина Л.И. Взаимосвязь индивидуально-типологических особенностей детей суспешностью овладения общеобразовательной программой детского сада// Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития дошкольников и школьников. – М., из-во «Творческий Центр» 2001 Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития дошкольников и школьников. – М., из-во «Творческий Центр» 2001 Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. – М., из-во «ТЦ Сфера», 2002 Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. – М., из-во «ТЦ Сфера», 2002 Хризман Т.П. Развитие функций детского мозга. Л., 1978 Хризман Т.П. Развитие функций детского мозга. Л., 1978 Хризман Т.П., Еремеева В.Д. Мальчики и девочки – два разных мира. – М., из-во «Тускарора», 1998 Хризман Т.П., Еремеева В.Д. Мальчики и девочки – два разных мира. – М., из-во «Тускарора», 1998