Борьба с пигментацией. Пигментные пятна на лице: причины появления и борьба с ними. Действенное средства от пигментации длительного хранения

Были́ны (стáрины ) - русские героико-патриотические песни-сказания, повествующие о подвигах богатырей и отражающие жизнь Древней Руси IX-XIII веков [ ] ; вид устного народного творчества, которому присущ песенно-эпический способ отражения действительности. Основным сюжетом былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод истории Киевской Руси (отсюда народное название былины - «стáрина», «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идёт речь, происходило в прошлом).

Былины, как правило, написаны тоническим стихом с двумя-четырьмя ударениями.

Впервые термин «былины» был введён Иваном Сахаровым в сборнике «Песни русского народа» в 1839 году. Иван Сахаров предложил его, исходя из выражения «по былинам » в «Слове о полку Игореве », что значило «согласно фактам ».

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    Русские Былинные Песни от Истоков до Сегодня - 1.avi

    Русская народная песня-былина «Илья Муромец»

    КОГДА МЫ БЫЛИ НА ВОЙНЕ (КАЗАЧЬЯ)

    Былина об Илье Муромце

    Субтитры

Историзм

В центре множества русских былин стоит фигура киевского князя Владимира , которого иногда отождествляют с Владимиром Святославичем . Илья Муромец упоминается в XIII веке в норвежской «Саге о Тидреке» и немецкой поэме «Ортнит», а в 1594 году немецкий путешественник Эрих Лассота видел его гробницу в Софийском соборе в Киеве. Алёша Попович служил у ростовских князей, потом перебрался в Киев и погиб в битве на реке Калке . В Новгородской летописи рассказывается о том, как Ставр Годинович навлëк на себя гнев Владимира Мономаха, и его утопили за то, что он обокрал двух граждан Новгорода; в другом варианте той же летописи говорится, что его сослали. Дунай Иванович часто упоминается в летописях XIII века в качестве одного из слуг князя Владимира Васильковича , а Сухмана Долмантьевича (Одихмантьевича) отождествляли с псковским князем Домантом (Довмонтом). В вариантах былины «Богатырское слово» («Сказание о хождении киевских богатырей в Царьград») , опубликованных в 1860 году Ф. И. Буслаевым и в 1881 году Е. В. Барсовым , действие былины происходит не в Киеве, а в Царьграде , при правлении царя Константина, который натравливает татар Идола Скоропеевича и Тугарина Змеевича напасть на Владимира Всеславьевича в Киеве.

Происхождение былин

Для объяснения происхождения и состава былин существует несколько теорий:

  1. Теория мифологическая видит в былинах рассказы о стихийных явлениях, а в богатырях - олицетворение этих явлений и отождествление их с богами древних славян (Орест Миллер , Афанасьев).
  2. Теория историческая объясняет былины как след исторических событий, спутанных порой в народной памяти (Леонид Майков , Квашнин-Самарин).
  3. Теория заимствований указывает на литературное происхождение былин (Теодор Бенфей , Владимир Стасов , Веселовский , Игнатий Ягич), причём одни склонны видеть заимствования через влияние Востока (Стасов, Всеволод Миллер), другие - Запада (Веселовский , Созонович).

В итоге односторонние теории уступили место смешанной, допускающей в былинах присутствие элементов народного быта, истории , литературы , заимствований восточных и западных. Первоначально предполагали, что былины, которые группируются по месту действия на циклы - киевские и новгородские, главным образом, - южнорусского происхождения и только позже перенесены на север; позже было высказано мнение о том, что былины - явление местное (Халанский). В течение веков былины претерпевали различные изменения, причём постоянно подвергались книжному влиянию и многое заимствовали из средневековой русской литературы, а также устных сказаний Запада и Востока. Приверженцы мифологической теории делили богатырей русского эпоса на старших и младших, пока Халанским не было предложено деление на эпохи: дотатарскую , времён татарщины и послетатарскую.

Чтение былин

Былины написаны тоническим стихом, в котором может быть разное количество слогов , но приблизительно одинаковое количество ударений . Некоторые ударные слоги произносятся со снятым ударением. При этом не обязательно, чтобы во всех стихах одной былины сохранялось равное количество ударений: в одной группе их может быть по четыре, в другой - по три, в третьей - по два. В былинном стихе первое ударение, как правило, попадает на третий слог от начала, а последнее - на третий слог от конца.

Как скака́л-то Илья́ да со добра́ коня,
Припада́л-то он ко ма́тушке сыро́й земле:
Как стучи́т ведь ма́тушка сыра́ земля
Да под то́й же как сторо́нушкой восто́чной.

Былины составляют одно из самых замечательных явлений русской народной словесности - по эпическому спокойствию, богатству подробностей, живости колорита, отчётливости характеров изображаемых лиц, разнообразию мифических, исторических и бытовых элементов они не уступают немецкому богатырскому эпосу и эпическим народным произведениям других народов.

Былины являются эпическими песнями о русских богатырях: именно здесь мы находим воспроизведение общих, типических их свойств и историю их жизни, их подвиги и стремления, чувства и мысли. Каждая из этих песен говорит, главным образом, об одном эпизоде жизни одного богатыря. Таким образом получается ряд песен отрывочного характера, группирующихся вокруг главных представителей русского богатырства. Число песен увеличивается ещё вследствие того, что имеется по нескольку вариантов, более или менее различных, одной и той же былины. Все былины, кроме единства описываемого предмета, характеризуются также единством изложения: они проникнуты элементами чудесного, чувством свободы и, (по замечанию Ореста Миллера), духом общины. Миллер не сомневается в том, что независимый дух былинного русского эпоса является отражением старой вечевой свободы, сохранённой вольными казаками и свободными олонецкими крестьянами, не бывшими под властью крепостного права. По взгляду этого же учёного, дух общины, воплощённый в былинах, является внутренней связью, соединяющей русский эпос и историю русского народа.

Стилистика

Кроме внутреннего, замечается ещё и внешнее единство былин, в стихе , слоге и языке : стих былины состоит или из хореев с дактилическим окончанием, или из смешанных размеров - сочетаний хорея с дактилем, или, наконец, из анапестов . Рифм нет совсем и всё основано на созвучиях и музыкальности стиха. Тем, что былины сложены стихами, они отличаются от «побывальщин», в которых уже давно стих разложился в прозаический рассказ. Слог в былинах отличается богатством поэтических оборотов: он изобилует эпитетами , параллелизмами , сравнениями , примерами и другими поэтическими фигурами, не теряя вместе с тем своей ясности и естественности изложения. Былины сохраняют довольно большое количество архаизмов , особенно в типических частях. Гильфердинг каждую былину делил на две части: одну - изменяющуюся сообразно воле «сказателя »; другую - типическую, которую рассказчик должен передавать всегда с возможной точностью, не изменяя ни одного слова. Типическая часть заключает все существенное, что говорится про богатыря; остальное представляется только фоном для главного рисунка.

Формулы

Былины сложены на основе формул , построенных либо с применением устойчивого эпитета, либо как нарративные клише из нескольких строк. Последние используются почти в любой ситуации. Примеры некоторых формул:

Он скорешенько скочил как на резвы ножки,
Кунью шубоньку накинул на одно плечо,
Шапочку соболью на одно ушко.

Стрелял-то он гусей, лебедей,
Стрелял малых перелетных серых утушек.

Стал он силушку конём топтать,
Стал конём топтать, копьём колоть,
Стал он бить ту силушку великую.
А он силу бьёт - будто траву косит.

Ай же ты, волчья сыть, травяной мешок!
Ты идти не хошь аль нести не мошь?

Приезжает он на широкий двор,
Ставит коня да серед двора
Да идет в палаты белокаменны.

Еще день за день ведь, как и дождь дождит,
А неделя за неделей, как трава растёт,
А год за годом, как река бежит.

Все за столом призамолкнули:
Меньший хоронится за большего.
Больший хоронится за меньшаго,
А от меньшаго мал ответ живет.

Количество былин

Чтобы дать понятие о количестве былин, отметим их статистику, приведённую в «Истории Русской Словесности» Галахова. Одних былин киевского цикла собрано: в Московской губернии - 3, в Нижегородской - 6, в Саратовской - 10, в Симбирской - 22, в Сибири - 29, в Архангельской - 34, в Олонецкой - до 300. Всех вместе около 400, не считая былин новгородского цикла и позднейших (московских и других). Все известные былины принято делить по месту своего происхождения: на киевские, новгородские и общерусские (более поздние).

Хронологически на первом месте, по Оресту Миллеру, стоят былины, рассказывающие о богатырях сватах. Потом идут те, которые называют киевскими и новгородскими: по-видимому, они возникли до XIV века. Затем идут былины вполне исторические, относящиеся к московскому периоду Русского государства. И, наконец, былины, относящиеся к событиям более поздних времён.

Последние два разряда былин не представляют особенного интереса и не требуют обширных объяснений. Поэтому ими до сих пор вообще мало занимались. Но огромное значение имеют былины так называемого новгородского и, в особенности, киевского цикла. Хотя нельзя смотреть на эти былины как на рассказы о событиях, действительно имевших когда-то место в таком виде, в каком они представлены в песнях: этому противоречит элемент чудесного. Если же былины не представляют собой достоверную историю лиц, действительно живших когда-то на Русской земле, то их содержание надо непременно объяснять иначе.

Изучение былин

Учёные исследователи народного эпоса прибегали к двум методам: историческому и сравнительному. Собственно говоря, оба эти метода в большинстве исследований сводятся к одному сравнительному, и едва ли правильно ссылаться здесь на метод исторический. В самом деле, исторический метод состоит в том, что мы для известного, например языкового, явления путём архивных поисков или теоретического выделения позднейших элементов отыскиваем все более и более древнюю форму и таким образом приходим к первоначальной - простейшей форме. Совсем не так применялся «исторический» метод к изучению былин. Здесь нельзя было сопоставлять новых редакций с более древними, так как мы этих последних вовсе не имеем; с другой стороны, литературная критика отметила в самых общих чертах только характер изменений, каким подверглись с течением времени былины, не касаясь совсем отдельных частностей. Так называемый исторический метод в изучении былин, собственно говоря, состоял в сравнении сюжетов былинных с летописными; а так как сравнительным методом назывался тот, при котором сравнивались сюжеты былин с сюжетами других народных (в основном мифических) или же чужестранных произведений, то и выходит, что здесь разница ничуть не в самом методе, а просто в материале сравнений. Итак, в сущности, только на сравнительном методе и обоснованы четыре главные теории происхождения былин: исторически-бытовая, мифологическая, теория заимствований и, наконец, смешанная теория, пользующаяся теперь самым большим кредитом.

Былинные сюжеты

Прежде чем перейти к изложению в общих чертах самих теорий, следует сказать несколько слов о значении былинных сюжетов. Всякое литературное произведение можно разложить на несколько главнейших моментов описываемого действия; совокупность этих моментов составляет сюжет данного произведения. Таким образом, сюжеты бывают более или менее сложны. На одном и том же сюжете может основываться несколько литературных произведений, которые даже, благодаря разнообразию второстепенных изменяющихся черт, например мотивов действия, фона, сопутствующих обстоятельств и т. п., могут показаться на первый взгляд совсем несходными. Можно даже пойти дальше и сказать, что всякий сюжет без исключения всегда составляет основу большего или меньшего количества литературных произведений, и что очень часто бывают модные сюжеты, которые почти в одно время обрабатываются на всех концах земного шара. Если теперь в двух или нескольких литературных произведениях мы найдем общий сюжет, то допускаются тут три объяснения: либо в этих нескольких местностях сюжеты выработались самостоятельно, независимо друг от друга и составляют таким образом отражение действительной жизни или явлений природы; либо сюжеты эти обоими народами унаследованы от общих предков; либо, наконец, один народ заимствовал сюжет у другого. Уже а priori можно сказать, что случаи самостоятельного совпадения сюжетов должны быть очень редки, и чем сюжет сложнее, тем он должен быть самостоятельнее. На этом главным образом основывается исторически-бытовая теория, упускающая совершенно из виду сходство сюжетов русских былин с произведениями других народов или считающая его явлением случайным. По этой теории богатыри являются представителями разных сословий русского народа, былины же - поэтически-символическими рассказами исторических происшествий или картинами явлений народного быта. На первом же и втором предположениях основана теория мифологическая, по которой сходные сюжеты в произведениях индоевропейских народов унаследованы от общих праарийских предков; сходство же между сюжетами несродных народов объясняется тем, что в различных странах на одно и то же явление природы, послужившее материалом для сходных сюжетов, смотрели люди одинаково и одинаково его толковали. Наконец, на 3-м объяснении основана теория заимствования, по которой сюжеты русских былин перенесены в Россию с Востока и Запада.

Все вышеизложенные теории отличались своей крайностью; так, например, с одной стороны Орест Миллер в своем «Опыте» утверждал, что сравнительный метод служит для того, чтобы в сопоставляемых произведениях, принадлежащих различным народам, тем резче, тем определённее выказались различия; с другой же стороны, Стасов прямо высказал мнение, что былины заимствованы с Востока. В конце концов, однако, учёные исследователи пришли к тому убеждению, что былины составляют весьма сложное явление, в котором перемешаны разнородные элементы: исторически-бытовые, мифические и заимствованные. А. Н. Веселовский дал некоторые указания, которые могут руководить исследователем и обезопасить его от произвола теории заимствований; а именно в CCXXIII номере «Журнала Министерства Народного Просвещения» учёный профессор пишет: «Для того, чтобы поднять вопрос о перенесении повествовательных сюжетов, необходимо запастись достаточными критериями. Необходимо принять в расчет фактическую возможность влияния и его внешние следы в собственных именах и в остатках чуждого быта и в совокупности подобных признаков, потому что каждый в отдельности может быть обманчив». К этому мнению примкнул Халанский, и теперь исследование былин поставлено на правильную точку зрения. В настоящее время главное стремление учёных исследователей былин направлено к тому, чтобы подвергнуть эти произведения самому тщательному, по возможности, анализу, который окончательно должен указать на то, что именно в былинах составляет неоспоримую собственность русского народа, как символическая картина явления естественного, исторического или бытового, и что занято у других народов.

Время складывания былин

Относительно времени происхождения былин определённее всех выразился Леонид Майков, пишущий: «Хотя между сюжетами былин есть и такие, которые можно возвести к эпохе доисторического сродства индоевропейских преданий, тем не менее всё содержание былин, а в том числе и эти древнейшие предания представляется в такой редакции, которая может быть приурочена только к положительно историческому периоду. Содержание былин вырабатывалось в течение , и XII веков , а установилось во вторую половину удельно-вечевого периода в XIII и XIV веках ». К этому можно прибавить слова Халанского: «В XIV веке устраиваются пограничные крепости, острожки, устанавливается пограничная стража и в это время сложился образ богатырей, стоящих на заставе, оберегающих границы Святорусской земли». Наконец, по замечанию Ореста Миллера, большая древность былин доказывается тем обстоятельством, что изображается в них политика ещё оборонительная, а не наступательная.

Место возникновения былин

Что касается места, где возникли былины, то мнения разделяются: самая распространённая теория предполагает, что былины - южнорусского происхождения, что их первоначальная основа южнорусская. Только со временем, вследствие массового переселения народа из Южной Руси на Русский Север , перенесены туда былины, а затем на первоначальной своей родине они были забыты, вследствие влияния других обстоятельств, вызвавших казацкие думы. Против этой теории выступил Халанский, осуждая вместе с тем и теорию первоначального общерусского эпоса. Он говорит: «Общерусский древний эпос - такая же фикция, как и древний общерусский язык. У каждого племени был свой эпос - новгородский, словенский, киевский, полянский, ростовский (ср. указания Тверской летописи), черниговский (сказания в Никоновской летописи)». Все знали о Владимире , как о реформаторе всей древнерусской жизни, и все пели о нём, причём происходил обмен поэтическим материалом между отдельными племенами. В XIV и XV веках Москва стала собирательницей русского эпоса, который в это же время всё более и более сосредоточивался в киевский цикл, так как киевские былины произвели на остальные ассимилирующее влияние, вследствие песенной традиции, религиозных отношений и т. п.; таким образом в конце XVI века закончено было объединение былин в киевский круг (хотя, впрочем, не все былины к нему примкнули: к таким принадлежит весь новгородский цикл и некоторые отдельные былины, например о Суровце Суздальце и о Сауле Леванидовиче). Потом из Московского царства распространились былины во все стороны России путём обыкновенной передачи, а не эмиграции на север, которой не было. Таковы в общих чертах взгляды Халанского на этот предмет. Майков говорит, что деятельность дружины, выраженная в подвигах её представителей-богатырей, и есть предмет былин. Как дружина примыкала к князю, так и действия богатырей всегда стоят в связи с одним главным лицом. По мнению этого же автора, былины пели скоморохи и гудошники, приигрывая на звончатых яровчатых гуслях или гудке, слушали же их в основном бояре, дружина.

Насколько изучение былин ещё до сих пор несовершенно и к каким противоречивым результатам оно привело некоторых учёных - можно судить хотя бы только по одному следующему факту: Орест Миллер, враг теории заимствований, старавшийся везде в былинах найти чисто народный русский характер, говорит: «Если отразилось какое-нибудь восточное влияние на русских былинах, так только на тех, которые и всем своим бытовым складом отличаются от склада старославянского; к таким относятся былины о Соловье Будимировиче и Чуриле Пленковиче ». А другой русский учёный, Халанский, доказывает, что былина о Соловье Будимировиче стоит в самой тесной связи с великорусскими свадебными пенями. То, что Орест Миллер считал совсем чуждым русскому народу - то есть самосватание девушки, - по Халанскому существует ещё теперь в некоторых местах Южной России.

Приведём здесь, однако, хоть в общих чертах, более или менее достоверные результаты исследований, полученные русскими учёными. Что былины претерпели многие и притом сильные перемены, сомневаться нельзя; но точно указать, каковы именно были эти перемены, в настоящее время крайне трудно. На основании того, что богатырская или героическая природа сама по себе везде отличается одними и те ми же качествами - избытком физических сил и неразлучной с подобным избытком грубостью, Орест Миллер доказывал, что русский эпос на первых порах своего существования должен был отличаться такой же грубостью; но так как, вместе со смягчением народных нравов, такое же смягчение сказывается и в народном эпосе, поэтому, по его мнению, этот смягчительный процесс надо непременно допустить в истории русских былин. По мнению того же учёного, былины и сказки выработались из одной и той же основы. Если существенное свойство былин - историческое приурочение, то чем оно меньше заметно в былине, тем она ближе подходит к сказке. Таким образом выясняется второй процесс в развитии былин: приурочение. Но, по Миллеру, есть и такие былины, в которых ещё вовсе нет исторического приурочения, причём, однако, он не объясняет нам, почему он такие произведения не считает сказками («Опыт»). Затем, по Миллеру, разница между сказкой и былиной заключается в том, что в первой мифический смысл забыт раньше и она приурочена к земле вообще; во второй же мифический смысл подвергся изменениям, но не забвению.

С другой стороны, Майков замечает в былинах стремление сглаживать чудесное. Чудесный элемент в сказках играет другую роль, чем в былинах: там чудесные представления составляют главную завязку сюжета, а в былинах они только дополняют содержание, взятое из действительного быта; их назначение - придать более идеальный характер богатырям. По Вольнеру, содержание былин теперь мифическое, а форма - историческая, в особенности же все типические места: имена, названия местностей и т. д.; эпитеты соответствуют историческому, а не былинному характеру лиц, к которым они относятся. Но первоначально содержание былин было совсем другое, а именно действительно историческое. Это произошло путём перенесения былин с Юга на Север русскими колонистами: постепенно колонисты эти стали забывать древнее содержание; они увлекались новыми рассказами, которые более приходились им по вкусу. Остались неприкосновенными типические места, а все остальное со временем изменилось.

По Ягичу, весь русский народный эпос насквозь проникнут христианско-мифологическими сказаниями, апокрифического и неапокрифического характера; из этого источника заимствовано многое в содержании и мотивах. Новые заимствования отодвинули на второй план древний материал, и былины можно разделить поэтому на три разряда:

  1. на песни с очевидно заимствованным библейским содержанием;
  2. на песни с заимствованным первоначально содержанием, которое, однако, обработано более самостоятельно
  3. на песни вполне народные, но заключающие в себе эпизоды, обращения, фразы, имена, заимствованные из христианского мира.

Орест Миллер не совсем с этим согласен, доказывая, что христианский элемент в былине касается только внешности. Вообще, однако, можно согласиться с Майковым, что былины подвергались постоянной переработке, соответственно новым обстоятельствам, а также влиянию личных взглядов певца.

То же самое говорит Веселовский, утверждающий, что былины представляются материалом, подвергавшимся не только историческому и бытовому применению, но и всем случайностям устного пересказа («Южнорусские былины»).

Вольнер в былине о Сухмане усматривает даже влияние новейшей сентиментальной литературы XVIII в., а Веселовский о былине «Как перевелись богатыри на Руси » говорит вот что: «Две половины былины связаны общим местом весьма подозрительного характера, показывающим, как будто, что внешней стороны былины коснулась эстетически исправляющая рука». Наконец, в содержании отдельных былин нетрудно заметить разновременные наслоения (тип Алёши Поповича), смешение нескольких первоначально самостоятельных былин в одну (Вольга Святославич или Волх Всеславич), то есть объединение двух сюжетов, заимствования одной былины у другой (по Вольнеру, начало былин о Добрыне взято из былин о Вольге, а конец из былин о Иване Годиновиче), наращения (былина о Соловье Будимировиче у Кирши), большая или меньшая порча былины (рыбниковская распространённая былина о Берином сыне, по Веселовскому) и т. п.

Остаётся ещё сказать об одной стороне былин, а именно об их теперешней эпизодичности, отрывочности. Об этом обстоятельнее других говорит Орест Миллер, который считал, что первоначально былины составляли целый ряд самостоятельных песен, но со временем народные певцы стали сцеплять эти песни в большие циклы: происходил, словом, тот же процесс, который в Греции , Индии , Иране и Германии привёл к созданию цельных эпопей, для которых отдельные народные песни служили только материалом. Миллер признает существование объединённого, цельного Владимирова круга, державшегося в памяти певцов, в своё время образовавших, по всей вероятности, тесно сплочённые братчины. Теперь таких братчин нет, певцы разъединены, а при отсутствии взаимности никто между ними не оказывается способным хранить в своей памяти все без исключения звенья эпической цепи. Все это очень сомнительно и не основано на исторических данных; благодаря тщательному анализу, можно только допустить, вместе с Веселовским, что «некоторые былины, например Гильфердинга 27 и 127, являются, во-первых, продуктом выделения былин из киевской связи и вторичной попытки привести их в эту связь после развития на стороне» («Южнорусские былины»).

Изд. 3-е. - Л. : , «Происхождение русских былин» («Вестник Европы», 1868; причём ср. критику Гильфердинга, Буслаева, В. Миллера в «Беседах Общества любителей российской словесности», кн. 3; Веселовского, Котляревского и Розова в «Трудах Киевской духовной академии», 1871 г.; наконец, ответ Стасова: «Критика моих критиков»);

  • Ореста Миллера , «Опыт исторического обозрения русской народной словесности» (СПб., 1865) и «Илья Муромец и богатырство киевское» (СПб., 1869 г., критика Буслаева в «XIV присуждении Уваровских наград» и «Журнале Министерства Народного Просвещения», 1871);
  • К. Д. Квашнина-Самарина, «О русских былинах в историко-географическом отношении» («Беседа», 1872);
  • Его же, «Новые источники для изучения русского эпоса» («Русский Вестник», 1874);
  • Ягича, статья в «Archiv für Slav. Phil.»;
  • М. Каррьера, «Die Kunst im Zusammenhange der Culturentwickelung und die Ideale der Menschheit» (вторая часть, перев. Е. Коршем);
  • Рамбо, «La Russie épique» (1876);
  • Вольнера, «Untersuchungen über die Volksepik der Grossrussen» (Лейпциг, 1879);
  • Александра Веселовского в «Archiv für Slav. Phil.» т. III, VI, IX и в «Журнале Мин. Народного Просвещения» (1885 декабрь, 1886 декабрь, 1888 май, 1889 май), и отдельно «Южнорусские былины» (часть I и II, 1884 г.);К. В. Чистова. - 2014. - № 4 (архивировано в WebCite) . - С. 268–275 .
  • К сожалению, ничего вечного в мире нет, а особенно быстротечны красота и молодость. Исчезает упругость и свежесть кожи, на лице появляются морщинки и коричневатые пятна, доставляющие нам, женщинам, немалые беспокойства.

    Причины пигментации

    Пигментные пятна на лице чаще всего появляются в области лба, носа и щёк. Реже они выступают на верхней губе и подбородке. Медики и косметологи объясняют это явление несколькими причинами. Во-первых, естественным биологическим фактором. Пигментные пятна на лице у женщин репродуктивного возраста появляются во время наступления очередного месячного цикла - за несколько дней до, и спустя пару дней после благополучно проходят. Если женщина пользуется противозачаточными таблетками, некоторые из них тоже могут вызывать подобную реакцию организма. Связано это с гормональными нарушениями и сбоями, происходящими внутри неё. Перестанете таблетки пить - как правило, и кожа очистится. Вообще, пигментные пятна на лице часто указывают на заболевания, связанные с деятельностью эндокринной системы, почек и надпочечников. Возрастные изменения, процессы старения - ещё один показатель пигментации. В этом плане она может «разукрасить» лица дам позднего бальзаковского возраста. Беременность и связанный с нею переизбыток эстрогена очень часто ведёт к тому, что проявляются пигментные пятна на лице. И, наконец, увеличение солнечной активности, воздействие ультрафиолета на кожу ведёт к её «пятнистости». У детей, молодых девушек и женщин проступает россыпь веснушек. Но иногда они расплываются в довольно большие островки, покрывающие солидные участки кожи. С уменьшением продолжительности дня и силы солнца, наступлением осенне-зимнего периода, кожа постепенно становится чище и светлее.

    Спасаем положение

    Чем бы ни было вызвано появление «гостей», они явно нежелательны. И прекрасный пол, естественно, задаётся вопросом о том, каким может быть лечение пигментных пятен, при помощи чего вернуть своему личику свежесть и чистоту? Естественно, «противоядия» зависят от источников проблем. Виновато солнце? Спасаемся так: проблемные участки протирать ломтиками лимона - кислота несколько обесцветит насыщенность коричневых тонов. Неплохо помогут маски из свежих томатов, огурцов, клубники и земляники.

    Обязательно за полчаса до выхода на улицу, начиная с середины марта, пользоваться специальными защитными кремами от солнца с UF-фильтром +20 и выше. А на ночь тоже обязательно наносить специальные кислотные сыворотки с частичками серебра. Практически каждая косметическая компания, отечественная или заграничная, выпускает средства этой линии, и вы сможете подобрать именно те, которые будут соответствовать потребностям вашей кожи. Таким образом вы спасётесь от веснушек и более неприятных пятнышек. Ну и, конечно, панама, шляпка с большими полями, зонтик - всё, что угодно, лишь бы только прямые солнечные лучи не «били» по личику. Если пигмент появился по вине лекарственных препаратов - просто перестаньте их принимать. Другие причины стали источниками проблемы - тоже на помощь приходят кремы и мази, специальные.

    Так, мазь от пигментных пятен обязательно должна содержать в качестве главных какие-либо из следующих ингредиентов: гидрохинон, азелаиновые кислоты, ретиноевые, гликолевые, а также молочную и кортикостероидные элементы. Правда, длительно пользоваться препаратами не рекомендуется - они могут вызвать раздражение кожи, шелушение и сухость, иногда и более серьёзные аллергические реакции.

    Дополнительные средства

    Помимо достаточно простых средств борьбы за чистоту лица существуют и более радикальные: химический пилинг, фототерапия, лазерная шлифовка. Решаться на них стоит только после визита к опытному косметологу, а проводятся процедуры в соответствующих салонах красоты.

    Пигментные пятна на лице и методы борьбы с ними

    К сожалению, пигментные пятна на лице - не редкость, особенно у людей зрелого возраста и обладателей светлой чувствительной кожи. Пигментные пятна могут иметь самую разнообразную форму, размер и оттенок. Чаще всего к появлению пигментных пятен приводит длительное пребывание на солнце

    Меланин - это пигмент клеток кожи, отвечающее за пигментацию. Переизбыток меланина в коже приводит к появлению пигментных пятен, то есть гиперпигментации кожи.

    Причины пигментных пятен на лице

    • Возрастные или «печеночные» пигментные пятна (также известные как лентиго или старческие пятна)

    Возрастные пигментные пятна, обычно коричневого до или черного цвета, возникают на лице и других участках тела. Возрастные пятна вызваны увеличением содержания в коже меланина. Немалую роль в возникновении пигментных пятен играет наследственность или генетическая предрасположенность, а также влияние ультрафиолетовых лучей и длительное пребывание на солнце. У пожилых людей вероятность появления пигментных пятен растет, так как выработка меланина с возрастом усиливается.

    • Кератоз

    Актинический и себорейный кератоз - еще одна причина пигментных пятен на лице. Об актиническом кератозе свидетельствует образование загрубевших или шелушащихся участков кожи или узелковых уплотнений красного или коричневого цвета, болезненных на ощупь и склонных к раздражению. Актинический кератоз вызван воздействием солнечных лучей и часто предшествует раку кожи, но при своевременной диагностике эффективно поддается лечению. Себорейный кератоз очень распространен среди взрослых и представляет собой коричневые родинки или бородавки. Помимо наследственной предрасположенности, другие причины себорейного кератоза не установлены, но пигментные пятна при этом заболевании не представляют угрозы для здоровья и могут быть удалены из эстетических соображений.

    • Меланодермия или мелазма

    Меланодермия (избыток меланина в коже) приводит к появлению коричневых или серых пигментных пятен на лице. Пятна могут появляться точечно или покрывать большие участки кожи. Меланодермия чаще встречается у женщин, чем мужчин. Гормональные изменения, прием некоторых лекарственных препаратов и генетика - вот основные факторы, способствующие развитию меланодермии. Пребывание на солнце может усугубить проблему. К гормональным факторам, способствующим развитию меланодермии, относятся беременность, прием гормональных контрацептивов или гормональная терапия. После прекращения действия раздражителей (то есть после родов или окончания курса терапии) пигментные пятна исчезают.

    • Прием фототоксичных препаратов

    Фототоксичные лекарственные препараты могут вызывать раздражение кожи и повышение ее чувствительности к солнечному свету. На ранней стадии симптомы фототоксичной светочувствительности такие же, как при солнечном ожоге или сыпи, то есть гиперпигментация кожи и появление коричневых пятен. К фототоксичным препаратам относятся тетрациклин, сульфаниламиды, средства от прыщей, некоторые антигистаминные препараты и некоторые лекарства от артрита, например, хинин.

    Лечение и устранение пигментных пятен на лице

    Для лечения пигментных пятен на лице применяют различные средства, как лекарственные, так и процедурные. В частности, для устранения возрастных пятен используют отбеливающий крем в сочетании с солнцезащитными средствами. Также эффективна лазерная терапия, криотерапия (кожу обрабатывают жидким азотом или аналогичным замораживающим агентом, устраняющим аномальную пигментацию), дермабразия (микрошлифовка кожи) и химический пилинг. Родинки и кератозные пятна, как правило, удаляют с помощью криотерапии , иссечения или лазерной терапии.

    Профилактика появления пигментных пятен на лице

    Самый эффективный способ профилактики пигментных пятен на лице - постоянное использование солнцезащитного крема с высоким SPF-фактором. Воздействие солнечных лучей является самой распространенной причиной гиперпигментации кожи. Это вредное воздействие может проявиться уже в зрелом возрасте, но если в детстве вы много времени проводили на солнце, это значительно повышает риск развития гиперпигментации. Также рекомендуется носить головные уборы и солнцезащитные очки, чтобы защитить кожу лица от солнечных лучей.

    Домашние средства устранения пигментных пятен на лице

    • Лимонный сок и яблочный уксус

    Лимонный сок - прекрасное отбеливающее средство, которое эффективно выводит пигментные пятна. Обрабатывайте им пятна на лице дважды в день. Результаты будут заметны уже через несколько месяцев. Прием яблочного уксуса внутрь также способствует выведению пигментных пятен. Смесь яблочного уксуса и измельченного репчатого лука - еще одно эффективное средство устранения пигментных пятен. Результаты заметны через пять-шесть месяцев регулярного применения смеси.

    • Касторовое масло

    Обрабатывайте пигментные пятна касторовым маслом. В отличие от лимона, оно не обладает отбеливающими свойствами, но улучшает текстуру кожи.

    • Сок репчатого лука

    Мелко нарежьте репчатый лук, отожмите сок и опустите в него ватный тампон. Этим тампоном обработайте пигментные пятна.

    • Алоэ вера

    Алоэ вера обладает целебными свойствами и помогает выровнять цвет лица, отчего пигментные пятна становятся менее заметными.

    • Витамин Е

    Нанесите на пигментные пятна масло витамина Е или принимайте пищевые добавки этого витамина. Витамин Е считается мощным антиоксидантом, он нейтрализует действие свободных радикалов, таких как дым и загрязнение окружающей среды.

    • Состав от пигментных пятен

    Смешайте четверть стакана натурального йогурта и 1/8 стакана натурального яблочного уксуса. Добавьте сок одну четвертую части лимона и одну столовую ложку сока алоэ вера. Нанесите эту смесь на лицо и оставьте до полного высыхания, как маску. Затем нанесите отбеливающее средство, например, крем, содержащий гидрохинон, или еще немного лимонного сока и дайте высохнуть. Закончив процедуру, нанесите увлажняющий крем.

    Пигментные пятна, появляющиеся с возрастом

    Светло-коричневые или желтоватые мелкие пятна, похожие на рябь и возникающие с возрастом - это не обязательный признак старения организма, как думают многие. Возрастные пигментные пятна, как и другие случаи гиперпигментации, являются косметологической проблемой, которую можно и нужно решать, тем более, что сегодня такие пятна могут появиться не в семьдесят, а в сорок-пятьдесят лет. То, что это явление так "помолодело", является следствием моды на загар; кроме того, пигментные пятна появляются в связи с переменой в гормональном фоне, и у женщин появление старческой ряби может спровоцировать климакс.

    Возрастные потемнения на коже - причины и методы борьбы

    Чтобы такая проблема не возникла или возникла как можно позже, необходимо тщательно следить за состоянием своего здоровья, а также применять косметические средства с защитой от солнечного облучения. Появление старческих пятен является следствием неправильной работы защитного механизма, отвечают за который пигменты - меланины. Гиперпигментация отдельных участков кожи в старшем возрасте - это последствие лишком сильной любви к загару на протяжении всей жизни, которое проще предотвратить, чем потом вылечить. Принимаявитамины , вовремя проходя диспансеризацию и защищая кожу от влияния солнца можно избежать раннего появления старческих пятен. При этом особое внимание следует уделить коже рук и лица - именно эти зоны чаще всего являются локализацией очагов гиперпигментации.

    Разумеется, как и прочие пигментные пятна, возрастная гиперпигментация лечится, хотя и довольно тяжело. Исключив внутренние заболевания, врач назначает применение специальных фармакологических препаратов, активное вещество которых тормозит выработку меланинов и постепенно выраженность пигментации становится меньше, пятна светлеют и затем совсем пропадают. Если же по какой-то причине дерматолог не считает возможным назначить такие сильнодействующие лекарства, то необходимо подключать косметологию, и в первую очередь - салонные процедуры.

    Процедуры удаления возрастных пигментных пятен

    Как показывает практика, в борьбе с возрастными пигментными пятнами домашние методы и средства народной медицины могут нести лишь дополнительную функцию, окончательно избавить человека от такого проявления гиперпигментации они не могут. Лучшим способом избавиться от некрасивых потемнений на коже косметологи считают таки процедуры, как лазерное или фотоомоложение, криотерапию и в четности криодеструкцию , глубокий химический пилинг. Эти методы помогают быстро удалить самый верхний слой кожи, где и локализуются пигментные пятна. Может помочь в борьбе за ровный цвет кожи и аптечная косметика, выбирать которую следует по совету своего врача-дерматолога.

    Начинать борьбу с возрастными потемнениями на коже лучше всего в самом конце лета, когда солнце уже не так активно и не нанесет большого вреда. Однако, однажды столкнувшись с возрастными пигментными пятнами, необходимо в обязательном порядке начать применять защитные средства с высоким уровнем UF-фильтров. Иначе избавиться от гиперпигментации, а особенно возрастной, не получится. Врачи-дерматологи также советуют ограничить время пребывания на солнце и отказаться от солярия: кроме того, что это вызывает пятна гиперпигментации, лучи солнца сильно сушат зрелую кожу, вызывая появление новых морщин.

    Практически каждая женщина имеет такую проблему с кожей, как пигментация, и пытается бороться с ненавистными пятнами, немного портящими равномерный и здоровый цвет лица. В данной статье собраны различные методы и советы о том, как избавиться от пигментных пятен на лице.

    Что такое пигментация

    Организм каждого человека содержит основной окрашивающий пигмент – меланин, который отвечает за цвет кожи. А также глаз и волос. Меланин играет важную роль в защите здоровья человека, создавая некий барьер, противостоящий ультрафиолетовым лучам, так негативно воздействующим на кожу. Изменение синтеза меланина не только наносит вред здоровью человека, но и приводит к образованию некрасивых коричневых пятен разных размеров на кожном покрове.

    Пигментные пятна проявляются в виде маленьких или небольших потемневших (гиперпигментация) или бесцветных (гипопигментация) участков кожи, родинок или веснушек и могут покрывать как тело, так и лицо. Гипопигментация встречается намного реже гиперпигментации, именно поэтому проблеме темных пятен посвящено большее количество исследований и советов по избавлению.

    Рассмотрим основные причины, влияющие на появление пигментных пятен:

    • избыточное пребывание на солнце (ультрафиолетовое излучение);
    • сбои в работе каких-либо внутренностей (органов);
    • нервные расстройства и другие нарушения психического здоровья;
    • нарушение гормонального баланса;
    • зрелый возраст;
    • наличие генетической особенности к появлению пигментации;
    • проблемы с распределением меланина при рождении.

    Пигментные пятна не болят и не чешутся, тем самым не доставляя никаких неудобств человеку, помимо эстетических. Для того чтобы почувствовать себя уверенным человеком с красивой здоровой кожей, в первую очередь необходимо выяснить причины, вызывающие нарушения равномерности окраски кожи, и после этого принимать меры по их удалению. Если появление отметин на лице вызвано состоянием здоровья, нужно начать лечение. Если же пятна появляются в связи с возрастными изменениями или же с переизбытком ультрафиолетового излучения можно начать борьбу непосредственно с осветлением пигментных пятнышек.

    Салонные методы борьбы с пигментацией кожи лица

    Косметология имеет широкий спектр услуг по избавлению от темных отметин с кожи лица, в том случае, если эти проблемы не связаны с состоянием здоровья органов и другими заболеваниями, в том числе и кожными. В арсенале косметологов имеются следующие процедуры:

    • Ультразвуковой пилинг . При проведении данной процедуры, кожа лица очищается от глубоких загрязнений, пигментных пятен, излишнего кожного жира, закупоренных сальных желез и пор, отмерших клеток, акне, комедонов. Помимо вышеперечисленных преимуществ, пилинг ультразвуком хорошо увлажняет кожу, омолаживая ее;
    • Удаление пигментных пятен лазером происходит за счет воздействия на потемневший участок кожи рассеянных лазерных лучей (фракционный фототермолиз). За счет чего происходит заметное осветление пятен, не оставляющих шрамов и рубцов, а также омоложение кожи лица;
    • Популярностью пользуется химический пилинг . Здесь осветление пятен происходит за счет воздействия фруктовых кислот, содержащихся в специальных салонных косметологических препаратах, изнутри;
    • Выжигание пятен жидким азотом – криоаппликация , также эффективное средство в борьбе с недугом. Воздействие холода на ткани вызывает местное разрушение (деструкцию), за счет чего и происходит исчезновение потемневшего участка кожи.

    Как бы устрашающе не звучали и не выглядели вышеперечисленные процедуры, все они абсолютно безболезненны, не наносят вред коже, обогащая ее кислородом, увлажняя, питая и омолаживая, и, безусловно, очень эффективны.

    Удаление пигментации с кожи лица косметическими средствами

    Косметический рынок предлагает огромный ассортимент кремов и мазей от пигментных пятен, которые легко можно купить в любом магазине или аптеке по доступной цене. В составе таких препаратов имеются активные кислоты: молочная, лимонная, салициловая, гликолевая, винная и другие, которые обладают осветляющим и отшелушивающим эффектом. Каждый человек имеет индивидуальные особенности кожи: сухая, жирная, комбинированная, нормальная, тонкая или толстая, отталкиваясь от этого, все желающие побороть недуг смогут найти подходящий именно их особенностям кожи крем. Также можно наносить на проблемную кожу маски из косметической белой и голубой глины.

    Глина отлично питает кожу, освобождая ее от темных пятнышек. Необходимо смешать небольшое количество сухой глины с водой комнатной температуры до однородного состояния и нанести на лицо кистью, оставив на 20 минут, после чего смыть маску и слегка промокнуть лицо полотенцем. Нанести питательный крем или мазь от пигментации. Эффект будет более явным и наступит скорее если в глиняную маску добавить несколько капель сока лимона.

    Народные методы избавления от пигментных пятен

    Проблема пигментации известна довольно давно. И до появления большого количества специальных препаратов, мазей и кремов на полках аптек и косметических магазинов, женщины пытались избавляться от проблемы пятен на лице подручными продуктами.

    Ознакомимся с известными народными методами осветления пигментных пятен на лице:

    • Отлично зарекомендовала себя петрушка . Для этого берем стебли, корни или листья петрушки, можно все вместе, хорошенько промываем траву и высушиваем. Далее растираем в деревянной чашечке до однородной массы и наносим в виде масочки на лицо. Оставляем на 15-20 минут. Затем смываем кашицу водой и питаем кожу кремом. Петрушка известна своими отбеливающими свойствами, поэтому является средством номер 1 в борьбе с пигментацией;
    • Лимон. Лимонная кислота оказывает пагубное влияние на ненавистные потемнения, поэтому можно использовать сок лимона для протирания проблемных участков кожи или смешивать его с другими ингредиентами. Например, можно отварить сухой корень петрушки и поставить в темное место на один день, после чего добавить в отвар сок 1 лимона и протирать кожу ватным диском 2-3 раза в день;
    • Еще один простой, но действенный рецепт . Для приготовления отбеливающей и очищающей маски необходимо смешать яйца с 0,5 стакана теплой воды, добавив 1 чайную ложечку сока лимона и натурального меда. Смешать продукты до однородного состояния и нанести маску. Подождать 30 минут, после чего нужно ополоснуть лицо водой и нанести крем;
    • Берем по одной ложке перекиси водорода, нашатыря и борного спирта . Смешиваем и аккуратно наносим полученный раствор на проблемные зоны спонжем 2-3 раза в день;
    • Избавиться от блеска поможет смесь уксуса, перекиси водорода и водки . Протирать лицо раствором можно несколько раз в день;
    • Сок апельсина, грейпфрута, киви и клубники также поможет осветлить кожу лица;
    • 0,5 столовой ложки крахмала картофельного , смешанного с соком лимона до густой однородной массы можно наносить на лицо и оставлять на 30 минут в день. Такие маски будут эффективными и полезными для цвета кожи;
    • Маска из петрушки и жирной сметаны (сливок) оставленной на лице на 30 минут, отлично пропитает и отбелит тонкую, чувствительную и сухую кожу лица.

    Это далеко не все известные народные рецепты, направленные на отбеливание проблемных зон. Каждая обладательница темных участков сможет подобрать понравившееся средство от пигментных пятен на лице, подходящее именно ей.

    Если же проблема пигментации кожи лица проявила себя, для начала необходимо выяснить причины ее появления – поправить здоровье или ограничить время пребывание под открытыми солнечными лучами. Только после этого начать избавление от проблемы тем или иным понравившимся и более доступным методом.

    Пигментные пятна – это косметический недостаток в виде пятен желтого, коричневого или темно-коричневого цвета, которые в основном появляются на коже рук и лица. Они также называются «хлоазмами».

    Они могут появиться по самым разным причинам. Если длительное время находиться под прямыми лучами солнца, если злоупотреблять солярием, если нарушен обмен веществ или деятельность желудочно-кишечного тракта, а также 45-летний рубеж или период беременности все это может стать причиной появления хлоазмов. Но не стоит сразу же бежать к косметологу, попробуйте избавиться от пигментных пятен самостоятельно.

    Мы представим Вам 10 эффективных способов по борьбе с пигментными пятнами:

    1. Берем свежую петрушку, мелко режем ее столько, чтобы вышло половина стакана. Теперь заливаем ее кипятком и оставляем на 1 час. Настой процеживаем через марлю, выливаем его обратно в стакан и добавляем до полного стакана молоко. Протираем лицо ежедневно на ночь.
    2. Свежий огурец мелко режем, либо протираем на терке, либо измельчаем в блендере. Наносим получившуюся кашицу на лицо на 25 минут. Смываем простой водой. Можно такую маску делать 2-3 раза в течение одного дня.
    3. Выжимаем сок из грейпфрута, смачиваем салфетку и прикладываем к пигментным пятнам.
    4. Немного придавливаем ягоды красной смородины и накладываем их на пигментные пятна. В течение некоторого времени, если делать такую маску ежедневно пятна должны исчезнуть.
    5. В 1 ст. ложку творога добавляем по 15 капель перекиси водорода и нашатырного спирта. Перемешиваем массу и наносим на проблемные участки кожи. Внимание, больше 15 минут нельзя оставлять эту маску на лице. Смываем маску теплой водой.
    6. Маску из горчицы рекомендуется делать очень осторожно, не допуска попадания на здоровую кожу. Иначе получится небольшой ожог. Разводим горчичный порошок до сметанообразного состояния и наносим исключительно на проблемные места. Держим маску до появления жжения и смываем теплой водой. Обязательно после горчичной маски наносим на кожу увлажняющий крем.
    7. Выжимаем из одного лимона сок и разводим его водой в соотношении 1: 10. Получившимся лосьоном протираем ежедневно пигментные пятна. Сначала они побледнеют, а потом исчезнут.
    8. Можно на ночь умываться кефиром. Он способен отбелить пятна.
    9. Берем 1 ст. ложку чистотела и завариваем ее в 150 г кипятка. Настаиваем в течение 1 часа. Протираем эти лосьоном кожу и со временем пятна исчезнут.
    10. Косметическая глина может реально помочь. Берем 1 ст. ложку белой глины, 1,5 ч. ложки пищевой соды, несколько капель 3%-ного раствора перекиси водорода и 0,5 ч. ложки талька и все перемешиваем. Маску можно держать на лице не больше 20 минут. Смываем теплой водой и наносим на кожу питательный крем.