Педагогический лего проект в подготовительной группе. Проект в старшей группе «Страна — Лего». Образовательная область «Познание: развитие конструктивной деятельности». Видео: логопедическое занятие с использованием Лего

Татьяна рыжкова
Проект в подготовительной группе «Мини-музей конструктора Лего»

Мини - музеи в детском саду стали одной из распространенных форм работы. С введением ФГОС мини - музеи в ДОУ будут способствовать полноценному развитию интегративных качеств воспитанников, так как при организации образовательной работы в музее необходима организация разных видов детской деятельности и, соответственно, интегрированное решение задач разных образовательных областей.

Участвуя в экскурсиях, музейных праздниках, составляя свои рисунки, рассматривая экспозиции, дети усваивают опыт социальных взаимоотношений, учатся считаться с интересами других людей, приобретают умение выражать личное отношение к событиям и фактам, учатся эмоционально оценивать собственную деятельность и деятельность окружающих, развивают речь, как связующую нить в общении со сверстниками, взрослыми, с предметным миром.

Многие согласятся с тем, что мини – музеи в ДОУ могут стать сегодня самым совершенным институтом воспитания, ведь современные музеи в детских садах представляют ценность не только музейными экспозициями и наличием экспонатов, но, прежде всего, содержанием проводимой воспитательной работой с детьми. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому их и назвали мини- музеями . Но в создании мини - музеев в детском саду есть свои преимущества : дети чувствуют свою причастность к мини- музею , они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях ничего трогать нельзя, а вот в мини - музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки, рассматривать. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец композиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини -музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Вот поэтому возникла идея создания проекта «Мини – музей конструктора Лего » в подготовительной группе , где я работаю.

Почему именно музей Лего ? Да потому, что это самая любимая игра мальчишек и девчонок в моей группе ; Лего есть и для мальчиков, и для девочек; в группе Лего- огромный выбор , а родители постоянно пополняют коллекцию конструктора в развивающей среде . Кроме того, Лего имеет , на мой взгляд, ряд преимуществ перед другими конструкторами : продумана цветовая гамма, что способствует эстетическому воспитанию детей; Лего конструкторы- конструкторы для всех возрастных категорий детей; в каждом Лего есть рекомендованная схема сборки. Схема достаточно проста и подробно расписана, поэтому собрать конструкцию по данной схеме может ребенок любого возраста, начиная от трех лет. Есть, конечно, и сложные схемы, которые не так-то просто воспроизвести. Но это учит детей достигать своих целей, воспитывает характер. И, самое главное, данный конструктор развивает творческую фантазию, двигательные функции, речь ребенка. Главное - дети и родители могут сами стать участниками и создателями музея.

На подготовительном этапе мы с родителями и детьми выбрали место для музея - просторные полки на видном месте, поклеили стенку, где будет музей, красивыми обоями. Родители решили, кто будет проводить фотосъёмку работ, подбирать и оформлять интересный дополнительный материал об истории конструктора . Был оформлен информационный стенд : что такое музей, для чего он создается, для чего его посещают люди. Родителям было рекомендовано посетить музеи нашего города вместе с детьми.

На практическом этапе взрослые и дети, следуя своему замыслу, создавали мини – музей в группе . Большую роль в этом сыграли родители, которые приносили готовые экспонаты из дома, помогали в оформлении. На последней стадии этого этапа воспитатели вместе с детьми разрабатывали содержание экскурсий по своему музею, причем сами дошкольники решали, что именно они считают нужным рассказать о своих экспонатах. Желающие становились экскурсоводами. Музей был задуман как краткосрочный проект : все мероприятия проходили в течение недели. Тематика музея прослеживалась каждый день в НОД, в совместной деятельности, в режимных моментах.

Актуальность : мини - музеи в саду актуальны и эффективны. Они дают ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания и умения, развивают творческое воображение, способности и коммуникативные навыки. Заявленная тема также актуальна :

В магазинах огромный выбор конструкторов Лего ;

Сейчас это самая популярная игра у детей;

-Лего представляет огромные возможности для развития творческих способностей ребенка;

Дети очень мало знают об истории возникновения этой игры.

Цель : создать дополнительную развивающую среду в группе , активизировать творческие способности детей, способствовать активности родителей в увлечениях ребенка.

Задачи :

Познакомить с историей возникновения игры Лего ;

Рассказать о ее популярности у детей всего мира;

Расширить представление о возможностях игры;

Уточнить правильность употребления лексики из данной игры;

Развивать мелкую моторику рук;

Развивать творческое воображение детей через лепку и рисование героев Лего .

Понедельник.

Вовлечение в деятельность детей.

Выбор места для музея.

Беседа с родителями о создании музея.

Образовательная деятельность : Лепка «Герои Лего » .

Организация выставки»Герои Лего ».

Беседа» Дети мира играют в Лего »

Образовательная деятельность : Развитие речи «Каким бы ты стал героем и почему?»

Сюжетно - ролевая игра «Полиция» (Лего ) .

Раскрашиваем героев Лего .

Образовательная деятельность : ФЭМП- формирование пространственных представлений с привлечением музейных экспонатов- героев Лего .

Конструирование из Лего (дети и родители) .

Беседа «Удивительное в истории Лего » .

Сюжетно- ролевая игра «Замок» (Лего ) .

Образовательная деятельность : Физическое развитие «Спортивные герои Лего » .

Образовательная деятельность : Рисуем героев Лего .

Беседа «Что нового вы узнали о конструкторе Лего

Экскурсия для родителей в мини - музей .

Елена Кожина
Проект по конструированию из Лего в подготовительной к школе группе на тему «Транспорт»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №12 «Светлячок» города Галича Костромской област

Проект по конструированию

из LEGO в подготовительной к школе группе .

Тема : «Транспорт » .

Воспитатель :

Елена Михайловна Кожина

Игра порождает радость, свободу,

довольство, покой в себе и около себя,

мир с миром.

Фридрих Фребель.

Тип проекта : творческий, краткосрочный, групповой .

Срок реализации проекта : 2 недели.

Участники проекта : воспитанники подготовительной группы , воспитатели, родители.

Проблема проекта : сформировать у детей конструктивные навыки .

Актуальность.

Лего конструирование – одно из самых современных направлений развития детей.

LEGO позволяет детям учиться играя и обучаться в игре. Самое главное – предоставить детям возможность «проживания» интересного для них материала. Узнавая новое, дети учатся выражать своё отношение к происходящему. Конструируя , они погружаются в организованную взрослыми ситуацию. В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. В процессе деятельности решаются самые разные задачи.

Путешествуя, дети помогают своим друзьям, выручают героев из беды, узнают интересные факты, конструируют , учат стихи, работают по схемам. При этом у детей развивается творческое воображение, коммуникативные качества, любознательность. Главное нет зрителей, здесь есть только участники, причём все участвуют с большим желанием. Знания, получаемые детьми, являются актуальными, необходимыми для них. А осмысленный, интересный материал усваивается легко и навсегда.

Цель проекта :

Создать условия для развития конструктивной деятельности с использованием лего- конструктора .

Задачи проекта :

Сформировать у детей умение строить из лего – конструктора , выбирая верную последовательность действий, приемы соединения, сочетание форм и цветов.

Расширять представления о транспорте . Закрепить представление о видах транспорта : наземный, воздушный, водный, железнодорожный, специального назначения.

Формировать устойчивый интерес к конструктивной деятельности , желание творить, изобретать.

Формировать умение мысленно разделять предмет на составные части и собирать из частей целое.

Развивать фантазию, конструктивное воображение и умение творчески использовать приобретенные навыки.

Способствовать формированию математических знаний о счете, форме, пропорции, симметрии.

Развивать самостоятельность при работе со схемами.

Способствовать развитию внимания, памяти, мышления, способности сосредоточиться.

Развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности.

Формировать бережное отношение к лего – конструктору .

Воспитывать усидчивость, выдержку, дружеские взаимоотношения, уважение своего и чужого труда.

Формы реализации :

1. Беседа с детьми

2. Рассматривание иллюстраций, схем

3. Чтение стихов о транспорте

4. Конструктивная деятельность

5. Взаимодействие с родителями :

Совместные работы с детьми

- консультации

План реализации

Этапы реализациипроекта Мероприятия Сроки реализации

Подготовительный этап

С родителями Подборка необходимой методической и художественной литературы о транспорте .

Подготовка наборов конструктора лего , их рассматривание.

Оформить папку – передвижку

«Лего – конструктор –лучшие постройки » .

Консультация : «Лего - конструирование » .

Декабрь – 1 неделя.

Основной этап

С родителями Рассматривание иллюстраций, альбома, фотографий с видами транспорта .

Просмотр мультфильма по мотивам «Лего сказки » .

Дидактические игры : «Назови правильно» ,

Беседы : «Какой вид транспорта больше нравиться » , «На чем люди ездят» .

ООД ОО «Р» . Развитие речи

«Составление рассказов о транспорте »

ООД ОО «ХЭ» . Рисование «Рисуем самолёты и вертолёты» .

Совместная и самостоятельная деятельность

(выбор набора конструктора и напарника по желанию) .

Рассматривание схем, распределение между детьми кто и что будет делать.

Выставка совместных рисунков на тему : «Транспорт » .

Консультация :

«Значение Лего – конструирования в развитии детей дошкольного возраста »,

Декабрь – 2 неделя.

Заключительный этап Выставка транспорта из лего .

Рассказы детей о Лего – конструкторе .

Фотоальбом «Наши лучшие постройки» .

Декабрь – 2 неделя.

Материально – техническое обеспечение проекта :

Схемы для конструирования .

Наборы конструктора .

Ожидаемые результаты проекта и способы их оценки (дети)

Ожидаемые результаты проекта Способы отслеживания

Дети проявляют познавательный интерес и желание узнать всё о видах транспорта .

У детей развит интерес к конструированию из лего .

Формируются навыки коммуникативного общения, положительные привычки и нравственные качества. Беседы с детьми.

Наблюдение за детьми.

Организация игровой деятельности.

В итоге проведения наблюдения дети должны научиться :

- конструировать по схемам ;

Мысленно разделять предмет на составные части и собирать из частей целое;

Строить из лего различный транспорт .

Узнать :

О множестве различных видах транспорта ;

Как можно построить машины и самолёты из лего – конструктора .

Сделать вместе с педагогом выводы :

Строить по схемам легче;

С напарником строить веселее;

У детей появилось чувство уверенности в своих силах;

Обогатилось творческое воображение;

Появился интерес, положительное эмоциональное отношение к строительной игре.

Ожидаемые результаты проекта и способы их оценки (родители)

Ожидаемые результаты проекта Способы отслеживания

Родители готовы и способны активно взаимодействовать с педагогами по вопросам игровой деятельности детей (строительные игры) .

Принимают активное участие в жизни группы .

Проявляют интерес к результатам достижений ребёнка в строительных играх. Анкетирование.

Участвуют в оформлении :

Выставка «Наши лучшие постройки» .

Альбома «Виды транспорта из конструктора «Лего » ,

Способы предоставления «конечного результата» проектной деятельности :

Выставка транспорта из конструктора «Лего » .

Рассказы детей о конструкторе «Лего » .

Фотоальбом «Наши лучшие постройки» .

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 20 г. Павлово

Творческий проект по легоконструированию

«Лего и космос».

Подготовительная к школе группа.

Составил:

Поздышева Елена Васильевна

Воспитатель

1квалификационной категории.

г. Павлово – 2016 г.

Лего конструирование.

Название проекта : «Лего и космос».


Вид проекта: Творческий.


Участники проекта : воспитатель и дети подготовительной к школе группы.


Продолжительность : 1 неделя.

Основание:

В группе проходит инновационная деятельность по теме: «Развитие творческой личности через внедрение легоконструирование в образовательный процесс ».

Пояснительная записка:

Один из этапов познавательного развития дошкольников – знакомство с космосом. На данном этапе важно вызвать у детей интерес, желание узнать больше, сформировать представления о роли человека в изучении и освоении космоса. Элементарные научные знания, термины, представления, доступные пониманию детей, осуществляются с опорой на ведущий вид деятельности - игру. Игра помогает понять сложный, разнообразный мир, в котором они растут. Лего-конструирование даёт им такую возможность и относится к инновационным технологиям, обладает широким образовательным потенциалом. Игры с Лего выступают способом исследования и ориентации ребёнка в реальном мире, пространстве и времени. Конструктор Лего развивает детское творчество, поощряет к созданию разных вещей из стандартных наборов элементов - настолько разных, насколько далеко может зайти детское воображение.

Этапы проекта:

1 этап.

Причина выбора темы:

В преддверии дня космонавтики дети знакомятся с космосом. Так как в группе организованна инновационная деятельность по легоконструированию и дети увлечены конструктором, то они хотели бы исследовать космос с помощью конструктора Лего.

Цель проекта:

Развитие у детей способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей во Вселенной и Солнечной системе через вовлечение воспитанников в практическую деятельность с конструктором лего.

2этап.

План:

1. Выбор темы.

2. Поставка цели.

3. Привлечение специалистов для реализации проекта.

4. Сбор и накопление различного материала.

5. Включение в план экспериментирования, занятий, игр и других видов деятельности.

6. Разработка домашних заданий.

7. Защита проекта.

Сбор информации:

  • Рассмотрели «Большую книгу Лего» Алана Бедфорда;
  • Спросили у специалистов (ст. воспитателя и воспитателя группы ИД по легоконструированию);
  • Посмотрели, с помощью родителей, в интернете;
  • Подумали и выдвинули гипотезы;
  • Провели эксперименты.

3 этап.

Выполнение проекта:

См. проектную карту.

4 этап.

Социальное партнёрство с родителями:

  1. Поиск информации о космосе.
  2. Изготовление схем конструкций.
  3. Изготовление совместных моделей.
  4. Наблюдение родителей с детьми в вечернее время за звёздным небом и луной.

Социальная направленность проекта заключается в тесном взаимодействии детей, родителей и педагогов дошкольного образовательного учреждения.

Защита проекта. Итоговые мероприятия:

  • Выставка творческих работ детей «Космическое путешествие».
  • Доклад,(используя папку исследователя по Савенкову), «Почему на других планетах нет жизни».
  • Создание различных игр о космосе, используя конструктор Лего.
  • Физкультурное развлечение с элементами легоконструирования «Школа космонавтов».
  • КВН «Знатоки космоса».

Перспектива дальнейшего развития проекта :

В перспективе планируется продолжать внедрять и совершенствовать систему работы по проекту, способствовать разработке и внедрению новых технологий и приёмов. Продолжать работу по самообразованию, делиться опытом с коллегами и публиковать материалы по данной теме, принимать активное участие в различных конкурсах и выставках.

Литература:

  1. Алан Бедфорд «Большая книга Лего». Изд. «Манн, Иванов и Фербер» Москва, 2014г.
  2. Л.Г.Комарова «Строим из ЛЕГО» Линка – Пресс Москва 2001г.
  3. Е.В.Фешина «Лего – конструирование в детском саду» Т.Ц. « Сфера" 2012г.
  4. О. А. Скоролупова «Покорение космоса» изд.«Скрипторий» Москва 2007г.
  5. Шорыгина Т. А., Парамонова М. Ю. «Детям о космосе».Т.Ц. «Сфера» 2011г.

8.Е. А. Паникова, В. В. Инкина «Беседы о космосе». Методическое пособие. Т.Ц. «Сфера» Москва 2010г.

Основной вид деятельности детей

День недели

Пн

Вт

Ср

Чт

Пт

Легоконструирование

Практическое занятие «Ракета»

Цель: Расширение и обобщение знаний у детей о первом космонавте Ю.Гагарине, профессии космонавт. Формирование умения моделировать ракету по условию.

Способы: Просмотр презентации, беседа, вопросы, игровая ситуация, моделирование.

Мотивация: Предложить детям стать космонавтами и отправиться в космос на ракете.

Средства: Космическая карта, презентация о космосе, конструктор Лего

Практическое занятие «Космический корабль»

Цель:

Способы:

Мотивация: Предложить детям стать космонавтами и отправиться в космос на космическом корабле.

Средства: Образец, иллюстрации, космическая карта, конструктор Лего.

Практическое занятие «Инопланетяне».

Цель: Совершенствование у детей навыков конструирования. Формирование умения заранее обдумывать содержание постройки, давать её описание. Развитие воображения, творческой инициативы, самостоятельности.

Способы: Рассматривание иллюстраций, беседа, игровая ситуация, моделирование.

Мотивация: На землю поступил сигнал с планеты Марс. Там обитают живые существа. Как они могут выглядеть.

Средства: Космическая карта, конструктор Лего

Практическое занятие «Исследовательская

станция».

Цель: формирование умения у детей строить по замыслу, обдум. содержание и назначение постройки , развитие воображения, творческой инициативы, самостоятельности .

Способы: Рассматривание иллюстраций, беседа, игровая ситуация, напоминание, моделирование.

Мотивация: Космонавты высадились на неизведанную планету, для исследования им нужна станция с аппаратурой.

Средства: Презентация о космосе, конструктор Лего, пластины.

Занятие - путешествие «Покорители космоса».

Цель: Закрепление и обобщение знаний у детей о космосе. Совершенствование навыков конструирования. Развитие воображения, творческой инициативы, самостоятельности.

Способы: Беседа о космосе, вопросы, напоминание, худ. слово, игра, моделирование.

Мотивация: Фиксик предлагает ребятам совершить космическое путешествие и стать исследователями космоса.

Средства: Космическая карта, конструктор Лего, игрушка Фиксик.

Наблюдения (экскурсии, прогулки)

Наблюдение за звёздным небом.

Наблюдение за луной.

Наблюдение за самолётом, летящим в небе.

Наблюдение за частями суток (смена, длительность).

Наблюдение за работой воспитателя «Моделирование сложной конструкции».

Экспериментирование, моделирование

Опыт «Что необходимо для жизни человека на земле и в космосе».

Экспериментирование «Почему всё падает на землю»

Моделирование планетария на пластине.

Эксперимент с глобусом и лампой.

Моделирование телескопа.

Дидактические игры

Д. и. «Запомни расположение планет»

Д. и. «Выложи вторую половину узора».

Д.и. «Звёздный путь»

(ходилки)

Д. и. « Космический лабиринт».

Д.и. «Что изменилось»

Художественная деятельность

Рисование схем к постройкам.

Изготовление

Д.и. «Звёздный путь»

Изготовление

Д.и. « Космический лабиринт»

Лепка «Инопланетяне» с

Рисование «Неизвестная планета» с

использованием отпечатков конструктора Лего.

Сюжетные игры

Придумывание «Сказка по подсказкам».

Использование деталей конструктора Лего для режиссерской игры.

Использование макетов из конструктора Лего.

Игра «Космическое путешествие»

Игра «Исследователи космоса».

Спортивные игры

П. и. «Невесомость».

П. и.

«Космодром»

П. у.

«Примерь скафандр».

П. и

. «Самолёты».

Спортивное развлечение

«Школа космонавтов».

Занятия (НОД, ОД в ходе режимных моментов)

ОО «Познание» Просмотр презентации «Освоение космоса».

ОО «РР»

Познавательная беседа

«Планеты солнечной системы»

ОО «Познание» ФЭМП

«Космическое путешествие».

ОО «ХЭР»

Рисование

«Путь к звёздам».

ОО «Познание»

КВН «Знатоки космоса».


ПРОЕКТ по Лего-конструированию.

Профессия - Летчик

(подготовительная группа)

Информационная карта проекта:

Вид проекта: социально – коммуникативный

Тип проекта : познавательно – творческий.

Продолжительность проекта : 1 месяц.

Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатели группы, специалист по ИЗО, родители.

Цель проекта:

    расширять и обогащать представления детей о профессиях взрослых посредством лего-конструирования.

Задачи проекта:

    Учить детей заранее обдумывать содержание будущей постройки;

    Совершенствовать умение действовать в соответствии с инструкциями воспитателя и передавать особенности предметов средствами конструктора ЛЕГО;

    Развивать умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать взаимосвязь между их назначением и строением;

    Развивать творческую инициативу, самостоятельность;

    Развивать познавательную активность, речь, воображение, фантазию;

    Воспитывать трудолюбие, стремление помогать друг другу, желание работать в коллективе.

Ожидаемые результаты:

    Дети имеют представление о профессии летчика;

    Понимают значимость этой профессии;

    Проявляют признательность и уважение к труду взрослых;

    Умеют организовать конструктивные игры на основе имеющихся знаний.

Актуальность проекта:

С давних времен в качестве стержневого понятия в становлении личности рассматривался труд человека. Его и сегодня можно считать центральным в системе ознакомления детей с окружающим миром. Основой при ознакомлении детей с окружающим миром, по-прежнему остается трудовая деятельность взрослых. Именно трудовая деятельность может стать, с одной стороны, тем связующим звеном, которое обеспечивает взаимодействие человека с миром природы и предметным миром, а с другой системообразующим началом при ознакомлении детей с окружающим миром. Понятие «трудовая деятельность» - одно из самых важных и сложных социальных понятий в работе педагогов с детьми дошкольного возраста.

Немного истории:

Люди с давних пор мечтали летать, как птицы. Древние изобретатели делали большие крылья из палочек и ткани. Они забирались на высокие колокольни, прикрепляли на спину крылья и прыгали вниз. Не всегда это заканчивалось хорошо. Много пришлось потрудиться ученым и инженерам пока удалось создать особенные машины- самолеты.

На златом крыльце сидели царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной, - кто ты будешь такой? ”

Всем знакома эта детская считалочка. У считалочки продолжение простое: выбирай любое звание и продолжай игру. В жизни, все не так просто. Это в старину профессии было мало, и все они могли на одном крыльце поместиться, вместе с царем. Профессия лётчика или пилота считается одной из наиболее технически сложных, поскольку пилот должен держать под контролем показания огромного множества измерительных приборов и ориентируясь на них, принимать решения, а также координировать свои действия со вторым пилотом, диспетчером аэропорта и пилотами других летательных аппаратов, находящихся поблизости

Летчик – это профессия, которая требует от человека определенной подготовки, знаний и умений.

Первые летчики летали на совсем простых и совсем маленьких самолетах. Летчиков было мало. Их знали все по именам, как сейчас космонавтов. Летчик управляет самолетом: поднимает его в воздух, ведет по нужному курсу, приземляет его на аэродроме. Каждый летчик должен быть и хорошим инженером. Ведь самолет -это сложная машина. В ней много деталей. Нужно хорошо знать, как устроен самолет и как работают его детали. Есть огромные самолеты: в них помещаются сотни пассажиров и очень тяжелые грузы. Управлять таким воздушным кораблем помогают десятки приборов. Приборы подскажут, с какой скоростью летит самолет. Приборы вычислят путь и высоту. Приборы предупредят летчика о неполадках. Приборы сами следят за мотором. Летчик, конечно, в таком самолете работает не один, ему помогает экипаж: штурман, механик и бортпроводницы. А есть самолеты маленькие. Там летчик одни. Он разбрасывает с воздуха удобрения на поля. Помогает лесникам тушить пожары. Доставляет геологов к непроходимым местам или спасает их из таких мест.

Часто такую работу делают необычные самолеты, а особенные- без крыльев. Вертолеты. У них сверху огромный винт. Вертолет сможет приземлиться в любом месте. Ему не нужен аэродром. Еще есть самолеты военные и такие, которые садятся прямо на воду. И всей этой замечательной техникой управляет летчик! Летчики – смелые люди! Далеко от земли, под облаками они ведут свои крылатые машины точно к цели. Это очень интересная профессия.

На Южном Урале профессия летчика является нужной, важной и необходимой. В городах Магнитогорск, Оренбург, Челябинск, Екатеринбург есть аэропорты. Аэропорт «Кольцово» (Екатеринбург)- является после трёх и аэропортов. Так за 2014 год аэропорт Кольцово обслужил более 4,5 миллионов человек.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

I этап – подготовительный.

    Обоснование актуальности темы, мотивация её выбора.

    Формулирование цели и задач проекта.

    Подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по тематике проекта.

    Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.

II этап – основной.

    Проведение бесед по теме «Все профессии нужны, все профессии важны», «Есть много профессий хороших и нужных», «Профессиональные праздники», «Профессии моих родителей», «Кем ты будешь, когда ты станешь взрослым», «О мужестве и храбрости»;

    Рассматривание книг, журналов;

    Рассматривание иллюстраций по теме;

    Загадывание загадок, заучивание пословиц и поговорок о профессиях

    Непосредственно образовательная деятельность (конструирование): «Самолёт» , «Многоэтажное здание», «Вертолёт».

    Художественное творчество: рисование «Самолеты», лепка «Вертолёт»;

    Чтение художественной литературы: Дж. Родари «Чем пахнут ремесла», М. Манаковой « Моя первая книга о профессиях», Б. Житков «Что я видел? »,И. Винокуров «Самолет летит», стихи «Я сегодня самолет» Р. Медведь и др.

    Организация совместно с воспитателем сюжетно – ролевых игр: «Лётчики», «Аэропорт»;

    Совместная работа родителей и детей: нарисовать рисунок на тему «Кем я мечтаю стать, когда вырасту…»;

    Дидактическая игра «Найди предмет по описанию», «Что лишнее»;

    Оформление альбома «Профессия -летчик».

III этап – презентация.

    Защита проекта

    Оценка этапов реализации проекта детьми.

ЛИТЕРАТУРА:

    «Знакомство с профессиями» Н. З. Жаренкова, О. В. Муртазина 2014г.

    Энциклопедия «Я познаю мир».

    «Беседы с дошкольниками о профессиях» Т.В. Потапова

    « Поиграем в профессии» Е.А.Алябьева

    « Играем в профессии» Е.А. Алябьева.

Пословицы и поговорки.

Повар стряпает на глаз, кухарка – на вкус.

Нужда научит и кузнеца сапоги тачать.

Без топора - не плотник, без иголки - не портной.
Всякий человек по делу узнаётся.
У кузнеца рука легка: была бы шея крепка.
Какова пряха, такова на ней рубаха.
У кузнеца – что стукнул, то гривна.
Не молот железо куёт, а кузнец.
Портной без кафтана, сапожник без сапог, а плотник без дверей.
Шахтёру шахта, что птице - небо.
Не проси у кузнеца угольев (либо нет, либо самому надо).
У плохого мастера всегда инструмент виноват.
Где сшито на живую нитку, там жди прорехи.
Гуляй, да дела не забывай.
За всё берётся, да не всё удаётся.
Как ни замазывай лаком, брак останется браком.
Дело мастера величает.
Кто умет золотом шить, не пойдёт молотом бить.
Корявое умей делать гладким, а горькое - сладким.
За все дела браться - ничего не сделать.
Красивое слово - серебро, а хорошее дело - золото.
Кроить - не шить: после не распорешь.
Не говори, чему учился, а покажи, чему научился.
Не дивись на человека, а на его дела.
Не игла шьёт, а руки.
Не просит ремесло хлеба - само кормит.
Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож.
Не учи безделью, учи рукоделью.
Не худое ремесло, кто умеет сделать и весло.
Нельзя быть мастером на все руки.

Загадки о профессиях

На корабле ходить я буду,
Когда на Флот служить пойду.
И тот корабль, подобно чуду,
Взметает встречную волну.
На нём живёт его команда -
Все люди разных возрастов.
Я буду младшим, это правда,
А кто назвать меня готов?
(Матрос)

Полосатая рубашка,
Вьются ленты за фуражкой.
Он готов с волною спорить,
Ведь его стихия - море.
(Моряк)

Пошел служить мой друг во флот,
На корабле теперь плывет.
И, хоть волна идет горой,
На палубе стоит герой.
На нем морская форма,
Он не боится шторма.
(Матрос, моряк)

В этой форме темно-синей
Защищает он страну,
И в огромной субмарине
Опускается ко дну.
Охраняя океан,
Был в портах десятка стран.
(Моряк - подводник)

Родина дала приказ,
И он сразу на Кавказ!
Прыгнул ночью с парашютом -
Дорога, порой минута!
(Десантник)

Крепкий прочный парашют
За спиной его раскрылся,
И за несколько минут
Он на землю опустился.
Он пройдет и лес, и брод,
Но противника найдет.
(Десантник)

Я служу сейчас на флоте,
Слух хороший у меня.
Есть такой же и в пехоте -
Дружим с рацией не зря!
(Радист)

Я на «тракторе» служу,
Только так, я вам скажу:
«Ведь прежде чем пахать мне пашню,
Я разверну сначала башню».
(Танкист)

Самолёт стоит на взлёте,
Я готов уж быть в полёте.
Жду заветный тот приказ,
Защищать, чтоб с неба вас!
(Военный летчик)

В бой - с целехонькою пушкой,
Наилучшею подружкой.
Нужен точный глазомер,
Чтобы верный был прицел.
(Артиллерист)

У паренька сбылась мечта -
Пришел служить он в роту.
Теперь стреляет: "Тра-та-та!"
Из пушки, миномета.
Недавно служит паренек,
Но самый лучший он стрелок.
(Артиллерист)

Брат сказал: «Не торопись!
Лучше в школе ты учись!
Будешь ты отличником - Станешь …
(Пограничником)

Ночью, в полдень, на рассвете
Службу он несет в секрете,
На тропе, на берегу,
Преграждая путь врагу.
(Пограничник)
Он защищает поле ржи,
И рощу, и дубраву.
Оберегает рубежи
Далекая застава.
А долг военного такой:
Хранить покой и твой, и мой.
(Пограничник)

Был вначале он курсантом,
В полк приехал лейтенантом,
Он обучен воевать,
Как его, скажи, назвать.
(Офицер)

СТИХИ

Моряк

На мачте наш трехцветный флаг,

На палубе стоит моряк.

И знает, что моря страны,

Границы океанов

И днем, и ночью быть должны

Под бдительной охраной!

Танкист

Везде, как будто вездеход,

На гусеницах танк пройдет

Ствол орудийный впереди,

Опасно, враг, не подходи!

Танк прочной защищён бронёй

И сможет встретить бой!

Лётчик

Он металлическую птицу

Поднимет в облака.

Теперь воздушная граница

Надежна и крепка!

Подводник

Вот дивная картина -

Выходит из глубин

Стальная субмарина,

Как будто бы дельфин!

Подводники в ней служат -

Они и там, и тут

Под водной гладью кружат,

Границу берегут!

Десантник

Десантники в минуты

Спускаются с небес.

Распутав парашюты,

Прочешут темный лес,

Овраги, горы и луга.

Найдут опасного врага.

Сапёр

Давно закончилась война,

Но след оставила она -

Бывает, среди грядок

Закопаны снаряды.

И с техникой придет сапер,

Чтоб обезвредить поле.

Не будет взрывов с этих пор,

Беды, и слез, и боли!

Военный врач

Солдат у вражеских высот

Был ранен утром рано.

Отважный военврач спасет,

Он перевяжет раны!

Врач извлечет из ран солдата

Два небольших осколка

И скажет: "Унывать не надо!

Живи, братишка, долго!"

в подготовительной группе

(Лего-конструирование)

«САМОЛЁТ»

Цель:

Продолжать упражнять детей в моделировании и конструировании из деталей Лего-конструктора.

Задачи:

учить детей определять этапы работы самостоятельно;

развивать конструктивные способности;

развивать речь детей, логическое мышление, память, воображение;

воспитывать умение работать в коллективе.

Материалы и оборудование: схемы, фотографии самолётов, набор деталей конструктора "Лего"

Предварительная работа:

Изучение иллюстраций и фотоматериалов с изображением пассажирского транспорта.

Чтение книг.

Словарная работа:

Воздушный транспорт, аэропорт, шасси, иллюминатор, стюардесса, взлётная полоса.

Ожидаемые результаты:

Законченность конструкции, её практическое применение, создание игровой ситуации.

Формы организации детей: подгрупповая.

Эффективность используемых технологий:

Разнообразие тематик образовательной деятельности с применением Лего-конструктора способствует более полному усвоению материала в интересной созидательно – игровой форме. Постепенно в ходе подобных занятий формируется конструктивное творчество.

Ход НОД:

Мы говорили о городском пассажирском транспорте. Вспомните и назовите пассажирский транспорт. (Автобус, троллейбус, трамвай.)

Городской транспорт перевозит людей в пределах города. Но наша страна, Россия, очень большая, бывает, что людям надо поехать в другой город или даже в другую страну. А чтобы узнать, на чём можно путешествовать ещё, отгадайте загадку.

Смело в небе проплывает,

Обгоняя птиц полёт,

Человек им управляет.

Что такое? (Самолёт)

Правильно, ребята, это самолёт.

Вы все видели самолёты, кто- то из вас летал на них. Самолёт – самый быстрый вид транспорта. На поезде мы можем ехать в другой город целый день, а самолёт пролетает это расстояние за один час.

Место, где самолёты взлетают и садятся, называется аэропорт.

Для чего по краям взлётной полосы светят огни? Правильно, они указывают место, куда должен приземлиться самолёт.

У нас уже есть взлетная полоса.

А кто управляет самолётом? Правильно, лётчик.

Чтобы стать лётчиком, надо много учиться, много уметь и знать. Лётчик – самый главный в самолёте, он командир.

Игра с речевым сопровождением «Самолёт»

Я построю самолёт,

Шлем надену – и в полёт.

Сквозь волнистые туманы

Полечу в другие страны,

Над морями и лесами,

Над горами и полями

Облечу весь шар земной,

А потом вернусь домой.

Второе упражнение.

А кем будем мы с вами, если захотим полететь в другой город на самолёте? Правильно, пассажирами. Когда пассажиры входят в самолёт, их встречает бортпроводник или стюардесса. Она провожает пассажира на его место. Во время полёта стюардесса приносит пассажирам напитки, еду, газеты и журналы, рассказывает о правилах поведения на борту самолёта.

Сегодня мы будем конструировать пассажирский самолёт.

Воспитатель выкладывает конструктор и схему.

Посмотрите внимательно на картинку.

Что есть у самолёта? (Корпус, крылья, пропеллер).

Колёса, на которые приземляется самолёт, называются «шасси». Во время полёта шасси убираются в корпус самолёта и выпускаются только при посадке.

Посмотрите, какие интересные в самолёте окна. Какие они по форме? Эти круглые окна называются «иллюминаторы»

Назовите, пожалуйста, из каких деталей конструктора состоит самолёт. (Кирпичики, полукирпичики, клювики, лапка, бруски).

Проанализировав фотоизображение самолёта, дети конструируют самолёт. В процессе работы воспитатель задаёт наводящие вопросы, если дети затрудняются в процессе конструирования.

Физкультминутка

Всё готово для полёта – руки вперёд, вверх.

Ждут самолёты всех ребят – руки в стороны.

Мало времени для взлёта – маршируют на месте.

Все пилоты встали в ряд – прыжок, ноги врозь, руки на поясе.

Поклонились вправо, влево – наклоны в стороны.

Отдадим земной поклон – наклоны вперёд.

Вот самолёты полетели – покачивание руками.

Опустел наш аэропорт – присели.

В конце занятия модель самолёта обыгрывается. Отправляются в путешествие по разным городам России.

Конспект непосредственной образовательной деятельности

в подготовительной группе

(Лего-конструирование)

«Аэропорт»

Цель:

Развивать творческие способности детей через ЛЕГО – конструирование.

Задачи:

Развивать зрительное и пространственное восприятие, активизировать внимание, направленное на продолжение ритмического рисунка постройки.

Закреплять умение детей строить по образцу. Развивать наглядно-действенное мышление.

Воспитывать умение детей работать в коллективе сверстников, помогая друг другу при совместной постройке.

Развивать способность выделять целое и части. Продолжать учить детей передавать характерные особенности здания, опираясь на схему.

Материал:

ЛЕГО – набор с деталями конструктора, образец постройки для детей, схемы.

Ход НОД:

Педагог встречает детей, предлагая пройти на ковер. Звучит загадочная музыка. На воздушном шаре спускается человечек, сделанный из Лего-конструктора.

Здравствуйте, ребята! Я- Леговичок. Я прилетел к вам из волшебной страны ЛЕГО. У нас есть самолеты, а вот здания аэропорта у нас нет. Помогите нам!

Дети, вы согласны помочь Леговичку? Он такой интересный, необычный. (обращает внимание на фигурку ЛЕГО-человечка)

Чем же он необычен? (Предполагаемые ответы детей)

Да, он сделан из деталей конструктора.

- А как называется этот конструктор?

- Правильно. Это конструктор ЛЕГО.

- Он попал к нам из волшебной страны. Что бы ему помочь нам надо туда отправиться.

- Вы согласны? Как туда попасть?

- А я предлагаю построить дорогу, но не простую, необычную, а волшебную. Чем она необычна? Она состоит из ЛЕГО- деталей.

Но сначала построим волшебную дорогу.

Кирпичик нужный найди,

Дорогу в ЛЕГО - страну собери.

Развивающая игра: «Волшебная дорожка»

Что бы построить дорогу, нужно соблюдать правила, каждому надо взять только 2 детали. Детали должны быть разные: или по цвету, или по размеру. Начинаем строить: я ставлю первую деталь. Следующая должна быть похожа на мою по цвету или размеру.

- У кого есть подходящая? (помогает соотносить детали по цвету или размеру.)

Твоя деталь похожа на мою? По цвету или размеру?

- А почему ты поставил эту деталь?

- Все поставили свои детали? Дорога готова?

- Чтобы никто не потерялся в пути, крепко сцепимся

мизинчиками, как детальки ЛЕГО (по кругу вокруг стола) .

- Можно отправиться в путь. (Как заклинание)

Друзей с собою возьми.

И в ЛЕГО - страну попади.

Упражнение для глаз. ЧЕЛОВЕЧЕК (Глаза вверх, вниз, вправо, влево, широко открыли от удивления, крепко зажмурились, поморгали.)

Мы с вами в ЛЕГО - стране. (Беру Леговичка) А вот и аэропорт (подходят к столу). Поспешим к нему!

Посмотрите, какой красивый аэродром. Да, а вот здания нет. Но не беда! Вот и конструктор(детали) Лего. Давайте внимательно рассмотрим схему здания.

- Все ли детали одинакового цвета?

- А какого они цвета?

- А по размеру одинаковые (уточняешь размер?)

- Как детали ЛЕГО держатся (соединяются) между собой? (про кнопочки) .

Возьмите контейнеры с деталями и проходите на полянку, располагайтесь удобно, но так, чтобы было видно образец (следить за осанкой). Начинаем строительство.

Детали, детали,

Вы спать не устали.

Сегодня с утра

Нам строить пора.

Начинаем строительство.

(Идет индивидуальная работа: оказание помощи путем показа, дополнительного объяснения, поддержки, одобрения.)

- Вот и построили аэропорт, УРА!!! Лего- друг нас ждет.

Было много кирпичей.

Каждый был совсем ничей.

А теперь детали

Крепкой стенкой встали.

Здание аэропорта построено. Можно вернуться на полянку.

- Ребята, посмотрите, как красиво смотрится наше здание!

Вам нравится? Какие мы молодцы. Жители ЛЕГО страны будут приходить в аэропорт… . И будут летать в разные страны.

- Молодцы! У вас просто волшебные пальчики!

Леговичку оно очень нравятся. Он благодарит вас за помощь. А за какую помощь?

Вы помогли жителям Лего -страны. Построили здание аэропорта. Вы были смелые, отважные, решительные, сообразительные - замечательные помощники. На вас можно положиться. А вы себя за что можете похвалить?

А теперь встаньте в круг и соедините ладошки.

Расцветай ЛЕГО – страна,

А нам домой возвращаться пора.

Закрывайте глазки-

Мы уходим из этой сказки.

Конспект непосредственной образовательной деятельности

в подготовительной группе

(ЛЕГО -конструирование)

« Вертолет для друзей»

Цель:

Продолжать учить детей создавать различные модели по словесной инструкции воспитателя и по схемам.

Задачи:

Совершенствовать умение детей узнавать конструкцию по схемам, последовательно анализировать схемы конструкции, выделять ее основные части;

Закреплять умение детей самостоятельно создавать конструкцию по схеме без опоры на образец и по словесной инструкции воспитателя;

Закреплять навыки коллективной работы: умение распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу;

Развивать творческое воображение, мышление, внимание, память, мелкую моторику рук;

Обогащать и активизировать словарь детей;

Воспитывать интерес к конструированию.

Раздаточный материал:

Конструктор Лего, схемы.

Ход НОД:

Входит почтальон с посылкой. (в коробке конструктор LEGO)
Почтальон: Это вам. Эту посылку принесли рано утром, сказали отдать срочно в группу «Дельфины». Вот держите, распишитесь. До свидания.
Педагог: Ребята, что же в этой посылке?
Смотрите, это же конструктор LEGO. Здесь ещё и записка.
(читает письмо)
«Здравствуйте дорогие ребята! Меня зовут Незнайка. Вчера я купил новый конструктор LEGO, а сейчас даже не знаю, что со всем этим и делать, я пробовал построить, но у меня ничего не получается. А так хочется, чтобы у меня был,а что,отгадайте загадку!

Железная птица

Высоты не боится,

То в небо летит.

То на землю спешит! (самолёт, вертолет)

Я нашёл картинки с изображением вертолета, надеюсь, они вам помогут.»
Педагог: - Давайте посмотрим, что же за картинки оставил нам Незнайка.
(рассматривание иллюстраций с изображением вертолета)
Педагог: - Это же настоящий вертолет!
- А как вы думаете, зачем он ему?
Ответы детей
Педагог: - Правильно. Вертолеты сравнивают со стрекозами. Они действительно похожи на этих крылатых насекомых и потому кажутся чуточку живыми. Существует очень много разных вертолетов. А для чего они нам служат?

Ответы детей.

Педагог: да, вы правы. Они нам нужны для перевозки людей, животных, даже могут помогать фермерам обрабатывать поля. С их помощью вы будете перевозить грузы, тушить разбушевавшиеся пожары, спасать людей из зоны бедствия. Этот транспорт единственный, который доставит десант в джунгли или поднимет и вынесет раненых.

Давайте поиграем:

Мы садимся в самолет, (Дети приседают)

Отправляемся в полет! («Заводят» самолет, встают, говорят: «ж-жу»)

Мы летим над облаками. (Руки в стороны)

Машем папе, машем маме. (По очереди обеими руками)

Видим, как течет река, (Показывают руками волны)

Видим лодке рыбака. («Забрасывают» удочку)

Осторожнее: гора! (Наклоняются влево, вправо, говорят: «ж-жу»)

Приземляться нам пора! (Приседают)

Педагог: - А теперь давайте поработаем!
Педагог: - У вас у каждого на столе лежат схемы постройки вертолетов.

- Те, кто выполнил свои постройки, могут помочь остальным.
(изготовление построек)

- Вот какие мы молодцы, сделали вертолеты для Незнайки.

Вы устали? Разомнемся!

«Летчики»

Быть шофером хорошо,

А летчиком лучше.

Я бы в летчики пошел,

пусть меня научат.

Наливаю в бак бензин,

Завожу пропеллер.

В небеса мотор вези,

Чтобы птицы пели

- Вам понравилось предложение Незнайки? А что нам предложил Незнайка?
- Какой материал мы использовали для поделок?
- С помощью, каких деталей LEGO вы смогли построить такое чудо?
- А какая поделка вам больше всего понравилась и почему?
- Что нового вы сегодня узнали?
Педагог: - Ребята, а как бы нам все это отправить Незнайке, чтобы он перестал грустить?
Ответы детей: (по почте)
Педагог: - Совершенно верно. А как вы думаете, схемы вертолетов нужно отправить Незнайке?
Ответы детей: (…)
Педагог: - А зачем?
Ответы детей: (чтобы Незнайка сам смог сделать)
Педагог: - Правильно. Схемы мы отправим вместе с вертолетом.чтобы Незнайка тоже научился делать. Давайте вместе упакуем нашу посылку и обязательно укажем адрес, куда хотим её отправить. Город, в котором живет Незнайка, называется Цветочный, а Улица Ромашковая,дом № 9.
(упаковывают посылку)
Педагог: - Замечательно. А посылку я обязательно сейчас отправлю нашему Незнайке.
- Вы все молодцы! Спасибо вам ребята за хорошую и дружную работу, за правильные и полные ответы.



Должность: воспитатель

Актуальность:

Человек, который способен конструктивно мыслить, быстро решать логические задачи, наиболее приспособлен к жизни, так как быстро находит выход из затруднительных ситуаций, принимает рациональное решение. Влияние конструктивной деятельности на умственное развитие детей изучал А.Р.Лурия. Им был сделан вывод о том, «что упражнения в конструировании оказывает существенное влияние на развитие ребенка, радикально изменяя характер интеллектуальной деятельности».

Лего в переводе с датского языка означает «умная игра».

Использование Лего-технологии в системе дополнительного образования в ДОУ является актуальным в свете новых федеральных государственных требований к программе дошкольного образования:

— прослеживается принцип интеграции образовательных областей: конструирование находится в образовательной области «Познание» и интегрируется с образовательными областями «Коммуникация», «Труд», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Безопасность»;

— конструктор ЛЕГО используется как в самостоятельной деятельности детей не только в рамках НОД, но и при проведении досугов, праздников, в проектной деятельности;

— основой образовательного процесса с использованием ЛЕГО-технологии является игра – ведущий вид детской деятельности.

Занятия по лего — конструированию способствуют:

— формированию образного, пространственного мышления

— развивает воображение

— самореализации собственных замыслов

— развитие познавательной, художественно-эстетической способностей

— развитию внимания, памяти, речи

Использование ЛЕГО – технологии в ДОУ позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.

Объект исследования:

Дети старшей группы

Предмет исследования:

Развитие конструктивной деятельности с конструктором ЛЕГО.

Цель проекта:

Развитие умственного и творческого мышления дошкольников через использование ЛЕГО-конструирования в образовательном процессе ДОУ.

Задачи проекта:

1.Создание условий, обеспечивающих непрерывность образовательного процесса, направленного на развитие способностей, компетенций и творчества воспитанников средствами технологии ЛЕГО-конструирования.

2.Выявления возможностей в развитии детей; определение наиболее эффективных целесообразных методов, приемов, средств, педагогических технологий, обучение детей ЛЕГО-конструированию.

3.Формирование активной родительской позиции на основе продуктивного сотрудничества ДОУ и семьи.

Гипотеза:

Сроки проекта: годовой

Состав участников:

— воспитатели;

— родители;

База проекта:

МБДОУ г.Кургана «Детский сад комбинированного вида №137 «Алиса»

Этапы реализации проекта

Этапы реализации Деятельность педагога
1 этап

Организационно-подготовительный

(2012-2013уч.гг.)

1. Составление проблемно-ориентированного анализа

Всестороннее изучение психолого-педагогической и научно-методической литературы;

Дифференциация потребностей педагога и детей и родителей в рамках существующей проблемы;

Определение конкретных целей, подготовки, способов решения проблемы.

— мониторинг.

2. Определение основных ресурсов для реализации проекта.

3. Выработка плана конкретных действий по созданию условий.

4. Методическое обеспечение реализации проекта:

Осуществление мониторинга реализации проекта;

— разработка календарно-перспективного плана реализации проекта с детьми.

2 этап

Практический

(2012-2013уч.гг.)

1. Разработка и апробирование конспектов занятий.

А.Занятия:

— «Строительство домика» (октябрь);

— «Волшебные рыбки» (ноябрь);

— «Животные» (февраль);

— «Лего — мир аквариума» (март);

— «Жизнь на другой планете» (апрель).

Б. игры-упражнения:

— «Чья команда быстрее построит»;

— «Найди деталь такую же, как на карточке»;

— «Таинственный мешочек»;

— «Разложи детали по местам»;

— «Выложи вторую половину узора».

2. Работа с родителями в рамках реализации проекта:

— установление сотрудничества с родителями по реализации проекта;

Информирование родителей о результатах внедрения проекта.

3 этап

Обобщающий

  1. Выставка «Лего – мир» (февраль)
  2. Мастер – класс «Развитие творческого потенциала ребенка в играх с конструктором «Лего»
  3. Методические рекомендации «Развитие конструктивных навыков в играх «Лего»
  4. Защита проекта

Ожидаемые результаты:

  1. Ребенок создает конструкции из разных видов конструкторов по собственному желанию.
  2. Применяет разные средства для достижения результаты(схемы, модели, рисунки, образцы).
  3. Самостоятельно организует предметно-игровую среду, отражая и преломляя окружающую действительность, содержание книг.
  4. Стремиться стать участником коллективной сюжетно-ролевой игры с использованием поделок из различных видов конструктора.
  5. В режиссерской игре берет на себя роль организатора и исполнителя всех действующих лиц в игре, создавая и проигрывая целостные сюжеты на основе созданных игр-макетов.
  6. Заинтересовать родителей в развитии творческого развития.

Прогноз дальнейшего развития:

В результате проведенной нами работы у детей будут сформированы моторные навыки, навыки конструирования, умения выбирать оптимальные пути решения творческих заданий, успешно функционировать в социуме.

Программно-методическое обеспечение.

1. Веракса, Н. Е. Мониторинг достижения ребенком планируемых результатов освоения программы / Н. Е.Веракса, А. Н. Веракса. — М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 40 с.

2. Комарова, Л. Г. Строим из ЛЕГО: моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора ЛЕГО / Л. Г. Комарова. — М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 2001.-88 с.

3. Куцакова Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду: программа и методические рекомендации / Л. В. Куцакова. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 64 с.

4. Лусс Т. В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО: пособие для педагогов-дефектологов / Т. В. Лусс.- М.: ВЛАДОС, 2003.-104 с.

5. Парамонова Л. А. Детское творческое конструирование / Л. А. Парамонова. — М., 1999.

6. Шайдурова Н. В. Развитие ребенка в конструктивной деятельности: справочное пособие / Н. В. Шайдурова. — М.: ТЦ Сфера, 2008.- 128 с.

7. Новикова В. П., Тихонова Л. И. Лего-мозаика в играх и занятиях / В. П. Новикова, Л. И. Тихонова-М.: Мозаика-Синтез, 2005.-72с.

Пояснительная записка

Игрушки, игры — одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребёнка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер, что положительно влияет на социальное здоровье дошкольника.

Но, при этом, часто можно видеть картину: у малыша много игрушек, а он не играет ими. Причин тому, конечно, не одна, но чаще всего главная причина в том, что игрушки уже себя»исчерпали», элемент новизны исчез. А он-то и привлекает ребёнка в первую очередь. Дать же ему задачку для ума, длительную интеллектуальную нагрузку готовая игрушка не в состоянии. В этом отношении куда лучше строительные материалы,мозаика и пр. Эти игры обладают большой вариативностью, разнообразием комбинаций. Но и их развивающие возможности ограничены: они не побуждают детей к усиленной умственной деятельности, не требуют от них значительных напряжений, не опережают развитие ребёнка, а в лучшем случае удовлетворяют лишь его сиюминутные потребности. А этого очень мало для развития творческих способностей. Если ещё учесть, что далеко не в каждой семье созданы все необходимые условия для развития творческой деятельности детей, то становится очевидно: нужны игры нового типа , игры моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат,где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта., способствующие формированию у детей коммуникативных навыков,установлению положительных межличностных отношений.

Такими играми нового типа являются игры с конструкторами типа Лего , которые при всём своём разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями :

Каждая игра с конструктором представляет собой набор задач , которые ребёнок решает с помощью деталей из конструктора.

Задачи даются ребёнку в различной форме: в виде модели, рисунка, фотографии, чертежа, устной инструкции и т.п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации .

Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности, т.е. в них использован принцип народных игр: от простого к сложному .

Постепенное возрастание трудности задач в конструировании позволяет ребёнку идти вперёд и совершенствоваться самостоятельно , т.е. развивать свои творческие способности , в отличии от обучения, где всё объясняется и где формируются только исполнительские черты в ребёнке.

Решение задачи предстаёт перед ребёнком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде сооружения из деталей конструктора, т.е. в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно «задание» с «решением» и самому проверять точность выполнения задания.

Большинство игр с конструктором не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям составлять новые варианты заданий и придумывать новые игры с конструктором, т.е. заниматься творческой деятельностью.

Так моделирование из конструкторов типа “Лего” позволяет разрешить сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей, воображения, интеллектуальной активности; формированием на основе создания общих построек коммуникативных навыков: умением в совместной деятельности высказывать свои предложения, советы, просьбы, в вежливой форме отвечать на вопросы; доброжелательно предлагать помощь; объединяться в игре в пары, микро-группы.

Столкнувшись с проблемой по обучению детей моделированию из конструкторов типа “Лего”,стала необходимость в разработке проекта с использованием конструкторов типа “Лего”.

Этапы работы

над созданием проекта следующие: организационно-подготовительный, практический и обобщающий.

На организационно-подготовительном этапе был составлен проблемно-ориентировочный анализ, всесторонне изучалась психолого-педагогическая и научно-методическая литература, определялись конкретные цели и способы решения проблемы.

На практическом этапе создавался банк методических рекомендаций и пособий для конструктивной деятельности с использованием конструкторов “Лего”. Разрабатывался календарно-перспективный план реализации проекта с детьми, составляющий реализацию игровых мини-проектов: “Наша группа”, “Строим город”, “Леса-чудеса”, “Космос”.Разрабатывались и апробировались конспекты занятий. Устанавливалось сотрудничество с родителями для успешной реализации проекта.

На Обобщающем этапе принимались решения по результатам мониторинга, определялись перспективы дальнейшего развития.

Отличительная особенность и новизна работы выражается в реализации задач по развитию творчества и конструктивных навыков через такие формы работы как игровые мини-проекты с использованием конструкторов типа “Лего”.

В ходе выполнения педагогической работы руководствовались следующими принципами :

  • от простого к сложному
  • учёт индивидуальных возможностей
  • детей в освоении коммуникативных и конструктивных навыков;
  • активности и созидательности
  • — использование эффективных методов и целенаправленной деятельности направленных на развитие творческих способностей детей;
  • комплексности решения задач
  • — решение конструктивных задач в разных видах деятельности: игровой, познавательной, речевой;
  • результативности и гарантированности
  • — реализация прав ребёнка на получение помощи и поддержки, гарантии положительного результата независимо от возраста и уровня развития детей.

Разрабатывая проект «Страна Лего» мы поставили следующие цели : развивать творческое воображение, интеллектуальную активность в конструктивной и игровой деятельности; развивать социальные эмоции и мотивы, способствующие налаживанию межличностных отношений детей в игровой и конструктивной деятельности.

Осуществление проекта «Страна Лего»позволило реализовать следующие задачи :

1. Способствовать возникновению в играх дружеских, партнерских взаимоотношений и игровых объединений по интересам;самостоятельно договариваться друг с другом,справедливо распределять роли, самим в этически приемлемой форме разрешать конфликты

2. Развивать у детей умения анализировать условия функционирования будущей конструкции,устанавливать последовательность её выполнения,способствовать созданию разных оригинальных конструкций на одной и той же основе:достраивать, используя блоки разных конфигураций, встраивать различные элементы.

3. Учить использовать созданные конструкции в играх-макетах, сюжетно-ролевых, режиссёрских играх.

Задачи проекта реализовывались по следующим направлениям :

1. Обучение детей через игры-задания,игры-упражнения, дидактические игры , которые развивают разные интеллектуальные качества:внимание, память, умение находить зависимости и закономерности; классифицировать и систематизировать материал; способность к комбинированию; умение делать правильные умозаключения на основе проведённого анализа.

2. Осуществление реализации мини-проектов : «Наша группа», «Леса-чудеса», «Строим город», «Космос». Они позволяют развивать умение планирования процесса создания собственной модели и совместного проекта;конструктивное воображение при создании постройки по собственному замыслу; способность предвидеть результаты своих действий; находить партнера для реализации собственного замысла,уметь устанавливать доброжелательные взаимоотношения со сверстником, создавать и обыгрывать тематический макет.

3. Проведение диагностики уровня сформированности конструктивных навыков у детей.

В ходе выполнения проекта для успешного выполнения поставленных задач были созданы следующие условия:

1. Организована предметно-развивающая среда ,отвечающая всем требованиям по развитию детской активности в конструктивной деятельности. В групповой комнате созданы игровые центры: “Юный архитектор”, “Город мастеров”, “Мы играем”,где детям предоставлена возможность реализовать потребности в конструктивной деятельности в соответствии со своими интересами и замыслами. Центры оснащены различными строительными наборами и конструкторами (настольные,напольные, деревянные, металлические,пластмассовые, с разными способами крепления),конструкторами “Lego”, “Lego-Dacta”, подобными отечественными конструкторами. А также детям предложены игрушки сомасштабные постройкам и отвечающие детскому восприятию (человечки,животные, машинки и др.). Подобраны альбомы образцов (рисунки, иллюстрации, фотографии,схемы) по темам: “Здания”, “Транспорт”,“Животные”; дидактические игры типа “Дострой здание”, “Найди ошибку в схеме”.

2. Разработаны и систематизированы конспекты занятий , направленные на развитие умений рассматривать и обследовать предметы и строения,выделять особенности конструкций, их назначение,материалы, из которых они изготовлены. Подобраны игры-упражнения стимулирующие детей к решению новыми способами конструкторских задач, способствующие совершенствованию конструкторских умений(соотносить, комбинировать).

Были использованы следующие формы работы :

  • занятия;
  • совместная деятельность;
  • мини-проекты.

Эффективно применялись методы и приёмы :

  • Проведение прогулок, экскурсий, во время которых дети наблюдают разнообразные объекты, отмечают особенности, чтобы в последствии смоделировать подобное из конструктора.
  • Рассматривание рисунков, фотографий, чертежей различных предметов, строений.
  • Использование народных пословиц, поговорок, песенок: “У кого сноровка, тот и действует ловко”, “Скоро слово сказывается, а не скоро дело делается” и др.
  • Обучение детей конструированию по образцу, по условию или по инструкции, по собственному замыслу, по рисунку, иллюстрациям.
  • Коллективное обсуждение будущей постройки. Дети учатся выражать своё мнение, отстаивать свою точку зрения.
  • Совместный анализ постройки, конструкции. Дети должны понимать, что нельзя критиковать неудачную работу товарища, если он очень старался; не стоит восхищаться сооружением сверстника, если он разбросал строительный материал.

На основе построек вместе с детьми создавали игровые макеты, привлекали родителей к подготовке тематических выставок,фоторепортажей; проводили вечера-досуги,викторины, игры-путешествия, режиссёрские и сюжетно-ролевые игры.

При создании игровых макетов «Наша группа», «Строим город», «Леса-чудеса»дети научились самостоятельно создавать предметно-игровую среду, придумывать и воплощать в игре интересные сюжеты игр, применять разные средства для достижения результата (схемы,модели, рисунки, образцы), установились устойчивые объединения детей, что способствовало формированию детского коллектива установлению положительного микроклимата в группе

Таким образом, целенаправленная продуманная педагогическая работа способствовала и развитию коммуникативных навыков и развитию творческого склада мышления.

Номинация: проектная деятельность в детском саду готовые проекты старшая группа.

Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ Детский сад №137
Месторасположение: г. Курган